|
||||||||||||||||||||||||||||||
Варианты и объемы модернизации | ||||||||||||||||||||||||||||||
оборудование АСУ ТП, подлежащее замене |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 3 |
|||||||||||||||||||||||||||
ИВС в объеме СМ-2М, КСО-М64, РМОТ, УЛУ-МПК |
замена на “Телеперм МЕ” и “ОМ 650” производства ФРГ — АО “Сименс” |
замена на “Телеперм МЕ” и “ОМ 650” производства в России совместного предприятия ФРГ и России |
замена на “Телеперм МЕ” и “ОМ 650” производства в России совместного предприятия ФРГ и России |
|||||||||||||||||||||||||||
УКТС систем контроля и управления реакторного отделения и машинного зала |
замена на “Телеперм МЕ” производства ФРГ |
замена на “Телеперм МЕ” и “ОМ 650” производства в России совместного предприятия ФРГ и России |
замена на “Телеперм МЕ” и “ОМ 650” производства в России совместного предприятия ФРГ и России |
|||||||||||||||||||||||||||
замена КИП, кабелей, электроприводной аппаратуры |
замена на аналоги, произведенные в России |
замена на аналоги, произведенные в России |
замена на аналоги, произведенные в России |
|||||||||||||||||||||||||||
замена СУЗ, СВРК, АКНП, УСБ |
не предусматривается (т.к. существует ограничение по стоимости модернизации) |
не предусматривается (т.к. существует ограничение по стоимости модернизации) |
замена на “Телеперм МЕ” и оборудование, произведенное на российских предприятиях |
* темным цветом в таблицах выделен выбранный принцип модернизации АСУ ТП 3 блока КАЭС.
5.1. Разработанные НИАЭП предложения были рассмотрены на заседании концерна РЭА и Министерства РФ по атомной энергии. На научно-технической секции рассматривались :
· альтернативные методы создания модернизации систем,
· состояния смонтированного оборудования,
· возможные источники финансирования,
· возможности применения импортной техники.
5.1.1. Предлагаемыми критериями в плане решения проблемы являются стоимость, сроки реализации и соответствие проекта требованиям НТД .
5.1.2. Альтернативными методами изготовления оборудования, соответствующего лучшим характеристикам по безопасной и надежной эксплуатации, являются :
1. изготовление оборудования на заводах РФ, имеющих разрешение ГАН РФ,
2. поставка оборудования, произведенного на заводах в странах СНГ с последующим лицензированием ГАН РФ,
3. поставка зарубежного оборудования, которое отличается от аналогичного оборудования, произведенного в странах СНГ, лучшими характеристиками по надежности.
Было показано, что по стоимостным и надежностным показателям выгоднее использовать метод создания СП по изготовлению оборудования.
5.1.3. В настоящее время на станции установлено отдельное оборудование АСУ ТП, значительная часть оборудования хранится на складских помещениях.
В завершающей стадии находится оформление кредита от КЕС.
В настоящее время зарегистрировано СП и ведутся работы по выдаче лицензии АО “Сименс” на производство программно-технических средств для АСУ ТП.
5.1.4. Ряд европейских стран предложил произвести поставки части необходимого оборудования для повышения безопасности 3 блока КАЭС. В состав этого оборудования входят : управляющие и вычислительные машины, системы пожарной сигнализации, отдельные виды кабеля и др.
Такие предложения были приняты, т.к. позволяли перераспределить финансовые средства на решение других проблем, связанных с модернизацией проекта АСУ ТП 3 блока КАЭС.
5.1.5. В настоящее время заключены контракты со такими странами, как Индия, Китай, Куба, Иран, на сооружение АЭС при содействии с Россией. Таким образом была подчеркнута положительная сторона скорейшей модернизации АСУ ТП 3 блока КАЭС. Модернизация АСУ ТП позволит России реализовать заключенные контракты на сооружение АЭС за рубежом, а также провести модернизацию АСУ ТП собственных АЭС.
5.1.6. Поставки оборудования АСУ ТП будут производиться на основании долгосрочного кредита КЕС — срок погашения 15 лет при 6,5% годовых. В связи с необходимостью активизации и продолжения работ по сооружению 3 блока КАЭС концерном РЭА в адрес Комиссии Европейского Сотрудничества (КЕС) была направлена заявка на получение кредита, которая основывалась на выводах бизнес-плана достройки 3 блока целесообразности привлечения западного кредита.
При этом были приняты следующие исходные предпосылки :
ü стадия строительно-монтажной готовности энергоблока 60%
ü период достройки, включая энергетический пуск 1997-1999 гг.
ü необходимые затраты
собственные средства
175 млн. $
долгосрочный кредит КЕС
175 млн. $
необходимые затраты, всего
350 млн. $
Финансирование должно распределяться практически равномерно по кварталам в течение двух лет.
5.1.7. Ограничения связаны с условиями получения кредита от КЕС. Ограничения связаны с тем, что до момента пуска 3 блока КАЭС необходимо выполнить все расчеты по безопасности, которые выполняются для зарубежных АЭС в настоящее время. Т.к. для проведения расчетов требуется не менее 5 лет, то надо из общего перечня расчетов согласовывать с КЕС те, которые можно выполнить до пуска блока, а остальные — после пуска блока в течение 3-4 лет.
5.2. После определения принципа решения проблемы были подготовлены следующие документы: экспертные заключения о состоянии смонтированного оборудования на станции, записка о необходимости проведения модернизации проекта АСУ ТП на 3 блоке КАЭС, проекты соглашений с КЕС на получение кредита и фирмой “Сименс” на поставку части оборудования АСУ ТП.
6.1. Для обеспечения выполнения работ были разработаны проекты программ их выполнения по следующим направлениям :
1. проектные работы,
2. конструирование оборудования,
3. изготовление оборудования,
4. монтаж оборудования,
5. наладка оборудования,
6. ввод в эксплуатацию.
Проекты программ содержат детальные этапы выполнения работ с привязкой по времени, а также сведения об необходимых объемах финансирования этапов работ.
6.2. Заказчик работ по модернизации проекта АСУ ТП 3 блока КАЭС —концерн РЭА и КАЭС— строят свои отношения с соисполнителями на договорной основе. В договорах указываются этапы и сроки выполнения работ, объемы финансирования по выполнении каждого этапа, определяется отчетная документация после выполнения работ по каждому этапу. В договоре устанавливается персональная ответственность за результаты выполнения работ.
6.3. Указанные в 6.1. проекты программ выполнения работ согласовываются всеми соисполнителями, утверждаются руководством концерна РЭА. Все проекты программ после утверждения в РЭА направляются в Министерство РФ по атомной энергии и ГАН РФ для сведения. Указанные документы находятся на хранении в ГАН РФ и РЭА.
В контрольный пакет документов по проблеме (КПДП) входят программы выполнения работ.
6.4. После утверждения проектов программ выполнения работ концерн РЭА заключает со всеми соисполнителями договора на выполнение соответствующих работ. В ряде случаев РЭА делегирует эти права КАЭС( это относится к работам по монтажу, наладке оборудования и вводу в эксплуатацию).
В указанных договорах определяются права и обязанности исполнителя в части формулирования предложений по корректировке программ выполнения работ. Указанные корректировки, как правило, обусловлены необходимостью проведения дополнительных научно-исследовательных работ, дополнительных испытаний оборудования. Все изменения, которые могут быть внесены в программы выполнения работ впоследствии вносятся в КПДП по взаимному согласованию концерна РЭА, ГАН РФ, Министерства РФ по атомной энергии.
6.5. После заключения договоров с РЭА и КАЭС исполнители выпускают на своих предприятиях приказы, в которых определяются лица, ответственные за тот или иной цикл работ. Приказ устанавливает ответственных лиц за результат, определяет порядок их взаимодействия при выполнении работ. Порядок корректировки выпускаемой документации на данном предприятии после ее утверждения определяется ГОСТ, СНиП (строительные нормы и правила) и стандартом предприятия “Порядок учета и внесения изменений в проектно-конструкторскую, технологическую, эксплуатационную документацию”.
6.6. Вторичные документы по решению проблемы (приказы, распоряжения, проектно-конструкторская, технологическая, эксплуатационная документация) хранятся на предприятиях-разработчиках в архивах или производственно-технических отделах, а кроме того — в ГАН РФ и концерне РЭА.
6.7. После заключения всех договоров по каждой программе проводится уточнение : сроков выполнения работ, объемов выполнения работ, объемов их финансирования. После согласования всех этих вопросов программы утверждаются концерном РЭА. После этого разрабатываются детальные графики выполнения работ.
Программы и графики направляются концерном РЭА в Министерство и ГАН РФ для утверждения и хранения в качестве контрольных экземпляров.
6.8. Конкурсные варианты решения проблемы были определены на стадии 4.
7.а. Все работы, связанные с планированием решения проблемы и реализации плана, т.е. вся работа на этапах проектирования, конструирования, изготовления, монтажа, наладки оборудования и ввода в эксплуатацию, выполняется в соответствии с программами и графиками выполнения работ и программой обеспечения качества (ПОК).
7.а.1. Существуют 2 источника финансирования работ : кредит КЕС и собственные средства РЭА и КАЭС.
Финансирование работ определяется в соответствии с договорами, которые заключили с эксплуатирующей организацией (концерном РЭА) или КАЭС исполнители работ. Договор предусматривает поэтапное выполнение работ. По каждому выполненному этапу работ представляется отчетная документация, определяемая ПОК и конкретным договором. За каждый выполненный этап РЭА или КАЭС выплачивают производителю работ соответствующую сумму. Аналогично строится финансирование работ, выполняемых по иностранному кредиту. При этом КЕС заключает договор на выполнение конкретных работ только с концерном РЭА.
7.а.2. В соответствии с договорами исполнители выпускают проектно-конструкторскую, технологическую, эксплуатационную документацию; изготовляют оборудование, проводят его монтаж, наладку и испытания.
Договор содержит сроки выполнения работ, которые соответствуют графикам выполнения работ, утвержденных Министерством РФ по атомной энергии и ГАН РФ.
7.а.3. В соответствии с ПОК концерн РЭА периодически осуществляет контроль качества выполняемых работ, осуществляет контроль промежуточных результатов — результатов этапов выполнения работ.
7.а.4. В части проектно-конструкторских работ приемка проектно-конструкторсокй документации осуществляется концерном РЭА после ее согласования с ГАН.
Прием изготовленного оборудования для АСУ ТП осуществляется концерном РЭА только после согласования результатов испытаний ГАН РФ.
Прием оборудования после монтажа и наладки на 3 блоке КАЭС осуществляется специальной приемочной комиссией, назначаемой концерном РЭА с участием представителей ГАН РФ.
Все результаты выполнения работ оформляются соответствующими актами, протоколами и решениями, которые определены в соответствующих ПОК.
7.а.5. Комплексная приемка результатов работы отдельных соисполнителей осуществляется на атомной станции после монтажа и наладки оборудования АСУ ТП. Указанная приемка осуществляется по результатам испытаний отдельно взятого оборудования АСУ ТП, отдельных подсистем АСУ ТП и АСУ ТП в целом. Испытания проводятся по специальным программам и методикам испытаний. Программы и методики испытаний разрабатываются АЭС на основании частных программ и методик испытания отдельного оборудования, которые в свою очередь разрабатываются отдельными разработчиками оборудования, подсистем. Все программы и методики испытаний согласовываются с ГАН РФ.
Оценка результатов осуществляется специальной межведомственной комиссией, которая создается концерном РЭА из представителей всех предприятий, участвующих в разработке проектно-конструкторской документации, разработчиков и изготовителей оборудования и систем, представителей наладки, монтажа.
7.б.1. После выполнения очередного этапа исполнители работ направляют в концерн РЭА или КАЭС отчетную документацию. В качестве отчетной документации представляются :
·проектная и конструкторская документация,
·расчеты надежности оборудования,
·программы и методики заводских, полигонных испытаний и испытаний на АЭС,
·технические описания и инструкции по эксплуатации,
·программы производства монтажных и наладочных работ,
·программы технического обслуживания и ремонта оборудования при его эксплуатации.
Полный перечень отчетной документации по каждому этапу выполняемых работ определяется ПОК, разработанной концерном РЭА и КАЭС. Конкретный перечень отчетной документации указывается в договоре на исполнение работ.
7.б.2. В ходе выполняемых работ в связи с необходимостью проведения дополнительных расчетных обоснований или испытаний оборудования могут возникнуть случаи переносов сроков выполнения работ. Предложения направляются в концерн РЭА. РЭА определяет возможные пути решения проблемы без переноса сроков (путем дополнительного финансирования работ или привлечения дополнительных исполнителей). В противном случае РЭА принимает решение о переносе сроков выполнения работ.
7.б.3. Решения о переносе сроков выполнения работ принимает и обосновывает концерн РЭА, который затем по согласованию с Министерством РФ по атомной энергии и ГАН РФ, вносит соответствующие необходимые корректировки в детальные графики выполнения работ.
В соответствии с действующим законодательством авторские права на документацию, изделия и оборудование определяются договором на выполнение работ, который заключает концерн РЭА или КАЭС с соисполнителями.
При поставке оборудования на объект, при его монтаже и наладке на АЭС в соответствии с ПОК и действующим законодательством осуществляется авторский надзор за монтажом, наладкой и эксплуатацией оборудования АСУ ТП. На АЭС в период монтажа, наладки и эксплуатации оборудования постоянно присутствуют специальные группы авторского надзора, которые следят за соблюдением требований проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации при монтаже, наладке и эксплуатации оборудования.
7.б.4. Для проверки выполнения работ концерн РЭА и КАЭС периодически проводят инспекции контроля качества выполняемых работ предприятиями, с которыми они заключили договора на выполнение работ. Эти проверки осуществляются в соответствии с разработанным и утвержденным графиком и порядком проведения проверок. Периодичность этих проверок определяется состоянием уровня качества выполняемых работ на предприятии-исполнителе. В случае ухудшения качества выполняемых работ частота проверок может быть увеличена либо договор может быть расторгнут с данным исполнителем и заключен с другим исполнителем.
7.б.5. При заключении договора с исполнителем работ концерн РЭА осуществляет проверку предприятия на предмет обеспечения качества выполняемых им работ. При этом концерн РЭА рассматривает и анализирует действующую на предприятии систему обеспечения качества, включая :
1. положение о подразделениях предприятия,
2. должностные инструкции сотрудников предприятия, в которых должно быть четко определены их права, обязанности и ответственность.
При проведении таких проверок особое внимание обращается на соблюдение отдельными исполнителями, включая административных руководителей работ, требований должностных инструкций в части обязанностей, прав и ответственности.
7.б.6. Приемка системы АСУ ТП осуществляется по программе и методике испытаний. Программа и методика разрабатываются в соответствие с требованиями НТД. Программа и методика испытаний содержат раздел “Критерии приемки”. В данном случае критериями приемки оборудования подсистем и системы АСУ ТП в целом является требование нормативной документации по безопасности. Оценка результатов выполняемых работ по программе и методике испытаний осуществляется межведомственной комиссией. Межведомственная комиссия выпускает отчет об испытаниях, который утверждается концерном РЭА и согласовывается с ГАН РФ.
7.б.7. Ввод в эксплуатацию АСУ ТП на АЭС осуществляется в 2 этапа :
1. после работы энергоблока в режиме комплексного опробования. Время этапа= 15 суток.
2. опытно-промышленная эксплуатация, в ходе которой проводятся необходимые испытания, результаты которых подтверждают, что оборудование, подсистемы АСУ ТП и АСУ ТП в целом выполнены и функционируют в соответствии с требованиями проекта. Время этапа= не менее 3 месяцев.
После завершения опытно-промышленной эксплуатации межведомственная комиссия оформляет акт приемки АСУ ТП в промышленную эксплуатацию и получает в ГАН РФ разрешение на эксплуатацию энергоблока. План модернизации АСУ ТП считается завершенным и снимается с контроля.
Все программы и методики испытаний, проектно-конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация, в которую внесены все изменения, возникшие в ходе выполнения работ в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов, НТД ГАН РФ, хранятся на АЭС в течение всего срока эксплуатации энергоблока.
Все изменения, которые необходимо будет сделать при эксплуатации энергоблока, вносятся в документацию и АСУ ТП только после разрешения ГАН РФ.
8.1. Проектная документация по АСУ ТП, отчеты по результатам всех испытаний АСУ ТП на КАЭС утверждаются концерном РЭА и направляются в ГАН РФ. ГАН РФ рассматривает представленную отчетную документацию и выдает официальное разрешение на эксплуатацию блока КАЭС с данной АСУ ТП. Это является официальной фиксацией достигнутых результатов.
8.2. Причиной большого объема работ по модернизации АСУ ТП 3 блока КАЭС является тот факт, что за время, которое энергоблок находился в режиме консервации в проект АСУ ТП не вносились изменения, связанные с внедрением новых нормативных документов по безопасности и не вносились изменения, которые по опыту эксплуатации вносились на действующих блоках АЭС. Кроме того, условия хранения смонтированного оборудования АСУ ТП на 3 блоке КАЭС не соответствовали требованиям заводской документации.
Отсюда можно сделать вывод : для того чтобы не допустить аналогичных ситуаций на действующих энергоблоках, необходимо своевременно проводить анализ существующих проектных решений АСУ ТП на их соответствие требованиям вновь выпускаемым НТД и принимать корректирующие меры. При этом необходимо обеспечивать условия эксплуатации оборудования согласно требованиям заводской документации.
8.3. Принимая во внимание вывод, сделанный в 8.2., концерн РЭА выпускает приказы, в соответствии с которыми АЭС обязаны периодически проводить анализ соответствия АСУ ТП требованиям вновь вводимых в действие НТД по безопасности, разрабатывать и реализовывать соответствующие корректирующие мероприятия после утверждения их в концерне РЭА и согласования с ГАН РФ.
8.3.1.
|
8.3.3. Концерн РЭА разработал соответствующие меры против повторения проблемы, связанные с модернизацией АСУ ТП. На АЭС разработаны специальные программы, в соответствии с которыми собираются статистические данные о надежности, работоспособности оборудования, подсистем и АСУ ТП в целом. При этом анализируются условия эксплуатации оборудования и подсистем АСУ ТП требованиям заводской документации, проводится соответствующая проверка оборудования на соответствие его функционирования требованиям проекта, проводится анализ соответствия систем требованиям нормативных документов по безопасности.
Отчеты о проделанной работе ежегодно направляются в ГАН РФ и концерн РЭА.
Таким образом обеспечивается уверенность в том, что эксплуатируемые АСУ ТП на АЭС соответствуют требованиям современных НТД по безопасности, а режим эксплуатации — требованиям заводской документации.
8.3.4. Со своей стороны концерн РЭА согласно действующему графику осуществляет ежегодные проверки качества выполнения указанных работ на АЭС. Проверки осуществляются комиссиями, назначаемыми РЭА. По результатам обследования комиссией оформляется акт, который утверждается концерном РЭА и направляется в ГАН РФ.
По результатам акта АЭС разрабатывает и реализует соответствующие мероприятия.
Выборочно свои проверки проводит ГАН РФ. Свои акты по результатам проверок он направляет в РЭА для принятия необходимых решений.
Указанная система страховок и проверок от возобновления проблемы официально записана в программе обеспечения качества эксплуатации каждой конкретной АЭС.
Настоящая работа выполнена на основании анализа документации концерна РЭА, связанной с проблемой модернизации АСУ ТП 3 блока КАЭС, в том числе :
1. “Общие положения инвестиционного проекта модернизации, достройки и ввода в эксплуатацию 3 энергоблока КАЭС”, доклад, май 1997.
2. “Сборник текстов правил и норм в атомной энергетике”, 1991
3. “Общее руководство по качеству” концерна РЭА,1995
4. “Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций”, 1995
5. “КАЭС. 3 блок. Технические предложения по модернизации системы автоматизации энергоблока”, Н. Новгород, 1997