Cпрос и его эластичность
Когда процентное
изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны
по величине, то такой случай называют единичной эластичностью (см. график 8).
График 8.
Если изменение
цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то
такой спрос является совершенно неэластичным (см. график 9).
График 9.
Если самое малое снижение
цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до
предела График
10. своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным (см.
график 10).
Формула ценовой
эластичности
Степень ценовой
эластичности или не эластичности определяют с помощью коэффициента эластичности
(Ed).
Ed=
Процентные
изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на
первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой
продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся
первоначально.
|
|
изменение кол-ва
спрашиваемой продукции изменение цены
первоначальное кол-во
спрашиваемой продукции первоначальная цена
|
|
Ed=
Использование
процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании
произвольных единиц измерения.
Ценовой
коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон
спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены),
поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.
Оценка
эластичности по показателю общей выручки
1. Эластичный
спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению
общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу
продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации
потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение
цены приведет к уменьшению общей выручки.
Если спрос
эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном
направлении.
2. Неэластичный
спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению
общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации
снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка
уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,
Если спрос
неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же
направлении.
3. Единичная
эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку
неизменной.
Свойства эластичности
1. Эластичность и
ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от выбранного
ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более
значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это
арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с
первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.
2. Эластичность и наклон кривой
спроса. Внешний вид графика не может служить надежным основанием для суждения
об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений
цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с
процентными изменениями цены и количества.
Изменяющиеся и
постоянные эластичные кривые спроса
Эластичность определяется
на заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть
таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.
- Линейная кривая спроса.
Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей
спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса.
- Кривая спроса постоянной
эластичности. Кривая спроса может быть представлена нелинейно. Кривая может
иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно
взятом интервале.
Факторы ценовой
эластичности спроса
1. Заменяемость.
Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем
эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от
того, насколько узко определены границы этого продукта.
2. Удельный вес в
доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при
прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.
3. Предметы
роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно
является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.
4. Фактор
времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия
решений. Это зависит от привычек потребителя , долговечности продукта.
Перекрестная
эластичность
Концепция
перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько чувствителен
потребительский спрос на один продукт (товар Х) к изменению цены какого-то
другого продукта (товар Y).
Exy=
Эта концепция
позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если
коэффиент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то
есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от
изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми
товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости
двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет
отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами.
Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемости
двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о
том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми
товарами.
Эластичность
спроса по доходу
Эластичность
спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества
спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным изменением дохода
потребителя.
Ei=
Для большинства
товаров этот коэффициент будет иметь положительное значение (для товаров высшей
категории). Значение коэффициента будет значительно варьироваться от товара к
товару. Отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по доходу
свидетельствует о товаре низшей категории.
Практическое
значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении
прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и
расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая
положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в
экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой
положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения
производства в отрасли.
Сравнение кратко- и долгосрочного коэффициентов эластичности
При анализе
спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени.
Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем
определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом
кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно
иначе, чем за долговременный.
Для многих
товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это
обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а
также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у
потребителей, который изменяется медленнее.
Пример: Резкое
повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном
периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться только
в долгосрочном периоде (см. график 11).
График11.
Для других
товаров спрос более эластичен для краткосрочного, а не долгосрочного периода.
Это товары длительного пользования, поэтому суммарный запас каждого товара,
принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их
производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым
хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению
объема покупок.
Эластичность
спроса от дохода также различна для долгосрочного и краткосрочного периодов.
Для большинства товаров и услуг эластичность спроса от дохода больше в
долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления
лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже
незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих
покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется
очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие
эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это
касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют
“цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП
и национальном доходе.
Глава 2. Взаимодействие спроса и предложения
Влияние и зависимость спроса
от предложения
Пересечение
кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное
количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой (см.
график 12).
График
12.
Избыточный спрос
или дефицит сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что
покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без
продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в
пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с
рынка.
Избыточное
предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия,
будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы
избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1) подсказывать фирмам, что
необходимо сократить ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции и
2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.
Экономический
кругооборот
Экономический
кругооборот —
это циркуляция реальных экономических благ, сопровождающаяся встречным потоком
доходов и расходов.
Основными
субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства
предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно
поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы,
предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных
экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения.
При всей, условности схемы кругооборота она отражает главное — в развитой
рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения:
спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос (см. график 13).
График
13.
Кругооборот
спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом ресурсов,
потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах,
которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг. Продажа этих
благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого,
предполагает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы
(капитал, труд, землю, предпринимательскую способность), получают денежные
доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль). Таким образом реальный
поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и
расходов (см. график 14).
График 14.
Эта модель может
быть уточнена при помощи включения оборотов внутри секторов. Простая модель
кругооборота несколько идеализирует реальную действительность. Во-первых, она
не учитывает накопления, как экономических благ, так и денежных ресурсов, а
так же то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например,
если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние
совокупного спроса уменьшается. Такие обстоятельства могут существенно
модифицировать модель кругооборота. Самым важным является здесь развитие кредитной
системы. Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства. Роль государства
в современном мире весьма многообразна, поскольку оно влияет как на агентов
рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита.
Домашние хозяйства
и фирмы платят в пользу государства налоги, получая от него в свою очередь
трансфертные платежи и субсидии. Кроме того, правительство осуществляет на всех
рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера.
В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее
международной торговли.
Модель
экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания
механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики
функционирования различных экономических систем.
Заключение
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В
каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение
товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение
являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат
связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса,
как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы,
которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом
взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также
называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором
величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и
предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной
переменной на изменение другой.
Надо также
отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при
формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство
“нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с
экономической точки зрения.
Список
использованной литературы
1. М. Сажина.
Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал № 4, 1994
год.
2. Р. Нуриев, Н.
Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1,
1994 год.
3. Р. Нуриев, С.
Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год.
4. Дж. Ф.
Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994
год.
5. Основы
рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 1992
год.
6. Кэмпбэлл Р.
Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва,
издательство “Республика”, 1993 год.
7. Эдвин Дж.
Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.
8. Микро- и
макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 1994
год.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
|