бесплатные рефераты

Денежное обращение, финансы и кредит

Денежное обращение, финансы и кредит

1.Сущность и функции финансов. Основы теории финансов.

Финансы (Ф) - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства  и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и др. потребностей общества. Ф отличаются от зар платы, др. доходов, кредита тем, что Ф- это неэквивалентные отношения, выражают одностороннее движение стоимости (зарплата - двустороннее движение; кредит- возвратные отношения). Финансовые ресурсы предоставляются бесплатно и без возвращения. С помощью Ф удовлетворяются различные государственные и общественные потребности: 1)Образование; 2)Наука; 3)Военные потребности; 4)Затраты на социальные цели; 5)Улучшение воспроизводства капитала; 6)Охрана окружающей среды и т.д. Финансовые отношения могут быть поделены на три сферы:1)Ф предприятий, 2)страхование, 3)государственные Ф. На уровне микроэкономики (на предприятиях и в домашних хозяйствах) образуются первичные Ф. Первичные Ф на уровне макроэкономики служат базой вторичных Ф государства. Они образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) доходов главным образом в виде налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов. Функции Ф: 1)Сущность Ф как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Через эту функцию реализуется общественное назначение Ф - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Субъектами при финансовом методе распределения выступают юр и физ лица: государство, предприятия, граждане. С помощью распределительной функции создаются бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды; данные фонды используются для  устранения пропорций в экономике; обеспечиваются общегосударственные потребности. 2)Контрольная функция. Благодаря этой функции Ф общество знает а)как складываются пропорции в распределении денежных средств; б)насколько своевременно финанс ресурсы поступают в распоряжение субъектов хозяйствования, в)насколько экономно и эффективно они используются.

2. Необходимость денег в рыночной экономике.

Деньги (Д) - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения. Д выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа, накопления. Д возникают при определенном условии производства и экономических отношений и способствуют их развитию. Непосредственные предпосылки появления Д: 1)Переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами; 2)Имущественное обособление производителей товаров. В начальный период существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство, в котором производилась продукция для собственного потребления. Постепенно происходила специализация людей при изготовлении определенных видов продукции. При этом избыток продукции оказалось возможным использовать для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Прямой обмен товара на товар имеет обширные ограничения: 1)Обмен ограничен кругом лиц, которым можно сбыть товар; 2)Транспортные издержки; 3)Способность к сбыту у различных товаров различна; 4)Ограничения по времени (для скоропортящихся продуктов; 5)Различная делимость товаров. Экономический интерес отдельных индивидов приводит к появлению товара, являющегося всеобщим эквивалентом. Благодаря появлению Д появилась возможность разделить единовременный процесс обмена товарами Т-Т на два разновременно осуществляемых процесса: 1)Продажа своего товара Т-Д; 2)Приобретение другого товара в другое время и в другом месте Д-Т. Применение Д уже не сводится к участию в качестве посредника в процессах обмена товаров. Функционирование Д приобретает самостоятельный процесс. Функции Д: 1)Мера стоимости (оценка стоимости товаров путем установления цен; 2)Средство обращения (Д используются для оплаты товаров ); 3)Средство платежа (при продаже товаров в кредит); 4)Средство накопления (Д, оставшиеся после продажи товаров и не участвующие в обороте).

*********************

Необходимость денег вызвана товарным производством.

Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих необходимость товарного производства и, следовательно, необходимость денег во всех экономических формациях.

Общая причина возникновения денег – общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут существовать без товарного производства.

Частные причины объясняют необходимость денег в конкретной общественно-экономической формации. Общие и частные причины не исключают, а дополняют друг друга. Частные причины:

1. Непосредственный труд каждого производителя является частным трудом. Общественное признание труда возможно только через обмен, таким образом общественный характер труда скрыт, т. е. деньги необходимы для соизмерения затрат на создание продукта.

2. Неоднородность труда, обуславливающая распределение материальных благ в зависимости от затрат человека.

3. Уровень развития производительных сил предопределяет распределение материальных благ по затратам энергии.

4. Труд не стал первой жизненной необходимостью каждого члена общества, следовательно требуется стимулирование затрат труда. Наиболее действенный метод – материальное стимулирование.

5. Наличие разных форм собственности на средства производства и продукты труда.

6. Несознательное отношение некоторых членов общества к потреблению материальных благ.

7. Наличие международного разделения труда, международных экономических связей, требующие эквивалентного обмена продуктами труда между странами.















3.Финансовая система и ее звенья. Финансовый контроль.

Финансы (Ф) - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и др. потребностей общества. С помощью Ф удовлетворяются различные государственные и общественные потребности: образование; наука; оборона; затраты на социальные цели; улучшение воспроизводства капитала и т.д.

Финансовые отношения могут быть поделены на три сферы: 1)Ф предприятий, 2)страхование, 3)государственные Ф. Внутри каждой из сфер выделяются звенья. В сфере Ф предприятий можно выделить следующие звенья: а)Ф предприятий, функционирующих на коммерческих началах, б)Ф учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, в)Ф общественных объединений. В страховой сфере в качестве звеньев выступают: а)социальное страхование, б)имущественное страхование, в)личное страхование, г)страхование рисков. Звенья сферы государственных Ф: а)гос бюджет, б)внебюджетные фонды, в)гос кредит. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны и образуют финансовую систему. Каждое звено фин системы подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой. Так, в составе Ф предприятий, действующих на коммерч основе в зависимости: 1)От отраслевой направленности могут быть вычленены Ф промышленных, сельскохоз , торговых, транспортных предприятий; 2)От формы собственности: Ф гос, частных, акционерных предприятий, и т.д. В сфере страховых отношений каждое из звеньев делится далее в зависимости от вида страхования. В составе государственных Ф деление внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем гос управления: федеральный, субъектов федерации, местный.

Финансам присущи две функции: 1)Распределительная - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. 2)Контрольная функция. Благодаря этой функции Ф общество знает а)как складываются пропорции в распределении денежных средств; б)насколько своевременно финанс ресурсы поступают в распоряжение субъектов хозяйствования, в)насколько экономно и эффективно они используются. Фин контроль является формой контрольной функции Ф. Фин контроль- это совокупность действий и операций по проверке фин деятельности субъектов хозяйствования и управления. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают: государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый(аудиторский) контроль. Гос контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный осуществляют органы гос власти иу управления. Ведомственный проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов и т.д. Внутрихозяйственный фин контроль осуществляется экономическими службами предприятий. Независимый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Субъектами фин контроля являются органы и организации, наделенные контрольными функциями. При законодательных органах создаются контрольные палаты. В составе министерства финансов функционируют контрольно-ревизионные управления. Госкомиссии, министерства и ведомства проводят контроль ревизорским аппаратом. Органы оперативного фин контроля- налоговые инспекции. Аудиторские фирмы осуществляют аудиторский контроль.

**************************

4.Денежный оборот и его структура.

Денежный оборот (ДО) представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических лиц к другим. Например, банк выдает деньги (Д) предприятию, из кассы банка Д поступают работникам, которые покупают товары на рынке. Продавцы товаров на эти Д покупают товары в магазинах. Магазин сдает выручку в банк, и т.д. Деньги, находящиеся в обороте, выполняют три функции: 1)Средство обращения (Д используются для оплаты товаров ); 2)Средство платежа (при продаже товаров в кредит); 3)Средство накопления (Д, оставшиеся после продажи товаров и не участвующие в обороте). Функцию меры стоимости деньги, находящиеся в ДО, не выполняют. Эту функцию Д выполнили до вхождения в ДО, установив цены на товары. ДО складывается из отдельных каналов движения Д между: 1)Центр банком и коммерч банками; 2)Коммерч банками; 3)Предприятиями и организациями; 4)Банками и предприятиями и организациями; 5)Банками и населением; 6)Предприятиями и населением; 7)Физическими лицами. Структуру ДО можно определять по разным признакам. 1)Классификация ДО в зависимости от формы денег: безналичный и наличный ДО. 2) Классификация ДО в зависимости от экономического содержания отдельных его частей: а)денежно-расчетный оборот (расчетные отношения за товары и услуги), б)денежно-кредитный оборот (кредитные отношения), в) денежно-финансовый оборот(финансовые отношения). 3)Классификация ДО в зависимости от субъектов, между которыми двигаются деньги: а)оборот между банками (межбанковский); б)оборот между банками и юр и физ лицами (банковский); в)оборот между юр лицами; г)оборот между юр и физ лицами; д)оборот между физ лицами.

***************************

5.Финансовая политика государства и ее роль в регулировании экономики.

Совокупность гос. мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет финансовую политику.

Содержание фин. политики:

1.       разработка общей концепции Ф.П., определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2.       создание адекватного финансового механизма.

3.       управление финансовой деятельностью гос-ва.

Задачи Ф.П.

1.       обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов

2.       установление рационального сточки зрения гос-ва распределения и использования фин. ресурсов.

3.       организация стимулирования и регулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами

4.       выработка фин. мех-ма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

5.       создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Финансовая политика является частью экономической политики гос-ва. В ней конкретизируются главные направления развития народного хоз-ва, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источникии направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Типы финансовой политики

·        классическая (основана на трудах А.Смита и Д.Рикардо. Основное-невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного мех-ма как главного регулятора хозяйственных процессов. Гос-во стремилось к уменьшению расходов бюджета. Система управления фин. деятельеностью была проста и сводилась к управлению министерством финансов). До конца 20-х годов нашего столетия.

·        регулирующая (в основе теория Дж. Кейнса. Он исходил из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Инструменты регулирования: государственные расходы, за счет которых формируется доп. Спрос. И , следовательно, обеспечивается рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствует созданию дополнительных рабочих мест. Основной механизм регулирования- подоходный налог. Система гос-го кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Изменяется система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением гос. долгом. Это в 30-х-60-х годах. неоконсервативная политика (не отказывались от регулирования, но ограничивалось вмешательство гос-ва в 70х годах.

·        Планово-директивная политика.(обеспечение максимальной концентрации фин. ресурсов в руках гос-ва для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями гос. плана.

6. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов.

2.Понятие безналичного денежного оборота. Факторы, определяющие изменение его объема и структуры.

Различают 2 сферы денежного оборота:

– налично-денежный оборот: 8-12% денежного оборота

– безналично-денежный: 88-92%.

Денежное обращение представляет собой движение только наличных ден. знаков. Денежное обращение – часть совокупного денежного оборота.

Налично-денежный оборот осуществляется во взаимоотношениях гос-ва с населением, между отдельными гражданами общества, группами населения, между предприятиями и организациями.

Безналично-денежный оборот. Его преимущественное развитие объясняется объективными причинами и сознательно проводимыми гос-вом мероприятиями, цель которых – создание рациональной системы ден. расчетов и экономия общественных издержек обращения.


Безналичное обращение -это движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Осуществляется с помощью чеков, кредитных карточек, векселей и др.

Производятся расчеты между: предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредитов; юридическими лицами и населением по выплате з.платы , доходов по ценным бумагам; физическими и юр. Лицами с казной гос-ва по оплате налогов , сборов.

Различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги , ко второй- платежи в бюджет.(налог на прибыль, НДС, и др. Платежи, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Между налично-денежным и безналичным обращением существует связь и взаимозависимость; деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении. Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

В современных условиях реком-ся следующие формы безналичных расчетов:

платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежными поручениями- требованиями, платежными требованиями.

Расчеты пластиковыми карточками.












7. Структура и участники финансового рынка. Финансовые фонды.

Поскольку большинство сбережений совершается семейными хозяйствами, а большинство инвестиций осуществляется фирмами, то необходим некий набор механизмов, осуществляющий перемещение потоков денежных фондов от первых ко вторым . Именно эти механизмы создаются благодаря функционированию финансовых рынков . Финансовые рынки состоят из множества каналов , по которым денежные средства перетекают от собственника к заемщику. Можно выделить две группы прямого финансирования:

1.       Капитальное финансирование-соглашение, по которому фирма получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на предоставление права участия в собственности на эту фирму.

2.       Финансирование путем получения займов.-любое соглашение, по которому фирма получает денежные средства для осуществление инвестиций в обмен на обязательства выплатить эти средства вбудующем с оговоренным процентом, причем права на долю собственности кредитор не получает. Пример- продажа облигаций.

Вторая группа каналов финансового рынка- каналы косвенного финансирования. При косвенном финансировании средства, перемещающиеся от семейных хозяйств, по направлению к фирмам, проходят через особые институты( банки, взаимные фонды, страховые компании- финансовых посредников).

8.Роль денег в поддержании общеэкономического равновесия.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике используются денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4. (в России М1-М3).

М0-наличные деньги в обращении, М1-это М0+средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках , депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2-М1+срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация.

М3-это М2+сертификаты, облигации государственного займа.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае нарушается денежное обращение. Из практики равновесие наступает при М2 больше М1, оно укрепляется при М2+М3 больше М1. В э

том случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный.































































9. Государственные финансы. Структура бюджетной системы России.

Государственные финансы (децентрализованные, т.е. все субъектв хозяйства)одна из сфер финансовой системы. В сфере государственных финансов в качестве звеньев выделяются: 1. ГОСБЮДЖЕТ; 2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ; 3. ГОС.КРЕДИТ.

1. Гос. бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юр. лицами и населением и заключаются в перераспределении нац. дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ- это финансовые отношения между предприятиями, учреждениями и населением с государством. Перераспределение созданных в обществе финансовых ресурсов при помощи бюджета происходит на основе использования ДОХОДОВ и РАСХОДОВ. ДОХОДЫ- налоги и сборы- 81 %,неналоговые доходы-доходы целевых бюджетных фондов 9%,доходы от федерального имущества, от приватизации, от внешнеэкономической деятельности-10%- направленные на формирование бюджетного фонда гос-ва.

РАСХОДЫ- с учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться: - на нужды всего хозяйства 25%(важные приоритетные программы);- на социально-культурные мероприятия 22%;- на оборону 18,4%; - на управление 23 %; - прочие расходы примерно 12%.

2.Второе звено- ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (ВФ)-это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов, помимо бюджета . ВФ. в зависимости от целевого назначения делятся на ЭКОНОМИЧЕСКИЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ, а с учетом уровня управления на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ и РЕГИОНАЛЬНЫЕ. В 1993 г. насчитывалось более 20 ВФ. Основными ВФ являются:

1).Ф. ГОС-ГО СТРАХОВАНИЯ (создает денежные ресурсы для выплаты пособий);

2). ПЕНСИОННЫЙ Ф.(целевой сбор средств для выплаты пенсий- 1% от зар. платы);

3).ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Ф. ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (аккумулирует средства для поддержки нетрудоспособного населения, 2% от зар. платы);

4). Ф.ЗДРАВООХРАНЕНИЯ;

5).ДОРОЖНЫЕ Ф. И прочие В.Ф.

3. ГОС. КРЕДИТ - особая форма кредитных отношений между государством и юр. и физ. лицами, при которых гос-во выступает главным образом заемщиком средств, а также как кредитор и гарант. Для покрытия бюджетного дефицита используют гос-ные краткосрочные облигации со сроком обращения 3 мес. и золотые сертификаты МФ со сроком обр. 1 год. В настоящее время внутренний гос. долг РОССИИ состоит из гос-ых ц/б, выпущенных

МФ РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с ЦБ России(заимствования срочные и потом выплачиваются %).

Как гарант гос-во гарантирует вклады населения в СБЕРБАНКе ,выступает гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп, поддерживает малое предпринимательство. Как кредитор предоставляет ВНУТРЕННИЕ ССУДЫ предприятиям и организациям и ВНЕШНИЕ ССУДЫ иностранным государствам.

II.В соответствии с Зак. РСФСР "ОБ основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10.10.91 и постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России включает 3 звена: 1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ Б. РФ или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ; 2. БЮДЖЕТЫ национально-гос-ных и административно территориальных образований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные, б. автономий, автономных округов и городские б. Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов федерации; 3. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ. Вся бюджетная система России построена с учетом принципа единства и принципа самостоятельности бюджетов всех уровней. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА - единые правовые правила, бюджетные символики, составления статистической и бухгалтерской отчетности.

П.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - все уровни единой бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов РФ.

10. Денежные реформы.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными МЕТОДАМИ (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.

Дефляция-изъятие из обращения излишних денег. Нулификация - изымание старых денег из обращения. Деноминация - изменение масштаба цен в определенном соотношении.

61г. - 1/10, 98г. - 1/1000. В таком же соотношении изменяются цены, тарифы, з/п, срок для обмена короткий. Девальвация - изменение курса нац. валюты по отношению к иностранной или изменение металлич. содержания ден. единицы. Ревальвация - повышение курса ден. ед. по отношению к иностр.

Реформы - кардинальное изменение масштаба цен. Главным условием проведения реформы является подъем производства.

1922 - реформа денег 1р к 10000, 1 червонец: 0,75г. золота. 23г. - 1 к 1000 была конвертируемая валюта до 26г. 24 - 1 к 100, вывозили, до 28 г.- ввозили. 29 - ввели карточные ненастоящие деньги 46 - не урожай - реформы нет 47-реформа за 10 дней, деноминация 1/10. У предприятий деньги остал 1/1. Цены остались на уровне карточек 50 - новое соотношение рубля к доллару, 1рубль: 0.222 г золот. 61-девальвация 1/10, но отношение 1 рубля: 0,987 г. золота, т.е. пошла скрытая инфляция, т.к. старые деньги лучше новых. Валютная интервенция - введение в обращение параллельной твердой валюты


















11.Структура и классификация доходов государственного бюджета.

Обобщающим источником доходов бюджетной системы является национальный доход общества. СОСТАВ ДОХОДОВ бюджетной системы выражается в различных платежах, уплачиваемых юр. и физ. лицами в тот или иной бюджет. Доходы, поступающие в бюджеты разного уровня, можно классифицировать по СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ признаку, ПОРЯДКУ и УСЛОВИЯМ ЗАЧИСЛЕНИЯ, ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ. По СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ признаку доходы бюджетной системы делятся на доходы от хозяйственной деятельности организации; доходы от внешнеэкономической деятельности; акцизы; доходы от оказания брокерских и иных посреднических услуг организациями; пошлинные доходы, доходы от банковской и страховой деятельности; доходы от приватизации; ресурсные платежи; доходы от граждан, прочие доходы. Необходимость деления доходов бюджетной системы по указанному признаку вызывается существенными различиями самих источников этих доходов по их получению, социально-экономической значимости. Развитие форм коммерческой деятельности с вовлечением в нее все большего числа субъектов, а также разработка и реализация программы приватизации привели к возникновению новых источников доходов бюджетной системы. Это - доходы от оказания брокерских и иных посреднических услуг, доходы от банковской и страховой деятельности, доходы от приватизации. С расширением сети платных услуг и возможностей экспорта и импорта товаров увеличивается размер пошлинных доходов (гос-ная и тамо-женная пошлина). Приоритетная задача гос-ва - охрана окружающей среды; -ресурсные доходы бюдж. системы это ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ, ПЛАТА ЗА ВОДУ, ЛЕСНОЙ ДОХОДи др. Среди бюджетных доходов от граждан наиболее крупный ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗ. ЛИЦ, так же НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА (наследование, дарение). Среди прочих доходов б.с. соц-экон. характера следует отнести ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТЬЮ, в том числе от ее продажи, сдачи в аренду.

ПО ПОРЯДКУ И УСЛОВИЯМ ЗАЧИСЛЕНИЯ Д. Б.С. можно классифицировать на ЗАКРЕПЛЕННЫЕ( твердо фиксированный размер в % зачисляется в соотв.-ие бюд-ы), РЕГУЛИРУЮЩИЕ (ежегодно распределяемые отчисления в нижестоящие бюджеты на основе решения гос. власти), ДОТАЦИИ и СУБВЕНЦИИ(денежные отчисления с вышестоящ. б. в нижестоящ. б. в качестве материальной помощи), СОБСТВЕННЫЕ и ЗАЕМНЫЕ. По ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ доходы б. с. делятся на НАЛОГОВЫЕ ( 81 % к общей сумме доходов бюджета) и НЕНАЛОГОВЫЕ (19 %). Наиболее крупными налоговыми доходами б.с. являются: НДС(37%),налог на прибыль предприятий(16%), акцизы(13%),спец. налог с предприятий, учрежд. и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслейнародного х-ва РФ (9%).

Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.

12. СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ И ТИПЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА-устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющего роль всеобщего эквивалента или деньги как знак стоимости) различают денежные системы 2 х типов: 1. СИСТЕМА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ОБРАЩЕНИЯ, которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все 5 функций (д. как мера стоимости, как средства обращения, как средства накопления и сбережения, как средства платежа, ф. мировых денег)., а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги. 2. СИСТЕМА БУМАЖНО-КРЕДИТНОГО ОБРАЩЕНИЯ- при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги. При ПЕРВОЙ СИСТЕМЕ выделяются 2 ВИДА денежных систем: БИМЕТАЛЛИЗМ (денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за 2 металлами -серебром и золотом) и МОНОМЕТАЛЛИЗМ (денежная система, при кот. один металл серебро или золото служит всеобщим эквивалентом) в зависимости от того, сколько металла принято в качестве общего эквивалента и базы денежного обращения. Различают 3 РАЗНОВИДНОСТИ золотого монометализма: - ЗОЛОТОМОНЕТНЫЙ(золотое обращение, свободная чеканка монет), ЗОЛОТОСЛИТКОВЫЙ (Великобритания,Франция - банкноты обменивались на золотые слитки); ЗОЛОТОДЕВИЗНЫЙ (Германия, Австрия, Дания, Норвегия- банкноты обменивались на девизы -платежные средства в иностранной валюте) разменные на золото. В результате мирового экономического кризиса (1929-33) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги. При ВТОРОЙ СИСТЕМЕ БУМ.КРЕД.ДЕН.

господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны. В 1944 г Бреттон-Вудская денежная система представляла собой межгосударственный золотодевизный стандарт. Ее главными ориентирами являются: - золото выполняло функцию мировых денег; - использование денежной единицы США - доллар и английский фунт стерлингов. Доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официальному соотношению; - национальные денежные единицы свободно обменивались через ЦБ на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом соотношениям. Все обратимые нац. денежные единицы через доллар могли превратиться в золото. В связи с ослаблением позиции США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны Международная денежная система в 1971-73 гг потерпела банкротство и доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять- марки ФРГ, японская иена, ЭКЮ. В РОССИИ официальной денежной ед. (валютой) является РУБЛЬ. Введение на территории РФ других денежных валют запрещено. Соотношение между рублем и золотом и др. драг. Металлов законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным ден. ед. определяется ЦБР и публикуется в печати. ВИДЫ ДЕНЕГ: имеющие законную платежную силу - БАНКНОТЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МОНЕТЫ, которые обеспечиваются всеми активами Банка России в том числе золотым запасом, гос-ыми ц/б, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР. НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ (банкноты и монеты) и БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях.














13.Изменения структуры расходов государственного бюджета

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1. По своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием мат. производства и содержанием непроизводственной сферы;

2. По функциональному назначению - на расх. на финансирование н/х, соц.-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохр-ю деят-сть и обесп. безопасности, на фунд-е исслед-я и содействие НТП, на расх. по обслуж. гос. долга. Каждая из групп делится по ведомственному признаку.

Все расходы состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть это текущие расходы - закупка товаров и услуг, оплата труда гос. служащих, начисления на з/п, платежи по внутр. займам и гос. внеш. долгу и др. Кап. расходы - это кап. вложения в осн. фонды, кап. строительство, кап. ремонт.

В условиях перехода к рынку стр-ра расходов фед. бюджета претерпевает сущ. изменения - резко сокращаются бюдж. ассигнования на н/х, прежде всего на централиз-е кап. вложения. С развитием приватизации происх. Преобр-е знач. части гос. предприятий в АО, кот. должны осущ. расширенное воспр-во за счет собств. средств и ресурсов. Расходы фед. бюджета вкл. осн. группы затрат: гос. поддержку отдельных отраслей н/х (это угольная промышленность, с/х, жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический и аграрно-промышленные комплексы и т.д.), финансирование соц.-культурных мероприятий (образование, здравоохранение, физкультура, соц.обеспечение, соц. помощь, культура и искусство, СМИ); обороны страны, правоохр. Деят-сти, междунар. сотр-ва, погашение гос. долга и финансовую поддержку регионов.

В обл. расходов имеют место существ. недостатки: бюдж. средства исп. не эффективно, распространена практика нецелевого расходования бюдж. средств. Бюдж. расх. не решают многих насущных проблем соц. политики. Не организовано на должном уровне перераспред-е расходов в пользу незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.

Основные задачи в области государственных расходов: 1.Сократить число федеральных целевых программ, сконцентрировать средства на эффективных и социально-значимых проектах; 2. Снизить расх. на содерж. гос. аппарата; 3.Продолжить децентрализацию инвестиционного процесса; 4.Повысить эфф-сть использ. ассигнований на нац. оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решение социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работ; 5.Снизить уровень дотации отдельным отраслям; 6.Усилить контроль за использованием бюдж. средств; 7.Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обследование, образование.

14. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения

БД - представители действительных денег. Исторически они появились как заменители золотых монет. Объективная возм-сть этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства обращения. Впервые БД появились в Росии в 1769г. (ассигнации). Право выпуска БД присваивает себе государство. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу, печатание) образует эмиссионный доход казны, является существенным элементом государственных поступлений.

БД выполняют 2 функции: средство обращения и средства платежа. Отсутствие золотого обмена не дает возможность им уйти из обращения. Государство, постоянно испытывающее недостаток средств, увеличивает выпуск БД без учета товарного и платежного оборота. БД, застрявшие в обращении независимо от товарооборота. переполняют каналы обращения и обесцениваются. Причины обесценения: избыточный выпуск БД государством, упадок доверия к эмитенту и неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны.

Сущность БД заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми гос-вом для покрытия бюдж. дефицита, обычно они не разменны на золото и наделены государством принудительным курсом.

КД возникают с развитием тов. производства, когда купля-продажа осущ-ся с рассрочкой платежа (в кредит). Их появление связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, кот. д.б. погашено через заранее установленный срок действительными деньгами. Изначально экон. значение этих денег - сделать ден. оборот эластичным, способным отражать потребности товарооборота в нал. деньгах; экономить действительные деньги; способствовать развитию безнал. оборота.

В условиях господства капитала КД выражают не взаимосвязь между товарами на рынке как было раньше (Т-Д-Т), а отношение денежного капитала (Д-Т-Д), поэтому денежный капитал выступает в форме КД.

КД прошли следующий путь развития: вексель, акцептованный вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Вексель - письм. Безусл. обяз-во должника уплатить опред. сумму в заранее огов. срок в установленном месте. Различают простой вексель, выданный должником и переводной (тратту), выписанный кредитором и направленный должнику для подписи с возвратом кредитору. В России в разных сферах действуют коммерческий, банковский, казначейский векселя и др. его виды. Комм. В выдается под залог товара. Банк-й В выдается банком-эмитентом при наличии опред. суммы клиента на депозите. В отличие от комм.В банк-й В в имеет депозитную форму. Это по существу простой В, так как выписывается клиентом банка своему поставщику в оплату за товары, но м.б. индоссирован третьему лицу. Банк-й В дает предпр-ю новое плат. средство, гарантированное банком, кроме получения дохода по депозиту, предприятие получает возможность расчета со своими партнерами.

Банкнота - КД, выпускаемые ЦБ (эмиссионным) страны. Б поступает в обращ. путем банковского кредитования государства, хозяйства через КБ, обмена иностранной валюты на банкноты данной страны. ЦБ стран вып-ют Б строго опред-го достоинства. По сущ. они явл. нац. деньгами на всей терр. гос-ва. Мат. обесп-е в виде товаров или золота отсутствует. Изгот-ся из особой бумаги и применяются меры, затрудн-е их подделку. В РФ эмитентом банкнот является ЦБР (Банк России), осуществляющий свою деятельность в соответствии с Фед. з-ном о ЦБ РФ от 26.04.95г. Обращаются банкноты достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000 рублей, на новых 500 и 1000 рублей указано “Билет Банка России”.

Чек - ден. докум. устан. формы, содержащий безусл. приказ владельца счета в кред-м учр. о выплате держателю чека указанной суммы. В чековом обращении участвуют: чекодатель (владелец счета), чекополучатель (кредитор чекодателя) и плательщик по чеку (кредитное учреждение). Различают 3 вида чеков: - именной - на определенное лицо без права передачи; - предъявительский - без указания получателя; - ордерный - на определенное лицо, но с правом передачи посредством индоссамента на обороте документа.

Во внутр. обороте Ч исп-ся для получ. нал. денег, в кред-м учр., как ср-во платежа и обращения, а т.ж. в кач. инструм. безнал. расчетов. В междунар. расч. т.ж. исп-ся банковские чеки для осущ. коммерч. платежей, в осн. при платежах неторгового характера. С 1.03.92г. постановлением ВС России принято “Положение о чеках”, которое определило порядок чекового обращения в стране. В России создан “Чековый синдикат”, объединяющий КБ. Клиент заключает соглаш. с КБ, входящим в синдикат, вносит вклад, на сумму которого открывается счет, и получает чековую книжку. В пределах депозита выписываются чеки.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ