Денежные системы. Эволюция развития
Государством определяется и
порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным
валютам.
2.3 Эмиссия денег
Обслуживая хозяйственный оборот,
деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Так, безналичные
деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим
клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе
осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс.
Одновременно с этим клиенты банков погашают банковские ссуды и сдают наличные
деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте не
увеличивается.
Подобных выпуск денег следует
отличать от эмиссии денег. Под эмиссией понимается такой выпуск денег в оборот,
который приводит к увеличению денежной массы, находящейся в обороте.
Существует эмиссия наличных и
безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег
осуществляют центральные банки. Эмиссия безналичных денег, или кредитная
эмиссия, производится коммерческими банками и регулируется центральным банком
страны.
Эмиссия безналичных денег. Контроль за объемом денежной
массы в стране осуществляет центробанк. Количество денег в обращении
определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя
кредиты, коммерческие банки увеличивают объем денежной массы. Задачей
центробанка является ограничивать или расширять с помощью проводимой
кредитно-денежной политики возможности коммерческих банков эмитировать
кредитные деньги в зависимости от того, какой объем денежного предложения в
данный момент считается необходимым.
Под резервами коммерческого банка
понимается сумма денег, доступная для немедленного удовлетворения требований
вкладчиков. Отношение суммы резервов к сумме депозитов называют нормой резервов
(резервной нормой). Способность банков влиять на размер денежной массы,
обращающейся в экономике, регулируется центральными банками через систему
обязательных резервов, предусматривающую депонирование кредитными организациями
в центробанке определенной части привлеченных ими денежных средств. Обязательные
резервы – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной
политики центральными банками. Обязывая банки депонировать часть привлеченных
ими средств, центробанк тем самым ограничивает кредитные возможности банков,
регулирует общую ликвидность банковской системы. Изменяя норматив
резервирования, центробанк имеет возможность поддерживать на определенном
уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране.
Под свободными резервами
(избыточными резервами) коммерческого банка понимается совокупность ресурсов,
которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских
операций.
Величина свободного резерва
отдельного коммерческого банка складывается из его капитала; привлеченных
ресурсов; централизованного кредита, предоставленного ему центробанком;
межбанковского кредита за вычетом отчислений в централизованный резерв,
находящийся в распоряжении центробанка, и ресурсов самого коммерческого банка.
Способность системы коммерческих
банков “создавать деньги” зависит от того, каков размер установленных законом
страны обязательных резервов. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем
большее количество денег может создать банковская система.
Каким образом коммерческие банки
могут увеличивать денежную массу? Один коммерческий банк не может это сделать,
увеличивать количество денег может лишь система коммерческих банков,
использующих механизм банковских депозитов. Для оценки возможностей банков
увеличивать в определенных пределах денежную массу используется понятие денежного
(банковского) мультипликатора.
Денежный мультипликатор. Денежный (банковский)
мультипликатор – это коэффициент увеличения (мультипликации) денег на
депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного
коммерческого банка к другому.
Рассмотрим механизм работы
банковского мультипликатора на конкретном примере (рис. 1)[1].
Рис. 1. Принцип работы денежного
мультипликатора
Центральный Обязательный
банк резерв
Кредит
Отчисления Отчисления
100 млн.руб. 20
млн.руб. 16 млн.руб.
Коммерческий
Коммерческий Коммерческий
банк 1 банк
2 банк 3
Свободный
резерв Свободный резерв
Свободный резерв
100
млн.руб. 80 млн.руб. 64
млн.руб.
Кредит Формирование
Кредит Формирование Кредит
100 млн.руб свободного
80 млн.руб. свободного 64 млн.руб.
резерва резерва
Предприятие 1 Предприятие
2 Предприятие 3 Предприятие 4 Предприятие 5
100 млн.руб. 100
млн.руб. 80 млн.руб. 80
млн.руб. 64 млн.руб.
Клиенты коммерческих банков
Представленная модель с целью упрощения имеет
следующие допущения:
·
каждый банк имеет только
двух клиентов;
·
банки используют свои
ресурсы только для кредитных операций;
·
норма обязательных
резервов, установленная центральным банком, составляет 20%.
Предположим, что предприятие 1 нуждается в
кредите для оплаты поставок предприятия 2. Коммерческий банк 1, который
обслуживает предприятие 1, обращается к центральному банку и получает от него
централизованный кредит в размере 100 млн. руб. В результате у банка 1
образуется резерв, за счет которого выдается кредит предприятию 1.
Предприятие 1 со своего счета оплачивает
поставку товаров предприятию 2, которое имеет расчетный счет в коммерческом
банке 2. Привлеченные ресурсы банка 2 возрастают и в соответствии с условиями
нашего примера становятся равными 100 млн. руб.
Часть оказавшейся в коммерческом банке 2 суммы
в 100 млн. руб., а именно 20 млн. руб., в соответствии с нормой обязательных
резервов в 20% перечисляется им в централизованный резерв, оставшаяся часть (80
млн. руб.) представляет собой свободный резерв и используется банком для
предоставления кредита, например, предприятию 3 в размере 80 млн. руб..
Предприятие 3 расплачивается за
предоставленные ему товары и услуги с предприятием 4, которое обслуживается
коммерческим банком 3. Теперь у этого банка возникает резерв, а у коммерческого
банка 2 он исчезает.
Коммерческий банк 3 часть полученного резерва
в размере 16 млн. руб. (20% от 80 млн. руб.) отчисляет в централизованный
резерв, а оставшуюся часть – 64 млн. руб. банк 3 использует для выдачи кредита
следующему предприятию.
Этот процесс может продолжаться до полного
исчерпания свободных резервов коммерческих банков и предприятий. Обязательные
резервы аккумулируются в центробанке и достигают размера первоначального
свободного резерва в 100 млн. руб., то есть размера кредита коммерческому банку
1.
Однако деньги на расчетных счетах предприятий
2, 4 и т.д. (всех четных предприятий) остаются нетронутыми, поэтому сумма денег
на расчетных (депозитных) счетах составит величину многократно большую, чем
первоначальный кредит, выданный предприятию 1. В нашем примере деньги на
депозитных счетах могут увеличиваться максимально в 5 раз. Это связано с тем,
что коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме отчислений в
централизованный резерв. В приведенном примере норма обязательных резервов –
20%, следовательно, коэффициент мультипликации равен 5: Км = (1/20)*100 = 5.
Коэффициент мультипликации можно также
выразить в виде отношения образовавшийся денежной массы на депозитных счетах к
величине первоначального депозита.
Поскольку коэффициент мультипликации обратно
пропорционален норме обязательных резервов, то при норме при норме обязательных
резервов в 10% коэффициент мультипликации составит 10. Уменьшение резервных
норм увеличивает величину мультипликатора. Кроме того, решение ЦБ об уменьшении
нормы обязательных резервов увеличивает свободные резервы коммерческих банков,
что может усилить эффект мультипликации.
Однако коэффициент мультипликации никогда не
достигает максимальной величины, так как всегда часть свободного резерва
используется для других, не кредитных операций (например, в соответствии с
установленным лимитом в кассе любого предприятия и банке должны быть наличные
деньги для кассовых операций).
Процесс мультипликации непрерывен, поэтому
коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени,
например за год. Коэффициент мультипликации показывает, насколько за год или
еще расчетный период времени увеличилась денежная масса в обороте.
Будет ли функционировать денежный
мультипликатор, если кредиты предоставлены центробанком не коммерческим банкам,
а правительству? Безусловно, так как в этом случае деньги также поступят на
счета в коммерческих банках как привлеченные ресурсы. Свободные резервы
коммерческих банков, в которых находятся эти счета, увеличатся, и включится
механизм денежного мультипликатора.
Только центробанк имеет законодательно
закрепленное право управлять денежным мультипликатором, то есть инициировать
эмиссию безналичных денег. Таким образом, центробанк выполняет функцию
денежно-кредитного регулирования, управляя механизмом мультипликатора и тем
самым, расширяя или сужая эмиссионные возможности банков.
Эмиссия наличных денег. Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение,
при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска
наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному
банковскому органу: в России – ЦБ РФ, в США – Федеральной резервной системе.
На основе кассовых оборотов коммерческих
банков и составляемой аналитической отчетности центробанк прогнозирует размер
предполагаемой эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный
размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует
проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых
коммерческими банками, постоянно меняется.
Завозить из Центра ежедневно, особенно в
отдаленные регионы денежную наличность нереально. Вместе с тем эмиссия наличных
денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология
доставки наличных денег в регионы из Центра.
Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его
региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.
В резервных фондах РКЦ хранится запас
денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения
потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не
считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не
накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они
являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее
выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе
пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в
обращении.
Если сумма поступлений наличных денег на счете
коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги
изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности
коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета
коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму
наличности. РКЦ обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.
Как происходит эмиссия наличных денег?
Предположим, что у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ,
возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их
операционные кассы эквивалентно не возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден
увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает
разрешение ЦБ РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного
фонда в оборотную кассу РКЦ.
Для данного РКЦ это будет эмиссионной
операцией. При этом надо иметь в виду, что при осуществлении выпуска денег
одним РКЦ другой РКЦ может изъять в рамках установленного лимита наличные
деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить
об эмиссии по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство
регионов. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по
сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие.
Таким образом, происходит движение денег по
следующей цепи звеньев (рис. 2)[2].
Рис.
2. Схема эмиссии и движения наличных денег
Резервные
фонды Операционные кассы
РКЦ
РКЦ
Наличность
Операционные кассы коммерческих банков
(безналичные расчеты)
Наличность
Кассы предприятий
Наличность
Население
2.4 О тенденциях развития современной
денежной системы
В последние
десятилетия в мировой экономике прослеживаются следующие тенденции в развитии
современной денежной системы.
1. Из денежного оборота в качестве
платежного средства полностью вытеснено золото (золотые деньги). Иными
словами, завершился процесс демонетизации золота. В настоящее время ни в одной
стране мира нет в обращении золота в качестве платежного средства.
2. Из денежного оборота вытесняются
бумажные деньги. Все большую роль в денежном обороте многих стран начинают
играть так называемые квазиденьги: чеки, векселя, кредитные карточки,
банковские счета и др. В этой связи в структуре денежной массы стали выделять
так называемые денежные агрегаты.
3. С дальнейшим усилением
интернационализации хозяйственной жизни, развитием компьютеризации национальные
деньги все более вытесняются из денежного оборота коллективными валютами (ЭКЮ,
евро).
4. В денежном обороте все большая роль
отводится электронным деньгам. Электронные деньги, их распространение в мире
имеют большие преимущества. Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов
(исключаются печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.). Во-вторых,
введение электронных денег способствует декриминализации денежных отношений
(электронные деньги всегда выступают как именные деньги). В-третьих,
распространение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль за
всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов,
факты взяточничества и т.д.
3.1
Денежная система СССР
Денежная система СССР – это установленная на основе изданных органами
верховной власти и управления законов и постановлений планомерная организация
налично-денежного оборота и денежного обращения.
Специфическими признаками этой денежной системы были:
планирование денежного обращения, определение условий использования наличных
денег и производства безналичных денежных расчётов. Для всех государственных,
кооперативных и общественных предприятий, организаций были установлены
предельные размеры платежей наличными деньгами за приобретаемые материальные
ценности и оказанные услуги.
Денежной единицей СССР являлся рубль, сотая часть
рубля копейка. Было сохранено прежнее, сложившееся в 14 в. наименование
денежной единицы и её сотой доли. Рубль имел определённое золотое содержание,
установленное Правительством СССР. Золотое содержание могло меняться под
воздействием причин экономического характера. Впервые оно было установлено в
1922 г. и изменялось в 1937, 1950 гг. С 1 января 1961 г. золотое содержание
рубля составляло 0,987412 г. чистого золота. В Советском Союзе в обращении
находились знаки трёх видов: билеты Государственного банка СССР,
государственные казначейские билеты и металлическая монета. Между банковскими и
казначейскими билетами существовало различие юридического характера. Банковские
билеты обеспечивались золотом, драгоценными металлами и прочими активами
Государственного банка. Государственные казначейские билеты обеспечивались “ всем
достоянием государства ”, следовательно не было прямой связи с золотом и
товарным обеспечением. Однако экономических различий между ними не
существовало. Денежные знаки двух видов выпускал в обращение Госбанк. В случае
необходимости эмиссии денег Совет Министров СССР определял только общую сумму
их выпуска в обращение, а доли банковских и казначейских билетов определял
Государственный банк.
Казначейские билеты появлялись в обращении только в
связи с совершением кредитных операций и в результате формирования
национального дохода страны, используемого для накопления и потребления.
Министерство финансов СССР не имело права использовать эмиссию казначейских
билетов для финансирования государственных расходов. Сохранение в обращении
казначейских билетов являлось исторической традицией.
Металлические монеты использовалась для совершения
денежных платежей до одного рубля. Выпуск монет в обращение производилось в
пределах разрешённой Правительством СССР общей сумой эмиссий денег. Купюрный
состав банковских и казначейских билетов и доля разменной монеты в общей сумме
эмиссии регулировались Государственным банком.
Таким образом денежная система СССР представляла
собой строго централизованную систему управления денежным обращением страны.
Согласно конституции СССР руководство денежной системы осуществляло только
правительство СССР, которое принимало необходимые решения о порядке организации
денежных расчётов, определяло размер эмиссии денег, утверждало директивы об
изъятии денег из обращения и проводило другие мероприятия, имеющие целью
дальнейшее укрепление денежного обращения и усиления роли денег в попытке
повышении эффективности производства.
Органом, выполняющим все указания Правительства СССР
по руководству денежной системой, являлся Государственный банк, наделённый
правом совершения эмиссионных операций. Госбанк СССР - общесоюзный банк; в
союзных республиках функционировали его филиалы - конторы, отделения,
агентства, подчиняющиеся только Правлению Госбанка. Такая организационная
структура Госбанка обеспечивала строгое соблюдение принципа централизации в
управлении денежной системой страны.
3.2
Денежная система Российской Федерации
Правовые основы
функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О
Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г. На
банк России возложена организация наличного денежного обращения и безналичных
расчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числе
клиринговые системы, устанавливает правовые нормы и стандарты осуществления
безналичных расчетов.
Официальной денежной единицей является рубль.
Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута
ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное
соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не
устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации
обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации
принадлежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ). Соотношение между
рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено.
Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным
Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати. В связи с тем, что российская денежная
единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом),
фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля
устанавливается государством.
Видами денег,
имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и
металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и
металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются
его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей
территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на
счета, вклады, аккредитивы и для перевода.
Закон разделил
полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков.
Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их
производства. В целях организации наличного денежного обращения на него возложены
следующие функции:
·
прогнозирование и
организация производства банкнот и металлических монет;
·
создание резервных фондов
банкнот и монет;
·
определение правил
хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
·
установление признаков
платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
·
утверждение правил ведения
кассовых операций для кредитных организаций.
С июня 1997 г. Банк
России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в
кредитных организациях на территории РФ» от 25 марта 1997г. № 56. Правительство
Российской Федерации совместно с ЦБ разрабатывает основные направления
экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Осуществление
денежно-кредитного регулирования экономики Центральным банком проводится путем
использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения
процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и
проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста
денежной массы.
Для осуществления
эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных
организаций, а также предприятий, организаций и учреждений в главных
территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах
имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды
денежных билетов и монет. В 1992 г. созданы также региональные запасные фонды
денежных билетов и монет в отдельных главных территориальных управлениях
Центрального банка. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется,
поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если
количество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишние
деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды
денежных билетов и монет – это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет
в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению
Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера
оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.
Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного
хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную кассу в обращении,
поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и
хранение денежных знаков.
В банках такие фонды
не создаются – у них имеются операционные кассы.
Кредитным
организациям с 1 июня 1997 г. устанавливается сумма минимально допустимого
остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной
выдачи денег со счетов предприятий независимо от их
организационно-правовой форы и физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со
счетов по вкладам граждан.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое
на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно
кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке,
установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный
исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание
равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования
действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки
стоимости оторвались от металлической основы, Центральный Банк должен создавать
определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Используя денежно кредитную политику как
средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие
инструменты:
·
Ставки учетного процента
(дисконтную политику);
·
Нормы обязательных
резервов кредитных учреждений;
·
Операции на открытом
рынке;
·
Регламентацию
экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.
Для осуществления кассового обслуживания
кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются
расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России.
Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче билетов и монет.
Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и
монет в хранилищах Центрального банка России имеют важное значение для
организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток
наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного
лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются по
распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера
оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.
Наличные деньги выпускаются в обращение на
основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Центральному банку
России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и
монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной
директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного
Правительством Российской Федерации.
Совместные действия Правительства и Банка
России в сфере денежно- кредитной политики в последние годы позволили достичь
снижения инфляции до приемлемого уровня и удержания под контролем динамики
инфляции и валютного курса. 1 января 1998г. была проведена деноминация рубля –
с целью укрупнения российской денежной единицы.
3.3
Краткий сравнительный анализ денежных систем СССР и РФ
После распада СССР, вся структура власти и управления изменилась, в
том числе это касается и денежного обращения. В современной России действует
денежная система аналогичная, тем которые имеют капиталистические страны. СССР
пытался построить социалистическую экономику, со строгим планированием и
центральной властью. Сейчас от всего этого отказались, приняв за основу
рыночные отношения и максимум сотрудничества в торговой сфере с другими
странами.
На мой взгляд, одним из важнейших отличий
денежных систем является то, что в СССР существовала денежная система
основанная на золотом обеспечение рубля. Это уникальный случай. Если
говорить конкретнее, то никакая национальная валюта не обеспечивается
золотым запасом государства - она обеспечивается массой товаров и услуг,
которые за эту валюту можно купить на национальном рынке. Золотой запас - это
так, на случай войны. В сегодняшней России соотношение между рублем и золотом
не установлено.
Основными, наиболее
характерными чертами для денежной системы СССР является следующие: денежные
средства предприятий хранились на счетах единого государственного банка;
директивное управление денежной системой было жестко централизовано; валютный
курс рубля устанавливался директивно; государственный банк являлся монополистом
в привлечении сбережений населения.
Основными же чертами денежной системы,
характерной для сегодняшней России, являются: децентрализация
денежного оборота между различными кредитными организациями, которая
проявляется в разделении функций выпуска безналичных и наличных денег между
звеньями банковской системы (выпуск наличных денег осуществляется центральными
банками, безналичных – коммерческими банками); отсутствие законодательного
разграничения между безналичными и наличными платежными оборотами, они
находятся в тесной связи, при этом безналичный оборот имеет приоритетный
характер; механизм государственного денежно-кредитного регулирования носит не
административный, а экономический характер; управление денежной системой
централизовано и осуществляется через центральных банк, который независим от
правительства в принятии решений, кроме того, активный финансовый контроль за
денежными средствами осуществляется со стороны налоговых органов; денежные
знаки обеспечиваются активами банковской системы: золотом и драгоценными
металлами, валютой, ценными бумагами; сбережения населения привлекаются
системой коммерческих банков, отсутствует монополия государственного банка .
В РФ законную силу
имеют денежные знаки двух видов: банкноты и монеты, в СССР ещё находились в
обращении казначейские билеты. В целом же это две различные денежные системы.
Различия которых скрыты в самой сути понимая устройства экономики. Россия
выбрала дорогу по которой ушли далеко вперёд все Западные страны во главе с
Америкой, а она основана прежде всего на свободной рыночной конкуренции и
рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Итак, за время своего существования денежная система в
России претерпевала множество изменений. Для нее были и хорошие, и плохие
времена. Однако в затруднительном положении денежная система оказывалась чаще.
На протяжении всей истории русский рубль постоянно преследовали неудачи, даже
несмотря на то, что были времена, когда он оставался устойчивой и стабильной
валютой.
Основные проблемы денежной системы начинаются с эпохи
Петра. Если сравнить причины кризисов, возникавших где-то с XVIII
века и связанных с денежным обращением, то можно заметить, что причиной
крушения многих реформ и систем, которые казались достаточно прочными, являлись
войны и постоянные кризисные ситуации. Постоянные нововведения в виде различных
монет и бумажных денег, переход от одного стандарта к другому тоже давали свои
«побочные эффекты». Безусловно, все это делалось на благо государства, но
какие-то недоработки, или внешние факторы постоянно мешали установлению
стабильной валюты на долгое время.
Как мы видим, русский рубль не был надежной валютой и
терпел много изменений определенную часть времени своего существования. Но это
не дает повода думать, что так было всегда. Правильное регулирование экономики
государства во все времена способно обеспечивать стабильность денежной системы.
А в истории России до 1917 года были и такие времена.
Денежная система - организация денежного обращения в
стране, сложившееся исторически и закрепленная национальным законодательством.
Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Выделяются
следующие элементы денежной системы: название денежной единицы как единицы денежного
счета, необходимого для выражения цены товара; масштаб цен; виды денег и
денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным
средством; порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в
обращение; методы регулирования денежного обращения.
Денежные системы прошли длительных путь развития, видоизменяясь вместе с
эволюционными процессами, происходившими в экономике стран и регионов.
Современная денежная система развитых стран характеризуется следующими
основными чертами:
- отменой официального золотого содержания денежных единиц,
демонетизацией золота;
- переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся
по своей природе от бумажных денег;
- сохранением в денежном обороте некоторых стран наряду с кредитными деньгами
бумажных денег в форм казначейских билетов;
- выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а
также под прирост официальных золотых и валютных резервов;
- развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при
одновременном сокращении наличного;
- усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с
постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы –
соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота,
которое ведет к инфляционному процессу.
Литература
1.
Журнал “Деньги” 6/1998
2.
Журнал “Деньги и кредит”
5/2000
3.
Журнал “Финансы и кредит”
7/2000
4.
Журнал “Финансы” 3/2000
5.
Журнал “Финансы” 5/2000
6.
Журнал “Финансы” 10/2000
7. Астаков М.А. Рынок ценных бумаг и его участники. - М., 1996
8.
Все о деньгах России/ Под
ред. Певичева И.Н.-М., 1998
9.
Денежное обращение и
кредит СССР. Учебник / Под ред. Геращенко В.С.-М., 1986
10.
Долан Э.Д. Деньги, банки и
кредитно-денежная политика. - СП б., 1994
11.
Курс экономической теории.
Учебник / Под ред. Чепурина М.Н.-К,1997
12.
Сенчагов В. К. Денежная
масса и факторы ее формирования . – М., 1997
13.
Финансы, деньги, кредит.
Учебник / Под ред. Соколовой О.В.- М., 2000
14.
Шенаев В.Н. Денежная и
кредитная система России. - М., 1998
15.
Экономика. Учебник / Под
ред. Булатова А.С.-М., 2000
Интернет сайты
1.
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Схема взята из книги: Под ред. О.В.Соколовой: Финансы, деньги, кредит
– Москва: ЮРИСТЪ. 2000. С. 81.
[2] Схема взята из журнала: “Финансы и кредит" 7/2000 С. 31.
Страницы: 1, 2
|