бесплатные рефераты

Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика \на примере США\

Закон о международных банковских операциях 1978 года впервые сформулировал специальные федеральные инструкции, регулирующие банковские операции зарубежных банков, действующих на территории США. Сейчас все отделения и агентские конторы иностранных банков должны подчиняться тем же общим требованиям к резервам, что и все американские банки. Кроме этого иностранные банки получили право получать ссуды в Федеральных резервных банках. Для того, чтобы открыть отделение банка в другом штате, иностранный банк должен выбрать какой-нибудь штат в качестве “своего”, где он и будет осуществлять свои операции; в этих условиях он может создать новое отделение или агентскую контору только с разрешения того штата, в котором он будет осуществлять свои основные операции. Новые отделения и агентские конторы за пределами “своего” штата имеют право открывать депозитные счета только лицам, не проживающим в этом штате или же субъектам деятельности, относящейся к финансированию международной торговли.

     

 

                                 Сберегательные учреждения

 

Другое название сберегательных учреждений – ссудо-сберегательные институты. В 1984 году ссудо-сберегательные институты располагали активами, равными почти двум третям активов коммерческих банков.

Ссудно-сберегательные ассоциации и взаимно-сберегательные банки размещают сбережения домашних хозяйств, которые затем используются, помимо прочего, для финансирования жилищных ипотек. Кредитные союзы принимают вклады “членов” - обычно группы людей, работающих в одной компании, - и представляют эти фонды для финансирования покупок в рассрочку.

Различие между ссудо-сберегательными институтами и банками в восьмидесятых годах стало исчезать. Закон о контроле за денежным обращением, принятый в 1980 году, а также ряд других Законов и постановлений, разрешил ссудо-сберегательным институтам осуществлять многие операции, которые раньше входили в исключительную компетенцию коммерческих банков. Ссудо-сберегательные институты получили право выдавать коммерческие ссуды (в ограниченных масштабах) и открывать чековые депозиты; последнее раньше было разрешено только коммерческим банкам, и даже составляло их отличительную черту. В настоящее время ссудо-сберегательные институты находятся в подчинении Федеральной Резервной Системы во всём, что касается чековых депозитов; они получили право на получение целого ряда услуг ФРС.

С точки зрения денег, банки и ссудо-сберегательные институты в настоящее время очень мало отличаются друг от друга.

 

 

 

 

                     Федеральная Резервная Система

 

Федеральная Резервная система по своей сути эквивалентна центральным эмиссионным банкам других стран, однако её организация отражает дух и букву федеральной политической системы, характерной для любых проявлений общественно-экономической жизни США.

В качестве своей основной функции Федеральная Резервная Система формирует и претворяет в жизнь денежно-кредитную политику, то есть регулирует рост депозитов и кредитов коммерческих банков и ссудо-сберегательных институтов. Контроль над денежно-кредитными отношениями даёт федеральному правительству США мощный рычаг управления экономической активностью и уровнем цен. Кроме того, спектр административной и контрольной деятельности ФРС на этом не замыкается. Он весьма широк – от действия в качестве налогово-бюджетного (фискального) агента Государственного Казначейства и управления банковскими холдинг-компаниями до осуществления клиринга чеков и обеспечения необходимого количества наличных денег.

 

 

 Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика \на примере США\

 

Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней – Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет.

Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным  законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

 

Совет Управляющих ФРС

 

Совет Управляющих состоит из семи постоянных членов, назначаемых Президентом США с одобрения Сената. Обеспечивается равное представительство членов Совета Управляющих от различных округов ФРС. Каждый гражданин США, занимающий пост в Совете Управляющих ФРС, может исполнять свои обязанности полный срок, составляющий 14 лет и не превышающий эту цифру, однако имеет право подать в отставку ранее, доработать текущий двухлетний семестр, либо несколько продлить своё пребывание на этой должности за счёт “дополнительных” семестров. В случае, если члены Совета Управляющих исчерпали сроки своего пребывания в этом органе (за исключением случаев смерти либо отставки кого-либо из них), Президент может назначить лишь двух новых членов Совета за свой четырёхлетний срок пребывания у власти.

Совет Управляющих ФРС возглавляет председатель и его заместитель (вице-председатель). Президент США утверждает кандидатов на эти посты на четырёхлетний срок.

Только Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы обладает необходимыми полномочиями для установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также, разделяет с Федеральными Резервными банками всю полноту ответственности по проведению операций на открытом рынке ценных бумаг и определению наиболее приемлемых банковских учётных ставок.

   

 

Федеральные Резервные банки

 

 Другая важная составляющая часть американской банковской системы - это двенадцать федеральных резервных банков, которые являются        

                а) центральными банками,

                б) квазиобщественными банками

                в) банками банкиров.

Таким образом в США двенадцать центральных банков. Это отражает географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков в этой стране. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета Управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк города Нью-Йорка.

Двенадцать федеральных резервных банков являются квазиобщественными. Они отражают симбиоз частной собственности и общественного контроля. Их собственник - коммерческие банки соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом - Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики находятся в частной собственности, но управляются государством. Они руководствуются не стремлением к прибыли, а следуют политике, которая с точки зрения Совета управляющих улучшает состояние экономики в целом.

Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждении тоже самое, что депозитные учреждения делают для людей . Они принимают вклады банков и сберегательных учреждении и предоставляют им ссуды. Таким образом федеральные резервные банки являются “банками банкиров”.

Кроме того у федеральных резервных банков есть функция, которую не выполняют коммерческие банки и сберегательные учреждения: выпуск наличных денег. Конгресс уполномочил их пускать в обращение банкноты федерального резервного банка, которые образуют предложение бумажных денег в экономике.

 

 

Федеральный Комитет Открытого Рынка

 

 

Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) определяет и направляет все процессы купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США Федеральными Резервными банками.

Федеральный Комитет Открытого Рынка состоит из 12 постоянных членов: семь управляющих ФРС и пять президентов Федеральных Резервных банков. Председатель Совета Управляющих ФРС возглавляет этот орган, а президент Федерального Резервного банка поддерживает в нём постоянное членство в качестве вицепредседателя. Все 12 президентов Резервных банков обязаны присутствовать на собраниях Комитета; они принимают участие в обсуждении возникающих проблем, а семь президентов Федеральных Резервных банков (не вошедшие в число постоянных членов ФКОР) обладают правом совещательного голоса.

Федеральный Комитет Открытого Рынка собирается на заседания восемь-девять раз в год для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На каждой встрече разрабатывается определённая стратегия текущих операций на открытом рынке ценных бумаг и директивой доводится до управляющего Системой текущих операций на открытом рынке, совмещающего этот пост с вице-президентом в Федеральном Резервном банке в Нью-Йорке. После этого Федеральный Резервный банк Нью-Йорка проводит в соответствии с планом реальные закупки, либо продажи ценных бумаг Федерального правительства США через дилеров, специализирующихся в этой области и имеющих свои представительства в Нью-Йорке.

 

 

Федеральный Консультационный Совет

 

 

Федеральный Консультационный Совет состоит из двенадцати членов, каждого из которых выдвигает и избирает из своей среды соответствующий Федеральный Резервный банк. Совет собирается 4 раза в год, на совместное заседание с управляющими Федеральной Резервной Системы и обмениваются мнениями о широком спектре финансово-экономических и денежно-кредитных отношений. Члены Федерального Консультационного Совета доводят эту информацию до сведения Резервных банков в своих округах. Совет Управляющих не обязан выполнять рекомендации этого органа.

 

 

Отчёты Конгрессу США

 

Являясь органом Конгресса США, Федеральная Резервная Система представляет в Конгресс ежегодный отчёт о своей деятельности, а также, по требованию Конгресса США, передаёт и иную информацию. В 1975 году контроль со стороны Конгресса за деятельностью ФРС был усилен: председатель Совета Управляющих ФРС с этого момента на регулярной основе начал консультации с соответствующими комиссиями Конгресса для обсуждения текущих экономических проблем, тактических и промежуточных целей денежно-кредитной политики и планов её воплощения в жизнь. Эти мероприятия привели к более тесному контакту и сотрудничеству между Конгрессом США и Федеральной Резервной Системой. Закон о реформе Федеральной Резервной Системы 1977 года и Закон Хэмфи-Хоукинса 1978 года (Закон о Полной Занятости и Сбалансированном Росте) обязали ФРС предоставлять отчётные материалы Конгрессу США по ряду основных позиций и параметров денежно-кредитных отношений каждое полугодие.

 

 

 

Денежно-кредитная система

 

Сейчас приступим к рассмотрению вопросов спроса и предложения денег. Затем рассмотрим взаимосвязь этих двух вопросов.

Сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги называется рынком денег (или денежным рынком).

 

                                               Спрос на деньги

 

Обратимся к спросу на деньги. Наше предыдущее обсуждение функций денег предполагало две основные причины того, что существует спрос на деньги.

Рисунок 1

      Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика \на примере США\

          (а) Спрос на деньги                                 (б) Спрос на деньги со

                для сделок,   Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика \на примере США\                                     стороны активов,  Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика \на примере США\  

      

       (в) Общий спрос на деньги

                   Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика \на примере США\

             

Спрос на деньги для сделок. Первая причина, несомненно, состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, то есть в удобном способе заключения сделок на приобретение товаров и услуг. Необходимые для всех этих целей деньги называют просто спросом на деньги для сделок. Количество денег, необходимых для заключения сделок, определяется главным образом общим денежным уровнем, или номинальным ВНП. Чем больше общая денежная стоимость находящихся в обмене товаров и услуг, тем больше потребуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги для сделок изменяется обратно пропорционально номинальному ВНП.

На рисунке 1а графически изображено отношение между спросом на деньги для сделок, и процентной ставкой. Поскольку спрос на деньги для сделок зависит от уровня номинального ВНП и не зависит от процентной ставки, он изображён в виде вертикальной прямой. Для простоты мы предположили, что необходимое для сделок количество денег не связано с изменением ставки процента. 

Спрос на деньги со стороны активов. Вторая причина, по которой держат деньги, вытекает из их функции как средства сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах – например в виде акций корпораций, частных или государственных облигаций или же в деньгах М1. Следовательно, существует спрос на деньги со стороны активов.

Что определяет спрос на деньги со стороны активов? Преимуществом владения деньгами является их ликвидность, то есть деньги можно незамедлительно использовать для совершения покупок. Как форма владения активами, деньги особенно привлекательны, когда ожидается падение цен на товары, услуги, а также на другие финансовые активы.

Недостаток владения деньгами, как активом, по сравнению с владением облигациями заключается в том, что они не приносят дохода в виде процента или, по крайней мере, не дают такого процента как облигации или бессрочные вклады. Некоторые банки и сберегательные учреждения обусловливают выплату процента вкладчику некоторым минимальным размером чекового вклада. В том случае, если вклады не достигают минимального размера, они не приносят процента. Процент с чековых вкладов, превышающих установленный минимум, меньше того, который уплачивается с облигаций или бессрочных вкладов.

В свете этой информации приходится решать, сколько финансовых активов держать, допустим, в облигациях, а сколько в деньгах. Решение в первую очередь зависит от ставки процента. Когда процентная ставка или вменённые издержки владения деньгами, как активом, низки, люди предпочитают владеть большим количеством денег в качестве активов. Наоборот, когда процент высок, обладать значительной ликвидностью невыгодно, и количество активов в форме денег будет небольшим. Иначе говоря, когда владеть деньгами, как активом невыгодно, люди держат меньшее их количество. В том случае, когда владение деньгами выгодно, люди держат их больше. Обратная зависимость между процентной ставкой и количеством денег, которое люди хотят иметь в качестве актива, показана на рисунке  1б.

Общий спрос на деньги. Как показано на рисунке 1в, общий спрос на деньги можно определить путём смещения по горизонтальной оси спроса на деньги со стороны активов, на величину, равную спросу на деньги со стороны сделок.

Получившаяся в результате ниспадающая прямая обозначает общее количество денег, которое люди хотят иметь для сделок и в качестве активов, при каждой возможной величине процентной ставки. Нужно обратить внимание на то, что изменение номинального ВНП, рассматриваемое через призму спроса на деньги для сделок, вызовет смещение кривой общего спроса на деньги.

 

 

                                                Рынок денег

 

На рисунке 2 приведены типичные кривые предложения и спроса денег.

Примем упрощающее допущение, считая в дальнейшем, что денежно-кредитная политика ФРС стремится удержать совокупные резервы банковской системы на фиксированном уровне, независимо от изменений номинальной нормы процента. Поэтому график предложения денег – вертикальная прямая .

 

 

Рисунок 2

    

  

 

 

Как и на любом ином рынке, равновесие на финансовом рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке денег означает равенство количества денег, которое хозяйственные агенты хотят сохранить в свои портфелях активов, количеству денег, предлагаемому ФРС при осуществлении текущей денежно-кредитной политики.

 

 

 Последствия изменений в предложении денег.

 

Допустим сначала, что предложение денег уменьшилось с 200 млрд. долл., до 150 млрд. долл. Заметим, что количество требуемых денег превышает количество предложенных на 50 млрд. при прежней равновесной ставке процента, равной 5. В данном случае люди попытаются приспособиться к нехватке денег путём продажи некоторых из имеющихся у них финансовых активов (примем для простоты, что эти активы являются облигациями). Но приобретение денег посредством продажи облигаций для одних означает потерю денег вследствие покупки этих облигаций другими. В целом в наличии имеются лишь 150 млрд. долл. Коллективная попытка получить больше денег, продавая облигации, увеличит их предложение по отношению к спросу на рынке облигаций и собьёт цену на облигации.

Общее правило: Понижение цен на облигации увеличивает процентную ставку. Например, облигация, продаваемая по номинальной стоимости в 1000 долл., и предложение постоянного процентного платежа в 50 долл. дают ежегодно ставку в размере 5%. Но предположим, что цена этой облигации из-за увеличения предложения облигаций упала до 667 долл. Для того, кто покупает облигацию, процентная ставка при постоянном платеже 50 долл. в год теперь составит 7,5%.

Поскольку все заёмщики должны в конкурентной борьбе предлагать кредиторам процентную ставку, близкую к той, что приносят облигации, происходит рост общей ставки процента.

Эта более высокая процентная ставка увеличивает вменённые издержки хранения денег и уменьшает количество денег, которое хотят иметь на руках фирмы и домохозяйства. Количество требуемых денег падает с 200 млрд. при процентной ставке 5% до 150 млрд. при процентной ставке 7,5%.

И наоборот, увеличение предложения денег с 200 млрд. долл. до, например, 250 млрд. приведёт к избытку денег в 50 млрд. долл. При первоначальной процентной ставке, равной 5. Люди попытаются избавиться от денег, покупая всё больше  облигаций. Но расход денег одними означает приобретение денег другими. Поэтому коллективная попытка купить всё больше облигаций увеличивает спрос на них и толкает цены на облигации вверх.

Следствие: Повышение цен на облигации снижает процентную ставку. Применительно к нашему случаю, 50-долларовый процентный платёж по облигации, которая теперь стоит, например, 2 тыс. долл., даёт покупателю облигации процентную ставку всего лишь в 2,5%.

По мере того как люди безуспешно пытаются уменьшить количество своих денежных знаков (в нашем примере – опустить ниже отметки в 250 млрд. долл.), процентная ставка, как правило, падает. В данном случае процентная ставка упадёт до нового равновесного уровня в 2,5%. Поскольку вменённые издержки содержания денег теперь стали ниже – ликвидность менее дорога, - потребители и предприятия увеличивают количество наличности и чековых вкладов, которые они готовы держать на руках, с 200 до 250 млрд. долл. И вновь равновесие на денежном рынке восстановлено: количество как требуемых, так и предлагаемых денег равно 250 млрд. долл. при процентной ставке в 2,5%.

 

 

Последствия изменения в спросе на деньги.

 

 Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика \на примере США\ 

В предыдущем разделе мы предположили, что спрос на деньги не изменяется совокупно с изменением предложения денег на рынке. Теперь мы сделаем обратное предположение и исследуем последствия изменения спроса на деньги, допуская, что предложение денег остаётся на постоянном уровне.

При прочих равных условиях и заданной номинальной норме процента люди будут хранить больше денег, если их доходы скромнее. Таким образом, увеличение номинального национального дохода сдвигает кривую спроса на деньги вправо-вверх, а уменьшение номинального национального дохода – влево-вниз.

Рассмотрим воздействие увеличения спроса на деньги подробнее.

Начнём анализ, считая, что рынок денег находится в состоянии равновесия. Федеральная Резервная Система обеспечивает банки необходимыми резервами, что даёт возможность предоставить экономической системе 200 миллиардов долларов, а номинальная норма процента составляет 5%.

Далее предположим, что некие обстоятельства – скажем, увеличение номинального национального дохода (номинального ВНП) – увеличивают величину спроса на деньги при существующей процентной ставке. На графике это проявится как сдвиг вправо-вверх кривой спроса на деньги. Это приведёт к тому, что при исходной номинальной норме процента, равной 5%, хозяйственные агенты захотят держать больше денег в своих портфелях активов. Любая фирма или семейное хозяйство смогут увеличить количество денег в своих портфелях активов, продавая иные виды активов – как например акции и облигации – за деньги или спрашивая ссуду. Когда в одно и то же время большое количество хозяйственных агентов проводят аналогичные мероприятия, понижается рыночная цена ценных бумаг и повышается общий доход от продажи на рынке ценных бумаг. Те, кто пытаются приобрести деньги, испрашивая деньги, способствуют увеличению нормы ссудного процента.

Но, несмотря на определённые усилия хозяйственных агентов увеличить количество хранящихся в их портфелях денег, банковская система не способна предложить их в ином – большем – количестве. Мы предположили, что резервы банковской системы способны предложить только 200 миллиардов долларов в форме денег. Таким образом, рынок денег может вернуться к состоянию равновесия тогда и только тогда, когда процентные ставки повысятся достаточно высоко, приводя в соответствие величину спроса на деньги с величиной их предложения. На рисунке новое положение равновесия достигается при номинальной ставке процента равной 10%.

Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в противоположную сторону. Предположим, что кривая спроса на деньги сдвинулась влево-вниз из первоначального положения равновесия. В этом случае доля денег в портфеле активов хозяйственных агентов была бы больше, чем это совпадало бы с их желаниями. Хозяйственные агенты моментально начнут структурные изменения в своих портфелях активов, либо используют деньги для погашения ранее взятых ссуд. Такие действия, предпринятые одновременно и во множестве, взвинтят цены на ценные бумаги и понизят норму ссудного процента, однако не смогут изменить количество денег, находящихся в обращении, которое предлагает им банковская система. Равновесие на рынке денег было бы достигнуто только тогда, когда процентные ставки упали бы до уровня, обеспечивающего соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, размещённых в портфелях активов хозяйственных агентов.

 

 

        Стратегии управления денежно-кредитной политикой     

 

До сего момента мы имели дело с вертикальной кривой, характеризующей предложение денег. Подобная кривая указывает на то, что количество денег, предлагаемое банковской системой, остаётся постоянным независимо от изменений номинальной нормы процента или спроса на деньги. Однако выбор кривой предложения денег именно в такой форме исчерпывается обстоятельствами удобства изложения материала. Реальная форма кривой предложения денег зависит от тактической цели, определяемой Федеральной Резервной Системой для проведения своих операций на открытых рынках ценных бумаг. Тактическая цель – задача денежно-кредитной политики, проводимой ФРС, которая достигается путём проведения ряда последовательных операций на открытом рынке. Со временем тактические цели меняются, а вместе сними меняются и формы кривых предложения денег.

 

 

Вертикальная кривая предложения денег

 

Вертикальная кривая предложения денег соответствует тактической цели поддержания неизменным количества денег, находящихся в обращении. При постановке подобной задачи – сохранении неизменной денежной массы при меняющихся условиях рынка – ФРС приходится прибегать к любым необходимым для этого действиям.

Избыточные резервы и норма процента. В соответствии с тем, что уровень избыточных резервов изменяется обратно пропорционально процентной ставке, денежный мультипликатор связан с процентной ставкой прямой пропорциональной зависимостью. Отсюда следует, что при сохранении Федеральной Резервной Системой своих совокупных резервов на постоянном уровне при изменении нормы процента, кривая предложения денег обрела бы наклон вправо-вверх. Для того, чтобы поддержать имевший место ранее вертикальный характер кривой предложения денег, ФРС пришлось бы прибегнуть (с целью компенсации роста денежного мультипликатора) к защитной продаже ценных бумаг на открытом рынке, которая уменьшила бы величину суммарных резервов. Аналогично любое уменьшение денежного мультипликатора должно быть скомпенсировано покупкой ценных бумаг на открытом рынке, которая увеличивает сумму совокупных резервов.

Резервы, полученные путём займа и норма процента. Для поддержания кривой предложения денег в строго вертикальном состоянии ФРС может предпринять один из двух существующих для этого способов. Во-первых, ФРС может провести ряд защитных операций на открытом рынке ценных бумаг, компенсируя изменения в уровнях резервов, полученных путём займов, и избыточных резервов, направляя в противоположную сторону изменения независимых (от займов) резервов. Во-вторых, ФРС может использовать учётную ставку для гибкого реагирования на возникающие изменения рыночной нормы процента.

 

 

Горизонтальная кривая предложения денег

 

Возникновение кривой предложения подобной формы происходит тогда, когда ФРС в качестве своей тактической цели избирает фиксацию номинальной нормы процента на постоянном уровне. Путём проведения операций на открытом рынке осуществляется регулирование резервами, обеспечивающее фиксированный уровень номинальной нормы процента, определённый тактической задачей, несмотря на возможные изменения процентных ставок, обусловленные воздействием рыночных процессов. Политика подобного рода часто называется гибкой денежно-кредитной политикой.

Предположим, что рынок денег первоначально находился в равновесии. Количество денег, находящихся в обращении, равно 200 миллиардов долларов, а норма процента составляет 10% в год, что рассматривается как тактическая цель ФРС. Положим, что увеличение номинального национального дохода сдвигает кривую спроса на деньги вправо.

Рост спроса на деньги оказывает повышающее давление на существующую норму процента. По мере того как норма процента начинает превышать десятипроцентный уровень, определённый ранее как тактическая цель, ФРС отвечает на эти изменения, производя покупки на открытом рынке ценных бумаг. Такие приобретения увеличивают банковские резервы, которые банки пускают в оборот, предоставляя новые займы и приобретая ценные бумаги для своих собственных портфелей активов. Процесс использования избыточных резервов увеличивает рост денежной массы, находящейся в обращении. Покупки на открытом рынке будут продолжены до тех пор, пока не образуется достаточное количество новых денег, обеспечивающее соответствие спроса и предложения денег при неизменной норме процента. В таком в случае рынок денег достигнет нового положения равновесия. Количество денег, находящихся в обращении, возрастёт с 200 до 300 миллиардов долларов, а номинальная норма процента не изменится и останется равной 10%.

 

Наклонная кривая предложения денег

 

Кривая предложения денег такой  формы подразумевает проведение Федеральной Резервной Системой следующей политики: ФРС реагирует на увеличение спроса на деньги, обеспечивая некоторый рост количества денег, находящийся в обращении, но в количестве, недостаточном для поддержания номинальной нормы процента на фиксированном уровне.

В качестве примера денежно-кредитной политики, обеспечивающей существование предложения денег, описываемого кривой подобного типа, рассмотрим ситуацию при которой ФРС в качестве тактической цели рассматривает постоянство независимых резервов. Как мы видели раньше, постоянство резервов подобного типа ведёт к увеличению количества денег, находящихся в обращении, при увеличении процентных ставок, так как в этом случае уровень резервов, полученных путём займов, увеличивается, а уровень избыточных резервов уменьшается. Такая денежно-кредитная политика может частично нивелировать возникающий сдвиг в спросе на деньги без особой необходимости проведения активных операций на открытом рынке ценных бумаг.

ФРС может варьировать угол наклона кривой предложения денег. Так, кривая предложения денег пройдёт менее круто по отношению к оси абсцисс (приблизится к горизонтальной кривой) при условии, что ФРС покупку на открытом рынке ценных бумаг при повышении номинальных норм процента и, соответственно, продажи – при её уменьшении. Заметим, что чем круче наклонена кривая предложения денег (приближается к вертикальной кривой), тем существеннее эффект в спросе на деньги на номинальную норму процента, и тем меньшее влияние он оказывает на количество денег, находящихся в обращении. И наоборот, чем ближе кривая предложения денег к горизонтальной кривой, тем существеннее эффект сдвига в спросе на деньги на количество денег, находящихся в обращении, и тем меньшее влияние он оказывает на номинальную норму процента.

 

 

Выбор тактических целей

 

Какая тактическая цель – то есть, какая форма кривой предложения лучше?

Эта проблема во многом определяется влиянием изменений в спросе на деньги на соответствующие изменения количества денег, находящихся в обращении, и номинальной нормы процента при различных тактических целях.

Изменения в норме процента имеют существенное значение, поскольку они влияют на уровень реальной экономической активности. Повышение номинальных норм - при прочих равных условиях – не способствует взятию займов. Это приводит к снижению общих расходов производственного и непроизводственного назначения и общего объёма производства, особенно в таких чувствительных к изменению процентных ставок отраслях экономики, как жилищное и гражданское строительство, автомобилестроение, производство капитального оборудования. С другой стороны, изменения количества денег, находящихся в обращении, также имеют определённое значение.

Какая денежно-кредитная политика лучше? Ответ зависит от причин произошедшего сдвига в спросе на деньги. Рассмотрим три случая.

1.      Сдвиг в спросе на деньги происходит из-за изменений в скорости обращения денег. Эти изменения могут возникнуть вследствие изменений в правилах банковских операций или в общей стратегии контроля и регулирования денежного обращения. В этом случае желательно изолировать реальные экономические сферы от последствий изменений скорости обращения денег, позволяя количеству денег, находящихся в обращении, изменяться в той же пропорции, что и скорость обращения денег, лишь поменяв направление этих изменений на противоположное. Эта процедура сохранит номинальную процентную норму процента, реальный объём производства и абсолютный уровень цен постоянными величинами. Таким образом, в этом случае желательна горизонтальная кривая предложения денег.

2.      Сдвиг в спросе на деньги происходит вследствие изменений в реальном объёме производства в процессе делового цикла. Вероятно, в этом случае разумно дать процентным ставкам подняться, сглаживая циклическое расширение, или опуститься, сглаживая циклическое сжатие. В этом случае желательны наклонная или вертикальная кривые предложения денег.

3.      Сдвиг в спросе на деньги происходит вследствие растущего уровня цен. В этом случае рост количества денег, находящихся в обращении, в ответ на изменение в спросе на деньги лишь подольёт масла в пламя инфляции. Вероятно, необходимо сопротивляться инфляционным процессам, сохраняя в обращении постоянное количество денег и “опустив на свободу” номинальную норму процента. В этом случае наилучшей окажется вертикальная кривая спроса на деньги.

 

 

                            Стратегия ФРС в управлении 

                       денежно-кредитной политикой

 

В октябре 1982 года высшие руководители ФРС объявили о новой смене курса. Его проведение предусматривало уменьшение внимания к регулированию роста денежной массы, рассмотренной в весьма узком аспекте параметра М1. А также уровня независимых резервов, и усилению внимания к параметра М2 и М3. Кроме того, ФРС декларировала быстрое и гибкое реагирование на все возникающие изменения в финансово-экономических сферах, понимая под этим целую гамму факторов: воздействие изменений правил правительственного и банковского контроля на скорость обращения денег, состояние экономики в целом, условия функционирования мировой экономики, проблемы международной задолженности.

С другой стороны, ФРС продолжала объявлять пределы роста параметров денежной массы, однако не столь строго корректировала возникающие изменения, руководствуясь принятой тактической установкой. В своих повседневных операциях ФРС стала уделять основное внимание резервам, полученным путём займа.

Вслед за кризисом, охватившим фондовую биржу в октябре 1987 года, Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы начал испытывать весьма обоснованные опасения, что слишком большое внимание к уровню резервов, полученных путём займа, рассматриваемых в качестве тактической цели денежно-кредитной политики, приводит к резким колебаниям процентных ставок по федеральным резервным фондам. После этого Федеральная Резервная Система направила свои усилия  на фиксацию норм процента федеральных резервных фондов в пределах установленного диапазона.

Такая денежно-кредитная политика, отличающаяся эластичностью, плавными изменениями и корректировками, трудно поддаётся графической интерпретации. Её курс пролегает между крайностями денежно-кредитной политики, жёстко фиксирующей количество денег с одной стороны, и денежно кредитной политики, строго регламентирующей уровень норм процента – с другой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

    

       

                        

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Список  литературы, использованной в работе

 

 

1.      Макконелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс 2 т. М.: Республика, 1992 год

 

2.      Эдвин Дж. Долан – Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика

Санкт-Петербург : Республика, 1993 год  

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ