Существует
несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной
торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.
Зона свободной
торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых
отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении
товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении,
каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную
торговую политику.
В таможенный союз,
как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле
таможенные пошлины и сборы, и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие
от ЗСТ, государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную
политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению
к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли.
Общий рынок
возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между
странами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы
и капитала.
Экономический
союз предполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным
мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики,
создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических
процессов.
На практике
границы между указанными типами интеграционных объединений весьма условны и их
развитие может идти по восходящей — от ЗСТ к экономическому союзу.
Наибольшей
степени зрелости достиг интеграционный хозяйственный комплекс в Западной
Европе, где в 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
Договор о его образовании подписали в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия,
Нидерланды и Люксембург. С 1967г. ЕЭС имеет общие руководящие органы и единый
бюджет с двумя другими европейскими интеграционными объединениями — Европейским
объединением угля и стали (ЕОУС) и Европейским сообществом по атомной энергии
(Евратом). Межгосударственное интеграционное объединение стало официально именоваться
Европейскими сообществами — ЕС (часто использовался неофициальный синоним:
Европейское сообщество). При этом договоры об учреждении ЕЭС (или „Общего
рынка“), ЕОУС и Евратома остались в силе. В 1973г. К ЕС присоединились
Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981г. — Греция, в 1986г. — Испания и Португалия,
в 1995г. – Австрия, Финляндия и Швеция. С 1 ноября 1993г., после вступления в силу
Маастрихтского договора, Европейское сообщество стало официально именоваться
Европейским союзом (ЕС). Сейчас в ЕС входят 15 государств Западной Европы с населением
более 370 млн. человек. На ЕС приходится более 20% мирового ВВП и более 40%
мирового экспорта. Эта региональная группировка стоит к экономическому,
политическому и валютному союзу гораздо ближе, чем какое-либо
межгосударственное объединение современного мира.
ЕС имеет
специальные торгово-экономические соглашения со многими странами мира.
Например, согласно так называемым Ломейским конвенциям (первая из которых была
подписана в 1975г.) фактически все товары из 70 стран Африки, Карибского
бассейна и Тихого океана получили беспошлинный доступ на рынок ЕС. Похожие
соглашения есть и с 12 странами Средиземноморского бассейна. Кроме того,
существует Таможенный союз ЕС с Турцией и Кипром. В 1991–1995гг. было подписано
девять так называемых Европейских соглашений со странами Центральной и Восточной
Европы. Шесть из них (с Болгарией, Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией)
уже действуют, три (с Литвой, Латвией и Эстонией) ожидают ратификации.
Готовится десятое соглашение со Словенией. Европейские соглашения охватывают
как политические, так и экономические вопросы. В частности, уже с 1 января
1995г. были сняты таможенные барьеры на все товары, импортируемые в ЕС из
подписавших их стран Центральной и Восточной Европы (за исключением текстиля,
для которого это было сделано к концу 1997г.).
24 июня 1994г. на
острове Корфу было подписано Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС
и Россией (вступило в силу с 1 февраля 1996г.).
В Римском
договоре отмечалось, что в рамках ЕС создается Общий (единый) рынок,
представляющий собой пространство „четырех свобод“ – свобода движения товаров,
капиталов, услуг и рабочей силы.
Первым шагом в формировании
ЕС стала постепенная, в три этапа (с 1959 по 1968г.), отмена таможенных пошлин
в торговле между „шестеркой“ стран ЕС и создание таможенного союза. По
отношению к третьим странам, не входящим в ЕС, был установлен Единый таможенный
тариф ЕС. Затем, по мере присоединения к ЕС новых стран, упразднялись
таможенные пошлины в торговле между государствами-основателями ЕС и новыми
участниками.
Таможенный союз
активизировал взаимную торговлю государств-членов ЕС, на которую сейчас
приходится в среднем более 60% объема их совокупной внешней торговли (у
Бельгии-Люксембурга, Нидерландов, Ирландии, Португалии — более 70%). Однако
после устранения взаимных таможенных пошлин на границах между странами
Сообщества все еще имели место случаи проведения таможенного досмотра и контроля,
другие дорогостоящие формальности. Свободной торговле продолжали препятствовать
различия стандартов и технических норм в разных государствах (в области
здравоохранения, охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей и т.п.).
Одним из
важнейших направлений политики ЕС является Единая аграрная политика. Она была
введена в действие в 1964г. И по сей день остается важнейшей статьей бюджета
Европейского союза (около 48% расходов в 1995г.). Аграрная политика гарантирует
производителям сельскохозяйственной продукции ее сбыт по заранее
устанавливаемой цене интервенции. По некоторым товарам был введен режим прямых
дотаций производству. К концу 80-х гг. политика цен охватывала более 90%
сельскохозяйственного производства в ЕС. Для централизованного финансирования
сельского хозяйства был создан Фонд ориентации и гарантирования сельского
хозяйства, финансируемый из бюджета ЕС.
Кроме того, Совет
министров ЕС устанавливает лимитированные импортные цены, т.е. минимальные
цены, по которым те или иные продукты могут быть импортированы в страны-члены
Европейского союза. Эти цены, которые из-за ввозных пошлин во многих случаях
выше мировых, предназначены для защиты сельского хозяйства ЕС от конкуренции со
стороны более дешевых продуктов из стран, не входящих в Союз. Фермеры получают
из бюджета ЕС субсидии в случае неблагоприятных погодных условий (заморозки,
засухи и т.п.), на строительство новых помещений, модернизацию
производства, закупки новой техники и т.д. Субсидируется и экспорт
сельскохозяйственных товаров — экспортеры получают возмещение, которое должно
компенсировать разницу между мировой ценой и более высокой ценой в ЕС.
Субсидии, система
единых цен и защита рынка способствовали укрупнению хозяйств, решению
продовольственной проблемы. Между 1973 и 1988 гг. сельскохозяйственное
производство в ЕС возрастало в среднем на 2% в год, в то время как потребление
продовольствия – только на 0,5%. Страны ЕС практически полностью обеспечили
себя продовольствием и стали вторым в мире (после США) экспортером аграрной
продукции. В некоторых странах ВС производительность труда в сельском
хозяйстве превысила американскую (так, в Бельгии один работник сельского
хозяйства „кормит“ 100 человек, в Великобритании 95 — против 80 человек в США и
13 человек в бывшем СССР). Урожайность, например, пшеницы в ЕС вдвое выше, чем
в США, а в Нидерландах, Великобритании и Бельгии — почти втрое (от 65 до 70
ц/га в среднем). Аграрная политика ЕС, однако, привела к перепроизводству
сельскохозяйственной продукции и к возникновению противоречий с другими
мировыми производителями сельскохозяйственных товаров (прежде всего США),
которые возражают против ограничения в доступе на рынок ЕС и практики
субсидирования экспорта. Кроме того, она оказалось слишком дорогостоящей (70%
расходов бюджета ЕС). Поэтому в июне 1992г. ЕС принял решение о радикальном
пересмотре аграрной политики. Новая политика включает следующие меры.
1.
Для
обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на
земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены, чтобы
приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен
составило 29%, для говядины – 15%).
2.
Для того
чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются
компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур
выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения
обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент
контроля за уровнем и эффективностью производства.
3.
В
производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей
устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от
поголовья скота в расчете на гектар.
Кроме того, новая
аграрная политика включает в себя так называемые меры сопровождения —
сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение
сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию.
В рамках ЕС также
проводится региональная политика, нацеленная на оказание помощи так называемым
проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в которых
уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это
Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии,
остров Корсика, Северная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994г.
статус слаборазвитых официально получили новые земли ФРГ, возникшие на
территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить
старопромышленные регионы Великобритании, Франции, Германии, Испании и других
стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных
для них отраслей, как угольная промышленность, металлургия, судостроение и текстильная
промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся на
периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и Финляндии,
является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на севере и северо-востоке
этих государств. Региональная политика — вторая по значимости статья расходов
ЕС (36% в 1999г.). Основные ее направления — координация региональной
политики отдельных стран-членов Союза и прямая финансовая поддержка
проблемных регионов из Европейского фонда регионального развития.
В конце 80-х гг.
в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве
в научно-технической области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной
научно-технологической программы стран ЕС (1994–1998 гг.). Ее цель и цели
двадцати входящих в нее специализированных программ — обеспечение
конкурентоспособности Западной Европы в области информационных технологий и технологий
средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д.
Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды.
ЕС принимает
активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской
широкомасштабной кооперации в области новейшей технологии (осуществляется с 1985г.).
Члены ЭВРИКА – Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая всех
15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется
665 проектов общей стоимостью 5,6млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают
участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них –
промышленные компании); 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены.
Основные направления исследований и разработок – информационные технологии,
связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы,
медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника,
транспорт.
Формирование
интеграционного комплекса в ЕС включало и создание ряда региональных
валютно-кредитных и финансовых организаций. С марта 1979г. начала
функционировать Европейская валютная система (ЕВС), предназначенная для
уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов.
В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица — ЭКЮ,
базирующаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС.
К 80-м гг.
Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим
торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком —
как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного
экономического обмена между государствами. Постоянно нарушались положения
Римского договора в части свободного перемещения товаров. Вызовы времени на
рубеже 80-x гг. — иранская революция, Афганистан, кризис в Польше,
Фолклендская война — показали, что у Сообщества отсутствует четкая
внешнеполитическая линия, инструменты и возможности урегулирования
кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его
растущей экономической мощи.
Перед Сообществом
встали две взаимосвязанные задачи. Первая — завершить создание единого
внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей.
Вторая — образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем
самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедеративную супердержаву.
Первая задача —
создание ЕВР — решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале
1986г. И вступившего в силу 1 июля 1987г. Этим Актом была поставлена задача
создать к 1 января 1993г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное
движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта задача
успешно решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила скорее символическое
значение, так что отладка механизмов функционирования ЕВР продолжается. С 1
января 1993г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран
ЕС. Граждане стран-членов ЕС получили возможность без загранпаспортов и виз
путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по
своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в гармонию
технические стандарты, финансово-банковские порядки, правовые нормы. Фирмы
теперь могут сбывать продукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС без
каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути миграции
капиталов.
Переход
Сообщества в новое качество — Европейский союз — основывается на договоре о Европейском
союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992г.
Маастрихтский договор предусматривает, в частности, постепенный переход от уже
созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС),
создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных
знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Европейский союз будет
осуществлять общую политику в ряде новых областей — дипломатии, юстиции,
полиции, обороны. Поэтапное ограничение суверенитетов стран ЕС в экономической,
валютной и внешнеполитической сферах в случае успешной реализации
Маастрихтского договора приведет к превращению ЕС в подобие федеративного
или конфедеративного государства со всеми его атрибутами. Как уже упоминалось,
1 ноября 1993г., после ратификации в государствах-членах ЕС, Маастрихтский
договор вступил в силу, и Европейское сообщество сменило свое официальное
название на Европейский союз. В 1997г. был подписан Амстердамский договор о Европейском
союзе, являющийся, по сути, скорректированным и дополненным текстом
Маастрихтского договора.
Создание
Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома,
которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским
договорами, являются основой ЕС.
В конце марта
1998г. Европейская комиссия объявила окончательный состав ЭВС, в который вошли
11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции).
С 1 января 1999г. бразды правления монетарной политикой в этих странах перейдут
к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия).
С 1 января 2002г. евро поступит в обращение и начнет заменять национальные
денежные единицы. Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1
июля 2002г. хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется
единственной денежной единицей.
Среди участников
ЭВС в ЕС – две группы государств – участники нового этапа интеграции и аутсайдеры,
что создает для этого объединения новые трудности и проблемы.
На вступление в ЕС
претендуют сейчас Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния,
Словакия, Словения, Чехия и Эстония. По степени готовности к вступлению
указанные государства разделены на две группы – начавшие с 30 марта 1998г.
непосредственные индивидуальные переговоры о присоединении (Венгрия, Польша,
Словения, Чехия, Эстония) и остальные. Как ожидается, прием первых
стран-претендентов в ЕС начнется не ранее 2003–2004гг.
Европейский союз —
не единственная интеграционная группировка в Западной Европе. В 1959–1960г. по
инициативе Великобритании и Скандинавских стран была учреждена Европейская
ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее
участников как временная организация для усиления их позиций на будущих
переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания
(1972г.), Дания (1972г.), Португалия (1985г.), Австрия (1995г.), Финляндия
(1995г.) и Швеция (1995г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ
остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970г.).
Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923г. В таможенном
союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве.
В отличие от
Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую
группировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием
наднациональных институтов, имеющих право издавать законы. ЕАСТ — зона
свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между
странами-членами промышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не
распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отношениях с третьими
странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет
свои таможенные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и
14 государствами Европы и Азии.
Расширение
влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии
привели к активизации связей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях
между этими организациями начались в июне 1990г. И завершились соглашением о создании
Европейского экономического пространства (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992г. В Порто.
Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС,
предусматривая окончательное устранение торговых барьеров между
странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты
еще к концу 1983г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Соглашения
о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на
двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допускать импорт аграрной продукции из
ЕС (особенно из наиболее отсталых районов Союза), а в обмен на это на более
выгодных условиях ввозить свои продукты в ЕС.
Соглашение о создании
ЕЭП, общей экономической зоны двух торговых блоков, в составе 18 государств
вступило в силу с 1 января 1994г. Швейцария, население которой на референдуме в
1992г. высказалось против вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя.
В декабре 1992г.
Польша, Чехия, Словакия и Венгрия заключили Центральноевропейское соглашение о свободной
торговле (ЦЕФТА), вступившее в силу 1 марта 1994г. Договор предусматривает
создание зоны свободной торговли промышленными товарами к 2001г. В отношении
сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее
членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария.
Внутри
Содружества Независимых Государств (СНГ) заключено два соглашения об
углубленной интеграции. В январе 1996г. Россия, Белоруссия и Казахстан
заключили соглашения о создании Таможенного союза, к которому в марте того же
года присоединилась Киргизия, а в апреле 1998г. – Таджикистан. Таможенный союз,
в частности, предусматривает одинаковый торговый режим в отношении третьих
стран, единство таможенной территории. Второго апреля 1996г. подписан договор
об образовании Сообщества России и Белоруссии, предусматривающий не только
экономическую, но и политическую интеграцию двух государств. Будет создано
единое экономическое пространство со свободным передвижением товаров, услуг,
капиталов и рабочей силы, предполагается максимально использовать преимущества
межстранового разделения труда, специализации и кооперации производства. Будут
созданы условия для введения общей валюты. Россия и Белоруссия условились
согласовывать внешнюю политику и вырабатывать общую позицию по основным
международным вопросам. В 1999г. на всенародное осуждение был вынесен проект
Договора о создании союзного государства России и Белоруссии; в декабре
1999г. договор был подписан.
В Северной
Америке в январе 1989г. вступило в силу Американо-канадское соглашение о свободной
торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывавшая
двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол. В год. В течение десяти лет
должны были быть ликвидированы все оставшиеся между США и Канадой тарифные и нетарифные
ограничения на любые операции – начиная от рекламы и кончая дальней связью и торговлей
вином. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить собственные
импортные ограничения на торговлю с третьими странами.
В июне 1991г. по
инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой,
завершившиеся подписанием 17 декабря 1992г. соглашения о создании
Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского
названия — НАФТА). После ратификации в странах-участницах оно вступило в силу
1 января 1994г. Ключевые элементы соглашения:
1.
ликвидация
всех таможенных пошлин во взаимной торговле к 2010г.;
2.
поэтапное
упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле
товарами и услугами;
3.
смягчение
режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;
4.
либерализация
условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке;
5.
создание
американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии.
Реализация
достигнутых договоренностей приведет к возникновению самого крупного в мире
торгового блока с населением 378 млн. человек и совокупным ВВП более 8,5 трлн.
дол. (1995). Создание НАФТА позволит соединить экономическую мощь США,
природные ресурсы Канады и дешевую рабочую силу Мексики, чтобы успешнее
конкурировать с Европой, Японией и Восточной и Юго-Восточной Азией.
Впервые в мире торговый блок объединил развитые государства и развивающуюся
страну.
Прорабатывается
идея формирования „атлантической“ зоны свободной торговли, объединяющей НАФТА и
ЕС.
В апреле 1998г. В
Сантьяго (Чили) 34 страны Западного полушария утвердили план создания к 2005г.
Американской зоны свободной торговли (ФТАА) от Аляски до Огненной земли.
В
Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в ноябре 1989г. состоялась первая
конференция министров иностранных дел и торговли Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества (АТЭС). Ныне в эту региональную группировку
входят 21 страна и территория. Секретариат АТЭС находится в Сингапуре. В отличие
от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет более аморфное и многослойное
образование. Формально АТЭС имеет консультативный статус, но фактически в рамках
его рабочих органов ведется выработка региональных правил ведения торговли,
инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых
министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Все
решения принимаются на основе консенсуса. Для АТЭС характерна ориентация на
гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, когда каждый из
участников берет на себя обеспечение той стороны деятельности объединения, где
он располагает наилучшими возможностями, и координирует деятельность в этой
„своей“ области. Концепция АТЭС нацелена на поощрение взаимодействия в первую
очередь в частнопредпринимательском секторе, на уровне фирм. В ноябре 1994г. на
встрече в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС поставили задачу обеспечения свободной
и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010г. для промышленно развитых
стран АТЭС и 2020г. – для развивающихся стран.
Несколько
десятков интеграционных группировок различных типов существует в развивающихся
странах. В качестве примеров можно упомянуть такие блоки, как Андская группа
(Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), Общий рынок стран Южного конуса
(МЕРКОСУР) (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), Ассоциация государств
Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур,
Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма), Экономическое сообщество
западно-африканских государств (ЭКОВАС) (16 государств), Сообщество развития
Юга Африки (САДК) (12 государств) и др.
Распространяющееся
поветрие создания экономических союзов может привести к тому, что в будущем
причастность к одному из них во вcе большей степени будет определять
эффективность национальных экономик и мировой статус государств. Иногда даже
высказывается опасение, что будущее мировое хозяйство может разделиться на
небольшое число торговых группировок, замкнутых в первую очередь на себя и
ведущих бесконечные экономические войны между собой. Но это крайняя точка
зрения. Высокая степень интернационализации хозяйственной жизни не позволит
новым блокам замкнуться в своей „скорлупе“. Верно, однако, и то, что при таком
раскладе выбор у стран, оставшихся за пределами группировок, будет невелик —
либо надеяться на получение по определенным видам товаров статуса наибольшего
благоприятствования, либо пытаться вступить в ближайшее региональное
сообщество, либо создавать собственную торговую зону (но такие возможности есть
не во всех регионах).
Вопрос
№58.
Распределение
доходов в социально ориентированном обществе.
Проблема
неравенства благосостояния – одна из древнейших. Эта проблема порождает
социальное напряжение, а проще говоря, - враждебное отношение бедных к богатым.
Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства
и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению.
У этой проблемы
есть две грани:
1.
Неравенство
доходов;
2.
Неравенство
богатства.
Люди получают доходы в результате предоставления
находящиеся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала,
земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают
эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов
изначально заложена возможность их неравенства.
Причинами такого положения вещей являются:
-
разная ценность принадлежащих людям факторов производства
(капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем
капитал в форме лопаты);
-
разная успешность использования факторов производства
(работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий
заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары
которой продаются с трудом);
-
разный объем принадлежащих людям факторов производства
(владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший
доход, чем владелец одной скважины).
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на
приобретение дополнительного объема факторов производства, Например, семья
может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в
форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи,
т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долго, которые сделала
семья, чтобы приобрести эту собственность.
Свое богатство
семья может завещать, т.е. с помощью завещания подарить своим детям. А это
значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению,
создавая, соответственно, все более прочные основы для различия в доходах,
приносимых богатством и трудовой деятельностью.
Ни одной
экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства
семей. Даже в условиях командной системы СССР государство было вынуждено
отказаться от принципов полной уравнительности и перейти к формированию доходов
по принципу: «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Но, поскольку
способности у людей различны, их труд имеет разную ценность, что влечет за
собой неодинаковое вознаграждение за труд, т.е. различие в доходах.
Неравенство доходов
и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для
политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все
развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого
неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять
степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на
нее с помощью государственной политики.
Для решения этой
задачи познакомимся с методом, используемым для оценки масштабов первого из факторов
возникновения неравенства – различия доходов. Этот метод назван в честь его
создателя – «методом построения кривой Лоренца» (рис.1).
Эта кривая
позволяет увидеть, насколько реальное распределение доходов страны между
семьями отличается от абсолютного неравенства и абсолютного неравенства. Для ее
построения нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю
общего дохода страны.
«Доля семей»
расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси ординат. Теоретическая
возможность абсолютного равного распределения дохода представлена биссектрисой,
она указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий
процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего
дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие точки будут
расположены на биссектрисе.
Итак, кривая
Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Эта кривая несколько
напоминает лук, где прямая линия – как бы тетива, а лежащая ниже кривая (кривая
Лоренца) – это слегка согнутый корпус.
Если бы корпус
лука был прямым, прикреплен к тетиве только с одной стороны и свисал
вертикально вниз, то это соответствовало бы ситуации абсолютного неравенства в
распределении доходов. Так выглядела бы кривая Лоренца в стране, где 1%
богатейших семей получал бы 100% всех доходов. В этом случае кривая Лоренца
совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f на графике. Треугольник, образуемый
диагональю и осями координат, характеризирует эту крайнюю степень неравенства.
Реально общество
всегда живет в области между абсолютным равенством и абсолютным неравенством.
По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов
– к абсолютному равенству или неравенству. И чем больше в данной стране
неравенство семей по уровню доходов, тем сильнее изгибается корпус «лука
Лоренца».
Кривую Лоренца
можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды
времени, или в различных странах, или между различными группами (напр., между
черными и белыми), принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и
трансфертные платежи.
Изменения кривой
Лоренца в России в 90-х годах (рис. 2) показывают, что неравенство доходов в
России стало нарастать, и в 1994г. «лук Лоренца» уже был изогнут в нашей стране
сильнее.
Хорошо это или
плохо?
Этот вопрос из
категории самых сложных во всей экономической науке. И дать на него однозначный
ответ невозможно.
Дело в том, что в
проблеме дифференциации доходов экономика слишком тесно переплетается с
социальной психологией, с традициями той или иной страны.
Экономическая история
человечества свидетельствует, что нежелательно и абсолютное равенство в
распределении доходов, и слишком сильный изгиб корпуса кривой Лоренца.
Абсолютное
равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду. Все мы
рождаемся разными и наделены разными способностями, иногда довольно редкими.
Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на редкие способности намного
превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких
людей, то есть их доходов.
Впрочем, люди с
одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже
по-разному: с разной производительностью труда и качеством продукции. Это
зависит от их индивидуальности, физических особенностей и нервно-психического
склада. Как же следует оплачивать эти различные результаты труда и что является
более важным – сам факт труда или его результат?
Если оплачивать
одинаково – «по факту труда», то это не устроит людей, работающих с большей
производительностью и наделенных полезными обществу талантами. Многие из них
перестанут работать в полную силу, и результативность их труда опустится до
уровня наименее одаренных и наименее трудолюбивых членов общества. В итоге
возможности экономического прогресса страны уменьшатся, а темпы роста
благосостояния всех ее граждан замедлятся.
Вот почему
оплачивать деятельность людей приходится по-разному, в строгом соответствии с
производительностью и качеством труда.
В силу этого
определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того – это
крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.
По этому поводу
выдающийся английский экономист ХХ в. лорд Джон Мейнард Кейнс заметил: «Пока
наука не одержит неизбежную победу, приходится выбирать между равным
распределением нищеты и неравным распределением богатства».
Экономическая
история содержит немало примеров, доказывающих, что по мере развития хозяйства
страны и роста общего уровня благосостояния ее граждан степень неравенства
доходов поначалу возрастает и лишь затем начинает медленно снижаться.
Таким образом,
неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за
ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но
необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем
выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее
недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах
становится опасным для социального мира в стране, если оно:
1. становится чрезмерно большим;
2. увеличивается слишком
высокими темпами.
Некоторые
ученые-экономисты полагают, что предел натяжения «лука Лоренца» наступает в тот
момент, когда на долю беднейших 40% населения приходится менее 12-13% общей
суммы доходов семей страны. Такой перекос в распределении благ обычно порождает
огромное недовольство малоимущих граждан и может привести к совершенно
нежелательным для страны социально-экономическим и даже политическим
последствиям. Именно громадная безработица и обнищание населения привели к
власти в Германии в 1933г. фашистскую партию Адольфа Гитлера.
Поэтому
экономисты и правительство постоянно ищут способы предотвращения чрезмерно
быстрого и резкого усиления различий в уровнях жизни россиян, начавшегося в
90-х годах.
Развитие этого
процесса иллюстрирует рис. 3, где показано изменение соотношения в уровнях
среднедушевых доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных семей нашей страны.
Как мы видим,
всего лишь за 4 года разница в уровнях доходов богатейших и беднейших россиян
возросла в 3,16 раза (с 4,5 до 14,2 раза). В итоге к началу 1995г. Россия
подошла с довольно высокой по мировым меркам степенью дифференциации доходов.
Из развитых стран мира большая, чем в России, дифференциация доходов сейчас
существует только в США. Здесь среднедушевые доходы самых богатых граждан выше,
чем самых бедных, в 15,9 раза, что в 1,12 раза превышает разрыв, сложившийся в
нашей стране. В развивающихся странах Азии и Африки встречаются различия в
уровнях доходов еще большие.
Рис. 3 Рост
дифференциации доходов в России в 90-х годах.
Итак, важным
условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной
разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Анализ степени таких
различий в России с помощью разнообразных методов показывает, что она быстро
возрастает. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо
вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного
налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования
дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения
противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с
одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально
достойный образ жизни – с другой.
В основе этого
механизма лежат три элемента:
1. разделение функций
работодателей и государства;
2. прогрессивное налогообложение
личных доходов;
3. система государственной
социальной поддержки беднейших граждан и создание им равных «стартовых»
возможностей
Смысл первого из этих элементов
очевиден – работодателей не интересует социальная справедливость. Они озабочены
уровнем доходности фирм и потому стремятся платить людям только за фактический
результат их труда – за вклад в успех фирмы.
Государство же
имеет дело с народом «в целом» и решать проблемы стимулирования роста
производительности и качестве труда отдельного работника не может.
Зато, в отличие
от конкретных фирм, государство всегда крайне озабочено поддержанием по всей
стране социального мира и политической стабильности.
Ради
предотвращения социальных взрывов, вызванных озлобленностью всевозрастающего
числа граждан, живущих в нищете, государство старается обеспечить всем своим
подданным приемлемые условия существования и смягчить различия в доходах.
Достигается это
на основе использования двух остальных элементов упомянутого выше механизма.
Правительства
многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных
способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых
богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства.
Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного
налогообложения личных доходов. Прогрессивное налогообложение построено так,
чтобы не нарушать равноправия граждан. Его суть состоит в том, что более
богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем
бедные. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для
помощи беднейшим слоям общества.
Следовательно,
цель прогрессивного налогообложения доходов может быть сформулирована как
сокращение масштабов превышения доходов наиболее состоятельных граждан над
средним уровнем дохода граждан страны в данный период времени. Изменения в
распределении доходов под влиянием прогрессивного налогообложения. Верхняя
линия обозначает вариант абсолютно равномерного распределения доходов, нижняя
линия – исходное распределение доходов в действительности до уплаты налогов, а
пунктирная линия – распределение доходов после уплаты прогрессивного и потому
выравнивающего налога на доходы.
Чтобы такая
система налогообложения могла работать, необходимо знать общую сумму всех
доходов гражданина за год. Ведь если человек имел 2-3 источника доходов, то в
каждом из мест его доходы могли и не превысить нижнего порога налогообложения.
А вот общая сумма могла оказаться существенно выше.
Решение этой
задачи на практике осуществляется с помощью составления налоговых деклараций,
учитывающих все заработки налогоплательщика за год и определяющих сумму,
которую он должен государству доплатить.
Закон строго
наказывает тех граждан, которые не представили налоговую декларацию, если
обязаны были это сделать. Такая обязанность возникает для всех граждан, чьи
суммарные доходы за год превысили диапазон, в котором действует минимальная
ставка налогообложения. Наказывается и неверное указание в декларации истинной
величины своих доходов.
Во многих странах
мира наказание за сокрытие доходов от налогообложения часто бывает более
строгим, чем за нарушение уголовного кодекса.
Кроме
прогрессивного обложения доходов богатейших граждан, смягчению экономического
неравенства способствуют также налоги на имущество и наследство.
Наконец, еще один
важнейший способ смягчения экономического неравенства – это передача части
доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группам населения через
программы социальной помощи.
Многих людей
меньше беспокоит общий вопрос распределения дохода, чем более конкретная
проблема неравенства дохода. Поэтому перейдем к проблеме бедности.
Бедность не
поддается точному определению. Но в широком смысле мы можем сказать, что семья
живет в бедности, когда ее основные потребности превышают имеющиеся у нее
средства для их удовлетворения. Потребности семьи определяются многими
факторами: ее размером, состоянием здоровья и возрастом ее членов и т.д.
Средства семьи состоят из текущих доходов, трансфертных платежей, сделанных
ранее сбережений, собственности и т.д. Определение бедности, принятое
соответствующими правительственными органами, основано на размере семьи.
Состав людей,
которые живут в бедности неоднороден – их можно обнаружить во всех регионах,
эта категория охватывает большое количество сельских и городских жителей,
молодых и старых. Этот факт существенно осложняет определение целей
государственной политики.
Бедность является
давней проблемой нашей страны, но в последние годы она существенно обострилась.
Во времена
планово-командной системы говорить о том, что в нашей стране есть бедные,
категорически «не рекомендовалось». В последние годы эта тема выплеснулась на
страницы печати и стало казаться, что нищета пришла в российскую жизнь вместе в
экономическими реформами.
На самом деле это
не так. В 1989г. у 75% россиян средний доход в месяц на одного члена семьи был
меньше 100 руб., в том числе у 33) – меньше 70 руб. Даже при искусственно
заниженных государственных розничных ценах (13 копеек за батон хлеба, 2 руб. за
килограмм мяса и 5 копеек за проезд на метро) это означало, что каждый третий в
стране жил уже тогда крайне бедно. Реформы и развернувшийся экономический
кризис лишь обострили проблему бедности, привлекли к ней внимание
общественности.
Причин такого
обострения было несколько:
1. экономические трудности заставили
многие предприятия прибегнуть к увольнению работников или переводу их на
неполную рабочую неделю;
2. в 1995-1996 гг. ситуация в
экономике стала настолько сложной, что случаи задержки выплаты заработной платы
и на частных предприятиях, и в государственных учреждениях приобрели массовый
характер;
3. тяжелая экономическая
ситуация в стране и высокий уровень преступности крайне затруднили развитие
предпринимательства. Из-за этого люди, уволенные со старых (государственных или
приватизированных) предприятий, не могли найти работу в новых частных фирмах.
К сожалению, резкий рост масштабов
бедности в нынешней России был практически неизбежен. Он является платой за тот
застой в экономике, который существовал в СССР на протяжении 60-х-80-х годов.
Период «застоя» привел к тому, что в наследство от СССР Российской Федерации
досталось хозяйство с устаревшей структурой, технически отсталыми
предприятиями, низкой производительностью труда, чрезмерно высокими нормами
расхода материалов и энергии на производство товаров, истощенными варварской
эксплуатацией природными ресурсами.
С таким же
«взрывом бедности» сталкивались и другие страны, переживавшие переходный
период, когда им приходилось резко менять экономическую политику и многие
элементы самой экономической системы общества.
В числе
российских бедняков сейчас преобладают многодетные семьи, молодежь и
безработные. Для улучшения условий жизни беднейших граждан государство обычно
оказывает им помощь через социальные программы.
Эта помощь
осуществляется, как правило, в форме различного рода программ социальной
поддержки.
Первый и самый
очевидный способ такой поддержки – дать бедным дополнительные денежные средства
или возможность получения части товаров бесплатно, либо приобретения их по
сниженным ценам. Эту задачу обычно решают с помощью социальных трансфертов,
т.е. денежных и материальных пособий беднякам, формируемых за счет средств,
собранных с состоятельных граждан страны.
Нет сомнений в
том, что система поддержания уровня доходов, не говоря уже о муниципальной помощи,
субсидиях на жилье, законодательстве о минимальной заработной плате, субсидиях,
пособиях ветеранам, частных пожертвованиях через благотворительные общества,
пенсиях, дополнительных пособиях по безработице и т.д., оказывает существенную
помощь в уменьшении бедности. С другой стороны, эта система вызвала в последние
годы множество разнообразных критических замечаний.
1.
Неэффективность
управления. Оппоненты утверждают, что вынужденное увеличение числа
благотворительных программ создает неповоротливую, неэффективную
бюрократическую систему, зависящую от огромного управленческого аппарата.
Управленческие расходы составляют довольно большую долю всего бюджета многих
программ.
2.
Несправедливость.
Благотворительные программы порождают существенную несправедливость, потому что
люди, в равной степени нуждающиеся, получают неодинаковые пособия.
3.
Стимулы к
трудовой деятельности. Главный контраргумент состоит в том, что большинство
программ по поддержанию уровня доходов ослабляет стимулы к труду, ослабляет заинтересованность
наименее трудолюбивых, одаренных и активных граждан в более интенсивной работе
ради заработка, так как пособия позволяют им достичь вполне приемлемого
соотношения «заработок-усилия».Этот аспект – развращающее воздействие мер
социальной поддержки на бедняков. Также они подрывают стимулы к более
производительной деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных
членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать
все большую их часть на помощь беднейшим.
Таким образом,
расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения фирм
и наиболее активных состоятельных членов общества. А это может создать угрозу
для развития страны в целом.
Между тем при
нормально отрегулированной экономической системе именно повышенная
экономическая активность наиболее одаренных, трудолюбивых или предприимчивых
граждан объективно движет экономический прогресс всего общества, ведет к росту
«пирога благ», который может быть поделен в данный момент времени.
Вот почему
бороться с бедностью необходимо не только и, может быть, даже не столько за
счет социальных трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам в
увеличении их заработанных, а не дарованных государством доходов.
Наиболее
результативными при этом являются следующие способы:
1. Создание равных «стартовых условий»
для всех граждан. Это означает, что успех карьеры каждого должен определяться
только его врожденными способностями и никакие социальные условия не должны
мешать гражданам стартовать в равных условиях. На практике для этого нужно
запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым, социальным или
иным признакам, обеспечить всем детям нормальные условия для развития (это
затрагивает проблемы питания, воспитания, медицинского обслуживания, среднего и
высшего образования);
2. Расширение возможностей найти работу
даже для тех, кто одарен природой менее щедро.
Все развитые
страны мира постоянно продолжают совершенствовать свои системы социальной
поддержки малоимущих. Они пытаются найти ту грань, за которую эта поддержка не
должна выходить, чтобы не подрывать основу основ экономики – стремление людей
работать, поскольку только так можно обеспечить себе и своим близким достойное
и, более того, комфортное существование.
Задача
№75
1)
Цена за 1л., руб.
Объем спроса, тыс. л
Выручка,
тыс. руб.
Коэффициент ценовой эластичности
спроса
24,0
10
240
21,0
20
420
3,5
18,0
30
540
2
15,0
40
600
1,25
12,0
50
600
0,008
9,0
60
540
0,004
6,0
70
420
0,0028
2)
1.Средства
труда
г) созданные
людьми вещи, с помощью которых создаются экономические блага
2.Альтернативная
стоимость
в) количество
благ, которое нужно отдать взамен продуктов, пользующихся предпочтением
3.Предметы
труда
д) вещи,
подвергаемые обработке в процессе труда
4.Производственные
возможности
б) наибольший
объем выпуска продукции при полном использовании ресурсов
5.Факторы
производства
а) работники,
средства труда и предметы труда
3)
3.1 Вкачестве
показателя темпа инфляции в стране используется индекс потребительских цен.
3.2 К
антиинфляционным мерам можно отнести применение способов увеличения нормы
сбережений и уменьшение ликвидности.