бесплатные рефераты

Динамика национальной денежной массы. Девальвация и инфляция

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, которые ведут к росту государственной задолженности (внешней и внутренней). При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

В России в настоящее время существуют три основные формы управления государственным долгом:

1. Добровольный рыночный кредит - размещение государственных ценных бумаг на рынке. К ценным бумагам, размещённым таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).

2. Вынужденный квазирыночный кредит - рыночное оформление фактического государственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.

3. Кредит Центробанка Министерству финансов, который в профессиональной литературе называют дружеским. Остаток такого кредита на начало 1996 г. достиг около 60 трлн. руб.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитирования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны

Косвенные факторы денежного регулирования включают:

- регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”;

- регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.

         Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

- прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством;

- государственное регулирование цен;

- государственное регулирование пределов заработной платы;

- государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом;

-государственное регулирование валютного курса.

Главные задачи денежно-кредитной политики России определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ "Основных направлениях денежно-кредитной политики" и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.

В 1994 - 1996 гг. наиболее эффективным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики - сдерживания инфляции - было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы Банк России исходит из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменения в её отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных резервов и др.), устанавливает поквартальные предельные величины роста денежной массы и денежной базы, а также целевые показатели объёмов международных резервов (рассчитываются как разность между валовыми международными активами и пассивами Центробанка РФ), предельные величины внутренних активов Центробанка РФ. Внутренние активы Центробанка РФ включают кредит расширенному правительству, коммерческим банкам, государствам СНГ и прочие неклассифицированные активы. Кредит расширенному правительству определяется как сумма требований органов денежно-кредитного регулирования к федеральному правительству, кредита Центробанка РФ местным органам управления и внебюджетным фондам. Осуществление этой политики в 1994 - 1996 гг. имело следствием замедление темпов инфляции в 1995 и 1996 гг.

Важнейшими направлениями и инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются:

- отказ от прежней практики использования прямых кредитов ЦБ РФ для финансирования бюджета;

- предоставление кредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы (кредитные аукционы, ломбардные кредиты, операции РЕПО (договор о сделке с правом обратного выкупа) с использованием для этого ставок рефинансирования Центробанка РФ;

- повышение эффективности других имеющихся инструментов денежно-кредитного регулирования, например обязательных резервов (это - депонирование части привлечённых средств коммерческих банков и кредитных организаций в Банке России), в целях повышения эффективности их воздействия на динамику и структуру денежной массы.

Наиболее распространенными методами воздействия государства на деньги и кредит, составляющие суть денежно-кредитной политики, являются следующие: операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки. Охарактеризуем общие методы кредитно-денежной политики.


2.2. Операции на открытом рынке, механизм влияния на денежную массу.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод её регулирования.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центробанком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент воздействия на массу денег повышенной эффективности. Под операциями на открытом рынке понимается покупка и продажа национальным банком государственных облигаций, и других ценных бумаг. В развитых странах государственные облигации считаются одним из самых надёжных активов, и хотя по ним выплачивается меньший процент, чем, например, по облигациям частного сектора, они приобретаются очёнь охотно. Рынок государственных облигаций в развитых странах активен. Отметим, что в США значительной частью государственного долга владеют иностранцы. В 90-х годах у иностранных владельцев находились государственные облигации США на сумму 405 млрд. долл., что составляет почти 20% обращающегося государственного долга США, который на тот период был равен 2,2 трлн. долл. Остальные облигации находятся в собственности внутренних агентов США: коммерческих банков, страховых компаний, корпораций, фондов денежного рынка, домашних хозяйств.

Операции на открытом рынке считаются наиболее эффективным и к тому же, предсказуемым по результатам, инструментом денежной политики.
Однако, в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования применение этого инструмента затруднено.

В странах с переходной экономикой, в том числе и в Молдове, объём частной торговли государственными ценными бумагами, мягко говоря, недостаточны. Рынок государственных долговых обязательств чрезвычайно узок, темпы инфляции часто непредсказуемы и поэтому население не всегда имеет возможность и реальные долговые обязательства государства. Но, тем не менее, операции на открытом рынке проводятся и в этих странах.
 Когда Национальный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он тем самым увеличивает резервы последнего, “впрыскивая” в банковскую систему дополнительные деньги повышенной эффективности. Коммерческий банк, в результате получает новые возможности выдавать кредиты и ссуды, мультипликативно расширяя денежную массу. Если Национальный банк продаёт ценные бумаги, то процесс принимает обратную направленность - денежная масса уменьшается. В отдельных странах Центральный банк покупает краткосрочные коммерческие обязательства (краткосрочный долг) или облигации частных фирм. Эта операция называется переучётом векселей и её последствия аналогичны операциям на открытом рынке. В некоторых странах, например, в России, для воздействия на денежную базу, Центральный банк продаёт ценные бумаги с обязательством выкупить их по определённой более высокой цене, через некоторый срок. То есть взамен ценных бумаг предоставляются денежные средства, что увеличивает объём денежной массы в экономике. Такие операции называют соглашения об обратном выкупе. Подобного рода соглашения используются и в деятельности коммерческих банков и фирм.

Вторым инструментом воздействия Центрального банка на предложение денег является изменение учетной (дисконтной) ставки (или ставки рефинансирования). По этой ставке центральный банк выдаёт кредиты коммерческим банкам через так называемое дисконтное окно. Коммерческие банки используют возможность получения кредита для различных целей. Во-первых, для корректировки уровня наличных денежных резервов, когда они не достигают требуемого нормами регулирования Национальным банком уровня. Во-вторых, для получения в своё распоряжение средств, которые коммерческий банк может одолжить клиентам, что принесёт ему прибыль. В этом случае Коммерческие банки сравнивают условия заимствования через дисконтное окно с условиями получения средств из альтернативных источников и выбирают наиболее выгодный для себя вариант.

Дисконтные операции приводят к изменению предложения денег высокой эффективности. Кредит через дисконтное окно увеличивает денежную базу на величину займа. Однако не все банки могут воспользоваться дисконтным окном: с точки зрения Национального банка причины обращения за займами могут оказаться неприемлемыми.

Обычно Центральный банк представляет краткосрочные ссуды коммерческим банкам, для пополнения их резерва, а среднесрочные и долгосрочные - для выхода из тяжелого финансового положения или для сезонных нужд.

Поскольку объём кредитов, получаемых коммерческими банками у Национального банка, не составляет основную долю привлекаемых банками средств, изменение учётной ставки незначительно влияет на объём предложения денег в экономики и служит чаще “индикатором” предстоящих изменений.

Так, если Национальный банк объявляет о повышении ставки рефинансирования, следует ожидать в ближайшем будущем ужесточение кредитно-денежной политики. Вслед за повышением учетных ставок будут возрастать и ставки на рынке межбанковского кредита, и ставки коммерческих банков по ссудам. Общим результатом станет уменьшение денег в экономике.

Третьим инструментом денежного регулирования является изменение уровня обязательных банковских резервов (то есть коэффициент rr).

Совокупный объём резервов, хранимых каждым коммерческим банком, состоит из обязательных и избыточных резервов. Нормы обязательных резервов, как уже говорилось, устанавливаются Национальным банком от объёмов депозитов. Они не могут быть использованы для выдачи ссуд, кредитов. Кроме того, банк может иметь некоторые дополнительные средства, называемые избыточными резервами. Собственные избыточные резервы, коммерческие банки регулируют сами. Эту часть резервов банк может в любой момент использовать для выдачи ссуд клиентам, или для удовлетворения других запросов клиентов, например, при массовом изъятии средств вкладчиками. Когда банки решают, сколько избыточных резервов необходимо иметь, они с одной стороны, анализируют альтернативные издержки в виде упущенного процента (поэтому величина избыточных резервов не должна быть слишком большой), а с другой стороны учитывают потенциальную возможность непредвиденного изъятия средств вкладчиками (поэтому величина избыточных резервов не должна быть слишком малой, иначе банк вынужден будет брать кредит). С ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается. Возвращаясь к обязательным резервам, следует отметить, что в ряде стран с переходной экономикой, резервные требования часто используются для формирования большого дефицита государственного бюджета.

Например, Национальный банк увеличивает резервные требования, и позволяет коммерческим банкам хранить часть резервов в виде облигаций. Тогда эти резервы будут приносить некоторые проценты, хотя и меньшие по величине, чем на свободном рынке.

Тем не менее, когда Национальный банк повышает норму обязательных резервов, денежный мультипликатор снижается и, следовательно, предложение денег уменьшается. Снижение нормы обязательных резервов увеличивают долю средств, которую коммерческие банки могут использовать для кредитования, снижается денежный мультипликатор, растёт объём денежной массы.

Центральный банк воздействует на денежное предложение также путём покупки и продажи иностранных валютных активов. Это называется интервенцией национальных валют, которая меняет денежную базу.

Если Национальный банк покупает иностранную валюту или золото, то денежная база растёт, так как банк платит своими собственными обязательствами за покупаемые валюту или золото.

Далее Национальный банк может провести стерилизацию, то есть попытаться нейтрализовать влияние своих операций с иностранной валютой на денежную массу. Например, Национальный банк продаёт иностранную валюту, тем самым сокращает денежную базу, когда покупатели иностранной валюты платят Национальному банку. Одновременно Национальный банк покупает облигации на открытом рынке и тем самым, восстанавливает денежную базу до первоначального уровня.

В результате денежная база не изменяется, но произойдёт изменение состава портфеля активов в балансе национального банка.

Таким образом, Центральный банк способен в значительной мере воздействовать на предложения денег в экономике, но не может полностью его контролировать. Поэтому весьма спорным является вопрос о том, какой из денежных параметров должен контролировать Национальный банк.

В США, например, долгое время Федеральная Резервная система США (ФРС) целенаправленно воздействовал на рыночную ставку процента. То есть, главным инструментом ФРС были операции на открытом рынке.

Если ФРС считала, что процентные ставки слишком высоки, она покупала облигации на открытом рынке и тем самым увеличивала предложение денег в экономике до тех пор, пока ставка процента не снижалось до желаемого уровня.

Если ФРС считала, что ставка слишком низкая, она продавала облигации, уменьшая тем самым предложение денег в экономике.

“Осложнением” регулирования денежной базы через механизм процентной ставки, являлись инфляционные скачки предложения денег.

С 1979г. ФРС изменила свою политику и в качестве приоритетного инструмента регулирования предложения денег выбрала темп роста денежных агрегатов, определяющих денежную массу. Теперь в начале каждого года ФРС устанавливает максимальный темп роста денежных агрегатов.


2.3. Изменение резервной ставки. Обязательные резервы, методика расчета, механизм формирования, денежный мультипликатор.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Так, безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам.

Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Одновременно с этим клиенты банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте не увеличивается.

Подобный выпуск денег следует отличать от эмиссии денег. Под эмиссией понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки. Эмиссия безналичных денег, или кредитная эмиссия, производится коммерческими банками и регулируется центральным банком страны.

Эмиссия безналичных денег: Контроль за объемом денежной массы в стране осуществляет Центробанк. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, коммерческие банки увеличивают объем денежной массы. Задачей Центробанка является ограничивать или расширять с помощью проводимой кредитно-денежной политики возможности коммерческих банков эмитировать кредитные деньги в зависимости от того, какой объем денежного предложения в данный момент считается необходимым.

Под резервами коммерческого банка понимается сумма денег, доступная для немедленного удовлетворения требований вкладчиков. Отношение суммы резервов к сумме депозитов называют нормой резервов (резервной нормой). Способность банков влиять на размер денежной массы, обращающейся в экономике, регулируется центральными банками через систему обязательных резервов, предусматривающую депонирование кредитными организациями в Центробанке определенной части привлеченных ими денежных средств. Обязательные резервы – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центральными банками. Обязывая банки депонировать часть привлеченных ими средств, Центробанк тем самым ограничивает кредитные возможности банков, регулирует общую ликвидность банковской системы. Изменяя норматив резервирования, Центробанк имеет возможность поддерживать на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране.

Под свободными резервами (избыточными резервами) коммерческого банка понимается совокупность ресурсов, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.

Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка складывается из его капитала; привлеченных ресурсов; централизованного кредита, предоставленного ему Центробанком; межбанковского кредита за вычетом отчислений в централизованный резерв, находящийся в распоряжении Центробанка, и ресурсов самого коммерческого банка.

Способность системы коммерческих банков “создавать деньги” зависит от того, каков размер установленных законом страны обязательных резервов. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.

Каким образом коммерческие банки могут увеличивать денежную массу? Один коммерческий банк не может это сделать, увеличивать количество денег может лишь система коммерческих банков, использующих механизм банковских депозитов. Для оценки возможностей банков увеличивать в определенных пределах денежную массу используется понятие денежного (банковского) мультипликатора.

Денежный мультипликатор. Денежный (банковский) мультипликатор – это коэффициент увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Рассмотрим механизм работы банковского мультипликатора на конкретном примере.

Принцип работы денежного мультипликатора.

Представленная модель с целью упрощения имеет следующие допущения:

- каждый банк имеет только двух клиентов;

- банки используют свои ресурсы только для кредитных операций;

- норма обязательных резервов, установленная центральным банком, составляет 20%.

Предположим, что предприятие 1 нуждается в кредите для оплаты поставок предприятия 2. Коммерческий банк 1, который обслуживает предприятие 1, обращается к центральному банку и получает от него централизованный кредит в размере 100 млн. руб. В результате у банка 1 образуется резерв, за счет которого выдается кредит предприятию 1.

Предприятие 1 со своего счета оплачивает поставку товаров предприятию 2, которое имеет расчетный счет в коммерческом банке 2. Привлеченные ресурсы банка 2 возрастают и в соответствии с условиями нашего примера становятся равными 100 млн. руб.

Часть оказавшейся в коммерческом банке 2 суммы в 100 млн. руб., а именно 20 млн. руб., в соответствии с нормой обязательных резервов в 20% перечисляется им в централизованный резерв, оставшаяся часть (80 млн. руб.) представляет собой свободный резерв и используется банком для предоставления кредита, например, предприятию 3 в размере 80 млн. руб..

Предприятие 3 расплачивается за предоставленные ему товары и услуги с предприятием 4, которое обслуживается коммерческим банком 3. Теперь у этого банка возникает резерв, а у коммерческого банка 2 он исчезает.

Коммерческий банк 3 часть полученного резерва в размере 16 млн. руб. (20% от 80 млн. руб.) отчисляет в централизованный резерв, а оставшуюся часть – 64 млн. руб. банк 3 использует для выдачи кредита следующему предприятию.

Этот процесс может продолжаться до полного исчерпания свободных резервов коммерческих банков и предприятий. Обязательные резервы аккумулируются в Центробанке и достигают размера первоначального свободного резерва в 100 млн. руб., то есть размера кредита коммерческому банку 1.

Однако деньги на расчетных счетах предприятий 2, 4 и т.д. (всех четных предприятий) остаются нетронутыми, поэтому сумма денег на расчетных (депозитных) счетах составит величину многократно большую, чем первоначальный кредит, выданный предприятию 1. В нашем примере деньги на депозитных счетах могут увеличиваться максимально в 5 раз. Это связано с тем, что коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме отчислений в централизованный резерв. В приведенном примере норма обязательных резервов - 20%, следовательно, коэффициент мультипликации равен 5: Км = (1/20)*100 = 5.

Коэффициент мультипликации можно также выразить в виде отношения образовавшийся денежной массы на депозитных счетах к величине первоначального депозита.

Поскольку коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме обязательных резервов, то при норме обязательных резервов в 10% коэффициент мультипликации составит 10. Уменьшение резервных норм увеличивает величину мультипликатора. Кроме того, решение ЦБ об уменьшении нормы обязательных резервов увеличивает свободные резервы коммерческих банков, что может усилить эффект мультипликации.

Однако коэффициент мультипликации никогда не достигает максимальной величины, так как всегда часть свободного резерва используется для других, не кредитных операций (например, в соответствии с установленным лимитом в кассе любого предприятия и банке должны быть наличные деньги для кассовых операций).

Процесс мультипликации непрерывен, поэтому коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени, например за год. Коэффициент мультипликации показывает, насколько за год или еще расчетный период времени увеличилась денежная масса в обороте.

Будет ли функционировать денежный мультипликатор, если кредиты предоставлены Центробанком не коммерческим банкам, а правительству? Безусловно, так как в этом случае деньги также поступят на счета в коммерческих банках как привлеченные ресурсы. Свободные резервы коммерческих банков, в которых находятся эти счета, увеличатся, и включится механизм денежного мультипликатора.

Только Центробанк имеет законодательно закрепленное право управлять денежным мультипликатором, то есть инициировать эмиссию безналичных денег. Таким образом, Центробанк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, управляя механизмом мультипликатора и тем самым, расширяя или сужая эмиссионные возможности банков.

         Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничения инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые этот метод применили в США в 1933 г.

 В отличие от операций на открытом рынке и учётной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 1 августа 1996 г. нормативы обязательных резервов по рублёвым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней составили 18%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней - 14% и по срочным обязательствам свыше 91 дней - 10%. Что касается нормативов резервирования по счетам в иностранной валюте, то они были на уровне 2,5%.


2.4. Динамика учетной ставки, ее изменения и возможные последствия.


Учётная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Фактически, учётная ставка - это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты. Как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег. Сама плата в данном случае называется дисконтом. Также учётной ставкой называют ставку процента, которую Центральный Банк устанавливает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. В российской практике применяется термин ставка рефинансирования. Учётная ставка – ставка процента, под который Центральный Банк страны предоставляет кредиты коммерческим Банкам. Чем выше учётная ставка Центрального Банка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими клиентам кредит и наоборот. Учётная ставка – учётный процент, курс, процент, взимаемый банком с суммы векселя при покупке его банком до наступления срока платежа, Центральным Банком при учёте правительственных ценных бумаг или кредита под них. При учёте по простой учётной ставке дисконт взимается по отношению к общей сумме обязательства и предоставляет собой каждый раз одну и ту же величину. Иначе говоря:

Р = S – S * n*d = S (1 – nd), где

Р – сумма выплаты;

S – общая сумма обязательства (сумма выплаты плюс дисконт);

d – учётная ставка, выраженная в долях;

п – число периодов до уплаты.

При учёте сложной учётной ставке сумма выплаты рассчитывается по формуле:

, (при тех же обозначениях).

При учёте по сложной номинальной учётной ставке , которая начисляется т раз в год, сумма выплаты рассчитывается по формуле:

.

Учётная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учётную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счёте, к сокращению кредитных операций. Наибольшей популярностью учётная политика пользовалась в конце ХIX - начале ХХ в. В 30-40-х гг. текущего столетия центральные банки проводили рекомендованную Дж. М. Кейнсом политику "дешёвых денег", т.е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учётная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. - 1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах вновь активизировалось использование учётной политики. В настоящее время за рубежом учётная ставка колебалась в достаточно широких пределах - от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры, но в целом значение этого метода по сравнению с другими значительно снизилось.

В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучёта векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а так же организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.

Центробанк желает постепенно увеличить роль учетной ставки в регулировании валютного рынка. В развитых странах изменению ставки уделяют ключевое внимание, так как там власти прямо не влияют на курсы валют. Ставка рефинансирования определяет, под какой процент ЦБ кредитует другие банки, то есть фактически устанавливает для них стоимость денег. Чем она ниже, тем охотнее банки в свою очередь кредитуют экономику, что должно способствовать экономическому росту. В то же время чрезмерно низкая ставка провоцирует инфляцию. Не только само изменение ставок в США и Европе, осуществляемое Федеральной резервной системой и Европейским Центробанком, но и намеки на будущую динамику зачастую определяют изменение курсов на мировом валютном рынке.

Динамика учетной ставки Центрального банка Российской Федерации за 1992 - 2008 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика учетной ставки Центрального банка

Российской Федерации за 1992 - 2008 гг.


Дата

 изменения

Период

действия

Учетная ставка (% в год)

14 июля 2008 г.

14 июля 2008 г. –

11

10 июня 2008 г.

10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г.

10,75

29 апреля 2008 г.

29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г.

10,5

4 февраля 2008 г.

4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г.

10,25

19 июня 2007 г.

19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.

10

29 января 2007 г.

29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г.

10,5

23 октября 2006 г.

23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.

11

26 июня 2006 г.

26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г.

11,5

26 декабря 2005 г.

26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.

12

15 июня 2004 г.

15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.

13

15 января 2004 г.

15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.

14

21 июня 2003 г.

21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.

16

17 февраля 2003 г.

17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.

18

7 августа 2002 г.

7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г.

21

9 апреля 2002 г.

9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г.

23

04 ноября 2000 г.

4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г.

25

10 июля 2000 г.

10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г.

28

21 марта 2000 г.

21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г.

33

7 марта 2000 г.

7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г.

38

24 января 2000 г.

24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г.

45

10 июня 1999 г.

10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г.

55

24 июля 1998 г.

24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.

60

29 июня 1998 г.

29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г.

80

5 июня 1998 г.

5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г.

60

27 мая 1998 г.

27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г.

150

19 мая 1998 г.

19 мая 1998 г. – 26 мая 1998 г.

50

16 марта 1998 г.

16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г.

30

2 марта 1998 г.

2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г.

36

17 февраля 1998 г.

17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г.

39

2 февраля 1998 г.

2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г.

42

11 ноября 1997 г.

11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г.

28

6 октября 1997 г.

6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г.

21

16 июня 1997 г.

16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г.

24

28 апреля 1997 г.

28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г.

36

10 февраля 1997 г.

10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г.

42

2 декабря 1996 г.

2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г.

48

21 октября 1996 г.

21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г.

60

19 августа 1996 г.

19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г.

80

24 июля 1996 г.

24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г.

110

10 февраля 1996 г.

10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г.

120

1 декабря 1995 г.

1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г.

160

24 октября 1995 г.

24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г.

170

19 июня 1995 г.

19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г.

180

16 мая 1995 г.

16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г.

195

6 января 1995 г.

6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г.

200

17 ноября 1994 г.

17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г.

180

12 октября 1994 г.

12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г.

170

23 августа 1994 г.

23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г.

130

1 августа 1994 г.

1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г.

150

30 июня 1994 г.

30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г.

155

22 июня 1994 г.

22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г.

170

2 июня 1994 г.

2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г.

185

17 мая 1994 г.

17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г.

200

29 апреля 1994 г.

29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г.

205

15 октября 1993 г.

15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г.

210

23 сентября 1993 г.

23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г.

180

15 июля 1993 г.

15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г.

170

29 июня 1993 г.

29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г.

140

22 июня 1993 г.

22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г.

120

2 июня 1993 г.

2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г.

110

30 марта 1993 г.

30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г.

100

23 мая 1992 г.

23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г.

80

10 апреля 1992 г.

10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г.

50

1 января 1992 г.

1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г.

20

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ