|
||||||||||
В начале 80-х годов в Китайской Народной Республике была разработана новая структурно-экономическая политика, которая намечала обеспечение сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства. В результате этого процесса смена приоритетов привела к изменению соотношения сельского хозяйства, тяжелой и легкой промышленности. Объем валовой промышленной продукции в 80-е годы возрастал в среднем на 12%, а объем валовой сельскохозяйственной продукции - на 8,5%. В промышленном производстве возросла роль легкой промышленности: доля тяжелой промышленности в приросте валовой продукции промышленности в 1981-1991 годах составляла 43-45% в то время, как доля легкой промышленности 55-57%. В настоящее время для экономики КНР характерно хроническое отставание энергетики и транспорта. Главные отрасли обрабатывающего комплекса китайской тяжелой промышленности - машиностроение и металлообработка, однако в целом ассортимент машиностроительной продукции КНР все еще остается ограничен по сравнению с промышленно развитыми странами, и не достигает мирового уровня. На втором месте по объему производства находится текстильная промышленность. В 1992 году выпуск тканей составил 19,3 млрд. Одной из самых динамичных отраслей китайской индустрии является электронная промышленность. К 1990 году выпуск электронных изделий вырос в 6,5 раза против 1982 года, доля электроники составила 5%, что не намного ниже аналогичного показателя для Японии. Высокими темпами развивается химическая промышленность, среднегодовой темп прироста которой составляет 14,5% В аграрном секторе в настоящее время преобладают тенденции на интенсификацию производства. Сформировалась перерабатывающая промышленность. Все это позволило КНР добиться высоких количественных показателей и выйти в число аграрно-развитых стран. Основной отраслью экономики большинства стран Тропической Африки является сельское хозяйство, призванное обеспечить продуктами питания население и служить сырьевой базой развития обрабатывающей промышленности. В нем занята преобладающая часть самодеятельного населения региона, создается основная часть совокупного национального дохода. Во многих государствах Тропической Африки сельское хозяйство занимает ведущее место в экспорте, обеспечивая поступление значительной части валютных доходов. В последнее десятилетие с темпами роста промышленного производства наблюдалась тревожная картина, позволяющая говорить о фактической деиндустриализации региона. Если в 1965-1980 годах они (в среднем за год) составили 7,5%, то за 80-е годы только 0,7%, падение темпов роста имело место в 80-е годы как в добывающей, так и обрабатывающих отраслях. В силу ряда причин особая роль в обеспечении социально-экономического развития региона принадлежит горнодобывающей промышленности, но и это производство ежегодно сокращается на 2%. Характерная особенность развития стран Тропической Африки - слабое развитие обрабатывающей промышленности. Лишь в очень небольшой группе стран (Замбия, Зимбабве, Сенегал) ее доля в ВВП достигает или превышает 20%. В мире нет другой промышленно развитой страны как Япония, в которой так много средств инвестируется в обновление и расширение производственных мощностей и в обновление основного капитала. Причем всегда с учетом будущих технологий и конкурентов. Наиболее распространенной позицией объяснения японского экономического скачка стало влияние научно-технической революции - широкое внедрение электронно-вычислительной техники, информатизация систем управления, автоматизация технологических процессов и проектирование. Сегодня к этому перечню можно добавить использование достижений биотехнологии и оптоэлектроники, применение видеотехнологий и сверхпрочных синтетических заменителей (керамики), роботизацию конвейерных линий и др. Все это подтверждает вывод об огромном прогрессе в области научно-технических исследований и опытно-конструкторских разработок на этапе начавшейся во всем мире технологической революции. Японская экономика предстает перед нами как упорядоченная многоуровневая система интеграций. Даже среднегодовые темпы прироста промышленного производства развитых стран в Японии гораздо выше и стабильнее, чем в других странах (таблица 2). В общем, опыт развитых стран наглядно показывает, какие неисчерпаемые возможности предоставляет рыночная экономика и структура отраслей не просто для выхода из кризиса, а для стремительного экономического роста, кардинального улучшения жизненного положения населения, и о модернизации промышленности, и о создании новых отраслей. Развитие новых отраслей требует поддержки со стороны государства промышленности. Открытость национальной экономики, предполагающей восприятие передовых технологий и стандартов качества, верную ориентацию на мировых рынках и интеграцию в системе международного разделения труда является важнейшей предпосылкой быстрого прогресса. Поэтому восстановление и укрепление конкурентоспособности в области новых технологий должны быть объявлены центральной задачей федерального правительства любой страны. Таблица 2. Динамика промышленного производства развитых стран (% роста или падения по сравнению с предыдущим годом) | ||||||||||
|
Среднегодовые темпы прироста |
|
|
|
|
|||||
Страна |
1971-1980гг. |
1981-1991гг. |
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
|
|||
США Япония Германия Франция Италия Великобритания Канада ЕС ОЭСР |
3,2 4,1 1,9 3,0 3,5
1,1 3,6 2,5 3,1 |
2,4 4,1 2,0 1,2 1,4
1,7 1,1 1,7 2,6 |
3,3 -6,1 -0,9 -1,2 -0,5
-0,9 0,9 -1,2 0,2 |
4,1 -4,5 -5,7 -2,8 -2,8
1,9 4,9 -3,6 -0,3 |
5,3 0,8 3,8 3,9 6,7
5,0 6,4 5,2 4,3 |
2,6 3,0 1,4 4,6 5,4
2,2 3,3 3,3 2,9 |
|
Глава 2.
2.1 Экономические сектора.
2.1.1 Первичный сектор.
Сельское хозяйство - отрасль народного хозяйства, которая занимается выращиванием растений (растениеводство) и разведением животных (Животноводство).
Сельское хозяйство связано со многими отраслями промышленности (пищевой, химической и др.), образуя агропромышленный комплекс, основной задачей которого является надежное обеспечение страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.
В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство ведется на обширных пространствах, где различны рельеф, климат , почвы. В сельском хозяйстве многие производственные процессы носят сезонный характер, так как связаны с естественными условиями роста растений и развития животных. Природные условия в большей степени влияют на процесс и результат сельскохозяйственного труда, чем промышленного. Вне зависимости от природных условий уровень развития сельского хозяйства определяется количеством и качеством затраченного труда, степенью использования машин и удобрений.
Природной основой сельского хозяйства являются сельскохозяйственные угодья - земли, используемые в сельскохозяйственном производстве. Из 17,1 млн. кв. км всей территории России сельскохозяйственные угодья составляют только 2,22 млн. кв. км, или 222,1 млн. га, - 13% всех земель (без оленьих пастбищ, к которым относится значительная часть зоны тундры).
Сельскохозяйственные угодья бывают следующих видов: пашня, сенокосы, пастбища. Очень небольшую территорию занимают многолетние насаждения (сады, виноградники). Из 222 млн. га сельхозугодий на пашню приходится 132 млн. га (около 60%), сенокосы - 23 млн. га (10%) и пастбища - 65 млн. га (около 30%).
Сельскохозяйственная освоенность территории закономерным образом меняется с севера на юг. В зоне тундры, как уже говорилось, из всех сельхозугодий представлены лишь оленьи пастбища, покрытые ягелем. В северной части лесной зоны появляются уже отдельные очаги земледелия по долинам рек (где почва более плодородна и лучше дренирована), но их площадь очень невелика. Например, в Архангельской области доля сельхозугодий в общей площади составляет только 1,5%, а пашни - 0,5%, т.е.2\3 сельхозугодий составляют сенокосы и пастбища. В Вологодской области доля сельхозугодий возрастает до 10% (а пашни - до 6%), а в Ярославской - уже 32% и 22%, здесь земледельческое освоение не очаговое (как северное), а выборочное.
В лесостепной зоне доля сельхозугодий возрастает до 50 - 60%, а пашни - до 35 - 45% (Брянская, Рязанская области).
Максимум распашки приходится на степные районы: Курганская, Липецкая, Саратовская, Ростовская и другие области имеют долю сельхозугодий более 80%, а пашни - более 60%. Столь высокая сельскохозяйственная нагрузка на ландшафт, особенно при пересеченном рельефе (как в условиях Среднерусской возвышенности), уже чрезмерна, поскольку ведет к эрозии почв (водной и ветровой) и снижению их плодородия.
В более южных районах доля пашни уменьшается: в одних случаях из-за засушливости климата (например, в Калмыкии в зоне сухих степей и полупустынь пашня составляет лишь 13% площади, зато пастбища - 73%), в других - из-за горного рельефа (например, в Дагестане пашня составляет лишь 10% территории).
Сельское хозяйство состоит из двух основных отраслей - растениеводства и животноводства.
Отрасли сельского хозяйства
Растениеводство
Животноводство
1. Зерновое хозяйство
1. Скотоводство
2. Кормопроизводство
2. Свиноводство
3. Выращивание технических культур
3. Овце- и козоводство
4. Овощеводство и бахчеводство
4. Коневодство
5. Картофелеводство
5. Птицеводство
6. Садоводство и виноградарство
6. Звероводство
7. Пчеловодство
Сельское хозяйство - важнейшая сфера агропромышленного комплекса, сосредоточивающая 2/3 работников АПК и его основных фондов и вырабатывающая половину продукции. Именно сельскому хозяйству принадлежит основная роль в производстве продуктов питания и сырья для выработки предметов потребления (одежда, обувь).
Природные условия выступают в качестве постоянно действующего фактора территориально-дифференцирующего сельскохозяйственного производства.
Однако возможности использования природного потенциала территории зависят как от уровня развития производительных сил, обуславливающего техническое вооружение сельского хозяйства, так и от характера производственных отношений, с которыми связаны виды землепользования, многие социально-экономические и другие особенности организации производства.
Природные условия как фактор территориальной дифференциации сельского хозяйства имеют очень большое значение для его развития и формирования порайонных различий, так как земля здесь выступает в качестве важнейшего средства производства.
Существенный для сельского хозяйства различия в типах природной среды связано не только с закономерной сменой природных широтных зон и вертикальных поясов, но и с азональными природными факторами формирования различных типов ландшафтов. Долины рек, например в таежной или пустынно-степной зонах с более продуктивными типами земель, создают лучшие возможности для развития сельского хозяйства.
Экологические особенности тех или иных культурных растений и домашних животных обуславливают их распространение в различных типах природной среды. Так, например, земли предгорных равнин или низовий дельт с близкими к поверхности грунтовыми водами непригодны для выращивания многих культур, а для выращивания риса это лучшие земли: ксерофитная растительность полупустынь и пустынь малопригодна для выпаса скота, но благоприятна для овец, в то время как влажные высокотравные луга - наоборот .
Природная среда выступает как важный фактор территориальной дифференциации систем земледелия и животноводства, комплекса агротехнических и мелиоративных мероприятий, систем машин и других особенностей сельскохозяйственной организации территории.
2.1.2 Вторичный сектор.
Черная металлургия.
отрасль тяжёлой индустрии, включающая комплекс взаимосвязанных подотраслей: собственно металлургическое (доменное, сталеплавильное, прокатное), трубное и метизное производства, добычу, обогащение и окускование рудного сырья, коксохимическое производство, производство ферросплавов и огнеупоров, добычу нерудного сырья для Ч. м. и вторичную обработку чёрных металлов. Важнейшие виды продукции Ч. м.: горячекатаный и холоднокатаный прокат, стальные трубы и металлоизделия.
Ч. м. - основа развития большинства отраслей народного хозяйства. Несмотря на бурный рост продукции химической промышленности, цветной металлургии, промышленности стройматериалов, чёрные металлы остаются главным конструкционным материалом в машиностроении и строительстве. Так, удельный вес чёрных металлов в общем объёме конструкционных материалов, потребляемых ведущими отраслями машиностроения СССР, превышал в 1976 96%. Отрасль потребляет примерно 20% топливно-энергетических ресурсов страны.
В 1999 г.
началось возрождение черной металлургии. Спад производства, продолжавшийся в
отрасли с начала 90-х годов, закончился и сменился ростом, в 2000 г. рост
укрепился и стал более устойчивым. Увеличение объемов производства позволило
предприятиям отрасли решить многие финансовые проблемы, большинство предприятий
отрасли стали прибыльными, возросла степень их финансовой устойчивости. В числе
основных проблем отрасли следует назвать:
- ограничение экспортных возможностей предприятий черной металлургии и жесткая
конкуренция на мировом рынке;
- усиление конкуренции на внутреннем рынке в связи со снижением уровня
использования черных металлов в производстве товаров широкого потребления;
- высокая себестоимость отечественной металлургической продукции, обусловленная
высокими издержками производства, связанными с техническим состоянием
производственных мощностей, большими расходами на транспорт и электроэнергию;
- низкий уровень инвестиций в основной капитал. В последние 2 года
инвестиционный климат в металлургической отрасли заметно улучшился: многие
предприятия проводят реконструкцию производства, вводят новые производственные
мощности, но этого по-прежнему недостаточно. К настоящему времени более 86-88%
оборудования в черной металлургии эксплуатируется свыше нормативного срока.
Поэтому для того чтобы избежать катастрофы, связанной с массовым выходом из
эксплуатации основных фондов, многим предприятиям необходимо в самое ближайшее
время решать задачи коренной реконструкции производства, для чего резко
увеличивать объемы средств, инвестируемых в техническое перевооружение.
Первоочередной задачей для предприятий металлургической отрасли стала
глубокая переработка металла. Трудоемкое и затратное производство металла
приносит меньшую прибыль, чем его переработка, металлический лист стоит в
несколько раз дешевле, чем штампованные изделия из этого листа, поэтому
большинство металлургических комбинатов РФ развивают в своем составе
производства по глубокой переработке выпускаемого металла.
Цветная металлургия.
Особое место алюминиевой промышленности среди подотраслей цветной металлургии обусловлено:
- высокой степенью развития алюминиевой промышленности в России, которая занимает 2-е место в мире по производству алюминия;
- возрастающим потреблением алюминия в мире;
- высокой долей продукции подотрасли в структуре российского экспорта;
- существованием в подотрасли транснациональных холдингов, оказывающих большое влияние на динамику мировых цен на алюминий.
В начале 90-х годов потребность в алюминии со стороны отечественной промышленности значительно упала, в связи с чем Россия начала завоевывать мировой рынок. Объемы экспорта алюминия с 1990 по 2000 гг. выросли в 6 раз, и в настоящее время алюминий, произведенный в России, занимает около 13% мирового рынка. Немалую роль в увеличении объемов экспорта сыграло использование толлинговых схем работы. По толлингу в России производится до 90% алюминия.
К проблемам, которые необходимо решать сегодня российской алюминиевой промышленности, можно отнести следующие:
- значительный дефицит собственного сырья - 60% глинозема импортируется с мирового рынка;
- низкий уровень использования вторичных ресурсов металла в производстве отечественных алюминиевых сплавов и изделий;
- слабый внутренний рынок; необходимость реструктуризации научно-исследовательской деятельности, обеспечивающей модернизацию и развитие производства алюминиевой промышленности;
- незавершенность становления рыночной экономики в России и ее законодательного обеспечения;
- повышение уровня экологической безопасности.
По оценке ЗАО "Алюминий", в 2001 г. производство алюминия в России вырастет на 1,6%, доля России на мировом рынке алюминия достигнет около 15%.
Год
Добыча бокситов, тыс. т
Производство глинозема, тыс. т
Производство первичного алюминия, тыс. т
1990
5749
3074
2916
1994
3635
1968
2669
1999
4767
2657
3146
2000
5282
2856
3244
2005 (прогноз)*
6000
3250
3700
2010 (прогноз)*
9000
4300
4200
*данные международной конференции "Алюминиевая промышленность России и мира в 21 веке"
Производство вторичного алюминия в России в 2000 г.
Показатель
ед. изм.
2000 г.
Производство вторичного алюминия в РФ
тыс. т
330
Из них
серии АК
%
70
спец. Сплавы
%
15
Прочие
%
15
Нефтедобывающая промышленность.
На данный момент лицензированные запасы нефти, находящиеся в разработке российских нефтяных компаний, составляют 12 млрд тонн и наличие таких активных запасов позволяет России добывать порядка 300 млн тонн ежегодно. При этом Минэнерго планирует к 2005 г. довести добычу нефти до 346 млн тонн в год в том случае, если прирост объемов добычи будет составлять 3-5% ежегодно. В ближайшие 5-10 лет такие объемы добычи позволят обеспечить внутренний рынок РФ и экспорт. При этом уже через 10-15 лет начнется падение уровня добычи на старых месторождениях, в частности, в Татарстане и Башкортостане, поэтому Минэнерго уделяет особое внимание разработке новых проектов. Согласно статистике Министерства энергетики РФ, в 2000 г. доля неиспользуемых скважин по всем нефтедобывающим компаниям России составила около 30%.
По данным министерства энергетики РФ, добыча нефти с газовым конденсатом по России в 2000 г. составила 323,3 млн. тонн, что на 18,3 млн. тонн больше утвержденного баланса и на 17,9 млн. тонн выше уровня 1999 г. Нефтяные компании в сумме выполнили расчетные показатели добычи нефти и газового конденсата.
Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании добыли в 2000 году 280,8 млн. тонн нефти. Лидером по объемам нефтедобычи стала компания "ЛУКойл", которая добыла 62,1млн. тонн нефти (без учета ряда аффилированных структур). Второе место удерживает за собой компания "ЮКОС" с добычей 49,6 млн. тонн с учетом объемов производства "Восточной нефтяной компании", которая входит в состав "ЮКОСа". Операторы соглашений о разделе продукции добыли на территории России в прошлом году 2,2 млн. тонн нефти. Нефтедобыча "Газпрома" превысила 10 млн. тонн.
Поставка нефтяного сырья на переработку для внутреннего рынка России составила 179,3 млн. тонн, что на 8,8 млн. тонн больше, чем в 1999 г., а отгрузка российских ресурсов нефти на экспорт составила 124,5 тонн.
По предварительным данным, в январе-декабре 2000г. на заводах России переработано 174,5 млн. тонн нефтяного сырья. По сравнению с 1999 г., первичная переработка нефти была увеличена на 5,7 млн. тонн.
Выработка основных нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих предприятиях России (с учетом предприятий Газпрома и мини-НПЗ) в целом за 2000г. составила: по автобензину - 27876 тыс.т., что на 1006 тыс.т. больше уровня 1999 г., по дизтопливу - 49232 тыс.т. (рост 2450 тыс.т.).
Объем добычи нефти в январе 2001 г. запланирован на уровне 27,986 млн тонн, что выше фактического объема добычи января 2000 г на 6,4%. В том числе, добыча "ЛУКОЙЛа" ожидается на уровне 5,315 млн тонн, "ЮКОСа" - 4,374 млн тонн, "Сибнефти" - 1,541 млн тонн, "Сургутнефтегаза" - 3,513 млн тонн, "СИДАНКО" - 899 тыс тонн, Тюменской нефтяной компании - 2,653 млн тонн, "Роснефти" - 1,194 млн тонн. Экспорт нефти в январе планируется на уровне 10,598 млн тонн, что ниже фактического показателя января прошлого года на 2,6%. Поставка нефти на переработку на НПЗ России 16,189 млн тонн, что выше фактического показателя января прошлого года на 13%.
Производство нефти, нефтепродуктов и природного газа в РФ, млн т
Год
Нефть с газовым конденсатом
Первичная переработка нефти
Бензин автомобильный
Дизельное топливо
Топочный мазут
Газ, млрд. куб.м
1988
568.8
310.5
52.6
77.8
108.8
589.8
1990
516.2
297.8
40.9
76.2
100.2
640.6
1991
462.3
286.3
38.8
72.2
97.1
643.4
1992
399.3
256
35.1
65
88
641
1993
353.9
223
30
55.1
78.3
618.4
1994
317.8
187
26.8
46.7
69.5
607.2
1995
306.8
183
28.2
47.4
65.1
595.4
1996
302
176.2
26.6
46.6
63.5
575.7
1997
305.8
178
27.2
47.7
62.5
544
1998
303.3
164
25,9
45.2
55,3
564.7
1999
304,7
168,6
26.5
46.8
52.2
590,7
2000
323,4
174
27,2
49,1
49,2
555
Источник: Госкомстат РФ
Военно-промышленный комплекс.
В условиях современной интеграции промышленности понятие военно-промышленного комплекса стало достаточно размытым. В процессе разработки и выпуска вооружения и военной техники (ВВТ) могут принимать участие предприятия различных отраслей, для большинства из которых такая работа может являться непрофильной. Помимо этого, существуют предприятия, потенциально способные быстро наладить производство ВВТ и имеющие т.н. мобилизационные задания. В зависимости от выбранного определения размер российского ВПК может включать до нескольких десятков тысяч различных компаний.
Между тем ядро военно-промышленного комплекса России сегодня объединяет немногим более 1600 предприятий и организаций, основной деятельностью которых является разработка и производство ВВТ. Эти предприятия курируются федеральными властями либо непосредственно (для госпредприятий), либо опосредованно через реализацию единой государственной политики в области ВПК (для акционерных обществ). Именно эта совокупность предприятий, которая чаще всего понимается под "российским ВПК", и будет являться предметом нашего дальнейшего анализа.Программа массовой приватизации госсобственности, проводившаяся в России в 1990-х годах коснулась, в том числе и предприятий оборонного комплекса. На данный момент в структуре собственности ВПК РФ преобладают акционерные общества (их доля составляет около 57%), причем на 28,2% предприятий оборонного комплекса какая-либо доля государства отсутствует. Так, по данным Счетной палаты, в российской авиапромышленности было акционировано более 230 предприятий, из которых государство сохранило за собой контрольный пакет лишь на семи, а более чем на 90 новых АО государство сегодня не владеет ни одной акцией.
В приватизации ВПК приняли участие и иностранные компании, как правило, конкурирующие с российскими производителями на внешнем рынке. В частности, в списке иностранных активов корпорации United Technologies Corporation (одно из подразделений которого - Pratt & Whitney - производит авиадвигатели) сегодня находятся 25% ОАО "Пермский моторный завод", входящего в состав холдинга "Пермские моторы".
Несмотря на то что этап массовой приватизации завершился, процесс смены организационно-правовой формы предприятий оборонного комплекса продолжается. Так, около 38% предприятий, еще находящихся сегодня в госсобственности, в принципе могут быть акционированы (приватизация остальных 62% госпредприятий запрещена действующим законодательством). Кроме того, на более чем 20% из уже акционированных предприятий (где нет стратегического заказа) доля государства в дальнейшем может быть сокращена.
Приватизация ВПК в основном затронула промышленные предприятия, доля которых в оборонном комплексе составляет около 45% (остальные 55% приходятся на научные организации и научно-производственные объединения, занимающиеся разработкой и модернизацией ВВТ). В ходе приватизации оборонного комплекса государство стремилось в первую очередь избавиться от дорогостоящих промышленных гигантов, поэтому наиболее активно в частные руки передавались именно промышленные компании. На сегодняшний день в структуре государственных предприятий "оборонки" промышленные предприятия составляют менее 35%, в то время как в составе акционерных компаний таких предприятий больше половины (при этом около 80% всех работников ВПК занято именно в промышленном секторе).
Благодаря начатой в 1990-х годах конверсии на сегодняшний день военная продукция составляет лишь 55% от общего объема промышленного производства ВПК. Правда, первоначальная идея о том, чтобы оборонные предприятия наладили у себя выпуск товаров народного потребления, практически провалилась. Сегодня львиная доля производимой гражданской продукции приходится на заказы других отраслей промышленности - нефтяников, газовиков и т.п. Лишь 8,7% выпуска составляют собственно потребительские товары.
2.1.3. Третичный сектор.
Транспорт.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования — транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.
Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).
Учёт и анализ деятельности транспорта опираются на систему показателей, с помощью которых измеряют объём и качество его работы. Наряду со специфическими применяют группу показателей, общих для всех видов транспорта.
Для измерения перевозочной работы используют следующие показатели: перевозка грузов в тоннах; грузооборот в тонно-километрах; перевозка пассажиров; пассажирооборот в пассажиро-километрах.
Грузооборот определяется как сумма произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза в тоннах на расстояние её перевозки в километрах.
Пассажирооборот характеризует перевозку пассажиров с учётом расстояний, на которые перевезены пассажиры.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими
особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.
В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров — железнодорожный и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.
Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.
Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте.
Как видно из табл. ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.
Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. Как видно из табл., важное место в пассажирообороте занимают железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с техникою экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.
Радио и сотовые средства связи.
В настоящее время во многих капиталистических станах, а также в ряде развивающихся стран ведется интенсивное внедрение сотовых сетей связи (ССС) общего пользования. Такие сети предназначены для обеспечения подвижных и стационарных объектов телефонной связью и передачей данных. В ССС подвижными объектами являются либо наземные транспортные средства, либо непосредственно человек, находящийся в движении и имеющий портативную абонентскую станцию (подвижный абонент). Возможность передачи данных подвижному абоненту резко расширяет его
возможности, поскольку кроме телефонных сообщений он может принимать телексные и факсимильные сообщения, различного рода графическую информацию (планы местности, графики движения и т.п.), медицинскую информацию и многое другое. Особое значение ССС приобретают в связи с активным внедрением во все сферы человеческой деятельности персональных компьютеров, разнообразных баз данных, сетей ЭВМ. Доступ к ним через ССС позволит подвижному абоненту оперативно и надежно получить необходимую информацию. Соответственно возрастет и роль систем связи, повысятся требования к качеству передачи информации,
пропускной способности, надежности работы.
Увеличение объема информации потребует сокращения времени доставки и получения абонентом необходимой информации. Именно поэтому уже сейчас наблюдается устойчивый рост мобильных средств радиосвязи (автомобильных и портативных радиотелефонов), которые дают возможность сотруднику той или иной службы вне рабочего места оперативно решать производственные вопросы. Радиотелефон перестал быть символом престижа и стал рабочим инструментом, который позволяет более эффективно использовать рабочее время, оперативно управлять производством и постоянно контролировать
ход технологических процессов, что обеспечивает дополнительные доходы при использовании радиотелефона в производстве.
Внедрение ССС во многие отрасли народного хозяйства позволит резко повысить производительность труда на подвижных объектах, добиться экономии материально-трудовых ресурсов, обеспечить автоматизированный контроль технологических процессов, создать надежную систему управления транспортными средствами или мобильными роботами, распределенными на большой территории и входящими в состав гибких автоматизированных систем управления.
Использование системы радиосвязи с подвижными объектами
можно разделить на следующие классы:
ведомственные (или частные) системы подвижной связи (ВСПС);
сотовые системы подвижной связи (ССПС);
системы персонального радиовызова (СПРВ).
Исторически впервые в эксплуатации появились ВСПС, так как в условиях ограничений на использование радиосвязи возможность ее применения для связи с подвижными абонентами предоставлялась государственным, ведомственным или крупным частным организациям (полиция, пожарная охрана, такси и т. п.). Для вызова подвижного абонента (внутри ограниченной зоны обслуживания) стали использоваться СПРВ. Появившиеся совсем недавно ССПС являются принципиально новым видом систем связи, так как они построены в соответствии с сотовым принципом распределения частот по территории обслуживания (территориально-частотное планирование) и предназначены для обеспечения радиосвязью
большого числа подвижных абонентов с выходом на телефонную сеть общего пользования (ТФОП). Если ВСПС создавались (и создаются) в интересах узкого круга абонентов, то ССПС за рубежом стали использоваться в интересах широких кругов населения.
Свое название ССС получили в соответствии с сотовым принципом организации связи, согласно которому зона обслуживания (территория города или региона) делится на большое число малых рабочих зон или сот в виде шестиугольников. В центре каждой рабочей зоны расположена базовая станция (БС), осуществляющая связь по радиоканалам с многими абонентскими станциями (АС), установленными на подвижных объектах, находящихся в ее рабочей зоне. Базовые станции соединены проводными телефонными линиями связи с центральной станцией (ЦС) данного региона, которая обеспечивает соединение подвижных абонентов с любыми абонентами
телефонной сети общего пользования с помощью коммутационных устройств. При перемещении подвижного абонента из одной зоны в другую производится автоматическое переключение канала радиосвязи на новую базовую станцию, тем самым осуществляется эстафетная передача подвижного абонента от передающей к последующей (соседней) базовой станции. Управление и контроль за работой базовых и абонентских станций осуществляется ЦС, в памяти ЭВМ которой сосредоточены как статические, так и динамические данные о подвижных объектах и состоянии сети в целом.
В отличие от централизованных в сотовых сетях подвижной связи радиосвязь базовой станции с абонентской станцией осуществляется в пределах малой рабочей зоны, что позволяет многократно использовать одни и те же частоты в зоне обслуживания. Число абонентов в ССС определяется пропускной способностью и числом БС, равным числу рабочих зон, которое возрастает по квадратическому закону с уменьшением радиуса
рабочей зоны R при постоянном радиусе зоны обслуживания R0. Если десять лет назад радиус рабочей зоны в ССС был равен 5-15 км, то в настоящее время он равен 200 м. Так уменьшение радиуса рабочей зоны с 30 до 0,5 км позволит увеличить в 3600 раз число подвижных абонентов, оснащенных радиосвязью и имеющих возможность выхода на ТФОП. Следовательно, эффективность использования спектра радиочастот в ССС во много раз выше, чем в централизованных системах подвижной связи, что позволит в
перспективе обеспечить управление большим числом наземных подвижных объектов.
С уменьшением радиуса рабочей зоны появляется возможность уменьшить мощность передатчиков и чувствительность приемников, что значительно улучшит электромагнитную совместимость (ЭМС) абонентов в ССС и ЭМС между ССС и другими системами, использующими определенные спектры радиочастот, а также позволит снизить стоимость и габаритные размеры абонентской станции, обеспечить доступ к базам данных и ЭВМ.
Отмеченные преимущества позволяют уже в настоящее время повысить оперативность управления и контроля в работе подведомственных предприятий и организаций, улучшить качество технологических процессов в системах с большим числом транспортных средств.
Стремительный рост объемов передаваемой информации требует значительного сокращения времени доставки и обработки абонентом необходимой информации. Это одна из причин быстрого роста мобильных средств связи на базе ССС.
Внедрение ССС означает появление принципиально нового вида связи - массовой радиотелесвязи, т.е. нового вида услуг. Уже сейчас абонентский терминал ССС - сотовый радиотелефон (СРТ) -признается многими зарубежными экспертами первичным терминалом, которым абонент пользуется как в стационарном состоянии (дома, на службе), так и в движении. Широкое внедрение портативных СРТ в перспективе позволит обеспечить каждого человека персональным телефоном со своим индивидуальным номером.
Создание систем массовой радиотелесвязи с большим числом
подвижных абонентов, большой пропускной способностью и высоким
качеством приема сообщений возможно только при использовании
сотового принципа построения системы связи. Этим и объясняется
повышенный интерес к ССПС.
Действующие в настоящее время зарубежные ССС по сравнению с централизованными сетями имеют следующие преимущества:
- большое число абонентов;
- высокое качество передачи телефонных сообщений и данных;
- возможность связи с ЭВМ и базами данных;
- высокая эффективность использования спектра радиочастот и
- лучшая электромагнитная совместимость с другими радиотехническими
системами.
Использование ССС широким кругом потребителей в отраслях транспорта, связи, энергетики, строительства, сферы обслуживания, ремонта и др. приносит существенный экономический эффект. По оценкам экспертов ежегодные доходы от внедрения и эксплуатации ССС достигают 2 млрд. дол.
Зарубежные эксперты отмечают возможность создания ССС без значительных начальных капитальных затрат. Сначала ССС создаются с крупными рабочими зонами (радиус зон порядка 10 км) и относительно небольшим числом абонентов. По мере поступления доходов и роста числа заявок на СРТ размеры зон уменьшаются и увеличивается число абонентов. При этом постоянно наращивается объем типового оборудования базовых станций, АТС и центральной станции за счет доходов от использования ССС действующими абонентами. Поэтому первоначальные, капитальные затраты могут быть значительно меньше полных затрат, приходящихся на максимальное число абонентов.
Заключение.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что в мировой экономике наблюдается тенденция снижения удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Это подтверждается тем, что уменьшение численности занятых происходит в основном за счет традиционных отраслей с высокой трудоемкостью производства (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной), а также за счет капиталоемких отраслей (в частности, металлургии), а увеличение численности занятых - в электротехнической промышленности и приборостроении.
Все также экономический рост в мировом масштабе связан с перемещением центра тяжести хозяйственной деятельности с сельского хозяйства на промышленность, а затем на сферу услуг. Происходит ускоренный рост промышленности, в следствии чего ее доля в народном хозяйстве увеличивается и соответственно уменьшается доля сельского хозяйства. Сфера услуг также развивается, но сравнительно медленно. Но все же, подобно тому как 100 лет назад традиционная промышленность сменила сельское хозяйство, прежде бывшее важнейшей отраслью экономики, так в современных условиях все возрастающая доля валового внутреннего продукта приходится на информационную индустрию, охрану окружающей среды и сектор услуг, а не на традиционную промышленность.
Что касается распределения мировых промышленных мощностей, то по-прежнему развитые страны специализируются на технически сложных и наукоемких производствах при опоре на качество продукции и высокую квалификацию работников. Преимущества же в производстве наиболее простых трудоемких изделий, сельского хозяйства и поставке сырья удается сохранить странам с более низким уровнем научно-технического прогресса и дешевой рабочей силой развивающимся и экономически отсталым странам. Хотя следует учитывать, что развивающиеся страны все в большей мере начинают специализироваться на высокотехнологичной продукции. Поэтому в настоящий момент наблюдается явно выраженная тенденция активного перемещения трудоемких производств из более развитых в менее развитые государства, и наоборот, техноемких производств - из менее развитых в более развитые.
Список использованной литературы и источников.
1. Брагина Е., Гумен Р. Мировая промышленность: статика и динамика // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №5.
2. Государственная политика промышленного развития России: От проблем к действиям. /Под ред. Е.М. Примакова и В.Л. Макарова. – М.: Наука, 2004.
3. Экономика отрасли. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
4. Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ. #"#">http://www.gks.ru/wps/portal