|
Единая европейская валюта и международная экономика
Единая европейская валюта и международная экономика
План
Ø Аннотация.
Ø Введение.
1. Европейский валютный союз.
1.1 Из истории образования ЕВС.
1.2 Цели создания ЕСВ.
1.3 Критерии вхождения в ЕВС.
1.4 Роль ЕЦБ в новой валютной системе.
1.5 Три фазы перехода к новой валюте.
1.6 Преимущества и недостатки введения
евро.
2. Евро и международная экономика .
2.1 Евро и третьи страны.
2.2 Евро и американский доллар - радикальный прогноз.
2.3 Евро и развивающиеся рынки.
2.4 Использование евро во внешнеторговых рассчетах
России.
Ø Заключение.
Ø Список литературы.
Введение.
Интеграционные процессы среди развитых и
приближающихся к ним в своем развитии стран ныне явно активизируются. Однако
никакому другому региону планеты не удалось до сих пор так далеко зайти в
объединении, как Европе. Там уже приступили к решению краеугольной проблемы экономической
интеграции - введению единой валюты с постепенным отказом от национальных
денежных единиц.
Весь мир с особым вниманием наблюдает за всеми перипетиями этого
процесса, так как именно от его исхода в конечном счете зависит архитектура
общечеловеческого социума завтрашнего дня - будет ли мир, как сегодня,
однополюсным или превратится в многополюсное образование, сохранится ли
лидирующая роль европейской цивилизации или центральным вектором развития будет
другой путь и так далее. Осуществление этого проекта представляет особую
важность еще и потому, что в случае его успеха примеру Европы могут последовать
и другие интегрирующиеся регионы. В частности, на африканском континенте
разрабатывается идея введения афро; обсуждается тема создания валютного блока
вокруг иены; повышается интерес к теории оптимальных валютных зон в странах
СНГ, что показала недавняя конференция представителей центральных банков,
валютных и фондовых бирж государств СНГ.
Актуальность рассмотрения данной темы также обусловлена и тем периодом,
в который она рассматривается. Ведь с 1 января 2002 года выйдут в обращение
наличные евро. И поэтому стоит рассмотреть возможные варианты развития мировой
экономики в связи с этим событием.
I.
Европейский
валютный союз.
1.1 Из истории образования ЕВС
Попытки создания валютных союзов между различными
европейскими государствами неоднократно предпринимались в XIX- начале XX вв. В
то время денежные системы и международные финансовые отношения были основаны
на золоте и серебре. Проблемы с инфляцией возникали только при открытии новых
крупных месторождений этих драгоценных металлов. Денежная политика и
центральные банки еще находились в процессе становления и мало сопоставимы с
современными. Тем не менее, прошлый опыт представляет определенный интерес и
сегодня.
Первым
валютным союзом в Европе был Австро-германский валютный союз (1857-
1866 гг.). В 1857 г. Австрия заключила договор с членами Германского
таможенного союза, по которому три различные валюты были связаны вместе условленным
постоянным обменным курсом и общей единицей учета. Однако выпуск единых денег
вместо национальных валют не предполагался. Не было наднационального органа или
метода выработки соглашений для урегулирования спорных вопросов в случаях,
когда одна из сторон не выполняла взятых на себя обязательств. При отсутствии
реальной интеграции банковской и денежной систем союз оставался формальным
обязательством поддерживать условленные обменные курсы. В 1866 г. политический
конфликт между Австрией и Пруссией перерос в войну и союз распался.
По
инициативе Франции в 1865 г. был создан Латинский валютный союз (1865-
1878 гг.), в который вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария. Франция играла
в нем доминирующую роль. Три остальные страны ко времени создания союза приняли
французский биметаллический стандарт с фиксированным соотношением между
серебром и золотом, и база для валютной кооперации уже существовала. Целью
договора было достижение единообразия чеканки монет, которые должны были
взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное
средство. Эмиссия ограничивалась в соответствии с формулой, основанной на
относительном размере населения каждой страны.
Союз
не мог быть успешным, так как не были учтены расширяющееся использование
банкнот, о которых в договоре не упоминалось, а также временное падение
стоимости серебра по отношению к золоту. В 1878 г. союз согласился
приостановить чеканку серебряных монет, что фактически означало его конец, хотя
формально он пережил первую мировую войну.
Скандинавский валютный союз (1875- 1917 гг.) образовался в результате
заключения соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о выпуске одинаковых
монет. Конвенция не содержала положений, касающихся обращения банкнот, хотя
последние уже широко использовались в этих странах. Тем не менее их центральные
банки вскоре начала принимать банкноты друг друга и пересылать их для
кредитования текущего баланса, поддерживаемого каждым банком. Экономя на
операциях с золотом и создав эффективный международный клиринговый механизм,
союз успешно просуществовал до первой мировой войны.
Первая
мировая война расстроила экономическую и финансовую системы скандинавских
стран. Несоответствие структур цен в этих странах и значительный приток золота
привели к разрушительным последствиям для относительных обменных стоимостей их
валют. В 1917 г. страны перешли к использованию во взаимных операциях
исключительно золота, что привело к краху союза.
Бельгийско-люксембургский
экономический союз был учрежден в 1921 г. Люксембургский франк был привязан
к бельгийскому в отношении один к одному. Во время второй мировой войны
оккупированный Люксембург стал частью немецкой валютной зоны, но пересмотренный
в 1944 г. договор вновь подтвердил равную стоимость бельгийского и
люксембургского франков. В 1981 г. более детализированное соглашение определило
структуру дальнейшего валютного сотрудничества в рамках данной валютной
ассоциации. Бельгийские банкноты и монеты являются законным средством платежа в
Люксембурге, тогда как люксембургские банкноты и монеты не служат законным
средством платежа в Бельгии, но могут быть обменяны без потерь на бельгийские.
Внешняя стоимость ко всем остальным валютам у них одинаковая. Курсовая политика
по отношению к валютам третьих стран проводится на основе взаимного соглашения.
Несмотря на то, что экономические показатели свидетельствуют о различиях между
этими странами, валютный союз действовал в течение 70 лет.
С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская
Валютная Система в составе 8 стран: Германия, Франция, Бенилюкс, Италия,
Ирландия, Дания.
Механизм ЕВС образовывали три элемента: европейская
валютная единица - ЭКЮ; режим совместного колебания валютных курсов -
“суперзмея”, Европейский фонд валютного сотрудничества.
ЭКЮ - составная валюта, ее поддерживала корзина
национальных валют стран Сообщества, причем доля каждого участника зависила от
веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле. Квоты
распределялись следующим образом:
·
32,7 % Немецкая марка
·
20,8 % Французский франк
·
11,2 % Английский фунт
·
10,2 % Голландский
гульден
·
7,2 % Итальянская лира
·
8,7 % Бельгийский и
люксембурский франк
·
4,2 % Испанская песета
·
2,7 % Датская крона
·
1,1 % Ирландский фунт
·
0,7 % Португальское
эскудо
·
0,5 % Греческая драхма
Действующий механизм обменных курсов стран ЕС
ограничивал изменения валют в пределах 2,25 % относительно другой и в
диапазоне не более 15 %.
В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ
станет:
1.
основой для расчетов в
рамках механизма, определяющего валютные курсы;
2.
основой для определения
показателя отклонений курса какой-либо из денежных единиц, входящих в эту
систему от среднего показателя по странам-членам ЕЭС;
3.
средством осуществления
валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов;
4.
средством расчетов между центральными
банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС;
5.
реальным резервным
активом.
С
1 января 1999 г. в
обращение в 11 странах - участницах соглашения введена евро. Расчеты
производятся как в единой, так и в национальных валютах, однако финансовые
транзакции и новые ценные бумаги оцениваются в евро.
1.2 Цели создания Европейского валютного
союза.
Основные цели создания валютного союза и введения евро
заключаются в следующем:
·
создание крупнейшего
мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого
становится новая валюта евро. По замыслу своих создателей ЕВС является мощным
стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками
и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе должен
возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет
претендовать на место ведущей мировой валюты.
·
облегчение
обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной
системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые
вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит
гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря
исчезновению этого риска в Западной Европе.
· создание зоны экономической
стабильности при исключении фактора риска, связанного с обменными курсами
предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствие этого
явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях
все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более
низких процентных ставок, стабильности цен и — тем самым — для обеспечения
надежных рабочих мест.
· согласование экономических
политик.
·
создание
противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики
усиление политических позиций
ЕС на мировой арене.
1.3 Критерии вхождения
в ЕВС.
Следует отметить, что введенеи евро, по сути, подводит
итог более чем сорока годам развития европейской интеграции и означает
установление единого валютного пространства с весьма существенными изменениями
в макроэкономических подходах и с неменее серьезными изменениями на микроуровне
- в деятельности банков, финансовых компаний, торговых фирм. В идеале, для того
чтобы говорить о возможном эффективном применении механизмов действия единой
валюты, речь должна идти о создании так называемой "оптимальной валютной
зоны", которая предполагает унификацию экономических процессов, свободное
движение ресурсов и т.д. По сути, речь должна идти об унификации, характерной,
например, для отдельных штатов в США. Именно в этом случае мы можем говорить об
эффективной денежно-кредитной политике, проводимой из единого центрального
банка, и адекватной реакции всех регионов зоны на одинаковое экономическое
воздействие. Но даже в Соединенных Штатах разные штаты (из-за различий в
отраслевой структуре экономики отдельных штатов и т.д.) могут зачастую
неодинаково реагировать на применение тех или иных экономических рычагов. Тем
более это можно наблюдать в странах зоны евро, у которых об уровне унификации,
сопоставимом с США, речи не идет.
Различия между странами стали выявляться еще на
предварительном этапе, когда предполагалось установить критерии
"допуска" кандидатов в новую систему. Как следует из Протокола о
процедуре, касающейся чрезмерного дефицита, Протокола о критерии сближения, а
так же из соответствующих статей Договора ЕС, в качестве основных критериев для
контроля выбраны: бюджетный дефицит, уровень внутреннего долга, темпы инфляции,
уровень процентных ставок, политика в области валютного курса.
Устанавливалось, что отношение планируемого или
фактического дефицита к ВВП в рыночных ценах не должно превышать 3%. Принимая
во внимание, что столь жесткий уровень мог быть трудновыполнимым, делалось
допущение, разрешающее превышение в тех случаях, если:
1.
указанное соотношение
постоянно и существенно снижалось и достигло близких к требуемым величин;
2.
превышение носило
временный характер и являлось исключением, контрольные величины сохраняются на
требуемом уровне.
Также определялось пороговое значение, равное 60%, для
отношения государственного долга к ВВП в рыночных ценах. Аналогично критерию
бюджетного дефицита здесь делалось допущение относительно возможного превышения
в случае, если это отношение "существенно" уменьшается и приближается
к пороговому значению "удовлетворительным темпом".
Применительно к ценам статья 1 Протокола о критериях
сближения оговаривает, что государство должно иметь уровень цен, который
характеризует долговременный средний темп инфляции, не превышающий 1,5% (в
течение одного года, предшествующего сравнению) аналогичного показателя для тех
стран, в которых достигнута наибольшая за указанный период ценовая
стабильность.
При этом речь в данном случае идет о
среднеарифметическом значении темпов инфляции в трех странах, что в значительной
степени делает такие сопоставления номинальными, поскольку усредненный
показатель для разномасштабных экономик без применения процедуры взвешивания
лишает полученный показатель экономического смысла.
Относительно процентных ставок применяется примерно такой
же подход, согласно которому средняя величина долгосрочной номинальной
процентной ставки не должна превышать более чем на 2% аналогичные показатели в
трех наиболее благополучных с точки зрения стабильности цен странах. Процентные
ставки рассчитываются на основе показателей долгосрочных правительственных
облигаций или сопоставимых бумаг с учетом различий в национальных определения.
Более мягким ограничениям подвержена политика в
области валютных курсов. Указывается, что государства-участники не должны были
в течение двух лет, предшествующих периоду оценки, принимать каких-либо особых
мер по поддержанию валютного курса в "нормальных" границах колебаний,
установленных в рамках Европейской валютной системы, а также проводить по
собственной инициативе и на двусторонней основе девальвацию национальной
валюты. Выполнение указанного условия предполагало, что отмечавшиеся за
обозначенный период уровни курсов национальных валют реально отражали
экономическое положение в своих странах и их уровень конкурентоспособности.
Данное ограничение было направлено также и на то, чтобы избежать ситуации,
когда страны в преддверии фиксации курсов захотели бы в одностороннем порядке
установить курс своей валюты на более благоприятном уровне. В случае с
девальвацией речь шла о возможных попытках одностороннего улучшения
конкурентоспособности.
В таблице 1 приводятся данные, характеризующие
состояние в основных европейских государствах в 1995-1997 гг. по указанным выше
показателям. В целом ситуация весьма различна в зависимости от того, о каких
критериях идет речь. Так, если говорить об инфляции ил процентных ставках, то
большинство из рассматриваемых стран либо уже отвечало заданным параметрам,
либо планировало выйти на них в течение 1997 г.
Гораздо сложнее обстояло дело с параметрами бюджетного
дефицита и государственного долга. Ситуация с корректировками представлялась
достаточно неоднозначной, поскольку выправление дефицита, в частности, могла
вызвать экономический спад и обострение проблемы безработицы, что противоречило
бы декларируемым целям содействия занятости. Более того, та или иная структура
доходов и расходов бюджета не может меняться быстро, так как увязана с
определенной структурой экономики и экономическим положением в целом.
Таблица 1: Некоторые
экономические показатели стран
|
страна
|
Темпы инфляции
|
Д/ср процентные ставки
|
Отношение дефицита к ВВП в рыночных ценах
|
Отношение валового госдолга к ВВП
|
1995
|
1996
|
1997
|
1995
|
1996
|
1997
|
1995
|
1996
|
1997
|
1995
|
1996
|
1997
|
Бельгия
|
1,4
|
1,8
|
2,0
|
7,5
|
6,5
|
6,0
|
-4,1
|
-3,3
|
-2,9
|
133,7
|
130,6
|
127,3
|
Дания
|
2,3
|
1,9
|
2,4
|
8,3
|
7,2
|
6,7
|
-1,6
|
-1,4
|
-0,3
|
71,9
|
70,2
|
69,0
|
Германия
|
1,5
|
1,2
|
2,0
|
6,9
|
6,2
|
5,9
|
-3,5
|
-4,0
|
-3,2
|
58,1
|
60,8
|
61,5
|
Греция
|
9,0
|
7,9
|
7,5
|
17,3
|
14,8
|
13,8
|
-9,1
|
-7,9
|
-7,0
|
111,8
|
110,6
|
113,4
|
Испания
|
4,7
|
3,6
|
2,8
|
11,3
|
8,7
|
6,7
|
-6,6
|
-4,4
|
-3,0
|
65,7
|
67,8
|
68,0
|
Франция
|
1,7
|
2,1
|
2,0
|
7,5
|
6,3
|
5,9
|
-4,8
|
-4,0
|
-3,0
|
52,8
|
56,4
|
58,0
|
Ирландия
|
2,4
|
|
2,4
|
8,3
|
7,3
|
6,7
|
-2,0
|
-1,6
|
-1,5
|
81,6
|
74,7
|
79,0
|
Италия
|
5,4
|
4,0
|
2,5
|
12,2
|
9,4
|
7,4
|
-7,1
|
-6,6
|
-4,1
|
124,9
|
123,4
|
124,6
|
Люксембург
|
1,9
|
1,2
|
2,0
|
7,2
|
6,3
|
6,0
|
1,5
|
0,9
|
1,0
|
6,0
|
7,8
|
7,8
|
Нидерланды
|
1,1
|
1,5
|
2,3
|
6,9
|
6,2
|
5,8
|
-4,0
|
-2,6
|
-2,0
|
79,7
|
78,7
|
76,2
|
Австрия
|
2,0
|
1,8
|
1,9
|
7,1
|
6,3
|
6,0
|
-5,9
|
-4,3
|
-3,0
|
69,0
|
71,7
|
66,8
|
Португалия
|
3,8
|
2,9
|
2,6
|
11,5
|
8,6
|
6,6
|
-5,1
|
-4,0
|
-3,0
|
71,7
|
71,1
|
70,0
|
Финляндия
|
1,0
|
1,5
|
1,7
|
8,8
|
7,1
|
6,2
|
-5,2
|
-3,3
|
-1,5
|
59,2
|
61,3
|
64,5
|
Швеция
|
2,9
|
0,8
|
1,7
|
10,2
|
8,0
|
6,9
|
-8,1
|
-3,9
|
-2,3
|
78,7
|
78,1
|
79,3
|
Великобритания
|
3,1
|
|
3,3
|
8,3
|
7,9
|
7,7
|
-5,8
|
-4,6
|
-3,9
|
54,1
|
56,2
|
57,2
|
Оценочный уровень.
|
2,7
|
2,5
|
3,3
|
9,7
|
8,8
|
8,4
|
-3
|
-3
|
-3
|
60,0
|
60,0
|
60,0
|
Еще более сложным представлялось решение проблемы
государственного долга, поскольку его аммортизация и процентные платежи
растянуты во времени, а его ускоренное погашение могло оказать дополнительное
давление на бюджет.
Учитывая, что целый ряд стран мог не выполнить
выдвигаемых условий, было очевидно, что сторонники Европейского валютного союза
не будут настаивать на жесткой трактовке статей договора, ставя тем самым под
угрозу его полномасштабную реализацию. Поэтому, также как и в случае с
валютными курсами, представлялось, что данные критерии будут применяться более
гибко с основным акцентом на улучшение показателей в рассматриваемых странах.
В результате так и получилось. По итоговым
(предшествующим 1999 году) показателям большинство стран не вписалось в
заданные параметры, позволяющие говорить о допуске в систему, что хорошо
демонстрируют данные таблицы 2. Это тем не менее не помешало 11 государствам,
приведенным в таблице, стать членами зоне евро.
Таблица 2: Выполнение нормативов участия в зоне евро
ее странами, 1999 год.
|