Глава 1. Общее понятие экономической
безопасности и характеристики
основных ее
показателей.
6
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности.
12
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности
России. 36
Заключение.
43
Приложения.
45
Список
литературы
47
Введение.
Потребность в защите от нежелательных
внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря,
потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как
жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая
общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера
безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое
неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие
функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества
в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Экономическая безопасность государства
представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы
национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования
всех входящих в ее структуру элементов:
·
военной,
·
технологической,
·
продовольственной,
·
экологической безопасности и др.
Опыт показывает, что только надежная, эффективная
система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом
суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого
социально-экономического развития.
России и народам, проживающим на её
территории испокон веков, приходилось бороться за свою независимость. С одной
стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или
Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей
продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1
за выход к Черному и Балтийскому морям.
Обеспечение государственной безопасности и
обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики. Именно
из-за неразвитости экономики и, особенно, промышленности Россия проиграла
русско-японскую войну 1904-1905 годов. Именно эти соображения толкнули Сталина
в конце 20-х - начале 30-х годов провести сверхиндустриализацию промышленности.
Позже, во времена “холодной” войны, экономика СССР развивалась однобоко -
только те её части, которые обеспечивали обороноспособность страны.
Постепенно, развитие военных техники и
технологии привело к практической невозможности ведение войны в больших
масштабах. Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие
страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и
полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся
страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят от политики МВФ и МБРР -
финансовых структур развитых стран.
Экономика СССР со временем все больше
отставала от экономик развитых стран. Если в период после войны до середины
60-х гг. по уровню технико-экономического развития СССР отставал от развитых
капиталистических стран на 10-15 лет, то к середине 80-х этот разрыв достиг
20-25 лет.1 Проведение неадекватной
хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение.
Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский
рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства,
который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность
России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу
государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как его
оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема
экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается,
по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в
1934 году началом использования термина экономическая безопасность. У нас в
СССР эти проблемы никогда не рассматривались,(КГБ обращало свое внимание только
на экономические преступления и внешнеторговые отношения). С началом
перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности.
. В 90-х годах в статьях экономистов и в
средствах массовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”.
Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце
1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале
Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику
по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.
1 С.Ю глазьев Как добиться экономического роста?(Макроэкономика
переходной экономикиупущенные возможности и потенциал улучшения),Российский
экономический журнал,1996,№5,с.7
Длительное время проблема экономической
безопасности Правительством России игнорировалась . У нас были попытки
создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по
защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по
экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Но
сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической
безопасности. В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета
Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной
стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года
дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные
проблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции
среднесрочной программы на 1997-2000гг., но в Концепции
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года
ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже
анализа причин такого положения в экономике2
Проблемы обеспечения экономической
безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе
все болев пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких
слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже
реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают
названные проблемы на авансцену общественной жизни.
Понятно, что необходимость дальнейшей
разработки проблем экономической безопасности необходима. Я в своей работе
постараюсь проанализировать причины и факторы снижения уровня экономической
безопасности страны, а также предложить свой вариант решения этих проблем,
которые сейчас, в условиях перехода к рынку, имеют особую остроту.
2.Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности
страны-альтернативный реформационный курс.
РЭЖ, 1997, № 2
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности
и характеристика основных её показателей.
Для того, чтобы понять и осознать значение
категории «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину
«безопасность» и определит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние
субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и
параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала.
« Желательное» состояние субъекта
определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости
от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие «желательное» изменение.
Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня
безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным
уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о
складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние
безопасности и т.д.
Вообще, категория экономической безопасности
по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению
В.Тамбовцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно
понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы,
обеспечивающую возможность достижения целей всей системы»3
В.А.Савин считает, что «экономическая
безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве
объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные
регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические
лица как субъекты хозяйственной деятельности»4.
По Л.И.Абалкину «экономическая безопасность
- это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться
динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство
имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую
политику. 5
Итак, в общем смысле слова, под
экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную
характеристику экономической системы, определяющую ее способность
поддерживать
нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение
ресурсами развития народного хозяйства.
3.Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем:
структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1995. №3.
4.Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России. // Международный
бизнес России. 1995. №9
5 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение.
Вопросы экономики, 1994, №12
Обеспечение экономической безопасности - это
гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной
жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что
экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности
общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной
безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её
прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение
экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных
приоритетов.
Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма
велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической
безопасности. Причем речь идет не просто о
словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода
классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму
суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Разумеется, экономическая
безопасность органически включена в систему государственной безопасности,
вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности
страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических
бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не
может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не
может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе,
раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны
безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.
Экономическая безопасность традиционно
рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической
системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия
жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития
народного хозяйства, а также последовательную реализацию
национально-государственных интересов.
Сама экономическая безопасность имеет
сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших
элемента:
1.Экономическая независимость не носит
абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает
национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях
экономическая независимость означает возможность контроля над национальными
ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества
продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных
участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене
научно-техническими достижениями.
2.Стабильность и устойчивость национальной
экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание
надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание
факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными
структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении
доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
3.Способность к саморазвитию и прогрессу,
что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание
благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация
производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного
уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями
устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Таким образом, экономическая безопасность -
это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной
экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению
и самосовершенствованию. Глубочайший кризис, охвативший российское общество,
существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической
безопасности.
Для лучшего понимания сущности экономической
безопасности важно уяснить её связь с понятиями “развитие” и “устойчивость”.
Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика
не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также
сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам.
Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой
системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует
состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и
надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри
системы, способность выдерживать внутренние и внешние “нагрузки”. Безопасность
- это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности
самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия
непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов6.
6Сенчагов В.О сущности и основах стратегии экономической безопасности
России.Вопросы экономики,1995,№1,с.98
Для экономической безопасности значение
имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это
предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному
ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию
негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В
качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень
безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными
группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой
величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической
стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о
вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о
реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в
качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень
государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке,
зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную
промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.
Критерий экономической безопасности - это
оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих
сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает
в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня
эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия
уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором
угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;
конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства;
суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам,
социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных
конфликтов.
Система показателей-индикаторов, получивших
количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей
опасности и предпринимать меры по её предупреждению.
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень
безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в
пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения
одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа
инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня
безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до
порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению
производства и т. д.
Следовательно, можно сделать вывод, что за
пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет
способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и
внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и
транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает
от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.
Среди показателей экономической безопасности
можно выделить показатели:
·
экономического роста (динамика и структура
национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного
производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей,
капиталовложения и др.);
·
характеризующие динамичность и адаптивность
хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень
инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических
факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю
задолженность);
·
качества жизни (ВВП на душу населения, уровень
дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными
благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.
д).7
Пороговые уровни снижения безопасности можно
охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и
социально-экономического значения, отражающих, в частности:
·
предельно допустимый уровень снижения экономической
активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами
которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически
современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ
общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического,
инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
7.Е.Бухвальд,Н.Гловацкая,С.Лазуренко Макроаспекты экономической
безопасности: факторы ,критерии и показатели. Вопросы
экономики,1994,№12,с.27-288
·
предельно допустимое снижение уровня и качества
жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность
неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов;
создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального
“человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;
·
предельно допустимый уровень снижения затрат на
поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами
которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды,
утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также
значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации,
нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.8
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что
экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать
эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и
международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасностьпредставляет
собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих
эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности
удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность
на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и
потерь.
Из этого можно сделать два вывода:
Первый. Экономическая
безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой
экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством,
она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда,
качества продукции и т. д.
Второй.
Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой
какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна
поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и
структурами экономики.9
8.Е.Бухвальд,Н.Гловацкая,С.Лазуренко. Макроаспекты экономической
безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики,1994, №12,
с.31.
Глава 2. Экономика
России с точки зрения экономической безопасности.
Глубочайший кризис, охвативший российское
общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз
экономической безопасности. Утрата общенациональных ориентиров и идеалов,
интуитивный переход к стратегии самовыживания, наблюдаемых на всех уровнях
народного хозяйства (региональные структуры,
предприятия, семьи), забота о сиюминутных интересах отодвигают на второй план
решение общегосударственных задач, подрывают основы будущего возрождения России
и ее экономики.
Истоки современных экономических потрясений
можно смело отнести к 1982-1984 гг. Именно тогда произошли мирохозяйственные
изменения, весьма неблагоприятно отразившиеся на положении СССР. Среди них -
появление новых технологий и новых изделий на рынке потребительских товаров, к
примеру, компьютеров, видеомагнитофонов и т. п., в производстве которых
Советский Союз безнадежно отстал и был вынужден импортировать. Если принять во
внимание также падение мировых цен на энергоносители и расходы на афганскую
войну, станет вполне понятной общеэкономическая ситуация в стране, сложившаяся
к 1987 году. Общие её характеристики: дефицит бюджета в размере 10-15 млрд.
долл. в год; судорожные попытки удержать внутреннее конечное потребление хотя
бы на уровне середины 70-х годов; появление лозунгов о конверсии военной
промышленности; административная чехарда в сфере управления с бесконечными
реорганизациями министерств; определившаяся тенденция роста внешней
задолженности; первые признаки общей экономической дестабилизации и инфляции.
Положение усугубили форс-мажорные обстоятельства (в их числе - чернобыльская
катастрофа), а ряд крайне неудачных шагов в экономике, в первую очередь
антиалкогольная кампания конца 80-х, стоившая союзной казне 30-35 млрд. руб 10. Все
это в совокупности привело уже не к постепенному (как в 1986-1988 гг.), а
стремительному нарастанию кризисных и инфляционных явлений в экономике СССР в
1989-1990 гг. Политическая борьба 1990-1991 годов, которая в экономической
плоскости велась под лозунгом “Предприятия СССР - в российскую юрисдикцию!”,
обернулась во втором полугодии 1991 года тотальной потерей управляемости в
экономике, а также стихийным массовым образованием бирж, союзов и ассоциаций.
Внешние признаки кризиса в экономике
воочию 10 Величенков А. Три года “на качелях”, что дальше? РЭЖ,
1995,№4,с.3
[ предстали в виде пустых прилавков
(подавленная инфляция) и резкого роста курса доллара (инфляция явная).
К тому времени существовало две основные
модели реформирования пост социалистических экономик: эволюционная и
радикальная. Эволюционисты выступали за длительный и осторожный путь к
рынку с сохранением многих старых структур и механизмов. Опираясь на
кейнсианскую концепцию, они требовали серьезного государственного вмешательства
в экономику и постепенного перехода к двухсекторной экономике - рыночной и
государственной, протекционизму и предлагали воспользоваться китайским опытом. Радикалы,
опираясь на монетаризм, отнюдь не отрицали саму необходимость
государственного вмешательства, но при этом имели в виду экономическое
регулирование, то есть такое вмешательство государства, которое ведется не
напрямую, а через интересы экономических субъектов, через экономические рычаги
и стимулы, нацеленные на достижение высоких эффективности производства и уровня
жизни населения. Главное в том, чтобы такое вмешательство было направлено,
прежде всего, на поощрение предпринимательства, частного сектора,
многоукладности экономики и конкуренции.11
Приступив к настоящим радикальным
экономическим реформам в начале 1992 года, Россия использовала опыт Польши,
Чехословакии и рекомендации МВФ. Расчет был на то, чтобы, либерализовав цены,
наполнить рынок товарами и, несмотря на обесценение денег населения развязать
стимулы к предпринимательству и достичь макроэкономической или финансовой
стабилизации.
Приведу опыт Польши. Здесь системные
преобразования сопровождались началом реализации радикальной
монетарно-финансовой политики, которая на пике жесткости (в 1990 году)
получила название “шоковой терапии”. Резкое ограничение суммарного
народно-хозяйственного и потребительского спроса позволило в течение месяца
ликвидировать гиперинфляцию и в последующие два месяца выйти на одно-цифровой
показатель роста цен. Именно такая быстрота достижения результатов и создала
благоприятные предпосылки для дальнейшего проведения реформ. Сохранение вот уже
в течение десяти лет основных элементов достаточно жесткой монетарно-финансовой
политики, претерпевшей, тем не менее, определенные изменения, выражавшиеся в
основном в периодическом смягчении или ужесточении отдельных её
11.Кудров В.Пора возвращаться к радикальной реформе.РЭЖ, 1995, № 3,с.17
элементов, позволяет
удерживать инфляционные процессы в относительно безопасных (не раздражающих
экономику) пределах. И уже в 1992 году стало замечаться некоторое улучшение, а
в 1994 г. зафиксированы прирост валового национального продукта (ВНП) на 4% (от
уровня 1990 г.), промышленного производства на 8%, объема капиталовложений на
9.8%12
В начале 1992 года программа экономических
реформ в России была очень похожа на польскую: та же либерализация цен,
дерегулирование деятельности предприятий, резкое сокращение государственных
расходов, попытки конвертировать рубль, предоставление предприятиям права
свободного выхода на мировой рынок, начало программы приватизации, введение
плана макроэкономической стабилизации на базе жесткой кредитно-денежной и
финансовой политики (в отличие от Польши в России были либерализованы и доходы,
включая зарплату).
Однако эта программа не была реализована.
Правительство встало сначала на путь шатаний и противоречий, и затем
практически перешла к проинфляционной политике, резкому смягчению
кредитно-денежного и финансового регулирования, стала быстро наращиваться денежная
эмиссия. В результате бюджетный дефицит вновь увеличился и составил к концу
1992 г. свыше 20% ВНП, а месячный индекс цен составил осенью 23-25%13. Возникла первая финансовая пирамида
России, которая громоздится до сих пор в виде ГКО, КО, казначейских векселей. В
феврале 1992 года обнаружился очень тревожный симптом, зафиксированный словом
“неплатежи”, которая громоздится до сих пор в виде ГКО, КО, казначейских векселей.
В феврале 1992 года обнаружился очень
тревожный симптом, зафиксированный словом “неплатежи”.
Этот симптом превратился к апрелю-маю в
серьезнейшую болезнь, а в августе-сентябре её пришлось лечить уже хирургическим
путем: взаимозачетом ЦБР.
Реформы не были отменены, но по существу
находились в состоянии застоя, характеризующегося тем, что не было реального
движения ни вперед, ни назад. В 1993 году продолжается падение основных
показателей эффективности экономики: ВНП, объемов производства. В этот год происходит
становление крупных торговых компаний, обусловленное приватизацией торговли и
сферы услуг, обнаруживаются первые признаки игры на понижение на
12 И.С.Синицина,Н.А.Чудакова. Социально-экономическая трансформация
Польши. Общественные науки и современность,1996, №2, с.24-25
13 В.Кудров Пора возвращаться к радикальной реформе, Российский
экономический журнал,1995,с.23
товарном рынке
товаров широкого потребления, то есть начинает складываться нормальная
конкурентная среда. Однако этим успехи реформ и приватизации как их
существенной составляющей ограничиваются. Госкомимущество сознательно проводит
политику обесценения “ваучера” как платежного средства при приватизации. Суть
этой политики проста - утопить стоимость основных производственных фондов,
оцениваемых в ценах 1987 г., в общей массе инфляционных оборотных средств
предприятий, то есть платить за чеки не реальными ценностями, а инфляционными
рублями. Последствия этой политики Госкомимущества очевидны: при индексе
инфляции 1992-1993 гг. примерно в 1000, “ваучер” не смог подорожать даже
вчетверо.
Образовавшаяся на сегодняшний день огромная
дебиторская и кредиторская задолженность, подрывает саму возможность
возобновления инвестиционного процесса. Один из главных источников неплатежей в
народном хозяйстве - невыполнение бюджетных ассигнований на оплату
государственных заказов, содержание социальной сферы, Вооруженных сил, на
субвенции дотационным регионам. Цепная реакция неплатежей мультиплицирует их
первоначальную сумму в 4-5 раз, порождает порочный круг: «сокращение бюджетных
ассигнований - рост неплатежей - спад производства - уменьшение налоговой
базы». Ныне утверждают, что власти начали полнее собирать налоги. Это хорошо.
Но не надо питать больших иллюзий на этот счет. Ведь по подсчетам специалистов
министерства финансов сейчас на каждый потраченный нами рубль - 40 копеек
приходится на стоимость продукции, а 60 копеек - налоги. Известно, если доля
собираемых государством налогов составляет более чем 54% от суммы всех доходов
государства, то экономика находится в тяжелейшем состоянии (!).