Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства
Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства
Московский государственный университет леса
Международная школа управления и бизнеса
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Макроэкономика"
Т Е М А:
"Экономическая теория налогообложения и
налоговая политика государства"
Выполнил: Суханов Д.А. .
группа: МБ-23 .
Проверил: доцент Винокурова Т.К.
МОСКВА 2000г.
План
Введение................................................................................................................3
I. Налогообложение - один из важнейших факторов
развития рыночной
экономики..............................................................................................................4
1.1. Сущность налогов...........................................................................................4
1.2. Функции
налогов............................................................................................6
1.3. Виды
налогов..................................................................................................8
II. Налоговая система
России..............................................................................10
2.1. Основные принципы построения налоговой
системы в экономике с развитым рынком.................................................................................................10
2.2. Структура действующей налоговой системы
Российской Федерации.........18
III.
Необходимость и пути реформирования налоговой системы РФ..................20
3.1. Реформа налоговой системы. Часть вторая
Налогового кодекса РФ...........20
3.2. Мнение российских
экономистов..................................................................25
Заключение...........................................................................................................26
Список
используемой
литературы.......................................................................28
Введение
Среди
экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную
экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое
государство широко использует налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
От того,
насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
Именно
налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом
дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, т.к.
любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или
подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным
предпринимательством или создавать свою фирму.
В наши дни
ведётся активная разработка налогового кодекса Российской Федерации, первая
часть которого вступила в силу с 01.01.99, а вторую планируется ввести с 1
января 2001 года. Здесь приведены мнения некоторых российских
ученых-экономистов относительно нового налогового кодекса.
На данный
момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению, такой как
изданные конспекты лекций, учебные пособия, а так же множество периодических
изданий, например журналы «Эксперт», «Консультант плюс», «Главный бухгалтер»,
«Всё о налогах», «Бухгалтерский учёт» и т.п. При написании курсовой работы за
базу было взято учебное пособие - Налоги Д.Г. Черника[1].
Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ,
выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в
этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых
стран мира.
I. Налогообложение - один из
важнейших факторов развития рыночной экономики
1.1.
Сущность
налога
Налоги - важная
экономическая категория, исторически связанная с существованием и
функционированием государства.
Первый
сущностный признак налога - отношение власти и подчинения. В отношении налогов
это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной
на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении
обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и
др.).
Второй
признак налогов - смена собственника. С помощью налогов доля частной собственности
(в денежной форме) становится государственной, при этом образуется
централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором
обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, в процессе которых образуются
целевые денежные фонды. Например, сбор на содержание правоохранительных
органов, сбор на нужды образования, курортный сбор и т.д.
Важный
отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог
никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает
ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права
пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо
действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак отличает налоги
от пошлин (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо
хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо
свидетельство, документ).
Взносы в
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, Фонд
обязательного медицинского страхования, Фонд занятости) не относятся к
налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на
определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.
Для изучения
каждого налога необходимо выделить его элементы:
- субъект налога;
- носитель налога;
- объект налога;
- источник налога;
- единица (масштаб) обложения;
- ставка налога;
- оклад налога;
- налоговый период;
- налоговая квота (бремя налога);
- налоговая льгота;
- налоговая политика;
- налоговый кадастр;
- система налогов.
Субъект
налога - лицо, на которое законом
возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое
бремя может перекладываться на другое лицо.
Носитель
налога - физическое или
юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель
налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительности
субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия
для его переложения. Пример - косвенный налог: субъект налога - производитель
или продавец товара, носитель - потребитель товара.
Объект
налога - имущество или доход,
которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущество,
движимое имущество, предметы потребления, доходы.
Источник
налога - доход,
за счет которого уплачивается налог.
Единица
(масштаб) налога - часть налога,
принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному
налогу - один рубль дохода; по земельному налогу - единица измерения площади.
Ставка
налога - размер налога,
установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных
суммах (р.) ил и в процентах.
Оклад
налога - сумма налога, взятая со
всего объекта налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный
фонд.
Налоговый
период - время, определяющее
период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.
Налоговая
квота - доля оклада налога в
источнике налога. Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, так как
показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и
все налоги в целом.
Налоговая
льгота - снижение размера
налогообложения.
Налоговая
политика - меры в области налогов,
направленные на достижение каких-либо целей.
Налоговый кадастр -
перечень объектов налога с указанием их доходности.
Система
налогов - перечень
предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве.
1.2. Функции налогов
Налоги как
стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют
их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем
исторически определили четыре основные его функции:
1.
Фискальная функция - обеспечение финансирования
государственных расходов
2.
Регулирующая функция - государственное регулирование
экономики
3.
Социальная функция - поддержание социального
равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных
групп с целью сглаживания неравенства между ними
4.
Стимулирующая функция.
Во всех
государствах налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию —
изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет
собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы
и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития —
фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Налогам
принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного
бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без
них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на
товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная
экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе
эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством,
невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах.
Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное
место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной
экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения
отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и
процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и
т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная или перераспределительная
функция налогов. При помощи налогов в государственном бюджете собираются
средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как
производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С
помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и
предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и
социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие
отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства
из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного
производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем
состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой
системы носит ярко выраженный социальный характер. Налоговая система,
построенная соответствующим образом, позволяет придать рыночной экономике
социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других
странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок
налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные
нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,
нуждающихся в социальной защите.
Последняя
функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и
санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих
мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно,
грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только
со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие,
освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не
выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов
проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного
потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других
освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во
многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это
по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость
продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах
эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.
Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от
налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать
эти расходы в затраты на производство.
Указанное
разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все
они переплетаются и осуществляются одновременно.
1.3. Виды налогов
Вся
совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на
группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Первая
классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов,
который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам
землевладельца. Классификация налогов на прямые и косвенные,
исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и
используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя
товаров и услуг.
К числу прямых
налогов относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный
налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и
физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные
налоги - это налоги на определенные товары и услуги.
Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на
добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы
(облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные
пошлины.
Федеративное
устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую
совокупность бюджетов разных уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ
и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным
уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная
классификация налогов.
В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января
1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 16
федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов[2]. Приведем этот перечень.
К федеральным
относятся следующие налоги и сборы:
·
налог на добавленную
стоимость;
·
акцизы на отдельные виды
товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
·
налог на прибыль (доход)
организаций;
·
налог на доходы от
капитала;
·
подоходный налог с
физических лиц;
·
взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды;
·
государственная пошлина;
·
таможенная пошлина и
таможенные сборы;
·
налог на пользование
недрами;
·
налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы;
·
налог на дополнительный
доход от добычи углеводородов;
·
сбор за право пользования
объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
·
лесной налог;
·
водный налог;
·
экологический налог;
·
федеральные лицензионные
сборы.
Региональные налоги и сборы включают:
·
налог на имущество
организаций;
·
налог на недвижимость;
·
дорожный налог;
·
транспортный налог;
·
налог с продаж;
·
налог на игорный бизнес;
·
региональные лицензионные
сборы.
При введении в действие налога на недвижимость
прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на
имущество и земельного налога.
К местным налогам и сборам относятся:
·
земельный налог;
·
налог на имущество
физических лиц;
·
налог на рекламу;
·
налог на наследование или дарение;
·
местные лицензионные
сборы.
В общей сложности налоговым законодательством РФ
предусматривается свыше 50 налогов разных уровней.
II. Налоговая система России
2.1. Основные принципы построения налоговой системы в
экономике с развитым рынком
В качестве
примера рассмотрим налоговую систему США. Один из авторов Декларации
независимости США Б. Франклин произнес такую фразу: в жизни нет ничего
неизбежного, кроме смерти и налогов. С тех пор налоговая система США
совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер, способствовала
развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным, но и
выступает в качестве инструмента регулирования развития экономики. Основным
звеном в финансовой системе США является бюджет федерального правительства.
Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в
федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.
Но и местные
органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых
ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние 10—15
лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается
быстрый рост объема финансов местных органов управления. Одновременно на
местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей
производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов
власти выступают в качестве основного источника финансирования. Так, в
финансировании за счет государства, социального обеспечения, образования,
здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в
охране окружающей природной среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и
жилищном строительстве — около 40%.
К финансам
местных органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов,
поселков в сельской местности, школьных округов, специальных округов.
Элементами системы местных финансов являются местные бюджеты, а также
специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам
управления. В настоящее время в стране более 83 тысяч местных органов
управления, располагающих собственной финансовой базой.
В федеральных
доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти
формируются в основном за счет косвенных налогов и поимущественного
налогообложения.
Рассмотрим
структуру доходной части федерального бюджета США за 1990 год. Объем доходов на
данный год был запланирован в размере 976 млрд долл. Бюджет носил дефицитный
характер. Превышение расходов над доходами было в сумме около 150 млрд долл.
Как видим,
самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Налог
взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов
и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо
семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.
Таблица 1
Структура
доходов федерального бюджета США[3]
|