|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К середине 90-х годов примерно 20 развивающихся стран, где проживало 1834 млн. чел., или 41,6% всего населения третьего мира, постепенно приближались к развитым странам по уровню ВВП на душу населения. Это страны Юго-Восточной и Южной Азии, Латинской Америки. В 19 развивающихся странах с населением 227 млн. чел. (5,2% населения развивающегося мира) люди стали жить хуже. Остальные 53,2% населения третьего мира проживают в 59 государствах, где жизненный уровень повышается, но пока недостаточными темпами для того, чтобы сократить разрыв с развитыми странами. Одним из главных путей преодоления разрыва в уровне развития и повышения благосостояния, как показала практика последних десятилетий, является либерализация внешнеэкономической деятельности.
Среднегодовые показатели роста открытости, внешнего торгового оборота, ВВП и доходов на душу населения в пяти регионах мира в 1991-1995 гг. (%)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регионы |
Внешнеторговый оборот |
ВВП |
Темпы открывания |
Население |
Внешнеторговый оборот на душу населения |
ВВП на душу населения |
Потребление на душу населения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восточная Азия* |
12,4 |
8,5 |
3,9 |
1,6 |
10,8 |
6,9 |
5,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Азия** |
7,3 |
5,1 |
2,2 |
2,2 |
5,1 |
2,9 |
2,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Латинская Америка |
6,6 |
2,4 |
4,2 |
2,0 |
4,6 |
0,4 |
0,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ближний Восток и Северная Африка |
3,5 |
2,0 |
1,5 |
2,9 |
0,6 |
-0,9 |
-1,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Африка южнее Сахары |
1,76 |
1,7 |
1,06 |
2,9 |
-1,1 |
-1,2 |
-1,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
*Вьетнам, Китай, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Мьянма, Папуа Новая Гвинея, Таиланд, Филиппины. ** Бангладеш, Индия, Непал, Шри-Ланка, Пакистан Источник: МЭиМО, 1998. №9. – С.8. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данные этой таблицы показывают, что чем выше темпы роста внешнеторгового оборота и степень открытости национальной экономики, тем выше темпы валового продукта и потребления на душу населения. Правда, в Латинской Америке темпы роста валового продукта и потребления при высокой скорости роста внешнеторгового оборота и «открывания» экономики относительно медленные, что объясняется сохранением там диктаторских режимов и отсутствием гарантий прав частной собственности.
На динамику роста среднедушевых доходов существенно воздействуют темпы прироста населения, особенно в наименее развитых странах Южнее Сахары.
К середине 90-х годов в среде экономистов и политиков развитых стран получило распространенное мнение о том, что проблема бедности в развивающихся странах не может быть решена только экономическими методами, так как финансовая помощь развитых стран и международных организаций зачастую способствует укреплению наиболее реакционных политических режимов и умножению богатств правящей верхушки. Поэтому в последние годы общественное мнение по поводу оказания финансовой помощи наименее развитым странам изменилось. Если в конце 70-х – начале 80-х годов 88% граждан развитых стран поддерживали предоставление помощи развивающимся странам, то с конца 80-х годов сторонников оказания помощи стало уменьшатся. В течение первой половины 90-х годов все страны резко снизили объемы предоставляемой наименее развитым странам помощи.
Сокращается не только финансовая помощь, но и продовольственная помощь беднейшим странам: объем выделяемого на эти цели зерна только между 1991 и 1994гг. снизился более чем вдвое, а продовольственная помощь Африке сократилось с 1983 г. почти в два раза.
Решение проблемы бедности в развивающихся странах предполагает широкое содействие развитых стран в снижении внешней задолженности, создания благоприятного внешнеторгового климата, а также оказание прямой финансовой и технологической поддержке.
Внешняя задолженность
Острейшей проблемой развивающихся стран в начале нового тысячелетия остается внешняя задолженность.
В последние десятилетия, особенно в 90-е годы 20 века, наблюдалось систематическое снижение цен на сырьевые товары. С 1980 по 1996 г. рассчитываемый МВФ индекс цен по 30 позициям сырьевых товаров упал, по меньшей мере, на 74%. Только в 1998г. цены на нефть снизились почти на 35%, а общий индекс цен на минеральные ресурсы – 22%. К тому же сократились объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся стран в связи с освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых странах.
В результате в развивающихся странах возникли отрицательные сальдо внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов, обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований и наращивание внешней задолженности. Если в 1974 г. общий объем долга развивающихся стран составлял 135 млрд. долл., то к 1981 г. он достиг 751 млрд., а в начале 90-х годов – 1935 млрд. долл. После этого наступила некоторая стабилизация (между 2,1 и 2,3 трлн. долл.), прерванная финансовым кризисом 1997 г. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.
Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть экспортной выручки: в Бразилии на эти цели использовано в 1995 г. 37,9% экспортных валютный поступлений, в Мексике – 24,2%, в Аргентине – 34,7%, в Венесуэле – 21,7%.1
Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части неселения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В частности, в 1982 г. Мексика объявила дефолт по внешнему долгу.
В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять прогрмму списания большей части долгов беднейшимх стран и их последушей ресрукруризации. Предлогается, например, списать внешнюю задолженность Мозамбика на 85-90%, Уганды, Мали, Гайаны, Мавритании – на 3/4 с последующим оформлением новых обязательств в виде облигаций и новых ценных бумаг.
Реструктуризация внешних долгов развивающихся стран предусматривает перевод части долга в долгосрочные облигации стран-должников, продажу просроченных долгов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в собственность кредиторам акций государственных предприятий.
Однако принятые в 80-е – 90-е годы меры по снижению и реструктуризации внешних долгов развивающихся стран не уменьшили остроту проблемы долгового бремени. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г., и на другие ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет условия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран.
Характерным явлением в 90-е годы стало превышение платежей развивающихся стран по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых ресурсов. Так, в 1994 г. сумма возвращенных кредитов и процентов по ним развивающихся стран составила 169,5 млрд. долл. по основному долгу и 85 млрд. долл., а сумма текущих заимствований – 16,7 млрд. долл. В 1995 г. развивающиеся страны выплатили за рубеж 128 млрд. долл. по основному долгу и 85 млрд. долл. в виде процентов, тогда как получили прямых инвестиций на сумму 90 млрд. долл. и в виде помощи – 64 млрд. долл., т.е. на 59 млрд. долл. меньше.
Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками на внутренней политике развивающихся государств. Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Так, в 1970-1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд. долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на строительство аэропортов, офисных помещений, новых столиц, и на покупку вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например, Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВВП.
В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношения развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются.
Таким образом, решение проблемы внешней задолженности можно обеспечить не только помощью развитых стран в реструктуризации долгов, но проведением странами-должниками режима жесткой реализации условий для притока новых инвестиций.
Заключение
1.Развивающиеся страны – особая категория государств, сохраняющих, хотя и в разной степени, определенные общие признаки социально-экономического отставания, в том числе многоукладность хозяйства, традиционные формы собственности и общественных институтов, низкую производительность общественного труда.
2. В ходе социально-экономического развития эта общность претерпевает существенные изменения, усиливается расслоение на подгруппы.
3.Различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействие мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран.
4.Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство. Методом достижения этих целей в большинстве развивающихся стран стала индустриализация по двум основным моделям – импортозамещающая и экспортоориентированной.
5.Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от развитых к развивающимися странам, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК.
6.Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли.
7.Нехватка внутренних ресурсов, спад цен на основные сырьевые экспортные товары, рост неопротекционизма со стороны развитых стран, затрудняющий расширение экспорта развивающихся стран, усиливают необходимость внешних заимствований.
8.Поступления средств по межгосударственным программам помощи развитию и от международных финансовых организации, привлечение частного иностранного капитала расширяют финансовые и технические ресурсы развивающихся стран. В то же время ограниченная эффективность использования заемных средств и растущие выплаты по внешней задолженности стали постоянным фактором, осложняющим социально-экономическое положение.
1. Мировая экономика. И.П.Николаевой. Москва. 2000г.
2. Мировая экономика. В.К.Ломакин. Москва. 2000г.
3. Мировая экономика. С.Б.Шлихтер.С.Л.Лебедев.Курс лекций. 1998г. с.31.
4. Вопросы экономики. 1997. №10. С.120
5. МЭиМО. 1998. №7, №9, №10., 1999. №1.С.17.
6. The Economist. 1997. April. 26. P.122.
7. Эксперт. 12февраля. 2001 №6.
8. Human Development Report 1996. N.Y., 1996, p.p.210, 213; 1997, р.р. 225, 228.
2 МЭиМО.1998. №9. – С.12.
1 Вопросы экономики 1997. №10. – С.120.
1 МЭиМО. 1999. №1. – С.17.
2 С.Б,Шлихтер, С.Л.Лебедева. Мировая экономика. Курс лекций. 1998. – С.31.
21 МЭиМО, 1998. №10. – С.6.
[1] МЭиМО,1998,№7. – с.44.
2 МЭиМО,1998, №9. –С.15.
1 The Economist. 1997. April,26.P. 122.
1 Эксперт. 12 февраля 2001г. №6. С.49-50.
Страницы: 1, 2