Экономические системы: виды, понятие, структура
Экономические системы: виды, понятие, структура
Министерство образования РФ
ОФ УГНТУ
Реферат
на тему: Экономические системы: виды, понятие,
структура.
Работу выполнил: ст. гр.
ГРЗ-01-11
Хабипов
И.И.
Проверил: доц.
Зиннатуллина Н.Д.
2003г.
Введение
1. Понятие и структура экономических систем
2. Основные типы экономических систем:
2.1. Традиционная экономическая система
2.2. Рыночная система
2.3. Смешанная экономическая система
3. Проблема координации в различных
экономических системах
Заключение
Список литературы
Введение.
Экономическая система есть совокупность
взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики,
образующих экономическую структуру общества.
Вне системного характера экономики не могли бы
воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и
институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы
сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло
бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Корректное и научно обоснованное обнаружение
закономерностей функционирования экономической системы всегда имело
судьбоносное значение.
Объективно существующие экономические системы
находят своё отражения в теоретических экономических системах. В советской
экономической литературе наиболее известными исследователями экономической
системы общества были К. Маркс, Герасимов Н.В., Черняк В.К., Я. Корнаи.
В современный период экономической науки
делается упор на системные представление об экономике в учебниках
"Экономика" ("Экономическая теория") под редакцией
Плотницкого, Булатова, Грязновой, Базылева, Лемешевской, Баликоева.
Главной проблемой современного периода
формирование научных экономических систем в отечественной экономической науке
можно считать проблему совмещения универсальных, выработанных мировой
экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной
экономической действительности.
1. Понятие и структура экономических систем
общества.
Употребление понятия системы имеет долгую
историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого
"система" означает некое целое, состоящее из частей, связанных между
собой и образующих целостность.
Для характеристики любой системы обычно
выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции.
Основными элементами экономической системы
являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в
каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и
результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной
деятельности; хозяйственный механизм.
Установление связей между составляющими
систему элементами означает определение ее структуры. Для системы характерно
наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в
отдельности, а только объект в целом.
Важным свойством экономической системы
является наличие структуры.
Экономика представляет собой сложную
многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит
из малых экономических систем - домохозяйств и предприятий. Домохозяйство - это
малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках
семьи. Основная функция домохозяйства - потребление конечных продуктов и услуг,
производимых предприятиями. Предприятие - малая система, в рамках которой
создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых
ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли. Отрасль -
это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие
определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы -
межотраслевые.
Кроме того экономическая система общества
может включать и другие элементы: социально-экономические системы
(экономико-политические, экономико-демографические, природо-экономические
системы); технико-экономическая система отраслевые, межотраслевые, регионольные
системы).
Все системы обслуживают друг друга, объединены
единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой
посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.
Рассматривая с точки зрения формационного
подхода структура экономической системы выступает как внутренняя организация
общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется
через людей, их производственную деятельность. Следовательно, структуру
экономиче-ской системы образуют отношения взаимодействия людей в процессе
производства материальных и духовных благ и услуг, т.е. совокупность
производственных отношений.
Экономическая система - сложная, упорядоченная
совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности
общества, осуществля-ющаяся в формах определенных производственных и социальных
отноше-ний и социальных институтов, целью которой является удовлетворение
потребностей общества в материальных благах и услугах.
Одним из признаков деления экономики на типы
может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее
звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая
экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних
ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не
доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.
Другим признаком деления системы на типы
являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции,
команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть
традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные
элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.
Еще одним признаком деления экосистемы на типы
является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в
традиционном обществе - общинной. Господствующая форма собственности определяет
формы производства и распределения.
2. Основные типы экономических систем:
Разные экономические системы мира различаются
между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы
экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественой
собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного
механизма рыночной системы и централизованного планирования. Необходимо
выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную
экономику, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику.
Цель экономистов любой страны состоит в том,
чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит
жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее
историко-культурных традиций.
В реальной действительности экономические
системы располагаются где-то между рыночной и командной экономикой.
Чтобы лучше понять, как сложилась современная
экономика, как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы,
полезно оглянуться назад и проанализировать тысячелетнюю историю развития
экономических систем цивилизации.
В зависимости от способа решения главных
экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем
выделить четыре основных типа экономических систем:
1) традиционная;
2) рыночная (капитализм);
3) командная (социализм);
4) смешанная.
2.1. Традиционная экономическая система.
Традиционная экономическая система - самая
древняя система.
Например, если племя на протяжении нескольких
поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то
же самое. Вопросы типа:
Выгодно ли это?
Что иное стоит выращивать?
Какой способ организации производства более
рационален? - здесь просто не приходят никому в голову.
Конечно, традиции со временем тоже меняются,
но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни
племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной
жизни могут сохраняться очень долго. В России, например, по сей день можно
обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни
народов Севера. Что касается собственности на экономические ресурсы, то в
традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи
угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.
Со временем основные элементы традиционной
экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что
факторы производства используются более эффективно, если они находятся в
собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной соботвенности. Ни
в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является
коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой
собственности сохранились. И это не случайно.
Например, бурное развитие сельского хозяйства
России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили
коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей
отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917г. коммунисты фактически
восстановили общинное землевладение, объявив землю “общенародной собственностью”.
Построив свое сельское хозяйство на
коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в.
добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение
с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять
специальную “Продовольственную программу”, которая, впрочем, тоже не была
выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.
Напротив, сельскому хозяйству европейских
стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал,
решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько
успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в
другие регионы мира.
Практика показала, что рынки и фирмы лучше
решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов
производства жизненных благ, чем советы старейшин - органы, принимавшие
принципиальные экономические решения в традиционной системе.
Вот почему традиционная экономическая система
со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран
мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме
разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран
мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества
людей.
2.2. Рыночная система
На смену традиционной пришла рыночная система
(капитализм).
Основу этой системы составляют:
1) право частной собственности;
2) частная хозяйственная инициатива;
3) рыночная организация распределения
ограниченных ресурсов общества.
Право частной собственности - есть
признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть,
пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов
(например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и
получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом
производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы
обусловила второе, часто употребляемое, название этой экономической системы -
капитализм.
Поначалу право частной собственности
защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но
затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в
которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы
позволяли приобрести собственность.
Частная хозяйственная инициатива - есть право
каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким
образом и в какой мере их использовать для получения дохода. При этом
благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на
рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих,
собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение
организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший
товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в борьбе за деньги
покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.
И, наконец, собственно рынки, то есть
определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.
Именно рынки:
1) определяют степень удачливости той или иной
хозяйственной инициативы;
2) формируют величину доходов, которые
собственность приносит своим владельцам;
3) диктуют пропорции распределения
ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.
Рынки, основанные на конкуренции, стали самым
удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных
производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.
Конкуренция играет сегодня огромную роль в
организации хозяйственной деятельности, накладывая значительный отпечаток на
устройство экономики.
Достоинство конкуренции состоит в том, что она
ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от весомости
экономических аргументов соревнующихся.
Конечно, и рыночная система имеет свои
недостатки. В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и
богатства, когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете. Наблюдать
это мы можем сегодня и в России.
Такие различия в доходах издавна побуждали
людей трактовать капитализм как “несправедливую” экономическую систему и
мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к
появлению в XIX в. общественного движения, названного “марксизмом” в честь его
главного идеолога - немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса. Он и его
последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего
развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А
потому ее предлагалось заменить новой экономической системой - командной или
социализмом (от латинского “социум” - общество).
Рождение командной экономической системы
явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем
которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана
вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И.В.Сталиным.
В соответствии с марксистской теорией
человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и
устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации
частной собственности и ведения всей хозяйственной деятельности страны на
основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается
руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху
средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая
реализация пришлась именно па XX в., когда возник так называемый
социалистический лагерь.
В период расцвета социалистического лагеря
(50-80-е годы) в его странах жило более трети населения Земли. Так что это,
пожалуй, крупнейший экономический эксперимент в истории человечества.
Эксперимент, который начался с подавления элементарных свобод граждан и
сопровождался огромными жертвами.
Однако в начале 90-х годов реальные итоги
десятилетий “планового развития” СССР и стран Восточной Европы оказались более
чем грустными. Выяснилось, что:
1) подавляющее большинство производимой в этих
странах продукции - низкого качества и устаревшей конструкции, а поэтому не
пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;
2) уровень благосостояния и продолжительность
жизни граждан ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших XX век
в рыночной экономической системе;
3) технический уровень производственного
сектора намного ниже, чем в странах, где достижения науки и техники не “внедрялись
по плану научно-технического прогресса”;
4) природа загрязнена значительно сильнее, чем
в странах рыночной и смешанной экономических систем, несмотря на все “решения
партии и правительства по охране окружающей среды”.
И распределением благ сопровождалось для
личного пользования “в порядке очереди” или на основе талонов, которые
работникам выдавало начальство “за долгий и безупречный труд”.
Планирование бывает порой полезным и в
масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы
отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты
страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для
всей страны в мирное время.
Дело в том, что командная система вовсе не
случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может
командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если
закон не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение
принадлежащими ему ресурсами.
Если все ресурсы (факторы производства)
объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно
распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень
опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от
того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат
их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:
а) для предприятий - степень выполнения и
перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Неважно, что эти
товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые - будь у них свобода
выбора - предпочли бы иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление
этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался
слишком дорогим;
б) для людей - характер взаимоотношений с
начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры,
мебель, путевки за границу и т.д.), или занятие должности, открывающей доступ в
“закрытые распределители”, где такие дефицитные блага можно купить свободно. В
результате в странах командной системы:
1) даже самые простые из необходимых людям
благ оказались “дефицитом”;
2) масса предприятий постоянно несли убытки, и
даже существовала такая поразительная их категория, как “планово-убыточные
предприятия”. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали
заработную плату и премии;
3) самой большой удачей для граждан и
предприятий было “достать” какой-то импортный товар или оборудование.
В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого
разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие
социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности
и системы рынков.
Хотя организационным механизмом чистого
капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль
конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм
предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а
через них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет
предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти
желания.
Между тем конкуренция не ограничивает свою
роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно
конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии
производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать
самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их
устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее
эффективные методы производства.
Весьма примечательным аспектом
функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы
является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных
и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения
собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы,
одновременно - как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют
обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например,
что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную
комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это
отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться
от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с
тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с
наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе
означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или
принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы
обществу.
Итак, сила конкуренции контролирует или направляет
мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно
способствует наилучшему обеспечению интересов общества.
2.3. Смешанная экономическая система
Говоря о планово-командной или рыночной
экономической системе, в чистом виде их можно найти только на страницах научных
трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь
элементов различных экономических систем.
Современная экономическая система большинства
развитых стран мира носит именно смешанный характер. Как правило, сегодня
государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:
1) некоторые потребности общества в силу их
специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения,
борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на
основе только рыночных механизмов;
2) оно может смягчить негативные последствия
деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан,
ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т.д.).
Поэтому для цивилизации конца XX в.
преобладающей стала смешанная экономическая система.
В такой экономической системе основой является
частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах
(Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный
государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью
или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»),
но которые:
а) не получают от государства планов;
б) работают по рыночным законам;
в) вынуждены на равных конкурировать с
частными фирмами.
В этих странах главные экономические вопросы в
основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть
экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и
распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации
некоторых слабостей рыночных механизмов.
К какой же экономической системе лежит
дальнейший путь России?
Вернуться к командной системе было бы гибелью:
уже первую попытку создания такой системы на протяжении 1917-1991 гг. страна
пережила с трудом.
Значит, России в ближайшем будущем неизбежно
придется воссоздавать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную
экономическую систему. Другое дело, что нашей стране надо выбрать для себя
конкретную национальную модель такой системы - при которой необходимо избегать
возникновения командной системы и допускать вмешательство государства в
экономическую жизнь страны лишь для решения тех экономических задач, которые
рынки решить не могут или решают неудачно.
3. Проблема координации в различных
экономических системах
Анализ проблемы размещения благ выводит нас на
проблему взаимодействия экономических субъектов. После того, как каждый
экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество
сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных
субъектов, которая включает в себя необходимость:
1) согласовать между собой решения
производителей;
2) согласовать решения потребителей;
3) согласовать решения о производстве и
потреблении в целом. Эта необходимость порождается многими причинами, в том
числе специализацией экономических субъектов на определенных видах
экономической деятельности.
В зависимости от того, как решается проблема
размещения благ, а следовательно, и координации экономической деятельности,
различают определенные экономические системы. Очевидно, что характеризующие
особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и
координации экономической деятельности определяются различиями в регулирующих
экономическое поведение институтах и институциональных структурах.
В административной системе косность
патриархального общества отчасти преодолевается разрывом однозначной связи
экономического субъекта и норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще
весьма велика. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее
размещение благ определяются воздействием командующей подсистемы, которой
является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни принимало.
Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям
обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами, помимо идеологии
включающими аппарат принуждения. Такая координация экономической деятельности
обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего
изменения норм экономического поведения, а также концентрации ресурсов под
контролем управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие
внутренних стимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам и
ограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периоды
бурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застоя
и упадка.
В рыночной системе нормы экономического
поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это
соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития путем
изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества
и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную
заинтересованность экономических субъектов в таком развитии при использовании
института частной собственности. При этом все экономические субъекты
подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого
обязатель-ными для всех нормами права и границами его владения, но
обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической
активности. При этом с расширением инди-видуальной свободы действий общая
упорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенно
возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться
весьма суровыми. Роль координации действий экономических субъектов и размещения
благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен.
В каждый данный момент времени все системы
координации экономической деятельности сосуществуют в конкретных экономических
системах, соединяясь в различных соотношениях. Как было показано, каждая
система имеет свои выгоды и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты
экономической деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных
сделок, приобретают форму трансакционных издержек. В их состав входят издержки
сбора и обработки информации, свя-занные с определением предмета сделки,
получением ценовой и иной информации, определением своей позиции, поиска
партнера, распространением информации о желании вступить в сделку; издержки
проведения переговоров и принятия решения, в том числе выработки условий
рыночного соглашения и его оформления в соответствующем юридическим нормам
виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта, такие как
контроля за качеством и иными характеристиками предмета сделки, определения и
защиты прав собственности (в том числе в судебном порядке), проверки и
обеспечения соблюдения усло-вий соглашения.
Затраты экономической деятельности, связанные
с функционированием административной системы, принимают вид административных
издержек. К ним относятся издержки ин-формационного обеспечения (получения
информации о состоянии управляемых объектов и ее переработки); издержки
подготовки административных решений (выработки проектов решений, их
согласования в различных подразделениях административного аппарата, утверждения
имеющими право принятия решения); издержки исполнения (доведения принятых
решений до непосредственных исполнителей, обеспечения правовых условий
выполнения, включая распределение полномочий, контроля вышестоящих организаций,
функционирова-ния системы стимулов и санкций).
Сопоставление уровней трансакционных и
административных издержек определяет соотношение и границы действия рыночного и
административного механизмов в данной конкретной экономической системе. Рынок
обеспечивает наиболее экономное функционирование процесса координации, сводя
одну из частей трансакционных издержек (на сбор информации) до минимума.
Проблема координации в рыночных условиях
анализируется с помощью модели кругооборота и модели спроса и предложения.
Модель кругооборота разделяет экономику на два
сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашние хозяйства используют доходы,
которые они получают от продажи своих ресурсов - труда, капитала и земли, для
покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают
от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств.
Именно домашние хозяйства решают, что
потреблять, а следовательно - что производить. Эти решения должны послужить
основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения
по использованию ограниченных ресурсов.
В рыночной системе задачу координации решают
два типа рынков: рынок производственных ресурсов и рынок потребительских благ.
Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского
сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по
поводу купли-продажи на товарном рынке, модель определяет цену и количество
продаваемых товаров. Когда они взаимодействуют по поводу купли-продажи на рынке
ресурсов, они определяют цену и количество ресурсов.
Заключение:
Хозяйственная жизнь человечества может быть
устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах
принятия хозяйственных решении и типе собственности на основные виды ресурсов.
Человечеству известны четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная,
командная и смешанная.
Рыночная система система предполагает такое
устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы
находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих
рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.
Командная система. Такая экономическая система
предполагает ликвидацию частной собственности на факторы производства и ее
замену на государственную собственность. Основные экономические вопросы
решаются государственными органами управления и реализуются с помощью
обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство
вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая
установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы
связано с потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по
формальным критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества.
Смешанная экономическая система. Эта экономическая система предполагает
сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с
ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении
основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем
распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким
образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.
Литература
1. Экономика: Учебник / Под. Ред. Доц.
Булатова А.Ф. 2-е издание, пререраб. и доп. - М.: Издательство Бек.
2. Экономика: Учебник / Под. Ред. Липсиц И.В.
книга 1, 2-е издание. Издательство “Вита-Пресс”. 1997 г.
3. Герасимов В.Г. Экономическая система:
генезис, структура, развитие науки.- Мн.,1991 г.
4. Нуреев Р. М. Основы экономических теорий:
Микроэкономика: Учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996.- 447с.
|