бесплатные рефераты

Экономический менеджмент

Океаны и моря сильно загрязнены Основной загрязнитель— нефть, которая попадает в моря со сливными и балластовыми во­дами танкеров. Большое количество нефти попадает в океан в ре­зультате аварий при ее добыче и перевозке, что ведет к тяжелым последствиям, губит рыбу и птиц, надолго прекращает пользова­ние пляжами. В результате загрязнения воды в вылавливаемой морской рыбе обнаруживают следы ртути, кобальта, меди, фос­фора, радиоактивные отходы. Исследователь моря Ив Кусто счи­тает, что за 20 лет жизнь под водой сократилась на 40%. Тур Хейердал отмечал в свое время, что при плавании по океану по направлениям судоходства нетрудно видеть, насколько загрязнена поверхность отбросами из проходящих судов. Загрязнение Среди­земного моря ухудшило состояние морских курортов Лазурного берега Франции, побережья Италии. Все более загрязняется Се­верное море, не так давно изобиловавшее рыбой

Во время второй мировой войны в Северном и Балтийском морях было потоплено в ходе военных действий немало судов с запасами отравляющих и взрывчатых веществ на борту. Это угро­жает ныне весьма серьезными последствиями, если эти вещества вырвутся из проржавевших вместилищ наружу. Необходимы международные соглашения, направленные на очистку воды, за­щиту океанов, морей и рек от загрязнения.

4.3. Меры по охране и экономному расходованию водных ресурсов.

Серьезные меры предпринимаются для предотвращения расту­щего загрязнения водных объектов сточными водами. Сточные во­ды - это воды, отводимые после использования в бытовой и про­изводственной деятельности человека. По своей природе загряз­нения делятся на минеральные, органические, бактериологические и биологические Критерием вредности сточных вод считаются характер и степень ограничения водопользования. Качество при­родных вод в Казахстане нормируется в местах водопользования. Раз­работанные   нормативные показатели - предельно допустимые концентрации содержания вредных веществ в воде водных объек­тов различного назначения - относятся к составу воды в водо­емах, а не к составу сточных вод. В соответствии с Положением о государственном учете вод и их использовании (1975 г) первич­ный учет сбрасываемых в водные объекты сточных вод ведут са­ми водопользователи. Этот контроль осуществляется большинст­вом водопользователей неудовлетворительно. Об этом свидетель­ствует тот факт, что только 20% сбрасываемых сточных вод конт­ролируется гидротехническим оборудованием, а остальное коли­чество - косвенными методами.

В настоящее время осуществляется переход на систему нор­мативов предельно допустимых выбросов (ПДВ). Значения ПДВ определяются для каждого конкретного источника выбросов с та­ким расчетом, чтобы совокупные выбросы от всех источников в регионе не превышали норматива ПДК. Использование нормати­вов ПДВ облегчит планирование и контроль природоохранной деятельности, повысит ответственность предприятии за соблюде­ние природоохранных требований, устранит конфликтные ситуа­ции.

Из общего количества сточных вод 69% является условна чистыми, 18%—загрязненными и 13%—нормативно-очищенными. Строгие критерии для деления промышленных сточных вод на нормативно-очищенные, загрязненные и условно-чистые отсутст­вуют. Неочищенные сточные воды нуждаются в многократном раз­бавлении их чистой водой. Особенно загрязняющими являются производства нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной и химической промышленности. Нормативно-очищенные воды тоже содержат загрязнения, и для их разбавления требуется на каждый 1 м3 до 6—12 м3 свежей воды.

Очистка сточных вод осуществляется механическими, физико-химическими и биологическими методами.

Наиболее дешевая — механическая очистка — применяется для выделения взвесей. Основными формами очистки являются процеживание, отстаивание, фильтрование. Методы механической очист­ки применяются во всех отраслях народного хозяйства в качестве предварительного этапа. Этот способ очистки является основным в металлургии, горнорудной и горно-химической промышленно­сти. Дальнейшая интенсификация механической очистки связана с применением новой техники отстаивания (многоярусных отстой­ников) и высокоэффективных фильтрующих Материалов.

Химическая очистка применяется для выделения из сточных вод растворимых неорганических примесей. При обработке сточ­ных вод реагентами происходит их нейтрализация, выделение растворенных соединений, обесцвечивание и обеззараживание сто­ков. Химические методы позволяют очищать сточные воды со зна­чительными колебаниями в них концентраций загрязняющих ве­ществ. Определенным недостатком является накопление в процес­се очистки значительного количества осадков.

Физико-химическая очистка применяется для очистки сточных вод от грубо- и мелко дисперсионных частиц, коллоидных приме­сей, растворенных соединений. Это высокопроизводительный спо­соб очистки, отличающийся, однако, высокой стоимостью.

Биологические Методы применяются для очистки от растворен­ных органических соединений. Метод основан на способности мик­роорганизмов разлагать растворенные органические соединения. Биологическая очистка осуществляется как в очистных сооруже­ниях, так и в естественных условиях. Аэронная очистка, т. е. очи­стка с применением кислорода,—окончательный этап очистки для стоков с органическими загрязнителями. К недостаткам следует отнести способность активного ила «вспухать» при перегрузке очистных сооружений и выносить в водоемы после очистки соеди­нения азота и фтора. В табл. 3 приводится эффективность различ­ных методов очистки.

В настоящее время из общего количества сточных вод механи­ческой очистки подвергается 68% всех стоков, физико-химиче­ской—3, биологической—29%. Для повышения качества очищае­мых стоков предполагается в перспективе повысить долю биоло­гических методов до 80 %.

В отдельных отраслях промышленности, например в целлюлозно-бумажной и нефтехимической, затраты на очистку достигают 25% всех производственных затрат. Однако с повышением степени очистки до 98—99% стоимость очистных сооружений увеличи­вается в несколько раз. В настоящее время себестоимость очистки составляет в среднем 7,5 к./м3.

Мероприятия по борьбе с загрязнением водоемов наряду со строительством очистных сооружений связаны с совершенствова­нием технологических процессов, при которых можно частично или полностью исключить сброс загрязненных стоков. Перспективным является использование пригодных по своему составу сточных вод для орошения в сельском хозяйстве.

Увеличение ассигнований на охрану водных ресурсов реализо­валось в более быстром наращивании мощностей очистных соору­жений по сравнению с объемом стоков, нуждающихся в очистке. На показатели работы водо-охранных комплексов влияют объемы государственных капитальных вложений, выделенных на эти цели, качество строительства и эксплуатации этих комплексов, а также уровень проектного решения. Следует отметить, что подрядные организации строительных министерств систематически не выпол­няют плановые задания, не обеспечивают своевременный ввод в действие очистных сооружений, допускают низкое качество строи­тельно-монтажных работ, отступления от проектов, нарушения строительных норм и правил.

Важным фактором повышения эффективности водо-охранной деятельности является улучшение использования очистных соору­жений непосредственно на предприятиях, что возможно за счет сокращения сроков освоения очистных сооружений, более полного их использования, строгого соблюдения технологии очистки.

Основным рыночным, методом регулирования природоохранной деятельности является плата за загрязнение.

Выделяются два вида платы за единицу выбросов и плата за пользование общественными очистными сооружениями. Уровень платы в первом случае определяется желаемым качеством среды. Механизм подобной платы автоматически обеспечивает оптималь­ное распределение ресурсов. Плата за использование очистных сооружений включает основную плату за сброс нормативных сточ­ных вод, дополнительную плату за сверхнормативный сброс, пла­ту за транспортировку воды и плату за обслуживание водной инспекцией.

Для оценки загрязнения речных вод используется показатель условного загрязнения.

Размер платы зависит от возраста очистных сооружений, спо­собности водоемов к самоочищению, а также состава стоков.

Механизм плат наиболее эффективен в условиях чистой конку­ренции, когда каждая фирма стремится минимизировать затраты на единицу выпуска. В условиях монополий фирмы могут не ста­вить себе такой цели, поэтому в монополизированных отраслях получают преимущества методы прямого административного регу­лирования.

Лекция 5. Менеджмент и охрана почв.

5.1. Понятие о почве.

Почти вся поверхность суши нашей планеты покрыта сравнительна тонким слоем почвы. Почва – это сложное природное тело, образовавшееся в течение десятилетий под воздействием материнской породы, рельефа местности, климата, растительного покрова и животных организмов.

Плодородие почвы – это способность удовлетворять потребность растений в питательных веществах, воде и воздухе.

Несмотря на громадный технический прогресс, человечество да сего времени почти все необходимое для поддержания своей жизни получает из почвы, исключение составляют продукты, добываемые в морях, реках и других водоемах.

Обработанные земли дают 88 % пищевой энергии для современного человека, 10% ее получают с естественных пастбищ и лесных угодий и лишь около 2% - из ресурсов Морского океана.

Поверхность планеты составляет 51 млрд. га, или 510,2 млн. км2.

Население Земли превысило 5 миллиардный рубеж, следовательно, в расчете на одного жителя планеты приходится только 0,3 га (или 30 сотых) пахотной земли. До 70% земельных ресурсов мира представлено малопродуктивными угодьями, 20% занято пастбищами и сенокосами и только 10 % используется для возделывания сельскохозяйственных культур.

В перспективе можно еще распахать 1-1,2 млрд. га, тогда общая пахотоспособная земля может быть в пределах 2,7 млрд. га. Но это будет стоить очень дорога, поскольку нераспаханными остались только худшие земли: солончаки, солонцы, засушливые (требующие орошения) или заболоченные (требующие осушения); каменистые, неудобные по рельефу и положению, сильно глинистые или песчаные, требующие тяжелых и дорогостоящих мелиоративных работ. Плодородные, удобные земли практически везде и всюду распаханы.

Нехватку земель ощущают многие страны, и они вынуждены прибегать к различным мерам для ее экономии за счет:

-                        повышения этажности городских построек и зданий;

-                         использование подземных площадей. Как, например, улица Новая  Гинза (в Токио) ярко освещена, имеет чистый кондиционированный воздух, где забывается душная атмосфера надземных улиц;

-                        использование поверхностей морей и Мирового океана для строительства путем отвоевания территории у морей. Голландия расширила свои земли на 40%, Бельгия, Франция, Япония, Португалия увеличивают свои территории также за счет океана;

-                        Казахстан располагает большими земельными ресурсами.


В результате освоения целинных и залежных земель в 1953-1956 гг. площади пашни увеличились в 2 раза, и в расчете на одного жителя республики приходится по 2 гектара.

Хотя Казахстан обеспечен земельными угодьями, климатические условия для возделывания сельскохозяйственных культур и плодородия земель оставляют желать лучшего. Природные черноземные земли расположены узкой полосой в северной и северо-западной части республики, где температурные условия и атмосферные осадки позволяют выращивать стабильные урожаи. Восточная и центральная части из-за часто повторяющихся засушливых лит считаются зоной рискованного земледелия. Южная часть республики расположена в полупустынной и пустынной зоне и земледелие здесь возможно только орошаемое.

Сложившееся положение с выращиванием зерновых культур в Казахстане должно быть выправлено. Учитывая, что в мире дефицит зерна ежегодно составляет 50 млн. тонн, в том числе в России – 10-12, в Китае 6-8, в Арабских странах 4-6 млн. тонн, Казахстан имеет все возможности быть в числе стран, стабильно экспортирующих зерно, имея посевные площади в пределах 18-20 млн. га, ежегодно можно собирать 22-25 млн. тонн. При нынешней цене 1 т. зерна по 160 долларов США  стана имела бы 2,5 млрд. долларов прибыли от экспорта. Наше зерновое хозяйство, таким образом, стало бы высокорентабельным и выгодным занятием.

5.2. Источники загрязнения и разрушения почвы.

В природе всегда происходили процессы разрушения и сноса почвенного слоя земли ветрами, водой, стихийными бедствиями. Однако крупные и глобальные разрушения почвы, прежде всего, связаны с деятельностью человека (примитивное земледелие, беспорядочное применение техники и т.д.).

Понижение плодородия почвы, а иногда и полная его потеря происходит в результате эрозии, засоления, заболачивания, загрязнения, и прямого разрушения при производстве строительных, горнодобывающих и других работ.

1.                    Эрозия (от лат. Eroseo – разъедать) почвы представляет собой процесс разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы и грунта талыми и дождевыми водами или ветром. 9/10 всех потерь пахотных земель происходит из-за этого. Эрозия в основном возникает по вине человека, следовательно, он может управлять своей хозяйственной деятельностью и предотвратить наступление эрозии. Различают два вида эрозии: ветровую и водную. Ветровая эрозия протекает при пыльных бурях, при скорости ветра 18-20 и более метров в секунду. Водная эрозия бывает ручейковая и овражная. Возникает при сильных ливнях, размывает и разрушает почвенный покров, образуются овраги.

Меры борьбы с эрозией почв осуществляются с учетом рельефа местности, климатических условий и интенсивности развития эрозивных процессов.

К ним относятся:

-                        организационно-хозяйственные мероприятия – дифференцированное использование земель, обработка полей, внесение удобрений в зависимости от рельефа и степени эрозированности почв.

-                        Агротехнические приемы – обеспечивают оптимальные условие пищевого, водного, воздушного и теплового режима почвы для роста, развития и формирования, возделываемых культур.

2.                    Борьба с засолением земли. Это явление возникает при повышении содержания в почве легкорастворимых солей, обусловленное грунтовыми или поверхностными водами (первичное засоление), но чаще вызванное неправильным орошением (вторичное засоление).

3.                    Борьба с опустыниванием земель. В мире ежегодно теряется 50-60 тыс. кв. км земли в результате опустынивания. Главной мерой защиты земель от опустынивания является предотвращения выдувания почвы путем лесопосадок и создания искусственных однолетних пастбищ из таких кустарников и полукустарников, как изень, терскен, камфоросна и др.

4.                    Борьба с заболачиванием земель. Это явление природы имеет место в районах, где количество осадков превышает количество испаряющейся с поверхности почвы влаги, и тогда происходит заболачивание земель.

В верхних горизонтах накапливаются мертвые неразложившиеся растительные осадки, превращающиеся затем в торф. При слое влажного торфа в 30 см эти земли называют болотами, если менее 30 см – то заболоченными землями.

На территории Казахстана болот нет, а заболоченные земли занимают незначительные площади.

5.                    Борьба с истощением почвы.



Это явление связано с перегрузкой пашни изъятием питательных веществ из почвы в больших размерах. Почвы теряют органические вещества – гумус, которые обеспечивает плодородие, ухудшается структура почвы, водный и воздушный режим, появляется уплотнение, слитость, ухудшая биогенный и окислительно-восстановительный режимы.

Важным направлением борьбы с истощением земель является мелиорация и, прежде всего оросительные мероприятия.

 Для повышения продуктивности солонцовых почв проводят гипсование путем внесения в почву различных кислых солей для удаления солей натрия.

Одновременной внесение навоза улучшает воздушный и водный режим почвы.

6.                    Борьба с техногенным заражением и отравлением почвы.

Это явление возникает при неразборчивом неграмотном применении ядохимикатов и минеральных удобрений, при выбросах в атмосферу радиоактивных элементов, тяжелых металлов, серной кислоты и многих других вредных веществ, особенно вблизи крупных предприятий. Особую тревогу вызывает загрязнение почвы промышленностью.

7. Рекультивация земель.

Одна из важнейших мер охраны и сохранения плодородия – это рекультивация. Под рекультивацией понимают комплекс работ (инженерных, горнотехнических, мелиоративных, сельскохозяйственных и других), направленных на восстановление нарушенного плодородия земли и возвращение ее в сельскохозяйственное пользование.

Земельный кодекс РК, предусматривает, что землепользователи – предприятия по добыче и разработке полезных ископаемых, строители и другие обязаны земельные участки, бывшие в их пользовании, привести в состояние, пригодное к дальнейшему использованию. При строительстве водохранилищ и других объектов верхний плодородный слой почвы должен быть снят и использован для повышения плодородия малопродуктивных земель.

7.                    Санитарная защита земель. Она включает в себя защиту почвы от бытового мусора, микробов, вирусов и других возбудителей и распространителей различных болезней.

5.3. Правовая охрана почвы.

Согласна Конституции РК земля у нас является всенародным достоянием, она не может продаваться и покупаться, предоставляться только в пользование, охрана ее является заботой государства и всего народа.

 Земельный фонд РК подразделяется на следующие категории:

·        Земли сельскохозяйственного назначения;

·        Земли населенных пунктов (городов, поселков и т.д.);

·        Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

·        Земли природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения;

·        Земли лесного фонда;

·        Земли водного фонда;

·        Земли запаса.

Акимы областей, городов и районов в пределах своей компетенции предоставляют во владение, пользование и аренду, а также изымают земельные участки.

Парламент РК распоряжается землями в границах Казахстана, определяет порядок предоставления земель совместным предприятиям, международным объединениям и организациям.

Кабинет Министров РК утверждает порядок, содержание и структуру осуществления мониторинга земель, представляющий собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда и последствиями негативных процессов.

 В РК приняты законы о земельной реформе, о земельном налоге и арендной плате.

 

 

Лекция 6. Менеджмент и охрана недр, растительного и животного мира.

6.1. Менеджмент и охрана недр.

Под недрами принято понимать пространство Земли, простирающееся от ее поверхности до центра и включающее змеиную кору (литосферу), мантию и ядро планеты.

Полезные ископаемые недр делятся на 3 группы:

-                        металлические полезные ископаемые - уголь, торф, нефть, горючие сланцы и др.;

-                        металлические  полезные ископаемые (или руды, из которых извлекают различные металлы железо, олово, цинк, свинец и др.)

-                         неметаллические полезные ископаемые – горно-химическое сырье (гипс, минеральные соли, сера, апатит), огнеупорные материалы (тальк, кварциты, огнеупорные глины) и др.

разведанных и изученных запасов полезных ископаемых не так уж много, и в отличие от элементов живой природы они не возобновляются и, конечно, рано или поздно будут исчерпаны.

Это важное обстоятельство требует бережного отношения к недрам и ее ресурсам, полноты и комплексного использования всех имеющихся в них полезных компонентов.

Природа щедро наделила Казахстан минеральными ресурсами. Среди 186 стран Казахстан по запасам вольфрама, свинца и бария занимает первое место; хромита, серебра и цинка – второе; марганца и молибдена – третье; меди – четвертое; урана – пятое; железной руды – седьмой; олова и никеля – восьмое, угля и природного газа – девятое; нефти - тринадцатое место. Республика славится богатством и разнообразием цветных, благородных и редких металлов, а также нерудными полезными ископаемыми. Таким образом, можно сделать вывод, что для ускоренного развития всех отраслей промышленности Казахстан располагает достаточными минерально–сырьевыми ресурсами.

Но вместе с этим остро стоит проблема экономного использования ресурсов недр. Человечество до сих пор не научилось разумно относиться к полезным ископаемым, расходовать их с пользой не только для себя, но и для окружающей природной среды, не создавать лишних отходов, губительно действующих на все живое, комплексно использовать все ценное, содержащееся в сырье, а не использовать только один из компонентов, а остальные выбрасывать на ветер, хотя они также ценны.

 Допускаются очень большие потери металла, начиная от добычи руды и кончая получением конечного продукта – проката. В машиностроении и металлообработке отходы металла в виде стружки, опилок, угара и др. доходит до 25%  от объема проката. При разработке месторождений угля, нефти, газа, металлов, строительных материалов и других значительная их часть остается в земных глубинах.

На территории Казахстана действует Кодекс о недрах и переработке минерального сырья, принятый в 1992 году и введенный в действие 1 января 1993 года.

В нем предусмотрено:

-                        государственная собственность на недра, обязанность всех предприятий, организаций и населения бережно относиться к богатствам недр и природным ресурсам;

-                        все недра как используемые, так и неиспользуемые составляют единый государственный фонд;

-                        правительство республики распоряжается единым государственным фондом недр.

Контроль за использованием земных недр осуществляет Комитет РК по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (КазГосгортехнадзор)

6.2. Менеджмент и охрана растительного мира.

На планете произрастает около 300 тыс. видов высших растений. Значение растений в жизни человека и всей биосферы огромно. Они участвуют в образовании гумуса почвы, формировании газового состава атмосферы, обогащают воздух кислородом и в процессе фотосинтеза усваивают углерод, расщепляя углекислый газ. В Мировом океане формирование газового состава воды также связано с растительным миром – фитопланктоном.

Из всех растительных ресурсов Земли особое место отводится лесам, фитомасса которых составляет 88% всей растительной массы. Влияние леса на ход процессов, протекающих  природной среде весьма разнообразно.

1.                    Водо-охранное значение лесов. Они оказывают прямое влияние на величину испарения, поверхностного и внутригрунтового стока, в целом на водный баланс и гидрогеологический режим рек. Леса выполняют роль своеобразных водохранилищ.

2.                    Полезащитное значение лесов. Они считаются надежными помощниками земледельца, предохраняют землю от ветровой эрозии, уменьшают поверхностный сток. Этим препятствуют смыву и размыву почвы талыми и дождевыми водами, способствуют повышению плодородия почвы.

3.                    Воздухо-охранное значение лесов. Установлено, что более половины фотосинтетического кислорода атмосферы поставляется лесами.

4.                    Оздоровительное значение лесов. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды (греч. Phyton –растение, латин. Caedo –убивать), летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами, убивающими болезнетворные микробы (бактерии, грибки, простейшие микробы) и оздоравливающий воздух.

5.                    Лес – важный источник пищевых продуктов. Рыбная ловля, охота и сбор дикорастущих плодов и ягод пополняют продовольственные ресурсы людей.

Занимаясь лесоразведением и озеленением городов и населенных пунктов, надо знать растительный материал, условия произрастания и регионы, где он приспособлен расти.

Древесные растения по характеру развития стебля делятся на деревья, кустарники и вьющиеся  (лианы).

Деревья имеют один хорошо выраженный ствол, достигают больших размеров и долговечны.

Кустарники образуют от корня несколько почти равноценных стволов, относительно небольших размеров и менее долговечны, чем деревья.

Вьющиеся (лианы) с длинными, нуждающимися в опоре стеблями, снабженными приспособлениями для подъема и крепления к опоре.

Охрана лесов и всего растительного мира включает в себя защиту от пожаров, вредителей и болезней, от диких и домашних животных.

Специально создаются службы надзора, которые наблюдают за появлением, развитием и распространением вредителей, проводят меры борьбы с ними.

Основные пути борьбы:

·        Лесохозяйственные методы. Проводятся профилактическая работа, как рубка, уход, удаление пораженных болезнями деревьев, очистка бурелома и порубочных остатков.

·        Биологический метод. Используются враги вредителей – хищные и паразитические насекомые, грибки, бактерии, вирусы, звери и птицы.

·        Химический метод борьбы с вредителями основан на использовании ядовитых для насекомых химических веществ.

·        Механический метод основан на прямом истреблении насекомых, сбор и уничтожение насекомых на разных фазах их развития.

В РК 29 января 1993 года принят Кодекс об охране лесов и рациональном использовании лесных ресурсов.

Кодекс регулирует лесные отношения в области рационального использования лесов, их охраны и защиты воспроизводства, повышения лесной продуктивности, имея в виду удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в древесине, другой лесной продукции, и в целях усиления водо-охранных, защитных, климаторегулирующих, санитарно – гигиенических, оздоровительных и других полезных природных свойств лесов, а также укрепления законности в области лесных отношений.

Леса в Казахстане находятся в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Кодексом предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение правил лесопользования, а причиненный ущерб подлежит возмещению.

В деле охраны редких видов растений большую роль играют Красные книги. В Красную Книгу Казахстана, изданную в 1981 году, включены 286 редких и 20 находящихся под угрозой исчезновения видов растений.

Красная книга – это научный документ, рассчитанный на специалистов, служит основанием для разработки мероприятий и рекомендаций по организации охраны, включенных в нее видов растений и животных, созданию специальных заказников и другой охраной территории.

6.3. Менеджмент и охрана животного мира.

Животные составляют лишь небольшую часть биосферы, ох масса не превышает 2 процентов всего живого. Однако, они отличаются высоким энергетическим потенциалом, большой подвижностью и огромным разнообразием. Питаясь растениями и друг другом, животные участвуют в биологическом круговороте веществ и энергии.

Животный мир делится на наземных животных, рыб и других водных животных.

Животный мир Казахстана представлен 155 видами млекопитающих, 480 – птиц, 150 – рыб, 49 – пресмыкающихся, 11-земноводных и многими другими видами беспозвоночных.

Человек использует животных в научных, культурно-просветительных, эстетических и воспитательных целях. Не менее важно косвенное значение животных.

Многие масличные, зерновые, лекарственные и другие растения опыляются насекомыми. Животные активно участвуют в почвообразовательном процессе, санитарной очистке от мертвой органики, в переработке опавших листьев,  травяной подстилкою и погибших деревьев. Она непрерывно рыхлеет почву, улучшают доступ воздуха и повышают ее плодородие.

Нарушение сложившегося в природе равновесия может обойтись дорого. В мире быстро сокращается численность животных и птиц. Однако, главной причиной была не охота, а изменение или уничтожение среды обитания животных. Вырубка лесов, строительство дорог, трубопроводов, линий электропередач, сооружение каналов и водохранилищ, осушение болот и многие другие дела рук человека отняли у животных и птиц места обитания. Загрязнение вредными выбросами атмосферы, водоемов, почвы и лесов приводит к их гибели.

Правовая охрана животного мира, рыб и морских животных, регулируется как государственными законами, так и международными соглашениями и конвенциями.

21 октября 1993 года принят Закон ''Об охране, использовании и воспроизводстве животного мира РК''. Где объявлено, что животный мир Казахстана является государственной собственностью и общим достоянием народа республики. Законом установлена административная и уголовная ответственность за нарушение его статей. Контроль за соблюдением данного закона осуществляет Министерства экологии и биоресурсов РК.

6.4. Особо охраняемые территории.

1.        заповедники.

2.        национальные парки.

3.        заказники.

4.        биосферные заповедники.

5.      ботанические сады.

Лекция 7. Социально-экономическая оценка экологического менеджмента.

 

7.1.  Понятие экологического ущерба.

 

Нарушение природных систем принимает всемирный характер, затрачивает все части биосферы и приближается к порогам их устойчивости. В этих условиях от состояния отдельных экосистем может зависеть не только локальное, на и региональное и даже глобальное равновесие в природе. Все это заставляет исследователей более настойчиво заниматься анализом причин сложившихся ситуаций, объективной оценкой методов хозяйствования, темпов экономического развития, влияния политических решений на экологию. Нужна научная основа природопользования, способная найти выход из кризиса и стать базой новой технической, энергетической и ресурсной политики.

Нынешний экологический кризис в основных чертах проявляется по следующим направлениям:

·        Накопление гигантского объема промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, нарушающее естественные и биологические циклы и существенно сокращающее площади биопродуктивных земель;

·        Сброс огромного количества промышленных и бытовых стоков в пресноводные и морские системы без очистки и, как следствие, разрушение биологической структуры этих систем;

·        Нарушение теплового режима водоемов в результате загрязнения, приводящее к изменению водных систем;

·        Загрязнение атмосферы продуктами сгорания топлива (сажа, окислы серы и т. д.), влекущее перерождение воздушного бассейна многих городов и промышленных центров;

·        Резкое возрастание различных шумов, вибраций, излучений, негативно влияющих на жизненные функции растений, животных и людей;

·        Промышленное уничтожение лесов и крайне низкие темпы его восстановления;

·        Быстрое развитие эрозийных процессов и опустынивания;

·        Обеднение разнообразия флоры и фауны и т.д.

Загрязненная природная среда сказывается на здоровье и воспроизводстве населения не только прямо :

-через влияние на организм людей, но и косвенно;

- через потребительские товары и продукты питание.

Например, в мясе скота, откормленного сеном, скошенным вблизи автострад, или картофеле, выращенном, там, находят содержание свинца. В рыбах и морепродуктах находят опасные для здоровья ртуть, кадмий и другие вещества.

Загрязненная среда разрушающее действует на здания, сооружения, памятники архитектуры и т.д. немалый ущерб наносится и предметам потребления, в связи с чем приходится чаще менять одежду, обувь, чаще стирать, чистить, ремонтировать. Проведенные на рабочих местах эксперименты показали, что загрязнение воздуха снижает производительность труда на 15%,шум снижает производительность труда на 30 и умственного труда на 60%.

Отсюда можно сделать вывод, что загрязнение и разрушение природной среды отрицательно сказывается не только на качестве природной среды, но и  подрывает качество рабочей силы, ускоряет износ капитала в виде трудовых и материальных ресурсов.

 В этих условиях определение экологического ущерба природной среде и обществу приобретает важное экологическое и экономическое значение.

Под экологическим ущербом природной среде следовало бы понимать дополнительные затраты, связанные с необходимостью устранить загрязнение природной среды, остановить ее разрушение, истощение запасов полезных ископаемых и восстановление природной экосистемы, вышедшей из строя.

Под экологическим ущербом обществу следовало бы считать дополнительные расходы, связанные с восстановление здоровья и работоспособности населения, содержанием, уборкой и ремонтом зданий, сооружений, транспорта, потерей урожая сельскохозяйственных угодий, ликвидацией последствий пожаров и других бедствий.

Очень часто экологический ущерб является результатом деятельности одного хозяйствующего субъекта, наносящего ущерб другим без соответствующей компенсации. Каждое предприятие и организации обязаны считать не только издержки производства, такие как заработная плата, стоимость сырья, топлива и материалов, но и затраты на восстановление окружающей среды, включая экологический ущерб природе и обществу.

Экологический ущерб, достигший огромных размеров, негативно сказывается на экономике. Подвергаются изменением свойства природы, теряется устойчивость ресурсной базы, разрушается национальной богатство, меняются условие воспроизводства рабочей силы, образ жизни людей.

Многие годы охрана природы приносилась в жертву интересам рентабельности производства. Мало выделялось средств на строительство очистных сооружений, на природоохранные и оздоровительные мероприятия.

Нынешний экологический кризис – это результат многолетнего безрассудного отношения к природе.

В отличие от людей живые организмы стараются занять и освоить возникающие экологические ниши, особо не разбираясь их богатством и безопасностью.

Только люди, руководствуясь ими же придуманными правилами, стараются освоить богатые месторождения, оставляя напоследок бедные; лучшие земли, после освоения становятся худшими.

Такая избирательность создает противоречия в природе. Биосфера (природная вреда) живет по принципу естественного (экологического) отбора, а общество, люди ищут искусственную (экономическую) выгоду.


7.2.  О путях возмещения экологического ущерба.

 

Первое, что придумали люди – это штрафы за нарушение порядка пользования природными ресурсами. Долгое время их считали панацеей от всех бед. Безусловно, для частной собственности, для отдельных граждан, расплачивающихся из своего кармана, штрафы были действенным средством, заметно сказывающимися на их благосостоянии и грозящим финансовым крахом. А для государственных предприятий, какими у нас они были до последнего времени, штрафы малоэффективны и в ряде случаев вредны, поскольку штрафом наказывается не руководитель или коллектив данного предприятия, а само государство. Виновник расплачивается не из своего кармана, а деньгами, собранными у народа в виде налогов.

 Налог или штраф за загрязнение окружающей среды необходимо сделать достаточно высоким, чтобы предприятиям, во первых стало выгоднее охранять окружающую среду, а не загрязнять ее. Экологические рычаги должны стимулировать поиск, разработку и установку очистных сооружений. Во вторых, была бы заинтересованность комплексно использовать сырье, заниматься утилизацией отходов и сохранением природных ресурсов. В третьих, надо создать условия для внедрения прогрессивных, конкурентоспособных, экологически чистых технологий взамен устаревших и наносящих ущерб окружающей среде.

Постановлением правительства установлены три норматива платы за выбросы в атмосферу:

·        В пределах допустимых объемов выбросов;

·        В пределах установленных лимитов выбросов;

·        Сверх максимально допустимого объема выбросов.

Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего в 5 раз выше второго.

Нельзя считать эффективным нынешний порядок исчисления штрафов за загрязнение окружающей среды, когда берутся в расчет только токсичность и объем выбросов и не учитывается их отрицательное влияние на почву, водоемы, растительный и животный мир.

Другим постановлением установлено, что платежи в пределах допустимых нормативов включаются в текущие затраты и входят в себестоимость продукции, а платежи сверх допустимых нормативов производятся за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции также включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, фильтров и других природоохранных объектов.

Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние зависит от многих факторов, таких, как состояние природной среды, масштабность намеченных к осуществлению природоохранных мер, специфика природного объекта и особенности региона и т.д.


7.3.  Плата за пользование природными ресурсами.


Плата за использование земли, атмосферный воздух, полезные ископаемые, водные, растительные и животные ресурсы производится по ставкам, тарифам и ценам, устанавливаемым государственным и муниципальными органами власти.

Действующая система платы за природные ресурсы имеет много недостатков и нуждается в совершенствовании.

Обычно из руды извлекается один или два полезных компонента, ради чего осваивалось данное месторождение, а остальные, может быть, менее ценные компоненты идут в отвалы. Разработчик месторождения не заинтересован вести дополнительные научные и лабораторные работы по его полному использованию и тратить на это материальные и финансовые ресурсы. Для природы и общества – это огромный ущерб.

Другая проблема состоит в том, что разработчики не заинтересованы в полной добыче имеющихся запасов сырья на данном месторождении, поскольку они платят только за фактически добытый объем. По этой причине не извлеченным остается от 30 до 70% утвержденных запасов.

Земельный налог призван стимулировать рациональное использование земель, ее охрану и повышение плодородия почвы. При установлении ставки налога учитываются качество земли, ее назначение, категория пользователей.

Также утверждены ставки арендной платы за земельные участки, используемые на сельскохозяйственные нужды.

Кроме этого действует так называемая нормативная цена земли, которая утверждается правительством и применяется при покупке и выкупе земельных участков, передаче их по наследству и дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и т.д.

Плата за воду определяется по тарифу 1м3 воды, забираемой потребителем из водохозяйственных систем. Для предприятий и организаций устанавливаются лимиты водопользования.

Существует также плата за энергию, три вида лесного налога.

 






Лекция 8. Тема: Экологический менеджмент.

 

1.      Состояние экологического менеджмента в Казахстане.

2.      Международный подход к экологическому менеджменту.

3.      Зарубежные модели организации мирового хозяйства.

1.                    Каждое государство проявляет заботу о сохранении и экономном использовании и воспроизводстве природных ресурсов станы, работает над разрешением противоречия между потребностями общества и возможностями природы, занимается экологическим образованием и воспитанием своих граждан. Правительство стран выступают как представители народа или агенты по управлению охраной природной среды.

В РК вопросами управления охраны природной среды занимаются государственные, законодательные, исполнительные и судебные ветви власти, объединения граждан, международные и другие общественные организации.

Схема. Государственное управление охраны природной среды в Казахстане.































Конституцией Казахстана законодательные функции по вопросам охраны природы возложены на Парламент республики, который осуществляет право собственности на землю и ее недра, леса, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, разрабатывает и совершенствует законодательство об охране окружающей природной среды и отдельных частей биосферы, определяет государственную экологическую политику и международное сотрудничество в области использования ресурсов и охраны окружающей среды, осуществляет контроль за исполнением природоохранительного законодательства.

В РК приняты следующие законы и кодексы (своды законов) по основным вопросам природопользования, сохранения и воспроизводства, а также охраны природы.

Так, в 1980 г –Закон об охране атмосферного воздуха,

В 1990 г – Земельный Кодекс,

В 1991 г – Закон о земельной реформе,

В 1991 г – Закон об охране окружающей природной среды,

В 1992 г – Закон об охране здоровья народа,

В 1992 г – Кодекс о недрах и переработке минерального сырья,

В 11993 г – Лесной, водный, кодексы и закон об охране, использовании и воспроизводстве животного мира.

Правительством республики возложены обязанности по охране отдельных частей биосферы на министерства и государственные комитеты.

Министерство науки и высшего образования, Национальная Академия Наук руководит вопросами внедрения в производство передовой техники и технологий в области природопользования, сохранения и воспроизводства, а также защиты природных ресурсов.

Министерство экологии и биоресурсов пользуется правом подведомственного управления и контроля за деятельностью министерств и ведомств, предприятий и организаций в области охраны окружающей среды и т.д. Министерство геологии и охраны недр отвечает за охрану минерально-сырьевых ресурсов, регулирует использование и охрану подземных вод.

Комитет здравоохранения осуществляет ведомственный контроль за состоянием природной среды с точки зрения охраны здоровья граждан.

Министерство сельского хозяйства осуществляет ведомственный контроль за соблюдением Земельного Кодекса, использованием химических средств защиты растений и минеральных удобрений.

Министерство внутренних дел ведет надзор за соблюдением правил охраны атмосферного воздуха и водных источников транспортными средствами и землеройной техникой.

Комитет по водному хозяйству контролирует соблюдение требований Водного Кодекса, отвечает за состояние охраны водные ресурсов от загрязнения, засорения и истощения.

Комитет по гидрометеорологии обеспечивает охрану атмосферного воздуха от загрязнения, проводит физическое наблюдение за состоянием воздуха, водоемов и поверхности почвы.

Высший надзор за точностью и единообразным, а также неуклонным соблюдением правоохранительного законодательства всеми министрами, ведомствами, предприятиями и организациями, контролирующими органами, должностными лицами  и гражданами возложен на Генерального прокурора РК и подчиненных ему территориальных и природоохранных прокуроров.

Закон об окружающей природной среде устанавливает дисциплинарную, материальную, административную и у головную ответственность за нарушение природоохранительного законодательства,, причинения вреда окружающей среде либо создание реальной угрозы его причинения.

Привлечение к ответственности не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда окружающей среде.

 

2.                    Обострение экологической ситуации в разных частях света заставило государства мира искать пути выхода из сложившегося положения. Во многих странах разработаны 5-10 летние программы улучшения качества окружающей среды. Например, Япония приняла программу финансирования строительства водоочистных сооружений, ФРГ - федеральную программу утилизации отходов, США –программу строительства местных систем канализации и водоснабжения и др.

Свыше 100 государств мира имеют государственные органы управления охраны окружающей среды, названные в одних странах министерствами охраны среды в других  - агентствами по охране, в третьих – департаментами охраны окружающей среды.

Раньше говорилось, что экологические проблемы носят глобальный характер и для своего решения требуют объединения усилий нескольких государств. Мировое сообщество с 70-х годов нынешнего столетия встало на путь совместного рассмотрения и осуществления мер по практическому преодолению экологического кризиса.

Первое международное совещание, посвященное охране природы, состоялось по инициативе Чехословакии в мае 1971 г. это был симпозиум Европейской экономической комиссии ООН.

5 июня 1972 г в Стокгольме открылась конференция ООН по окружающей среде, и эта дата считается началом международного сотрудничества, она прошла под девизом ''Земля только одна''.

27 сессия Генеральной Ассамблей ООН этот день провозгласила Всемирным днем защиты окружающей среды.

По различным экологическим проблемам государства вступают в многосторонние отношения, часто под эгидой международных организаций, союзов, программ, входящих в систему ООН, а также других неправительственных организаций.

К международным организациям, союзам и программам относятся:

Международный совет научных союзов (МСНС), объединяющий академии и научные союзы почти всех стран. МСНС занимается исследованием космического пространства, Мирового Океана, Антарктиды. Разрабатывает международную программу по проблемам окружающей среды.

Научный комитет по проблемам окружающей среды (СКОПЕ), изучающий биохимические циклы токсикологию окружающей среды. Занимается вопросами мониторинга природной среды.

Программа ЮНЕСКО ''Человек и биосфера'' (МАБ) изучает экологические последствия усиления влияния деятельности человека на тропические и субтропические экосистемы, лесной ландшафт и на пастбища.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) изучает проблемы охраны почв и вод, защиту Мирового океана от загрязнений.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) проводит санитарно – гигиеническую оценку качества окружающей среды.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) осуществляет контроль за состоянием окружающей среды через системы специальных станций и постов наблюдения.

Международный союз охраны природы (МСОП) изучает вопросы сохранения и разумного использования природных ресурсов.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) следит за состоянием земной атмосферы.

Международная океанографическая комиссия (МОК) следит за состоянием Мирового океана.

Всемирная организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) занимается вопросами обучения и подготовки специалистов в области охраны природы.

Международный союз студентов (МСС) в своем составе имеет группу по охране природы. Она собирает и публикует информацию по всем странам и контингентам.

Международное сотрудничество направлено на быстрое решение природоохранительных проблем, возникающих одновременно перед многими странами.


3.                    Экологическая обстановка последних десятилетий беспокоит не только хозяйственников – потребителей природных ресурсов , на и научную общественность, крупных ученых мира, пытающихся глубже вникнуть в проблему, прогнозировать будущее природной среды и дать научно обоснованные предложения и рекомендации по организации мирового хозяйства. Некоторые из них обнародовали свои выводы и научные рекомендации в печати. Вот вкратце их суть.

Модель мира №1. Она  построена на ''теории индустриализма'', распространенной в последние годы. Эта модель исходит из того, что уровень общественно-экономического развития определяется не социальной или общественной формацией, а промышленным потенциалом. Единицей измерения считают величину валового национального продукта (ВНП) на душу населения.

Если ВНП не превышает нескольких сот долларов в год, то это ''доиндустриальное общество'', к нему относят большинство стран Африки, Азии и Латинской Америки, если ВНП составляет несколько тысяч долларов, то это – ''индустриальное общество'', к нему относят развитые страны Европы, Северной Америки, Японию и т.д.

Когда в развитых странах ВНП достигнет несколько десятков тысяч долларов, то они переходят к разряду ''постиндустриального общества''. Авторы этой концепции считают, что все страны должны быть похожими на США.

Модель мира №2.( или первый доклад Римскому клубу). Авторы из сложного комплекса глобальных социально – экономических процессов вычленили несколько решающих, на их взгляд, для судеб человечества факторов (рост мирового населения, рост промышленного производства, производства продовольствия, уменьшение минеральных ресурсов и рост загрязнения окружающей среды).

Моделирование этого на ЭВМ показало, что при существующих темпах роста населения (удвоение за 33 года) и промышленного производства (удвоение за 10-14 лет) в течение первых десятилетий 21 века минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым.

Для избежания вышеперечисленного и последствий авторы предложили концепцию ''нулевого роста'', т.е. резко сократить темпы роста населения и промышленного производства, сведя к уровню простого воспроизводства людей и машин по принципу – ''новое только взамен выбывающего старого''. То есть кто успел уйти вперед и кто отстал – все должны оставаться на том же уровне.

Модель мира №3 .  (второй доклад Римскому клубу).

Авторы предложили взамен ''нулевого роста'', не устраивающего развивающиеся страны, принцип сокращения разрыва в уровне развития между странами. Рекомендовали пути решения продовольственной и энергетической проблем. Эти предложения можно  считать справедливыми и приемлемыми для бедных. Однако реализация их потребовала бы изменения существующего международного порядка, основанного на частной собственности, на зависимость развивающихся стран от более развитых, что на сегодня нереально и невозможно.

Третий доклад Римскому клубу.

Суть этой программы состоит в том, чтобы ''подтянуть'' развивающиеся станы до уровня развитых за счет выделения развитыми странами до 0,75-1 % Валового национального продукта, прекратить кражу (утечку) мозгов у отсталых стран, а наоборот им помогать в подготовки специалистов и т.д.

Данная программа более реальная, чем все предыдущие, но также нереализуема в современных условиях. В мире много производителей, торговцев и банкиров, жаждущих быстрее обогатиться, урвать побольше и пожирнее кусок от общего пирога, и очень сомнительна их готовность поделиться с малоимущими.

Модель мира №4.

Она только складывается, и окончательно еще не оформилась.

Суть данной модели в следующем:

·         Отказ от псевдопотребностей (от вооружения до наркотиков);

·         Переход к рациональному питанию, распространение садово-огородных участков с целью разнообразить стол натуральными продуктами;

·         Переход к скромной гигиенической одежде с отказом от модных излишеств;

·         Курс на свертывание транспорта;

·         Оптимизация топливно-энергетического и минерально-сырьевого балансов;

·         Распространение двух, трехдетной семьи, переход к простому воспроизводству.


[1] Под рациональным природопользованием следует понимать систему общественных мероприятий, направленных на планомерное поддержание и преумножение природных ресурсов. Улучшение производственных основ продуктивности почв, вод, воздуха, растений, животных и других факторов производства.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ