|
Экономика Югославии
Экономика Югославии
Хомяков
Е. Г.,
профессор
Союзная Республика Югославия: время перемен
Югославия открыта миру и
заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного экономического
сотрудничества. Даже в условиях действия международных санкций Югославия не
только сохранила свой экономический потенциал, но и углубила реформы в
экономике, продолжает играть активную роль в региональном экономическом
сотрудничестве. В январе 1994 г. руководство СРЮ приступило к новому этапу
экономических реформ, в основу которых было положено стремление
стабилизировать национальную валюту при одновременном обеспечении
постепенного роста производства и уровня жизни.
Основой денежно-кредитной программы
реконструкции и экономического восстановления стал новый динар, курс которого
был приравнен к немецкой марке, имел золотовалютную основу и свободно
конвертировался. Человеком, создавшим и реализовавшим эту программу, стал
доктор Драгослав Аврамович, многие годы отдавший работе в международных
финансовых организациях, - управляющий Национального банка Югославии.
Были разработаны инвестиционные
проекты в инфраструктуре, управлении водными ресурсами, электроэнергетике,
общественном транспорте и ряде других отраслей. Иностранные компании получили
право вкладывать капитал в практически любую компанию в СРЮ, иметь в них
контрольный пакет акций или быть единственным владельцем, вывозить полученную
прибыль или реинвестировать ее в югославскую экономику.
С момента начала реализации программы
главную роль в обеспечении финансовой стабильности играл Национальный банк.
Экономическое восстановление страны сопровождалось введением новой и
эффективной налоговой системы, которая была призвана, в частности, легализовать
теневую экономику, приобретшую ранее значительные размеры в условиях
галопирующей инфляции.
Решительному сокращению были
подвергнуты расходы на здравоохранение, науку, образование, госадминистрацию и
армию. Финансирование этих отраслей и структур производилось исходя из реальных
возможностей экономики. Существенная модернизация и сокращение были произведены
в органах государственного управления. Объекты социальной сферы, ранее
закрепленные за предприятиями, были переданы на баланс органов государственного
и местного управления.
Путем принятия федеральных законов
о преобразовании отношений собственности, концессиях и иностранных инвестициях
были существенно расширены возможности экономического развития, достигнуто
значительное приближение норм отечественного законодательства к стандартам
Европейского Союза. В результате, несмотря на все политические сложности, в
последние несколько лет в СРЮ отмечены высокие темпы экономического развития.
По уровню роста валового национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%,
Югославия оказалась в числе наиболее
быстро развивающихся стран. Эта тенденция сохранилась и в этом году.
СРЮ, таким образом, в чрезвычайно
неблагоприятных условиях, порожденных международными санкциями, сумела
сохранить крупные компании и инфраструктуру, рассматривая их как основу
будущего экономического развития и интеграции в европейское и международное
сообщество. Заметное развитие получил в последние годы малый и средний бизнес.
Сегодня Югославия открыта для
иностранных инвестиций, которые еще недавно были практически невозможны из-за
международных санкций. Экономическому росту способствуют и долгосрочные
экономические проекты с наиболее важными, традиционными иностранными
партнерами. С ослаблением эмбарго новый интерес к югославской экономике был
проявлен в сопредельных странах, Российской Федерации, Украине, Беларуси,
других республиках бывшего Союза, странах Дальнего Востока. Особую
привлекательность представляет вложение капитала в высокотехнологичные отрасли
промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство и переработку его продуктов,
химическое и фармацевтическое производство. Активно действуют зоны свободной торговли
в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде, Нови-Саде, Прахово, Сомборе, Сремской
Митровице, Суботице и Зренянине.
В 1997-1998 гг. Югославия привлекла
иностранных инвестиций более чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом
из стран Европейского Союза. В этот показатель вошли и средства,
предусмотренные в недавно принятых долгосрочных инвестиционных программах общим
объемом более чем в 2,5 миллиарда долларов США.
Особую роль для югославской
экономики играет развитие сотрудничества со странами Центральной и Восточной
Европы. Со своей стороны, эти государства проявляют все больший интерес к
югославскому рынку, реально оценивая масштабы собственных потерь, понесенных в
результате односторонних санкций против СРЮ. Свидетельством этого стало, в
частности, проведение 2-3 ноября 1998 года в Белграде пятой сессии
Международного Совета Торгово-промышленных палат стран Центральной и Восточной
Европы, а также Центральной Азии.
СРЮ как балканская,
центральноевропейская, дунайская и средиземноморская страна очень
заинтересована в развитии международных контактов и интеграционных процессов в
этих регионах. Она рассматривает их в контексте общеевропейской интеграции, в
частности, со странами Европейского Союза.
На состоявшемся
недавно втором саммите стран Юго-Восточной Европы в Анталии (Турция) было
поддержано предложение Югославии об интенсификации процесса заключения этими
государствами двусторонних соглашений по свободной торговле с целью создания в
перспективе зоны свободной торговли во всем регионе. Стремясь объединить все
проекты по развитию инфраструктуры в области транспорта, энергетики и
телекоммуникаций, Югославия придает исключительное значение созданию
транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления экономических,
культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в целом в Европе.
Особый интерес у югославского руководства и югославского бизнеса вызывает
реализация проектов интенсификации использования транспортных возможностей Дуная.
Европейское измерение внешней
политики Югославии реализуется в полном соответствии с европейскими принципами
сотрудничества и безопасности, воплощенными в Хельсинкских итоговых документах,
Парижской Хартии и соглашениях Совета Европы. Эта политика СРЮ имеет три
важных компонента:
1)
добрососедство, т.е. развитие всестороннего
сотрудничества с государствами-соседями и интенсификация регионального
сотрудничества;
2)
поддержание равноправного сотрудничества со всеми
другими европейскими странами, нормализация отношений и налаживание
сотрудничества с Европейским Союзом как ключевым элементом интеграции в Европе;
3)
восстановление и активизация полноправного участия
во всех европейских организациях, прежде всего, в ОБСЕ и Совете Европы.
Безусловно, восстановление прав
Югославии в европейских структурах – принципиальный вопрос. Его положительное
решение и в интересах Югославии, и в интересах всего европейского сообщества.
Без универсальности подходов ко всем государствам нашего континента нельзя
ожидать эффективных результатов политического и экономического сотрудничества.
Восстановление достойного места
Югославии в европейских интеграционных процессах будет зависеть как от
использования национального и регионального политико-экономического потенциала,
так и от непосредственной ее поддержки со стороны европейских государств,
имеющих с нею традиционные дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и
некоторые другие). СРЮ открыто и последовательно поддерживает все инициативы,
направленные на укрепление равноправного экономического сотрудничества. Любые
искусственные препятствия на этом пути, создаваемые под давлением некоторых
государств и блоков, лишь усугубляют общую обстановку в Европе, ведут к
неизбежным экономическим потерям не только народов Югославии, но и сопредельных
государств.
|