бесплатные рефераты

Эмитенты на рынке ценных бумаг

Однако ограничения в осуществлении государственной регистрации на этом не заканчиваются. Их сила распространяется и на другие ситуации. Например, не может быть одновременно осуществлена государственная регистрация выпуска акций и выпуска облигаций (за исключением выпуска акций и конвертируемых в них облигаций), выпуска обыкновенных и привилегированных акций (за исключением выпуска обыкновенных и выпусков привилегированных акций, размещаемых путем распределения, а также путем конвертации двух и более выпусков обыкновенных акций или двух и более выпусков привилегированных акций одного типа, двух и более выпусков облигаций одной серии).

Законодательством установлено, что совершение сделок с ценными бумагами и их рекламирование до государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг запрещается. Вместе с тем в этом правиле есть исключение: реклама ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых не сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, а также публичное объявление цен их покупки или продажи могут осуществляться только при условии, что эмитент раскрывает информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и в форме сообщений о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг осуществляется путём подписки и конвертации. Если размещение ценных бумаг осуществляется путем подписки в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, то оно не должно превышать одного года со дня принятия решения о выпуске. Размещение же ценных бумаг путем конвертации осуществляется в течение срока, предусмотренного зарегистрированным решением о выпуске данных ценных бумаг.

Что касается распределения дополнительных акций, а также конвертации акций, то оно должно быть осуществлено не позднее одного месяца с момента государственной регистрации выпуска акций, причем это должно произойти в один день, указанный в зарегистрированном решении об их выпуске, по данным реестра акционеров на этот день.

При размещении ценных бумаг путем открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тыс. экземпляров. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным приобретателям возможности доступа к информации о выпуске, причем это можно сделать даже в день начала размещения ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг путем конвертации может осуществляться с соблюдением ряда особенностей. При конвертации в дополнительные акции ценных бумаг, конвертируемых в акции, и конвертации в облигации ценных бумаг, конвертируемых в облигации, если конвертация осуществляется по требованию владельцев ценных бумаг, она производится на основании их заявлений в порядке, предусмотренном решением о, выпуске конвертируемых ценных бумаг. Причем заключение каких-либо договоров в этом случае не требуется.

В случаях конвертации акций в акции с большей или меньшей номинальной стоимостью, с иными правами, а также конвертации в акции акций, подвергнутых дроблению и консолидации, конвертация осуществляется в акции той же категории, что и акции, которые в них конвертируются, с одновременным их аннулированием.

Дополнительные акции, размещаемые путем подписки, должны размещаться по рыночной цене, но не ниже номинальной стоимости.

Аналогичные требования предъявляются к размещению привилегированных акций. Привилегированные акции, конвертируемые в привилегированные акции других типов, размещаемые тоже путем подписки, должны размещаться по рыночной цене, но не ниже собственной номинальной стоимости или номинальной стоимости акций, в которые они конвертируются. Облигации, конвертируемые в акции, следует размещать по рыночной цене, но не ниже номинальной стоимости акций, в которые они конвертируются.

Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган эмитент представляет не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг. Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

·        даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

·        фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);

·        количество размещенных ценных бумаг;

·        общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, внесенных в денежных средствах (в рублях и в иностранной валюте), в форме материальных и нематериальных активов.

Регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг выполняется с соблюдением определенных правил. Характерной особенностью в этом случае является то, что регистрация отчета об итогах выпуска акций, распределенных среди учредителей, осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. Эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки, а также путем конвертации.

Отчет об итогах выпуска акций и облигаций акционерного общества утверждается советом директоров или иным органом, имеющим в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации полномочия на принятие решения о размещении ценных бумаг. (Приложение №4 )

Форма отчета об итогах выпуска ценных бумаг должна соответствовать требованиям организации, регистрирующей итоги выпуска ценных бумаг, с представлением документов, подтверждающих завершение размещения ценных бумаг. В том случае, когда ценные бумаги оплачиваются не денежными средствами, в регистрирующий орган одновременно с отчетом об итогах выпуска ценных бумаг представляются:

·        протокол заседания совета директоров, отражающий принятие решения об определении рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг, кворум и результаты голосования с указанием имен членов совета директоров, голосовавших за принятие решения;

·        заключение независимого оценщика (аудитора) о рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг.

Таким образом, эмиссия ценных бумаг - это процесс, в результате которого появляются новые ценные бумаги на фондовом рынке. Существуют основные этапы эмиссии: принятие решения о выпуске; подготовка проспекта; регистрация выпуска; изготовление ценных бумаг; раскрытие информации; регистрация отчёта об итогах выпуска; размещение выпуска ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг - это первый этап эмиссии. Это прежде всего документ, который фиксирует принятое решение. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг может сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии в случаях распределения акций среди учредителей акционерного общества. Размещение ценных бумаг осуществляется путём подписки и конвертации. Не позднее чем через 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент должен представить отчёт об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.   Анализ современного состояния

 эмитентов на рынке ценных бумаг.

 

2.1. Государство и муниципальные образования

как эмитенты.

 

 

Государство в любой стране является, как правило, крупнейшим должником, осуществляя заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако вследствие высокой надежности государственных финансовых инструментов вложения в них характеризуются минимальными рисками и минимальной доходностью. Все остальные финансовые инструменты считаются более рискованными, поэтому они предлагают более высокую доходность.

В соответствии с федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29 июля 1998 года федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги , выпущенные от имени Российской Федерации, а муниципальными признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.( Таблица №1 )

Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган, являющийся юридическим лицом. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством РФ и уставом муниципального образования.

Таблица № 1.

 Ценные бумаги, эмитируемые федеральными органами власти и

муниципальными организациями.

                                                                                                                                                                                                                                            

    срок обращения |                                           |                                         |     

                                          краткосрочные                 среднесрочные         долгосрочные                                                                            

эмитенты                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

1.Федеральные       государственные кратко-  облигации федерально-  государственные дол-                                             

    органы                 срочные бескупонные       го займа ( ОФЗ )              госрочные облигации                                                                                      

    власти                  облигации ( ГКО ),                                                                ( ГДО )                

                                                                                                                                                               

                                 казначейские обяза-           облигации внутреннего валютного займа                  

                                 тельства ( КО )   

                                                                              облигации сберега-

                                                                      тельного займа (ОГСЗ)

 

2.Муниципаль-      муниципальные кратко-    муниципальные сред-

    ные                      срочные бескупонные       несрочные облигации

    организации       облигации ( МКО )

                    

                         муниципальные                 муниципальные 

                         векселя                                жилищные сертифи-                                      

                                                                              каты                                                                                                          

 

В России государственный внутренний долг был оформлен государственными краткосрочными бескупонными обязательствами (ГКО), облигациями федерального и сберегательного государственных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК и ОГСЗ). Внешняя задолженность в виде ценных бумаг была реализована через облигации валютного займа. С 1993 по 1998 г. государственный долг России вырос на 120 млрд. руб., в том числе внешний - на 40 млрд. руб. и внутренний - на 80 млрд. руб. Если часть внешней задолженности представляла прямые долги в форме кредитов, то внутренний долг практически весь был представлен ценными бумагами. Значительный рост государственного долга был сопряжен с возрастанием расходов на его обслуживание, достигших трети от объема государственных расходов (август 1998 г.). Доля этих расходов в объеме ВВП возросла до 5, 2%. В результате российское правительство фактически объявило себя банкротом, заявив 17 августа 1998 г. о приостановлении выполнения своих обязательств по долгам. Согласно постановлению Правительства РФ от 16 октября 2000 г. "Об утверждении эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций" эмитентом ГКО от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ. Владельцами ГКО могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО является Центральный банк РФ. Для определения процента по обращающимся на организованном рынке ценных бумаг выпускам ГКО Министерство финансов России сообщает информацию о средневзвешенной цене их размещения, дате выпуска и сроке обращения. (Таблица № 2)

Таблица № 2

Информация Минестерства финансов России по

выпускам ГКО.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|      № выпуска       |  дата размещения  |  дата погашения  |   срок      |  средневзвешанная

|                                                                                                    обра-       цена размещения

|                                                                                                     щения     ( % к номиналу )

|-------------------- ------------------------------------------ --------------------------------------------

|SU21134RMFS0         17. 12 . 1999            05 . 04 . 2000           110                  98,75

|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

|SU21135RMFS7          21. 12. 1999            17 . 05 . 2000           148                  99,72

|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

|SU21136RMFS5          21. 12. 1999             05. 07. 2000             197                 97,75

|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

|SU21138RNFS1          23. 02. 2000             06. 09. 2000             196                 100,29

|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

|SU21139RMFS9          23. 02. 2000             31. 05. 2000             98                    94,88

|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ОФЗ являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами, выпускаемыми в безналичной форме, номинальной стоимостью 1 млн. руб. с периодом обращения 1 -3 года. Владельцами ОФЗ могут быть физические и юридические лица. Эмитентом ОФЗ является Минфин РФ , который по согласованию с Центральным банком устанавливает параметры каждого выпуска.

Действующие на российском фондовом рынке ГКО и ОФЗ предназначены для физических и юридических лиц. Однако в силу специфики их выпуска и обращения участие физических лиц в операциях с ГКО и ОФЗ весьма затруднительно.

Для привлечения частных лиц государство должно эмитировать ценные бумаги, которые были бы доступны большинству граждан, то есть они должны иметь низкую номинальную стоимость, легко продаваться и покупаться, быть просты в обращении. Такими свойствами обладают низко номинальные предъявительские ценные бумаги, выпущенные в документальной форме.

Учитывая эти факторы, в сентябре 1995 года в обращение была выпущена первая серия облигаций государственного сберегательного займа РФ ( ОГСЗ ). Эмитентом является Министерство финансов РФ, которое определяет эмиссию в пределах лимита государственного долга, установленного федеральным законодательством.

ОГСЗ выпускаются в документарной форме со сроком обращения 1 - 2 года и регулярной выплатой дохода по купонам. Номинальная стоимость  облигаций составляет 500 рублей. Купонный доход привязан к среднему уровню доходности по ГКО.

Например, согласно приказу Министерства финансов РФ от 31 августа 2000 г. "О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации тридцать первой серии" были определены следующие параметры эмиссии:

объём эмиссии - 1 млрд. рублей;

номинальная стоимость облигаций - 500 рублей;

общее количество облигаций - 2 000 000 штук;

дата начала выпуска - 28 сентября 2000 года;

дата начала погашения - 28 сентября 2001 года;

дата окончания погашения - 28 марта 2002 года;

срок обращения облигаций - 1 год.

Выпуск ОГСЗ тридцать первой серии считается состоявшимся в случае размещения не менее 20 % общего количества выпущенных облигаций. Каждая облигация имеет два купона. Купонный период составляет 6 месяцев и определяется с даты начала выпуска. Выплата процентного дохода по купонам облигаций осуществляется:

по купону № 1 - с 28 марта 2001 года;

по купону № 2 - с 28 сентября 2001 года.

Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется официально объявленному Госкомстатом России уровню инфляции за полные последние шесть месяцев, предшествующих дате объявления купонного дохода, увеличенному на 0,2 пункта.  Размер процентного дохода по каждой облигации выплачивается в валюте Российской Федерации исходя из номинальной стоимости облигации.      

 Заём в виде государственных долгосрочных облигаций ( ГДО ) осуществляется сроком на 30 лет с 1 июля 1991г. Облигации выпускались в бланковом виде с набором купонов и реализовались только среди юридических лиц. Номинальная стоимость составляла 100 тыс. рублей. Погашение ГДО начнётся 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами до 31 декабря 2021 года. Несмотря на это рынок ГДО так и не развился. Основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10 % своих резервов в государственные ценные бумаги.  

Во второй половине 1998 г. рынок государственных ценных бумаг в России практически прекратил свое существование. Торговля ценными бумагами, выплата долгов по которым была приостановлена, прекратилась. Их не приобретали даже за 3% от номинала. Выпущенные облигации ЦБ России не вызвали интереса у потенциальных инвесторов, так как доверие к государству было полностью утрачено.

 Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Согласно законодательству Российской Федерации, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления также могут выступать эмитентами ценных бумаг. Первые муниципальные займы в Российской Федерации были зарегистрированы в 1992 г. Их объем составил 5, 6 млрд. руб. по номинальной стоимости. В дальнейшем возрастало как количество, так и объем зарегистрированных выпусков. В результате объем российского рынка ценных бумаг органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за 6 лет (с 1992 по 1998 г.) вырос более чем в 300 раз и составил на конец 1997 г. более 20 трлн. руб. Следует отметить, что мощность рынка муниципальных ценных бумаг до экономического кризиса августа 1998 г. была приблизительно в 30 раз меньше мощности рынка федеральных займов, приближаясь по этому показателю к внебиржевому рынку корпоративных ценных бумаг.

К 1998 г эмитентами облигаций субъектов федерации были более 60% субъектов Российской Федерации. При этом более половины объема рынка занимали облигации московского муниципального займа (ОММЗ) и муниципальные краткосрочные облигации Санкт-Петербурга (МКО). Кроме Москвы и Санкт-Петербурга наиболее крупными эмитентами были Татарстан и администрация Свердловской области. Причем в перечисленных субъектах Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область) регистрировались повторные эмиссии.

1.  Покрытие долга из конкретных налоговых поступлений. При этом выполнение обязательств покрывалось не общей стоимостью взимаемых местных налогов, а конкретным налоговым источником;

2.  Покрытие задолженности за счет доходов от конкретных инвестиционных проектов (целевые займы на строительство конкретных объектов, доходы от которых идут на погашение займа). При этом в условиях выпуска оговаривалось, какая часть от чистого дохода будет направлена на погашение задолженности, а какая часть - на развитие объекта эксплуатации,

3.  Общее обязательство погасить задолженность и выплатить проценты. Такие обязательства выпускались для покрытия общего (переходящего из года в год) дефицита местного бюджета. В этом случае покрытие долга было обеспечено общей способностью органа власти взимать налоги без закрепления определенных видов налоговых поступлений и сборов.

Вслед за ухудшением конъюнктуры рынка федеральных обязательств ситуация на рынке муниципальных облигаций также претерпела значительное ухудшение. Резкий рост доходности на рынке облигаций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сделал практически невозможным дальнейшее использование регионами внутреннего долгового рынка в качестве источника относительно дешевых кредитных ресурсов. При этом нужно принять во внимание, что регионам придется расплачиваться по ранее выпущенным облигациям. Так, только до конца 1998 г. правительство Москвы должно было погасить облигаций на сумму 2, 5 млрд. руб. Однако московские займы являются относительно надежными долговыми бумагами, так как средства, полученные столицей в результате выпуска облигаций, пошли на финансирование различных инвестиционных проектов. Поэтому правительство Москвы рассчитывает получить прибыль от этих проектов и расплатиться с держателями городских облигаций.

Государственные  ценные бумаги могут выпускаться не только исполнительными органами, но и предприятиями, закреплёнными за федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Такие предприятия называются унитарными.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения:

·               о предмете и целях деятельности предприятия;

·               о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках          его формирования.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником и подотчетен ему.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Это предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, которое утверждает устав, являющийся учредительным документом предприятия.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, то орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое дочернее унитарное предприятие. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя. Учреждение не отвечает по обязательствам дочернего предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по его обязательствам.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

Таким образом, крупнейшими эмитентами на рынке ценных бумаг являются государство и муниципальные образования. Они осуществляют свои функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Государство и муниципальные предприятия могут выпускать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги в соответствии с федеральными законами. Действующие на российском фондовом рынке государственные ценные бумаги предназначены для физических и юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ