бесплатные рефераты

Энергосберегающий путь развития экономики

Конечным результатом выполнения федеральной целевой программы "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы будет поэтапный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа будет содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере подъема российской экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс страны, высвободить резервы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения, в первую очередь населения страны, способствовать успешному проведению жилищно-коммунальной реформы.

В процессе реализации программы будут получены следующие конечные результаты.

1.                  Общая численность сэкономленных в 1998-2005 годах энергетических ресурсов достигнет 365-435 млн. т у. т. На первом этапе, в 1998-2005 годах, экономия энергоресурсов составит 53-69 млн. т у. т.

В основном будет завершено оснащение потребителей приборами и системами учета инвестиционной программы внедрения новых энергосберегающих технологий, производства энергетически эффективных оборудования, конструкций и материалов.

2.                  Сокращение потребности экономики и населения страны в топливе и энергии в результате реализации проектов программы позволит снизить энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3%, а к 2005 году - на 13,4 %. Дальнейшее развитие работ в области энергосбережения обеспечит к 2010 году снижение энергоемкости ВВП до 21% к уровню 1995 года. Действие этого фактора будет способствовать росту национального дохода в 2000 году на 4-5% и к концу реализации программы - на 7-8%.

3.                  Затраты на реализацию программы энергосбережения оцениваются в период 1998-2005 годов в 55,3 трлн. рублей. Потребность в капитальных вложениях для реализации инвестиционных проектов составляет 46,7 трлн. рублей, в средствах на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 7,0 трлн. рублей.

4.                  Экономическая эффективность настоящей программы обеспечивается главным образом стоимостью сэкономленных энергоресурсов. На каждый вложенный в программу энергосбережения рубль затрат ожидается прибыль в 2,6-3 рубля при сроке окупаемости инвестиционных энергосберегающих проектов в 1,5-2 года.

5.                  Предусмотренное программой снижение потребности в энергетических ресурсах позволит предотвратить выбросы в атмосферу вредных веществ в объеме 3,0-3,2 млн. т в год, в том числе в 2000 году - 1,3-1,4 млн. т. Будет сокращена потребность в водопотреблении в 2005 году по сравнению с 1995 годом на 2,5-2,8 млрд. куб. м, а величина предотвращенных вредных выбросов в атмосферу составит более 5% от объема, связанного с производством, транспортом, переработкой, хранением и использованием топливно-энергетических ресурсов.

6.                  Обеспечение потребителей энергоресурсов к 2001 году приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов сэкономит для бюджетов всех уровней до 20 трлн. рублей в год, а к концу срока реализации программы с учетом энергосбережения в жилых и общественных зданиях годовая экономия бюджетных средств достигнет 32-33 трлн. рублей.

7.                  Энергосбережение позволит с меньшими затратами развивать топливно-энергетический комплекс. Снижение инвестиционной составляющей в ценах и тарифах на энергоносители уменьшит их величину (по отношению к 1995 году) по электроэнергии на 9-11% в 2000 году, а в 2005 году - на 10-13%, по природному газу соответственно на 8-9% и 11-13%. Это создает реальные предпосылки для стабилизации, а затем снижения регулируемых государством цен и тарифов на энергоносители, ограничивая долю расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих затратах на оплату жилья и коммунальных услуг.

8.                  Выполнение программы энергосбережения обеспечит за счет сэкономленных энергоресурсов повышение уровня газификации и электрификации быта на 25-30% в дефицитных по газу и электроэнергии районах, а также в районах с неблагоприятной экологической обстановкой. Расширение газификации населенных мест потребует прироста потребления газа к 2005 году на 17 млрд. куб. м в год. Более 60% этого объема газа будет использовано для дополнительной выработки тепла для населения с заменой нефтяного и твердого топлива.

9.                  Предусмотренное программой вовлечение в хозяйственный оборот местных и нетрадиционных возобновляемых энергоресурсов, обеспечение учета и регулирования расхода энергоносителей, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать не менее 100 тыс. новых рабочих мест и закрепить на местах кадры специалистов.

Намечаемая программой организация обучения и переподготовки кадров обеспечит повышение квалификации не менее 200 тыс. работников, занятых в производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники, энергоэкономичных материалов и конструкций.

 

I этап
программы,
к 2000 г.

II этап
программы,
к 2005 г.

1. Снижение энергоемкости ВВП

5,3%

13,4%

2. Рост национального дохода

4–5%

7–8%

3. Затраты на реализацию программы, всего в том числе:

 

55,3
млн. руб.

капитальные вложения

 

46,7
млн. руб.

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

 

7,0
млн. руб.

4. Экономическая эффективность программы (стоимость сэкономленных энергоресурсов)

 

146–168
млн. руб.

5. Сокращение затрат на проведение природоохранных мероприятий

 

4,2–4,7
млн. руб.

6. Сокращение вредных выбросов в атмосферу

1,3–1,4
млн. т

3,0–3,2
млн. т

7. Экономия затрат на топливо и энергообеспечение от оснащения потребителей приборами учета энергоресурсов

20
млн. руб.

32–33
млн. руб.

8. Сокращение бюджетных дотаций за счет оснащения потребителей приборами учета энергоресурсов

 

60%

9. Снижение цен и тарифов на энергоносители за счет уменьшения инвестиционной составляющей

9–11%

10–13%

10. Повышение в результате выполнения программы уровня газификации и электрификации быта

 

25–30%

Таблица 2 Конечные результаты программы (цены даны в деноминированных рублях)

 


Федеральная целевая программа
"Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2001г. N796*

 

Таблица 3 Паспорт федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

Наименование Программы

- федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

Основание и дата принятия решения о разработке Программы

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001г. N83-р

Государственный заказчик - координатор Программы

- Министерство энергетики Российской Федерации

Государственные заказчики подпрограмм и разделов Программы

- Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Основные разработчики Программы

- Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, проектные и научные организации

Основные цели и задачи Программы

- реализация основных положений энергетической стратегии России; перевод экономики России на энергосберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосберегающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики; снижение издержек производства в энергетическом секторе, в том числе на транспорте, при переработке и использовании топливно- энергетических ресурсов потребителями; снижение негативного воздействия энергетического сектора на окружающую природную среду; сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса

Сроки и этапы реализации Программы

- первый этап - 2002-2005 годы; второй этап - 2006-2010 годы

Перечень подпрограмм, основных мероприятий и их государственные заказчики

- подпрограмма "Энергоэффективность топливно- энергетического комплекса" (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации) включает в себя следующие разделы: нефтедобывающий комплекс; модернизация нефтеперерабатывающей промышленности; модернизация и повышение надежности магистральных нефтепроводов и нефтепродукто- проводов; газовая отрасль; угольная промышленность; электроэнергетика (в части мероприятий по строительству зон затопления гидроэлектростанций государственным заказчиком является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива; создание высокоэффективного и импорто- замещающего оборудования и материалов для топливно-энергетического комплекса; экологические аспекты энергоэффективного развития топливно-энергетического комплекса, включая ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых газов; организационные мероприятия и мониторинг Программы подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики" (государственный заказчик - Министерство Российской Федерации по атомной энергии) включает в себя следующие разделы: безопасность действующих атомных электростанций; строительство атомных электростанций; продление ресурса энергоблоков атомных электростанций первого и второго поколений; снятие атомных электростанций с эксплуатации; топливообеспечение атомных электростанций; разработка кадастра перспективных площадок для размещения атомных электростанций; обращение с облученным ядерным топливом и отходами атомных электростанций; инновационная ядерная энергетическая технология с реактором и топливным циклом естественной безопасности; механизм реализации и управления подпрограммой подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления" включает в себя следующие разделы: энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности (государственный заказчик - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации); энергоэффективность в сельском хозяйстве (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации); энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве (государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); энергоэффективность на транспорте (государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации, в части мероприятий в сфере железнодорожного транспорта - Министерство путей сообщения Российской Федерации); энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации); энергосбережение в отраслях топливно- энергетического комплекса (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации)

Исполнители программных мероприятий

- определяются на конкурсной основе

Объемы и источники финансирования Программы

- всего на реализацию Программы требуется 7004,66 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 50,26 млрд. рублей, в том числе: 2002-2005 годы - 12,34 млрд. рублей, 2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей
2002-2005 годы
(млрд. рублей) 2006-2010 годы
Всего

2958,671
4045,989

в том числе по государственным заказчикам:

Минэнерго России

2703,901
3690,349

Минатом России

181,66
286,16

Минпромнауки России

34,68
33, 4

Минсельхоз России

4,1
4,02

Минтранс России

3,76
4,21

МПС России

5,24
3,8

Госстрой России

25,33
24,05

Объемы финансирования мероприятий Программы в 2002-2005 годах уточняются при разработке прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета. Государственные заказчики ежегодно уточняют и согласовывают перечень первоочередных проектов и мероприятий, намеченных к финансированию, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001г. N714 и иными нормативными правовыми актами

Система контроля за выполнением Программы

- государственные заказчики обеспечивают создание и функционирование многоуровневой системы планирования, учета и контроля хода выполнения программных мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995г. N594

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- реализация Программы позволит преодолеть негативные тенденции в развитии отраслей топливно-энергетического комплекса и обеспечить: а) достижение необходимых уровней добычи и производства топливно-энергетических ресурсов:

к 2005 году
к 2010 году

добыча нефти с газовым конденсатом (млн. тонн)

360
360-370

добыча газа (млрд. куб. м)

620
635

добыча угля (млн. тонн)

300
335

производство электроэнергии (млрд. кВт..ч)

1008,8
1158,9

б) производство первичных топливно- энергетических ресурсов (к 2005 году - 1543,4 млн. тонн условного топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн. тонн условного топлива); в) перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития и достижение экономии топливно-энергетических ресурсов за счет использования современных технологий (в 2002-2005 годах - 143-156 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 152-169 млн. тонн условного топлива); г) обеспечение безопасной эксплуатации атомных электростанций; д) снижение энергоемкости ВВП в 2005 году на 13,4 процента и в 2010 году на 26 процентов по отношению к 2000 году; е) поэтапное перевооружение отраслей топливно- энергетического комплекса и обновление до 2010 года оборудования: в нефтяной отрасли - на 50 процентов; в нефтеперерабатывающей промышленности - на 70 процентов; в сфере нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта - на 45 процентов; в газовой отрасли - на 40 процентов; в угольной отрасли - на 30 процентов; в электроэнергетике - на 30 процентов; ж) сокращение вредных выбросов в атмосферу и уменьшение загрязнения окружающей среды; з) сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса; и) увеличение рабочих мест на 199 тыс. человек


Заключение.

Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом, используемым нерационально. Сложившаяся структура экономики поддерживает высокую потребность в энергии, предъявляет требования к гипертрофированному развитию топливодобывадющих отраслей. С другой стороны, сам ТЭК является основой этой структуры, которая деформирует экономику. На его долю приходится четверть всего объема товарной продукции, большая часть инвестиций в основной капитал, около 40 % экспортной выручки.  Крупные резервы существуют в добыче и использовании энергетического сырья.

Велика роль ТЭКа в загрязнении окружающей среды, воздействии на воздух, воду, лесные ресурсы и почву. Только энергетика дает ежегодно около четверти всех выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, потребляет примерно 70 % промышленной воды. Добыча и сжигание ископаемых ресурсов приводит к образованию большого объема отходов разного виды.

Кардинальное решение эколого-экономических проблем ТЭКа, а, следовательно, во многом, и всей экономики страны в целом, видится в вариантах, альтернативных расширению топливодобывающих отраслей, в энергосбережении в широком смысле этого понятия.

 


Список использованной литературы:

1.      Троицкий А. «Энергосбережение: возможности и перспективы» Экономист.-1994 №2 с 25-31

2.      В. Бушуев, В. Васильев, Б. Громов, Б. Давыдов, Л. Лютенко, Л. Хрилев. «Энергосберегающий путь развития экономики» Экономист.-1996,-№2.-с.19-27

3.      Г.С. Асланян, Вице-президент Центра энергетической политики

4.      Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000»

5.      С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжавев «Экономика природопользования. Учебное пособие» Москва, ТЕИС 1997


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ