|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Конечные результаты программы (цены даны в деноминированных рублях)
Федеральная целевая программа
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование Программы |
- федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основание и дата принятия решения о разработке Программы |
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 января 2001г. N83-р |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственный заказчик - координатор Программы |
- Министерство энергетики Российской Федерации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные заказчики подпрограмм и разделов Программы |
- Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные разработчики Программы |
- Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, проектные и научные организации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные цели и задачи Программы |
- реализация основных положений энергетической стратегии России; перевод экономики России на энергосберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосберегающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики; снижение издержек производства в энергетическом секторе, в том числе на транспорте, при переработке и использовании топливно- энергетических ресурсов потребителями; снижение негативного воздействия энергетического сектора на окружающую природную среду; сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
- первый этап - 2002-2005 годы; второй этап - 2006-2010 годы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перечень подпрограмм, основных мероприятий и их государственные заказчики |
- подпрограмма "Энергоэффективность топливно- энергетического комплекса" (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации) включает в себя следующие разделы: нефтедобывающий комплекс; модернизация нефтеперерабатывающей промышленности; модернизация и повышение надежности магистральных нефтепроводов и нефтепродукто- проводов; газовая отрасль; угольная промышленность; электроэнергетика (в части мероприятий по строительству зон затопления гидроэлектростанций государственным заказчиком является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); эффективное энергообеспечение регионов, в том числе северных и приравненных к ним территорий, на основе использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива; создание высокоэффективного и импорто- замещающего оборудования и материалов для топливно-энергетического комплекса; экологические аспекты энергоэффективного развития топливно-энергетического комплекса, включая ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых газов; организационные мероприятия и мониторинг Программы подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики" (государственный заказчик - Министерство Российской Федерации по атомной энергии) включает в себя следующие разделы: безопасность действующих атомных электростанций; строительство атомных электростанций; продление ресурса энергоблоков атомных электростанций первого и второго поколений; снятие атомных электростанций с эксплуатации; топливообеспечение атомных электростанций; разработка кадастра перспективных площадок для размещения атомных электростанций; обращение с облученным ядерным топливом и отходами атомных электростанций; инновационная ядерная энергетическая технология с реактором и топливным циклом естественной безопасности; механизм реализации и управления подпрограммой подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления" включает в себя следующие разделы: энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности (государственный заказчик - Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации); энергоэффективность в сельском хозяйстве (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации); энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве (государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); энергоэффективность на транспорте (государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации, в части мероприятий в сфере железнодорожного транспорта - Министерство путей сообщения Российской Федерации); энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации); энергосбережение в отраслях топливно- энергетического комплекса (государственный заказчик - Министерство энергетики Российской Федерации) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исполнители программных мероприятий |
- определяются на конкурсной основе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы |
-
всего на реализацию Программы требуется 7004,66 млрд. рублей, из них за счет
средств федерального бюджета - 50,26 млрд. рублей, в том числе: 2002-2005
годы - 12,34 млрд. рублей, 2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей 2958,671 в том числе по государственным заказчикам: Минэнерго России 2703,901 Минатом России 181,66 Минпромнауки России 34,68 Минсельхоз России 4,1 Минтранс России 3,76 МПС России 5,24 Госстрой России 25,33 Объемы финансирования мероприятий Программы в 2002-2005 годах уточняются при разработке прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета. Государственные заказчики ежегодно уточняют и согласовывают перечень первоочередных проектов и мероприятий, намеченных к финансированию, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001г. N714 и иными нормативными правовыми актами |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система контроля за выполнением Программы |
- государственные заказчики обеспечивают создание и функционирование многоуровневой системы планирования, учета и контроля хода выполнения программных мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995г. N594 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- реализация Программы позволит преодолеть негативные тенденции в развитии отраслей топливно-энергетического комплекса и обеспечить: а) достижение необходимых уровней добычи и производства топливно-энергетических ресурсов: к 2005 году добыча нефти с газовым конденсатом (млн. тонн) 360 добыча газа (млрд. куб. м) 620 добыча угля (млн. тонн) 300 производство электроэнергии (млрд. кВт..ч) 1008,8 б) производство первичных топливно- энергетических ресурсов (к 2005 году - 1543,4 млн. тонн условного топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн. тонн условного топлива); в) перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития и достижение экономии топливно-энергетических ресурсов за счет использования современных технологий (в 2002-2005 годах - 143-156 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - 152-169 млн. тонн условного топлива); г) обеспечение безопасной эксплуатации атомных электростанций; д) снижение энергоемкости ВВП в 2005 году на 13,4 процента и в 2010 году на 26 процентов по отношению к 2000 году; е) поэтапное перевооружение отраслей топливно- энергетического комплекса и обновление до 2010 года оборудования: в нефтяной отрасли - на 50 процентов; в нефтеперерабатывающей промышленности - на 70 процентов; в сфере нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта - на 45 процентов; в газовой отрасли - на 40 процентов; в угольной отрасли - на 30 процентов; в электроэнергетике - на 30 процентов; ж) сокращение вредных выбросов в атмосферу и уменьшение загрязнения окружающей среды; з) сохранение и расширение экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса; и) увеличение рабочих мест на 199 тыс. человек |
Россия обладает огромным топливно-энергетическим потенциалом, используемым нерационально. Сложившаяся структура экономики поддерживает высокую потребность в энергии, предъявляет требования к гипертрофированному развитию топливодобывадющих отраслей. С другой стороны, сам ТЭК является основой этой структуры, которая деформирует экономику. На его долю приходится четверть всего объема товарной продукции, большая часть инвестиций в основной капитал, около 40 % экспортной выручки. Крупные резервы существуют в добыче и использовании энергетического сырья.
Велика роль ТЭКа в загрязнении окружающей среды, воздействии на воздух, воду, лесные ресурсы и почву. Только энергетика дает ежегодно около четверти всех выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, потребляет примерно 70 % промышленной воды. Добыча и сжигание ископаемых ресурсов приводит к образованию большого объема отходов разного виды.
Кардинальное решение эколого-экономических проблем ТЭКа, а, следовательно, во многом, и всей экономики страны в целом, видится в вариантах, альтернативных расширению топливодобывающих отраслей, в энергосбережении в широком смысле этого понятия.
1. Троицкий А. «Энергосбережение: возможности и перспективы» Экономист.-1994 №2 с 25-31
2. В. Бушуев, В. Васильев, Б. Громов, Б. Давыдов, Л. Лютенко, Л. Хрилев. «Энергосберегающий путь развития экономики» Экономист.-1996,-№2.-с.19-27
3. Г.С. Асланян, Вице-президент Центра энергетической политики
4. Федеральный справочник. «Топливно-энергетический комплекс. 1999-2000»
5. С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжавев «Экономика природопользования. Учебное пособие» Москва, ТЕИС 1997
Страницы: 1, 2