бесплатные рефераты

Естественные монополии

Естественные монополии

Министерство Образования РФ

Псковский филиал

 Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

 

 

Факультет экономики и управления предприятием

городского хозяйства

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине “Экономическая теория”

Тема: “Естественные монополии”

 

 

                                                       Выполнил: Гордиенко Д.В.

                                                       Группа: 1350

  Руководитель: Дмитренко В.Н.

 

 

Псков

2002г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственного контроля……………………………………………… 5

1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5

1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9

1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………..14

2. Глава: государственное регулирование естественных монополий.. 17

2.1. История и перспективы развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22

2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий……..28

Заключение………………………………………………………………  33

Список литературы……………………………………………………… 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания.В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимотсти от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное иследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

 От того насколько прогрессивно будет развиваться законодательная база страны, зависит дальнейшее развитие экономики России и уровень ее благосостояния.

Цель работы: исследовать эту тему и изучить само понятие естественных монополий.

Задачи работы: рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законадательной базы, а также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение к контролю за деятельностью данных субъектов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственного контроля.

1.1. Понятие и нормативно-правовая основа.

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них, в меньшей степени зависит от изменения цены , чем спрос на другие виды товаров.

Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания чая, виноградников). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п. Естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, скажем, космодром, железную дорогу или газопровод, параллельно уже действующим.

Естественная монополия существуют, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.

Наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий  государственной собственности и государственным регулированием.

Исходное понятие естественной монополии расплывчато и не дает ясного представления. Поэтому эта формула дополнена еще тремя существенными компонентами.

Первый относится к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.

Второй существенный компонент, уточняющий понятие естественных монополий, обращен к естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца -  естественного монополиста.

Третий по счету компонент - главный по значимости с точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов рыночной экономики – цены: спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий,в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным. 

Лишь все составляющие понятия, взятые вместе дают более или менее полное представление о естественных монополиях. Если исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает всего несколько лет, но и за это короткое время сферы естественных монополий уже кардинально изменились и продолжают уточнятся в настоящее время.

Правовое понимание естественных монополий предполагает обязательное выявление особенностей субъектного состава участников соответствующих общественных отношений. Одну сторону участников этих отношений представляет субъект естественных монополий, – хозяйствующий субъект, занятый производством и реализацией товаров в условиях естественной монополии. В качестве хозяйствующих субъектов могут быть только юридические лица. Граждане – индивидуальные предприниматели таким правом не располагают. Юридические лица в статусе хозяйствующих субъектов делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Вторая сторона участников общественных отношений в сфере естественных монополий – потребитель. Им может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, приобретающее товар, производимый и реализуемый субъектом естественной монополии.

Таким образом, в сферах естественных монополий прямо функционируют два лица: субъекты естественных монополий и потребители. Назначение государственно-прававого регулирования – соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс их интересов. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, реальную доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров для потребителей, а с другой – эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов естественных монополий. Кроме субъектов естественных монополий и потребителей, в общественных отношениях участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Особенно важную роль среди них играют специальные органы регулирования и контроля естественных монополий.

1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий.

Для регулирования контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти  по регулированию естественных монополий.

Эти органы образуются во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.

Задачи органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, существенно отличаются от задач антимонопольных органов при применении Закона о конкуренции. Важнейшая задача антимонопольных органов поощрять и развивать конкуренцию как основу цивилизованной рыночной экономики.

Для сферы действия естественных монополий конкуренция неэффективна либо невозможна в силу технологических и других причин. При неэластичности спроса на товары и услуги субъектов естественной монополии, неэффективности конкуренции в этой сфере у субъекта естественной монополии появляется возможность диктовать цены потребителю, устанавливать невыгодные условия договора. Отсюда вытекает необходимость иного регулирования их деятельности. Поэтому в 1995 г. был принят Закон о естественных монополиях, предусматривающий прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов в этой сфере, жесткое регулирование цен, контроль над заключаемыми ими крупными сделками и капиталовложениями, влияющими на ценообразование.

Органы по регулированию деятельности субъектов естественных монополий обладают следующими полномочиями:

·        полномочия, связанные с прямым регулированием деятельности субъектов естественных монополий;

·        полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля соблюдения законодательства о естественных монополиях.

Закон о естественных монополиях предусматривает использование следующих методов государственного регулирования:   

- во-первых, органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня. Государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях. Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях  применяются цены (тарифы, расценки, ставки и. т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

Второй специфический метод регулирования – определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Производимые в них товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

-издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

-налоги и другие платежи;

-стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

-прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

-удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

-соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

-государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Сами органы регулирования деятельности естественных монополий строят свою работу в обстановке широкой гласности. Они обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, о введении, об изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Через средства массовой информации они обязаны сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Что касается решений по делам, связанным с нарушениями этого Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, то они подлежат опубликованию в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.

1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях.

За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях» виновные несут различную юридическую ответственность.

Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект,  а любое другое лицо - субъект гражданского права.

Не освобождаются от гражданско-правовой ответственности и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти. В отличие от гражданско-правовых, административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства, могут применять только органы регулирования естественных монополий.

Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

-завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии, - в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

- неисполнение решения выданного органом регулирования естественной монополии, в размере до 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

- представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений – в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда;

- непредставление органу регулирования естественной монополии уведомления для предварительного контроля – в размере до 600 минимальных размеров оплаты труда;

- непредставление в срок по требованию органа регулирования естественной монополии документов или иной информации необходимой для осуществления его деятельности, - в размере до 500 минимальных  размеров оплаты труда.

Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:

- неисполнение в срок решения соответствующего органа регулирования естественной монополии – в виде предупреждения или штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда;

- непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных сведений – в виде предупреждения или  штрафа в размере до 8 минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность самих исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в отличие от субъектов естественных монополий, законодательством не предусмотрена. Хозяйствующий субъект, в том числе естественный монополист, платит штраф из своей прибыли, что весьма для него ощутимо, органы же государственной власти и местного самоуправления – из средств соответствующих бюджетов. Суммы штрафов направляются в доход федерального бюджета. Взыскание штрафов с государственных органов нередко означало бы «перекачку» денег из федерального бюджета в федеральный же бюджет.

Должностные лица органов регулирования естественных монополий за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том  числе  за разглашение  сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов  естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия  решения  о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате  чего было принято неправильное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Глава: государственное регулирование  естественных монополий.

2.1 История и перспективы развития системы регулирования.

В последнее время в России  были предприняты значительные шаги по формированию правовой и институциональной базы государственного регулирования естественных монополий. В августе  1995г. вступил в действие Закон РФ «О естественных монополиях», начата работа по созданию органов регулирования  на федеральном уровне.

В странах с развитыми рыночными экономиками современная  концепция регулирования  естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производится единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

Применение экономического регулирования необходимо для:                       - обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для  кредиторов и новых инвесторов);

- стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и. т. д. 

- определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

-создания условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

Классическими примерами  естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и. т. д.

В советской экономике все цены устанавливались в плановом порядке, и, таким образом, не возникало проблем со специальным выделением отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий.

В 1994г. правительство стало уделять большое внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях. Идея состояла в том, чтобы регулировать цены (тарифы) лишь в отраслях, обладающих естественной монополией, оставив все остальное ценообразование  свободным рыночным процессам.

К 1995г. была сформирована только одна система регулирующих органов. Это Федеральная и региональные  энергетические комиссии, созданные в 1992г. для регулирования тарифов на электроэнергию.  Регулирование других естественных монополий осуществлялось соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей  сообщения, Минсвязи). Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.

Однако даже в электроэнергетике до 1995г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий  в  акционерные общества.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей – естественных монополий -, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате быстро росла доля постоянных издержек в цене  единицы продукции.

В 1994-1995 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики (см. табл. 1). Они приблизились к уровню мировых цен, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители начали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.

Табл.1 Цены  (тарифы) в отраслях естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

1994 г.

Август

1995 г.

Август 1995 г. к декабрю 1994 г.

Декабрь 1994г. к декабрю 1993г.

Газ, цена за тыс. куб. м, руб.

Электроэнергия, руб. (средний тариф за кВт*ч)

Железнодорожн. тариф

Курс рубля  к доллару

Потребит. цены

 

 73770

 

 

 81,5

 

 

 

 3249

 

240550

 

 

 260,4

 

 

 

 4405

 

          3,26

 

 

          3,19

 

          2,71

 

          1,35

 

          1,.96

 

           3,4

 

 

           2,7

 

           4,2

 

           2,6

 

           3,24

 

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемой продукции и услуг уровню цен. Во всех  отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата заметно превышала среднюю по экономике, и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями (см. табл. 2).

 

Таблица2. Среднемесячная заработная плата  работников по отраслям экономики (тыс. руб.)

 

1994г.

Январь-август

 1995г.

Август

1995г.

Выплаты социального характера на одного работника в месяц в январе-августе 1995г.

По народному хозяйству в целом

  в том числе:

  в промышленности

  в том числе:

  электроэнергетика

  топливная

    в том числе:

    нефтедобывающая

    нефтеперерабатывающая

    газовая

    угольная

  черная металлургия

  легкая

на транспорте

в жилищно-коммунальном хозяйстве

в аппарате органов управления

216,6

 

229,2

 

440,6

501,1

 

552,1

424,4

937,9

460,8

250,9

119,1

337,1

 

242,0

280,4

412,4

 

490,2

 

852,4

1058,2

 

1242,2

911,7

1634,5

900,1

537,6

223,9

662,9

 

441,1

439,7

520,6

 

629,0

 

1043,5

1372,1

 

1757,9

1029,3

1968,7

1090,4

701,1

285,5

862,4

 

549,8

506,1

64,8

 

71,2

 

110,9

122,8

 

122,1

303,2

346,1

51,2

139,4

43,7

48,9

 

62,1

119,9

 

Упрощенные схемы государственного регулирования естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной  проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли, монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути органы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическая комиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов; их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров.

Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных ранках» в 1994-1995 гг., были связаны с действиями предприятий  - естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).

2.2. Регулирование естественных монополий.

В отраслях – естественных монополиях (электроэнергетика, газовая промышленность и нефтяные магистральные трубопроводы, железнодорожный транспорт, отрасли связи) происходили некоторые важные изменения, связанные с началом реформирования системы регулирования.

Достаточно успешно осуществлялась подготовка основы законодательной базы для новой системы регулирования естественных монополий. В августе 1995г. Президент подписал Закон РФ «О естественных монополиях». В Законе в качестве основных методов регулирования были определены  ценовое регулирование или назначение их предельного уровня и определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения. Органы регулирования будут контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу или сдачу в аренду имущества.

В 1995г. был издан ряд указов Президента, которые являются базовыми для создания  трех федеральных служб по регулированию естественных монополий на транспорте, в топливно-энергитическом комплексе и в отраслях связи. Однако уже тогда было видно, что процесс формирования  соответствующих федеральных служб будет не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят отдавать полномочия по регулированию, остро стоит проблема финансирования новых федеральных служб. Довольно сложно привлечь сотрудников в органы регулирования, так как заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы аналогичных работников в регулируемых компаниях, и многие из лучших отраслевых специалистов уже получили там высокооплачиваемые должности.

Поэтому на сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.

Общая для экономики России проблема неплатежей особенно остро стояла в отраслях ТЭК и на железнодорожном транспорте. Неплатежи в государственный бюджет имели значительные объемы. Другой стороной проблемы являются неплатежи самим естественным монополиям. Неплатежи электроэнергетикам за ноябрь-декабрь выросли с 29 до 46 трлн. руб. в связи с принятием правительственного постановления №1089, в котором было запрещено до 15 мая 1996г. отключать электричество важнейшим объектам жизнеобеспечения экономики. Уровень текущих платежей населения за электроэнергию в этот период снизился с 90 до 70%.

Однако в отраслях связи неплатежи были не столь значительными, в первую очередь это вызвано высокой собираем остью платежей – неуплата влечет за собой немедленное отключение от телефонной сети, а при подключении требуется не только погасить неплатежи, но внести полную плату за подключение к сети.

В августе 1995г. было проведено замораживание цен и тарифов в основных отраслях – естественных монополиях, что, было связано с подготовкой к президентским и парламентским выборам, причем РАО «Газпром» успел поднять цены на природный газ непосредственно перед замораживанием, что поставило российскую электроэнергетику в особенно трудное положение. Деятельность Федеральной энергетической комиссии практически была приостановлена.

Только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности являются естественными монополиями и должны подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности могли бы эффективно функционировать в условиях конкуренции, но для этого необходимо  проведение реструктурирования существующих предприятий.

Например, производство, как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределения энергоресурсов на местах объективно не является естественной монополией. Междугородняя и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но во многих случаях местные телефонные сети при нынешнем технологическом уровне в России должны регулироваться как естественные монополии. На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при достижении некоторых условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутривидовой конкуренции между отдельными железнодорожными предприятиями.

Важно также выделить из состава предприятий сегменты, которые не связаны с основным производством (объекты социальной сферы, вспомогательное производство и. т. д.). Сохранение подобных видов деятельности в составе регулируемых предприятий налагает излишнюю нагрузку на тарифы и чрезвычайно затрудняет процесс контроля за затратами, так как существует возможность перенесения затрат с неосновных на основные виды деятельности.

Таким образом, все эти отрасли должны претерпеть структурные изменения, позволяющие  максимально задействовать конкурентные силы рынка, что  привело  бы к ограничению сферы государственного регулирования, но в 1995г. такие шаги не были осуществлены.

Правильно проведенное реструктурирование не только рационально ограничит  сферу регулирования, но также  повысит эффективность регулирования посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых  видов деятельности. Нередко в практике регулирования встречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности, что, с одной  стороны,  позволяет предприятиям обосновать завышенные  цены в органах регулирования и, с другой  стороны, на нерегулируемых рынках они могут  применять заниженные цены, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке.

Имело место  стремление субъектов естественных монополий к финансированию инвестиций исключительно за счет внутренних источников (главным образом, инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые  за счет себестоимости), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Внешнее финансирование инвестиций практически не применялось, что было связано не только с нежеланием инвесторов вкладывать финансовые средства в  нестабильную экономику России, но и с нежеланием самих отраслей привлекать инвестиции со стороны и делить контроль над компаниями с новыми собственниками.

Почти во всех отраслях функционируют акционерные общества: РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО «Энерго», АК «Транснефть», АО «Ростелеком», и региональные компании электросвязи. Только Министерство путей сообщения продолжало выполнять функции государственного управления отраслью и одновременно являлось субъектом хозяйствования.

Государство, сохранив в своих руках контрольные пакеты акций названных компаний, не смогло в 1995г. обеспечить эффективного акционерного – корпоративного управления собственностью:

-в советы директоров компаний входили представители министерств, но не было согласования позиций и не полномочного представителя правительства, который бы отвечал за принимаемые советом директоров решения;

- президенты компаний одновременно являлись и председателями советов директоров, т. е. возглавляли органы, которые должны были контролировать их деятельность;

- президенты компаний на собраниях акционеров голосовали пакетами акций, принадлежащими государству, без должного контроля со стороны представителей основного собственника – государства.

Недостаточную привлекательность отраслей – естественных монополий для внешних инвесторов определяла также и нестабильность регулирования, которая была связана с отсутствием эффективных органов регулирования (включая замораживание цен).

До тех пор, пока сответсвующие отрасли не будут реструктурированы, невозможно организовать эффективное государственное регулирование.

Функции органов регулирования и методология, которой они будут руководствоваться в процессе регулирования, в значительной степени зависят от масштабов реструктурирования отраслей естественных монополий. Там, где будут действовать свободные силы рынка, основной задачей органов регулирования станет разработка «правил игры» с целью развития и поддержания конкуренции. Но при отсутствии необходимого реструктурирования государственное регулирование будет развиваться в  направлении все более дорогостоящего и навязчивого контроля за действиями и издержками предприятий, т. е. именно того типа регулирования, от которого стремятся уйти другие страны. Россия может полностью избежать такой эволюции – будущее покажет, насколько это реализуемо.

2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий.

Ценовая политика естественных монополий является одним из главных рычагов регулирования деятельности, направленных на обеспечение стабильности и единства экономического пространства страны. В соответствии с подписанным летом 1999г. «Картельным» соглашением государство добилось от крупнейших предприятий и монополий обещания сохранить до конца года неизменными цены на их продукцию для российских потребителей, а со своей стороны обязалась не менять «правила игры»: не вводить запретительных экспортных пошлин и других ограничений, не увеличивать налоги.

Разразившийся летом в стране энергетический кризис поставил под сомнение возможность соблюдения сторонами своих обязательств. Если цена на топливо за границей в 2-4 раза выше цены, по которой оно может быть продано внутри страны (в соответствии с принятым соглашением), кроме того существуют сложности с получением «живых» денег, то очевидно, что призывы к естественным монополиям не подействуют без принятия необходимых экономических мер.

Основными рычагами государственного влияния на производителей в этих условиях являются тарифные (экспортные пошлины, ценовое регулирование) и нетарифные (квотирование). О нецелесообразности введения квот свидетельствует тот факт, что в соответствии с уставом Всемирной налоговой организации они запрещены для ее стран-участниц. От них удалось отказаться в 1993-1995гг. и в России. Однако в правительстве эта идея возникает вновь, и в случае ее реализации может вновь возродиться система спец экспорта, а следовательно, усилиться коррупция.

Длительное время у нас использовался в основном затратный метод определения цены на товары и услуги естественных монополий. Его недостатками являются: определение цены на уровне «средних издержек», что ведет к дискриминации результатов деятельности достигнутых, в ходе честной конкуренции; отсутствие механизмов стимулирования повышения эффективности и сдерживания роста издержек; исключение действия случайных факторов, таких, как погодные условия или обще экономические условия; необходимость сложной детализации затрат и группировки их на основе какого- либо принципа (например объема производства, величина продаж, получаемые прибыли и др.). Более перспективным является стимулирующее регулирование, т.е. регулирование верхнего предела тарифа без жестких ограничений на норму прибыли. Суть данной модели заключается в установлении на согласованный срок формулы расчета ежегодного тарифа, который включает дефлятор и фактор повышения производительности труда.

Представляется, что в отраслях, производящих услуги для широкого круга потребителей, целесообразно регулировать тариф на базе комбинаций их стоимости для различных групп населения и производителей. Например, услуги телефонной связи могут быть структурированы отдельно для бюджетных организаций, коммерческих структур и частных лиц. Такой метод используется средствами связи, однако при этом не достигается главная цель – воспрепятствовать перекрестному субсидированию различных видов услуг на основе формирования комбинированного тарифа для трех групп потребителей. Возможность осуществления перекрестного субсидирования в отношении услуг для одной группы должна сохраняться.

Данная модель ценового регулирования деятельности естественных монополий, котороя применяется региональными властями, имеет ряд достоинств. Во-первых, в центре внимания находятся наиболее важные для потребителя параметры – уровни цен, во-вторых, «прозрачность» и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений; в-третьих, упрощение процесса регулирования (компания меняет и структуру тарифов по заданной формуле, и нет необходимости в участии в процедурах пересмотра цен регулирующих органов); в-четвертых, стимулирование эффективности (производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотрами тарифа).

Таким образом, принципы построения двух систем ценообразования в сфере естественных монополий едины: и там, и здесь за основу берется определение дохода компании, достаточного для ее развития.

Принципиальные отличия модели регулирования тарифов от модели регулирования нормы прибыли заключаются в следующем: в первом случае срок фиксирован, во втором – компания может обращаться с просьбой о пересмотре тарифа так часто, как допускается установленной процедурой; модели фиксирования нормы прибыли базируется на данных прошлых периодов, модель установления относительного предельного тарифа – на прогонных оценках. Точный прогноз дает несомненные преимущества, но он не всегда осуществим; в первой модели  выше степень гибкости маневров компании; во второй- меньше вероятность субъективного подхода, т. к. все аспекты взаимоотношений регулирующего органа и компании осуществляются в рамках четких юридических процедур.

Преобладающим методом тарифной политики в перспективе должен стать метод стимулирующего регулирования – регулирование верхнего предела тарифа, который стимулирует повышение эффективности, сдерживает рост издержек производства, упрощает процесс регулирования тарифа (т. к. рассчитывается по определенной формуле). В противном случае рост тарифов, формируемых с помощью получившего распространение метода затратного регулирования (на основе издержек), будет неизбежным и усилит регионализацию национального рынка.

Также необходимо ввести долевую правовую ответственность естественных монополий за деятельность предприятий и организаций, юридически не являющихся ее подразделениями, но вовлеченных в сферу ее производственных интересов на территории данного субъекта Федерации (предприятия, входящие в производственно – технологическую цепочку естественно-монополистического производства, например службы на местах, которые осуществляют трансформацию энергии высокого напряжения и доводят ее до конечного потребления; либо предприятия, осуществляющие оперативное управление инфраструктурой естественной монополии, например, перевозчик по Северному морскому пути и др.), в том случае, если в результате этой деятельности наносится ущерб природно- экономическим ресурсам региона.

Региональные власти не должны использовать «живые» бюджетные деньги для решения проблем неплатежей, возникающих вокруг и при участии предприятий естественных монополий. Речь может идти только о взаимозачетах по реальной рыночной стоимости товаров. Тем самым и региональными властями, и корпорациями естественных монополий будет оказываться реальная поддержка отечественным производителям - немонополистам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Жилинский С. Э. «Предпринимательское право».

2. Клеин Н. И., Фонарева Н. Е. «Конкурентное право Российской Федерации».

3. Львов Д. С. «Экономика развития».

4.Самуэльсон П. "Экономикс"

5. «Институциональные и микроэкономические проблемы Российской экономики в 1995г.» Журнал «Общество и Экономика» 1996г. №5.

6. «Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования» Дж. Вильсон,  В. Цапелик Журнал «Вопросы экономики» 1995 №11

7. «Проблемы взаимодействия естественных монополий с регионами» И. Домина. Журнал «Экономист» 1999г. №11.

8. «Регулирование естественных монополий» В. Е. Цапелик Журнал «Общество и экономика» 1996г. №8

9. "Пути преодоления монополизма в общественном производстве" Ясин Е., Цапелик В. Журнал "Плановое хозяйство" 1996 г. №1 

10. "Государственная и естественная монополии"

Тотьев К. Журнал "Закон" 1995 г. №4



© 2010 РЕФЕРАТЫ