бесплатные рефераты

Этапы развития экономической науки

Этапы развития экономической науки



Министерство финансов РФ.

Московский финансовый колледж.







РЕФЕРАТ


по предмету:


«Основы экономической теории»


на тему:


«Этапы развития экономической науки»


студента МФК


группы 2-П-3


Саломатова Дмитрия.








Москва 2002 г.






Вступление

2

Мыслители  Древней Греции: Платон, Аристотель

3

Экономические взгляды Средневековья на примере идей Фомы Аквинского

9

Меркантилизм

10

Физиократизм

11

Классическая школа

12

Пролетарская марксистско-ленинская политическая экономия

13

Маржинализм

14

Заключение

15



1.    Вступление.

Тема этого реферата – «Этапы развития экономической науки», или, по-другому, «История экономических учений». В нём я попытался рассказать, как развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад. Особенное внимание я посчитал нужным уделить описанию взглядов тех мыслителей, которые положили начало экономической науке и которым мы обязаны её возникновением, т.к., по-моему, они представляют собой весьма большой интерес.

К сожалению, при изучении экономической теории не всегда уделяется должное внимание изучению истории экономических учений, хотя иногда она изучается как отдельный предмет. Надо сказать, что некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, т.к. они якобы «обросли ракушками» и потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не стоит тратить времени. Правда, людей, придерживающихся таких взглядов, весьма немного. На мой взгляд, они глубоко не правы, ведь, как считают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений «лежат в прошлом». И эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории: они несут в себе элементы наших сегодняшних, а нередко и завтрашних взглядов. Именно поэтому изучение истории экономических учений – это важное и полезное занятие, а отнюдь не пустая трата времени. Кроме того, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации и выводы. Весьма важно понять и осмыслить относительность любых экономических знаний (т.к. любое знание в любой науке всегда относительно), необходимость их постоянного углубления, уточнения и совершенствования.



 

Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира, но самые, на мой взгляд, интересные идеи выдвигали философы Древней Греции. Это не значит, что среди других народов не было мыслителей, выдвигавших здравые и интересные идеи в области экономики- достаточно вспомнить Конфуция, Катона, мудрецов древней Индии и др. Но мне бы хотелось остановиться именно на взглядах представителей Древней Греции.


2.    Экономические взгляды философов Древней Греции: Платон, Аристотель.    


  Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей.


Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этих мыслителей.

Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Такая экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V - IV вв. до н.э. непрерывно возрастал, что обостряло борьбу между рабами и рабовладельцами.

        Экономические взгляды Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, что, несомненно,  сильно отражалось в их трудах.

         Для того, чтобы лучше понять идеи Платона и Аристотеля, надо рассмотреть их краткие биографии, где отражены основные моменты их жизни.




Жизнь Платона и его взгляды на некоторые экономические проблемы

"... Платон - один из учителей человечества. Не  будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние  греки,  что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое  человек, в чем трудности его исканий и свершений"

В.Ф. Асмус.

В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах в семье Аристона и Периктионы родился сын Аристокл,  впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной,  царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и  высших ценностей    жизни,    которые   познаются   через  приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего  самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.

В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию,  где  знакомится  с тираном Дионисием Старшим. По приказу  Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.

Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом,  где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.

В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во власти "просвещенного" тирана  Дионисия Младшего.

В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.

Несмотря на отдалённость от нас того времени, в которое жил и творил Платон, интерес к его творчеству не  ослабевает,  быть может,  даже усиливается в наше время. Вообще, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -  Платон.

Его перу принадлежит множество трактатов на самые различные темы.

Весьма интересен его взгляд на деньги. По его мнению, государство может существовать длительное время лишь в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон уделял особое внимание деньгам, но, мне кажется, так и не понял их сущности. Он отрицательно относился к функции денег, когда они выступают в качестве сокровища. Деньги, по Платону, имеют только две функции: меры стоимости и средства обращения. Они должны служить только для обмена. Платон требовал запретить куплю-продажу в кредит, т.е. выступал против использования денег как средства платежа.

 Платон считал, что горожан надо наделять земельными наделами, но их имущество не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. Запрещаются также ссуды под проценты и покупка товаров в кредит. Закон должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве, где выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных, а значит, не будет и социальной напряжённости.

Огромное место в трактатах Платона занимают его мысли об идеальном государстве. Нас интересует, как он представлял организацию экономической жизни в таком государстве. Модель такого исправленного и улучшенного человеческого общества он строит в своем трактате «Государство». В нём 10 частей, или книг, множество действующих лиц. Главное лицо сочинения – Сократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается  Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве.

Идеальное государство – то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках.

Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности.

Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в  защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка  и  спокойствия.

Третьи лишены всех этих качеств – они должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главный принцип устройства идеального государства – разделение труда, т.е. каждый должен заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она обслуживает разделение труда внутри города и между городами.

Философы и воины не имеют никакой частной собственности и беспощадно караются за хранение золота и серебра. Собственность – привилегия крестьян и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна для тех, кто предан высоким размышлениям.

Далее Платон рисует другие стороны жизни идеального государства, которые в данный момент интересуют нас очень мало. Отмечу только, что ряд идей из рассматриваемого нами трактата был впоследствии взят социалистами-утопистами.

Другой трактат на ту же тему, называющийся «Законы» – произведение престарелого Платона, умудренного и разочарованного жизнью. Перед нами неторопливая беседа трех старцев, текущая медленно, с повторами, углублением и оттачиванием мысли, строящей законодательство того общества, которое теоретически обосновано Платоном в «Государстве».

Проект наилучшего государства в «Законах» более реалистичен. В нем Платон выступает от лица аристократических кругов античных рабовладельцев. В своем сочинении Платон сформулировал принципы организации новых городов. По его мнению, город должен отстоять от морского побережья на 80 стадий (16 км) и лучше, чтобы он располагался на гористой местности подальше от соблазнов торговли. Стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена. Наделы нельзя продавать, их можно только передавать по наследству, причем только одному сыну.  В центре всего государства должен стоять город, а вся территория разбивается на 12 равноценных по своей экономической значимости частей. «Надо следит за тем, чтобы наше государство было не слишком малым и не мнимо большим – оно должно быть достаточным и единым», - писал Платон.

Если в «Государстве» почти не упоминались рабы, а земледельцы, ремесленники экономически были свободны, то в «Законах» рабство пронизывает все. Несмотря на то, что Платон уговаривает господ и рабов жить согласно между собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства признается открыто. Без жесточайшего рабства Платон не мыслит своего идеального государства.

Несмотря на то, что Платон, как уже было сказано, не любил торговли и считал её неполезной, он всё же допускал существование мелкой торговли, но свободнорожденные землевладельцы заниматься ей не должны. Крупная торговля с целью наживы им осуждалась. Запрещался ввоз товаров, в которых нет необходимости, а также вывоз тех, которые нужны государству. Все заказы должны выполняться в срок и добротно, изделия реализованы по действительной стоимости, которая исключает наживу для производителя товара. Таким образом, из сказанного видно, что Платон недооценивал значение торговли.


Аристотель.

Жизнь Аристотеля.


Аристотель родился в 384г. до н.э. в греческом городе Стагире.  Глубокое провинциальное  происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.

Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) вошел  в школу Платона. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой  он, впоследствии, занимался всю жизнь.

Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель уделял  большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу.

Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником  своего  учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но  истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего  мира.

Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя.

На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в науке. Его интересовали законы, управляющие движением тел, - и появилась знаменитая «Физика» (в 8 книгах). Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в «Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и  социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий».

Аристотель был сильным человеком, но он был многим неугоден. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как с Сократом, он принял яд. Так  кончилась жизнь великого мыслителя древности. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.


Взгляды Аристотеля на некоторые экономические проблемы.



В Греции в IV в. до н.э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

 Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.


Деньги и торговля в понимании Аристотеля.


По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий  денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен привёл к  появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги». Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что меновая торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

Таким образом,  Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы.  Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.


3.   Экономические взгляды Фомы Аквинского.


Когда рассматривают историю экономических учений, то обычно сразу после упоминания о мыслях философов древнего мира переходят к меркантилизму, т.е. к XVI-XVII векам. При этом забывают о том, что экономическая мысль развивалась и в Средневековье. Интереснейшие идеи выдвигал Фома Аквинский, итальянский епископ. В своих трудах он прежде всего опирался на идеи Аристотеля.

В то время шли споры о том, какая цена может считаться справедливой. Фома Аквинский утверждал, что справедливой может считаться только такая цена, которая отвечает 2-м требованиям:

1)      обеспечивает эквивалентность обмена сообразно затратам труда и расходам ( т.е. издержкам);

2)      обеспечивает участникам обмена «пропитание» в соответствии с их социальным статусом, т.е. она должна обеспечить различный уровень благосостояния крестьянину, католическому церковнослужителю и феодалу.

Кроме того, в цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товара, а также  страховку на случай возможных утрат товара.

Как и Аристотель, Фома Аквинский осуждал ростовщичество: взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Однако денежные займы на содержание наёмной армии и другие государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента рассматривается как компенсация за риск потери денежной суммы.

 Может возникнуть закономерный вопрос: почему Фома Аквинский, как, впрочем, и многие другие философы Средневековья осуждал взимание процента? Дело в том, что в то время денежные или материальные ссуды брались от безысходности: горожанин должен был брать в долг, чтобы не умереть с голоду, рыцарь- чтобы отправиться в крестовый поход, община- на явно богоугодное деяние: чтобы построить храм… И считалось несправедливым, если кто-то делал прибыль на бедствии или благочестии других.

Со временем (к XVI веку) отношение к проценту постепенно изменилось: он признавался в силу двух причин:

·        возмещение расходов на организацию и содержание кредитных учреждений;

·        возмещение ущерба, возникающего вследствие невозможности распоряжения отданными взаймы деньгами. Но этот ущерб ещё надо  было доказать.


4.    Меркантилизм.

           Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (от англ. merchant – денежный).

Сущность их учения – в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса.

Утверждение о том, что деньги – это абсолютная форма богатства возникло из-за того, что меркантилисты, являясь представителями купеческого сословия, отождествляли свои интересы с интересами государства.

В рамках эпохи меркантилизма различают ранний и поздний меркантилизм. Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна обогащалась благородными металлами.

Представители раннего меркантилизма делают ставку на административные методы по удержанию благородных металлов в стране. Например, иностранным купцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить из страны золото и серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров предписывалось тратить на территории данной страны. Конечно, это препятствовало развитию внешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднего меркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране золота и серебра с помощью не административных, а экономических методов, т.е. всех методов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е. превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница в виде драгоценных металлов останется внутри страны.

Таким образом, составляющая позднего меркантилизма – политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов. Например, Томас Ман (1571 – 1641 гг.), один из наиболее известных поздних меркантилистов, говорил, что нет иных способов получить деньги, кроме торговли, когда стоимость вывозимых товаров будет превышать стоимость ввозимых. Для этого он, помимо прочего, предлагал обрабатывать земли под такие культуры, которые помогли бы отказаться от ввоза некоторых товаров (например, конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказаться от чрезмерного потребления иностранных товаров путём введения соответствующих законов. Также Ман говорит, что не следует облагать чрезмерными пошлинами отечественные товары, чтобы препятствовать их удорожанию и не сделать их недоступными для иностранцев, тем самым препятствуя продаже.

Антуан Монкретьен (1575 – 1621 гг.), другой известный меркантилист, ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого «политейя» – «государственное устройство». Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

Шотландец Джон Ло (1671 – 1729 гг.),  впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции». Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он, однако, считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением, и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом.


5.    Физиократизм.

Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.), личный врач Людовика XV, – глава школы физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis – природа, kratos – власть. Такое название эта школа получила позднее. Сами себя они называли «экономистами.). Он разработал экономическую и политическую программу физиократов. Физиократизм был ответом на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера времён Людовика XIV, когда всячески поощрялось развитие мануфактур при полном пренебрежении сельским хозяйством.

Сельское хозяйство было объявлено единственной отраслью, создающей богатство страны. Именно оно, а точнее,  продукты, в нём производимые, служат основой для других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют благосостоянию населения и служат основой для промышленности, а, в конечном итоге, поддерживают процветание нации.

Кенэ критиковал идеи меркантилистов. Он опроверг их тезис о том, что богатство порождается обменом: «… покупки уравновешиваются с обеих сторон, их действие сводится к обмену ценности на равную ценность и обмен в действительности ничего не производит».

Более того, Кенэ трактовал деньги как бесполезное богатство, объявляя их только посредником в обмене, тем самым отрицая основополагающий термин меркантилистов. Богатство, по словам Кенэ, создаётся только в сельском хозяйстве.

 Физиократы разработали учение о чистом продукте, под которым понимали избыток продукции, полученной в земледелии, над издержками производства. Промышленность считалась «бесплодной отраслью», в которой лишь преобразовывалась форма продукта, данного природой, но ничего не производилось.

Анн Робер Жак Тюргофранцузский экономист, финансист, представитель школы физиократов. И сегодня сохраняет ценность «закон убывающего плодородия», который расширительно сегодня трактуется как «закон убывающей производительности (отдачи)». Согласно Тюрго, увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной.


6.    Классическая школа.

«...Зато читал Адама Смита

И был великий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет

И как растёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.»

А.С. Пушкин.

Основоположником классической школы в экономической науке является Адам Смит (1729 – 1790 гг.). Основной его труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Центральная идея – идея либерализма в экономике – минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен. Экономические регуляторы Смит назвал «невидимой рукой рынка». А. Смит считал, что хозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации, прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин «экономический человек». Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласно взглядам Смита, упорядоченность в экономических отношениях.

Смит утверждал: «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей».

А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости (но не был последовательным ее сторонником), показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, четко сформулировал принципы рационального налогообложения.

Давид Рикардо (1772 – 1823 гг.) – другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Рикардо – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Отличительная черта его научной системы – признание закона стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардо считал, что единственный источник стоимости – труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль – результат неоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты.

Принцип сравнительных издержек, выдвинутый Рикардо, и сегодня используется для обоснования эффективности международной специализации и кооперирования производства.

Жан Батист Сэй – французский экономист (1767 – 1832 гг.). Маркс называл его одним из первых представителей вульгарной политической экономии. Сэй – сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономику. Он идеализировал систему свободного рынка, отрицал возможность экономических кризисов, допускал возможность перепроизводства лишь отдельных товаров. Сформулировал так называемый «Закон Сэя»: «Предложение рождает свой спрос». Иными словами, спрос в рыночной экономике, в конченом счете, определяется предложением, следовательно, экономика всегда достигает равновесия.

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873 гг.) – английский экономист, философ, общественный деятель. «Основания политической экономии и некоторые приложения ее к социальной философии», его главная работа, была написана в 1848 г. Милль дал развернутое и систематизированное изложение положений классической школы. Основной формой преодоления пороков капитализма считал реформирование принципа частной собственности путем ограничения права наследования. Считал необходимым ради улучшения капиталистической системы осуществлять перераспределение доходов. Обосновал принципы рационального налогообложения. Заложил основы буржуазного реформизма.


7.    Пролетарская марксистско-ленинская политическая экономия.

Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) – основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд – «Капитал», первый том которого был издан в 1867 г.

Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их. Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики. Догматизм «марксистов» оказал не менее негативное влияние на развитие отечественной экономической мысли, чем критика марксизма.

Социальными аспектами экономических отношений современные экономисты – теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежно приходится обращаться к истокам – учению К. Маркса.


8.    Маржинализм.


Теория маржинализма была сформулирована во второй половине XIX века.

Маржинализм (от английского marginal, «предельный») – теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из использования крайних (предельных) величин и состояний.

Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в середине XIX века французским математиком, философом и экономистом Антуаном Курно (1801 – 1877 гг.). В 40-е годы он опубликовал «Исследования математических принципов теории богатства», где и обозначил основные положения маржинального (предельного) анализа. Работа осталась незамеченной современниками.

Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными. Укажем их имена и основные работы:

§      Карл Менгер (1840 – 1921 гг., – основоположник австрийской школы), «Основания политической экономии» – 1871 г.,

Его ученики:

§      Фридрих фон Визер (1851 – 1926 гг., «Теория общественного хозяйства» – 1914 г.),

§      Евгений Бем-Баверк (1851 – 1914 гг., «Капитал и прибыль» – 1884 – 1889 гг.).

Наиболее значимым вкладом «австрийцев» в экономическую теорию было использование принципиально нового – субъективного – подхода к определению стоимости, суть которого – определение стоимости блага с позиций индивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной, цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицы продукта.



Современная экономическая теория в западных странах преимущественно называется «Экономикс» и представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название «Экономикс» ввел в научный оборот Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.), профессор Кембриджского университета. Главный труд А. Маршалла – «Принципы экономикс» – 1890 г., оставался основным учебником по экономической теории в западных странах вплоть до окончания второй мировой войны. Дж. М. Кейнс – ученик А. Маршалла – назвал его величайшим экономистом XIX века. Маршалл пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса.

Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономикс» и «общая экономическая теория» обусловлены историческими причинами, но, по существу, являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки – науки об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом.

Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946 гг.) – сторонник «регулируемого капитализма», его теория служит важнейшим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежной политики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, объемы национального производства, подавлять экономические кризисы. Основной труд Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужила основой для выработки экономических политики развитых государств Запада. Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа. Главный элемент концепции Кейнса – принцип эффективного спроса.




9.    Заключение.

Я рассказал о самых значимых и ярких этапах развития экономической науки и экономической мысли. Однако их гораздо больше: по причине нехватки места и времени я ни слова не сказал о таких школах, как историческая, неолиберализм, монетаризм и др.- для этого потребовалось бы потратить не один месяц времени и исписать кипу бумаги. Однако взгляды представителей всех этих школ очень интересны и важны.

Даже после самого беглого ознакомления с историей экономических учений можно заметить, что ни одна из экономических теорий не является абсолютно верной, но в то же время зерно истины содержится в любой из них. Это весьма интересно и отличает экономическую науку от многих других наук.

В своём реферате я старался акцентировать внимание на тех этапах развития экономической науки, о которых в процессе изучения экономической теории обычно либо вообще не говорят, либо говорят очень кратко ( так, например, идеям древнегреческих философов было посвящено места больше, чем чьим-либо другим). О тех же теориях, о которых и без того было много сказано, я написал довольно кратко, чтобы не повторяться( например, очень мало места уделено идеям Маркса, представителям классической школы и др.).


1.         «История экономических учений» И.И.Агапова М. «Юристъ», 2001.

2.         «История экономических учений в вопросах и ответах» С.А. Бартенев, М. «Юристъ», 2002.

3.         Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994.



© 2010 РЕФЕРАТЫ