Этапы развития системы управления экономикой в РФ
Этапы развития системы управления экономикой в РФ
Государственнный комитет РФ по высшему образованию.
Пермский Государственный Университет.
Кафедра экономики, предпринимательства и менеджмента.
Реферат
По теме:’’Этапы развития
систем управления экономикой в России.’’
По предмету: Экономика региона.
Выполнил студент IV курса
экономического факультета
группы МН-2............................................Павловский
Д.Ю.
Научный
руководитель...............................Романова Л.А.
Пермь, 1996 г.
Содержание.
1. Введение......................................................................................
2. Формирование
системы управления экономикой..............
2.1. Трудности переходного
периода.........................................................
2.2. Период "политики
военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.
3. Централизация в
системе управления...............................
3.1. Период индустриализации
( к.20-х -- к.30-х ).....................................
3.2. Период Великой
Отечественной Войны...........................................
3.3. Перестройка управления
экономикой в послевоенный период.
4. Поиск нового
качества системы управления....................
4.1. Хозяйственная реформа
1965 года......................................................
4.2. Затягивание процесса
совершенствования управления в 70-е гг.
4.3. Радикальная реформа
системы управления ( 1985-к.80х гг.)....
5. Заключение...............................................................................
5.1. Литература.................................................................................................
Большой интерес представляет собой рассмотрение
исторического аспекта развития теории управления. Весь процесс развития методологии
и практики управления экономикой России после революции 1917 года можно с
известным приближением разбить на три больших этапа, каждый из которых включает
в себя несколько относительно самостоятельных стадий хозяйственного
строительства и соответствующего совершенствования системы управления.
Первый этап охватывает время с установления
Советской власти и до второй половины 20-х годов, т. е. период становления
системы управления экономикой как единого целого в условиях многоукладной
экономики. В эти годы происходит интенсивный процесс национализации ключевых
отраслей и восстановления хозяйства, разрушенного гражданской войной.
Одновременно шаг за шагом создаются сначала важнейшие элементы, а затем и
система государственного управления экономикой и соответствующая сеть
организационных отношений.
Второй этап развития теории и практики управления
экономикой, начавшийся в конце 20-х -- начале 30-х годов и продолжавшийся до 60-х годов, связан с
глубокими структурными сдвигами в материально-технической базе всех отраслей
народного хозяйства.
Третий этап перестройки и совершенствования системы
управления связан с поиском наиболее эффективной системы управления экономикой
с целью получения наибольшей отдачи от огромного производственного и научного
потенциала накопленного страной в послевоенное время. В середине 80-х годов
были созданы предпосылки к формированию нового, четвертого этап в историческом
развитии системы управления и методов хозяйствования в нашей стране. Этот этап
определил общую тенденцию на перспективу -- смещение центра тяжести системы
управления в сторону самоуправления.
Некоторые из этапов включают несколько подэтапов,
выделившихся в силу своей специфики ( НЭП, Великая Отечественная война ).
Особенность первых лет переходного периода состояла
в том, что нужно было одновременно "оживить", привести в движение
почти остановившийся производственный организм и сформировать по существу
заново систему его управления, т.е. нужно было не просто восстановить
разрушенное, наладить расстроенные межхозяйственные связи, но и перейти к
планомерному функционированию и развитию экономики в целом. При создании
качественно новой системы управления экономикой учитывался и опыт государственного
регулирования производства, накопленный в дореволюционной России. В годы первой
мировой войны в русской промышленности были созданы
государственно-монополистические органы для контроля и регулирования военного
производства. Весьма широкие полномочия имело тогда Особое совещание по
обороне: распределение заказов,
принуждение предприятий к приему таких заказов и их выполнению, регулирование
материальных запасов, цен, зарплаты.
В июле 1917 года в качестве единого регулирующего
центра был создан Главный экономический комитет. Страна была разделена
на 11 районов и в каждом районе действовали соответствующие уполномоченные и
комитеты.
Высший Совет Народного Хозяйства, созданный в конце 1917
года, сделал много для создания системы управления и налаживания работы
промышленности в новых послереволюционных условиях. Шел постоянный поиск
рациональной организационной структуры, сочетающей отраслевой и региональные
подходы к регулированию производства. Первоначально принятая многоступенчатая
схема: заводоуправление à районный СНХ à областной СНХ à ВСНХ -- оказалась малоэффективной, так как в условиях нехватки транспорта и
расстроенных связей с поставщиками само заводоуправление не в состоянии было
обеспечить нормальный ход производства и было вынуждено по каждой мелочи
обращаться в центр. В свою очередь ВСНХ при падении производства не всегда мог
положиться на местное руководство и должен был вникать во все детали
деятельности заводов.
Острый продовольственный кризис переплетался с
топливным, а тот в свою очередь с транспортным. Выпуск промышленной продукции
по сравнению с дореволюционным резко упал. Основные сельскохозяйственные районы
сильно пострадали от засухи 1921 г. Создаются специальные продовольственные
отряды, которые изымают излишки хлеба у крестьян в виде продразверстки.
Практика еще раз показала, что существует устойчивая связь между
заинтересованностью , производительностью и реальными доходами. Реальный
уровень уровень жизни населения падал. В этих условиях правительство осуществляет ряд
мероприятий, которые получили название "новая экономическая политика": создается эффективная налоговая
система, восстанавливается денежная, кредитная, финансовая система, принимается
план ГОЭЛРО. НЭП базировалась на радикальной реформе управления
промышленностью, суть которой сводилась к предоставлению предприятиям большей
самостоятельности. Узловым моментом перестройки явилось создание трестов и
синдикатов. Центр тяжести управления госпромышленностью сместился "сверху
-- вниз". Сокращаются возможности ВСНХ воздействовать на оперативную
деятельность трестов. Образование хозрасчетных трестов и синдикатов,
активизация товарно-денежных отношений и неизбежное при этом усиление
центробежных устремлений поставили новые задачи в деятельности ВСНХ. На первое
место в его деятельности было поставлено общее регулирование
госпромышленности, наблюдение за кооперативной и частной
промышленностью. В составе ВСНХ остались всего 3 главных подразделения.
Новый крупный этап в развитии системы управления,
начавшийся вместе с принятием первой пятилетки, продолжался примерно до
середины 60-х годов. Он был связан с качественными преобразованиями в
производстве, коренной технической реконструкцией всех отраслей народного
хозяйства.
В
результате перестройки организационной структуры в 1932 году была создана новая
система отраслевого управления промышленностью. ВСНХ как орган управления был
упразднен. Вместо него на общесоюзном уровне сначала были созданы три наркомата : тяжелой, легкой и лесной
промышленности. Постепенно число наркоматов увеличивалось, что отражало
углубление разделения труда между ними. Местные СНХ были преобразованы в
республиканские наркоматы легкой промышленности и краевые управления.
К
середине 30-х годов в результате организационных преобразований в отраслях
промышленности сложилась трехзвенная ( наркомат -- главк -- предприятие ) или четырехзвенная
система управления: наркомат -- главк -- трест
-- предприятие. Первая схема нашла применение в машиностроении и
станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой
промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество
предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было
обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась в
ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.
Основной
задачей главков было оперативное руководство техническим развитием своей
подотрасли: внедрение новой технологии,
освоение новых видов продукции, улучшение ее качества. В работе главков
сочетались техническое и планово-организационное руководство предприятиями и
подотраслью в целом.
Индустриализация
страны остро поставила вопрос о рациональном размещении производительных сил на
территории страны, а вместе с тем и о совершенствовании управления хозяйством
на местах. Вместо устаревшего административного деления на губернии, волости
были созданы новые экономические регионы -- края и области, которые
представляли собой более или менее сформировавшиеся
территориально-производственные комплексы в общественном разделении труда.
Региональным органам управления были делегированы значительные полномочия по
оперативному руководству хозяйством, что позволило эффективней маневрировать
ресурсами на местах.
С
первых же военных дней были внесены существенные изменения в организационную
структуру системы планового управления экономикой. Прежде всего усилилась
централизация при распределении всех ресурсов. Государственный Комитет
Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 года. Он объединил в себе
экономическое, политическое и военное руководство. Основная ось оперативного
руководства военной экономикой проходила через ГКО -- наркоматы -- предприятия . ГКО не имел своего
особого аппарата и не занимался организацией непосредственного выполнения того
или иного вопроса. Главная его функция состояла в контролировании работы
наркоматов. Действовал он через партийные и государственные органы. В случае
необходимости при ГКО создавались спецкомитеты и комиссии.[1]
Компетенция
наркоматов была расширена. Им предоставлялось право самостоятельно распределять
и перераспределять материальные ресурсы, производить капвложения на
восстановление предприятия за счет текущих расходов.
Параллельно
с переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением хозяйства происходила
перестройка системы планового управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО.
Его функции по управлению народным хозяйством перешли к Совету Народных
Комиссаров, который в 1946 году был преобразован в Совет Министров СССР.
На базе наркоматов оборонной промышленности образовался ряд машиностроительных
министерств, сориентированных на выпуск гражданской промышленности.
Преодоление
хозяйственных трудностей искали в организационной перестройке. Сначала был взят
курс на узкую специализацию министерств, но эти преобразования не оправдали
себя, и в 1949-м году начался процесс слияния министерств. Для решения крупных
проблем часто создаются специальные органы. С этой целью были образован
Госкомитет по снабжению народного хозяйства (Госснаб СССР). Госснаб стал
работать в контакте с Госпланом, составляя подробную номенклатуру распределения
продукции, а министерства, получая соответствующие фонды и ресурсы,
осуществляли оперативное снабжение подведомственных предприятий.
Поскольку
решено было вновь вернуться к пятилетке как основной форме планирования, возросла
роль Госплана как органа, разрабатывающего основные направления развития
экономики на длительную перспективу. В июне 1955 года Госплан был разделен на
два органа -- Госкомиссию по перспективному планированию (Госплан) и
Госкомиссию по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия).
На первый возлагалась разработка пятилетних и перспективных планов, а также
контроль за их исполнением. В функцию второго входила разработка годовых и
квартальных планов развития народного хозяйства.
Всё
сильнее и настоятельнее становились требования о качественных структурных
сдвигах в производительных силах, всё отчетливее и острее проявлялись
необходимость кардинального совершенствования действовавшего в тот период
хозяйственного механизма, несоответствие директивно-мобилизационных методов
управления, сложившихся в 30 -- 40-х годах, новым экономическим условиям.
Происходило замедление темпов эк. роста, в том числе производительности труда в
промышленности. Для того чтобы лучше приспособить систему хозяйственного
управления к решению данных проблем хотели добиться наиболее правильного
сочетания централизованного госпланирования и усиления экономического
стимулирования производства. Намечалось осуществить меры по:
· совершенствованию планирования;
· усилению экономического
стимулирования и хозрасчета;
· улучшению организации
управления промышленностью.
При
этом проявились три аспекта преобразований в области организационной структуры: укрепление централизованных начал в
управлении промышленностью, ликвидация совнархозов и формирование объединений.
На
протяжении всех 70-х годов совершенствование методов управления считалось одним
из узловых вопросов экономической политики. В первую очередь целесообразно было
взяться за решение вопросов, отложенных по тем или иным причинам в1965 году, в
том числе за перестройку организационной структуры управления отраслями и
создание производственных объединений. При двухзвенной системе производственные
объединения и крупные предприятия непосредственно подчиняются министерству.
Трехзвенная система управления включает министерство, республиканское
промышленное объединение, производственное объединение. Таким образом, основным
хозрасчетным звеном отраслевой структуры организации и управления стали
производственные объединения.
Вновь
была выдвинута задача превратить пятилетку на деле в основную форму
планирования. Этой задаче послужила и подготовка так называемых целевых
программ. Широкое внедрение на этом этапе в плановую практику целевых программ
означает, что круг наиболее сложных вопросов рассматривается более всесторонне,
с учетом факторов, которые способствуют или тормозят их решение. Однако в начале
80-х годов произошло дальнейшее замедление темпов экономического роста, что
говорит о недостаточности принятых в 70-е годы мер по совершенствованию
планирования, изменению организационных структур.
В
силу вышеперечисленных обстоятельств вновь начался поиск более действенных
решений по перестройке системы управления. Исходное положение концепции реформы
состояло в том, чтобы сохранив единство централизма и самоуправления на местах,
изменить балансировку системы управления, сместить ее центр тяжести в сторону
базисных звеньев производства -- объединений, предприятий.[2]
Принципиальное
положение общей концепции реформ -- переход к экономическим методам управления.
Это переход от административно-директивных методов к экономическим отношениям.
Ставилась задача перестройки народнохозяйственного планирования в сторону
усиления его воздействия на рост эффективности производства как важного фактора
развития страны.
На
этом этапе резко возрастает роль региональных звеньев управления. Для улучшения
координации деятельности центральных, отраслевых и местных органов управления
были найдены оптимальные организационные структуры --
территориально-производственные комплексы ( ТПК ). Здесь углублялось
региональное разделение труда с учетом особенностей и преимуществ местных
природных условий, демографической ситуации, развития транспорта и т.п.
Вначале
90-х годов в России, уже как самостоятельном государстве, происходит
становление качественно новой системы управления экономикой. Переход от
планового ведения дел в народном хозяйстве к свободным рыночным отношениям
позволяет выделить этот период в отдельный этап в развитии системы управления
экономикой. Этот этап включает в себя два подэтапа ( 91 - 93 гг., 93 -
настоящий момент ). Однако опыт управления, накопленный за предыдущий период не
является бесполезным.
1. Аганбегян А.Г. Сочетание
отраслевого и территориального принципов управления экономикой. М: 1980 г.
2. Белоусов Р.А. Исторический
опыт планового управления экономикой СССР. М: Мысль, 1987 г.
3. Виханский О.С. Проблемы
развития управления общественным производством. М: МГУ, 1991 г.
4. Коржихина Т.П. История
госучреждений СССР. М:
Высшая школа, 1986 г.
5. Романова Л.А. Экономика
региона: самостоятельность и
госрегулирование. П: ПГУ,
1994 г.
[1] Белоусов
Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М: Мысль,
1987 г.
[2] Виханский О.С. Проблемы
развития управления общественным производством. М: МГУ, 1991 г.
|