Евро: последний отсчет
Евро: последний отсчет
Нижегородский Ордена Трудового Красного
Знамени
государственный университет им.
Н.И.Лобачевского
Экономический факультет
Кафедра экономической информатики
Реферат по курсу “Валютное регулирование”
Евро: последний отсчет
Подготовил: студент 743 гр. Балабанов А.С.
Проверил: Салмин С.П.
Нижний Новгород
1998
Содержание
Введение 2
Евро: геоэкономический аспект 3
Обеспечение функционирования евро 6
Европейский Валютный Институт 6
Европейский Центральный Банк и система
национальных центробанков 7
Технические вопросы перехода к единой валюте 11
Заключение 12
Источники информации 12
Первый день января 1999 года ознаменует не только
начало нового календарного года, но и начало практической реализации
беспрецедентной по масштабам европейской кампании по переходу 11 стран-участниц
Евросоюза на единую валюту. Новая денежная единица евро получит параллельное с
национальными валютами и пока только безналичное хождение в Германии, Франции,
Италии, Испании, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Португалии, Финляндии, Ирландии
и Люксембурге. Великобритания, не желающая пока делиться своей независимостью с
другими, а также Дания и Швеция занимают выжидательную позицию. Если все будет
достаточно гладко и у этих стран появиться желание влиться в единое валютное
пространство, они смогут это сделать с начала 2002 года. То же самое сможет
сделать и Греция, если к этому времени достигнет требуемых экономических
показателей (См. [2]).
Спору нет, подобная интеграция национальных валют, а
значит и экономик, дает огромные выгоды для стран-участниц евро-проекта. Это
исключение расходов, связанных с обменом валют (по оценкам крупнейших
аналитических компаний здесь счет идет на десятки миллиардов ЭКЮ) и курсовыми
рисками. Это расширение европейскими фирмами рынков сбыта, интенсификация
торговли, более активное сотрудничество во всех сферах. Все интернациональные
процессы и транзакции так или иначе завязаны на валюты стран-участниц. Для
каждого отдельно взятого гражданина страны-участницы Экономического и Валютного
Союза (ЭВС) также появляется масса преимуществ. Единый и сопоставимый масштаб
цен позволяет легко ориентироваться на всем евро-пространстве, избегая обменных
операций. Но главная надежда, которую связывают европейские политики и экономисты
с евро – та, что новая валюта приобретет статус резервной и потеснит на
международном валютном рынке американский доллар. Экономический потенциал
стран, объединяющих свои денежные системы, позволяет это сделать. Как следствие
ожидается большой приток инвестиций в Старый Свет, что позволит ускорить
европейским государствам экономический рост.
Однако, осуществление столь заманчивых перспектив
обуславливает большую ответственность за проводимую политику интеграции.
Объединение денежных систем требует огромного доверия стран друг к другу (вы бы
согласились объединить свои сбережения со сбережениями своего соседа?) и
жесткого централизованного контроля над образовавшимся единым валютным
пространством. Залог стабильности всего ЭВС – стабильность экономики каждой
страны-участницы. В данной работе мы попытаемся проанализировать, какими
институтами и методами европейцы собираются контролировать свою новую валюту,
какие возможные проблемы они видят в процессе слияния денежных систем и какие
пути их решения предлагают.
Автору также представляется интересным рассмотреть
технические вопросы, возникающие при переходе к единой валюте: 1 января 1999
года, 1 января 2000 года и 1 января 2002 года – эти даты тревожат умы многих
людей, ответственных за целостность информационного пространства, данных, за
обеспечение коммуникаций на любом уровне: от масштаба фирмы до глобальных
информационных сетей.
Несмотря на то, что данный вопрос немного “выбивается”
из темы реферата, автор принял решение включить его в содержание. Важность
этого момента трудно переоценить. Что произойдет после введения евро на
экономическом пространстве вне Евросоюза? Как изменится роль США, этой
супердержавы, чья валюта принята всем миром в качестве резервной и которая
извлекает из этого немалую выгоду? Кроме этого, накануне введения евро в
безналичный оборот, сильно возрос интерес к новой валюте и появилась масса
аналитического материала. Попробуем разобраться, выяснить, какие изменения
ожидаются в мировой экономике после Нового Года, постараемся взглянуть на этот
вопрос не изнутри Евросоюза, а снаружи.
Да, при более подробном рассмотрении, введение евро
есть не столько глобальный экономический проект, сколько глобальный
политический. Европа уже давно не скрывает, что создание ЭВС направлено на
подрыв монополии США на мировую валюту. При доле США в мировой экономике и
торговле, не превышающей 20%, доллар обслуживает около половины всех
совершаемых международных коммерческих сделок.
Есть ли у евро шансы потеснить доллар? Статус мировой
валюты определяется целым рядом факторов:
·
экономической мощью страны и ее долей в мировой
торговле;
·
внешнеэкономической независимостью, слабой
уязвимостью со стороны зарубежных рынков;
·
стабильностью валюты;
·
масштабом рынков капитала и степенью их
либерализации.
По численности населения, экономическому
потенциалу, доле в мировой торговле ЕС является лидирующим регионом среди
развитых стран. Что касается экономической независимости, Европа, возможно,
уступает США, но зато заметно опережает Японию. Вопрос о стабильности будущей
европейской валюты остается пока открытым. Что касается масштабов рынка
капиталов, то Европа пока отстает от США, хотя разрыв все время сокращается.
[3]
В феврале 1997 года суммарная капитализация
рынка акций стран ЕС составляла 4,6 трлн долларов, то есть более половины рынка
США (8,7 трлн), существенно превосходя японский (3,1 трлн). Показатели же
экономического потенциала ЕС и США примерно одинаковы. Такое соотношение
объясняется тем, что рынки акций в Европе в основном национально
ориентированны. Иностранные акции, как и иностранные инвесторы, представлены на
32 европейских биржах весьма бледно. По-настоящему международный статус имеет
только Лондонская фондовая биржа. С введением евро произойдет концентрация и интернационализация
европейского рынка акций и общий недостаток ликвидности будет преодолен.
Что касается рынка облигаций, здесь позиции
стран – кандидатов ЭВС еще более заманчивы. По оценкам специалистов Deutsche
Bank, объем рынка облигаций, номинированных в 15 валютах стран ЕС, в конце 1995
года достиг 6,9 трлн долларов, что составляет 35,4% мировой капитализации и
78,4% уровня США.
С введением евро можно ожидать, что рынок
евробондов совершит рывок. Причем привлечение займов будет осуществляться на
все более благоприятных условиях, а обслуживание долга станет менее
обременительным. Уже на этапе подготовки к введению евро произошло выравнивание
процентных ставок по займам, как того требовал один из критериев конвергенции,
и их общее снижение.
Таким образом, в результате перехода к единой
валюте может произойти переориентация потоков капитала в пользу Европы. Сможет
ли евро исполнять функции мировой валюты, будет также зависеть от того,
признают ли его центробанки мира конкурентом доллару в качестве резервной
валюты.
Как же к этому относятся в Вашингтоне?
Американский президент на словах поддержал
планы Европы, связанные с переходом к единой валюте. Однако, официальные лица
Соединенных Штатов с опасением относятся к возможному росту престижа новой
валюты в мировой экономике. Кроме процесса “естественной эволюции” можно
ожидать и более активного противодействия, ведь прецедент уже имеется. В начале
1990-х годов колоссальные спекуляции с евровалютами, осуществленные Джорджем
Соросом (как тогда поговаривали, с молчаливого согласия, а то и с прямой подачи
официального Вашингтона), поставили под вопрос дальнейшее существование
механизма обменных курсов европейской валютной системы (ЕВС). ЕВС тогда
вынуждены были покинуть Великобритания и Италия. Сейчас вполне можно ожидать
дестабилизирующих действий со стороны мировых валютных рынков, и о
необходимости быть готовыми к этому уже открыто говорят официальные лица по обе
стороны Атлантики.
Не забывают в США и о таком излюбленном
приеме, как политическое давление. Американцы во время встречи с руководителями
нового лейбористского правительства Великобритании требовали от Лондона
окончательно определиться – или особые отношения с США, или более тесные связи
с континентальной Европой.
Впрочем, приверженцам американской валюты есть еще
кое-что возразить противникам. Хотя позиции европейцев и выглядят впечатляюще,
страны ЕС заметно отстают от США в модернизации экономики. Несмотря на
значительную либерализацию на рынке труда, вызванную европейской интеграцией, в
Европе по-прежнему сохраняется высокий уровень “зарегулированности” и
ограничения конкуренции, особенно в сфере услуг. Американские эксперты
полагают, что Европа, с характерным для нее высоким уровнем безработицы, не
сможет составить конкуренцию динамично развивающейся экономике США. [1]
Кроме этого, скептики утверждают, что новая
европейская валюта не сможет завоевать достаточного доверия у иностранцев из-за
того, что весь мир будет ждать слишком быстрых и наглядных результатов от ее
введения. А это может произойти не сразу (а то и вовсе не произойти). [4]
Итак, Штаты с не очень большим доверием смотрят через
океан на происходящие там процессы. А между тем… В мире намечается другой
фундаментальный процесс экономической и политической конвергенции. Только
что закончившаяся встреча глав американских государств, прошедшая в Чили, дала
новый импульс, направленный на создание зоны свободной торговли от Аляски до
мыса Горн. Это будет самая большая зона беспошлинной торговли в мире,
включающая 34 страны с населением в 750 миллионов человек, и их общий ВВП
составит 9 триллионов долларов. Участники саммита в Сантьяго - 22 президента,
включая Президента Клинтона, плюс 12 премьер-министров - обязались добиться
"конкретного прогресса" на пути к созданию зоны свободной торговли обеих
Америк к 2005 г. [5] То ли еще будет?
Кстати, немецкий банк Deutsche Morgan Grenfell
опубликовал свой прогноз обменного курса будущей единой европейской валюты по
отношению к основным национальным валютам. Аналитики компании считают, что евро
начнет свою жизнь на уровне 1,0753 доллара, или 140 иен, или же 73,53
английского пенса. [6]
Попробуем подвести итог
данной главы. Несмотря на ряд скептических высказываний об экономическом
потенциале евро, на мой взгляд, следует ожидать немалых изменений в мировой
экономике. Вопрос только в том, когда они начнут проявляться. Сейчас очень
трудно дать количественную и качественную оценку будущим изменениям: слишком
велика мировая экономическая интеграция. В первое время очень возможно
недовольство многих организаций, связанное с издержками при переходе на новую
валюту. Эти издержки будут нести не только страны ЕС, но и их зарубежные
партнеры. Кроме того, реакция финансовых рынков может оказаться очень
неадекватной, что приведет к резким колебаниям курса евро относительно мировых
валют. Однако, если брать долгосрочный период, трудно что-либо возразить против
логичного и объективного обоснования преимуществ новой валюты для европейцев.
Пусть не сразу, но доллару, вероятно, придется потесниться в корзине мировых
резервных валют.
Циркулирование единой валюты на территории нескольких
стран, несомненно, должно каким-то родом контролироваться. В рамках одной
страны и одной валюты (пусть даже резервной) особых сложностей не возникает. В
США основным надзирающим за этой сферой органом является Федеральная Резервная
Система. В России – Центральный Банк. Такая же система центральных банков
существует и в Европе. Но в случае с евро вопрос сильно усложнился. Нельзя
поручать какому-то национальному банку (или нескольким национальным банкам)
эмиссию европейской валюты. Слишком большие полномочия оказываются в одних
руках. Сильно ограничивать полномочия главного руководящего органа также
нельзя, иначе его работа будет попросту неэффективной.
Когда после Маастрихта в Европе стали отчетливо
вырисовываться перспективы будущего ЭВС, с новой силой встал вопрос о
Европейском Центральном Банке (ЕЦБ) – именно к такому решению пришли страны ЕС
относительно центрального финансового органа союза. Естественно, такой банк
должен быть независимым и построенным на принципах Совета Европы и прочих
общеевропейских организаций. Для подготовки фундамента ЕЦБ, определения
принципов его функционирования, разрешения возникающих вопросов при разработке
проекта перехода на единую валюту в 1994 году в немецком городе
Франкфурте-на-Майне был создан Европейский Валютный Институт.
Европейский Валютный Институт, ЕВИ (European Monetary
Institute (EMI)), созданный в соответствии со статьей 109f (3) Соглашения о
Европейском Сообществе, предназначен для определения организационной и
функциональной структуры Европейской Системы Центральных Банков, ЕСЦБ (European
System of Central Banks (ESCB)), состоящей из Европейского Центрального Банка,
ЕЦБ (European Central Bank (ECB)) и национальных центробанков государств-членов
Сообщества. ЕСЦБ предназначена для реализации третьей стадии проекта
Экономического и Валютного Союза, ЭВС (Economic and Monetary Union (EMU)). [7]
Замечательно, что в источнике [7] указывается именно
на третью стадию проекта ЭВС, в то время, как в остальных источниках в качестве
начала третьей стадии стоит дата 1 января 2002 года, то есть, ввод в обращение
наличных евро. По сведениям автора, ЕЦБ уже начал свою работу, и период с 1999
по 2002 год также будет им контролироваться.
Чем же занимался данный Институт? По сведениям,
опубликованным на сервере Европейского Центрального Банка (www.ecb.int), в
задачи ЕВИ входило следующее:
·
подготовка инструментов и процедур осуществления
единой валютной политики на территории государств, в которые предполагается
перевести на режим евро с 1999 года;
·
анализ вариантов проведения единой валютной
политики;
·
упорядочивание сбора, подготовки и распространения
в будущем евро-пространстве статистической информации, касающейся финансов,
банковского дела, платежных балансов и прочей финансовой информации;
·
разработка и развитие структуры, обеспечивающей
осуществление обменных операций с валютами стран-участниц евро-пространства;
·
развитие технической инфраструктуры проведения
международных платежей (система TARGET). Целью данной системы является
обслуживание международных расчетов стран-участниц таким образом, чтобы эта
процедура проходила так же беспрепятственно, как и внутри страны;
·
разработка наличных евро: дизайн и техническое
описание. Данный вопрос решался на конкурсной основе.
Это были первоочередные задачи ЕВИ. Кроме
этого, Институт интересовали следующие проблемы:
·
разработка согласованных правил и стандартов в
бухгалтерии с целью подготовки сводных балансов в ЕСЦБ;
·
информационное и техническое обеспечение
функционирования ЕСЦБ;
·
возможные пути обеспечения стабильности
функционирования кредитных институтов и финансовой системы в области
сотрудничества с властями отдельных стран.
ЕВИ также помогал в подготовке
законодательства всего Сообщества и национальных законодательств к третьей
стадии перехода на единую валюту. В частности, это касалось валютного и
финансового законодательств, включая уставы национальных центробанков.
По регламенту (в соответствии с Соглашением),
а также по запросам Европейского Совета, ЕВИ предоставлял необходимые отчеты о
своей деятельности. За четыре с половиной года существования ЕВИ было проведено
45 заседаний Совета ЕВИ с участием представителей европейских центральных
банков. Все наработанные документы были переданы в Европейский Центральный
Банк. Несмотря на сложность поставленной задачи, считается, что ЕВИ с ней
справился и большинство европейцев достаточно спокойно относятся к введению
евро в начале 1999 года.
Итак, в июне 1998 года ЕВИ предоставил
последний отчет за 1997 год, в котором говорилось о проделанной работе в плане
подготовки фундамента для становления Европейского Центрального Банка. А
незадолго до этого, в мае, 15 (!) лидеров стран-участниц ЕС собрались в
Брюсселе на саммит, результатом которого должно было явиться решение о снятии
“валютных границ” между 11 странами и утверждение главы ЕЦБ. В последнем
вопросе развернулось жесткое противостояние Франции и Германии, как наиболее
сильных в экономическом плане стран из 11 отобранных.
Решение организовать банк во
Франкфурте-на-Майне, в Германии, как считают многие эксперты, было платой
Германии за участие ее в ЭВС, то есть отказ от своей сильной валюты. Без
участия немецкой марки евро вряд ли заняло бы достаточно прочную позицию на международном
валютном рынке. В таком случае Франция осталась бы наедине с недостаточной
массой валют остальных 9 стран-участниц. А тут еще Италия, которую взяли в
число 11-ти стран лишь “за красивые глаза”: она до недавнего времени не
удовлетворяла сразу нескольким требованиям для вступления в ЭВС. В общем, без
Германии (при воздержании Великобритании) евро пришлось бы туго.
Кстати, о Великобритании. Опять же, ряд
экспертов сходятся во мнении, что выжидательная позиция Туманного Альбиона в
случае успешного дебюта евро окажется ошибочной, ибо финансовый центр Европы
неизбежно перекочует из Лондона во Франкфурт, поскольку именно там будет
сосредоточена исполнительная власть евро-пространства, его мозг. Если бы
Великобритания приняла участие в первом этапе хождения евро, вполне вероятно,
что ЕЦБ был бы организован на ее территории. Впрочем, это не означает, что
Великобритания, Греция, Дания и Швеция не принимают участия в создании капитала
ЕЦБ (см. ниже).
Так или иначе, но оставался еще вопрос о
президенте этого нового банка. И лидеры Франции и Германии ехали на майский
саммит (где, кстати, председательствовал “нейтральный” премьер Великобритании
Тони Блэр) каждый со своими предложениями.
Долгое время у европейцев была на этот пост
одна кандидатура, предложенная Германией, — 62-летний председатель
расположенного во Франкфурте Европейского Валютного Института Вим Дуйзенберг.
До середины 1997 года он на протяжении 16 лет возглавлял центральный банк
Голландии. На этой должности он зарекомендовал себя с наилучшей стороны, во
многом благодаря его усилиям Нидерланды вступили в период стабильности и
экономического роста. Кроме того, франкфуртский Институт считается прообразом
Европейского Öентрального Банка, поэтому вполне
логично было бы, чтобы Дуйзенберг и перешел в новое качество в новом
учреждении. [8]
Однако, полгода назад президент Франции Жак Ширак
предложил, чтобы место главного европейского банкира занял председатель
центрального банка его страны 55-летний Жан-Клод Трише. Аргументы его также
нельзя было сходу отмести. Ссылаясь на германскую родословную Дуйзенберга и на
местоположение главного финансового учреждения Европы в сердце финансовой
столицы ФРГ, он настаивал, чтобы влияние Германии на формирование европейской
монетарной политики было каким-то образом компенсировано.
Переговоры в первый же день зашли в тупик.
Это можно считать первым крупным разногласием членов ЕС. Уступать не хотел
никто. Гельмут Коль, у которого в сентябре намечались выборы (которые тот,
кстати, проиграл – зря старался), очень хотел вернуться из Брюсселя с победой.
Он аргументировал свою позицию тем, что смена кандидатуры президента ЦБ вызовет
сомнения в политической незаангажированности этого проекта.
Однако второй день саммита принес облегчение.
Компромисс был найден. Вим Дуйзенберг назначается на пост президента ЕЦБ, но
находится на нем не весь 8-летний срок, как это регламентирует Устав, а только
4 года, по прошествии которых его сменяет Жан-Клод Трише, заступающий уже на
весь срок. Относительно редкая смена президентов, по мнению европейцев, должна
обеспечить независимость глав Банка от политических пертурбаций.
Премьер Блэр сразу же после достижения
соглашения (в час ночи) вышел к журналистам и объявил, что все прошло согласно
первоначальному плану: будто Дуйзенберг и не собирался оставаться на полный
срок. В такой решающий момент очень важно было продемонстрировать
взаимопонимание между всеми странами, объединяющими валюты. Следует заметить,
что противники евро очень цепко ухватились за этот шаткий компромисс и считают
это недобрым знаком. [9]
Управляющая структура ЕЦБ зафиксирована в
Уставе, который прилагается к Соглашению о ЭВС. В ней выделяются три главных
органа:
Управляющий Совет ЕЦБ
Статья 10.1 Устава ЕСЦБ: “в соответствии со статьей 109а (1) данного
Соглашения, Управляющий Совет должен включать членов Совета Директоров ЕЦБ и
председателей национальных центральных банков”
Совет Директоров ЕЦБ
Статья 11.1 Устава ЕСЦБ: “в соответствии со статьей 109а (2) (а)
данного Соглашения, Совет Директоров должен включать Президента,
Вице-президента и четырех других членов”
Генеральный Совет ЕЦБ
Статья 45.2 Устава ЕСЦБ: “Генеральный Совет должен включать Президента
и Вице-президента ЕЦБ и председателей национальных центральных банков. Другие
члены Совета Директоров могут участвовать в нем без права голоса.”
Как видно, национальные центральные банки стран-участниц
евро-пространства не упраздняются, а их действия координируются Европейским
Центральным Банком. Вместе эти два института составляют Европейскую Систему
Центральных Банков, ЕСЦБ.
9 июня 1998 года Генеральный Совет ЕЦБ утвердил проценты участия
государств-членов ЕС в капитале ЕЦБ. Они таковы:
|