бесплатные рефераты

Европейское экономическое содружество

Европейское экономическое содружество

Оглавление


Введение................................................2


I. Европейское экономическое сообщество как

особая форма интеграции мировой экономики.........4


1.1. 35 лет истории ЕЭС................................4


1.2. Экономическая политика в ЕЭС......................11


1.3. Совместная сельскохозяйственная политика..........13


1.4. Проблемы совместной промышленной политики......14


II. Вопросы финансовой политики ЕЭС....................17


2.1. Европейский бюджет................................17


2.2. Экю - европейская монета..........................18


Заключение.............................................21


Библиография...........................................23


Введение.


Европа - один из пяти континентов расположенных между Северным Ледовитым океаном, Средиземным морем, Кавказскими горами, Каспийским морем и Уралом, насчитывает 10,5 млн. кв. км и более 720 млн. человек.

После второй мировой войны Европа была разделена на два экономически и идеологически противоположных блока: Западную Европу, включающая в себя самые развитые страны и Восточную Европу. В конце 80 – х годов произошло крушение коммунистических режимов: объединение Германии (1990), восстановление независимости прибалтийских государств, дезинтеграция Советского Союза (1991), распад Югославии (1991), разделение Чехословакии (1993), так появилось до девяти новых государств. Новая политическая ситуация значительно изменила экономический и политический климат на континенте, поэтому перед современной Европой возникают новые проблемы, которые требуют осмысления с позиций разных наук, в том числе в аспекте экономической географии.

Эти проблемы волнуют всех европейцев от Атлантики до Урала. Расширение контактов в последнее десятилетие двадцатого века позволяет европейцам надеяться на установление взаимопонимания, а следовательно ,на успешное решение проблем.

В настоящее время назрела необходимость объединения Европы. На Западе это объединение является свершившимся фактом. Как далека от этого Восточная Европа. Как нужен всем нам единый общеевропейский дом.

Целью нашего реферата является изучение вопросов истории становления, развития, современные проблемы Е.С. В связи с этим возникла необходимость последовательного решение ее задач.

- каков механизм интеграции в рамках Е.С.? Как принимаются решения в Е.С.?

- как осуществляется совместная промышленная и сельскохозяйственная политика?

- как решаются вопросы финансовой политики и каковы перспективы европейской монеты - экю?

- каковы перспективы Е.С.?

Для написания реферата были использованы работы отечественных и зарубежных авторов. Их список прилагается в библиографии.


Глава I. Европейское экономическое сообщество как особая форма интеграции мировой экономики.


1.1. 35 лет истории сообщества


16 апреля 1948 г. была создана Европейская организация экономического сотрудничества, которая должна была распределить фонды плана Маршалла. В 1961 г. эта организация была преобразована в Организацию по экономического развитию и сотрудничеству. 18 апреля 1951 г. "Шестерка" подписывает договор, учреждающий Европейское сообщество угля и стали, ставший первой европейской организацией федерального типа.

1954 г. Правительства европейских стран пытаются найти формы политического объединения, в частности, по проблемам разоружения.

25 марта 1957 г. Подписание шестью странами Римского договора, учреждающего Общий Рынок, то есть ЕЭС и Европейcкого сообщества по атомной энергии. 1958 г. Создание комиссии, Парламента, совета министров.

1959 г. Происходят процессы, которые приводят к полному исчезновению препятствий обмена между странами "шестерки". Снижение на 10% таможенных пошлин внутри стран Общего Рынка.

1962 г. Создание Европейского фонда сельскохозяйственных гарантий, организации единого рынка шести продуктов: зерновые, свинина, яйца, Птица, вино, овощи и фрукты.

1964 г. Общий рынок становится реальностью. Начинает функционировать поддержка рынка сбыта сельскохозяйственных продуктов.

1968 г. Осуществление таможенного союза с полным устранением таможенных пошлин между государствами членами и установление общего внешнего тарифа.

22 января 1972 г. Подписан договор о приеме новых членов: Великобритании, Ирландии и Дании.

1975 г. Подписание соглашения Лоли между сообществами 46 странами Африки, стран Карибского бассейна и бассейна Тихого океана, теоретически облегчающего им доступ к сельскохозяйственной продукции на общем рынке.

1986 г. Вступление в ЕЭС Испании и Португалии. Говоря об истории сообщества нельзя не вспомнить, что у его истоков стоял великий европеец Робер Шуман.Шуман был легендарной личностью.

Он родился в 1895 году в Люксембурге, в семье выходца из французской Лотарингии. Учился в университетах Бонна, Мюнхена, Берлина и Страсбурга.

1910г.- доктор права Страсбургского университета.

1919г.- избран депутатом во французский парламент.

1940г.- заключен в тюрьме гестапо.

1945г.- снова избран депутатом.

1946г.- министр финансов Франции.

1948 - 1958г.- министр иностранных дел.

25 марта 1952г.- подписание Римского договора основание Общеевропейского рынка между первыми шестью странами.

1958 - 1960г.- председатель Европейского парламента.

3 сентября 1963г.- скончался. Робера Шумана называют отцом Европы.


История формирования и развития ЕЭС - это этапы интеграции западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах.

Процесс интеграции продолжается и сегодня. С точки зрения экономического развития, выделяют 4 этапа интеграции:

1 этап - 1945-1957 годы

2 этап - 1957-1974 годы

3 этап - 1974-1985 годы

4 этап - с 1985 года

Начало интеграции способствовало усилению стран "шестерки" и образованию ядра хозяйственного потенциала региона. В группу вошли страны примерно равного экономического уровня, что позволило им добиться важных результатов по углублению интеграционных процессов. Они начали с Общего рынка, устранения таможенных пошлин. Особое внимание уделялось аграрному рынку и отраслям добывающей промышленности. Интеграция распространялась на кредитную и валютную сферы. Центральные банки стран

 - членов ЕЭС наладили постоянные встречи для согласования денежно - кредитной и валютной политики.

Была создана институциональная основа. Сначала в Европарламент делегировались представители национальных парламентов, а с 1979 года выборы стали прямыми. Роль правительства как исполнительной власти взяли на себя комиссии Европейского Сообщества. Далее был создан Совет Министров, решения которого принимались на основе консенсуса, согласия.

На третьем этапе интеграционные процессы замедлились, они начали развиваться вширь, а не внутрь. Усилились разногласия внутри группировок. Произошли два мировых экономических кризиса:1974 - 1975 г., 1980 - 1982 г.

Произошел переход с экстенсивного на интенсивный путь развития экономики. Усилился разрыв в экономическом уровне. Ряд производств традиционных отраслей переместился за рубеж. "У себя" стали стимулировать развитие наукоемких отраслей. При сокращении машиностроения возросла роль электроники, вычислительной техники. Приоритетными стали отрасли, производящие новые материалы, биотехнологии.

Выросла производительность труда в сфере услуг и упала в производственной сфере. Произошел всплеск инфляции, бурный рост цен. "Шестерка" превратилась в "десятку" Наконец, на современном этапе развития интеграционных процессов стали укрепляться позиции ЕЭС в мировой экономике. В 1993 году принято решение завершить процесс формирования единого рынка, что будет означать свободу рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Углубляется интеграция в политической области. В 1985 году экономика вступила в фазу подъема. В настоящее время все чаще европейцы говорят о начале экономического кризиса. Тем не менее, сопоставление экономики стран Восточной и Западной Европы свидетельствует не в пользу Востока. Различие капитализма и социализма состоит в том, что капитализм - это реальность, а социализм - это идея. Капитализм доказал свою жизненность и способность приспособиться к новым условиям.

Таким образом, опора на объективные экономические законы позволяет странам Европы построить взаимосвязанный общеевропейский хозяйственный комплекс.

Страны входящие в Европейское Сообщество являются одними из самых развитых стран на континенте, следовательно по многим показателям определяющим уровень жизни в той или иной стране достаточно высок и они занимают ведущие позиции. Следует отметить, что наиболее развитыми странами входящими в Е.С. являются те страны, которые вошли в Е.С. одними из самых первых, такие как Франция, Германия, Италия, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Дания, что подтверждает важность подобного сообщества.

Ведущую роль этих стран можно проследить на примере некоторых показателей развития отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, работа транспорта, уровень жизни населения и пр.).

Для того, чтобы получить более полное представление об уровне развития стран членов ЕЭС мы попытались сопоставить некоторые цифры касающиеся в частности валового национального продукта, средней продолжительности жизни населения уровня развития автомобильного парка, а также количество произведенного мяса.

Почему мы выбрали?

1) Процесс автомобилизации охватил весь мир и отличается высокими темпами роста. Если в Западной Европе в целом автомобилями владеют 30 - 50% всех жителей, то в развивающихся странах лишь 1%. Однако и среди экономически развитых стран по уровню автомобилизации наблюдаются большие различия. Что касается стран членов ЕЭС, то можно привести следующие данные по производству автомобилей.

1 Германия - 4323000 машин

2 Франция - 3414000 машин

3 Италия - 1971000 машин

4 Испания - 1498000 машин

Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Наиболее высокого уровня развития в наши дни достигло сельское хозяйство экономически развитых стран Запада, где сформировался агробизнес. Для густо населенных районов Европы характерно разведение крупного рогатого скота, отличающего высокой продуктивностью, и самое главное, высокими душевыми показателями. Можно привести данные по уровню производства мяса в ведущих странах:

1.    Дания - 305 кг. на 1 человека.

2.    Нидерланды - 204 кг. на 1 человека.

3.    Бельгия - 136 кг. на 1 человека.

4.    Франция - 112 кг. на 1 человека.

Представляет интерес сопоставление данных стран по средней продолжительности жизни населения. Естественно, что в наши дни по мере развития цивилизации средняя продолжительность жизни возрастает. Несмотря на общую тенденцию к повышению, различия в уровнях средней продолжительности жизни еще очень велики. Так, между экономически развитыми и развивающимися странами это различие составляет 14 лет. Во всех без исключение странах женщины живут дольше мужчин. Приведем следующие данные продолжительности жизни в странах ЕЭС:

1.    Италия, Испания - м\ж - 75\82

2.    Франция - м\ж -74\82

3.    Нидерланды - м\ж - 74\81

4.    Люксембург - м\ж - 73\80

Известно, что уровень экономического развития страны характеризуется по такому обобщающему показателю как ВВП (валовый внутренний продукт - стоимость всей конечной продукции выпущенной на территории данной страны за 1 год) или ВНП (валовый национальный продукт - это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей.


ВНП на душу населения

1.    Люксембург - 26428 $

2.    Германия - 18625 $

3.    Франция - 18291 $

4.    Бельгия - 16790 $

5.     

 1.2 Экономическая политика в Е.Э.С.


Представленная выше схема инструментов интеграции раскрывает механизм принятия решений в рамках сообщества.

Он состоит в следующем:

Предложения направляются на обсуждения, затем принимаются решения, которое претворяется в жизнь в рамках стран - участниц. Консультационных органы включают в себя комитет профессиональных сельскохозяйственных организаций и генеральный комитет сельскохозяйственных коопераций.

Решения обсуждаются в комиссии, которая собирает мнения всех членов комитета. Далее мнения и предложения направляются в Парламент, комитет по социально - экономическим вопросам, комитет управления. В свою очередь, мнения и предложения Парламента и комитетов направляются в Совет министров, который издает постановления обязательные для исполнения государствам - участницам.

Европарламент состоит из 518 человек, который избирается общим прямым голосованием. Начиная с 1978 года он имеет соответственные финансовые полномочия, и может изменить некоторые статьи расходов. Парламент представляет свое мнение по основным предложениям комиссий. Начиная с 1983 года Парламент заседает в Страсбурге, тогда как комитет собирается обычно в Брюсселе. Сессии секретариата проходят в Люксембурге.

Совет министров объединяет представителей правительств стран Сообщества. Он принимает решения по предложению комиссий. Совет министров осуществляет формальное участие правительств стран - участниц. В зависимости от сложности проблемы решения либо принимаются единогласно, либо подавляющим большинством.

В бюджетной политике принимаются решения по мажоритарному принципу. Совет министров, задуманный как координационный орган, стал центром принятия политических решений и его роль постоянно возрастает.

Комитет по социально - экономической политике состоит из представителей различных категорий, заинтересованных в решение социально - экономических проблем. Прежде чем принять решении, члены комитета проводят различные консультации.



1.3. Совместная сельскохозяйственная политика.


В рамках стран - участниц создается единый крупный рынок. Продукты свободно циркулируют на рынке. Это выражается в следующем

·        устранение таможенных пошлин

·        гармонизация административных, санитарных и ветеринарных требований

·        установка единых цен и политика поддержки цен.

Цены на различные сельскохозяйственные продукты устанавливаются один раз в год в Брюсселе министрами сельского хозяйства в ходе переговоров, которые часто бывают длинными и трудными. Единый тариф защищает страны сообщества от конкуренции других стран. Каждое государство вносит в единый бюджет взносы.

Между тем, сельскохозяйственная политика никогда не была лишена недостатков. Она очень сложна, дорогостояща, часто неуравновешенна.

Количество людей, занятых в сельском хозяйстве, в 1960 году составляло 19 млн. человек, а в 1984 году лишь 7, 8 млн. человек. Причем, более 53% руководителей сельского хозяйства старше 55 лет.

В течение всех предыдущих лет такая политика защищала сельскохозяйственные доходы, несовершенно, неравномерно, но лучше, чем американская политика. Но она все менее и менее способна выполнять эту роль и не может избежать снижения ресурсов сельского хозяйства ввиду жестких цен и ограничения объема гарантированной продукции. Однако меры, которые до сих пор принимались, недостаточны, чтобы остановить рост расходов.

В каждом государстве возникают свои проблемы, причем противоположного характера. Так, например, англичане скорее согласились бы на сильное уменьшение цен, немцы же наоборот, неохотно соглашаются на снижение цен, даже ограниченное, другие страны, например, Франция, занимают промежуточное положение, но все - различное, каждая в зависимости от собственной структуры и производства.

Германия защищает бюджетную жесткость, но отказывается касаться цен, которые являются инструментом жесткой бюджетной политики.

В целом, нерешенность сельскохозяйственных проблем ведет к нерешенности социальных проблем.



1.4. Проблемы совместной промышленной политики.


Промышленная комиссия Е.Э.С разрабатывает, начиная с 1973 года программу промышленной и технологической политики, но как отмечают наблюдатели, до настоящего времени разумная политика в этом направление представлена лишь в наброске, и ее окончательное решение еще предстоит предпринять. Если с 1961 до 1973 г.г. промышленное производство возросло на 70%, то есть 5,1% в год, в последние годы рост был значительно меньше, в среднем 0,6% в год, а в последние годы можно говорить о росте промышленности с отрицательным знаком:

 - 6,6% в 1975 году

 - 2,2% в 1981 году

 - 1,6% в 1982 году

Будущее европейской промышленности связано с развитием секторов с высокой техничностью, которое помогло бы европейской экономической политике выйти из кризиса.

Европа в настоящее время занимает слабые позиции в области электроники и информатики, и расхождения с европейскими партнерами возрастают.

Дефицит бюджета составляет 5 млрд.$. Европа поставляет лишь 10% мирового рынка в области экономики и менее 40% собственного рынка. Из 10 компьютеров, проданных в Европе - 8 компьютеров из Америки, а из 10 видеомагнитофонов - 9 из Японии. В 1984 году доля товаров с высокими технологиями распределялась следующим образом: США -31%, Япония -21%, Еэс -17%.

В настоящее время страны ЕЭС испытывают кризис в черной металлургии. Значительное уменьшение спроса на сталь, частично связанное с кризисом, вызвали в черной металлургии кризис сверхпроизводства, который поразил не только Европу, но Сша и Японию. В 1983 году европейское производство стали не превысило 106 млн. тонн, тогда как производственные мощности составили 200 млн. тонн, численность работающих в отрасли упала почти вдвое.

Успешная реализация промышленной политики во многом определяется внедрением таких крупных европейских проектов, которые связаны с транспортными перевозками. С внедрением сверхскоростных поездов в транспортной системе произошла революция. Сверхскоростные поезда значительно изменили данные, касающиеся пассажирских перевозок. Сокращая расстояния, они становятся серьезным конкурентом воздушного и дорожного транспорта, особенно, когда функционируют на новых линиях. Страны, использующие сверхскоростные поезда - это Франция ( север, юго-запад, а вскоре и восток), Германия, Англия, Италия, Швеция. К 2000 году должно быть построено 3500 км дорог.

В 1992 году подписано Трансевропейское соглашение по сотрудничеству с Восточной Европой (Венгрией, Румынией, Турцией), что будет способствовать обмену между двумя Европами и обеспечит новые перспективы не только в области транспорта, но и в целом , в промышленности.

Европейское Экономическое Сообщество - это особая форма международной экономической интеграции, представляющая собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Во второй половине двадцатого века экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитии европейского и мирового хозяйства. Наряду с ЕЭС мировое хозяйство включает в себя Ассоциацию государств Юго - Восточной Азии, Латино - Американскую Ассоциацию интеграции, зону свободной торговли, включающую США, Канаду, Мексику, а также ряд отраслевых экономических группировок, самая важная из которых - Организация стран - экспортеров нефти. В настоящее время продолжается четвертый этап экономической интеграции стран западной Европы, который развивается по всем направлениям и касается самых различных сфер деятельности. Следует отметить, что углубление процессов интеграции в целом, в рамках сообщества, не означает исчерпывающего решения всех проблем. Скорее наоборот, экономический уровень стран далеко не однороден, что вызывает разногласия у партнеров в вопросах аграрной, промышленной, валютно - финансовой политики. Поиск оптимальных путей сотрудничества стран Е.Э.С. - задача первостепенной важности на пороге двадцать первого века.


II. Вопросы финансовой политики Е.Э.С.


2.1. Европейский бюджет.


Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами. Такое положение существовало на заре ЕЭС, в 60-х годах, продолжает оставаться до настоящего времени, особенно после вступления Великобритании в Общий Рынок.

 В 1984 году сумма бюджета представляла лишь 1% внутреннего валового продукта Сообщества. 4 декабря 1984 года было подписано дисциплинарное соглашение по бюджету и принято Советом. Расходы на сельское хозяйство не должны были более расти, чем ресурсы, вложенные в сообщество.

Внедрение этого соглашения означает лимитирование сельскохозяйственных расходов, введение квот на излишки молока, зерновых и других продуктов.

Примером таких противоречий является так называемая Британская проблема, свидетельствующая о несправедливости бюджета. Этот бюджет вызывает необходимость роста зерновых, молока, сахара в Британии. Но бюджет этой страны более обращен на внешний рынок, чем в других государствах содружества. Солидарность в рамках содружества обязывает Англию вкладывать в европейский бюджет больше, чем она намерена.


2.2. Экю - европейская монета.


Президент банка Лионский кредит Жан Дефласье так оценил проблему введения единой денежной единицы в Европе: "государство, которое согласилось разделить свою монополию денежной эмиссии, отказывается от одного из последних проявлений своей суверенности. Вот почему этот этап так труден, но он так необходим на пути европейской интеграции".

Введение экю - ключевая проблема. Экю должен стать истинной европейской монетой, выпускаемой сверхнационльной организацией, свободно конвертируемой и заменяемой, реальной альтернативой королю - доллару.

В настоящее время экю широко используется в Бельгии и Люксембурге, в частности, в гостиницах и ресторанах. Чековые книжки для предприятий и частных лиц выписываются в экю, 11% внешнеторговых операций в Италии осуществляется в экю.

Начиная с 1984 года экю котируется в Париже и Брюсселе. В ближайшее время намечается введение кредитных карт и дорожных чеков в экю можно привести некоторые примеры по валютному курсу экю (данные на 1985 год):

Германия (д.м.) 2,23

Бельгия (б.фр.) 44,9

Франция (фр.фр) 6,81

Англия (ф.ст.) 0,580

Люксембург (л.фр) 44,9

Италия (лира) 1458

Следует отметить, что в настоящее время существует очень большое различие между официальным экю и частным экю. В Германии экю вообще не рассматривают в качестве валюты. В целом можно отметить, что решение проблемы экю находится в стадии становления.





Заключение.


 В настоящее время Европейское Экономическое Сообщество представляет самый крупный в мире общий рынок, охватывая население 320 миллионов человек при валовом национальном продукте 2380 миллионов долларов.

 Несмотря на практически единодушный отказ стран - участниц об учреждении сверхнациональных органов, Европа тем не менее, структурирована, с политической точки зрения, следующим образом:

 1. Рабочая комиссия Сообщества, независимая от правительств, является органом предложения и исполнения.

 2. Совет министров (в котором трижды в год руководители государств сменяют друг друга), является суверенным органом. если большинство его решений принимается единодушно, то бюджетные вопросы решаются мажоритарным голосованием.

 3. Европарламент, избираемый начиная с 1989 года общим прямым голосованием, остается почти исключительно консультативной инстанцией, которая может лишь санкционировать решения комиссии. Он заседает в Страсбурге.

 Если в области промышленности страны Сообщества еще не находятся на должном уровне (существует общий промышленный рынок, но не общая промышленная политика), то сельскохозяйственная политика развивается успешно, начиная с 1962 года. Она основана на двух крупных принципах: создание рынка продукции при общем внешнем таможенном тарифе и гарантия цен, позволяющая аграриям сопротивляться мировой конкуренции, учитывая европейскую специфику: высокая стоимость земли, рабочей силы, небольшие размеры участков земли. Единые цены фиксируются Советом министров во время Брюссельских "марафонов". Эти цены привели к постоянному росту сельскохозяйственной продукции (молоко, сахар, вино) самодостаточность полностью обеспечена и превзойдена. В Европе в настоящее время излишки продукции, в частности, масла . Необходимый этап истинной интеграции - это создание единого денежного союза, который начался в 1972 году с созданием европейской валютной "змеи", знаменующей желание защитить обмены внутри сообщества от нестабильности. Тем не менее, она не смогла сопротивляться падению доллара в семидесятых годах. В 1979 году создается европейская денежная система, зона фиксированного паритета. Если официальная динамика экю растет медленно, его использование в финансовых целях растет быстро в международных сделках. Представляя собой попытку ослабить экономическую раздробленность Европы, европейская денежная система является сегодня как символом политической воли стран, так и пределом их интеграции.



Библиография.


 1 Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я.

 Экономическая и социальная география. - Справочные

 материалы. - М.:Просвещение. - 1994. - 208 с.


 2 Вперед. - Тартурская городская газета. - 39 июня 1991.


 3 Европа. - журнал европейского сообщества. -

 июль/август 1993.


 4 Колмаков С.А., Пантелеев М.М. Современный мир. - 1

 выпуск. - М.: Мирос, 1993. - 88 с.


 5 Максаковский В.П., Географическая картина мира. -

 Ярославль: Верхне - Волжское книжное издательство, 1995. -

 320 с.


 6 Стаценко А. - Справочник необходимых познаний. - Пермь:

 Вся Пермь, 512 с.

 7 Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной

 Европы. - М.:Наука, 1993. - 50 с.


 8 Verhille Philippe. Atlas de la Grande Europe. -

 Paris.: Ellipses, 1995. - C.75 - 106.


 9 Bernard Michel., Un monde en mouvement. - Paris.:Nathan,

 1987. - C.161 - 218. (перевод с французского Кушниной Л.В.)




© 2010 РЕФЕРАТЫ