|
|||||||||||||||||||||
Диаграмма динамики расходов на ЖСК в бюджете республики Башкортостан за 1998-2000гг. Исходя из приведенных цифр видно, что расходы бюджета на ЖКХ по республике на 2000г. понизились почти в 2 раза. Состояние ЖКХ и его финансирования в г.УфеСоставлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития региона и целевых программ, на основании которых вносятся предложения о расходах бюджета. При этом учитываются изменения финансовых потоков в соответствии с проводимой в жилищно-коммунальном хозяйстве реформой с приложением адресных программ модернизации и ремонта инженерного оборудования и сетей. В условиях перехода к рыночной экономике, обострения кризиса производства, платежей и инфляции особо острой проблемой в ЖКХ остается недостаточный объем финансирования. Размер средств, направленных на финансирование капитальных вложений, уменьшился в 4,8 раза, капитального ремонта и эксплуатации жилищного фонда - в 4 раза, содержание объектов внешнего благоустройства - в 3 раза. В результате недофинансирования ухудшилось состояние основных фондов. Износ основных фондов в инженерной инфраструктуре превышает 56%. Подлежат замене 1800 км водопроводно-канализационных и тепловых сетей. Практически прекратился капитальный ремонт жилищного фонда. В неотложном ремонте нуждается около 5 млн. кв. метров жилищного фонда. Существующий порядок финансирования из бюджета убытков деятельности по содержанию и обслуживанию жилищного фонда создает предпосылки, стимулирующие затратный метод ведения жилищного хозяйства. Порядок формирования фондов экономического стимулирования для предприятий жилищного хозяйства определен в размере 10% от валовой себестоимости услуг предприятия, что выступает стимулом для увеличения себестоимости. Для четкого определения источников и размера финансирования необходимо перейти на новый порядок финансирования, в основе которого планово-расчетный тариф, предусматривающий в своем составе плановую себестоимость и плановую рентабельность, что позволит обосновать и конкретизировать сумму дотаций из бюджета и обеспечит правомерное формирование фондов предприятий в соответствии с действующими требованиями законодательных и других нормативных актов. Это позволит ввести материальный стимул для предприятий по снижению издержек производства, снижению себестоимости услуг, повышению эффективности производства в целом. Установлен стандарт уровня платежей населения в процентах к затратам на содержание, ремонт жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг: 1998 год - 50,0, 1999 год - 60,0, 2000 год - 70,0, 2001 год - 80,0, 2002 год - 90,0, 2003 год - 100,0. С 1999 года в г.Уфе поэтапно вводится: - взимание платы с населения за наем жилья муниципального и государственного жилищного фонда в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения); - взимание платы по полному тарифу за жилье и коммунальные услуги с граждан, имеющих сверхнормативную площадь жилья (за долю, превышающую нормативы); - оплата нанимателями и собственниками жилых помещений, имеющих второе жилье, его содержания и предоставления коммунальных услуг в полном размере; - оплата населением накоплений на капитальный ремонт и полное восстановление жилья; - отчисления на страхование жилья в ставку оплаты за жилье в жилищном фонде всех форм собственности с момента законодательного решения вопроса о страховании жилищного фонда. В процессе перехода от бюджетного финансирования затрат на содержание жилья и производство коммунальных услуг на оплату населением полной стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечить социальную защиту отдельных групп населения, в том числе с низким доходом, что достигается существующей системой льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Социальная защита малоимущих групп населения предполагает, что эти группы никогда не будут оплачивать полную стоимость жилищно-коммунальных услуг. Состав групп малоимущих будет со временем меняться, но опыт других стран показывает, что в социальной структуре общества они всегда остаются. Недоплату их расходов берет на себя государство, используя на эти цели часть средств от налогообложения высокодоходных групп населения. Социально дешевое жилье имеется во всех развитых странах. Оно составляет до 20% жилищного фонда, например Нью-Йорка и других крупных городов Америки. В условиях России значительную часть расходов малоимущих граждан, примерно 65%, берет на себя государство как сборщик налогов. В г.Уфе в 1998 году предоставлено льгот при оплате за жилье и коммунальные услуги 304193 семьям на сумму 20029349 руб. Из них профинансировано 6659483 руб., задолженность по всем источникам финансирования составляет 13489966 руб. Жилищные субсидии в 1997 г. получили 2741 семья, что составило 0,6% населения на сумму 482712244 руб. (неденоминированных). В 1998 г. - 1923 семьи на сумму 3500035 руб. Наряду с этим необходимо: - в порядке законодательной инициативы добиться соответствия видов льгот и источников их обязательного финансирования, предусмотреть меры при отсутствии их финансирования, упорядочить систему предоставления льгот по оплате за жилищные и коммунальные услуги; - установить порядок финансирования расходов по предоставлению льгот и субсидий через финансовое управление администрации города; - обеспечить адресную поддержку малообеспеченных семей. С целью сохранения социальной защиты населения, сохранения платежеспособности граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, по г. Уфе установлен стандарт максимально допустимой доли собственных расходов семьи в процентах от совокупного семейного дохода для расчета и предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг: 1998 год - 15 1999 год - 17 2000 год - 19 2001 год - 21 2002 год - 23 2003 год - 25. При разработке мероприятий годового этапа реформы учитывается реальный рост доходов населения. Постоянно проводится социальный мониторинг доходов и расходов населения, оценивается платежеспособности граждан, в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг. Расходы на ЖСК в бюджете г.С-Петербург на 1998г. Структура текущих расходов бюджета Санкт-Петербурга на 1998 год (тыс.руб.) | |||||||||||||||||||||
№ п/п |
Наименование |
Сумма (тыс.руб.) |
Удельный вес в бюджете текущих расходов (%) |
||||||||||||||||||
1. |
Государственное управление |
405 082,7 |
3,25 |
||||||||||||||||||
2. |
Судебная власть |
7 005,0 |
0,06 |
||||||||||||||||||
3. |
Международная деятельность |
1 927,4 |
0,02 |
||||||||||||||||||
4. |
Национальная оборона |
5 801,0 |
0,05 |
||||||||||||||||||
5. |
Правоохранительная деятельность иобеспечение безопасности |
426 409,0 |
3,42 |
||||||||||||||||||
6. |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
27 082,0 |
0,22 |
||||||||||||||||||
7. |
Сельское хозяйство и рыболовство |
9 788,0 |
0,08 |
||||||||||||||||||
8. |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология – картография и геодезия, стандартизация и метрология |
16 097,0 |
0,13 |
||||||||||||||||||
9. |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
1 026 344,0 |
8,23 |
||||||||||||||||||
10. |
Развитие рыночной инфраструктуры |
5 917,0 |
0,05 |
||||||||||||||||||
11. |
Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство |
2 275 437,8 |
18,24 |
||||||||||||||||||
12. |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
14 871,0 |
0,12 |
||||||||||||||||||
13. |
Образование |
2 534 397,2 |
20,32 |
||||||||||||||||||
14. |
Культура и искусство, кинематография |
269 740,4 |
2,16 |
||||||||||||||||||
15. |
Средства массовой информации |
68 895,0 |
0,55 |
||||||||||||||||||
16. |
Здравоохранение и физическая культура |
1 475 527,4 |
11,83 |
||||||||||||||||||
17. |
Социальная политика |
1 490 380,2 |
11,95 |
||||||||||||||||||
18. |
Обслуживание и погашение государственного долга |
1 029 767,7 |
8,25 |
||||||||||||||||||
19. |
Прочие расходы, всего |
1 384 681,3 |
11,10 |
||||||||||||||||||
|
в т.ч. погашение кредиторской задолженности, включая оплату топливно-энергетических расходов |
958 000,0 |
7,68 |
||||||||||||||||||
|
ИТОГО |
12 475 151,1 |
100,00 |
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство в проекте бюджета на 1998 год включают: расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, компенсацию удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, расходы на градостроительное проектирование и пуско-наладочные работы по инженерному оборудованию вводных объектов жилищного и социально-культурного строительства и составляют 2 275 437,8 тыс.руб. (18.24%).
Жилищно-коммунальное хозяйство
Текущие расходы на жилищно-коммунальное хозяйство аспределяются по основным целевым статьям следующим образом:
Наименование
Сумма (тыс.руб.)
Удельный вес в бюджете текущих расходов (%)
Убытки от эксплуатации жилищного фонда
558 626
4,48
Расходы на покрытие убытков теплоснабжающих организаций
531 735
4,26
Возмещение разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов
239 149
1,92
Расходы на выполнение районными жилищными агентствами функций заказчика на обслуживание и эксплуатацию государственного жилищного фонда
164 883
1,32
Капитальный ремонт жилищного фонда
143 180
1,15
Механизированная уборка дорог
115 267
0,92
Расходы на приемку ведомственного жилищного фонда
65 000
0,52
Текущее содержание уличного освещения
50 964
0,41
Текущее содержание дорог
42 765
0,34
Переработка и обезвреживание мусора
39 600
0,32
Расходы на покрытие убытков городского банного хозяйства
37 721
0,30
Текущее содержание мостов и набережных
35 300
0,28
Реконструкция и капитальный ремонт лифтов города
33 500
0,27
Текущее содержание зеленых насаждений
32 791
0,26
Расходы, направляемые на благоустройство за счет средств от размещения рекламы на объектах, находящихся в собственности города
30 840
0,25
Возмещение разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов ведомственным котельным свыше минимального тарифа
25 249
0,20
Расходы, направляемые на содержание, эксплуатацию и развитие зон платных парковок
20 860
0,17я
Возмещение разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых домов ведомственным котельным по минимальному тарифу
17 448
0,14
Расходы на создание аварийного запаса и подготовку к отопительному сезону
17 000
0,14
Капитальный ремонт дорог
14 942
0,12
Компенсация разницы в ценах на топливо, отпускаемое населению
13 650
0,11
Компенсация ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" услуг для жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья
10 830
0,09
Расходы на проведение непредвиденных аварийно-восстановительных работ и создание аварийного запаса материалов
9 990
0,08
Компенсация АО "Ленэнерго" услуг для жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья
8 900
0,07
Компенсация ГП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" услуг для жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья
8 900
0,07
Санитарная очистка территории
8 211
0,07
Расходы на ЖСК в бюджете г.Москвы на 1998г.
На 1998 год бюджет города Москвы по расходам утвержден в сумме 48145696 тыс. рублей.
Из них:
На ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 15110100 в т.ч.:
жилищное
строительство 2377800
из них:
- субсидии на строительство и приобретение жилья 281000
- компенсация стоимости строительства домов ЖСК 37000
- капитальные вложения 2059800
жилищное хозяйство 9088000
из них:
- капитальный ремонт жилищного фонда 2443000
из них:
- расходы на установку приборов учета 30000
- расходы по эксплуатации жилищного фонда 3104000
из них:
- субсидии на оплату жилищно -коммунальных услуг малообеспеченным гражданам
315400
в том числе:
- оплата коммунальных услуг Городскому центру жилищных субсидий 2982
- расходы по эксплуатации АИС "Жилище" за счет целевых поступлений
31000
- возмещение разницы в стоимости тепловой энергии 3500000
- возмещение ущерба муниципальному жилому фонду в результате страховых случаев
10000
в том числе:
- оплата коммунальных услуг Городскому центру жилищного страхования 30
коммунальное хозяйство 3540300
из них:
- расходы на благоустройство города 3540300
архитектура и градостроительство 100000
из них:
- типовое проектирование 80000
- разработка градостроительных и имущественных заключений 20000
прочие структуры коммунального хозяйства 4000
из них:
- спецслужба 4000
3. Ожилищно-коммунальной реформе или разорительное жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд кв. м общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18,4 кв. м общей площади. Около 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн кв. м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн кв. м (9%) - в реконструкции. Из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60%. Только за последние 5 лет по ветхости выбыло около 40 млн кв. м.
Стоимость основных фондов отрасли - 580 млрд рублей (т.е. четверть основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48%.
Коммунальная энергетика потребляет более 20% электрической и около 45% тепловой энергии, производимых в России. Дефицит мощностей источников тепловой энергии составляет около 13 тыс. Гкал · час. Только зимой 1997 г. тепло отключалось почти в 3 тыс. жилых домах, в которых проживало около 1 млн человек.
Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом четверть ее теряется. Дефицит мощностей водопроводов превышает 10 млн куб. м, или 15% всех установленных.
В городах через коммунальные системы канализации очищается до установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей канализационных сетей достигает 9 млн куб. м в сутки (16,5%). Капитального ремонта требуют 12% этих сетей, 50 тыс. км подземных коммуникаций находятся в аварийном состоянии, 300 тыс. км требуют немедленного ремонта, а денег на эти цели практически не выделяется.
Из-за недостаточного финансирования, физического износа основных фондов организации ЖКХ большинства регионов России работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме. На 100 км инженерных сетей приходятся 73 аварии (в Европе - в среднем 3). В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах ЖКХ.
Поистине катастрофической ситуация стала после либерализации цен. На товары и услуги они выросли в тысячи раз, а в жилищно-коммунальной сфере продолжали действовать тарифы, утвержденные в 1926 г. постановлением СНК. Согласно им обслуживание 1 кв. м площади стоило 12,5 копейки.
Упадок отрасли спровоцирован нехваткой средств, плохой ее организацией и устаревшей структурой, которые мало изменились с советских времен. Планово-распределительные отношения в жилищной сфере дискредитировали себя еще в те времена. Бюджетное дотирование ЖКХ было связано с ростом подавленной инфляции и с политикой удешевления стоимости строительства, что вело к увеличению расходов на эксплуатацию (для справки: на эксплуатацию и содержание дома на протяжении 50 и более лет приходится 95% совокупных затрат, а на его строительство - лишь 5%).
ЖКХ было и остается самым разорительным иждивенцем страны. На дотации отрасли из федерального и местных бюджетов в 1987-1990 гг. уходило 1,1-1,3% ВВП, в 1996 г. - 3-4, в 1997 г. - 6%, что значительно превысило совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, тем более - на образование и здравоохранение. При сложившемся нормативно-затратном подходе ЖКХ требуется 153 млрд рублей в год, что равно примерно 18% среднего дохода семей, пользующихся основным набором жилищно-коммунальных услуг в государственном, муниципальном и многоквартирном частном жилищном фонде.
На субсидирование ЖКХ уходит от 40 до 80% средств местных бюджетов и значительная доля бюджетов субъектов Федерации. Так, к октябрю 1998 г. региональные бюджеты дотировали его более чем на 55 млрд рублей. Бюджетное дотирование этой сферы привело к тому, что строить жилье городам стало невыгодно, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций. Дотации способствуют обострению бюджетного кризиса.
Наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных) в сферу является население, хотя около 40% граждан числятся в должниках. Местные бюджеты, как правило, перечисляют лишь около половины положенного, а задолженность в лучшем случае покрывают взаимозачетами. Особенно плохо обстоят дела с финансированием ведомственного жилья. У предприятий нет средств, чтобы содержать его даже на том уровне, на котором поддерживается муниципальное жилье.
Не только эта плачевная ситуация, но и усиливающееся расслоение общества настоятельно требует полноценной реформы ЖКХ. Разница между богатыми и бедными в доходах и уровне жизни колоссальная (так, в Москве на долю 20% наиболее состоятельных граждан приходится 60% доходов), дотации достаются в равной степени тем и другим. Более того, поскольку они выделяются на квадратные метры, а не в виде адресной помощи малоимущим, состоятельные граждане, имея большие квартиры (или даже по нескольку квартир), получают более весомую долю, чем те, кто живет в стесненных условиях.
Не менее важная проблема - перекрестное субсидирование, позволяющее, наряду с прямыми выплатами из бюджета, держать жилищно-коммунальные платежи на достаточно низком уровне. При перекрестном субсидировании тарифы на электроэнергию, теплоснабжение для населения устанавливаются в несколько раз ниже, чем для предприятий (своеобразный скрытый налог на них). Так, в Москве в 1992 г., накануне реформы ЖКХ, тарифы на воду для промышленных потребителей в 87 раз превышали тарифы для населения. К 1996 г., в ходе реформы, разница уменьшилась и составила 9 раз, но и эти тарифы втрое превышали экономически обоснованные. Аналогичная ситуация в Волгограде и других промышленных городах, в Ленинградской, Курской и Белгородской областях. В Карелии тарифы для предприятий уже установлены на уровне экономически обоснованных или близки к ним.
В прежней планово-распределительной системе, когда плата за энергоресурсы была довольно незначительной, а большинство предприятий существовало безбедно, это никого особенно не тревожило. Сегодня ситуация изменилась. Цены на энергоресурсы у нас приблизились к мировым, а тарифы для предприятий превысили мировые. Положение усугубляется тем, что энергозатраты отечественных предприятий в 3 раза больше, чем зарубежных, соответственно и цены на аналогичную продукцию значительно выше. Поэтому предприятиям, даже выпускающим качественную продукцию, трудно удержаться на рынке. Отказ от перекрестного субсидирования - основа для снижения тарифов для предприятий.
Положение в жилищно-коммунальной сфере усугублялось также из-за обилия льготных категорий граждан - 43 категории затрагивают 63% населения. Законодательство освобождает их (полностью или частично) от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящиеся на них расходы ЖКХ не компенсируются ни федеральными властями, ни ведомствами. Оцениваются такие льготы в 23 млрд рублей в год. Причем наравне с ветеранами войны и другими льготниками скидками на оплату жилья пользуются члены их семей, в то время как треть граждан, в основном сельские жители, имеющие собственные дома, никогда не имели подобных льгот.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства началась с принятия закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., который наметил переход отрасли на самоокупаемость, когда население должно само целиком оплачивать все жилищно-коммунальные услуги, в течение 5 лет. Столь короткий срок был выбран, исходя из прогноза, что с 1992 г. в стране начнется экономический рост и доходы населения резко увеличатся. Прогноз не оправдался, более того, реальные доходы снизились и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался болезненным для населения. Поэтому закон "О внесении изменений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики"" от 8 декабря 1995 г. продлил срок поэтапного перехода к полной оплате населением жилья и коммунальных услуг с 5 до 10 лет, т.е. до 2003 г.
На первом этапе реформы ЖКХ (1992-1996 гг.) главным стало перекладывание издержек отрасли на плечи граждан. Доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг выросла в среднем с 2% в 1992 г. до 28% в 1996 г., а в некоторых регионах и до 45-60%. Многое зависело от благоустроенности жилищного фонда, природно-климатических особенностей региона, а также от аппетитов организаций ЖКХ.
Следующий этап начался после того, как Указом Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ" от 28 апреля 1997 г. № 425 была утверждена "Концепция реформы жилищнокоммунального хозяйства в РФ". Она подтвердила приверженность уже объявленным целям реформы: увеличить эффективность эксплуатации жилья, улучшить условия проживания населения, упрочить жилищные права граждан, а также стабилизировать экономическую ситуацию на предприятиях, сняв с них расходы по содержанию социальной сферы, и, в конечном итоге, увеличить поступление средств в бюджеты всех уровней. Для достижения этих целей было предложено не только повысить уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг до их реальной стоимости, но и снизить издержки на их производство. Если со второй составляющей реформы согласны все, то вокруг первой продолжаются споры.
Структура платежей на содержание ЖКХ, % к итогу
Источники
1990 г.
1995 г.
1997 г.
1999 г., февраль
Госдотации из бюджета на эксплуатацию
68
50
22
18
Платежи предприятий за счет перекрестного субсидирования
30
40
40
22
Платежи населения
2
10
38
60
Список использованной литература:
1. Общая теория финансов. Под редакцией: Дробозиной Л.А.
Москва. Банки и биржи. 1995 г.
2. Бюджетный процесс в РФ. Под редакцией: Л.Г. Баранова и др.
Москва. Перспектива. 1998 г.
3. Экономика Башкортостана. Под редакцией: Барлыбаева Х.А.
Уфа. БГУ. 1998 г.