Финансовая система России
Динамика бюджетных расходов на
социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста
не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов народного
хозяйства. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип
финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь
принятых российским парламентом социальных программ оказались без источников
финансирования. Например, принятый Закон «О ветеранах» не работает.
Основное место в затратах на оборону
занимает закупка вооружений и военной техники, затем - затраты по текущему
содержанию армии и флота, финансирование научно-исследовательских работ,
остальное - на долю военного строительства, пенсии военнослужащим.
Объем расходов на оборону зависит
прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения, при благоприятной
военной обстановке они сокращаются.
Расходы на управление - это расходы,
которые несет государство по содержанию аппарата управления исполнительной и
законодательной органов власти.
Постоянно проводится сокращение
расходов на управление, осуществляется совершенствование структуры управления.
Планирование расходов бюджета
осуществляется на основе социальных нормативов и норм, которые утверждаются
Постановлением Правительства.
Основной документ, который определяет
общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств,
отпускаемых из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий,
является смета расходов. Если финансируемые в сметном порядке учреждение
имеет какие-либо доходы, то эти поступления учитываются в отдельной
приходно-расходной смете специальных средств.
Учрежденная смета является планом
финансирования учреждений и основанием для расходования выделяемых из бюджета
средств.
При составлении и исполнении смет
расходов предусматривается строго целевое назначение сметных ассигнований. Все
затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации,
которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете.
В сметах отражаются расходы только на
текущее содержание бюджетных учреждений, приобретение оборудования, инвентаря и
капитальный ремонт. Капитальные вложения финансируются по особым сметам.
Расходы на текущее содержание делятся
на операционные и административно-хозяйственные. Операционные являются
основными. Операционные расходы медицинского учреждения включают, например,
заработную плату медицинского персонала, расходы на питание, приобретение
медикаментов, мягкого инвентаря и обмундирования. К
административно-хозяйственным относятся: заработная плата
административно-хозяйственного персонала, расходы на отопление, освещение,
водоснабжение, текущий ремонт зданий.
При планировании бюджетных расходов
надо правильно определить исходную базу, т.е. переходящую сеть и контингенты. И
второй элемент смежного расчета расходов на текущее содержание - это нормы
расходов. Расчетной единицей для разработки норм служит основной
производственный показатель для соответствующих учреждений (класс, койка).
Различают нормы материальные и
денежные.
Материальная - отражает затраты
материальных ресурсов (в количественном выражении) на единицу измерения
расходов, например: состав и количество продуктов питания на одного больного,
количество электроэнергии для освещения 1 м2 площади помещения.
Денежная норма - это стоимостное выражение
материальной нормы. Денежная норма может быть бюджетной и финансовой.
Бюджетная - используется для расчетов
расходов, финансируемых из бюджетов.
Финансовая - используется для
планирования расходов из внебюджетных источников (например, часть расходов на
содержание детей в детских садах покрывается за счет средств родителей).
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу
закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий
(финансовый) год.
Бюджетная политика является важнейшим инструментом государственной
экономической политики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и
макроэкономическое равновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе,
реализуемая в координации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой,
должна стать основой формирования единой финансовой политики государства.
Стратегической целью бюджетной политики является обеспечение устойчивого
экономического роста, повышение эффективности участия государства в
распределении и перераспределении ресурсов в экономике по мере повышения уровня
социально-экономического развития. Новый Бюджетный кодекс
Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким
образом, государственный бюджет, являясь для государства средством
аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность
содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий,
реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством
присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся
формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и
особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в
том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на
средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее
задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы
подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже
сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как
доходы государства.
Кардинальные изменения в
экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х
гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм
собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих
собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов;
финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами,
прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего
применения.
Федеральный
бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый
Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет
является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через
него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития страны и реализации социальной политики на территории
всей России.
По
предварительной оценке федеральный бюджет за январь-ноябрь т.г.
исполнен:[8]
-
по доходам в сумме 1990,7млрд. рублей
(93,6% к годовым бюджетным назначениям и 92,9% к уточненному заданию по
мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 2002 год.
8.Пресс-релиз Управление по связям с
государственными
общественными организациями Минфина РФ "Предварительной оценки исполнения
федерального бюджета в январе-ноябре 2002 года"
- по расходам (финансирование) - 1920,1
млрд. рублей (98,6% к годовым бюджетным назначениям и 91,6% к уточненной
бюджетной росписи на год).
Федеральный бюджет с начала года исполнен с профицитом в размере 70,6
млрд. рублей, что составляет 0,7 % к прогнозному объему ВВП (9918,1
млрд. рублей) на январь-ноябрь 2002 года. Первичный профицит составляет 271,2
млрд.рублей, или 2,7% к прогнозному объему ВВП на тот же период.
Полученные в январе-ноябре 2002 г. доходы в сумме 1990,7 млрд.
рублей складываются из поступлений от уплаты налогов, сборов и других платежей,
администрируемых отдельными министерствами и ведомствами.
Министерство по налогам и сборам мобилизовало в федеральный бюджет с начала
года 1349,1 млрд. рублей, что составило 99,7% от уточненного задания по
мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов на 11 месяцев 2002 года.
Указанная сумма включает поступление единого социального налога (взноса),
направляемого в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату
базовой части трудовой пенсии - 303,6 млрд. рублей, или 115,7% к заданию на 11
месяцев 2002 года.
Государственный таможенный комитет обеспечил доходы в сумме 527,5 млрд.
руб., что составило 102,7% к заданию на 11 месяцев т.г.
Министерство имущественных отношений РФ обеспечило
поступления в федеральный бюджет в сумме 33,6 млрд. рублей (138,1 % к
заданию на 11 месяцев 2002 года).
Минфин России и другие федеральные органы мобилизовали в бюджет 50,9
млрд. руб. (171,9% к заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов и
сборов на 11 месяцев 2002 года).
Минатом России внес в бюджет 17,4 млрд. рублей, что составило
107,8% к заданию на 11 месяцев т.г.
Госкомитет России по рыболовству - 11,7 млрд. рублей, что почти в три раза
превысило объем задания на 11месяцев (284,8%). Превышение объясняется тем, что
цена продажи квот на аукционах многократно превысила изначально установленную
цену.
Структура налоговых доходов
в федеральном бюджете на 2002 год
Финансирование расходов федерального бюджета с начала 2002 года произведено Министерством
финансов Российской Федерации в соответствии с документами, представленными
главными распорядителями и иными прямыми получателями средств федерального
бюджета. За январь-ноябрь финансирование расходов федерального бюджета
произведено в сумме 1920,1 млрд. рублей, или 91,6 % от уточненной
росписи на год.
С начала года в приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на
финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной
сферы и денежному довольствию военнослужащим. На эти цели в
январе-ноябре было перечислено 302,4 млрд. рублей, что составило 94,3%
от бюджетной росписи на 2002 год.
При этом практически в полном объеме профинансированы расходы по
следующим разделам: "Государственное управление и местное
самоуправление", "Судебная власть", "Национальная
оборона", "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
государства", "Фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу", "Промышленность, энергетика и
строительство", "Охрана окружающей природной среды и природных
ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия", "Развитие
рыночной инфраструктуры", "Предупреждение и ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", "Образование",
"Культура, искусство и кинематография", "Средства массовой
информации" "Здравоохранение и физическая культура",
"Социальная политика", "Пополнение государственных запасов и
резервов", "Финансовая помощь бюджетам других уровней",
"Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных
договоров", "Мобилизационная подготовка экономики",
"Исследование и использование космического пространства",
"Дорожное хозяйство", "Целевые бюджетные фонды".
Отклонение объемов произведенного финансирования от уточненной бюджетной
росписи по остальным разделам объясняется следующими причинами:
- по разделу "Судебная власть" расходы профинансированы
на 94,5% к уточненной бюджетной росписи на год. Недофинансирование, сложившееся
по результатам ноября, обьясняется неполным использованием выделенных
ассигнований на содержание штата мировых судей в связи с его
неукомплектованностью, а также неполным использованием средств, предусмотренных
на содержание военных судов.
- по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" расходы
профинансированы на 94,7% от уточненной росписи на год, при этом по результатам
финансирования расходов в ноябре т.г. сложилось недофинансирование от
запланированных обьемов на ноябрь в сумме 2,3 млрд. рублей.
Недофинансирование по подразделу "Топливно-энергетический
комплекс" (государственная поддержка угольной отрасли) вызвано задержкой
Минэнерго России платежных документов и дополнительных соглашений к договорам с
получателями средств господдержки об использовании бюджетных средств;
по подразделу "Строительство, архитектура" (инвестиции)
недофинансирование произошло в связи с невыполнением акционерными обществами
порядка передачи акций в собственность Российской Федерации; несвоевременным
представлением министерствами и ведомствами платежных документов на
перечисление средств и отсутствием у отдельных главных распорядителей бюджетных
средств информации от заказчиков-застройщиков о фактически выполненных объемах
работ и услуг;
- по разделу "Сельское хозяйство и
рыболовство" - расходы
профинансированы на 89,3% от уточненной бюджетной росписи на год. Отклонение
финансирования от уточненной росписи связано в основном с несвоевременностью
представления бюджетополучателями данных о заключении кредитных договоров
(подраздел расходы на возмещение разницы в процентных ставках по привлеченным
кредитам), неиспользованием предусмотренных бюджетом средств на возмещение
части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным рыбопромышленными
товаропроизводителями и организациями рыбной отрасли в российских кредитных
организациях в 2002 году для строительства рыбопромысловых судов на отечественных
судостроительных предприятиях (подраздел "Рыболовное хозяйство", вид
расходов "Субсидирование процентных ставок по привлеченным
кредитам");
- по разделу "Социальная политика" расходы
профинансированы на 92,5% к уточненной бюджетной росписи на год. Недофинансирование
объясняется тем, что по президентской программе "Развитие
социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на
1997-2006 годы" договора на финансирование указанных расходов заключены
только с администрациями Алтайского края и Ненецкого автономного округа, а
также несколько договоров с Волгоградской областью, остальные договора
находятся в стадии согласования с субъектами Российской Федерации;
- по разделу "Военная реформа" расходы профинансированы на 86,9% от
уточненной бюджетной росписи на год. Отставание в финансировании связано с
невыполнением Минобороны России плана увольнения военнослужащих и погашением
жилищных сертификатов на приобретение жилья, предъявляемых военнослужащими,
увольняемыми с военной службы. Расходование средств осуществляется по мере
предъявления государственных жилищных сертификатов (ГЖС) к погашению в течение
9 месяцев со дня выдачи сертификатов. Вследствие этого точный график
предъявления сертификатов, а значит и их погашения, запланировать крайне сложно.
Структура расходов
в федеральном бюджете на 2002 год
Данные свидетельствуют, что
81,1 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 44,81 %
налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые
доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу
бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются
регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные
бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как,
например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины,
таможенные сборы и иных таможенные платежи.
Структура доходов в федеральном бюджете на 2002 год
Выше
указывалось, на какие цели расходуются средства. Составляющие государственный
бюджет. Поскольку государству необходимо. Прежде всего. Обеспечить стабильность
в обществе, то этими направлениями расходов являются: правоохранительные
органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого
века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета
в экономическом регулировании.
При составлении
проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении
проектов бюджетов, утверждении бюджетов:
o
определяется объем финансирования мероприятий по
социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и
административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов,
предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных
средств;
- определяются
направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные
целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по
охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических
внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры,
благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт
жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог
соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных
фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и
социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта,
средств массовой информации, на содержание органов государственной власти
и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;
- определяются и
уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства,
образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального
обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов
милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие
цели;
o
определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам
нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.
Расходы бюджета,
предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые
в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих
расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт
(восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей
среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального
обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой
информации, органов государственной власти и управления, органов местного
самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету
развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность,
связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на
собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды
(сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные
расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития -
определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме
того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из
государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными
актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования
дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами
республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих
представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.
При
недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих
минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе
исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или
беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный
размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств
бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.
Вместе с тем,
основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются
налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных
актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на операции с ценными бумагами;
г) таможенная пошлина;
д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
ж) платежи за пользование природными ресурсами;
з) налог на прибыль предприятий и организаций;
и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
к) гербовый сбор;
л) государственная пошлина;
м) сбор за использование наименований "Россия",
"Российская Федерация" и образованных на их основе слов и
словосочетаний;
н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте;
о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).
Сбалансированность
бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой
политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При
наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы,
включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут
устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения
бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное
снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм
секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении
государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по
всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Состав защищенных
статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными
органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета
развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или
использования кредитных ресурсов.
3.
Место финансов предприятий в финансовой системе.
Финансы
предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы,
ибо без преувеличения именно они составляют основу финансовой системы.
Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют
громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий. Это следует
уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятых
формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного.
Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются
отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения - государству,
работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам
страхового рынка).
Принципы
корпоративных финансов представляют собой основополагающие правила, на которых
базируется деятельность предприятия, по крайней мере, ее экономическая часть.
Строго говоря, они представляют собой принципы функционирования экономической
экономики в целом, и в этом смысле связывают финансы предприятий с другими
звеньями финансовой системы.
Финансы предприятий имеют
определенный иерархический уровень и составляют основу финансовой системы
страны. Это децентрализованные финансы.
Гражданский кодекс (ГК) РФ признает
юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс
или смета необходимы для юридического лица.
Представляется возможным
назвать финансами предприятий замкнутые перераспределительные отношения между
подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной
целью или некоторым множеством целей (адаптации к изменению рыночной среды,
обеспечения конкурентных преимуществ, ускорения научно-технического прогресса,
гармонизации отношений в коллективе и др.) в реальных условиях
функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней,
инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.
В условиях рынка финансы
субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с
формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за
счет таких источников, как собственные и приравнянные к ним средства
(акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые
поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате
операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения
(бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).
Известна точка зрения, что
финансовые отношения возникают при распределении выручки предприятий.
Приверженцы этого подхода считают, что финансы предприятий опосредуют процессы
деления выручки на составные части, имеющие специфическое целевое назначение:
себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную
оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных
ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых
ресурсов, других затрат.
Основными группами затрат,
образующих себестоимость продукции (работ, услуг) являются: материальные
затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация
основных фондов, прочие затраты.
Конкретный перечень затрат по
производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции,
утвержден главой 25 налогового Кодекса РФ (термин 25 гл.- Расходы уменьшающие
налогооблагаемую базу). Этот состав затрат в конечном итоге определяет величину
объекта налогообложения при налогообложении
прибыли.
Прибыль от реализации продукции
- это разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную
стоимость (НДС) и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.
Предприятие может иметь и другие
виды прибыли:
- прибыль от реализации основных
средств и иного имущества предприятия;
-доходы от внереализационных
операций.
В состав доходов от
внереализационных операций включаются:
- доходы, получаемые от долевого
участия в совместных предприятиях;
-доходы от сдачи имущества в аренду;
- доходы по акциям, облигациям и
иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- суммы, полученные в виде
экономических санкций и в возмещение убытков;
- другие доходы от операций,
непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
Балансовая прибыль - это
совокупность прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества,
доходов от вне реализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по ним.
Прибыль является главной формой
денежных накоплений предприятий.
Прибыль - важнейший источник
расширения и модернизации основных фондов предприятий, прироста собственных
оборотных средств, материального стимулирования работников, обеспечения
социальных потребностей. Прибыль - важнейший источник доходов всех уровней
бюджетной системы.
Факторами роста прибыли являются:
увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, улучшение ассортимента
и качества продукции.
Государством установлены
основополагающие принципы распределения прибыли и очередность:
- выполнения обязательств по оплате
труда;
-выполнения финансовых обязательств
перед государством;
-стимулирования разработки новых
товаров, конкурентоспособных на международных рынках;
- развития производства, капитальных
вложений, в том числе за счет предоставления налоговых льгот.
Состав налогов и
процентные ставки налогов устанавливают
Налоговый кодекс и другие
нормативные документы.
Предприятие может
уплачивать следующие основные виды налогов:
- федеральные налоги (НДС, акцизы,
налог на прибыль и др.);
- республиканские налоги и налоги
краев, областей, автономных образований (налог на имущество предприятий, плата
за воду и др.);
- местные налоги (земельный налог,
налог на рекламу и др.).
Более подробно этот вопрос
обсуждается в параграфе, посвященном основам налоговой системы.
Чистая
прибыль предприятий - это прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятий после уплаты налогов.
При финансовом менеджменте на базе
прибыли предприятие может создавать фонды, исходя из производственной
целесообразности. При этом руководствуются принципами:
1) использования всей чистой прибыли
или ее части;
2) отражения операций по
финансированию работ и затрат, не включаемых в себестоимость, по мере их
возникновения как использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
(вне-фондовые финансовые отношения), без формирования специальных фондов для их
финансирования;
3) создания специальных фондов
(фонда накопления, фонда потребления) как за счет прибыли предприятий, так и за
счет средств, полученных из других источников (безвозмездные пожертвования,
средства бюджета, средства централизованных фондов вышестоящих организаций и
добровольных объединений).
Фонд накопления используется
на приобретение и строительство основных средств производственного и
непроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковским
кредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР;
расходы по уплате штрафных санкций; частично на подготовку и переподготовку
кадров.
Фонд потребления используется
на выплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи,
выплату надбавок пенсиям, а также премий, не связанных с производственными
результатами, на оплату медикаментов, путевок для работников членов их
семей.
Первоначальное формирование производственных
фондов происходит за счет Уставного капитала.
Уставный капитал - это
совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в
имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах,
определенных учредительными документами.
Источниками формирования Уставного
капитала могут выступать:
- бюджетные ассигнования;
- средства централизованных фондов и
резервов финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, ведомств;
- акционерный капитал;
- вклады других предприятий и др.
Производственные фонды - это
совокупность основных и оборотных фондов. Кругооборот этих фондов имеет
различный характер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных
средств порождает различия в составе денежных фондов, обеспечивающих этот
кругооборот, порядке их образования и использования.
Основные фонды включают
строения и оборудование, которое многократно используется в производственном
процессе. Эти фонды постепенно в течении ряда производственных циклов переносят
свою стоимость на изготавливаемую продукцию. Такой перенос стоимости
обеспечивается амортизацией.
Амортизация - это
экономический механизм постепенного переноса стоимости основных фондов на
готовый продукт и формирования денежного фонда для замены изношенных основных
средств на новые.
Ускоренная амортизация - это
целевой метод создания финансовых ресурсов для более частого обновления
оборудования в отраслях с высокими темпами научно-технического прогресса (например,
вычислительной техники). Для этого используют более быстрое по сравнению с
нормативными сроками перенесение балансовой стоимости основных фондов на
издержки производства и обращения.
При ускоренной амортизации норма
годовых отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более, чем в
два раза.
Накопление и расходование
амортизационного фонда в бухгалтерском учете специально не выделяется. Вместе
с выручкой за реализованную продукцию и услуги амортизационные суммы поступают
на расчетный счет предприятия, на котором они накапливаются. Амортизационные
отчисления расходуются непосредственно с расчетного счета на финансирование
новых капитальных вложений, на приобретение строительных материалов,
оборудования, нематериальных активов. Простое воспроизводство основных фондов
включает в себя и их ремонт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|