Финансовая система. Сущность и функции финансов
Финансовая система. Сущность и функции финансов
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Финансовая система России на современном этапе. . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Определение финансовой системы и ее развитие в
РФ . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2 Сущность и функции финансов . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 Принцип построения финансовой системы . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2. Состав финансовой системы . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1 Бюджетная система . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2 Финансы предприятий, организаций, учреждений . .
. . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.3 Финансы страхования . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
2.4 Кредит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Введение
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и
успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой
роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой,
мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его
повседневные операции. Очень важная задача - создать надежную финансовую
систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут
развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки
национальных государственных, ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой
системы и проведения государственной финансовой политики посвящается
значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам
этого вопроса не достигнуто.
Так например, западные крупные экономисты не дают четкого
определения финансовой политики. С. Фишер и еще два экономиста не выделяют финансовую
политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к
исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично
рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных
экономических школ. В частности С. Л. Брю и К. Р. Макконнелл совмещают
понятия фискальной политики и финансово-бюджетной политики, определяя их как
изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и
налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не
инфляционного национального продукта.
Под финансовой политикой, марксисты, видят в первую очередь совокупность
государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их
распределению и использованию для осуществления государством его функций,
указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой
политики, на развитие производительных сил и производственных отношений
определяются объективными закономерностями экономического развития,
общественно-политическим строем страны.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-
дать определение финансовой системе и ее развитие в России;
- указать
принципы построения финансовой системы;
-
рассмотрение не только главного звена финансовой системы – бюджетной системы,
но и внебюджетные и муниципальные фонды, финансы предприятий, организаций и
учреждений, финансы страхования, кредиты;
-
сущность финансов;
-
функции финансов.
А также в данной курсовой работе сравним финансовую систему Российской
Федерации с финансовой системой зарубежных стран.
1. Финансовая система России
на современном этапе
1.1 Определение финансовой
системы и ее развитие в РФ
Финансы, будучи целостной
экономической категорией, имеют свою внутреннюю структуру – несколько
взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои
особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость
выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества,
которые призваны обслуживать финансы, охватывая своим взаимодействием всю
экономику страны и социальную сферу.
Следовательно,
финансовая системе в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов,
совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из
которых представляет специфическую группу финансовых отношений. В литературе,
помимо рассмотренного, встречается применение термина «финансовая система» и в
другом смысле – как системы финансовых органов. Однако такая подмена понятий
ведет к размыванию понятия предмета изучения.
Финансовая
система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых
отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные
фонды, т.е. реализуются функции финансов.
Наличие звеньев
финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических
субъектов, участвующих в хозяйственной жизни. Экономический субъект – это
юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В
современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:
государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин (физическое лицо).
В финансовой
системе Российской Федерации в последнее пятнадцатилетие произошли существенные
изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным
отношениям, распад СССР, изменение содержания федеративных отношений в
Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись
как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания
вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.
На современном
этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
· бюджетная система, состоящая
из государственных и местных муниципальных образований, внебюджетные целевые
государственные и муниципальные фонды;
· финансы предприятий,
организаций, учреждений;
· финансы страхования;
· кредит (государственный,
муниципальный и банковский).
Подобное мнение о
содержании финансовой системы широко распространено среди представителей
финансово-правовой науки[1].
Вместе с тем в
экономической финансовой литературе высказано суждение о более узком составе
финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему
особенностями[2].
Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособлении его от финансов
представляется не убедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев
финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между
собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодействует с ними и
кредит. Другие представители финансовой науки, не упоминая среди звеньев
финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в него включают.
При этом в современной
литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов,
включения в них и банковского кредита.
Названные звенья
финансовой системы существуют как а федеральном уровне, так и на уровне
субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими
свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на
социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой.
Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и
эффективности действия.
Развитие
финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связанно с использованием
зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и
бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах.
Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование,
банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным
отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного
самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ не входят в систему
органов государственной власти[3].
Каждое из звеньев
финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения,
посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных
фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и
масштабам общественных потребностей.
Вместе с тем для
финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают
экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в
стране.
1.2 Сущность и функции
финансов
Финансы — это система экономических
(денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.
Финансы – совокупность объективно
обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер,
денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях,
формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей
расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих,
удовлетворение социальных и других потребностей.
Исторический
характер категории означает, что
1 – до какого-то периода времени
категории не было;
2 – появление;
3 – развитие;
4 – исчезновение.
Финансы - "finance" (лат.) -
денежный платеж. В данном курсе изучаются отношения, связанные с движением
денежных средств.
Денежный
платеж –
отношения субъектов, следовательно, финансы как экономическая категория есть
совокупность отношений. Эти отношения характеризуются определенными признаками.
Отношения существуют между субъектами воспроизводственного процесса. Они
возникают на всех стадиях и уровнях жизни общества. Именно как совокупность
определенных отношений они образовывают экономическую категорию.
Как экономическая
категория финансы отличаются от других экономических категорий своими
признаками.
Общественные
отношения -
отношения между людьми. Экономические отношения связаны с процессом создания и
движения стоимости. На стадиях производства и потребления движения стоимости не
происходит, поэтому они не являются местом возникновения финансов.
На третьей стадии
распределительного процесса распределение приобретает форму движения товара.
Само движение товара опосредуется движением денежных средств и стоимость не
отчуждается, а меняет свою форму. На данной фазе определяющей является
экономическая категория цена и на данном этапе происходит ценовое распределение
стоимости.
На второй фазе
воспроизводственного процесса происходит распределение ВОП. Это распределение
характеризуется тем, что оно приобретает форму движения денежных средств,
переходящих из одних рук в другие и здесь происходит отчуждение стоимости в ее
денежном выражении. Движение денежных средств происходит обособленно от
движения товаров. На стадии распределения осуществляются специфические денежные
отношения.
Эта специфика
выражается в отношениях, выражающих одностороннее движение стоимости. Денежные
отношения получают общественные формы формирования. И тем самым они выражаются
в определенных экономических категориях:
– заработная плата;
– цена;
– кредит;
– финансы.
На третьей стадии
воспроизводственного процесса денежные отношения имеют другую специфику:
встречного движения материальных и денежных форм стоимости. Денежные отношения
выражаются в разных формах расчетов: акцепт, аккредитив и т.д., и здесь в
основном функционируют две категории: деньги и цена. В процессе переливания
форм стоимости между субъектами хозяйствования формируются финансовые ресурсы.
Необходимость
финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы
необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью
категории финансов осуществляется этот процесс.
Финансы
занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В
зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства.
Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы
поделим национальный доход.
Финансы как
система впервые появляется на второй стадии воспроизводства - на стадии распределения.
Распределение продукта происходит между владельцем этого товара и тем, кто его
произвел.
СОП (совокупный общественный продукт)
= C + V + M
C — основной капитал, V — зарплата, M — прибыль.
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:
ü
распределительная
(распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);
ü
перераспределительная
(перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между
членами общества);
ü
регулирующая
(финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его);
ü
контрольная
(благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки
в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).
Другая трактовка (по
учебнику Родионовой) заключается в том, что функции финансов следующие:
распределительная и контрольная, а остальные являются производными от
распределительной функцию.
Распределительная функция.
Стадия
распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается
формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Распределительная функция - объективное свойство
категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в
денежном выражении.
Стадия
перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется
общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские
фонды и фонды предприятий. Перераспределительная стадия отличается от
распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные
доходы.
Контрольная функция.
Осуществлением
соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная
функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при
разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает
распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является
пропорция между фондами накопления и потребления. Объектом контрольной функции
финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций,
учреждений.
В связи с
развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные.
Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий идет через
внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при
этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.
Появились новые
моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция
финансов.
1.3 Принцип построения
финансовой системы
Принципы построения
финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и
большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе
фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций
между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью
независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос,
внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие
школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.
Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный
бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации (штатов, земель,
кантонов) не включаются в федеральный (государственный) бюджет.
Изменение принципа построения их финансовых систем
предполагает:
·
экономическую
самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве: раздельное формирование
на нормативной основе, утверждение и исполнение;
·
взаимодействие
между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по
совместному соглашению;
·
укрепление
доходной части местных бюджетов;
·
для общих
республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые
бюджетные фонды;
·
возобновляется
(после почти 30-летнего перерыва) система субвенций, носящих строго целевой
характер. Субвенции выдаются на компенсацию недополученных доходов в связи с
неравномерностью распределения доходов между регионами (вместо существовавших
ранее обезличенных дотаций);
·
определяется
(по совместному соглашению) передача финансовых ресурсов в специальные фонды
СНГ на договорной основе. (К настоящему времени принято соглашение о создании
совместных финансовых фондов для ликвидации последствий Чернобыльской аварии,
для спасения Аральского моря.)
Финансовая система
воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и
национального дохода. Поэтому она служит и одним из важнейших регуляторов
развития национальной экономики. Такая форма регулирования со стороны
государства носит название финансовой политики. Государство осуществляет
мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и
перераспределению, использованию для своих функций на основе финансового
законодательства страны.
2. Состав финансовой системы
2.1 Бюджетная система
Бюджетная система является
одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность
функционирования которое оказывает непосредственное влияние качество
экономического роста на уровень общественного благосостояния.
Средства, аккумулируемые в
рамках бюджетной системы, составляют финансовую основу функционирования органов
государственной власти и местного самоуправления обеспечивающую решение задач и
выполнение функций государствам и муниципалитетом. Целью функционирования
бюджетной системы является построение социально-ориентированного общества
посредством распределения и перераспределения ресурсов.
Стабильность
функционирования бюджетной системы – один из наиболее важных показателей, характеризующий
устойчивость экономики и прежде всего состояние ее социальной сферы.
Построение
современной бюджетной системы началось в 1991 году и проходило на фоне
серьезных преобразований в российской экономике, которые в значительной степени
определили первостепенные задачи, стоящие перед бюджетной системой. Особое
место среди них занимают необходимость адоптации российской экономики к
рыночным условиям хозяйствования, обеспечение экономической стабильности и
стимулирование инвестиционной активности в национальной экономике.
Бюджетная
система государства – это совокупность всех видов к настоящему времени сложившаяся в
Российской Федерации.
В Российской
Федерации сложилась трехуровневая бюджетная система:
1 уровень – федеральный бюджет и
бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2 уровень – бюджеты субъектов РФ и
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 уровень – местные бюджеты.
В унитарных
государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и
многочисленные местные бюджеты.
Одним из наиболее
значительных этапов в развитии российской бюджетной системе было принятие в
1998 году бюджетного кодекса РФ, который установил общие принципы
бюджетного законодательства РФ и определил правовые основы функционирования
бюджетной системы.
Схема
1. Современное бюджетное законодательство РФ
Российская
бюджетная система едина, но при этом все бюджеты, входящие в нее, являются
самостоятельными и не включаются друг в друга.
Взаимосвязь между
отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы
принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство –
это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на
правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы,
бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.
Система
организации государственных финансов США характеризуется отсутствием единства.
Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация,
штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет,
разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом.
Через бюджетную
систему перераспределяется около ¾ всех денежных средств, весь
государственный долг страны.
|
|
|
|
|
Реолизация функций управления,
субъекта федерации
|
|
|
|
Реолизация инвестиционных
программ
|
|
|
Схема 2. Экономическое содержание
бюджета
Федеральный бюджет
Важное значение в
обеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации
социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через
параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического
развития, а также взаимоотношения с территориями. Федеральный бюджет является
первым уровнем бюджетной системы РФ.
Федеральный
бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным
Собранием в виде федерального закона.
|
2004
|
2005
|
2006
|
Доходы
Расходы
Непроцентные расходы
Непроцентные расходы без ЕСН
Профицит
|
17,9
17,4
15,5
12,6
0,5
|
17,0
16,1
14,2
11,4
0,9
|
16,7
15,2
13,5
10,8
1,5
|
Страницы: 1, 2
|