Финансово-промышленные группы: опыт их формирования и функционирования
Финансово-промышленные группы: опыт их формирования и функционирования
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Финансово-промышленные группы: опыт их
формирования и функционирования.»
Студентка: Бочарова А.С. Подпись: ________
Курс, группа: 4 курс, группа Э-403
Научный
руководитель: Лобас
Елена Викторовна, доцент, к.э.н.
Оценка по результатам
защиты________________
Научный руководитель_______________________
«___»__________________ _______г.
Содержание:
1. Введение________________________________________________стр.-3-
2. ФПГ:понятие,история
образования,особенности
2.1. История
образования ФПГ________________________________стр.-7-
2.2. Понятие
финансово-промышленной группы_________________стр.-10-
2.3. Особенности ФПГ_______________________________________стр.-12-
3. Опыт создания,
развития и функционирования ФПГ
3.1. Анализ создания
и развития ФПГ в ведущих развитых странах_стр.-14-
3.2. Анализ практики
создания ФПГ в России___________________стр.-23-
3.3. ФПГ на примере
деятельности «Интеррос»__________________стр.-27-
4. Заключение_____________________________________________стр.-33-
5. Список
использованной литературы_______________________стр.-35-
6. Приложения
6.1. Динамика
создания и регистрации российских ФПГ___________стр.-36-
6.2. Динамика
деятельности крупнейших ФПГ
РФ________________стр.-37-
6.3. Перечень ФПГ,
внесенных в Реестр ФПГ РФ на 01.01.2001_____стр.-38-
1.Введение.
Развитие сектора крупных корпоративных структур, в рамках
которых достигается растущая концентрация промышленного капитала,
инвестиционных ресурсов, наукоемких технологий, компьютеризированных рабочих
мест и высококвалифицированных кадров, следует отнести к закономерностям
формирования конкурентоспособной экономики. Корпоративный сектор рассматривают
не только как базис современной конкурентной экономики, но и как локомотив,
способный вывести из кризисного состояния отрасли народного хозяйства.
Корпоративные структуры содействуют формированию многих антикризисных и реформаторских
задач, помогают активизировать инвестиционный процесс, сдвинуть с мертвой точки
структурную перестройку, остановить падение научно-технического потенциала,
решить проблему неплатежей.
Для предотвращения спада промышленности и сельского
хозяйства, выхода на рельсы устойчивого развития переходной экономики стран СНГ
необходим значимый народнохозяйственный маневр, задействование мощного
ускорителя социально-экономического развития - становление интегрированных
корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых
выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании,
финансово-промышленные группы (ФПГ).
Отечественная промышленность не в первый раз обращается к
интегрированным структурам. Примером могут служить созданные в 20-е годы
синдикаты и входившие в них тресты; в 60-е годы – объединения; в 80-е годы –
производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы,
научно-технические центры.
В форме финансово-промышленных групп реализуется схема интеграции
финансовых, производственных и коммерческих структур при сохранении юридической
самостоятельности каждого из участников группы. В процессе реализации основных
задач ФПГ должны стать основой системы инвестирования экономики; они
формируются как интегрированные структуры, способные к саморазвитию в рыночных
условиях, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную на
развитие приоритетных направлений производства.
В настоящее время в развитых рыночных странах активно
происходит слияние финансового капитала с промышленным. Этот процесс отражает
объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь
основных видов капиталов (финансового и промышленного) достигла такой степени,
что их отдельное существование невозможно. В зарубежной экономике прямое
сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в
последние 50 лет. Однако в нашей стране наметились поначалу противоположные
тенденции – обособление оборота финансового от производственного капитала. Но
возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный
капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом.
Первая ФПГ в нашей стране была официально зарегистрирована в
конце 1993 года после выхода Указа Президента Российской Федерации от 5 декабря
1993 года № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской
Федерации». Данный Указ стимулировал множество инициатив банков и предприятий к
организации совместной деятельности, ряд из которых завершился созданием ФПГ, в
1994 году их было уже шесть. Выход Федерального закона от 30 ноября 1995 года №
190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» стал основой законодательной базы
последующего становления ФПГ в России.
Закономерность появления в российской экономике
финансово-промышленных групп вызвана целым рядом причин.
·
Во-первых,
слабость современной российской банковской системы, финансовая недостаточность
большинства промышленных предприятий, отсутствие крупных торговых структур
неизбежно подталкивают их друг к другу в целях совместного выживания в рамках
ФПГ.
·
Во-вторых,
как свидетельствует история мирового рыночного хозяйства, в нем существуют
различные по масштабам операций и организационно-управленческим характеристикам
типы промышленных структур. Причем при всей важности малого и среднего бизнеса
основную роль в большинстве современных развитых рыночных экономик до сих пор
играют именно крупные корпорации, а в ряде стран – своеобразные «мегаструктуры»,
включающие в себя промышленные компании, разного рода финансовые учреждения, в
том числе банки, торговые, строительные и прочие фирмы.
Поэтому сегодня создание финансово-промышленных групп – один
из самых наиболее перспективных способов преодоления инвестиционного кризиса в
стране. ФПГ как структура, объединяющая в единое целлон финансовый и
промышленный капитал, создается в целях обеспечения эффективного (за счет более
рационального распоряжения финансовыми ресурсами) и ускоренного развития науки
и промышленного производства. Это достигается путем диверсификации в
направлении освоения новых видов промышленной продукции и услуг, гарантирующих
наивысшую и устойчивую прибыль.
ФПГ выступает как средство комплексной и экономически
эффективной загрузки мощностей предприятий, не получивших достаточных заказов
для государственных нужд, и адресной финансовой поддержки.
В современной России актуальность приобретает проблема
создания в экономике конкурентоспособных организационных структур.
Финансово-промышленные группы призваны стать ключевым звеном в институциональной
основе реформируемой экономики, повысить ее конкурентоспособность как на
мировых, так и на внутренних рынках, стать проводниками структурной перестройки
хозяйства.
Процесс создания ФПГ требует значительного содействия со
стороны государства. Это ставит следующие задачи перед органами государственной
власти: снять все искусственные препятствия на пути к объединению капиталов,
разработать меры по оперативной поддержке данного процесса, обеспечить его
равномерное распространение в различных сферах деятельности. (6 - 21с.)
Цель данной работы – рассмотреть, что представляют
собой финансово-промышленные группы, выявить их особенности.
Задачи - отразить значение и влияние на экономику страны
финансово-промышленных групп, отразить опыт их формирования и функционирования
в России и в зарубежных странах, отметить существующие проблемы и показать
перспективы.
2.ФПГ: понятие, история
образования, особенности.
2.1. История образования ФПГ.
Российские финансово-промышленные группы (ФПГ) – явление сначала
придуманное, а лишь потом состоявшееся. Много и подробно говорить о ФПГ стали
за несколько лет до их появления – еще в СССР в разгар перестройки. Тогда стала
очевидной бесперспективность системы административного управления
промышленностью, и возник вопрос о том, чем же ее заменить.
Один из вариантов ответа был – заменить промышленными
группами, которые должны быть межотраслевыми и формироваться вокруг
предприятий-лидеров, находящихся на уровне лучших мировых стандартов или
превосходящих их. Считалось, что несколько десятков таких групп, получивших
приоритетный доступ к качественным ресурсам, освобожденных от бюрократического
контроля и одновременно пользующихся всеми формами государственного
покровительства, станут локомотивами, которые втянут СССР в XXI век.
У таких построений было три источника.
·
Во-первых,
неадекватно завышенная оценка роли крупных корпораций в современных
индустриально развитых странах (в частности, уверенность, что именно они
порождают основную массу инноваций и спрос на новые товары и услуги).
·
Во-вторых,
опыт сталинской индустриализации в СССР, когда крупные и современные
промышленные структуры создавались и функционировали в абсолютно неразвитой
экономической и социальной среде.
·
В-третьих,
опыт многоотраслевых конгломератов «тигров» АТР, который интерпретировался в
советском духе как опыт успешных технологических прорывов в ключевых отраслях
без общей социальной модернизации.
Второй всплеск интереса к группам, уже
финансово-экономическим, произошел в 1992 – 93 гг., когда стало ясно, что в
российской экономике все решают деньги, а деньги уже у частных банков.
Тогда многие руководители промышленных предприятий, главным
образом не самых успешных, а также представляющие их интересы общественные и
политические деятели выдвинули примерно следующую идею: государство должно,
используя властные рычаги, заставить банки вступить в некоторые тесные альянсы
с группами промышленных предприятий, одновременно обеспечив таким альянсам
большие льготы. Среди наиболее активных лоббистов этой идеи было довольно много
влиятельных в то время общественных и политических организаций: Российский союз
промышленников и предпринимателей (А. Вольский), Лига содействия оборонным
предприятиям (А. Шулунов), Гражданский союз и т.д.
Во второй половине 1993 года произошел переход от слов к
делу.
·
Во-первых,
процесс формирования ФПГ начался снизу
·
Во-вторых,
государство предоставило, или по крайней мере декларировало предоставление им
некоторых льгот.
Появившийся в декабре 1993 года указ Президента РФ подвел
нормативную базу под существование ФПГ. Затем в ноябре 1995 года
Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации «О
финансово-промышленных группах».
Рост числа официальных ФПГ (т.е. получивших соответствующий
статус при включении их в Государственный реестр финансово-промышленных групп)
происходил следующим образом: в 1993 году зарегистрирована 1 ФПГ; 1994 г. – 6; 1995 г. – 21; 1996 г. – 18; в 1997 г. – более 30. К началу 1998 года их число
превысило 80. Количество промышленных предприятий, входящих в их состав,
перевалило за 1000,количество банков около 100.
Если брать отраслевой разрез, то лидерами по числу ФПГ
являются химическая промышленность и металлургия. ФПГ действуют также в
электронной промышленности, авиастроении, золотодобыче, строительной промышленности,
автомобилестроении, легкой промышленности и других отраслях.
Результаты деятельности финансово-промышленных групп за
1994-97 гг. дают основания для осторожного оптимизма относительно влияния
интеграции на производство. Входящие в них промышленные предприятия
демонстрируют менее резкое падение производства, чем в среднем по
промышленности, а часто и небольшой рост. В еще большей мере это относится к
производственным инвестициям. Но не более. ФПГ не стали, как предполагалось,
моторами российской экономики. И даже для входящих в них предприятий в
подавляющем большинстве случаев они оказались в состоянии обеспечить лишь
«оборонительную», но отнюдь не «прорывную» стратегию. (7 - 101с.)
2.2. Понятие
финансово-промышленной группы.
Действующее законодательство исходит из понимания
финансово-промышленной группы (ФПГ) как рыночного прототипа прежних
производственных и научно-производственных объединений. Как известно, ранее
существовала головная организация (НИИ, КБ, завод), которой административно
подчинялись входящие в объединение производственные и обслуживающие их
предприятия.
В ФПГ же эти предприятия связаны экономически: отношениями
собственности. При этом производство «разбавляется» финансистами
(кредитно-финансовыми учреждениями, инвестиционными институтами и страховыми
компаниями).
Очевидно, что и финансово-промышленная группа изначально
слилась как основная форма сохранения и рыночной трансформации хозяйственных
структур советского периода. Косвенным подтверждением тому служит то, что подавляющая
часть действовавшей ранее нормативной базы по регулированию деятельности ФПГ
отводилась именно вопросам приватизации и порядку использования государственной
собственности.
«Финансово-промышленная группа – совокупность юридических
лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично
объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на
основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях
технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или
иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и
расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства,
создание новых рабочих мест» (статья 2 «Закона РФ о финансово-промышленных
группах»). Таким образом, российское законодательство исходит из двух основных
форм организации ФПГ: холдинга и системы участия. При этом под последней
понимается объединение капиталов.
Холдинг, как форма организации финансово-промышленной группы,
предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет (имеет
в уставном капитале контрольные пакеты акций) вторыми. Такая ФПГ создается
путем поглощения (скупки) или создания новых, зависимых по собственности,
предприятий. На практике, однако, таких зарегистрированных ФПГ крайне мало.
Дело в том, что функционирующие в стране
финансово-промышленные группы можно разделить на два основных вида – формальные
и реальные. Вторые – это те, которые являются ФПГ де-факто. Им не требуется
государственной регистрации. Здесь основной принцип: не звание, а суть. Такие
группы очень крупные, выросли они, как правило, из государственной
собственности или банковских образований. Реальные ФПГ не нуждаются в
определенной Законом государственной поддержке, эта поддержка у них есть
изначально. Практически все реальные финансово-промышленные группы являются по
организационной структуре холдингами. К ним можно отнести группу МОСТ,
объединение МЕНАТЕП, РАО ЕЭС России и ОАО ГАЗПРОМ, ИНТЕРРРОС-МИКРОДИН и др. В
их названии понятие ФПГ не всегда присутствует, однако, с экономической точки
зрения, именно в данном случае речь идет о такого рода объединении. (6 - 33с.)
2.3. Особенности ФПГ.
Промышленный капитал обслуживает сферу производства,
банковский капитал, обеспечивает кредитную сферу. Сегодня это совершенно
самостоятельные сферы приложения капитала. Инвестиции в реальный сектор
экономики сопровождаются приобретением материальных ресурсов и рабочей силы, их
производственным потреблением, накоплением амортизационных отчислений и ан
конечной стадии получением в результате реализации готовой продукции
приращенного капитала, который вновь используется для целей возобновления и
расширения производства. Кругообороту банковского капитала присуще приобретение
увеличенного капитала в результате проведения финансовых операций или
предоставления кредита. Скорость оборота банковского капитала значительно выше,
чем у промышленного.
В финансово-промышленных группах происходит объединение этих
двух форм капитала в финансово-промышленный капитал, для которого присущ
специфический характер движения и особая форма кругооборота. Его применение
позволяет значительно повысить отдачу и получить приращенный доход в результате
их объединенного функционирования. Временно высвободившиеся денежные средства
на одном предприятии – участнике финансово-промышленной группы – могут
направляться на покрытие потребности в денежных средствах других предприятий –
членов группы, так как движение их капиталов и скорость оборотов различны. Это
дает экономию денежных средств, поскольку не привлекается извне заемный
капитал. Кроме того, временно свободные денежные средства предприятий уже в
качестве банковского капитала могут использоваться для эмиссии ценных бумаг,
спекулятивных сделок, валютных операций, сложных и нетрадиционных коммерческих
схем и комбинаций, размещения ссуд и других активов в любом месте и т.д.
Следовательно, в процессе кругооборота промышленного капитала в ФПГ создаются
условия для высвобождения денежных средств, которые могут оборачиваться как
банковский капитал вследствие отсутствия четких границ между ними. В то же
время банковский капитал получает возможность более рационально, с меньшим
риском осуществлять свой кругооборот. Эффект от объединенного использования
капиталов (банковского и промышленного) значительно выше суммы результатов их
отдельного функционирования. И это только один аспект возникновения и
функционирования финансово-промышленного капитала, появления новых
организационно-хозяйственных структур, которые обеспечивают сочетание
интересов, и стремление к максимизации прибыли всех участников
финансово-промышленной группы.
(4 - 96с)
Особая внутренняя среда, складывающаяся в процессе
взаимодействия различных форм капитала, позволяет рассматривать ФПГ не только
как экономическую систему интегрированного финансово-промышленного капитала, но
и как внутреннюю организацию, наделенную альтернативными рынку свойствами и
механизмами функционирования, позволяющую мобилизовать капитал в огромнейших
масштабах, что чрезвычайно важно для долгосрочного инвестирования.
Отличительными признаками финансово-промышленной группы
являются:
·
Обязательное
наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных
организаций
·
Наличие
главной, центральной кампании
·
Государственная
(федеральная или региональная) экспертиза организационного проекта
·
Государственная
регистрация в качестве финансово-промышленной группы; принадлежность участников
финансово-промышленной группы к тем сферам деятельности, которые определяют
научный, производственный и экспортный потенциал Российской Федерации. (1 - 105с.)
3. Опыт создания, развития и
функционирования ФПГ.
3.1. Анализ создания и
развития ФПГ в ведущих развитых странах.
В мире накоплен значительный опыт создания и развития ФПГ,
ставшей, как уже отмечалось, преобладающей корпоративной формой. Структура и
характер высокоинтегрированных объединений в отдельных странах обнаруживают как
схожие черты (чему в первую очередь способствует деятельность транснациональных
ФПГ), так и заметные отличия. В значительной степени отличия в составе и
структуре каждой конкретной финансово-промышленной группы обусловлены
конкретно-историческими обстоятельствами и определяются индивидуально, на
основе учета состояния производства и рынка, но прежде всего специфики
законодательного регулирования роли финансовых организаций в вопросах
корпоративной собственности и управления.
Экономика развитых стран демонстрирует многообразные формы
организационно-хозяйственного взаимодействия межкорпоративных объединений и
построения на их основе финансово-промышленных групп. Продолжающийся и сегодня
процесс формирования ФПГ проходит в развитых странах несколькими путями:
·
Через
поглощение и слияние, в результате чего головная фирма овладевает контрольными
пакетами акций
·
Посредством
объединения фирм банками, при их непосредственном участии и контроле за
деятельностью последних
·
За счет
отпочкования от головной компании дочерней, диктуемого различными причинами, в
частности, для придания большей самостоятельности последней (с сохранением
контрольного пакета акций). Иногда ФПГ просто делится на несколько
самостоятельных компаний (как, например, «ФИАТ» в 80-е годы XX века).
В зависимости от того, каким путем происходило формирование
ФПГ, регулирование их деятельности в развитых странах осуществляется различными
путями:
·
Координация
деятельности обеспечивается перекрестным владением акций
·
Роль
координатора играет банк или финансовое учреждение (группа Рокфеллера)
·
Управление
осуществляется головной компанией на основе отношений «матери» и «дочерей» в
группах холдингового типа.
Для стран с банковско-ориентированной финансовой системой
(континентальная Европа и Япония) исторически характерен сравнительно низкий
уровень развития финансовых рынков, прежде всего фондового (рынка рискового
капитала). Это ограничивает возможности диверсификации вложений. Сбережения
трансформируются, главным образом, в форму краткосрочных и долгосрочных
кредитов через сеть коммерческих банков и других сберегательных институтов.
Значительная доля всех финансовых контрактов сосредоточена в руках самих
банков, а их кредитная политика прямо направлена на финансирование промышленных
корпораций. В Японии в 70-х годах XX вв. на эти цели направлялось 80-90 % кредитных ресурсов, в то время как
в США только 40%.
В отличие от рыночно-ориентированной системы в
банковско-ориентированных системах коммерческие банки, как правило, не имели и
не имеют сейчас строгих ограничений в выборе вложений и контроле над
деятельностью корпорации. Это, в первую очередь, связано с тем, что на
начальных стадиях своего развития промышленность остро нуждалась в
дополнительных финансовых ресурсах, но была не в состоянии создавать их
самостоятельно без финансово-кредитной системы. Уровень рентабельности был
недостаточен для того, чтобы она могла развиваться за счет реинвестирования
собственной прибыли. По этой же причине промышленные корпорации не могли
аккумулировать дополнительный капитал путем размещения очередных эмиссий акций
среди населения.
В таких условиях банки вынуждены были совмещать функции
долгосрочного кредитования промышленных предприятий и контроля за их
деятельностью, поскольку только в этом случае можно рассчитывать и на
эффективность использования самих кредитных вложений. Банки либо
непосредственно через систему участия в промышленных корпорациях, в том числе
путем приобретения от своего имени дополнительных выпусков акций, либо через
учреждение специальных обществ финансирования обеспечили дополнительный приток
капитала в производственный сектор экономики.
Снабжая промышленность финансовыми ресурсами, банки получали
и расширяли соответствующие права контроля, включая обладание контрольным
пакетом акций промышленных предприятий. Сотрудничество с государственным
аппаратом – черта, свойственная многим ведущим банкам этих стран. Вместе с тем
в странах с банковско-ориентированной финансовой системой также нет
единообразия в организационном строении и принципах регулирования
внутригрупповых отношений действующих ФПГ. В одних случаях создавались и
поддерживались «национальные чемпионы» (Франция, Италия) – наиболее крупные и
конкурентоспособные на мировом рынке национальные фирмы, в других –
формировались олигополистичные рыночные структуры с доминированием в них мощных
вертикально и горизонтально интегрированных финансово-промышленных объединений,
на которые делалась основная ставка в прорыве на мировой рынок (Япония, Южная
Корея).
Страницы: 1, 2, 3
|