бесплатные рефераты

Финансовое планирование и его совершенствование

Финансовое планирование и его совершенствование

Федеральное агентство по образованию

Казанский государственный финансово-экономический институт




Кафедра финансов










Курсовая работа

Финансовое планирование и его совершенствование














Выполнил:

с.231 гр. ____________Гаврилюк Е.В.



Проверил: Поспелов С.Н.









Казань, 2006

Содержание:

стр.

Введение                                                                                                           3

1. Понятие и значение финансового планирования                                       4

2. Характеристика системы финансового планирования РФ                                  13

3.     Совершенствование финансового планирования                                           25

Заключение                                                                                                       35

Список использованной литературы                                                              36Введение


Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производ­ственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в фи­нансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным ви­дом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание, как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.


Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда  выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Необходимость финансового планирования как особой сферы деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратами уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы  бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирования можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление  процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

1.Понятие и значение финансового планирования.


Финансовое планирование – это одно из функциональных элементов управления финансами.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата[1].

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам.

При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется объем денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономии в расходах, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении  средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

В условиях административно-командной системы формирование и распределение денежных фондов и накоплений, и группировка в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств определялись через директивное планирование, как одну из функций управления, в том числе финансами. В условиях рыночной экономики планирование как функция управления, не может принимать форму все общего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике планирование финансов делался упор на распределительные процессы, а рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации. Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связаны в процессе производства товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в не прогнозного метода определения результатом производства обмена, но с элементами планирования.

Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку план есть не что иное, как надлежащее оформленное управленческое решение. Но рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, и в этом ей помогает ориентирование на прогнозы и программы. Отсюда возникает проблема взаимосвязей прогнозирования и планирования финансовых ресурсов и их использование в процессе управления финансами[2].

В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование – это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности[3].  Применительно к финансовому планированию – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства,  доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода от уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов определяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

·        особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

·        отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системы финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов[4].

Финансовое планирование  – расчет объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия на планируемый период.

План бесполезен, если он не воплощается. Планирование – одна из ведущих функций управления.

Раньше планирование было в масштабах всей страны, следовательно, механизм можно было осуществить только на теоретическом уровне. До сих пор невозможно рассчитать производную i-того порядка (например резина на нескольких этапах производства). Учесть все невозможно. Система была негибкой, не мобильной, план делался на 5 лет – т.н. «пятилетка». Финансовое планирование сейчас добровольное, чаще носит  внутрифирменный характер.

Цели финансового планирования:

1.     Новаторские – творческие, перспективные цели.

2.     Решение проблемы (зачем нам нужна прибыль).

3.     Обычные рабочие обязанности (предъявляем требования к работникам, планируем заранее).

4.     Самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).

Задачи финансового планирования:

1.     Определить источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационного фонда и устойчивые пассивы – кредиторская задолженность, которая законно находится в обороте).

2.     Принятие решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов. Уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций. Развиваться лучше не за счет своих средств, а за счет внешних кредиторов. Главные кредиторы в мире – банки.

3.     Выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности.

4.     Определить финансовые взаимоотношения предприятия с госбюджетом, банками, с вышестоящими организациями. Нужны ли нам эти взаимоотношения? В госбюджете  сейчас должна быть проведена оптимизация налогообложения.

5.     Обеспечивается соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.

6.     Контролируется финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.

Принципы финансового планирования:

a)     Принцип научности в планировании финансов (научно обоснованные методы расчета и т.д.). Анализ финансовой и хозяйственной деятельности.

b)    Принцип комплексности в планировании финансов (увязка показателей финансового плана)

c)     Принцип оптимальности в планировании финансов (выбор одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана). Существует 3 вида плана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено: 1) т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, то в результате достигается материально-финансовая сбалансированность; 2) статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.

ФП должно предшествовать всей последующей деятельности.

Методы финансового планирования. Делятся на 2 группы.

1.     Методы расчета отдельных финансовых показателей.

1)    Расчетно-аналитический. В основе лежит использование экспертной оценки. (Отчетные данные за предплановый периодÞЭкспертная оценка динамики отчетных показателейÞЭкспертная оценка перспектив развитияÞРасчет финансового показателя). Этот метод неоптимален – метод от достигнутого.

2)    Нормативный. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Этот метод более научный.

 В РФ применяется система норм и нормативов :

a)     Федеральные нормативы (ставки  федеральных налогов, ставка рефинансирования ЦБ, МРОТ и т.д.)

b)    Региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной администрации).

c)     Местные нормативы (Район)

d)    Отраслевые нормативы (нормативы отрасли ли  предприятий определенных организационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий)

e)     Нормативы, принятые на предприятии (например: потребность в оборотных средствах, приказы по учетной политике). Это самая большая группа нормативов.

Достоинства нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода.

Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.

3)    Балансовый. Применяется при прогнозировании поступления выплат  из фондов потребления и накопления, при составлении квартального плана доходов и расходов, при составлении платежного календаря. Применяется по чисто финансовым показателям,  следовательно достигается синхронность во времени.

4)    Метод оптимизации плановых решений. Он же метод многовариантности расчетов. Предполагает составление нескольких вариантов расчетов и выбора оптимального на основе принятого критерия. Существует 2 направления выбора: 1 вариант – если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат от их использования; 2 вариант – если задан результат, то ищут вариант минимизации затрат.

5)    Экономико-математическое моделирование. Эти методы количественно выражают тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными определяющими их факторами с помощью математических приемов (Модель Кобба-Дугласа):

-изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости.

-расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.

-разработка различных вариантов плана финансового показателя.

-анализ и экспертная оценка перспектив различных финансовых показателей.

-выработка планового решения, выбор оптимального варианта.

Достоинства экономико-математического моделирования: более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; Позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.

Недостатки  Экономико-математического моделирования: достаточно трудоемкое, и требуют больших профессиональных знаний.

2.     Общие методы составления финансового плана или программы в целом.

1)    Балансовый метод (равенство Þ бюджет).

2)    Сетевой метод. Метод сетевого планирования – сумма приемов и способов, позволяющих на основе применения сетевого графика (модели) планировать, организовывать, координировать и контролировать любой комплекс работ. Используется при управлении сложными системами (изобретен в США). При составлении: составляется сетевой график и у этого графика выделяются 3 части (главных понятия):

·        Работа – любой процесс, требующий затрат времени и/или ресурсов.

·        Событие – результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым и достаточным условием для начала последующих работ. Предшествующее событие служит отправной точкой для работы, а последующее является ее результатом. Любая работа соединяет только 2 события, которые бывают простые (имеют только 1 входящую и 1 выходящую работу) и сложные (имеют несколько входящих и выходящих работ).

·        Путь – непрерывная технологическая или логическая последовательность работ от первого события до последнего. Такой путь является полным. Полных путей может быть несколько. Длина пути определяется суммой продолжительностей лежащих на нем работ.

3)    Программно-целевой метод планирования. Процесс выработки  и принятия совокупности разнохарактерных  принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений. Метод используется для решения крупных проблем перспективного развития, включает в себя:

·        Цель, ориентированную на будущее.

·        Порядок действий, которые необходимо выполнить для достижения цели.

·        Задание определенному специалисту выполнять эти действия.

·        Ресурсы для достижения цели.

Очевидно, что практическое применение моделей финансового прогнозирования направлено на повышение эффективности процесса прогнозирования финансовых потоков и делает более прозрачной связь принимаемых решений.

Естественно, что при исследовании экономических процессов используются не только математические модели, направленные на прогнозирование финансовых потоков, но и другие виды экономико-математических моделей: модели технологических и инвестиционных потоков. При этом модели финансовых потоков считаются производными от моделей технологических и инвестиционных потоков и выступают как разновидность класса моделей организационных решений. Ценность же любой модели финансового планирования, как известно, зависит от того, как она сформулирована и построена. Это значит, что достоверность получаемых с помощью модели результатов зависит от исходных предположений (информационной базы), методики финансового планирования, лежащей в основании модели.

Принято считать, что хорошая модель финансового планирования должна обладать следующими характеристиками:

1. Достоверные результаты и исходные предположения.

2. Гибкая модель, чтобы ее можно было использовать в разных ситуациях.

3. Модель должна обладать потенциалом совершенствования и учета нового в деловой практике.

4. Исходная информация и получаемые результаты должны быть понятны пользователю, не требовать от него дополнительного обучения или специальной подготовки.

5. Модель должна учитывать взаимосвязь решений об инвестициях, дивидендах, источниках финансирования и производстве и влияние этих решений на стоимость компании.

6. Модель должна быть достаточно простой, чтобы пользователь мог обходиться без помощи специалистов.

Необходимо коснуться существенного недостатка, присущего большинству финансовых моделей. Дело в том, что в моделях корпоративных финансов отсутствуют финансы. Данный недостаток обусловлен несколькими причинами. Первая причина заключается в том, что в большинстве моделей заложено бухгалтерское видение мира.

Вторая причина - модели финансового планирования не дают никаких сигналов, указывающих на оптимальные финансовые решения. Они даже не показывают, какая именно альтернатива заслуживает более подробного изучения. Все это остается на усмотрение пользователя модели. Согласно Брейли и Майерсу, ни одна из моделей не способна выявить наилучшую финансовую стратегию. Однако можно построить модель на основе принципов линейного программирования, которая поможет в поиске наилучшей финансовой стратегии в зависимости от установленных параметров и ограничений. Эти «умные» модели финансового планирования дают возможность применять более гибкие инструменты в анализе чувствительности и более эффективны для анализа альтернативных финансовых стратегий[5].2. Характеристика системы финансового планирования РФ.


Финансовое планирование – это научно обоснованное предположение о будущем состоянии финансовой системы, ее отдельных звеньев и характеризующие это состояние показатели.

Система государственного планирования предполагает четкое разделение функций, сфер влияния по иерархическим уровням управления. Централизованное планирование включает разработку долгосрочных прогнозов, концепции развития, целевых программ, государственного плана по своим сферам ведения.

Разработке планов предшествует анализ ситуации, базирующейся на изучении рынка сбыта, характера конкуренции, сырьевого обеспечения, движения процентных ставок, государственного регулирования. Делается также прогноз развития техники и технологии, изменений в спросе потребителей. После этого должна быть обоснована концепция развития, которая разрабатывается на 10-15 лет и включает определение приоритетов; структурную политику (соотношение между накоплением и потреблением, I и II подразделениями воспроизводства, первоочередное удовлетворение потребностей и т.д.); научно-техническую, инновационную, инвестиционную финансово-кредитную политику.

Долгосрочный прогноз, отражая альтернативные представления о будущем, должен определять решающие условия и факторы прогресса общества, включая демографическую и экологическую ситуацию в стране и отдельных ее регионах, состояние природных ресурсов, новые научно-технические решения и обусловленные ими сдвиги в экономике, экономические и социальные рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная его цель - выявление переходов к новому качеству экономического роста, определение основных ориентиров для выработки долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны.

В основе планирования лежат пятилетние планы, включающие среднесрочные и текущие прогнозы, которые более предметны и конструктивны, носят в основном нормативный характер, оценивают возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые акты.

Важнейшим, на наш взгляд, элементом планирования являются государственные целевые программы. Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.

Государственные программы желательно формировать исходя из прогнозов по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов[6].

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда.  Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства,  при  недостатке  средств  допускается  заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех хозяйствующих субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций; эффективно и обоснованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.

Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс — баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме:

•  заработная плата;

•  доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

•  пенсии и пособия;

•  стипендии;

•  доходы от обмена товарами между группами населения;

•  оплата товаров и услуг;

•  налоги и добровольные взносы;

•  сбережения во вкладах и займах.

Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

•                        построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

•                        корреляционно-регрессионный анализ;

•         метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовое программирование — метод финансового планирования использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

•     установление приоритетов государственных расходов по направлениям;

•     повышение эффективности расходования государственных средств;

•     прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели. Программирование, как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

Финансовое программирование используется в развитых странах с 60-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних «скользящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Показатели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели 1-го предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих 4-х лет — ориентировочными,

В настоящее время в Российской Федерации используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям[7].

Разработка прогноза и выработка плановых решений – взаимосвязанные стадии плановой работы, но имеющие специфику. Различие между ними состоит в том, что план отражает будущее состояние финансовой системы, ее показателей, сформированных, исходя из целей, заданных в настоящем моменте времени. Прогноз основан на поиске более оптимальных, рациональных вариантов развития. План как итог всех видов и этапов плановой работы должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранных целей. Прогноз обнаруживает возможность различных вариантов развития. Процесс разработки и составления прогнозов называют прогнозирование.

В прогнозе можно рассмотреть различные варианты финансовой политики в сочетании объективных и субъективных, экономических факторов и факторов другого порядка. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Например, при подготовке федерального бюджета используется прогноз социально-экономического развития страны с выделением макроэкономических показателей, обеспечивающих реалистичность и надежность плановых разработок. Финансовое планирование – это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности между их финансовыми ресурсами и направлениями использования этих средств. Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и пропорции сопутствующие – натурально-вещественные, трудовые и др.

Финансовое планирование является органической частью социально-экономического планирования. Поскольку планируются отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, то можно говорить о системе финансовых планов: бюджетных, внебюджетных, страховых и др. При этом выделяются следующие виды финансовых планов: общегосударственный, отраслевой, территориальные, финансовые планы отдельных предприятий и организаций. Иными словами, финансовые планы составляются на всех уровнях финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений[8].

Для практического построения финансовых планов используются различные методы: экстраполяции, нормативный, балансовых расчетов, экономического моделирования и прочие. Но основой для использования всех перечисленных методов должен служить экономический анализ.

Метод экономического анализа представляет собой  комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Понятие метода экономического анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:

·        использование системы абсолютных и относительных показателей;

·        сравнительный анализ;

·        метод группировки;

·        индексные расчеты.

Метод экстраполяции основан на анализе тенденций и закономерностей изменения показателей за прошлый период, на этой основе определяются финансовые параметры на планируемую перспективу. Слабостью метода экстраполяции являются ограниченные возможности его применения в условиях экономической нестабильности.

Нормативный метод предполагает, что финансовые планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируется финансовые взаимоотношения между бюджетами различных уровней: федеральным бюджетом и отраслями социально-культурного комплекса, государством и хозяйствующими субъектами.

В качестве примеров финансовых нормативов можно рассматривать ставки налогов и других обязательств платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды. регулирующие налоги также могут служить примером финансовых норм.

При выборе управленческих решений отдельными субъектами финансовой деятельности, а также для выбора критерия оценки достигаемой финансовой результативности разрабатываются финансовыми нормативами в виде коэффициентов (например, для хозяйствующих субъектов – коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и прочие). Финансовые коэффициенты не имеют универсального значения и могут рассматривать лишь как ориентировочные показатели.

Балансовый метод в планировании – метод планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В основе балансового метода лежит практика построения бухгалтерского баланса, связывающего источники формирования имущества предприятий с направлениями расходов этих денежных средств. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс.

Стоимостные балансы применяются при разработке планов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности увязку доходов и расходов государства (финансовые балансы, разрабатываемые по конкретным территориям, федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ), доходов и расходов населения и др.

Одним из важных видов стоимостного баланса является федеральный бюджет РФ, который характеризует объем и структуру доходов и расходов государства.

Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении Денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.)[9].

Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд — федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: "В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития".

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.

Помимо федерального бюджета, составляется сводный финансовый баланс, который отражает все финансовые ресурсы (доходы) государства и хозяйствующих субъектов.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально- экономического  развития  РФ,  субъектов  РФ,  муниципальных  образований  и отраслей экономики, а  также  подготовка  сводных  финансовых  балансов,  на основании  которых  органы  исполнительной  власти  осуществляют  разработку проектов бюджетов. Проекты  бюджетов  составляются  с  учетом  необходимости достижения  минимальных  государственных  социальных  стандартов  на  основе нормативов  финансовых  затрат   на   предоставление   государственных   или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими  нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами  органов местного самоуправления.

Главная задача разработки проекта  бюджета  –  определение  объёма  денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового  обеспечения  функций, возложенных   на   органы   государственной   власти   и   органы   местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных  прогнозом  экономического  и социального развития государства и территории.

Составление  проекта   бюджета   является   прерогативой   Правительства Российской Федерации, исполнительных  органов  власти  субъектов  Российской Федерации и  муниципальных  образований.  По  их  поручению  проект  бюджета разрабатывается Министерством финансов  РФ  и  территориальными  финансовыми органами[10].

Для   составления   проекта   бюджета   Министерство   финансов   РФ    и территориальные  финансовые  органы  должны  быть  обеспечены   необходимой  информационной   базой,   которая   поступает   им   от    соответствующего правительства,  статистических,  налоговых  органов  и  других  учреждений. Главным  источником  информации  для  составления  проекта  бюджета  служит прогноз  социально-экономического  развития  государства  или   территории, который в свою очередь разрабатывается на основе  данных  экономического  и социального развития за отчетный период, тенденций развития на  планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются  также основные    положения    финансово-бюджетной    политики,    принятой    на соответствующий плановый период.

Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ  по поручению Правительства РФ.  Работа  над  проектом  бюджета  начинается  за двенадцать месяцев до начала планируемого года.

Консолидированный  бюджет  —  объединенный  бюджет  территориальных  единиц, регионов, образующих единую административно -  территориальную  совокупность (автономию, республику, государство). В отличие от государственного  бюджета консолидированный бюджет не утверждается ни на законодательном, ни на  каком то другом уровне, а  выступает  в  качестве  обычного  свода  статистических показателей.

При установлении проектов нормативов отчислений  от  федеральных  налогов  в бюджеты субъектов Федерации и сумм дотаций в эти бюджеты за  основу  берется отнюдь  не  каждый  территориальный  бюджет,  а   консолидированный   бюджет национально  -  государственного  и   административно   -   территориального образования.


3.Совершенствование финансового планирования.


Финансовое планирование требует постоянного совершенствования. В частности, в тех отраслях хозяйства, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета, ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, они используются на расширение производственной и социальной деятельности коллективов[11].

Совершенствование финансового планирования вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.

Поскольку  в области методологии  регионального управления и территориального стратегического планирования остается  много дискуссионных вопросов,  образ России и ее регионов  в будущем, тенденции их экономического, социального, демографического, политического, научно-технического, культурного развития, общественных отношений находят отражение в работах исследователей  различных областей знаний.

В их числе такие авторы, как Абалкин Л.И., Бестужев-Лада И.В., Бобков В.Н., Глазьев С.Ю.,  Гранберг А.Г., Жихаревич Б.С., Львов Д.С., Найбороденко Н.М., Римашевская Н.М.,  Христенко Б.Г., Яковец Ю.В.  и целый ряд других.

В современных условиях  требуется более активное использование  научного прогнозирования для повышения эффективности управления, которое должно основываться  не только на анализе информации об объекте управления, но и на прогнозе развития объекта, выборе  стратегических альтернатив.  Чрезвычайно актуальной остается проблема  научного обоснования, прогнозирования последствий  принимаемых решений в экономической и социальной политике.

По-мнению  Н.М. Найбороденко, современное состояние прогнозирования в России переживает очередной свой кризис[12]. А.Г. Гранберг говорит о затянувшейся «прогностической  паузе»[13]. На уровне регионов – сложная ситуация с прогнозированием комплексного социально-экономического развития[14].  Определенный негативный эффект  на процессы прогнозирования оказывают и мировые тенденции последних десятилетий.

Одной из актуальнейших проблем в научном прогнозировании на современном этапе его развития некоторые авторы[15],  точку зрения которых мы разделяем,  называют проблему надежности, достоверности прогностических оценок, как количественных, так и на качественном, описательном уровне, которая  тесным образом связана с методологией анализа и разработки прогноза; со сбором, систематизацией и обработкой информации; эффективностью освоения современных методов, технологий прогнозирования  и процедур верификации прогнозов.

         Повышение интереса, внимания к прогнозированию на региональном уровне обусловлено процессами  экономического роста, продолжающегося последние годы, разработкой  среднесрочной  Программы  социально-экономического развития РФ  на 2002-2004 годы (с учетом изменений на 2003-2005 годы), переходом к среднесрочному  финансовому  планированию, подготовкой  законов о разграничении  полномочий между уровнями бюджетной системы РФ, а также внедрением  новых информационных технологий  в процесс  управления, разработкой  программных продуктов  для моделирования развития регионов.

Экономика каждого из 88 субъектов Российской Федерации является составной частью экономики всего хозяйственного комплекса России с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов и особенностей климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала.

Как отмечается в[16], эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне, во многом будет зависеть от того, насколько эти решения реализуются в регионах. В связи с этим возрастает значение региональных прогнозов развития субъектов Российской Федерации, учитывающих как влияние федеральной социально-экономической политики (налоговой, бюджетной, тарифной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной, институциональных преобразований и другой), так и региональных особенностей на социально-экономическое развитие соответствующих территорий.

Общий порядок разработки прогнозов РФ и ее субъектов определен Федеральным Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” от 23 июня 1995 года.

Прогнозы социально-экономического развития России и регионов разрабатываются ежегодно по принимаемым поручениям Правительства РФ и в соответствии с согласованной с ним схемой порядка разработки, этапов и участников прогноза. Организация работы по формированию прогнозов на всех уровнях возложена на Минэкономразвития России.

При этом метод экономико-математического моделирования определения аналитических зависимостей между параметрами прогноза может быть одним из элементов системы региональных прогнозов, а результаты математических расчетов предлагается сопоставлять с выводами, полученными на основе применения других подходов, корректировать в соответствии с информацией, не учтенной в моделях. В связи с этим большое значение в прогнозировании имеют экспертные оценки прогноза социально-экономического развития, прогнозные сценарии, оценка выполнения прогнозов.

По мнению некоторых авторов[17], целесообразно обособить  процесс разработки территориального плана-прогноза от процесса сбора и передачи планово-прогнозной информации  по запросам министерства экономического развития и торговли РФ. Необходимость передачи такой информации, безусловно, сохраняется для разработки  экономической политики и принятия управленческих  решений Правительством России. Однако планово-прогнозная работа в структурах  исполнительной власти региона не должна сводиться лишь к удовлетворению информационных потребностей федеральных органов управления. Территориальное прогнозирование и планирование должно стать самостоятельной  формой экономической  работы, имеющей собственные цель, назначение и логику; должна существенно  измениться и  их роль. Они должны  отражать  интересы  региона, содержать информацию, значимую с точки  зрения задач  управления социально-экономическим  развитием региона.

Несмотря на то, что формы территориальных планов-прогнозов за последние несколько лет претерпели  существенные изменения, по нашему мнению,  в отличие  от используемого в настоящее время комплекта прогнозных  форм и показателей  для разработки прогноза социально-экономического развития, доводимых  Министерством экономического  развития и торговли РФ, в региональный  комплексный прогноз целесообразно было бы внести   ряд дополнений  и изменений, в частности следующие разделы: «Население, трудовые ресурсы и рынок труда», «Уровень  и качество жизни населения»;  «Рыночная инфраструктура»; «Развитие рынка платных услуг», «Развитие общественных (нерыночных) услуг».

На наш взгляд, в современной ситуации в прогнозировании социально-экономического развития региона важное место занимает именно финансовое прогнозирование (прогноз сводного  финансового баланса),  включая  бюджетное и налоговое прогнозирование, анализ и прогноз интегрированных показателей  финансовой, бюджетной обеспеченности на душу населения, удельных валовых налоговых ресурсов.

В настоящее время роль регионального финансового прогнозирования, как краткосрочного, так и среднесрочного  в системе управления экономическим развитием увеличивается, поскольку для регионов проблема повышения финансовой и бюджетной обеспеченности на душу населения стоит очень остро.

По мнению Христенко В.Б., в сфере бюджетного и налогового прогнозирования также много проблем. Для  повышения  точности и  качества бюджетного  прогнозирования  на региональном уровне (в перспективе - для перехода  к среднесрочному  бюджетному прогнозированию)  должна учитываться  необходимость укрепления  методической и информационно-аналитической  базы, особенно  в отношении налоговых прогнозов, и расширения использования удельных нормативов при планировании расходов. Основным  инструментом  среднесрочной  политики администрации должен стать  финансовый  план развития  региона, разработанный  на основе анализа  текущих макроэкономических показателей[18].

В бюджетном планировании существуют ряд объективных факторов, которые необходимо учитывать. Так, одной из  важнейших  проблем является то, что в методике ФФПР используются общероссийские показатели коэффициентов налоговой нагрузки  отраслей экономики, что для краевых условий не совсем адекватно  отражает ситуацию  из-за трансфертного  ценообразования  крупных российских корпораций.

Однако, по-прежнему экспертное оценивание преобладает и требуется апробация математических моделей.

При разработке  комплексного прогноза социально-экономического  развития региона в условиях перехода к рыночным отношениям, финансовом прогнозировании  особое  значение приобретает выбор методов  расчетов прогнозных  показателей территориального развития, от которых зависит  величина ошибки.

По-мнению[19],  в настоящее время  при разработке  прогнозов в основном должны применяться не математические  методы,  а методы  логического моделирования  и экспертные оценки. Они предполагают  не только использование  полного объема  соответствующей  статистической информации, но и оценку решений, принимаемых на правительственном уровне, законодательных актах, а также анализ  их возможного  влияния на уровень  экономической активности и объемы  материальных и финансовых ресурсов территории.

Экспертиза в области  прогнозирования  имеет свою специфику и предъявляет особые  требования к специалистам,  которые  определяют перспективы  развития общества, отдельных  социальных групп, явлений, процессов: необходимо быть аналитиком; уметь находить связи и зависимости  между процессами и факторами, определяющими их развитие; не только прогнозировать на основе существующих тенденций, но и предвидеть  развитие «скачкообразное» с учетом влияния возможных различных  факторов.

По мнению многих авторов экспертное прогностическое оценивание  имеет  целый ряд трудностей и недостатков. Это,  прежде всего то,  что отсутствуют: системный подход к экспертному прогнозированию как к процессу получения  экспертного заключения; общепринятый терминологический  аппарат, относящийся к качеству экспертного прогноза; теоретическое  обоснование подбора наиболее квалифицированных экспертов по рассматриваемой проблеме; слабо разработаны проблемы увязки и согласования единичных прогнозов в комплексный и целый ряд других.

Кроме того, выделяются следующие основные  заблуждения экспертов такие, как: а) сверхоптимизм в краткосрочных прогнозах; б) сверхпессимизм в долгосрочных прогнозах; в) опрос эксперта - «нулевой» цикл прогностического исследования; г) недостатки  одних субъектов при  экспертном прогнозировании  порождают трудности  для других. В итоге эти заблуждения воплощаются в ошибки, в том числе, и систематические, то есть повторяющиеся  на каждом этапе  прогнозирования[20].

Таким образом, рассмотрение проблем, роли прогнозирования, методов, форм и процессов прогнозирования  свидетельствует  о необходимости продолжения исследований в этих направлениях для теоретического обоснования качественно нового уровня управления развития регионом.

Проблема нормализации системы расчетов и платежей в  экономике  страны остается нерешенной, что  приводит  к  значительному  сокращению  финансовой  базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов  субъектов  РФ.  Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за  расходованием бюджетных средств.

Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

1. Рост ВВП и продукции промышленного производства;

2. Прекращение спада сельскохозяйственного производства;

3. Создание условий для переориентации финансовых потоков  в  реальный

сектор экономики;

4. Снижение налоговой нагрузки  на  товаропроизводителей  и  повышение

уровня собираемости налогов;

5. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения;

Поддержание  уровня  занятости   населения   РФ   и   снижение   числа

безработных.

Приоритетные задачи финансовой политики:

1)  Введение  в  действие  новых  принципов  межбюджетных   отношений, усиление  координации  деятельности  всех  фискальных  органов,   завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;

2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;

3) совершенствование структуры расходов бюджетов на основе  сокращения прямых бюджетополучателей и численности  работников  бюджетных  издержек,  в первую очередь - в жилищно-коммунальной сфере, сокращение  неэффективных дотаций;

4)  существенное  укрепление  текущего  и   последующего   финансового контроля;

5) формирование реалистичного бюджета;

6) проведение политики на  финансовом  рынке,  позволяющей  преодолеть последствия  мирового  финансового  кризиса  и  обеспечить  последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;

7) повышение эффективности валютно-финансовых  операций  и  дальнейшее укрепление национальной валюты;

8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.

Большое внимание следует уделить социальной  политике, т.е. реформе здравоохранения  и  образования  (адресная  социальная  помощь), концепции реформирования  российской  науки,  созданию  новой  пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.

Необходимо провести административную реформу.  Цель  реформы -  сделать госаппарат  компактным,  эффективным  и  подконтрольным   обществу.   Важное направление административной реформы - борьба с коррупцией.

Задача  подъема  России  напрямую   связана   с   развитием   местного самоуправления - снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но  за центром всегда остаётся  регулирование,  контроль  и  координация.  Один  из эффективных  рычагов  региональной  политики   -   федеральные   трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых  на  конкретные  цели. От  местных  властей  во  многом  зависит  проведение   жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка  которого  -  аксиома стабильной экономики.

Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены  дискриминационных  мер  в  отношении продукции наших фирм. Неизменный приоритет России - Содружество  Независимых Государств.


Заключение.


Из всего выше сказано можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных фондов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

Финансовое планирование направлено на достижение  устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

На современном этапе развития возникает острая необходимость совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая обусловлена изменением проводимого до августа 1998г. экономического курса в стране, направленного на повышение  роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основу совершенствования управления финансовыми отношениями положения активизация финансовой политики. В частности, это связано с изменениями системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.

Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.

В заключение хотелось бы обратить внимание, что планирование ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе (в экономической, нормативно-законодательной, технико-технологической, внутренней среде).

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие  стабильность экономики, определяются  соотношения между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Список использованной литературы:

     1.      Бабич А.М., Павлова Л.И. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

     2.      Бабич А.М., Павлова Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учеб.пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

     3.      Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2000.

     4.      Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.

     5.      Вахрин Т.И. ,Нешитой А.С.  Финансы: Учебник - М.: Юрайт, 2002.

     6.      Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.

     7.      Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.

     8.      Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.:Юнити, 2003.

     9.      Финансы / Под ред. В.П. Литовченко. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2005.

10.      Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, 1999.

11.      Финансы и статистика / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.,2005.

12.      Экономика: Учебник. // Под ред. Булатова А. С. — М. , 1999.

13.      Годин А.М., Подвпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2001.

14.      Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2000.-495 с.

15.      Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. – М.:. Теис, 1995.

16.      Дадашев А.З., Черник А.Г. Финансовая система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.:. Инфра-М, 1997.

17.      Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. — С-Пб. , 1994.

18.      Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 1998. - Т. 1.

19.      Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия  социального развития России.- 2-е изд. –М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003.- 352 с.

20.      Никитин С.Я. Государственное финансовое и денежно-кредитное регулирование экономики. – СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.

21.      Пикулькин А.С. Система государственного управления: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М., 1997.

22.      Региональная экономика / Под ред. профессора Кузнецова Н.Г.  и профессора Тяглова С.Г. . Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. –320 с.

23.      Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996.

24.      Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1999.

25.      Христенко В.Б. Межбюджетные отношения  и управление  региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002. – 608 с.

26.      Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Министерство экономического развития и торговли РФ, Москва, 2003. - 200 с.

27.      Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. М: ИНФРА-М, 2002.


[1]              Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.

[2]              Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995.

[3]              Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План: Теоретические очерки / Научн. ред. Е.З. Маймикас. – М.: Экономика, 1986. – С.24.

[4]     Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.


[5]              ст. «Финансовое моделирование и его роль в процессе прогнозирования финансовых потоков» доктор экономических наук, профессор Н.Н. Ильшева, кандидат экономических наук, доцент, УГТУ г.Екатеринбург, С.И. Крылов

[6]              Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.,1997

[7]           Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М., 2006.


[8]           Финансы / Под ред. В.П. Литовченко. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2005.


[9]           Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.


[10]         Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин. – М.: ИД «Дашко и Ко», 2003.


[11]             Вахрин П.И., А.С.Нешитой. Финансы. Учебник для вузов. – М.: 2002.

[12]             Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.


[13]             Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для  вузов. –М.:.ГУ ВШЭ, 200.-495 с.


[14]             Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия».  Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.


[15]             Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.


[16]             Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ. Министерство экономического развития и торговли РФ, Москва, 2003 г. – 200 с.


[17]             Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия».  Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.


[18]             Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2002. - 608 с.

[19]             Региональная экономика / Под ред. профессора Н.Г.Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия».  Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.


[20]             Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003. -352 с.



© 2010 РЕФЕРАТЫ