Финансы предприятий и корпораций
2)
Аналитический метод,
который делится на два:
-
посредством издержек на
рубль произведённой (или реализованной) продукции;
-
по уровню базовой
рентабельности.
3)
Совмещённый метод – 1) +
2);
4)
Нормативный метод – когда
предприятие выпускает 1 – 2 вида продукции;
5)
Экономико-математический
метод – на уровне крупных и крупнейших предприятий.
Метод прямого счёта: расчёт прибыли осуществляется по
каждому виду реализованных изделий, по всему ассортименту.
Принцип расчёта: по каждому виду реализованной
продукции в расчёт принимаем объём реализации, в ценах реализации ( количество
* цену ), полную с/с ( единица продукции * *затраты на единицу продукции ) –
разница между ними и даёт прибыль. Т.е. по каждому виду продукции берём: цена –
полная с/с * количество выпущенной продукции = прибыль.
Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она
увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной
продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно
прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому
используют расчёты предыдущего периода.
1 этап: расчёт базовой прибыли, которая определяется
исходя из фактических отчётных данных, скорректированных на определённые
изменения в текущем году.
2 этап: определяет процент базовой рентабельности
продукции, выпущенной в текущем году с учётом корректировок.
3 этап: расчёт планируемого объёма реализованной
продукции.
4 этап: расчёт прибыли от реализации с учётом базовой
рентабельности.
5 этап: корректировка на несравнимую продукцию, влияние
фактора цен и т.п.
Совмещённый метод. Его используют, когда предприятие
выпускает сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод,
по второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по
сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется как
сравнительный метод для проверки.
Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1
– 2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность
установить конкретные нормативы по расходованию средств ( применяется система
бюджетирования ), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.
Экономико-математический метод. Используется на крупных
предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом
этапе используют стандартные программы анализа ( факторный, корреляционный,
индексный ). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их
влияние на величину прибыли ( теснота связи между прибылью и показателями,
между самими показателями ), определяется основной фактор ( как правило прибыль
реализации ) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.
Т.о. существуют 5 методов, которые тесно связаны с функциями
прибыли, которые она выполняет. Существует балансовая прибыль, которая
отличается от налогооблагаемой, а эта в свою очередь отличается от чистой.
Влияние этих функций зависит от того, какую прибыль получает предприятие и как
оно её использует.
Функции прибыли.
1.
оценочная;
2.
стимулирующая;
3.
основной доходный источник
бюджетных средств государства.
Оценочная функция – прибыль характеризует эффект,
полученный в ходе хозяйственной деятельности, но т.к. прибыль не является
универсальным показателем, при планировании используется система показателей (
относительных и абсолютных ), которые влияют на прибыль, как на эффект.
Значение прибыли проявляется в том, что это конечный финансовый результат. А на
её динамику влияют как зависящие от деятельности предприятия, так и не
зависящие факторы. Кроме того, часть факторов влияет прямо, а часть косвенно.
Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль
является основным элементом финансовых ресурсов предприятия, реально
обеспечивает принцип самофинансирования
( из-за этого также необходима реальная оценка прибыли
и реальное планирование ). Только чистая прибыль показывает реальный источник
финансирования, который может быть направлен на определённые цели.
Доходный источник бюджетов: 12%-Федеральный Бюджет, до
22%-бюджеты субъектов РФ.
Т.к. функции прибыли проявляются в реальной
экономической деятельности, планируя её, необходимо учесть не только прибыль
или РП, но и всю ВП, налогооблагаемую, чистую.
На практике существуют 3 группы корректировок ВП:
1.
на сумму реализованного
имущества;
2.
по предполагаемым затратам;
3.
по налогообложению (
исключаются все виды других доходов, учёт льгот ).
Общая схема корректировок состава затрат делится на:
-
показатели, увеличивающие
балансовую прибыль для целей налогообложения;
-
показатели, уменьшающие
балансовую прибыль для целей налогообложения;
Показатели, увеличивающие балансовую прибыль для налогообложения.
-
Дополнительная прибыль,
полученная от пересчёта выручки от реализации, обмене и безвозмездной передаче,
по ценен не выше фактической с/с. Условие: предприятие ориентируется на продажу
аналогичной продукции в течение последних 30 дней, и для целей налогообложения
величина выручки увеличивается на разницу между ценой фактической реализации и
максимальной ценой реализации за последние30 дней. Если за последние 30 дней не
было реализации, то используется разница между рыночной ценой и фактической
ценой реализации.
-
Затраты, которые могут быть
включены в с/с реализованной продукции, работ, услуг сверх установленных
лимитов, норм и нормативов: в соответствии с положением №552 определённый ряд
статей может быть включён в с/с в полном объёме, но для целей налогообложения
установлены лимиты:
1)
сумма превышения процентов
по рублёвым кредитам банков = ставка рефинансирования + 3 пункта;
2)
сумма превышения по
валютным кредитам = ставка ЦБРФ – 15%;
3)
сумма превышения по
бюджетным ссудам, сверх установленного законодательством размера;
4)
на всю сумму по
просроченным ссудам;
5)
ограничения в
командировочных расходах ( устанавливаются Правительством, причём отдельно по
рублёвым, отдельно по валютным);
6)
ограничение расходов по
рекламе ( процент зависит от объёма реализации продукции ), всё сверх норм идёт
за счёт чистой прибыли, включая налог;
7)
ограничение
представительских расходов ( зависит от объёма реализации продукции );
8)
расходы на подготовку
кадров сверх норм;
9)
компенсации за
использование служебных автомобилей в личных целях;
10)
стоимость безвозмездно
полученного имущества;
11)
убытки от прочей
реализации, внереализационные расходы в том числе затраты, которые производит
предприятие, но только за счёт чистой прибыли ( от реализации ОФ и имущества,
покупка и продажа валюты );
12)
в соответствии с
Постановлением Правительства РФ предприятие обязано по истечении 4 месяцев
дебиторскую и кредиторскую задолженность списывать на прибыль или убыток;
13)
начисленные, но не
уплаченные штрафы, пеня, неустойки по хозяйственным договорам;
14)
уценка сырья, материалов и
ГП;
15)
прочие.
Показатели, уменьшающие балансовую прибыль для целей налогообложения.
-
присуждённые в пользу
предприятия или признанные должником штрафы, пеня, неустойки по хозяйственным
договорам;
-
прочие.
Корректировки в части налогообложения, они связаны с возможностью
использования предприятием существующих льгот по налогообложению.
1)
налоговые льготы, создающие
условия для увеличения КВ: основные льготы связаны с фактическими затратами,
произведёнными на финансирование КВ производственного назначения и погашение
банковских кредитов по ним;
2)
льготы в части фактических
затрат, произведённых на содержание находящихся на балансе предприятия объектов
здравоохранения, образования, культуры и т.п. + на благотворительные цели в
пределах определённых сумм;
3)
льготы, предоставляемые МП:
по перечню сфер деятельности освобождаются от налога на прибыль в первые два
года существования, 25% - 50% общей ставки последующие 3 – 4 года; право
получать инвестиционные кредиты ( в размере до 10% общей выручки ); по перечню
сфер деятельности могут использовать ускоренную амортизацию ( списывать 50% в
первый год существования );
4)
не подлежат обложению
налогом на прибыль ряд плательщиков: религиозные объединения, организации
инвалидов в части их уставной деятельности и т.п.
5)
снижение ставок – когда из
общего числа работников более 50% - инвалиды;
6)
не облагаются налогом на
прибыль предприятия сельскохозяйственного профиля ( если доля таких работ более
70% ).
Некоторые предприятия по-другому облагаются налогом на прибыль:
предприятия железнодорожного транспорта, ВПК, почта и др.
Из валовой прибыли вычитается ряд расходов, которые
облагаются отдельно и по другим ставкам:
-
дивиденды, проценты,
полученные по всем видам ценных бумаг ( по ставке = 15% у источника );
-
доходы от казино, игорных
домов и т.д. ( по ставке = 90% );
-
видеосалоны, видеопрокат (
по ставке = 70% ).
Крупные предприятия получают консолидированную прибыль ( а не прибыль по
отдельным операциям ) – это прибыль по сводной бухгалтерской отчётности о
деятельности материнских и дочерних предприятий. Необходимость консолидации
прибыли связана с экономической целесообразностью и имеет особенности:
1)
сводная отчётность, из
которой берутся данные, как правило, не является юридической отчётностью (
используется только для налогового планирования фирмы ) и имеет ярко выраженную
направленность в вариантах:
-
минимизация
нологообложения;
-
эффективное использование
капитала;
2)
в такой отчётности
отражаются активы и пассивы, доходы и расходы по расчётам с третьими лицами за
рамками компании ( т.е. внутренние обороты из отчётности исключаются ).
После оптимального планирования величины прибыли, на
предприятии планируют её использование. Распределение прибыли: из валовой
прибыли вычитают налог на прибыль и другие виды налогов, которые облагаются по
другим ставкам, с учётом корректировок валовой прибыли и у предприятия остаётся
чистая прибыль.
Чистая прибыль распределяется:
1)
штрафы, пеня, неустойки,
которые платятся из ЧП;
2)
часть местных налогов,
лицензионные сборы, налоги, которые введены местными законодательными органами
власти;
3)
фонд накопления:
-
финансирование КВ в ОФ,
-
финансирование КВ в
оборотные фонды,
-
все вложения в социальную
сферу,
-
финансовые вложения в
другие предприятия и финансовые структуры,
-
возврат долгосрочных ссуд,
-
все резервные фонды,
-
благотворительные взносы,
-
прочие.
4)
фонд потребления:
-
все премии,
-
содержание социальной
сферы,
-
удешевление питания,
-
покупка спецодежды,
-
все ссуды работникам,
-
негосударственное
пенсионное страхование,
-
сверхлимитное использование
средств в части потребления,
-
прочие.
Основа формирования фонда потребления в Положении №552, Законе о
подоходном налоге и методических указаниях МинФина по исчислению подоходного
налога.
Планирование и распределение прибыли имеет большое
значение с точки зрения правильности использования ЧП.
Коэффициенты рентабельности.
В российском понимании рентабельности имеется ввиду рентабельность
продукции, производства или рентабельность реализации. В зарубежной практике
все показатели рентабельности являются косвенными ( относительными ) и в
расчётах, как правило, присутствует ВП или ЧП.
Рентабельность продаж = выручка от продаж – с/с
выручка от продаж
Коэф. ЧП = ЧП ( после налогообложения )
Выручка от продаж
Коэф. рентабельности СК = ЧП – дивиденды по
привилегированным акциям
СК – привилегированные акции
по номинальной стоимости
Коэф. рентабельности активов =
ЧП _
Общая сумма
материальных активов
Доходность (1) = ЧП ( после
налогообложения _
Общая сумма материальных затрат
Доходность (2) = выручка от продажи _
ЧП _
Общая сумма материальных затрат *
выручка от продажи
Рентабельность капитала ( формула Дюпона )
ЧП _ = ЧП _ оборот
_ активы _
Акционерный капитал объём продаж * активы *
акционерный капитал
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|