бесплатные рефераты

Фискальная политика

Фискальная политика

Подпись: 12Подпись: 1Подпись: Фискальная политика

План

1.	Цели и инструменты фискальной политики.
2.	Методы реализации.
3.	Виды фискальной политики.

Добро пожаловать в мир фискальной полити-ки! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято на-зывать область экономики, непосредственно свя-занную с взаимодействием государственных ор-ганов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фис-кальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная (лат. fiscalis – казенный) политика – со¬вокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расхо¬дов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как. например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфля-цией.
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и прави 


Подпись: 11Подпись: 2Подпись: Эмпирические исследования теоретиков пред-ложения в какой-то мере подготовили налоговые реформы в США и других странах. В течение 80-х – начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ – ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. Все стороны налогообложения ре¬гулируются едиными исчер-пывающими законами, которые принимают нацио-нальные парламенты.

Список использованной литературы.

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика», М. 1999г.
2. Гальперин и др. «Макроэкономика», СПб. 1997г.
3. Долан Э.Д., Линдсей Д. «Макроэкономика» пер. с англ., СПб. 1994г.
4. Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: прин-ципы, проблемы, политика», М, «Инфра», 2000г.
5. Менкью М.Г. «Макроэкономика» пер. с англ., М, 1994г.
6. Сакс Дж., Ларрен Ф.В. «Макроэкономика: глобальный подход.» пер. с англ. М, 1996г.
7. Самуэльсон П. «Экономика», 1992г.
8. Фишер С., Дорнбуш Р. «Макроэкономика» МГУ, «Инфра», М, 1997г.
Подпись: тельствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несо-мненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительст-во всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет не-осознанной и непоследовательной.

Среди многочисленных задач фискальной по-литики, образующих так называемое дерево це-лей основными являются:
1.	устойчивый рост национального дохода,
2.	умеренные темпы инфляции,
3.	полная занятость,
4.	сглаживание циклических колебаний эко-номики.
Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
Различные инструменты по-разному воздейст 


Подпись: 10Подпись: 3Подпись: влияние на рост производства и увеличит покры-тие денежной массы товарами.
Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налого-вых поступлений в бюджет от ставок подо¬ходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера (рис. 1).

Ставка налога (К), в процен-тах
100

50	
 	





(общая сум-ма налогов)
Рис. 1. Кривая Лаффера

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работни-ков, и тогда доходы уходят в теневую эко¬номику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.
Признано, что высшая ставка налогообложе-ния (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%. Американцы говорят, что при столь высо-кой ставке налога, как в Швеции (75%), в США ни-кто не стал бы работать в легальной экономике.
Подпись: вуют на экономику. Государственные закупки, об-разуют один из компонентов совокупных расхо-дов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на со-вокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Современная фискальная политика определя-ет основные направле¬ния использования финан-совых ресурсов государства, методы финан¬сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые мето¬ды регулирования экономики.
К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средст¬вами государственного бюджета финансируются:
а) затраты на расши¬ренное воспроизводство;
 


Подпись: 9Подпись: 4Подпись: •	прогрессивные, возрастающие с увеличени-ем доходов.
Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках нало¬гов подрываются матери-альные стимулы к труду и новаторству. Непо¬мерное возрастание в 60-70-е годы в западных странах налогового бремени привело к отрицательным последствиям. Оно вызвало «нало¬говые бунты», широкое уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообло-жения.
Как известно, в 70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию пред¬ложения. Ее авторы установили, что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику произ-водства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться также сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.
Основной задачей хозяйственной политики представители теории предложения считают определение оптимальных ставок налогообло¬жения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономичес¬кий рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать боль¬шие доходы, окажет стимулирующее Подпись: б) непроизводительные расходы государст¬ва;
в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
г) проведение структурной политики;
г) содержание военно-промышленно¬го ком-плекса и т.п.
С помощью косвенных методов государство воздействует на финан¬совые возможности произ-водителей товаров и услуг и на размеры потре¬бительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложе¬ния. Изменяя ставки нало-гов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., госу¬дарство стремится добиться возможно более устойчивых темпов эконо¬мического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов, содейст-вующих накоплению капитала, относится полити-ка ускоренной амортизации. По существу, госу-дарство освобождает предпринимателей от упла-ты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20—30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуата¬цию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.
Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, зна¬чительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие  


Подпись: 8Подпись: 5Подпись: собность населения, что помогает преодолению спа¬да экономики.
Из сказанного видно, сколь большое место за-нимает налогообложе¬ние в финансовом регулиро-вании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики госу-дарства яв¬ляется совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
Возьмем для примера наиболее важную разновидность налогов – подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?
Сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, по¬лученных физическими и юридическими лицами из разных источни¬ков. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вы¬читать: а) производственные, транспортные, командировочные и рек¬ламные расходы; б) различные налоговые льготы (необ-лагаемый ми¬нимум доходов; например, в США в 1990 г. этот минимум составил 2050 долл.; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали¬дов и др.). Таким образом, облагаемый налогом доход – это разница между валовым доходом и указанными вычетами.
Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:
•	твердые, которые устанавливаются на еди-ницу объекта незави¬симо от его стоимости (например, автомашину);
•	пропорциональные, т.е. единый процент уп-латы налогов незави¬симо от размеров доходов;
Подпись: чего повышаются цены на производимую с помо-щью этого оборудования продукцию. Если уско-ренная амортизация расширяет финансовые воз-можности бизнесменов, то одновременно она ухудша¬ет условия реализации продукции и сокращает покупательную способ¬ность на-селения.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики госу¬дарства:
а) дискреционную
б) недискреционную.
Дискреционная (лат. discrecio – действующий по своему усмотре¬нию) политика означает сле-дующее. Государство сознательно регули¬рует свои расходы и налогообложение в целях улуч-шения экономичес¬кого положения страны. При этом правительство учитывает следующие прове-ренные на практике функциональные зависимости между финан¬совыми переменными величинами.
Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потреб-ление и инвестиции). Вследствие этого воз¬растает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвес¬тиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государст¬венных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой нацио¬нальный продукт D ВНП в результате увеличения этих расходов DG:
DВНП=DG ´ MG
 


Подпись: 7Подпись: 6Подпись: водства (подъем, вы¬званный избыточным спро-сом), правительство проводит политику сдер¬живания деловой активности – сокращает госу-дарственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
Второй вид фискальной политики – недискре-ционная, или политика автоматических (встроен-ных) стабилизаторов. Автоматический стабилиза-тор ¬– экономический механизм, который без со-действия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах дело¬вого цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются нало¬говые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
На фазе подъема, естественно, растут дохо-ды фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономи¬ческий рост.
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьша¬ются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная споПодпись: Естественно, что при уменьшении государст-венных затрат G сокращается объем ВНП.
Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Изменение налогообложения дает мультипли-кационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каж-дая единица прироста инвестиций (и государст-венных расходов) прямо воздейству¬ет на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.
Указанные функциональные зависимости ис-пользуются в дискреционной политике государст-ва для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.
Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В интересах роста ВНП увеличиваются государственные расходы, сни-жаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультиплика-ционный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост произ



© 2010 РЕФЕРАТЫ