Фондовый рынок и его формирование в России: специфика, тенденции
Вместе с тем, существуют переходные формы, так называемые "прибиржевые"
рынки, которые размывают четкую границу между
биржевыми и внебиржевыми рынками. Это "вторые", "третьи",
"параллельные" рынки, создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под
их регулирующим воздействием. Как правило, подобные рынки имеют более низкие
требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних
компаний, поддерживая при этом регулярность торговли, котировки и единство
правил. Возникновение этих рынков было обусловлено стремлением фондовых бирж расширить
свой рынок, а также желанием создать упорядоченный, регулируемый рынок ценных
бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся носителями
наиболее современных технологий.
С другой стороны, из чисто внебиржевого оборота возникают организованные
системы торговли ценными бумагами, имеющие компьютерную основу и аналоги
территориально распределенной электронной бирже.
Российская
практика.
В настоящее время российский внебиржевой рынок состоит из
следующих сегментов:
Государственные ценные бумаги
Ø
система торговли долгосрочными облигациями для юридических лиц,
созданная Центральным банком России (в качестве дилерской/брокерской сети
выступают Главные территориальные управления ЦБР);
Ø
система торговли государственными краткосрочными облигациями
(электронный межбанковский рынок, созданный ЦБР совместно с Московской
межбанковской валютной биржей;
Ø
торговая сеть Сберегательного банка по операциям с мелкономинальными
государственными облигациями и другими долговыми обязательствами государства
для физических лиц (в качестве брокерской сети выступают отделения
Сберегательного банка и их филиалы;
Ø
аукционная сеть Государственного комитета по имуществу РФ
(торговля акциями приватизируемых предприятий, обмен акций на ваучеры, рынок
приватизационных сделок, совершаемых при акционировании предприятий, на основе
региональной сети Госкомимущества);
Ø
"телефонные" внебиржевые рынки валютных облигаций, казначейских
векселей и т.д.
Ценные бумаги частных эмитентов
Ø
внебиржевое первичное размещение акций вновь созданных акционерных
обществ, долговых ценных бумаг;
Ø
внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг коммерческих банков
(депозитных и сберегательных сертификатов, финансовых векселей);
Ø
стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг (оборот по ценным бумагам
как между предприятиями, так и между физическими лицами);
Ø
электронные внебиржевые рынки, имеющие организованные системы
торговли (электронный рынок ELM (акции на нем котируются наряду с
продовольствием, химической продукцией и т.п.), проекты корпорации
"АСТ", "Национальной торгово-банковской системы" и др.
Электронные фондовые рынки находятся в процессе формирования;
Ø
стихийный рынок суррогатов ценных бумаг (коммерческие сертификаты,
кредитные опционы, стандартизированные страховые полисы, обращающиеся товарные
контракты, "билеты", свидетельства о депонировании и т.п.);
Рынок
ценных бумаг как фактор инвестиций.
Рынок ценных бумаг, являясь одной из составляющих рыночной
экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать
инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно - технического
прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств.
Недостаточное развитие рынка ценных бумаг, в основном по причине отсутствия
эффективного механизма государственного регулирования, приводит к ухудшению
инвестиционного климата, недоверию потенциальных инвесторов и в результате —
к угрозе экономической безопасности личности, региона и страны.
В ситуации
отсутствия бюджетных средств, неспособности
коммерческих банков обеспечить долгосрочных кредитов для реального сектора экономики привлечение инвестиций через механизм рынка ценных бумаг выходит на первое место.
Однако дополнительные выпуски акций акционерными обществами в целях
привлечения инвестиций, к сожалению не стали правилом. Главными причинами
сложившейся ситуации, кроме указанных выше проблем, мешающих развитию
рынка ценных бумаг, являются:
противодействие держателей значительных пакетов акций, поскольку это
ведет к уменьшению доли принадлежащих им ценных бумаг общества и
ослабляет контроль над ним;
незаинтересованность в раскрытии финансовой информации
предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
недостаточное
развитие коллективных инвестиций;
относительно
более высокая стоимость по отношению к другим способам привлечения денежных
средств;
разочарование большей части инвесторов по отношению к фондовому
рынку, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых является как
государство, так и акционерные общества, как объектов инвестирования;
неуверенность инвесторов ввиду изменения политической ситуации;
слабая правовая и гарантийная защита инвестиций, отсутствие
системы защиты прав собственности;
наличие на рынке государства, как эмитента, достаточно
высокодоходных и надежных государственных облигаций (до 18 августа
1998 года это имело большое значение);
неразвитость отдельных составляющих инфраструктуры и субъектов
рынка ценных бумаг;
неэффективность существующего механизма государственного
регулирования рынка ценных бумаг;
отсутствие подготовленных кадров в области рынка ценных бумаг и
низкая правовая культура потенциальных инвесторов.
Именно государству необходимо на данном этапе найти
механизм решения вышеперечисленных проблем, связанных с выполнением функций
рынка ценных бумаг, привлечения инвестиций как одного из факторов
обеспечения экономической безопасности страны.
Как отмечено выше, одним из главных препятствий масштабных
дополнительных эмиссий является противодействие держателей значительных
пакетов акций, так как это ведет к уменьшению доли принадлежащих им
ценных бумаг акционерного общества.
Среди вариантов решения данной проблемы, могло бы стать
принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию дополнительных
эмиссий. Конечно, можно дать налоговые льготы акционерным обществам,
эмитируемым дополнительные акции. Однако, это не решит вопрос с точки зрения
интересов акционеров владельцев контрольных пакетов акций. Потому что владелец
крупного пакета, например, 30% акций общества решает многие
вопросы, связанные с управлением предприятия. А при дополнительной эмиссии в целях привлечения
уставного капитала доля (в варианте 30%)
владельца крупного пакета уменьшается.
Если еще учесть, что у многих акционерных обществ сегодня уставные капиталы минимальные,
то инвестиций нужно гораздо больше. Но это не
интересно владельцу крупного пакета и он проголосует против
увеличения уставного
капитала. Следовательно, необходимо учесть интересы
владельцев крупных пакетов акций.
В этих целях целесообразно использовать в качестве инвестиционного
ресурса земельные участки, занимаемые акционерными обществами, находящиеся в
государственной
собственности. В целях вовлечений в хозяйственный
оборот земли в качестве инвестиционного ресурса государство (собственник
земельных участков) может внести
стоимость земельных участков,
занимаемых акционерным обществом, в уставный капитал данных акционерных обществ в процессе проведения
дополнительных эмиссий, их акций, опосредующих
привлечение инвестиций. Таким образом, государство
станет владеть определенным пакетом акций акционерного общества.
Вариант очень реальный, если исходить из
факта, что сегодня акционерные общества,
не имея возможность выкупить землю, занимаемую данным акционерным
обществом, заключают договор аренды с
государством. А с точки зрения привлечения инвестиций вопрос "кому
же принадлежит земля?", занимаемая
данным акционерным обществом, самому
хозяйственному субъекту или государству, становится важным. Поэтому само по себе решение о покупке земельных участков для акционерного общества
в целом, для его дальнейшего
развития, а не для держателей
контрольных пакетов является жизненным. Видимо, здесь еще необходимо государству принять нормативный документ, обязывающий акционерные общества приобрести земельные участки, которые они
занимают в силу своей деятельности.
Необходимо
отметить, что сегодня нет законодательной
возможности внесения стоимости земельных участков, занимаемых акционерными
обществами, в оплату акций дополнительных эмиссий этих обществ.
Экономика большинства регионов России остро нуждается в оживлении
инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, делает особо актуальными проблемы
функционирования регионального фондового рынка, главным предназначением которого
должно
стать привлечение средств в сферу производства.
К сожалению, важнейшие функции рынка ценных бумаг, традиционные для
общемировой практики
привлечение долгосрочных инвестиций в реальный
сектор и информирование инвесторов о текущих
тенденциях развития экономики, в условиях
российской действительности практически не реализуются. Эта особенность фондового рынка наиболее заметна на региональном уровне. Тем не менее на территориях с достаточно развитыми промышленным и банковским секторами, имеющих потенциально привлекательные для инвесторов сферы вложения капитала есть реальные
предпосылки для построения цивилизованного регионального рынка ценных бумаг при условии стабильной обстановки в
стране и решения ряда проблем правового, организационного, информационного характера. Рассмотрим подробнее ситуацию на фондовом рынке и возможные пути решения тех
проблем, которые тормозят его развитие.
Региональный рынок ценных бумаг характеризуется прежде
всего своей обособленностью. Процессы, происходящие на крупных финансовых
рынках страны, особенно московских, безусловно, оказывают на него свое
влияние, но лишь в той мере,
в какой местный рынок вовлечен в сферу их деятельности.
Сегодня нет налаженного и устойчивого взаимодействия
между этими секторами, что ограничивает возможности развития региональных
фондовых
рынков и вносит ряд особенностей в их функционирование.
Главное, что отличает региональный рынок от столичного, это
отсутствие торговых фондовых площадок, из-за чего становится невозможным прямой доступ
юридических и физических лиц к организованному рынку ценных бумаг. Это приводит к
дополнительным издержкам инвесторов, снижая привлекательность для них операций с
ценными бумагами. Отрицательной чертой регионального рынка является
также слаборазвитая сеть профессиональных участников рынка ценных бумаг, что в
определенной мере объясняется чрезмерно жесткими, а порой и невыполнимыми в
региональных условиях требованиями, предъявляемыми Федеральной службой по
финансовым рынкам (ФСФР создана в 2004 году. Наряду с полномочиями ее
предшественницы ФКЦБ были переданы функции по регулированию бирж и
негосударственных пенсионных фондов) к профессиональным участникам.
Основными операторами регионального фондового рынка являются
банковские учреждения, причем как местные, так и филиалы иногородних банков. Между
тем банки не спешат получать лицензию профучастника, дающую им право заниматься
брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, доверительным управлением
ценными бумагами.
Пассивность региональных банков в отношении приобретения
статуса профучастника рынка ценных бумаг связана прежде всего с несоизмеримостью
затрат на осуществление этих видов деятельности и их доходностью. Отсутствие
достаточного количества фондовых инструментов, низкая ликвидность
корпоративных ценных бумаг, непредсказуемость макроэкономической и политической
ситуации обуславливает осторожную и выжидательную позицию кредитных организаций
в отношении тех направлений деятельности, которыми дает им право
заниматься лицензия профучастника рынка ценных бумаг.
Экономическая политика государства по-прежнему ориентирует банковские
учреждения на работу с краткосрочными долговыми обязательствами.
Однако
обращающиеся сегодня на рынке государственные ценные
бумаги и векселя не могут служить источником
долгосрочных инвестиций для региональных предприятий. Такие инвестиции может
привлечь в производственные отрасли рынок корпоративных ценных бумаг, прежде
всего обыкновенных и привилегированных акций организаций и предприятий,
а также долгосрочных корпоративных облигаций.
В 1999 г. наметилась тенденция роста объема
операций банковских учреждений регионов с акциями предприятий и организаций, но потенциальные возможности этого сегмента рынка далеки от реализации, что обусловлено причинами как
макроэкономическою характера, так и присущими исключительно фондовому рынку.
Инвестиционная привлекательность корпоративных ценных бумаг
продолжает оставаться крайне низкой, за исключением,
быть может, "голубых фишек".
Поэтому банки во избежание убытков предпочитают заморозить свои вложения в
корпоративные ценные бумаги. Важно, чтобы при этом инфраструктурные составляющие
рынка ценных бумаг благоприятствовали
положительным тенденциям в экономике. Первоочередными мерами по улучшению ситуации в этой сфере должны быть действия, направленные на снижение издержек участников рынка и устранение существующих инвестиционных рисков.
За годы приватизации региональными эмитентами было размещено множество
выпусков ценных бумаг. Изменение законодательства привело к необходимости
приведения эмиссионных документов в соответствие с требованиями ФСФР. Однако многими
акционерными обществами эти действия предприняты не были. В целях выявления
незарегистрированных выпусков ценных бумаг или зарегистрированных с нарушением
законодательства необходима перерегистрация существующих обществ. Это
снизит вероятность признания сделок купли - продажи ценных бумаг недействительными
в связи с неправомерностью эмиссии.
Серьезной проблемой регионального фондового рынка является его
информационная "закрытость". В настоящее время очень трудно
получить сведения по многим вопросам деятельности участников рынка ценных
бумаг.
Реализация права потенциальных инвесторов на получение информации
о финансово-экономическом состоянии эмитентов является важнейшим условием
формирования вторичного рынка корпоративных бумаг. В связи с чем большое
значение приобретает создание полноценной базы данных по акционерным обществам
регионов с доступом к ним через сеть "Интернет". Это даст
возможность своевременно информировать инвесторов, в том числе физических
лиц, о состоянии эмитентов, существенных изменениях в работе акционерных
обществ, допущенных правонарушениях, незаконных схемах работы тех или иных
компаний.
Ликвидность фондового рынка напрямую связана с издержками по
перерегистрации прав собственности. Из-за малого количества
профессиональных участников рынка ценных бумаг в регионах
явно завышены расценки на оплату услуг регистраторов. Между тем высокие затраты
не гарантируют инвесторам низкие риски при переходе прав собственности. Ведь
по существующим правилам реестродержатель обязан исполнить поручение по
переводу ценных бумаг с одного счета на другой, но не обязан контролировать
оплату этих ценных бумаг получателем. Усугубляет ситуацию существующая
система учета прав на именные ценные бумаги, которая изначально монополистична: у акционерного общества только один реестродержатель
и обойти его невозможно. Не устраивает инвесторов и отсутствие единой системы
регистрации прав на ценные бумаги.
Что касается снижения стоимости услуг профучастников рынка ценных бумаг, то решение
этой проблемы требует формирования
конкурентной среды на фондовом
рынке региона. И здесь важно содействие регулирующих и административных органов появлению новых профучастников.
Высокая технологичность современного фондового рынка обязывает действующих на нем
операторов иметь соответствующее программное и аппаратное обеспечение, каналы
связи, доступ к различным базам данных.
Это увеличивает стоимость "выхода"
на рынок и затрудняет появление на нем новых
компаний. Решение проблемы видится в
создании и развитии региональных фондовых центров, которые могут осуществлять
комплексное обслуживании юридических
и физических лиц, т. е.
одновременно оказывать услуги брокера, дилера, депозитария и
финансового консультанта. Фондовые центры могут создаваться в качестве
отдельной структуры, по могут и работать при кредитных организациях,
обладающих необходимыми лицензиями.
С появлением привлекательных для населения фондовых инструментов станет
актуальной организация центров мелкооптовой торговли ценными бумагами
(подобных Московскому фондовому центру), где частные лица имели бы
возможность с минимальным участием посредников заключать сделки, а также
знакомиться с информацией о фондовом рынке, эмитентах ценных бумаг, получать
необходимую
консультацию. Работа таких центров будет способствовать росту доверия граждан
к фондовому рынку и стимулировать процесс
превращения сбережений в инвестиции.
До настоящего времени значительные затруднения возникали у
региональных участников рынка ценных бумаг в связи с отсутствием в регионе органа федеральной власти, регулирующего эту сферу.
Участники регионального фондового рынка связывают с началом
активной работы регионального отделения ФСФР надежды на
улучшение ситуации в сфере регулирования и контроля на рынке ценных бумаг в
регионах.
Важно, чтобы на местном уровне был разработан комплексный
механизм контроля за соблюдением законодательства о ценных бумагах, защите прав
инвесторов, эмитентов и профучастников рынка, который бы нашел
отражение в нормативных документах региональных органов власти. Принятие
таких документов повысит инвестиционную привлекательность региона.
Множество проблем фондового рынка вызвано неподготовленностью
предприятий и организаций к работе с акционерами. В западной практике,
до выхода на рынок
ценных бумаг для привлечения инвестиционных
ресурсов, компания обычно развивается за счет собственных ресурсов либо банковских кредитов. То есть на фондовый рынок выходит
участник, который уже привлекал заемные средства и умеет работать с инвесторами. У нас же в ходе масштабной приватизации произошло все наоборот — эмитентами стали компании, которые не имели ни малейшего понятия о работе с внешними инвесторами и заемными средствами. Фондовый рынок им был нужен для передела собственности, а не для привлечения инвестиционных средств. Отсюда нарушения прав акционеров, манипуляции с реестром, сокрытие прибыли, мизерные дивиденды и, как следствие, исчезновение интереса мелких инвесторов практически к любым винам акций.
Особенно сложно преодолевать крайне скептическое отношение населения к
фондовому рынку после скандально завершившейся деятельности компаний
типа "финансовых пирамид". Объем реальных активов,
приходившийся на одну ценную бумагу таких компаний, был очень
мал. В результате, после их банкротства, инвесторы оставались ни с чем.
В интересах акционеров целесообразно законодательное закрепление
положения о расчете предприятиями величины чистых активов, как это делается
кредитными организациями (собственные средства, уменьшенные на резервы для
покрытия просроченных долгов и обесценения ценных бумаг). Если данная величина
станет меньше уставного капитала, то предприятие должно уменьшить размер уставного
капитала. Информация о величине чистых активов предприятия, раскрываемая
через средства массовой информации, позволит инвесторам принимать более
взвешенные решения и снизит риски вложений, а также будет препятствовать выводу рабочих
активов с предприятия.
В связи с тем, что с самого начала построение и развитие
российского фондового рынка регулировалось множеством государственных ведомств,
нынешняя
его законодательная и нормативная база чрезмерно усложнена и объемна, содержит
много противоречий и в целом не удовлетворяет требованиям участников рынка
ценных бумаг. Достаточно сказать, что общий объем нормативных и законодательных
актов, в той или иной мере затрагивающих вопросы функционирования рынка ценных
бумаг, уже приближается к 11 тысячам страниц и их количество постоянно
растет. Простой инвестор или менеджер предприятия не в состоянии отслеживать все
изменения, что может привести к неприятным последствиям. Причем если многие вопросы
слишком зарегулированы (например, процедура выпуска эмиссионных ценных
бумаг), то другие аспекты функционирования фондового рынка, напротив, не
охвачены законодательством (фьючерсы, опционы, складские свидетельства и т.
д.). Все это вызывает у инвесторов боязнь использовать фондовый рынок для
решения своих проблем.
Изменить законодательство, регламентирующее деятельность на рынке
ценных бумаг, на уровне субъекта федерации практически невозможно. Но, как
показывает опыт других регионов, развитию местных фондовых
рынков способствует принятие ряда мер па региональном уровне. Помимо тех, о которых уже
говорилось, Хотелось бы отметить важность таких факторов, как разработка законодательных и
нормативных актов об инвестиционной деятельности на территории
региона, принятие крупных целевых программ социальной направленности (жилье,
связь, дороги и т. д.), способных привлечь средства всех категорий инвесторов
на фондовый рынок и одновременно снизить бюджетные затраты, создание системы
штрафов за нарушения федерального законодательства. Большое значение имеет
разработка системы показателей эффективности работы предприятий, повышение информационной
прозрачности эмитентов, организация просветительных программ по вопросам фондового рынка
для населения, мелких эмитентов, корпоративных инвесторов и т. д.
Ускоренное решение перечисленных проблем требует объединения усилий всех
заинтересованных сторон — представителей государственных и муниципальных
органов, профессиональных участников фондового рынка, банков, крупнейших
акционерных обществ региона — и будет способствовать развитию цивилизованного
регионального рынка ценных бумаг. Однако радикальные положительные перемены
станут возможными только в случае устойчивого экономического роста и
политической стабильности в стране, наличия благоприятных внешних
факторов, активных действий правительства в области структурных
преобразований экономики и принятия мер, направленных на стимулирование инвестиций
в реальной сектор экономики.
Особенности развития современных фондовых бирж
Глобализация финансовых рынков, развитие
компьютерных и телекоммуникационных технологий обостряют конкурентную борьбу,
в результате которой биржи вынуждены осуществлять масштабные инвестиции в
новые технологии для того, чтобы повышать конкурентоспособность,
предлагая новые услуги, привлекать новые компании-эмитенты, новых
членов и широкие круги инвесторов.
Индустрия
фондовых бирж или, если рассматривать шире, организаторов торговли на рынке
ценных бумаг претерпевает определенные изменения, которые, однако,
различаются от региона к региону. Это связано с освоением новых рынков,
внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением
организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а
порой и организационно - правовой формы. Динамику деятельности фондовых бирж
можно проследить при анализе некоторых статистических показателей организаций -
членов Международной федерации фондовых бирж (далее - Федерация, или FIBV).
Рынки и инструменты
Исследования различных рынков, организованных биржами-
членами Федерации, показывают, что их активность концентрируется преимущественно
на традиционных продуктах акциях и облигациях. Неудивительно, что 98% бирж
формируют рынки акций , 82% - также рынки облигаций. Следовательно, доходы
фондовых бирж складываются преимущественно за счет эксплуатации типичных
биржевых продуктов - акций и облигаций. Рынки производных инструментов —
дериватов — пока еще недостаточно представлены в Федерации, особенно если учесть колоссальное развитие в мире торговли фьючерсами
и опционами с середины 80-х. Среди
бирж — членов Федерации 48% организуют рынки опционов и 30% — рынки фьючерсов (рис. 1).
Тенденции совершенствования организационно
- правовой формы бирж.
В последнее время, как свидетельствуют факты, ряд фондовых бирж
изменил свою организационно-правовую форму, чтобы укрепить внутреннюю
архитектуру для успешной конкуренции с другими международными рынками. Наблюдается
тенденция перехода от форм ассоциаций и
организаций, регулируемых специальными правовыми актами, к компаниям акционерного типа, в результате чего их членская (акционерная) база стала более открытой
и многообразной.
Фондовый рынок
России сталкивается с новыми испытаниями, в частности, такими, как усиление
конкуренции со стороны других рынков, включая частные торговые системы и
Интернет. Это внешнее давление вынуждает фондовые биржи адаптировать свою внутреннюю структуру к
меняющимся воздействиям. Успех адаптации все больше и больше зависит от
структуры самих бирж. Кроме того, для большей адаптации и постоянного развития
технологии и модернизации рынков необходимы масштабные инвестиционные
программы, что требует существенных новых капиталовложений. Для привлечения нового
капитала некоторые фондовые биржи решили принять статус регулируемых
специальными правовыми актами и открыть доступ для более широкого круга
инвесторов в качестве своих совладельцев, а не только для профессиональных
участников финансового рынка.
Таким образом, необходимость
поиска нового капитала и создания эффективного биржевого контроля объясняет в
значительной мере динамику деятельности ряда бирж в направлении преобразования
своего статуса и инкорпорирования.
Тенденции развития современных фондовых бирж.
В настоящее время рынок ценных бумаг, как и вся российская
экономика, поражен глубоким кризисом. Он был вызван целым комплексом как
объективных, так и субъективных факторов. В России продолжают
функционировать многие биржи и организаторы торгов, будущее которых в
настоящее время является весьма туманным. В отличие от рынка ценных бумаг, который
в том или ином виде будет в России сохранен, судьба организаторов торгов
может оказаться более драматичной. Если существующие институты
не смогут выжить до периода оживления рынка, если
им не будет оказана поддержка, то в будущем российский рынок ценных бумаг может
перейти под контроль иностранных
бирж и организаторов торгов. Тем более что уже сегодня ими предпринимаются весьма активные шаги в этом направлении.
Рассматривая
проблему развития российского фондового рынка, следует выделить ее составные
части — политику самих бирж и политику государственных органов,
регулирующих рынок ценных бумаг.
Политика бирж. В России развитие фондовых бирж с точки зрения их рынков и технологической цепи
происходило в двух направлениях —
создание, во-первых, собственно фондовых бирж, во-вторых, универсальных
институтов, формирующих рынки различных
финансовых инструментов и валюты, обеспечивающих также участников полным набором услуг — от организации
торгов до осуществления клиринга и
обеспечения расчетов как по ценным бумагам, так и по денежным средствам.
Примером
первого направления является Российская торговая система (РТС),
второго - Московская межбанковская валютная биржа. Российская торговая система
создала Расчетную палату, усилила свое взаимодействие с Депозитарно –
клиринговой компанией. Таким образом, организация рынка по принципу
единой технологической цепочки, используемому первоначально только
на ММВБ, развивается на всех ведущих фондовых площадках России
(РТС, МФБ, СПВБ и т. д.). На сегодняшний день еще сохраняются различия в
торгуемых инструментах. Если РТС продолжает оставаться организатором торгов
по акциям, то некогда специализированные площадки по торговле акциями и
облигациями (например, Московская фондовая биржа) пытаются организовать рынок валюты и
рынок дериватов. (Пионерами универсальных фондовых бирж остаются ММВБ и СПВБ, которые с 1997 г. организуют торги практически по всем видам финансовых
инструментов и валюте.) В целом
тенденция универсализация в России прослеживается.
Сохраняются
различия и в организационно - правовой форме организаторов торгов. В
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
и принципами государственного регулирования наложены жесткие ограничения на
организационно - правовую форму отдельных видов профессиональных
участников рынка ценных бумаг. Так, фондовая биржа создается только в
форме некоммерческого партнерства (МФБ, РТС), в то время как организатором
торговли может быть и закрытое акционерное общество. Именно поэтому ММВБ (закрытое
акционерное общество), являющийся по функциям полноценной фондовой
биржей, обладает лицензией организатора торговли (что, в общем, не мешает ей
успешно развивать данный вид деятельности и конкурировать с полноценными
фондовыми биржами).
Что касается технологического аспекта, то в данной области в России
отмечается редкое единство — все биржи и торговые системы используют
электронные торговые системы, а не механизм зального голосового аукциона. В
плане регионального охвата все ведущие площадки России благодаря электронным
технологиям организации торгов не ограничиваются только своими
регионами и пытаются более или менее успешно привлекать региональных
участников. На ММВБ работают свыше ста региональных профессиональных
участников нескольких десятков регионов России, в семи городах функционируют
представители ММВБ, обеспечивающие участникам доступ к торгам на ММВБ;
в РТС также работают региональные участники; МФБ неоднократно
декларировала свои региональные планы. Те региональные биржи, которые
ориентируются только на профессиональных участников данного
конкретного региона, стагнируют, несмотря порой на активную поддержку
местных властей.
Таким образом, можно отметить, что на деятельность российских бирж влияют
мировые достижения и тенденции. Это вселяет надежду, что именно
рынок, то есть сами профессиональные участники, в перспективе выберет
наиболее эффективные площадки, оказывающие более качественные
услуги с меньшими издержками.
Политика государственных органов регулирования
российского рынка ценных бумаг. В этой
области налицо отставание России от мировых тенденций. В качестве
отдельных примеров можно привести особую приверженность российских
регуляторов к некоммерческим партнерствам (так, фондовая биржа,
клиринговый центр, некоторые виды депозитариев могут быть созданы
только в рамках данной организационно-правовой формы) и
патологическое недоверие к открытым акционерным обществам. Сохранены
ограничения на совмещение ряда видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Нередко мнение профессиональных участников откровенно
игнорируется регуляторами рынка
ценных бумаг. Разумеется, не все то, к чему стремятся профессиональные участники, полезно для рынка
ценных бумаг вообще, поскольку разные интересы у государственных органов,
регулирующих рынок, и у различных
профессиональных участников. Но если
целиком игнорировать мнение последних, прикрываясь как щитом задачей защиты инвесторов, то можно полностью
ликвидировать отдельные группы профессиональных участников.
Надежда на оптимистический прогноз
российского рынка ценных бумаг и на
сохранение и последующее развитие национальных институтов рынка ценных бумаг
позволяет сделать вывод, что анализ мирового
опыта в этой области не бесполезен для всех специалистов (как регулирующих рынок, так и работающих на нем).
В 2005 году международные рейтинговые
агентства (Standard
and Poor’s, Moody’s) неоднократно повышали кредитные рейтинги
РФ, что косвенно свидетельствует о росте инвестиционной привлекательности
России.
«В 2006 году экономический рост в России
продолжится, по-прежнему будут увеличиваться положительное торговое сальдо,
объемы золото - валютных резервов и стабилизационного фонда, поэтому, скорее всего,
рейтинг инвестиционной привлекательности нашей страны будет повышен всеми
агентствами не менее, чем на 1 пункт с перспективой достижения в ближайшие 2-3
года максимального кредитного рейтинга «А» (по версии Fitch)»-считает Д. Письменный. По мнению В. Остапенко,
финансового директора ООО «Нитэк», наблюдающийся рост инвестиционной
привлекательности России отражает общее оздоровление ее экономики. С одной
стороны, это свидетельствует о том, что бизнес чувствует себя все более и более
комфортно, с другой — привлекает иностранные капиталы, что при условии должного
государственного регулирования способствует развитию экономики в целом.
Однако, не все эксперты считают, что можно говорить о росте
инвестиционной привлекательности России. Так, А. Ходарев, финансовый директор
группы компаний «Сапсан», полагает, что рейтинги агентств — это лишь ответ на
некоторые изменения российского законодательства по защите прав инвесторов в
этом году: «О росте инвестиционной привлекательности страны в первую очередь
свидетельствует покупательная способность населения, но этот показатель в
среднем по России в 2005 году практически не изменился.
Однако, не смотря на спекулятивный оборот, в настоящее время
Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Начиная с 2003 года
международные агентства постоянно присваивают России инвестиционные рейтинги.
По этой причине считается, что у российских
ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития.
Список использованной
литературы.
А.П. Шихвердиев: «Рынок ценных бумаг как фактор
инвестиций». Финансы, 2000, №2.
«Финансовый директор» 2006, №1, стр.6.
Чалов А.Н., Свирин С.А.: «Региональный
фондовый рынок: состояние и перспективы развития». Деньги и кредит, 2000, №7.
Лауфер М.: «Особенности развития
современных фондовых бирж», Вопросы экономики 1999, №5.
Адрианова Л.Н.: «Рейтинг на рынке ценных
бумаг и ведущие международные рейтинговые агентства». Финансы, 2000,№8.
Сизов Ю.: «Актуальные проблемы развития
российского фондового рынка». Вопросы экономики, 2003, №7, стр.26.
Ларина Л.И. «Перспективы создания единого
регулятора финансового рынка». №10, 2005,стр. 30
www.zerich.ru «Фондовый рынок в России. Инфраструктура
фондового рынка»
Страницы: 1, 2, 3
|