бесплатные рефераты

Фондовый рынок и его формирование в России: специфика, тенденции

Вместе с тем, существуют переходные формы, так называемые "прибиржевые" рынки, которые размывают четкую границу между

биржевыми и внебиржевыми рынками. Это "вторые", "третьи", "параллельные" рынки, создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под их регулирующим воздействием. Как правило, подобные рынки имеют более низкие требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних компаний, поддерживая при этом регулярность торговли, котировки и единство правил. Возникновение этих рынков было обусловлено стремлением фондовых бирж расширить свой рынок, а также желанием создать упорядоченный, регулируемый рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся носителями наиболее современных технологий.

С другой стороны, из чисто внебиржевого оборота возникают организованные системы торговли ценными бумагами, имеющие компьютерную основу и аналоги территориально распределенной электронной бирже.

Российская практика.

В настоящее время российский внебиржевой рынок состоит из следующих сегментов:

*                     Государственные ценные бумаги

Ø                     система торговли долгосрочными облигациями для юридических лиц, созданная Центральным банком России (в качестве дилерской/брокерской сети выступают Главные территориальные управления ЦБР);

Ø                     система торговли государственными краткосрочными облигациями (электронный межбанковский рынок, созданный ЦБР совместно с Московской межбанковской валютной биржей;

Ø                     торговая сеть Сберегательного банка по операциям с мелкономинальными государственными облигациями и другими долговыми обязательствами государства для физических лиц (в качестве брокерской сети выступают отделения Сберегательного банка и их филиалы;

Ø                     аукционная сеть Государственного комитета по имуществу РФ (торговля акциями приватизируемых предприятий, обмен акций на ваучеры, рынок приватизационных сделок, совершаемых при акционировании предприятий, на основе региональной сети Госкомимущества);

Ø                     "телефонные" внебиржевые рынки валютных облигаций, казначейских векселей и т.д.

*                     Ценные бумаги частных эмитентов

Ø                     внебиржевое первичное размещение акций вновь созданных акционерных обществ, долговых ценных бумаг;

Ø                     внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг коммерческих банков (депозитных и сберегательных сертификатов, финансовых векселей);

Ø                     стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг (оборот по ценным бумагам как между предприятиями, так и между физическими лицами);

Ø                     электронные внебиржевые рынки, имеющие организованные системы торговли (электронный рынок ELM (акции на нем котируются наряду с продовольствием, химической продукцией и т.п.), проекты корпорации "АСТ", "Национальной торгово-банковской системы" и др. Электронные фондовые рынки находятся в процессе формирования;

Ø                     стихийный рынок суррогатов ценных бумаг (коммерческие сертификаты, кредитные опционы, стандартизированные страховые полисы, обращающиеся товарные контракты, "билеты", свидетельства о депонировании и т.п.);

Рынок ценных бумаг как фактор инвестиций.

Рынок ценных бумаг, являясь одной из составляю­щих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресур­сы в целях экономического роста, развития научно -  технического прогресса, инновационной деятельнос­ти, освоения новых производств. Недостаточное раз­витие рынка ценных бумаг, в основном по причине отсутствия эффективного механизма государственно­го регулирования, приводит к ухудшению инвестици­онного климата, недоверию потенциальных инвесто­ров и в результате — к угрозе экономической безопас­ности личности, региона и страны.

В ситуации отсутствия бюджетных средств, неспо­собности коммерческих банков обеспечить долгосроч­ных кредитов для реального сектора экономики при­влечение инвестиций через механизм рынка ценных бумаг выходит на первое место.

Однако дополнительные выпуски акций акционерны­ми обществами в целях привлечения инвестиций, к сожалению не стали правилом. Главными причинами сложившейся ситуации, кроме указанных выше проблем, мешающих развитию рынка ценных бумаг, являются:

*                     противодействие держателей значительных паке­тов акций, поскольку это ведет к уменьшению доли принадлежащих  им ценных бумаг общества и ослабляет контроль над ним;

*                     незаинтересованность в раскрытии финансовой информации предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

*                     недостаточное развитие коллективных инвестиций;

*                     относительно более высокая стоимость по отноше­нию к другим способам привлечения денежных средств;

*                     разочарование большей части инвесторов по от­ношению к фондовому рынку, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых является как государ­ство, так и акционерные общества, как объектов ин­вестирования;

*                     неуверенность инвесторов ввиду изменения поли­тической ситуации;

*                     слабая правовая и гарантийная защита инвести­ций, отсутствие системы защиты прав собственности;

*                     наличие на рынке государства, как эмитента, доста­точно высокодоходных и надежных государственных обли­гаций (до 18 августа 1998 года это имело большое значение);

*                     неразвитость отдельных составляющих инфра­структуры и субъектов рынка ценных бумаг;

*                     неэффективность существующего механизма го­сударственного регулирования рынка ценных бумаг;

*                     отсутствие подготовленных кадров в области рын­ка ценных бумаг и низкая правовая культура потенциальных инвесторов.

Именно государству необходимо на дан­ном этапе найти механизм решения вышеперечисленных проблем, связанных с выполнением функций рынка цен­ных бумаг, привлечения инвестиций как одного из факто­ров обеспечения экономической безопасности страны.

Как отмечено выше, одним из главных пре­пятствий масштабных дополнительных эмиссий являет­ся противодействие держателей значительных пакетов акций, так как это ведет к уменьшению доли принадле­жащих им ценных бумаг акционерного общества.

Среди вариантов решения данной проблемы, могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию допол­нительных эмиссий. Конечно, можно дать налоговые льготы акционерным обществам, эмитируемым дополнительные акции. Однако, это не решит вопрос с точки зрения интересов   акционеров владельцев контрольных пакетов акций. Потому что владелец крупного пакета, например, 30% акций об­щества решает многие  вопросы, связанные с управле­нием предприятия. А при дополнительной эмиссии в целях привлечения уставного капитала доля (в варианте 30%) владельца крупного пакета уменьшается. Если еще учесть, что у многих акци­онерных обществ сегодня уставные капиталы мини­мальные, то инвестиций нужно гораздо больше. Но это не интересно владельцу круп­ного пакета и он проголосует против увеличения устав­ного капитала. Следовательно, необходимо учесть ин­тересы владельцев крупных пакетов акций.

В этих целях целесообразно использовать в качестве инвестиционного ресурса земельные участки, занима­емые акционерными обществами, находящиеся в го­сударственной собственности. В целях вовлечений в хозяйственный оборот земли в качестве инвестицион­ного ресурса государство (собственник земельных участков) может внести стоимость земельных участков, занимаемых акционерным обществом, в устав­ный капитал данных акционерных обществ в процессе проведения дополнительных эмиссий, их акций, опос­редующих привлечение инвестиций. Таким образом, государство станет владеть определенным пакетом ак­ций акционерного общества. Вариант очень реальный, если исходить из факта, что сегодня акционерные обще­ства, не имея возможность выкупить землю, занимае­мую данным акционерным обществом, заключают до­говор аренды с государством. А с точки зрения привлече­ния инвестиций вопрос "кому же принадлежит земля?", занимаемая данным акционерным обществом, само­му хозяйственному субъекту или государству, стано­вится важным. Поэтому само по себе решение о по­купке земельных участков для акционерного общества в целом, для его дальнейшего развития, а не для дер­жателей контрольных пакетов является жизненным. Видимо, здесь еще необходимо государству принять нормативный документ, обязывающий акционерные общества приобрести земельные участки, которые они занимают в силу своей деятельности.

Необходимо отметить, что сегодня нет законода­тельной возможности внесения стоимости земельных участков, занимаемых акционерными обществами, в оплату акций дополнительных эмиссий этих обществ.

 

Экономика  большинства регионов России остро нуждается в оживлении инвестиционной   деятельности, что, в свою очередь, делает особо актуальными проблемы функционирования регионального фондового рынка, главным предназначением которого должно стать привлечение средств в сферу производства.

К сожалению, важнейшие функции рынка ценных бумаг, традиционные для общемировой практики привлечение долгосрочных инвестиций в реальный сектор и информирование инвесторов о текущих тенденциях развития экономики, в условиях российской действительности практически не реализуются. Эта особенность фондового рынка наиболее заметна на региональном уровне. Тем не менее на территориях с достаточно развитыми промышленным и банковским секторами, имеющих потенциально привлекательные для инвесторов сферы вложения капитала есть реальные предпосылки для построения цивилизованного регионального  рынка  ценных бумаг  при условии стабильной обстановки в стране и решения ряда проблем правового, организационного, информационного характера. Рассмотрим подробнее ситуацию на фондовом рынке и возможные пути решения тех проблем, которые тормозят его развитие.

Региональный рынок ценных бумаг  харак­теризуется прежде всего своей обособленностью. Процессы, происходящие на крупных финансовых рынках страны, особенно московских, безусловно, оказывают на него свое влияние, но лишь в той мере, в какой местный рынок вовлечен в сферу их деятельности. Сегодня нет налаженного и устойчи­вого взаимодействия между этими секторами, что ограничивает возможности развития региональных фондовых рынков и вносит ряд особенностей в их функционирование.

Главное, что отличает региональный рынок от столичного, это отсутствие торговых фондовых площадок, из-за чего становится невозможным прямой доступ юридических и физических лиц к организованному рынку ценных бумаг. Это приво­дит к дополнительным издержкам инвесторов, сни­жая привлекательность для них операций с ценными бумагами. Отрицательной чертой региональ­ного рынка является также слаборазвитая сеть про­фессиональных участников рынка ценных бумаг, что в определенной мере объясняется чрезмерно жесткими, а порой и невыполнимыми в региональ­ных условиях требованиями, предъявляемыми Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР создана в 2004 году. Наряду с полномочиями ее предшественницы ФКЦБ были переданы функции по регулированию бирж и негосударственных пенсионных фондов) к профессиональным участникам.

Основными операторами регионального фон­дового рынка являются банковские учреждения, причем как местные, так и филиалы иногородних банков. Между тем банки не спешат получать лицензию профучастника, дающую им право зани­маться брокерской, дилерской и депозитарной дея­тельностью, доверительным управлением ценными бумагами.

Пассивность региональных банков в отноше­нии приобретения статуса профучастника рынка ценных бумаг связана прежде всего с несоизмери­мостью затрат на осуществление этих видов дея­тельности и их доходностью. Отсутствие достаточ­ного количества фондовых инструментов, низкая ликвидность корпоративных ценных бумаг, непредсказуемость макроэкономической и политической ситуации обуславливает осторожную и выжидательную позицию кредитных организаций в отношении тех направлений деятельности, которыми дает им право заниматься лицензия профучастника рынка ценных бумаг.

Экономическая политика государства по-преж­нему ориентирует банковские учреждения на работу с краткосрочными долговыми обязательствами.

Однако обращающиеся сегодня на рынке госу­дарственные ценные бумаги и векселя не могут слу­жить источником долгосрочных инвестиций для ре­гиональных предприятий. Такие инвестиции может привлечь в производственные отрасли рынок кор­поративных ценных бумаг, прежде всего обыкно­венных и привилегированных акций организаций и предприятий, а также долгосрочных корпоративных облигаций. В 1999 г. наметилась тенденция роста объема операций банковских учреждений регионов с акциями предприятий и организаций, но потен­циальные возможности этого сегмента рынка далеки от реализации, что обусловлено причинами как макроэкономическою характера, так и прису­щими исключительно фондовому рынку.

Инвестиционная привлекательность корпора­тивных ценных бумаг продолжает оставаться край­не низкой, за исключением, быть может, "голубых фишек". Поэтому банки во избежание убытков предпочитают заморозить свои вложения в корпо­ративные ценные бумаги. Важно, чтобы при этом инфраструк­турные составляющие рынка ценных бумаг благо­приятствовали  положительным тенденциям в экономике. Первоочередными мерами по улучшению ситуации в этой сфере должны быть действия, на­правленные на снижение издержек участников рынка и устранение существующих инвестиционных рисков.

За годы приватизации региональными эмитен­тами было размещено множество выпусков ценных бумаг. Изменение законодательства привело к не­обходимости приведения эмиссионных документов в соответствие с требованиями ФСФР. Однако многими акционерными обществами эти действия предприняты не были. В целях выявления незарегистрированных выпусков ценных бумаг или зарегистрированных с нарушением зако­нодательства необходима перерегистрация сущест­вующих обществ. Это снизит вероятность при­знания сделок купли - продажи ценных бумаг не­действительными в связи с неправомерностью эмиссии.

Серьезной проблемой регионального фондово­го рынка является его информационная "закры­тость". В настоящее время очень трудно получить сведения по многим вопросам деятельности участ­ников рынка ценных бумаг.

Реализация права потенциальных инвесторов на получение информации о финансово-экономическом состоянии эмитентов является важнейшим условием формирования вторичного рынка корпо­ративных бумаг. В связи с чем большое значение приобретает создание полноценной базы данных по акционерным обществам регионов с до­ступом к ним через сеть "Интернет". Это даст воз­можность своевременно информировать инвесто­ров, в том числе физических лиц, о состоянии эмитентов, существенных изменениях в работе ак­ционерных обществ, допущенных правонарушени­ях, незаконных схемах работы тех или иных компа­ний.

Ликвидность фондового рынка напрямую свя­зана с издержками по перерегистрации прав собст­венности. Из-за малого количества профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг в регионах явно завышены расценки на оплату услуг регистраторов. Между тем высокие затраты не гарантируют инвесторам низкие риски при переходе прав собственности. Ведь по существующим пра­вилам реестродержатель обязан исполнить поруче­ние по переводу ценных бумаг с одного счета на другой, но не обязан контролировать оплату этих ценных бумаг получателем. Усугубляет ситуацию существующая система учета прав на именные ценные бумаги, которая изначально монополистична: у акционерного общества только один реестродержа­тель и обойти его невозможно. Не устраивает ин­весторов и отсутствие единой системы регистрации прав на ценные бумаги.

Что касается снижения стоимости услуг проф­участников рынка ценных бумаг, то решение этой проблемы требует формирования конкурентной среды на фондовом рынке региона. И здесь важно содействие регулирующих и административных ор­ганов появлению новых профучастников.

Высокая технологичность современного фон­дового рынка обязывает действующих на нем опе­раторов иметь соответствующее программное и ап­паратное обеспечение, каналы связи, доступ к раз­личным базам данных. Это увеличивает стоимость "выхода" на рынок и затрудняет появление на нем новых компаний. Решение проблемы видится в создании и развитии региональных фондо­вых центров, которые могут осуществлять комплекс­ное обслуживании юридических и физических лиц, т. е. одновременно оказывать услуги брокера, дилера, депозитария и финансового консультанта. Фондовые центры могут создаваться в качестве отдельной струк­туры, по могут и работать при кредитных орга­низациях, обладающих необходимыми лицензиями.

С появлением привлекательных для населения фондовых инструментов станет актуальной органи­зация центров мелкооптовой торговли ценными бу­магами (подобных Московскому фондовому цент­ру), где частные лица имели бы возможность с ми­нимальным участием посредников заключать сдел­ки, а также знакомиться с информацией о фондо­вом рынке, эмитентах ценных бумаг, получать не­обходимую консультацию. Работа таких центров бу­дет способствовать росту доверия граждан к фондо­вому рынку и стимулировать процесс превращения сбережений в инвестиции.

До настоящего времени значительные затруд­нения возникали у региональных участников рынка ценных бумаг в связи с отсутствием в регионе ор­гана федеральной власти, регулирующего эту сферу.

Участники регионального фондового рынка связывают с началом активной работы региональ­ного отделения ФСФР надежды на улучшение си­туации в сфере регулирования и контроля на рынке ценных бумаг в регионах.

Важно, чтобы на местном уровне был разрабо­тан комплексный механизм контроля за соблюде­нием законодательства о ценных бумагах, защите прав инвесторов, эмитентов и профучастников рынка, который бы нашел отражение в нормативных доку­ментах региональных органов власти. Принятие та­ких документов повысит инвестиционную привлекательность региона.

Множество проблем фондового рынка вызвано неподготовленностью предприятий и организаций к работе с акционерами. В западной практике, до выхода на рынок ценных бумаг для привлечения инвестиционных ресурсов, компания обычно раз­вивается за счет собственных ресурсов либо бан­ковских кредитов. То есть на фондовый рынок вы­ходит участник, который уже привлекал заемные средства и умеет работать с инвесторами. У нас же в ходе масштабной приватизации произошло все наоборот — эмитентами стали компании, которые не имели ни малейшего понятия о работе с внеш­ними инвесторами и заемными средствами. Фондо­вый рынок им был нужен для передела собствен­ности, а не для привлечения инвестиционных средств. Отсюда нарушения прав акционеров, ма­нипуляции с реестром, сокрытие прибыли, мизер­ные дивиденды и, как следствие, исчезновение ин­тереса мелких инвесторов практически к любым винам акций.

Особенно сложно преодолевать крайне скеп­тическое отношение населения к фондовому рынку после скандально завершившейся деятельности ком­паний типа "финансовых пирамид". Объем реальных активов, приходившийся на одну ценную бумагу таких компаний, был очень мал. В результате, после их банкротства, инвесторы оставались ни с чем.

В интересах акционеров целесообразно законо­дательное закрепление положения о расчете пред­приятиями величины чистых активов, как это де­лается кредитными организациями (собственные средства, уменьшенные на резервы для покрытия просроченных долгов и обесценения ценных бумаг). Если данная величина станет меньше уставного капитала, то предприятие должно уменьшить раз­мер уставного капитала. Информация о величине чистых активов предприятия, раскрываемая через средства массовой информации, позволит инвесто­рам принимать более взвешенные решения и снизит риски вложений, а также будет препятствовать выводу  рабочих активов с предприятия.

В связи с тем, что с самого начала построение и  развитие  российского фондового рынка регулировалось множеством государственных ведомств, нынешняя его законодательная и нормативная база чрезмерно усложнена и объемна, содержит много противоречий и в целом не удовлетворяет требова­ниям участников рынка ценных бумаг. Достаточно сказать, что общий объем нормативных и законода­тельных актов, в той или иной мере затрагивающих вопросы функционирования рынка ценных бумаг, уже приближается к 11 тысячам страниц и их количество постоянно растет. Простой инвестор или менеджер предприятия не в состоянии от­слеживать все изменения, что может привести к неприятным последствиям. Причем если многие вопросы слишком зарегулированы (например, про­цедура выпуска эмиссионных ценных бумаг), то другие аспекты функционирования фондового рын­ка, напротив, не охвачены законодательством (фью­черсы, опционы, складские свидетельства и т. д.). Все это вызывает у инвесторов боязнь использовать фондовый рынок для решения своих проблем.

Изменить законодательство, регламентирующее деятельность на рынке ценных бумаг, на уровне субъекта федерации практически невозможно. Но, как показывает опыт других регионов, развитию местных фондовых рынков способствует принятие ряда мер па региональном уровне. Помимо тех, о которых уже говорилось, Хотелось бы отметить важность таких факторов, как разработка законодательных и нормативных актов об инвестиционной деятельности на территории региона, принятие крупных целевых программ социальной направленности (жилье, связь, дороги и т. д.), способных привлечь средства всех категорий инвесторов на фондовый рынок и одновременно снизить бюджетные затраты, создание системы штрафов за наруше­ния федерального законодательства. Большое значение имеет разработка системы показателей эффективности работы предприятий, повышение информационной прозрачности эмитентов, организация просветительных программ по вопросам фондового рынка для населения, мелких эмитентов, корпоративных инвесторов и т. д.

Ускоренное решение перечисленных проблем требует объединения усилий всех заинтересованных сторон — представителей государственных и муни­ципальных органов, профессиональных участников фондового рынка, банков, крупнейших акционер­ных обществ региона — и будет способствовать раз­витию цивилизованного регионального рынка цен­ных бумаг. Однако радикальные положительные перемены станут возможными только в случае устойчивого экономического роста и политической стабильности в стране, наличия благоприятных внешних факторов, активных действий правитель­ства в области структурных преобразований эконо­мики и принятия мер, направленных на стимулиро­вание инвестиций в реальной сектор экономики.

Особенности развития современных фондовых бирж

Глобализация финансовых рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий обостряют конкурентную борь­бу, в результате которой биржи вынуждены осуществлять масштаб­ные инвестиции в новые технологии для того, чтобы повышать конкурентоспособность, предлагая новые услуги, привлекать новые компании-эмитенты, новых членов и широкие круги инвесторов.

Индустрия фондовых бирж или, если рассматривать шире, организаторов торговли на рынке ценных бумаг претерпевает определен­ные изменения, которые, однако, различаются от региона к региону. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инстру­ментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а порой и организационно - правовой формы. Динамику деятельности фондовых бирж можно проследить при анализе некоторых статистических показателей орга­низаций - членов Международной федерации фондовых бирж (далее - Федерация, или FIBV).

Рынки и инструменты

Исследования различных рынков, организованных биржами- чле­нами Федерации, показывают, что их активность концентрируется пре­имущественно на традиционных продуктах акциях и облигациях. Неудивительно, что 98% бирж формируют рынки акций , 82% - также рынки облигаций. Следовательно, доходы фондовых бирж складываются преимущественно за счет экс­плуатации типичных биржевых продуктов - акций и облигаций. Рынки производных инструментов — дериватов — пока еще не­достаточно представлены в Федерации, особенно если учесть колоссальное развитие в мире торговли фьючерсами и опционами с сере­дины 80-х. Среди бирж — членов Федерации 48% организуют рынки опционов и 30% — рынки фьючерсов (рис. 1).

 Фондовый рынок и его формирование в России: специфика, тенденции

Тенденции совершенствования организационно - правовой формы бирж.

В последнее время, как свидетельствуют факты, ряд фон­довых бирж изменил свою организационно-правовую форму, чтобы укрепить внутреннюю архитектуру для успешной конкуренции с дру­гими международными рынками. Наблюдается тенденция перехода от форм ассоциаций и организаций, регулируемых специальными пра­вовыми актами, к компаниям акционерного типа, в результате чего их членская (акционерная) база стала более открытой и многообразной.

Фондовый рынок России сталкивается с новыми ис­пытаниями, в частности, такими, как усиление конкуренции со сто­роны других рынков, включая частные торговые системы и Интернет. Это внешнее давление вынуждает фондовые биржи адаптиро­вать свою внутреннюю структуру к меняющимся воздействиям. Успех адаптации все больше и больше зависит от структуры самих бирж. Кроме того, для большей адаптации и постоянного развития технологии и модернизации рынков необходимы масштабные инвестиционные программы, что требует существенных  новых капиталовложений. Для привлечения нового капитала некоторые фондовые биржи решили принять статус регулируемых специальными правовыми актами и открыть доступ для более широкого круга инвесторов в качестве своих совладельцев, а не только для профессиональных участников финансового рынка.

Таким образом, необходимость поиска нового капитала и создания эффективного биржевого контроля объясняет в значительной мере  динамику деятельности ряда бирж в направлении преобразования своего статуса и инкорпорирования.

Тенденции развития современных фондовых бирж.

В настоящее время рынок ценных бумаг, как и вся российская экономика, поражен глу­боким кризисом. Он был вызван целым комплексом как объективных, так и субъективных факторов. В России продолжают функциониро­вать многие биржи и организаторы торгов, будущее которых в насто­ящее время является весьма туманным. В отличие от рынка ценных бумаг, который в том или ином виде будет в России сохранен, судьба организаторов торгов может оказаться более драматичной. Если существующие институты не смогут выжить до периода оживления рынка, если им не будет оказана поддержка, то в будущем российский рынок ценных бумаг может перейти под кон­троль иностранных бирж и организаторов торгов. Тем более что уже сегодня ими предпринимаются весьма активные шаги в этом направ­лении.

Рассматривая проблему развития российского фондового рынка, следует выделить ее составные части — политику самих бирж и поли­тику государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг.

Политика бирж. В России развитие фондовых бирж с точки зрения их рынков и технологической цепи происходило в двух на­правлениях — создание, во-первых, собственно фондовых бирж, во-вторых, универсальных институтов, формирующих рынки различ­ных финансовых инструментов и валюты, обеспечивающих также участников полным набором услуг — от организации торгов до осу­ществления клиринга и обеспечения расчетов как по ценным бума­гам, так и по денежным средствам.

Примером первого направления является Российская торговая система (РТС), второго - Московская межбанковская валютная биржа. Российская торговая система создала Расчетную палату, усилила свое взаимодействие с Депозитарно – клиринговой компанией. Таким образом, организация рынка по принципу единой технологической цепочки, используемому первоначально только на ММВБ, развивается на всех ведущих фондо­вых площадках России (РТС, МФБ, СПВБ и т. д.). На сегодняшний день еще сохраняются различия в торгуемых инструментах. Если РТС продолжает оставаться организатором торгов по акциям, то некогда специализированные площадки по торговле акциями и облигациями (например, Московская фондовая биржа) пытаются организовать рынок валюты и рынок дериватов. (Пионерами универсальных фондо­вых бирж остаются ММВБ и СПВБ, которые с 1997 г. организуют торги практически по всем видам финансовых инструментов и валю­те.) В целом тенденция универсализация в России прослеживается.

Сохраняются различия и в организационно - правовой форме организаторов торгов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и принципами государственного регулирова­ния наложены жесткие ограничения на организационно - правовую фор­му отдельных видов профессиональных участников рынка ценных бу­маг. Так, фондовая биржа создается только в форме некоммерческого партнерства (МФБ, РТС), в то время как организатором торговли может быть и закрытое акционерное общество. Именно поэтому ММВБ (закрытое акционерное общество), являющийся по функциям полно­ценной фондовой биржей, обладает лицензией организатора торговли (что, в общем, не мешает ей успешно развивать данный вид деятельнос­ти  и   конкурировать с  полноценными  фондовыми  биржами).

Что касается технологического аспекта, то в данной области в России отмечается редкое единство — все биржи и торговые систе­мы используют электронные торговые системы, а не механизм зально­го голосового аукциона. В плане регионального охвата все ведущие площадки России благодаря электронным технологиям организации торгов не ограничиваются только своими регионами и пытаются более или менее успешно привлекать региональных участников. На ММВБ работают свыше ста региональных профессиональных участников нескольких десятков регионов России, в семи городах функциониру­ют представители ММВБ, обеспечивающие участникам доступ к тор­гам на ММВБ; в РТС также работают региональные участники; МФБ неоднократно декларировала свои региональные планы. Те региональные биржи, которые ориентируются только на профессиональных уча­стников данного конкретного региона, стагнируют, несмотря порой на активную поддержку местных властей.

Таким образом, можно отметить, что на деятельность российских бирж влияют мировые достижения и тенденции. Это вселяет надеж­ду,  что именно рынок,   то есть сами  профессиональные участники,  в перспективе выберет наиболее эффективные площадки, оказывающие более качественные услуги с меньшими издержками.

Политика государственных органов регулирования российского рынка ценных бумаг. В этой области налицо отставание России от мировых тенденций. В качестве отдельных примеров можно привести особую привержен­ность российских регуляторов к некоммерческим партнерствам (так, фондовая биржа, клиринговый центр, некоторые виды депозитариев могут быть созданы только в рамках данной организационно-право­вой формы) и патологическое недоверие к открытым акционерным обществам. Сохранены ограничения на совмещение ряда видов про­фессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Нередко мне­ние профессиональных участников откровенно игнорируется регуля­торами рынка ценных бумаг. Разумеется, не все то, к чему стремятся профессиональные участники, полезно для рынка ценных бумаг вооб­ще, поскольку разные интересы у государственных органов, регулирующих рынок, и у различных профессиональных участников. Но если целиком игнорировать мнение последних, прикрываясь как щи­том задачей защиты инвесторов, то можно полностью ликвидировать отдельные группы профессиональных участников.

Надежда на оптимистический прогноз российского рынка ценных бумаг и на сохранение и последующее развитие национальных институтов рынка ценных бумаг позволяет сделать вывод, что анализ мирового опыта в этой области не бесполезен для всех специалистов (как регулирующих рынок, так и работающих на нем).

В 2005 году международные рейтинговые агентства (Standard and Poor’s, Moody’s) неоднократно повышали кредитные рейтинги РФ, что косвенно свидетельствует о росте инвестиционной привлекательности  России.

«В 2006 году экономический рост в России продолжится, по-прежнему будут  увеличиваться положительное торговое сальдо, объемы золото - валютных резервов и стабилизационного фонда, поэтому, скорее всего, рейтинг инвестиционной привлекательности нашей страны будет повышен всеми агентствами не менее, чем на 1 пункт с перспективой достижения в ближайшие 2-3 года максимального кредитного рейтинга «А» (по версии Fitch)»-считает Д. Письменный. По мнению В. Остапенко, финансового директора ООО «Нитэк», наблюдающийся рост инвестиционной привлекательности России отражает общее оздоровление ее экономики. С одной стороны, это свидетельствует о том, что бизнес чувствует себя все более и более комфортно, с другой — привлекает иностранные капиталы, что при условии должного государственного регулирования способствует развитию экономики в целом.

Однако, не все эксперты считают, что можно говорить о росте инвестиционной привлекательности России. Так, А. Ходарев, финансовый директор группы компаний «Сапсан», полагает, что рейтинги агентств — это лишь ответ на некоторые изменения российского законодательства по защите прав инвесторов в этом году: «О росте инвестиционной привлекательности страны в первую очередь свидетельствует покупательная способность населения, но этот показатель в среднем по России в 2005 году практически не изменился.

Однако, не смотря на спекулятивный оборот, в настоящее время Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Начиная с 2003 года международные агентства постоянно присваивают России инвестиционные рейтинги. По этой причине считается, что у российских ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития.

 

 


Список использованной  литературы.

А.П. Шихвердиев: «Рынок ценных бумаг как фактор инвестиций». Финансы, 2000, №2.

«Финансовый директор» 2006, №1, стр.6.

Чалов А.Н., Свирин С.А.: «Региональный фондовый рынок: состояние и перспективы развития». Деньги и кредит, 2000, №7.

Лауфер М.: «Особенности развития современных фондовых бирж», Вопросы экономики 1999, №5.

Адрианова Л.Н.: «Рейтинг на рынке ценных бумаг и ведущие международные рейтинговые агентства». Финансы, 2000,№8.

Сизов Ю.: «Актуальные проблемы развития российского фондового рынка». Вопросы экономики, 2003, №7, стр.26.

Ларина Л.И. «Перспективы создания единого регулятора финансового рынка». №10, 2005,стр. 30

www.zerich.ru «Фондовый рынок в России. Инфраструктура фондового рынка»


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ