Формирование и использование фирменного стиля на предприятиях туриндустрии
Начало работы над
любым брэндом - его позиционирование на рынке. Позиционирование брэнда (Brand
Positioning) - место на рынке, занимаемое брэндом по отношению к конкурентам, а
также набор покупательских потребностей и восприятия; часть индивидуальности
брэнда, которая должна активно использоваться для «отстройки» от конкурентов.
Соответственно, Позиция брэнда (Brand Positioning Statement) - это то место,
которое занимает брэнд в умах целевого сегмента по отношению к конкурентам. Она
фокусируется на тех достоинствах брэнда, которые выделяют его из числа
конкурентов. Обычно используется следующая схема: «Для целевого сегемента брэнд
Х это брэнд, который выделяется».
Для формирования
каждого брэнда разработчик должен задать себе четыре вопроса, позволяющих
хорошо определить позиционирование. Они представлены в Таблица №1
После того, как
получены ответы на эти ключевые вопросы, происходит определение стратегии
брэнда, то есть путей, по которым будут используются ресурсы организации для
создания ценности брэнда.
Стратегия
включает в себя следующие элементы:
1.
Кто является целевой аудиторией.
2.
Какое
обещание (предложение) следует сделать этой аудитории.
3.
Какое
доказательство необходимо ей привести ,чтобы показать, что это предложение
чего-то стоит.
4.
Какое
конечное впечатление следует оставить.
Вопросы
Расшифровка
Для кого?
Определение
целевой группы потребителей, для которых создается брэнд
Зачем?
Выгода
потребителя, которую он получит в результате приобретения именно этого брэнда
Для какой цели?
Для какого
использования нужен этот брэнд потребителю
Против какого
конкурента?
По сравнению с
какими конкурентами получит преимущества фирма
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ БРЕНДА.
Таблица №2
Стратегия брэнда также определяет, с помощью
каких методов четыре перечисленные выше пункта могут быть выполнены - то есть
то, как товар сделан, назван, классифицирован, упакован, выставлен и
рекламирован. Обещание преимуществ, даваемых авторами брэнда - это та основная
идея, которая лежит в основе брэнда. Та же самая идея должна лежать в качестве
основной мысли будущей рекламной кампании, разработанной для этого брэнда (или
других методов продвижения, которые будут применяться для этого брэнда).
Создание любой идеи - это вопрос творчества, таланта, поэтому руководств типа
«как создать гениальный брэнд» никогда не было и не будет. Тем не менее, существует
ряд рекомендаций, которые позволяют облегчить создание идеи и направить мысли в
нужное русло.
При создании
брэнда специалисты предлагают всегда помнить о позиционировании товара и о
стратегии, разработанной для этого брэнда. Не стоит перегружать брэнд
множеством идей - нужно выбрать одну самую ценную и донести ее до сознания потребителя.
Для создания
успешного брэнда стоит обратить внимание на другие брэнды, присутствующие на
том же сегменте рынка. Это позволит, во-первых, избежать дублирования уже
существующего брэнда на рынке, во-вторых, учесть ошибки и просчеты, совершенные
конкурентами, в-третьих, может натолкнуть на оригинальную идею.
Один из
специалистов в области рекламы, Россер Ривз, разработал интересный принцип
формировании брэнда - использование уникального свойства продукции. Этот
принцип был назван философией «уникального свойства продукции». Идея проста -
необходимо перебрать все свойства товара до тех пор, пока не найдется что-то уникальное,
что можно об этом товаре сказать. Если в реальности ничего уникального нет,
необходимо найти особенность товара, оставшуюся незамеченной, и сделать ее
своей. Это уникальное свойство, которое этот и только этот товар может
предложить покупателю. (Его руке принадлежит слоган для конфет «M&Мs» - «Тают во рту, а не в руках»).
Однако подобный подход таит в себе серьезную опасность: вполне можно представить
себе товар, у которого нет таких уникальных качеств или не важны или не интересны
для потребителя. В таких случаях не следует искусственно выискивать эти
уникальные качества, а стоит обратиться к другим приемам - например,
использовать шоу-эффекты.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ
ТОВАРА.
Таблица №3
Вопросы,
связанные
с потребителем
Вопросы,
связанны
с производителем
Кто пользуется
товаром?
Где
производится товар?
Где пользуется
товаром?
Кем
производится товар?
Как пользуется
товаром?
Как
производится товар?
Почему
пользуется товаром?
Не стоит
зацикливаться на товаре, на его качествах и характеристиках. Можно попробовать
рассмотреть более широкий круг вопросов, связанных с товаром:
Для того, чтобы создать удачный брэнд, нужно
знать о товаре и о его производителе как можно больше - факты об этом товаре и
смежных областях, историю развития этого товара и предприятия-производителя,
примеры использования - словом, все, что так или иначе связано с товаром.
Как
утверждают специалисты, на оригинальную идею могут натолкнуть необычные
источники, порой даже совершенно не связанные с изучаемым товаром. Так, например,
если целевая аудитория - это инженеры, ученые, то имеет смысл обратиться к
специализированным изданиям, которые они читают, в поисках интересных и звучных
терминов.
При формировании
идеи брэнда следует, как можно более четко представить себе целевую аудиторию,
причем не абстрактно, а на конкретных примерах. Нужно представлять себе, чего
хочет целевая аудитория - что ее интересует, чем увлекается, как выглядит, о
чем говорит.
По мнению
специалистов существует 17 тем, привлекающих повышенное внимание людей. Если их
использовать в качестве идеи, лежащей в основе брэнда, то вероятность того, что
люди обратят на этот товар внимание, окажется выше (это утверждение, честно
говоря, кажется достаточно спорным).
§ Автомобили
§ Войны
§ Деньги (как их заработать)
§ Дети
§ Животные
§ Известные личности
§ Катастрофы
§ Королевская семья
§ Мода
§ Предсказания будущего
§ Продукты питания
§ Развлечения
§ Свадьбы
§ Скандалы (светская хроника)
§ Спорт
§ Юмор
Все эти
рекомендации могут быть применены в том случае, когда компания-производитель
занимается разработкой брэнда самостоятельно. Достаточно часто создание брэнда
поручают сторонней организации, поскольку этот вопрос требует профессионального
подхода. Компания Brand Institute Inc. использует следующие ресурсы для
создания идеи брэнда:
§
команда
разработчиков компании-производителя,
§
группа
профессионалов, работающих в компании, специализирующейся на создании брэнда,
§
целевая
аудитория (будущие потребители брэнда),
§
профессионалы
в области создания брэнда, работающие в других компаниях.
Если участие
первых двух групп разработчиков - достаточно стандартный и широко применяемый
ход, то для привлечения двух последних групп компания использует нетрадиционные
методы. На web-сервере компании организована специальная рубрика (chat), где
назначается определенное время и тема встречи. Зайдя на этот сервер в указанное
время, любой посетитель может принять участие в обсуждении проблемы и в
создании идеи (помним, что 80% всех маркетинговых идей были подсказаны покупателями)
в одном из трех качеств - потребителя, разработчика или стороннего специалиста.
Участие в качестве потребителя подразумевает даже вознаграждение за участие в
подробном часовом тесте.
В компании,
специализирующейся на создании брэнда, группа разработчиков обычно состоит из
2-3 человек, ответственных за проект. Работа над каждым контрактом поручается
нескольким группам, от двух до пяти в зависимости от заказа. Каждая группа
начинает работу с изучения заказчика и его конкурентов, в результате у каждой
из групп формируются совершенно непохожие образы заказчика. Как правило, работа
группы занимает пять-шесть дней.
Создание каждого
элемента брэнда требует специальных навыков - для создания графического
изображения необходим профессиональный дизайнер, владеющий законами композиции.
Для выражения идеи брэнда через графический символ следует учитывать законы
восприятия графических изображений. Например, известно, что оранжевый и другие
теплые цвета способствуют пищеварению - недаром так много рекламных кампаний
пищевых продуктов выполнено в теплых тонах. Мультипликационные герои
располагают к себе и делают товар доступнее, «дружелюбнее» и ближе. Для
создания звукового символа брэнда необходимо участие специалистов по звуку -
так, классическая музыка создает общее ощущение стабильности и надежности -
недаром ее так часто используют фирмы, продвигающие свои услуги; определений
музыкальный стиль - например, нард-рок или народная музыка, позволят адресовать
брэнд к конкретной аудитории.
Среди всех
компонентов брэнда название товара имеет самое большое значение - по крайней
мере, оно больше распространено и обычно имеет доминирующее значение.
Для создания
названия товара часто используется компьютер, с помощью которого проводится
лингвистический анализ (linguistic screening) - сравнивание только что
созданного названия со словарями слов и имеющихся в языке морфем (небольших, но
емких по значению частей слов). Важно иметь в виду, где будет работать брэнд -
в случае, если планируется его выход на международный рынок, необходимо также
провести лингвистический анализ на предмет негативных ассоциаций на языках той
страны, где этот брэнд может появиться (см. табл. 4) .
Солидные
агентства, работающие над созданием международного брэнда, проводят
семантический анализ на предмет отсутствия нежелательных ассоциаций на 14
языках. Кроме анализа названия по смыслу, в некоторых случаях проводят еще и
фонетический анализ. Под руководством профессора Стенфордского Университета
Вильяма Лебена были проведены исследования, ставившие своей целью определить,
как звуки, из которых состоит название, влияют на восприятие имени. В ходе
исследования изучались только два аспекта товара - размер и скорость. Студентам
были предложены пары вымышленных названий продуктов (для чистоты эксперимента названия
были выбраны так, что исключали смысловые ассоциации). Задача состояла в том,
чтобы определить, какой звук как воспринимается. Результаты исследования
позволяют с 95% точностью утверждать, что, например, начальные звуки Z, V, F, S
звучат «быстрее», чем B, P, D, T. Звуки P, K выражают идею маленького размера
лучше, чем B или G. Стоит заметить, что эти выводы могут использоваться не
только в англоязычных странах, поскольку это не смысловой, а чисто фонетический
анализ.
С помощью
специального программного обеспечения можно также оценить лингвистическую силу
выбранного слова - его структуру, анализ ударений и ритм.
Таким образом,
товар может восприниматься быстрее, больше, компактней или даже надежней, что
дает ценные конкурентные преимущества. Идеальное имя также должно нести
положительные ассоциации, выражать смысл основных характеристик продукта, быть
приятным на слух, запоминающимся и легким для произношения, причем не только в
стране создания, но и по всему миру. Существуют также заведомо неудачные
сочетания - так, специалисты предостерегают от использования в названиях слов
"web" и "net", мотивируя это тем, что названий, имеющих в
своем составе эти корни, настолько много, что новое просто потеряется и не
будет замечено среди них.
После того, как сформированы
первые варианты названий, предложения каждой группы разработчиков
анализируются, и вся команда ищет что-то неожиданное, провокационное в
предложенных именах. Как правило, приходится обрабатывать от 100 до 200 стоящих
имен-кандидатов. После юридической проверки остается около половины. Этой сотне
присваиваются приоритеты. Клиенту на выбор предлагается 25-50 имен, снова отбор
и оценка - остается 3 - 5 претендентов.
После того, как
появилось название брэнда, до выхода на рынок обязательным этапом является его
предварительное тестирование. Обычно оценивается отношение потребителей к
различным вариантам названия марки, изображения и дизайна. Маркетинговый тест
позволяет выбрать оптимальный вариант из нескольких возможных. Во время
тестирования можно оценить не только то, нравится ли потребителям брэнд, но и
степень эффективности коммуникаций с целевой аудиторией, восприятие определенных
свойств брэнда и важность предлагаемых им преимуществ. Процесс предварительного
тестирования брэнда позволяет избежать следующих ошибок:
§
идентичности
с уже существующими торговыми марками,
§
названия
товара, которое может ввести в заблуждение потребителей (что особенно важно для
лекарств),
§
избежать
дорогостоящих задержек выхода продукта, изменения марки или выхода продукта
заново,
§
избежать
тяжб с другими компаниями.
Сложность
разработки брэнда наталкивает на вопрос - стоит ли вкладывать столько сил и
средств в создание брэнда и насколько долгим может быть его существование на
рынке.
Принципиальное
отличие брэнда от товара заключается в их разных жизненных циклах. Без
осторожного, бережного управления, брэнды ждет та же участь следования
жизненному циклу, что и продукты: переход стадий внедрения на рынок, роста,
зрелости и спада в достаточно быстром темпе. Однако, хорошо управляемые брэнды
практически бессмертны.
Поскольку
существующие на рынке товары чрезвычайно разнообразны по своим характеристикам,
назначению, сфере применения и удовлетворяемым потребностям, то и методы
брэндинга, применяемые для этих товаров, также совершенно различны. Прежде
всего, различия в товарах определяют выбор, какой брэнд следует создавать -
товарный или корпоративный. Корпоративные торговые марки дистрибьюторов чаще
всего встречаются в секторе потребительских товаров - компания дает товарам свое
имя, вызывающее доверие.
Высокотехнологичные
продукты, как правило, концентрируются на одном имени.
Брэнды косметических товаров обычно включают широкий спектр продуктов
нескольких направлений: Vichy, Pond's, Nivea, L'Oreal и т.д.
При принятии
решения, какой брэндинг предпочесть - товарный или корпоративный, следует также
учитывать, что некоторые категории потребителей воспринимают компании только на
корпоративном уровне - это держатели акций и облигаций, инвестиционные брокеры
и аналитики, сотрудники и потенциальные сотрудники, поставщики и
правительственные организации.
Наиболее очевидны
различия между брэндингом высокотехнологичных и потребительских товаров.
Брэндинг первоначально зародился на рынке потребительских товаров и был
приспособлен именно для них.
Все традиционные
мероприятия брэндинга (Brand Actions) - специальные акции и программы,
разработанные и примененные с целью усиления брэнда, его свойств и индивидуальности
на всех стадиях общения с потребителем, которые ведут к увеличению «подъемной
силы» брэнда.
Концепция
брэндинга потребительских товаров - это концепция продвижения, «проталкивания»
товара к потребителю. Традиционные мероприятия брэндинга - это реклама,
продвижение товара на месте продаж, формирование собственной дилерской сети.
На первый взгляд,
слова «брэндинг» и «высокие технологии» кажутся несовместимыми, поскольку
большинство традиционных методов продвижения брэнда не подходят для работы с
высокотехнологичными товарами. Тем не менее, высокая скорость смены товаров,
сложность самого товара и неуверенность потребителя в преимуществах одного
высокотехнологичного товара перед другим делают концепцию брэндинга особенно
привлекательной.
Борьба за
покупательское расположение в среде быстро меняющихся технологий, огромного
выбора, сильной конкуренции и невозможности пользователя разобраться во всех
тонкостях продукта очень сложна, но тем большие выгоды она сулит.
Превосходство в
удовлетворении потребностей стимулирует покупателя стать лояльным по отношению
к конкретному брэнду. Однако, если продавец не в состоянии создать долгосрочной
поддержки, он фактически оставляет дверь открытой для других, альтернативных
торговых марок.
Для
технологически сложных товаров одним из основных факторов, влияющих на принятие
решения о покупке того или иного продукта, является риск, который берет на себя
потребитель - в момент приобретения он должен полагаться только на слова поставщика,
поскольку сам не в состоянии оценить преимущества и недостатки предлагаемого
товара. Кроме того, риск связан со скоростью продукта, рынком, изменениями в
расстановке сил поставщиков, а также совместимостью с уже существующими продуктами.
Простые,
доступные для понимания продукты, при покупке которых покупатель не берет на
себя никакого риска, могут продвигаться также как обычные потребительские
товары. Тогда акцент брэндинга делается на то, что потребитель будет ощущать
себя чем-то особенным, «единственным» из толпы.
Технологически
сложные продукты, требующие покупательского понимания и минимизации риска,
должны продвигаться с использованием двустороннего диалога. Этот подход годится
для высокотехнологичных продуктов, каждый из которых обладает
многофункциональностью, несовместимостью, быстрой устареваемостью и большой
настраиваемостью. Управление потребительскими предпочтениями в таких условиях
зависит от двух элементов - насколько этот продукт подходит потребителю и от
его отношений с вендором (поставщиком). Интерактивный диалог между вендором и
покупателем плюс устроенный вендором диалог между уже существующими и будущими
пользователями увеличивает ощущение безопасности пользователя, доверие, увеличивает
пользовательские предпочтения. Это имеет значение, например, при производстве
программных продуктов. Компании эффективно используют диалоговый процесс не
только для того, чтобы установить отношения с будущими покупателями на ранней
стадии развития продукта, но и для того, чтобы постоянно его улучшать.
Реклама не
является эффективным методом продвижения высокотехнологичных брэндов.
Движущая сила
высокотехнологичного брэндинга - это информация, а не продвижение, его успех
заключается в эффективности информационной системы, которая поддерживает и
укрепляет пользовательский опыт.
В отличие от
концепции продвижения, эта информация дает пользователю возможность построить
отношения с продавцом, а не ставит своей целью как можно быстрее что-то
продать. Компания-поставщик строит определенную архитектуру отношений, которые
окружают покупателя и служат усилению предпочтений к этой торговой марке;
информация поставщика ориентирована на выбор до, во время и после приобретения,
она дает покупателю уверенность, что он сделал верный выбор.
Создаваемая
фирмой-продавцом архитектура отношений служит нескольким целям: узнать
покупателя лучше, чем конкуренты; удостовериться, что покупатель знает фирму
лучше, чем конкурентов. При использовании данного подхода постоянство, последовательность
действий имеют гораздо большее значение, чем при традиционном брэндинге.
Стадии развития
высокотехноличного брэнда таковы:
§
Процесс
последовательного брэнд-менеджмента начинается с выбора клиента. Это очень
важно, потому что потребности разных клиентов в этой сфере очень различны.
§
Когда
потребитель определен, компания может выбрать путь, которым она наилучшим
образом удовлетворит потребности клиента, не только своими силами, но и силами
партнеров, которые могут поддержать торговую марку производителя.
Знакомство с
клиентом на ранней стадии, задолго до рассмотрения вопроса о покупке,
отражается на подсознательном желании приобрести именно этот товар, что выражается
в осознанном желании. Архитектура отношений позволяет ускорить процесс покупки,
поскольку правильная информация, доставленная вовремя, по правильному каналу,
уменьшает путаницу в умах потребителей, ускоряет выбор именно в пользу этого
поставщика. Использование архитектуры отношений особенно, критически важно в то
время, когда покупка уже сделана - это время для формирования уверенности пользователя
и лояльности именно к этой торговой марке.
Использование
информации как средства лучшего обслуживания клиента является лучшей поддержкой
отношений поставщика и пользователя.
Брэнд должен
постоянно использоваться на финальных стадиях для закрепления уверенности
пользователя. Чем больше будет успешных проектов, проведенных под этой торговой
маркой, чем больше отношений с клиентами, чем больше положительных ассоциаций с
данным брэндом, тем более уверенно будет чувствовать себя фирма.
Необходимо
создать впечатление настойчивости на своем брэнде - это следующий шаг
производителя для перехода к следующему сегменту рынка. Если на этой, финальной
стадии, производитель сделает акцент на своей торговой марке в сознании пользователей,
партнеров, то все его усилия по продвижению автоматически будут перенесены на
новый сегмент, обеспечив огромную подъемную силу.
Управление
брэндом (Brand Management) - это процесс управления торговыми марками с целью
стратегического увеличения стоимости брэнда. Кроме того под управлением брэндом
также может пониматься персонал, ответственный за создание индивидуальных черт
брэнда, изменение их для достижения максимальной эффективности, проверку, что
индивидуальные черты не корректируются в угоду тактической выгоде, а также за
составление планов антикризисного управления брэндом в случае необходимости.
При формировании
брэнда компания должна определиться, желает ли она сделать свой брэнд
лидирующим или предпочитает поставить его «в ряду других».
В брэндинге
существует принцип, называющийся «принципом позиционности» - он заключается в
том, что первую компанию, уже занявшую свою позицию в умах потребителей, уже
невозможно лишить этого места. Суть успешной
стратегии маркетинга при применении этого принципа - следить за открывающимися
новыми возможностями и делать ход, закрепляя продукт на лестнице. В дальнейшем
все действия брэндинга будут сводиться лишь к удержанию этого первого места в
сознании потребителей.
Если компания не
имеет возможности быть первой (не хватает финансовых ресурсов или она пришла на
этот рынок позже других), то она всегда должна учитывать, что нельзя предпринимать
лобовую атаку на компании, уже имеющие лидирующие позиции на рынке. Если у нее
есть желание стать первой, то сначала необходимо закрепиться как лидер в другой
области, а потом уже выходить на желаемый рынок. Другой вариант завоевания
брэндом лидирующего положения - создать принципиально новый товар (он должен
выглядеть принципиально новым в глазах потребителя) и стать лидером благодаря
ему. Компания, обладающая сильным брэндом, может провести ряд мероприятий,
которые позволят ей увеличить доходы от имеющегося брэнда. Прежде всего, брэнд
может быть применен к более широкому целевому сегменту потребителей,
географическому рынку или каналу дистрибуции. Это действие называется в
западной практике расширение брэнда (Brand Expansion). Примером расширения
брэнда может служить любой импортный брэнд, продающийся на российском рынке.
Дополнительный
доход брэнд может принести и при его растягивании (Brand Extension) - то есть
при применении за пределами того товарного ряда, к которому он применялся
изначально.
Управляя своим
брэндом, компании достаточно часто сталкиваются с ситуацией, что их брэнд не
полностью соответствует потребностям рынка. Причин этому может быть несколько:
рынок перенасыщен брэндами и потребители не видят особой разницы между ними;
товар продается через розничные торговые сети, которые неохотно берут дорогой
брэнд, предпочитая более дешевые товары; происходят технологические перемены,
позволяющие компании-держателю брэнда производить и продавать с высокой
прибылью новый, более дешевый товар.
Как правило,
основное давление приходится на нижний сегмент рынка, и компаниям приходится
либо снижать цены, либо смириться с падающей долей рынка.
Для того, чтобы
противостоять этой тенденции (или, если угодно, получить из нее максимум
выгоды), компании предлагают «облегченные» версии своих традиционных продуктов
с сильным брэндом. Однако подобная политика должна проводиться с особой
осторожностью, иначе компания рискует ослабить свой брэнд.
Как любой предмет
согласно законам гравитации падает вниз с гораздо меньшим усилием, чем
поднимается наверх, так и брэнды быстро и легко оказываются на самых нижних
сегментах рынка (иногда даже ненамеренно), где их поджидают большие проблемы.
Самое сложное при этом - не повредить торговую марку, особенно в той ее части,
которая связана с качеством представляемого ею товара. Проблема состоит в том,
что снижение цены влияет на восприятие пользователя сильнее, чем любая другая акция,
связанная с брэндом. Психологами давно установлено, что на людей гораздо
большее впечатление производит отрицательная, чем положительная информация.
Первоначальная негативная информация о человеке, например, будет сильно влиять
на последующую позитивную информацию, в то время как позитивное первоначальное
впечатление может быть легко испорчено последующей негативной информацией.
Однако не стоит
полагать, что движение вниз всегда слишком рисковано - умелое управление
брэндом на нижних сегментах рынка может принести компании немалый доход.
Существует ряд средств, позволяющих разделить основной брэнд и его более
дешевую модификацию в сознании потребителей.
Есть
свидетельства лабораторных испытаний, подтверждающие, что люди могут
изолировать родственные торговые марки друг от друга, даже если одна из них находится
в более низкой категории качества или качество товара вызывает нарекания.
Тот факт, что
потребители могут разделять свое восприятие брэнда по разным товарам.
Ключ к уменьшению
риска повредить брэнд при создании его дешевых вариаций - отстроить новый
продукт от предыдущей категории. Суть в том, что потребители могут разделять
индивидуальность торговых марок по классам продуктов, но им надо в этом помочь.
Если товары очень сильно отличаются друг от друга (например, продукты и
одежда), риск переноса негативного качества будет меньше. С другой стороны,
естественно, есть риск, что столь отдаленно стоящие продукты под одной торговой
маркой друг другу ничего не добавят, а лишь создадут у покупателя чувство
дискомфорта.
Хотя создание
полностью новой торговой марки выльется в полное ее отделение и самую мощную
защиту основной марки, оно не гарантирует успеха.
Возможно, самый
простой подход «снижения» марки - это снижение цены. Такие торговые марки, как
Marlboro, Budweiser и Pampers относятся к числу тех, кто считает, что не должно
быть большой надбавки за марку в мире, где сильна конкуренция и основные
продажи делаются через розничную сеть. Таким образом, они «уценили» свои
товары, сделав их более конкурентоспособными. Появилось понятие «value priced»
(в немецком – «prisewert») - на русском это можно описать как «оптимальный по
соотношению цена/качество». Однако, несмотря на то, что покупатели стали
подвергать сомнению дорогие марки, цена пока по-прежнему остается средством
позиционирования. Резкое снижение цены говорит покупателям, что у них есть
повод подвергнуть сомнению тот факт, что этот товар действительно отличается от
другого товара под другой торговой маркой, и его качество не выше среднего.
Если брэнд
потерял все доверие потребителей как носитель особых ценных качеств товара,
снижение цены абсолютно безопасно. Если компания и так уже занимает нишу
low-end на рынке и ее товар известен как низкокачественный, то ей нечего
терять.
Тем не менее,
многие брэнды пока по-прежнему находятся на верхних ступенях рынка. Эти товары
обладают уникальными качествами, которые не позволяют им встать на одну доску с
более дешевыми конкурентными товарами. Если владельцы торговых марок подобных
товаров решат снизить цену, они должны продумать шаги по сохранению в умах
потребителей восприятия высокого, отличного от конкурентов качества их товаров.
Сложность в том, чтобы начать конкурентную борьбу с новыми ценами без изменения
позиционирования товара. Суть этой политики снижения цены при сохранении
восприятия качества в том, чтобы убедить розничных продавцов и покупателей, что
качество остается прежним.
Удачным выходом
при необходимости выйти на рынок low-end без угрозы основному брэнду является
создание суб-брэнда - дополнительной линии к брэнду, существующему в более
высоких слоях рынка. Однако при использовании суб-брэнда, который использует
имя основного брэнда на низших сегментах рынка есть два препятствия. Первая -
это «самоедство», когда более на дешевый брэнд переключается часть старых
покупателей основного брэнда. Вторая - это «стягивание» имиджа брэнда вниз,
поскольку ассоциации с основным брэндом все равно неизбежны.
Суб-брэнд должен
по возможности дистанцироваться от основного брэнда. Ассоциации с низким
качеством товара могут быть перенесены на основной брэнд.
Суб-брэнд должен
обязательно информировать пользователей о том, что он не обладает всеми
возможностями более дорогих товарных линий.
Часто случается
так, что суб-брэнд применяется в качестве оружия в конкурентной борьбе,
поскольку переключение потребителей с дорогих моделей на более дешевые может
происходить не только среди товаров одной компании, но и разных: таким образом
то, что кажется отбиранием доли рынка у собственных более дорогих моделей на
деле оборачивается борьбой с конкурентами.
Риск для
основного брэнда становится значительно ниже тога, когда новый суб-брэнд
качественно отличается от основного.
Само название и
логотип суб-брэнда могут помочь его восприятию как продукта для низших
сегментов рынка. Брэнд может использовать серию цифр, чтобы четко определить
качественные характеристики и ценовой диапазон, в котором находятся их
продукты.
При работе с
суб-брэндами возникает вопрос, будут ли индивидуальные характеристики
конкретного товара (например, принадлежащего к сегменту low-end) восприниматься
потребителями как принадлежащие всем товарным линиям. Иначе говоря, есть ли
опасность того, что потребитель будет формировать свое мнение, опираясь на
последнюю вышедшую на рынок дешевую модель. Как показывает практика, это зависит
в первую очередь от того, какую основную идею несет в себе брэнд.
Сам по себе
продукт - это уже один из путей для отделения суб-брэнда от основного брэнда.
Если продукт существенно отличается своими характеристиками, способами
применения и пользователями, риск для основного брэнда снижается.
Когда продукты
сложно отличить один от другого, поскольку их ключевые характеристики
неосязаемы, проблема становится более серьезной. В подобных случаях становится
принципиально важным создать разные индивидуальности и управлять символами,
которые ассоциируются с брэндом. Даже разные логотипы могут помочь разделению
марок.
Нацеленность на
различные сегменты рынка не только даст возможность разделить продукты, но и
сократит риск «потускнения» торговой марки, поскольку потребители основного
брэнда вряд ли заинтересуются новым предложением. Так, упрощенный брэнд может
обращаться к более молодой аудитории или сфокусироваться на рынке жителей
небольших городов, оставив основной брэнд для больших городов.
Работая с
основным брэндом, можно сделать акцент на разнице между основным брэндом и
суб-брэндом. Так, продуктовая линия может быть дополнена и ей может быть дано
самостоятельное имя (например, «профессионал»), в то время как вводится
экономичный суб-брэнд («домашний»). По сути, тактика состоит в том, чтобы одновременно
двигать брэнд вверх и вниз.
Как альтернатива
может использоваться следующий прием: создается «высшая» марка - (например,
«Professional»), нижняя линия («Stater»), а основной брэнд остается без
изменений. В результате получается три уровня, на которых снижение имиджа основного
брэнда из-за введения дешевой линии компенсируется "повышающим" эффектом
дорогого брэнда. При управлении брэндом могут возникнуть определенные проблемы,
связанные с пониманием брэнда самой компанией-хозяином и потребителями.
Первый подводный
камень при работе с брэндами - это имидж торговой марки. Имидж, некое
сиюминутное впечатление о брэнде, может превратиться в его суть, индивидуальность.
Проблема состоит в том, что имидж сориентирован на конкретную ситуацию на
рынке, которая сложилась именно сегодня - например, появился новый, активно развивающийся
сегмент рынка - люди, увлекающиеся туризмом. Компания-производитель автомобилей
вполне может создать автомобилю имидж «туриста», который обеспечит ей подъем
продаж именно в этом секторе. Однако в случае, если это увлечение пройдет,
компания сможет сменить имидж автомобиля на «дачника», при этом основные
характеристики брэнда - экономичность, неприхотливость и надежность останутся
без изменения. Подобное же положение складывается и с позиционированием,
которое может меняться в зависимости от ситуации на рынке, в то время как суть
брэнда остается без изменений. Специалист всегда должен помнить о различиях
между имиджем брэнда и индивидуальностью. Стоит заметить, что имидж обычно
диктуется потребителем, его увлечениями, стилем жизни. Если компания-держатель
брэнда станет
слепо следовать за всеми увлечениям потребителей, она рискует «потерять главное
за мелочами».
Таблица №4
Имидж,
уникальность и позиционирование брэнда.
Имидж
торговой марки (BRAND IMAGE)
Уникальность
марки
(BRAND
IDENTITY)
Позиционирование
марки (BRAND POSITIONING)
То,
как торговая марка сегодня воспринимается потребителями
То,
как специалисты по брэндингу хотят, чтобы потребители воспринимали торговую
марку
Место брэнда на рынке на текущий
момент
Создание
уникальности брэнда - это нечто большее, чем просто узнавание, чего хотят
пользователи. Она также должна отражать «душу» и видение брэнда, предвосхищать
то, что потом понравится потребителям. Этот набор основных характеристик должен
оставаться неизменным в течение продолжительного времени, только тогда компания
имеет возможность создать действительно сильный брэнд.
Индивидуальность
брэнда - это не только и не столько характеристики продукта, сколько ассоциации
и символы, связанные с брэндом. Методы продвижения брэнда - какое спонтировать
мероприятие, как использовать средства рекламы - должны выбираться именно
исходя из индивидуальности брэнда (то есть из того, что владение данным
автомобилем престижно и означает принадлежность к определенному социальному
слою).
Одно из условий
существования эффективного брэнда - это постоянная его корректировка, уточнение
внутри самой компании. Однако трудно ожидать от сотрудников какого-то видения
торговой марки, если они не понимают ее. Это случается тогда, когда компания
перестает осознавать ту роль, которую индивидуальность брэнда может сыграть в
формировании базовых ценностей и целей компании.
Компании,
желающие иметь сильный и устойчивый брэнд должны постоянно поддерживать в умах
своих сотрудников ощущение значимости брэнда.
Четвертая,
наиболее распространенная ошибка - это зацикливание на свойствах продукта, при
котором стратегическое и тактическое управление концентрируется на свойствах
товара. Утверждение, что только эти свойства и есть причина потребительского
выбора и средство конкурентной борьбы, ошибочно само по себе, и часто ведет к
недоиспользованию оптимальных стратегий, а иногда и к критическим ошибкам, поскольку
зачастую свойства товара меняются гораздо быстрее, чем сам брэнд. Так, например,
индивидуальность брэнда состоит из следующих элементов: высокое качество,
надежность, долговечность и хорошая цена. На самом деле торговая марка, кроме
всего прочего, вносит ощущение приобретения и использования лучшего.
Использование этого товара создает покупателю возможность самовыражения - перед
собой или другими людьми. Понимание, что торговая марка - это больше, чем
товар, имеет серьезное применение в ценовой политике, сегментации рынка и
стратегии коммуникаций. В рассмотренном выше примере компании не стоило бы
направлять свои усилия на сегменты, чувствительные к цене, а нужно
сконцентрироваться на тех, кто желает иметь лучшее, и использовать те средства
коммуникации, которые помогут ассоциировать эти два понятия - рассматриваемый
товар и «самое лучшее».
Успешный, сильный
брэнд - это настоящее сокровище, которым владеет фирма. Как и любое сокровище,
его можно оценить, хотя процесс оценки затруднен «не материальностью» брэнда.
Подходов к оценке брэнда разработано достаточно много, но все они еще окончательно
не отлажены.
Чаще всего
оценивается стоимость брэнда (Brand Value) в денежном выражении - та денежная
премия, которую держатель брэнда получает с покупателей, приверженных брэнду и
согласных за него платить. Иначе стоимость брэнда можно определить как финансовую
ценность, вычисленную или определенную для этого брэнда отдельно от других
активов.
Один из самых
распространенных методов оценки стоимости брэнда предлагает вычислить разницу
между ценой товара, которую потребитель платит за товар компании, и ценой
аналогичного товара без брэнда на рынке, и помножить полученную разницу на
объем продаж этого товара данной фирмы. Недостатки этого метода очевидны -
найти аналогичный товар без брэнда практически невозможно - во-первых, подавляющее
большинство товаров несут на себе марку производителя, а во-вторых, найти два
полностью одинаковых товара тоже вряд ли удастся. Тем не менее, грубое представление
этот метод дать может. Метод удобен тем, что дает возможность рассчитать
стоимость брэнда на определенной территории - например, при подписании договора
франчайзинга или при получении эксклюзивного права на продажу того или иного товара.