Формирование плановой себестоимости в строительстве
Формирование плановой себестоимости в строительстве
Содержание.
Введение
|
2
|
1.
|
Методические основы определения сметной
стоимости и плановой себестоимости строительства и строительно-монтажных
работ
|
3
|
2.
|
Определение сметных цен на материалы,
изделия и конструкции
|
9
|
3.
|
Определение размеров средств на оплату
труда рабочих
|
15
|
4.
|
Определение стоимости 1 маш.-ч
эксплуатации строительных машин
|
21
|
5.
|
Определение накладных расходов
|
25
|
|
5.1.
|
Нормативы и статьи затрат накладных
расходов
|
25
|
|
5.2.
|
Методы определения накладных расходов
|
29
|
Заключение
|
35
|
Список литературы
|
36
|
Введение.
Для
выполнения строительных и других работ требуется материальные и трудовые
ресурсы, включающие материалы, детали и конструкции, затраты труда рабочих и
время использования строительных машин.
Потребность
в указанных ресурсах определяется на основе сметных норм на единицы измерения
строительных работ, объемы которых указаны в рабочих чертежах. Нормы расхода
ресурсов могут быть государственными, отраслевыми, территориальными и
фирменными.
Произведение
норм расхода ресурсов на цены ресурсов и объемы работ дает сумму прямых затрат
в сметной стоимости работ. Прямые затраты на единицу измерения работ являются
сметной единичной расценкой.
Однако
только прямых затрат на объемы работ в строительном деле недостаточно. Требуются
еще затраты на организацию, управление и обслуживание строительства (накладные
расходы). Сумма прямых затрат и накладных расходов образует сметную
себестоимость – издержки производства на выполнение строительных работ.
1.
Методические основы определения сметной
стоимости и плановой себестоимости строительства и строительно-монтажных работ.
Сметная
стоимость является основой для определения размера инвестиций и финансирования
строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов
за выполненные строительно-монтажные работы, возмещение других затрат,
предусмотренных сводным сметным расчетом, так же установления балансовой
стоимости вводимых в действие основных фондов.
В
соответствии с технологической структурой капитальных вложений и практикой
работы строительных организаций сметная стоимость строительства формируется из
следующих частей:
o
Стоимость строительных работ;
o
Стоимость работ по монтажу оборудования;
o
Затраты на приобретение (изготовление) оборудование мебели, инвентаря;
o
Прочие затраты.
Кроме
этого, строительные работы можно разделить на две большие подгруппы:
общестроительные и специальные.
К
общестроительным работам относятся земляные, каменные, бетонные, бетонные,
железобетонные работы, монтаж различных конструкций, устройство полов, кровель,
а так же отделочные работы и др.
Специальными
работами считаются санитарно-технические и электротехнические работы,
буровзрывные и некоторые другие.
Под
монтажными работами в строительстве и сметном деле понимаются работы
по установке (монтажу) производственного оборудования.
Состав
всех вышеуказанных частей сметной стоимости строительства и
строительно-монтажных работ подробно приведен в различных МДС (Методика
определения стоимости строительной продукции на территории РФ).
А в
целом структура сметной стоимости строительства примерно следующая:
o
Стоимость строительных и монтажных работ – 52 %;
o
Стоимость оборудования, мебели и инвентаря – 42 %;
o
Стоимость прочих затрат – 6%.
В
современных рыночных отношениях решается проблема дальнейшего совершенствования
технологической структуры капитальных вложений в сторону увеличения доли затрат
на оборудование за счет снижения удельного веса стоимости строительных и
монтажных работ.
Сметная
стоимость как строительных, так и монтажных работ (Ссмр) по методам
расчета и экономическому содержанию в основном состоит из прямых затрат (ПЗ),
накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП):
Ссмр = ПЗ + НР + СП (1)
Кроме
того, при разработке смет учитываются и другие затраты, а так же некоторые
налоги, в частности НДС.
Прямые
затраты (ПЗ) непосредственно связаны с выполнением определенного объема работ.
Их величина определяется прямым счетом и зависит от объемов работ, необходимых
ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы. Они включают:
o
Стоимость строительных материалов, деталей и конструкций (далее –
материалы, М);
o
Затраты на основную заработную плату рабочих строителей (Зо);
o
Стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов (Эм), включая
заработную плату рабочих машинистов.
Следовательно,
прямые затраты определим по формуле:
ПЗ = М + Зо + Эм (2)
В
сметную стоимость материалов входят затраты не только на их приобретение, но и
расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов на строительную
площадку.
Стоимость
эксплуатации машин включает затраты, предусмотренные сметными нормами
(амортизационные отчисления, стоимость горюче-смазочных материалов, и др., а
так же основная зарплата рабочих, управляющих строительными машинами), где основная
заработная плата - это выплаты за отработанное время или фактически выполненную
работу.
В
состав оплаты труда, включаемой в себестоимость продукции (работ, услуг),
входит так же дополнительная заработная плата – выплаты за не проработанное
время в соответствии с действующим законодательством.
Дополнительная
заработная плата работников строительства учитывается накладными расходами.
Накладные
расходы (НР) предназначены для компенсации затрат строительных организаций на
обслуживание, организацию и управление строительством (административно –
хозяйственные расходы и др.). Величина их определяется косвенным путем в
процентах от фонда оплаты труда рабочих.
Прямые
затраты и накладные расходы в сумме образуют сметную себестоимость работ:
Сс = ПЗ + НР (3)
Сметная
прибыль (ранее – плановые накопления) – это нормативная (гарантированная)
прибыль подрядной строительной организации в составе цены строительной
продукции, идущая в основном на развитие производственной базы и социальной
сферы предприятия.
Распределение
общей сметной стоимости строительно–монтажных работ (СМР), принимаемой за 100
%, по группам затрат с указанием их удельного веса показывает структуру сметной
стоимости строительных работ.
Примерная
структура сметной стоимости строительных работ следующая, %[1]:
o
Затраты на материалы 50-60;
o
Основная заработная плата рабочих 10-17;
o
Стоимость эксплуатации машин и механизмов, включая заработную плату
машинистов, 5-10;
Итого
прямые затраты 65-80.
o
Накладные расходы 12-20;
o
Сметная прибыль 8-11.
Итого
сметная стоимость строительных работ – 100%.
Сметная
стоимость строительных и других работ определяется локальными сметными
расчетами (сметами).
Локальные
сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды
работ и затрат на основе объемов работ по рабочим чертежам, единичных расценок
и цен на неучтенные расценками материальные ресурсы.
Приведем
пример единичных расценок и нормы из новой сметно-нормативной базы
ценообразования в строительстве (таблицы 1, 2, 3):
1) ФЕР
81-02-11-2001. Федеральные единичные расценки на строительные работы.
Разработаны Госстроем России в уровне цен базового района (Московская область)
по состоянию на 01.01.2000 г. По другим районам применяются с учетом
территориальных поправочных коэффициентов в базисном уровне цен на 01.01.2000
г.
Таблица 1
№ рас-
ценки
|
Наименование и
х-ка строит. работ и констр.
|
Прямые затраты,
руб.
|
В том числе,
руб.
|
Затраты труда
рабочих строителей, чел.-ч.
|
Заработная плата
рабочих строителей
|
Эксплуатация машин
|
Материалы
|
Всего
|
В т.ч. заработная плата машинистов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 11-01-034.
Устройство покрытий из паркетных досок.
Измеритель – 100 м2
покрытия.
Устройство
покрытий из
|
11-01-034
|
Досок паркетных
|
35890,70
|
331,05
|
306,30
|
11,96
|
35254,35
|
35,19
|
2) Таблица ГЭСН 07-01-011.
Установка колонн прямоугольного сечения в стаканы фундаментов.
Состав работ:
01. Изготовление и установка
клиньев.
02. Установка колонн
прямоугольного сечения в стаканы фундаментов зданий и сооружений.
03. Замоноличивание колонн в
стаканы фундаментов.
Измеритель: 10 шт. сборных
конструкций.
Установка колонн
прямоугольного сечения в стаканы фундаментов зданий при глубине заделки колонн
до 0,7 м, масса колонн до 6 т (норма: 07-01-011-5).
Таблица 2.
Шифр ресурса
|
Наименование
элементов затрат
|
Ед. измерения
|
07-01-011-5
|
1
|
Затраты труда рабочих
|
Чел.-ч
|
1000,16
|
1.1
|
Средний разряд работы
|
Чел.-ч
|
3,7
|
2
|
Затраты труда машинистов
|
|
156,99
|
3
|
Машины и механизмы
|
|
|
021243
|
Краны на гусеничном ходу при работе на
других видах строительства (кроме магистральных трубопроводов) до 16 т
|
Маш.-ч
|
135,03
|
111100
|
Вибраторы глубинные
|
Маш.-ч
|
8,15
|
400001
|
Автомобили бортовые грузоподъемностью до
5 т
|
Маш.-ч
|
0,18
|
400102
|
Тягочи седельные 15 т
|
Маш.-ч
|
21,78
|
400131
|
Полуприцепы-тяжеловозы 40 т
|
Маш.-ч
|
21,78
|
4
|
Материалы
|
|
|
440-9001
|
Конструкции сборные железобетонные
|
Шт.
|
100
|
401-9021
|
Бетон (класс по проекту)
|
М3
|
9,7
|
102-0120
|
Пиломатериалы хвойных пород. Доски
обрезные длиной 2-3,75 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта
|
М3
|
0,3
|
3) Территориальные
единичные расценки на строительные работы, г. Краснодар.
ТЕР-2001 Кр-р, сборник №
7.
Бетонные и железобетонные
конструкции сборные.
Колонны и капители.
Таблица 07-01-011.
Установка колонн прямоугольного сечения в стаканы фундаментов.
Измеритель: 100 шт.
сборных конструкций.
Таблица 3.
№ расценок
|
Наименование и
характери стика работ и конструкций
|
Ед. изм.
|
Прямые затраты
|
В том числе,
руб.
|
Затраты труда
рабочих, чел.-ч
|
Оплата труда
рабочих
|
Эксплуатация
машин
|
Материалы
|
Коды не учтенных
ресурсов
|
Наименование и
характери -стика неучтен -ных расцен ками матери алов
|
Всего
|
В том числе
оплата труда
|
Расход неучтенных материалов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
07-01-011-5
|
Установка колонн прямоугольного сечения в
стаканы фундаментов зданий при глубине заделки колонн до 0,7 м масса колонн
до 6 т
|
100 шт.
|
26612,87
|
11371,82
|
14656,05
|
2455,27
|
585,0
|
1000,16
|
(401-9021)
|
Бетон (класс по проекту)
|
М3
|
|
|
|
|
9,70
|
|
(440-9001)
|
Конструкции сборные железобетонные
|
Шт.
|
|
|
|
|
100
|
|
По определению Госстроя
России вновь разрабатываемая сметная документация с 1 сентября 2003 года должна
составляться на основе новой сметно-нормативной базы – ГЭСН-2001, ФЕР-2001, и
ТЕР-2001.
2.
Определение сметных цен на материалы,
изделия и конструкции.
Ввиду
высокой материалоемкости строительной продукции и значительной доли затрат на материалы
в составе сметной стоимости работ правильное определение стоимости материальных
ресурсов имеет первостепенное значение в работе по составлению смет.
В
состав локальных смет стоимость строительных материалов учитывается исходя из
данных об их нормативной потребности в физических единицах измерения и
соответствующих сметных цен на материальные ресурсы. Стоимость материалов
включается в состав сметной документации независимо от того, кто их приобрел –
заказчик или подрядчик.
Нормативная
потребность в материалах определяется на основе Государственных элементных
сметных норм (ГЭСН) и др. нормативных документов, локальных ресурсных
ведомостей по видам работ (ВМ), сводных ведомостей материалов (СВМ) и
спецификаций в составе рабочей документации.
Сметные
цены материальных ресурсов определяются в базисном или текущем уровне цен.[2]
В
новой сметно-нормативной базе в качестве базисного уровня цен приняты цены по
состоянию на 01.01.2000. Для перехода в текущие цены используются сметные
индексы.
Текущая
стоимость материальных ресурсов приводится в сборниках средних сметных цен (ССЦ
и др.) или определяется по фактической стоимости материалов с учетом всех
расходов на изготовление и доставку их на приобъектный склад (площадки или
склад на территории строительства объекта).
Стоимость
материальных ресурсов отечественного производства может определяться с
использованием Методических рекомендаций по формированию и применению свободных
цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных Минэкономики России
06.12.1995 № СИ-484/7-982.
Сметные
цены на импортную продукцию определяются в основном по закупкам за счет
собственных валютных средств предприятий, которые самостоятельно устанавливают
свободные рыночные цены на закупленную импортную продукцию, включающие
внешнеторговую цену, таможенные платежи, прочие расходы и налог на добавленную
стоимость.
Сметная
стоимость единицы строительного материала (Цсм):
Цсм = (Цоп + Цтр + Цоп
* Н/100 + Т * т) (1 + Зск / 100), (4)
где
Цоп
– оптовая цена промышленности на единицу измерения материала, руб.;
Цтр
– сметная цена тары, реквизита на единицу материала, руб.;
Н –
наценки сбытовых и снабженческих организаций в % от оптовой цены;
Т –
расходы на транспортировку материалов сверх учтенных в оптовой
цене,
руб./т;
т – масса брутто-единицы
измерения материала, т;
Зск
– норматив заготовительно – складских расходов, %.
Оптовые
цены промышленности приводятся в соответствующих сборниках, каталогах,
прейскурантах или принимаются по текущим ценам заводов – изготовителей.
Сметные
цены на тары и реквизит определяются по данным сборников сметных цен на
материалы и перевозки грузов для строительства (ССЦ и др.)
Наценки
бытовых и снабженческих организаций учитывается в составе сметных цен на
материалы в порядке, устанавливаемом Госстроем России (как правило, в % от
оптовой цены предприятия – изготовителя материальных ресурсов). Транзитные
наценки составляют 0,1 % от оптовой цены материалов, складские – 5–21 %.[3]
В
связи с тем, что поставщик может брать на себя часть транспортных расходов, в
прейскурантах и других сборниках оптовых цен для удобства потребителей
приведены сведения о видах оптовых цен с использованием коммерческого термина
«франко», обозначающего, какая часть затрат по доставке материалов до строек
учтена в оптовой цене.
Наиболее
часто применяются следующие виды оптовых цен:
o
Франко-склад завода-изготовителя (поставщика);
o
Франко-транспортные средства на территории поставщика (ФТС);
o
Франко-вагон-станция отправления;
o
Франко-вагон (судно) – станция (пристань) назначения (ФВСН).
Стоимость
доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в
составе элементных сметных норм и единичных расценок на строительно – монтажные
работы.
В
общепринятой методике сметного расчета принято условное разделение материалов
на привозные и местные. К привозным материалам
относятся: цемент, металлоконструкции, трубы, стекло, пиломатериалы и т.п. Они
перевозятся на значительные расстояния и доставляются преимущественно
железнодорожным транспортом по средним зональным ценам. К местным
материалам можно отнести: кирпич, сборные бетонные и железобетонные
конструкции и изделия, товарные бетоны и растворы, щебень, гравий, песок и др.
Местные материалы изготавливаются, как правило, на местах и доставляются в
основном автомобильным транспортом.
В
сметных расчетах при использовании таких расценок необходимо добавлять
стоимость неучтенных материалов. В составе ССЦ имеется «Сборник базовых и
текущих средних сметных цен» на материалы, изделия и конструкции в пяти частях:
Часть
I. Материалы для
общестроительных и специальных строительных
работ.
Часть
II. Строительные
конструкции и изделия.
Часть
III. Материалы и
изделия для санитарно-технических работ.
Часть
IV. Бетонные,
железобетонные и керамические изделия (местные
материалы). Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы.
Часть
V. Материалы,
изделия и конструкции для монтажных работ.
В
Сборнике приводятся так же цены на оборудование, мебель, инвентарь зданий и
вооружений.
Базовые
цены даны на 01.01.2000, текущие цены приведены в виде оптовых и сметных (без
НДС):
Таблица 4.
ССЦ-10/2004 Раздел XV. Сборные железобетонные
изделия и конструкции
(цены рассчитаны с учетом стоимости арматуры, монтажных петель и
закладных деталей).
Код ресурса
|
Наименование
|
Ед. изм.
|
Масса брутто, кг
|
Класс груза
|
Цена без НДС,
руб.
|
Базовая сметная
01.01.2000
|
Текущая
|
Оптовая
|
Сметная
|
442-201-001
|
Балки стропильные с параллельными поясами
1БСД9, серия 1.462.1-10/80
|
М3
|
2525
|
1
|
1978,90
|
8761,85
|
9384,63
|
Использование
средних районных сметных цен на материалы позволяет существенно упростить
разработку сметной документации и исключает необходимость определения сметных
цен на большинство строительных материалов по каждой стройке составлением
соответствующих калькуляций.
Рассмотрим
последовательность и пример составления калькуляции транспортных расходов на 1
т груза с использованием ОССП-2001-1.
В
процессе перевозки груза участвует железнодорожный транспорт (от склада
поставщика до станции назначения) и автомобильный (от станции назначения до
приобъектного склада).
Калькуляция
транспортных расходов составляется в следующей последовательности:
1.
Определяется вид отпускной цены по действующим сборникам
(каталогам) цен, прейскурантам и др.
2.
Указываются виды транспорта, которыми осуществляется поставка
материалов потребителю.
3.
По железнодорожным перевозкам определяются следующие данные:
o
Тарифный класс грузов;
o
Норма загрузки вагонов (крытых, платформ, полувагонов), т;
o
Коэффициент для перехода от массы нетто к массе брутто.
4.
По автомобильным перевозкам определяется:
o
Класс груза;
o
Поясной коэффициент к сметной цене на перевозку груза;
o
Коэффициент для перехода от массы нетто к массе брутто (кроме
сборных бетонных и железобетонных изделий и конструкций).
ПРИМЕР:
Строительство производственно-технической базы в Подгорном районе
Краснодарского края. Калькуляция № 1 транспортных расходов на 1 т подкрановых
балок. Калькуляция составлялась в ценах на 01.01.2000 г.
При
автомобильных перевозках сборных бетонных и железобетонных изделий и
конструкций масса реквизита составляет менее 0,5 % общей массы груза, и поэтому
переходный коэффициент от массы нетто к массе брутто не учитывается.[4]
1. Вид отпускной цены
|
ФТС
|
2. Наименование поставщика и удельный
вес поставок
|
Завод ЖБК АО Факел, 100 %
|
3. Вид транспорта
|
Железнодорожный, автомобильный
|
4. Железнодорожные перевозки
|
|
Тарифный класс груза
|
2
|
Норма загрузки вагона (платформ), т
|
50
|
Коэффициент для перехода от массы
нетто к
массе брутто
|
1,01
|
5. Автомобильные перевозки
|
|
Класс груза
|
1
|
Поясной коэффициент к сметным ценам
на
перевозку грузов
|
1,0
|
№
|
Наименование
операций
|
Наименования
конечных пунктов перевозки (от-до)
|
Расстояние, км
|
Стоимость на 1
т, руб.
|
Формула
подсчета
|
Всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Подача платформ под погрузку и вывоз груженных
платформ на станцию отправления
|
Завод ЖБК – станция отправления
|
12
|
-
|
6,0
|
2
|
Железнодорожные перевозки
|
Станция отправления – станция назначения
|
95
|
-
|
35,78
|
3
|
Подача и уборка платформ на станции
назначения
|
-
|
-
|
-
|
20,65
|
4
|
Выгрузка из вагонов
|
-
|
-
|
-
|
13,42
|
ИТОГО по железнодорожным операциям
|
75,85
|
С учетом коэффициента для перехода от
массы нетто к массе брутто
|
1,01 * 75,85
|
76,61
|
5
|
Погрузка на автомобильный транспорт
|
-
|
-
|
-
|
18,65
|
6
|
Автомобильные перевозки
|
Станция назначения - стройка
|
16
|
1,0 * 17,76
|
17,76
|
7
|
Разгрузка из автотранспорта
|
|
|
|
17,08
|
Всего на 1 т
|
130,10
|
Переход на цены февраля 2005 года:
130,10 * Иэ = 130,10 * 4,239 = 551,49 руб.,
где
Иэ – индекс пересчета базовых цен 2000 г. по
элементу «Эксплуатация
машин» (несущие и ограждающие конструкции из
сборного бетона и
железобетона, ЦиСН, 2005, № 2).
Определив размер транспортных расходов на 1 т груза,
составляем калькуляцию сметных цен на материалы, изделия и конструкции:
№
|
Наименование
материалов, конструкций и изделий
|
Ед. изм.
|
Постав-щик и место
отгрузки
|
Обоснование и вид
отпускной цены
|
Масса ед. изм. Брутто,
т
|
Транс-портные расходы
на 1 т, руб.
|
Наценки сбыт. и снабж.
органи-заций
|
На единицу измерения,
руб.
|
Оптовая цена
|
Наценки сбыт. и снабж. организаций
|
Стоимость тары и реквизита
|
Транспортные расходы
|
Итого, сметная цена франко-приобъект.склад
|
Всего сметная цена с загот.склад. расх.(к=1,02)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
5
|
Балка 1БСД-9 код 442-2011-505
|
шт
|
Завод ЖБК АО Факел, 100 %
|
ССЦ 10.2004, ФТС, табл. 4.03.10.02
|
2,75
|
551,49
|
|
9381,00
|
|
58,85 * 2,75 =
331,02
|
551,49 * 2,75 =
1516,60
|
11228,62
|
11453,19
|
3.
Определение размеров средств на оплату
труда рабочих.
В
современном строительстве доля основной заработной платы рабочих в структуре
сметной стоимости строительных работ в среднем не превышает 20 % и после затрат
на материалы занимает вторую позицию. Несмотря на это, следует обратить
внимание на низкий удельный вес заработной платы в цене строительной продукции.
В Российской Федерации в целом доля заработной платы в конечной цене продукции
значительно ниже (8 – 16 %), чем в развитых странах (в среднем 60%), даже при
одинаковом уровне производительности труда.[5] Однако,
производительность труда в США, как известно, в 3-4 раза превышает
средне-российский уровень. В то же время средняя заработная плата в США в 10-15
раз выше, чем в России. Отсюда вытекает объективная необходимость значительного
увеличения размера заработной платы в Российской Федерации, в том числе в
составе сметной стоимости строительной продукции.
В
сметных расчетах основная заработная плата рабочих в составе прямых затрат
формируется по расценкам соответствующих сборников в зависимости от норм затрат
труда и часовых тарифных ставок.
Страницы: 1, 2
|