бесплатные рефераты

Формы собственности и типы предприятий в Российской Федерации

В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В ре­зультате социальная структура собственности на средства про­изводства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государ­ственная 88,6; колхозная 8,7; кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5; собст­венность граждан 1,2%. Эти цифры, по существу, выражают высокий государственный монополизм на средства производ­ства.

Установление господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

На развитии государственной собственности базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собст­венности являлась основой относительного равенства в рас­пределении материальных и духовных благ между членами об­щества.

Вместе с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми.

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

В результате эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.                         

Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности. Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права распоряжаться своей продукцией, поскольку основная часть ее поступала государству по установленным им ценам.

 Отсутствие подлинно хозяйского отношения к производству, так или иначе, препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и служба управления предприятия стремятся к тому, чтобы оно работало эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий — в сохранении своей должности.

В России в ходе радикальных экономических реформ в 90-х гг. сложилась система, включающая ряд форм собствен­ности (рис.1).


Различные формы собственности, функционирующие в об­щей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе такого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа указанного переплетения — взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в приватизированных российских акционерных обществах сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства.


3.2. Критерий эффективности преобразований собственности.


Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности отчетливо обнаруживается по следующим основным направлениям. Право бесстрастно фиксирует переход прав собственности от одних субъектов к другим. Вопрос о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников, не являются предметом специального внимания в правовом подходе. Для экономического же подхода вопрос об эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главным. Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности являются важнейшими для определения соответствия конкретных путей и форм преобразования собственности историческому и экономическому прогрессу. Игнорирование этого обстоятельства может привести к таким преобразованиям, которые приведут к большим потерям, экономическому и общественному регрессу.

Другое отличие экономического подхода к преобразованиям собственности от юридического состоит в том, что в рамках одной и той же  юридической формы собственности могут произойти существенные преобразования в процессе присвоения. Например, физическое лицо обладает правом собственности на земельный участок. Независимо от того , обрабатывает оно этот участок или нет, его права собственности не изменятся, хотя по экономическому содержанию это две совершенно различные ситуации. Не изменяется его право собственности и в случае, если земельный участок будет обрабатываться наемными работниками. Однако это уже третья и принципиально иная ситуация с точки зрения реального экономического процесса присвоения при одном и том же праве частной собственности. Поэтому только экономический анализ позволяет получить более глубокое, конкретизированное и внутренне расчленённое знание о реальном содержании собственности.

Данный подход характерен для всех основных направлений экономической теории. Теория эффективного и рационального распределения ресурсов, обосновывая критерии перемещения ресурсов из негосударственного (частного) сектора в государственный (общественный), выдвигает следующее требование преобразование собственности путем перемещения средств и ресурсов из одного (частного) сектора в другой (общественный) возможен и экономически оправдан, если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод в государственном (общественном) секторе. Иначе говоря, преобразование частной собственности в общественную оправдано лишь в том случае, если это приводит к росту производительности (отдачи) ресурсов. Этот экономический критерий с некоторыми уточнениями может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности.

Однако принимаемые решения о преобразованиях собственности в переходной экономике зачастую, как показывает опыт, могут диктоваться и иными обстоятельствами: политическими, интересами теневого и криминального капитала, избранным вариантом преобразований (радикальным или реформаторским). Всё это может существенно повлиять на выработку рациональных экономических решений, что может привести к экономическим потерям в данный момент времени.

Вместе с тем следует учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. В этой связи существует проблема взвешивания краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Её решение требует целый ряд особых экономических расчетов. В любом случае тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе.[8]



3.3. Особенности преобразования собственности в России.


Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществляется в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций самих предприятий.

Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Закон РСФСР “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. “Об ускоренной приватизации государственной и муниципальных предприятий” явился основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет приложений к нему вел процесс приватизации в состояние “технологического потока”.

В нашей стране приватизация проводилась бешенными темпами. Ей не предшествовала какая-либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий. В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (они часто продавались по остаточной стоимости – по стоимости полного износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой по стоимостью новой престижной квартиры.[9]


О “кавалерийских” темпах приватизации в 1993 г., когда из государственного сектора выбыли 43 тыс. предприятий, говорят следующие цифры:


Приватизировано предприятий, тыс.:                                                       42,9

путем продажи                                                                                    29,4

акционированием                                                                               13,5

Поступление средств от приватизаций предприятий:

приватизационных чеков, млн                                                          46,8

денежных средств, млрд. руб.                                                         450,3

в том числе:

личные средства граждан                                                         50,1

фонды экономического стимулирования предприятий        19,1

средства предприятий-покупателей                                     208,0

средства иностранных инвесторов                                           1,0[10]



Выше отмечалось, что приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.


В конце 90-х годов в результате осуществления широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно- правовых формах коммерческой деятельности. Данную ситуацию характеризуют:

·        многообразие форм собственности;

·        превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике;

·        преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

·        становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности;

·        утверждение новых форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства, благотворительные и иные общественные фонды и т. д.);

·        формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.[11]


Несмотря на то что пройдены крупные этапы приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессу перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. Новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую “вползли” практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

Имея уже достаточно очевидный опыт массового и радикального преобразования собственности, необходимо избегать радикальных, непродуманных и непросчитанных по экономическим результатам решений.[12]


4.          Производственное предприятие


7.1.  Предприятие, его задачи и функции


Производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально орга­низованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребите­лям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующе­го назначения, профиля и ассортимента. К производственным предпри­ятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.


Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внут­ренней среды является готовая продукция (выполненная работа, оказан­ные услуги) (рис. 2).


Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффектив­ность работы предприятия, - это прежде всего потребители продук­ции, поставщики производственных компонентов, а также государст­венные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 3).


С чисто правовой стороны согласно законодательству Российской Федерации предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производст­ва продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Важнейшими задачами действующего предприятия являются:

получение дохода владельцем предприятия;

обеспечение потребителей продукцией предприятия;

обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальны­ми условиями труда и возможностью профессионального роста;

создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях пред­приятия;

охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рен­табельности производства).


Задачи предприятия определяются:

интересами владельца;

размерами капитала;

ситуацией внутри предприятия;

внешней средой (рис. 4).


Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса — частное лицо, государственные органы или акционеры. Владелец исходя из собственных интересов, целей, приоритетов не только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи перед коллективом предприятия — в противном случае вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах.


Важнейшей задачей предприятия во всех случаях является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (вы­полненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удов­летворяются социальные и экономические запросы трудового коллекти­ва и владельцев средств производства.

Орган, который формулирует и конкретизирует какую-либо хозяйст­венную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения с учетом функций, которые выполняет предприятие.

Независимо от формы собственности предприятие работает, как пра­вило, на условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Оно самостоятельно заключает договоры с потре­бителями продукции, в том числе получает государственные заказы, а также заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных про­изводственных ресурсов.

К основным функциям производственного предприятия относятся:

изготовление продукции производственного и личного потребления;

продажа и поставка продукции потребителю;

послепродажное обслуживание продукции;

материально-техническое обеспечение производства на предприя­тии;

управление и организация труда персонала на предприятии;

всестороннее развитие и рост объемов производства на предприя­тии;

предпринимательство;

уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;

соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.


Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимос­ти от:

размеров предприятия;

отраслевой принадлежности;

степени специализации и кооперирования;

наличия социальной инфраструктуры;

формы собственности;

взаимоотношений с местными органами власти.


Предприятие несет полную ответственность перед финансовыми ор­ганами за своевременное перечисление налогов и других платежей, по­крывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на орга­низацию и развитие производства, а также на закупку сырья, матери­алов, оплату рабочей силы.

Администрация и персонал предприятия обязаны постоянно заботить­ся о том, чтобы изготовленная ими продукция была достаточно высокого качества и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для заво­евания и удержания рынка сбыта. Продукция низкого качества, так же, как и слишком дорогостоящая, заставляет потребителя искать поставщика, у которого можно приобрести те же изделия с лучшими качественными по­казателями или по более низкой цене. Чтобы не терять потребителей, спе­циалисты предприятия изучают рынки сбыта продукции, принимают меры по ускорению научно-технического прогресса, улучшению качества про­дукции, снижению ее себестоимости. Фактически в трудовых коллективах производственных предприятий решается судьба состояния и развития эко­номики и политики страны.



5. Типы предприятий


5.1. Признаки классификации предприятий


          Предпринимательский сектор национального    хозяйства    обычно    насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными явля­ются классификации по формам собственности, размерам, ха­рактеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминиру­ющему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности предприятия подразделяются на:

частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

государственные, под которыми понимаются как чисто госу­дарственные (в том числе муниципальные), где капитал и управ­ление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, на которых государст­венные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).

Из этих двух категорий предприятий часто выделяют смешанные, т.е. предприятия с существенной или преобладающей долей государства в капитале. Такая категория предприятий иногда занимает существенное место в экономической жизни страны, например в России в конце 90-х гг., когда в результате приватизации государство сохранило пакет акций на многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых работников).

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров — численности занятых и объема производства (продаж).

По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около половины общего числа предприятий).

В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от  14 июня  1995 г. в нашей стране к ним относят те, где средняя численность ра­ботников не превышает в розничной торговле и бытовом об­служивании — 30 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве — 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности — 100 человек

Классификация фирм по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.

Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.



5.2.Частный предприниматель


Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.


ПРЕИМУЩЕСТВА:

 

1.   Единоличное владение легко учредить, так как юридическая процедура оформления весьма легка и регистрация фирмы такого рода обычно не требует больших затрат.

2.   Владелец сам себе хозяин и располагает значительной свободой действий. Для принятия решений о том, что и как производить. Не надо ждать решений никаких собраний, партнеров или директоров.

3.   Владелец может предоставлять клиенту персональные услуги.

4.   Стимулы эффективной работы - самые энергичные. Владелец получает все в случае успеха и теряет все в случае неудачи.


            Однако существуют и недостатки этой организационной формы, и они весьма значительные.


НЕДОСТАТКИ:


1.   За редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупное предприятие. Такая как единоличных владений процент банкротства относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.

2.   Осуществляется полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные решения, например, относительно покупки, продажи, привлечения и содержания персонала; не упускать из внимания технические аспекты, которые могут возникнуть в производства, в рекламе и в распределении продукции.

3.   Наиболее важным недостаток заключается в том, то единоличный владелец являет       субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные    предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами.

Если предприятие обанкротилось, он персонально и единолично отвечает по долгам фирмы. Для уплаты долгов в этом случае может быть продано личное имущество владельца.


5.3. Партнерство (товарищество)

Партнерство - это форма организации бизнеса естественным развитием единоличного владения.

Закон о партнерстве 1890г. определил партнерство (товарищество), как добровольную ассоциацию от 2 до 20 человек, объединившихся для совместного бизнеса с целью получения прибыли. Однако в некоторых областях деятельности (юристы, бухгалтера, брокеры) теперь разрешается объединяться в партнерства более чем 20 участникам.

По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлению ею.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА:

 

1.   Подобно единоличному (частному) владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны.

2.   Поскольку в партнерство (товарищество) объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единоличном частном предприятии.

3.   Управление фирмой может быть специализировано. Каждый из партнеров может принять на себя ответственность за конкретный участок работы. Например за управление, производства и т.п.

 

НЕДОСТАТКИ:

 

1.   Когда несколько человек участвуют в управлении. Подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, когда партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным.

2.   Финансы компании все еще ограниченны, хотя значительно превосходят возможности частного владения. Финансовых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия.

3.   Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

4.   Партнерство (товарищество) страдают от неограниченной ответственности за деятельности предприятия. Полное партнерство означает, что каждый компаньон полностью отвечает по долгам предприятия.

5.   Можно создать товарищество с ограниченной ответственностью. В таком случае компаньон отвечает по долгам предприятия в размере тех средств, которые он в него вложил. Однако компаньоны в товариществе такого рода не могут принимать участия в ведении бизнеса - по крайней мере один из них все же должен принять на себя полноту ответственности.


5.3.Корпорация (компании с ограниченной ответственностью)


Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством «юридические лица» могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. А также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.


ПРЕИМУЩЕСТВА:

 

1.   Наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования - через продажу акций и облигаций, - который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет также определенные преимущества. С точки зрения из покупателей. Корпорации имеют более легкий доступ к банковскому кредиту по сравнению  другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только в большей надежности корпорации, но также в ее способности обеспечить банкам прибыльность счетов.

2.   Другое существенное преимущество корпораций - это ограниченная ответственность. Владельцы корпораций (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация обанкротится. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации в привлечении денежного капитала.

3.   Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении - от ее собственных должностных лиц. Партнерство внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере согласно законам, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности. Одним словом, корпорации обладают известным постоянством, недостающим другим формам бизнеса, которое открывает возможность перспективного планирования и роста.

           

            Преимущества корпорации огромны и обычно превышают из недостатки. И все же они существуют.


НЕДОСТАТКИ:

 

1.   Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.

2.   Следующий возможный недостаток корпорации касается вопросов, связанных с налогооблажением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды - первый раз как часть прибыли корпорации, второй - как часть личного дохода владельца акций.

3.   При единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют. Но в крупных корпорациях, акции которых широко распределены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.

            Причины этого кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большая часть владельцев акций не использует права участия в голосовании или же если используют это право, то лишь подписываясь под предоставлением полномочий действующим должностным лицам корпорации.


            Все компании с ограниченной ответственностью должны быть зарегистрированы в Регистрационной палате. До начала фактической деятельности компания должна предоставить в Регистрационную палату ряд документов на утверждение:


            - меморандум компании;

- устав акционерной компании.


Меморандум компании:

В нем должно быть зафиксировано название компании, адрес ее зарегистрированного офиса, цели компании, размер капитала, который компания намерена собрать путем продажи акций. В названии компании обязательно должны фигурировать слова «с ограниченной ответственностью» или, если это общественная компания, «общественная компания».

 

Устав акционерной компании


Должен содержать описание того, как будет организована и управляться данная компания. Там должна быть указана информация о правах акционеров, права и обязанностях директоров, а также процедура созыва собраний акционеров.


            Закон требует от всех зарегистрированных компаний публиковать годовые отчеты и предоставлять копии этих отчетов в Регистрационную палату.


 

5.4.1. Малое предприятие

Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной. Во-первых, оно может быть «одноклетчатым» и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.

            В промышленно развитых странах малые предприятия дают значительную долю совокупного валового продукта.

            Жизнеспособность малых предприятий определяют свобода и простота их создания, отсутствие административного принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.

            К малым предприятиям относятся вновь создаваемые им действующие предприятия численностью работающих до 200 человек в промышленности или строительстве, до 100 человек в науке и научном обслуживании, до 50 человек в других отраслях производственной сферы, до 25 человек в отраслях непроизводственной сферы, до 15 человек в розничной торговле.

            Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

            Для государственной регистрации малого предприятия местным Советом народных депутатов следует предоставить последнему следующие документы:

- приказ учредителей;

            - учредительный договор;

            - устав;

- квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.


            В учредительном договоре определяются отношения между предприятиями и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи, уставной капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.

            Уставом малого предприятия устанавливаются цели его деятельности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления, возможности выкупа, распределение прибыли, условиями реорганизации и прекращения деятельности и другие важнейшие вопросы.

            Предприятия самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

            Малые предприятия отчитываются о результатах своей хозяйственной деятельности перед учредителями в порядке, определенном учредительным договором.

            Управление предприятием осуществляется в соответствии с Уставом. Руководитель (директор) назначается собственником при учреждении предприятия. Структура управления и штаты определяются трудовым коллективом самостоятельно. С руководителями, специалистами и другими работниками могут быть заключены контракты, как особой формы трудового договора.

            Процедурные вопросы ликвидации предприятия разрешаются собственником имущества через назначенную им ликвидационную комиссию. Обоснованные претензии кредиторов к ликвидируемому малому предприятию удовлетворяются из его имущества.

            При реорганизации предприятия его права и обязанности переходят к правопреемникам.


5.4.2. Акционерное общество (закрытое и открытое)

Акционерное общество - добровольная организация юридических лиц и граждан (в т.ч. и иностранных) для совместной деятельности путем объединения их вкладов и выпуска акций на всю стоимость уставного фонда.

            Акционерные общества обеспечивают три важные цели:


1.

Привлечение временно свободных капиталов для организации производства, товаров и услуг.


2.


Оформление такой структуры производства, которая работает непосредственно на потребителя, обеспечивает «перелив» акционерных капиталов из отрасли и предприятий малоэффективных в более эффективные отрасли.


3.


Усиление мотивации труда.


            Выпуск акций предприятием с целью мобилизации денежных средств не меняет его статуса, то есть не преобразуются организационно-правовые процедуры: собрание будущих участников, определение уставного фонда, разработка устава и его государственная регистрация.

            В зависимости от того, кому принадлежат акции, акционерные общества могут быть государственными, кооперативными, общественными, смешанными.

            Акционерное общество может создаваться для целей хозяйственной и иной деятельности, не запрещенной законом. Акционерное общество, будучи юридическим лицом, вправе заключать любые предусмотренные законодательством сделки, самостоятельно решать вопросы организации управления, установления цен на производимую продукцию, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Общество может иметь представительства, филиалы, учреждать дочерние общества на правах самостоятельных коммерческих организаций.

            Для регистрации акционерного общества представляются следующие документы:

            - заявка на регистрацию (письмо учредителей);

            - протокол учредительного собрания;

            - устав;

- квитанцию об уплате сбора за регистрацию, величина которого зависит от уставного  капитала.

 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО):

           

Таким признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. ООО не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

Акционерные общества создаются двух типов - закрытие и открытые.

Акционерное общество, участниками которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не имеют принципиальных различий. Разница лишь в том, что акционерные общества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцы которых могут быть заранее неизвестны. Общества с ограниченной ответственностью создают такой фонд только за счет пайщиков. Если существующие общества начнут выпускать акции, они превратятся в акционерные общества. Понятие «ограниченная ответственность» означает , что пайщик несет ответственность только в размере своего пая. На остальное его имущество ответственность не распространяется, в отличие от кооператива, члены которого отвечают за обязательства всем своим имуществом.

Вклады (акции) участников акционерного общества (товарищества) с ограниченной ответственностью могут переходить от одного собственника к другому только с согласия других собственников (акционеров) в порядке, предусмотренном уставом.

Вклады (акции) общества открытого типа могут переходить от одного собственника к другому без согласия акционеров. Акции этого общества могут свободно продаваться.

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Оно дает возможность реализовать право на управление членов ООО. Количество голосов участников на собрании определяется пропорционально размеру их долей в уставном капитале.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА:

 

            - возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;

            - возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;

            - право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании, независимо от изменения состава акционеров;

            - ограниченная ответственность акционеров;

-         разделение функций владения и управления.

 


5.4.3. Совместное предприятие


Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в предприятие с целью получения прибыли. Иностранные инвесторы вправе принимать деловое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами на территории РФ, а также создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

            Предприятие с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законом на территории РФ.

            Совместное предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

            Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного фонда, размер долей участников, структуру, состав и порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия.

            Вклады в уставной фонд оцениваются участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по договоренности участников.

            Для регистрации совместного предприятия предоставляются следующие документы:

            - письменное заявление учредителей о регистрации;

            - заключение соответствующих экспертиз;

-нотариально заверенных двух копий учредительных документов (учредительный договор);

- нотариально заверенную копию решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенных копий учредительных документов для каждого участника с российской стороны;

- документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банка или иным кредитно-финансовым учреждением;

- выписка из торгового реестра страны происхождения или другого эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения;


            Предприятия с иностранными инвесторами вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Некоторые виды деятельности требуют получения лицензии, например, страховое и банковское дело.

            Совместные предприятия имеют право создавать дочерние предприятия, филиалы и представительства как на территории РФ, так и за рубежом.

            Иностранные инвесторы и предприятия наделяются землей, имеют право арендовать имущество, приобретать долю участия, акции и иные ценные бумаги на фондовых биржах, участвовать в биржевых сделках в порядке и на условиях, установленных законодательством. Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий на территории РФ.

            Иностранные граждане могут входить в орган управления предприятия на условиях, определяемых индивидуальными договорами.

            Ликвидация предприятия с иностранными инвестициям осуществляется в порядке, установленном законом и в строгом соответствии с уставом. Если предприятие по истечении года после регистрации не подтвердит внесение не менее 50 процентов указанных в уставных документах сумм вклада, орган зарегистрировавший предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о ликвидации. Предприятие считается ликвидированным с момента утверждения акта ликвидационной комиссии, о чем должно быть сообщено в печати.


5.5. Кооперативы

Существует два вида кооперативных обществ: рабочие кооперативы (или кооперативы производителей) и потребительские кооперативы (кооперативы розничных торговцев).


РАБОЧИЕ КООПЕРАТИВЫ:


            Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками имущественных паевых взносов). Рабочие кооперативы являются коммерческой организацией.

            Учредительным документом рабочих кооперативов является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооперативов не должно быть меньше пяти. Имущество, находящееся в собственности рабочих кооперативов, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим путем. Прибыль делиться между работникам в соответствии с установленным соглашением.

            В начале XX века в Великобритании существовало около 200 рабочих кооперативов. Их решительно поддерживали кооперативы розничный торговцев, приобретавших большую часть продукции этих кооперативов. К началу 60-х годов из число сократилось до тридцати, Большинство производственных кооперативов сохранились в печатном деле, шитье одежды и обуви.

           

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ:


            Владельцами кооперативами этого типа является собственно потребители - те люди, которые покупают товары, а не производят их.

            Первое общество розничных торговцев было создано в г.Рочдель в 1844г. группой бедных ткачей, основавших небольшой магазин.    Основные принципы кооперативных обществ следующие:

1. Открытое членство:

Предела численности в кооперативном обществе нет, каждый может войти в кооператив и выйти из него в любой момент.

 

2. Распределение прибыли:


Многие годы члены кооперативов получали регулярно дивиденды наличными. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив.

 

3. Выплата процента на

   акционерный капитал:


Члены кооперативов получают фиксированный процент на свой акционерный капитал.

Управление кооперативом осуществляется комитетом - обычно это служащие. Совмещающие эту работу с другой. Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие. Занятые здесь полный рабочий день, назначенные членами выборного комитета.

 

            Традиционно кооперативные общества считали себя чем-то большим, чем просто особой формой организации бизнеса.


5.6. Государственные предприятия (публичные корпорации)


Под словом «правительство» подразумеваются и местные власти, и центральное правительство.

            Государство - крупнейший работодатель, поэтому его доходы и расходы намного превышают доходы крупнейших компаний с ограниченной ответственностью.

            Многие предприятия общественной собственности, как и частные фирмы, продают то, что они производят. Наиболее известные примеры такого рода - это национализированные отрасли, например: добыча угля, производство электроэнергии и железнодорожный транспорт. Этими предприятиями управляют публичные корпорации.


Собственность:


            Публичная корпорация является формой организации бизнеса. Эта форма применяется для управления национализированными отраслями.

            Подобно компаниям с ограниченной ответственностью, они представляют собой юридические лица, однако в отличие от них не являются владельцами акций. Публичные корпорации принадлежат государству. В действительности они принадлежат всем гражданам страны.


Управление:


            Действует совет управляющих. На первый взгляд, у руководителей этих корпораций те же обязанности, что и у директоров компаний. Важнейшее различие состоит в том, как они попадают на руководящие должности.

            В публичных корпорациях они назначаются министром внутренних дел, тогда как в компаниях с ограниченной ответственностью из выбирают акционеры.

            Управляющие публичных корпораций руководят текущей работой предприятий, но отвечают перед правительством, а не перед собрание акционеров. Ответственность за их работу несет государственный министр. Например, министр энергетики отвечает за состоянием добычи угля в стране, министр транспорта - за железнодорожные линии.


Финансы:


            Так как в публичных корпорациях нет акционеров, то такая организация не может собрать капитал путем выпуска акций. В некоторых странах они получают долгосрочные займы непосредственно от правительства, а краткосрочные  - из банков. Некоторые публичные корпорации получают займы из-за рубежа. Государство компенсирует все расходы, в том числе и убытки публичных корпораций.

            Публичные корпорации обязаны ежегодно предоставлять отчеты о деятельности и баланс доходов и расходов. Эти документы рассматриваются правительством.


Цели:


            Если основной задачей деятельности компаний с ограниченной ответственностью является получение прибыли, то цели публичных корпораций совсем другие. Предполагается, что работая в национализированных отраслях, они будут, по крайней мере, самоокупаемыми предприятиями, то есть не будут нести постоянных убытков. Их основная задача - работать для общего блага. Это означает, что управляющие должны вести дело так, чтобы оно было максимально эффективно в интересах всего общества, всей страны.

            Публичные корпорации должны в значительно большей мере заботиться о социальных последствиях своей деятельности, чем компании с ограниченной ответственностью. Например, корпорация железнодорожных линий не должна допустить закрытия железной дороги в отдаленных сельских районах, это может полностью лишить местных жителей важнейшей транспортной услуги.

            Сегодняшняя политика правительства состоим в том, чтобы компенсировать убытки в тех видах услуг, которые имеют важное социальное значение.


Муниципальные предприятия:


            Местные органы власти также участвуют в управлении предприятиями. Наиболее известным примером в этой области могут служить городские автобусные перевозки, за которые отвечают местные власти в относительно крупных городах.

            Такие виды городских услуг, как плавательные бассейны, площадки для игр и другие виды услуг, предлагаются и реализуются за деньги местными властями.

            Некоторые подобные виды услуг финансируются из бюджета, поскольку цены на них не компенсируют реальных затрат.


6.      Предприятия и предпринимательство в РФ

Советская наука в прошлом вообще обходила вопросы предприятия и предпринимательства. Эти слова вы не найдёте даже в Толковом словаре русского языка С. Ожегова. Советские обществоведы рассматривали эти понятия как сугубо классовые явления, хотя в повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей (а руководители непременно) в той или иной мере соприкасались с практикой предпринимательства.

Американские специ­алисты Роберт Хизрич и Майкл Питерс давали определение предпринимателя, как человека, который затрачивает на это все силы, берет на себя весь... риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым"[13].

Подобное определение с явной окраской романтизма вряд ли дает достаточно точное представление о предпринимательстве, особенно в России 90-х гг. Главная задача всякого предпринимателя, которая заключается в по­лучении дохода на вложенный труд и капитал, — это житейская проза, а отнюдь не романтика.

В Законе Российской Федерации "О предприятии и предпринима­тельской деятельности" отмечается, что "предпринимательская деятель­ность (предпринимательство) представляет собой инициативную само­стоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли". Предпринимательская деятельность в этом Законе взаимосвязана с деятельностью предприятия, вследствие чего «статус предпринимателя приобретается посредством регистрации предприятия».

При их создании возникает много проблем. В России это обусловлено прежде всего несовершенством законодательства: не полностью проработаны методы согласования работы комплексов с центральными и местными административно-хозяйственными ведомствами; не установлены границы экономической самостоятельности этих комплексов; взаимоотношения ассоциаций, концернов с государственными и местными органами управления во многих случаях не имеют четкой правовой регламентации; не разработаны правовые основы информационного обслуживания комплексов, а также развития кооперации, сохранения сложившихся производственных связей.

Кроме того, при образовании крупных производственных комплексов, как правило, обостряется проблема монополизма. Создание сверх крупных производственных комплексов, сосредоточивающих на своих предприятиях выпуск основной части однотипной продукции страны, представляет реальную угрозу возникновения монополизации рынка, усиления инфляции, сдерживания научно-технического прогресса.

Решение проблемы состоит в организации параллельных производств  однотипной продукции, развитии внешнеэкономических связей. Однако, создание параллельных структур и конкурсное размещение заказов потребуется значительное время. Поэтому государственные органы считают первоочередным и наиболее доступным методом ограничения монополизма разработку системы экономических и правовых мер государственного регулирования процессов интеграции производства в рамках концернов и ассоциаций.




7. Акционерные общества в г. Белгороде

Характеристика процесса акционирования в АПК.                   
           Распространено мнение, что акционерные общества не адекватны специфике сельскохозяйственного производства - порядок их функционирования в сельском хозяйстве незначительно отличается от организации paботы производственных кооперативов и обществ с ограниченной ответственностью. Кроме того характерной чертой АО в сельском хозяйстве является распределение доходов не пропорционально количеству акций, а в зависимости от трудового участия каждого работника. Лишь в немногих акционерных обществах доходы представлены в виде дивиденда на акцию.              

В настоящее время в агропромышленном комплексе Белгородской области функционирует 321 акционерное общество, из них 175 — открытые акционерные общества, и 146 – закрытые акционерные общества. За предшествующие три года проявилась тенденция к уменьшению количества ЗАО и увеличению количества ОАО. Особенно четко данная тенденция просле­живается на примере сельскохозяйственных предпри­ятии. Тенденция к увеличению количества ОАО не обус­ловлена целями привлечения капитала путем разме­щения акции, а объясняется созданием новых коммерческих структур, в основном сельскохо­зяйственных предприятий и предприятий, перерабаты­вающих сельскохозяйственную продукцию.

          В 1999-2001 гг. в АПК Белгородской области создава­лись новые коммерческие структуры преимуществен­но с организационно-правовой формой ОАО. Учреди­телями новых организации являлись крупные промыш­ленные предприятия и физические лица, являющиеся собственниками земельных паев в конкретных сельс­кохозяйственных предприятиях. Вновь образованные предприятия создавались, как правило, крупными про­мышленными и коммерческими предприятиями, к ко­торым относится ОАО «Эфирное», ОАО «Алексеевский мясокомбинат», ООО «БелАгроГАЗ», ЗАО АПП «Риф», ОАО «Продимекс», ОАО «Белгородский экс­периментальный завод рыбных кормов», ОАО «Стой-ленский ГОК» и др. Наиболее крупными инвесторами с точки зрения объема инвестиций и наличия земель­ных угодий в собственности являются ОАО «Эфирное», ЗАО АПП «Риф», ОАО «Стойленский ГОК».

Уставный капитал акционерных обществ на 1 ян­варя 2001 г. составил 856,3 млн. руб. Добавочный капи­тал — 148,8 млн. руб. Количество акций — 104243,1 ты­сяч штук средней номинальной стоимостью 23,80 руб. В общей массе акций отсутствуют привилегированные акции.

Анализируя размещение акций акционерных об­ществ АПК можно сказать, что наибольшую долю — 96,5% занимают акции сельскохозяйственных предпри­ятий, незначительная доля акций размещена ремонтно-техническими предприятиями (0,1%) и предприя­тиями транспортного обслуживания (0,1%). Количество акций, размещенных среди акционеров, уменьшалось за счет конвертации акций, а также ликвидации неко­торых обществ; имел место и выпуск акций, в том числе дополнительные эмиссии.


Оценка прибыльности акционерных обществ АПК.

Анализ показателей деятельности акционерных об­ществ, влияющих на прибыльность и рентабельность производства, свидетельствует об увеличении объемов реализации продукции, товаров, работ, услуг. Так, если на 1 января 1999 г. объём выручки от реализации про­дукции, товаров, работ, услуг (без НДС) составил 4912,40 млн. руб., то аналогичный показатель на 1 ян­варя 2001 г. составил 13275,26 млн. руб. Данный факт говорит о позитивном сдвиге в деятельности акционер­ных обществ АПК, который достигнут в основном за счёт увеличения объёмов производства и переработки сельскохозяйственной продукции. На 1 января 1999 г. у акционерных обществ АПК финансовый результат со­ставил — 131,86 млн. руб., на 1 января 2001 г. финансо­вый результат был 392,14 млн. руб., в то время, как по основной деятельности прибыль составила 1830,41 млн. руб. Следовательно, значительную часть убытков пред­приятия получают не от основной деятельности, а от обслуживания кредиторской задолженности по внере­ализационным операциям и от чрезвычайных расхо­дов.

Оценка производственного потенциала.

Производ­ственный потенциал акционерных обществ АПК можно охарактеризовать следующими показателями:

стоимость имущества с 1 января 1999 г. по 1 января 2001 г. возросла в 1,23 раза и составила 13009 млн. руб.;

доля производственных активов в общей стоимости имущества составила на 1 января 2001 г. 68,12% в их общей стоимости.

Производственные активы на 1 января 2001 г. соста­вили 10268,8 млн. руб. За период с 1 января 2000 г. по 1 января 2001 г. их стоимость увеличилась в 1,05 раза. В настоящее время обнаружилась тенденция снижения доли основных средств в общей стоимости имущества.


Показатели финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ АПК.

Акционерные общества ха­рактеризуются высокими показателями эффективнос­ти использования основных средств и трудовых ресур­сов. В 2000 г. (по сравнению с 1999 г.) в 1,37 раза увели­чилась сумма выручки от реализации, в 1,33 раза — про­изводительность труда, на 3,4% — численность заня­тых. Однако за тот же период снизилась фондоемкость: с 2,94 в 1998 г. до 0,97 в 2000 г.; на 25,79% уменьшилась фондовооруженность, что является негативным фак­том в деятельности акционерных обществ.

Характерной особенностью АПК является нали­чие незначительной доли акций у трудового коллекти­ва (за исключением сельского хозяйства) и сельскохо­зяйственных товаропроизводителей. Наблюдается тен­денция уменьшения количества акций у данных групп владельцев и концентрация пакетов акций у юридичес­ких лиц, в том числе и сторонних. Данная тенденция является негативной, так как объясняется сосредото­чением пакетов акций у крупных владельцев, которые не учитывают в большинстве своем, интересов как трудового коллектива, так и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В перспективе это может привести к значительному перераспределению доходов в пользу перерабатываю­щих предприятий в ущерб интересам сельскохозяй­ственных предприятий. При этом будут повышаться цены на изделия перерабатывающей промышленнос­ти и ограничиваться цены на сельскохозяйственную продукцию.

По состоянию на 1 января 2001 г. (согласно учреди­тельным документам) зарегистрировано 52 выпуска акций, в том числе 28 дополнительных эмиссий. Не­удовлетворительное экономическое состояние акцио­нерных обществ АПК требует разработки и внедрения конкретных проектов, способных изменить ситуацию. Одной кз ключевых проблем в акционерных обществах АПК является недостаток инвестиций в производство, поэтому важно определить пути и методы, а также воз­можности формирования рынка ценных бумаг, с по­мощью которых возможно решить проблемы финан­сирования акционерных обществ АПК.

Существует спекулятивная тенденция при перекупке и продаже продукции, доходы перераспределяются в пользу перерабатывающих предприятий. В настоящее время назрела необходимость проведения комплекса мер по устранению диспаритета цен между сельскохо­зяйственными предприятиями и перерабатывающими предприятиями с использованием рынка акций акцио­нерных обществ АПК.

Заключение

               

Подводя итоги, могу сказать, что официальная статистика России выделяет следующие формы собственности: государственную (в том числе федеральную и субъектов Федерации), муниципальную, общественных объединений (организаций), частную и прочие (включая смешанную собственность).

И возникает вопрос: какой форме собствен­ности в определенных условиях следует отдать предпочтение и приоритет в экономическое политике? Во многих странах с развитой рыночной экономикой преобладает частная собственность (индивидуальная, коллективная, корпоративная). Одновременно значительная часть собственности принадлежит государству (центральным и местным властям, муниципалитетам). В странах Западной Европы примерно одна десятая часть рабочей силы в промышленности занята на государственных предприятиях.  Опыт многих стран говорит о том, что необходимо отбросить суждение, что только одна форма собственности повсюду обеспечивает эффективное функционирование экономики. К тому же и государственная, и частная форма собственности многовариантны. Практика убеждает, что для различных сфер, отраслей, участков экономики хороши свои специфические формы, лучше других приспособленные к конкретным условиям производства и обмена. Скажем, индивидуальная собственность хорошо зарекомендовала себя в розничной торговле, во многих видах услуг (парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, бытовой техники и т. п.). Многие виды производства, не требующие чрезмерной сложности и громоздкого оборудования, эффективно работают на основе коллективной собственности в форме товариществ, обществ с ограниченной ответственностью. Частными могут быть и крупные, и даже сверхкрупные фирмы, основанные на акционерных началах, например ги­ганты автостроения, нефтедобывающие, химические, авиастроительные концерны и т. д. В то же время железные дороги, связь,   электростанции,   угледобывающие,   металлургические, оборонные предприятия могут успешно работать и в государственном секторе.


Иными словами, для каждой формы собственности и ее вариантов существует своя «ниша», где наиболее продуктивной оказывается какая-то конкретная, а не любая форма собствен­ности.

Во многих странах в сельском хозяйстве уживаются их мелкие частные формы, и крупные современные агрохозяйства, и ко­оперативы, и государственные организации по техническому обслуживанию земледелия и животноводства.

Плюрализм форм собственности оказался объективно необ­ходимым в условиях перехода к рынку в постсоциалистических странах.

Концепция о целесообразности формирования и развития разных форм собственности закреплена в Конституции Рос­сийской Федерации. В ст. 8 говорится: «В Российской Феде­рации признаются и защищаются равным образом частная, го­сударственная, муниципальная и иные формы собственности».


Также я выяснила  что:

1.         В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций,  или предпринимательского сектора.

2.         Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

3.         Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического характера.

4.    Основной рабочий инструмент предприятия — это его конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реали­зации конкурентного преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это ценовые или качественные характеристики продукции предприятия, которые выгодно отличают его от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.

5.         Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков, прежде всего по формам собственности, размерам, характеру деятельности и отраслевой принад­лежности, доминирующему фактору производства, а также по правовому статусу.

6.    По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают следующие предприятия: хозяйствен­ные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также индивидуальных предпринимателей.























Список литературы



1. "Курс экономической теории" под. ред. А. В. Сидоровича. Москва, 1997.

2. "Курс экономики" под. ред. Б. А. Райзберга. Москва, 2000.

3. "Теоретическая экономика" под. ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мильчаковой. Москва, 1997.

4. "Экономическая теория" Е. Ф. Борисов. Москва, 2000.

5. "Экономикс" К. Макконел, С. Л. Брю. Москва, 1992.

6. "Экономика предприятия" под. ред. О.И. Волкова. Москва, 1998.

7. "Экономика" под. ред. А.С. Булатова. Москва, 1997.

8. "Курс микроэкономики" Р.М. Нуреев. Москва, 2001.

9.  "Основы предпринимательской деятельности", под ред. Ю. М. Осипова. Москва, 1992.

10. "Экономическая теория" В. Я. Иохин. Москва, 2000.

11. «Предпринимательство». Хизрич Р., Питере М.  - М.: Прогресс-Универс, 1992.



[1] “Курс экономической теории” под. ред. А. В. Сидоровича. С. 465.

[2] “Курс экономики” под. ред. Б. А. Райзберга. С. 98.

[3] “Курс экономической теории” под. ред. А. В. Сидоровича. С. 465.

[4] “Теоретическая экономика” под. ред. Г. П. Журавлевой. С. 134.

[5] “Курс экономической теории” под. ред. А. В. Сидоровича. С. 472.

[6] “Курс экономической теории” под. ред. А. В. Сидоровича. С. 474.

[7]“Курс экономики” под. ред. Б. А. Райзберга. С. 105-109.

[8]  “Курс экономической теории” под. ред. А. В. Сидоровича. С. 480.

[9] “Экономическая теория” Е. Ф. Борисов. С. 96.

[10] “Экономическая теория” Е. Ф. Борисов. С. 97.

[11] “Теоретическая экономика” под. ред. Г. П. Журавлевой. С. 145.

[12] “Курс экономической теории” под. ред. А. В. Сидоровича. С. 483.

[13] Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство. - М.: Прогресс-Универс, 1992. -С. 20.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ