бесплатные рефераты

Функции и формы статистической таблицы. Основные элементы и правила построения

Число работающих в среднем за год (человек)

Средняя выработка продукции на одного работающего (руб.)

1

2

3

 

 

 

 

 

            Макет этой таблицы следует использовать сначала для того, чтобы составить разработочную таблицу, в которой будут данные по каждой единице, в нашем примере – по каждому заводу, и итоговые данные по выделенным группам, а затем для составления итоговой – аналитической таблицы, в которой будут сведения только по группам и в целом.

         Составленная по данным 25 заводов разработочная таблица примет следующие вид:

Таблица 8

 

Зависимость уровня производительности труда

от стоимости произведенной продукции

Группа заводов по стоимости произведенной продукции (млн. руб.)

Стоимость произведенной продукции за год (млн. руб.)

Число работающих в среднем за год (человек)

Средняя выработка продукции на 1 работающего (руб.)

От 3,3 до 7,2

Завод №1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

 

3,3

3,3

3,7

4,0

4,1

4,2

5,1

6,0

6,5

6,5

6,8

 

562

445

515

622

485

655

400

820

750

815

840

 

5694

7416

7184

6431

8453

6412

12750

7317

8667

7239

8095

ИТОГО по группе

 

От 7,3 до 11,2

Завод № 12

№13

№14

№15

№16

№17

53,5

 

 

7,3

7,3

9,2

10,2

10,5

11,2

6909

 

 

925

955

795

932

810

1050

7729

 

 

7892

7644

11572

10944

12963

10667

ИТОГО по группе

 

От 11,3 до 15,2

Завод №18

№19

№20

№21

55,7

 

 

11,5

11,9

14,1

14,2

5467

 

 

1200

1140

1290

1225

10188

 

 

9583

10439

10930

11592

ИТОГО по группе

 

От 15,3 до 19,2

Завод №22

№23

№24

№25

51,7

 

 

17,6

17,7

18,5

19,2

4855

 

 

1521

1440

1460

1600

10647

 

 

11561

12292

12671

12000

ИТОГО по группе

73

6021

12124

ВСЕГО по заводам

233,9

23252

10055

 

            Составим итоговую аналитическую таблицу, используя для этого итоговые строчки по группам, которые имеются в разработочной таблице:

 

Таблица 9

Зависимость уровня производительности труда

от стоимости произведенной на заводах продукции

Группа заводов по стоимости произведенной продукции (млн. руб.)

Число заводов

Стоимость произведенной продукции за год (млн. руб.)

Число работающих в среднем за год (человек)

Средняя выработка продукции на 1 работающего (руб.)

3,3-7,2

7,3-11,2

11,3-15,2

15,3-19,2

11

6

4

4

53,5

55,7

51,7

73,0

6909

5467

4855

6021

7743

10188

10647

12124

ИТОГО

25

233,9

23252

10059

 

            Как видим из таблицы, выявилась довольно четкая прямая зависимость производительности труда от стоимости продукции.

         Оформлять таблицу нужно правильно и красиво. Линии должны быть прямыми, четкими.

         В таблице делаются итоговые строки и графы в тех случаях, если в подлежащем или сказуемом имеются группировки по какому-либо признаку.

         Приведем еще один пример составления таблицы. Предположим, что в таблице нужно выразить следующий текст: в высших учебных заведениях страны насчитывалось на начало 1965/66 учебного года 3861 тыс. студентов, на начало 1966/67г. – 4123 тыс. студентов, на начало 1967/68г. – 4311 тыс. Из них на дневных отделениях обучалось в 1965/66 учебном году 1584 тыс., в 1966/67г. – 1740 тыс., и в 1967/68г. – 1890 тыс., на вечерних отделениях в 1965/66 учебном году – 569 тыс., в 1966/67г. – 618 тыс. и в 1967/68г. – 652 тыс., на заочных отделениях в 1965/66 учебном году – 1708 тыс., в 1966/67г.  – 1765 тыс., в 1967/68г. – 1769 тыс. студентов.

         В таблице надо показать изменение удельного веса различных видов обучения в вузах страны.

         Приведенные данные содержат группировку студентов по видам обучения. Этим определяется подлежащее таблицы. В сказуемом можно дать абсолютные и относительные показатели по годам.

            Таблица 10

Распределение студентов по видам обучения

Виды обучения

Тыс. человек

В процентах к итогу

1965/66г.

1966/67г.

1967/68г.

1965/66г.

1966/67г.

1967/68г.

На дневных отделениях

На вечерних отделениях

На заочных отделениях

 

1584

 

569

 

1708

 

1740

 

618

 

1765

 

1890

 

652

 

1769

 

41

 

15

 

44

 

42

 

15

 

43

 

44

 

15

 

41

ВСЕГО

3861

4123

4311

100

100

100

 

            Из таблицы виден рост удельного веса обучающихся на дневных отделениях.

         А вот пример неправильного построения этой таблицы:

Таблица 11

Число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях

Виды обучения и годы

Число студентов (тыс.)

Удельный вес в общем итоге

На дневных отделениях

1965/66

1966/67

1967/68

На вечерних отделениях

1965/66

1966/67

1967/68

На заочных отделениях

1965/66

1966/67

1967/68

Всего студентов

1965/66

1966/67

1967/68

 

1584

1740

1890

 

569

618

652

 

1708

1765

1769

 

3861

4123

4311

 

41

42

44

 

15

15

15

 

44

43

41

 

100

100

100

 

         Таблица получилась громоздкая по форме и неудобная для чтения и анализа. Неверно дано и заглавие таблицы. Оно не выражает познавательного значения таблицы, которое заключается не в том, чтобы показать число учащихся, а в том, чтобы показать изменение удельного веса различных видов обучения.

Практикой выработаны следующие основные правила составления и оформления статистических таблиц:

1.                Таблица должна быть по возможности небольшой по размерам, так как краткую таблицу легче проанализировать. Иногда целесообразнее построить две-три небольшие таблицы, чем одну большую.

2.                Название таблицы, заглавия строк подлежащего и граф сказуемого должны быть сформулированы точно, кратко и ясно и, если требуется, должны иметь единицы измерения. В названии таблицы следует указать территорию и период, к которым относятся приводимые данные. Не следует название показателей в таблице сопровождать инструкционными пояснениями, раскрывающими их содержание. Лучше эти пояснения вынести в примечание.

3.                Строки подлежащего и графы сказуемого обычно размещаются по принципу от частного к общему, т.е. сначала показывают слагаемые, а в конце подлежащего или сказуемого подводят итоги. Если приводятся не все слагаемые, а выделяются наиболее важные из них, то сначала показывают общие итоги, а затем выделяют наиболее важные их составные части, для этого после итоговой строки дают пояснения «в том числе».

4.                Строки в подлежащем и графы в сказуемом часто нумеруют для того, чтобы удобнее было ссылаться на цифры таблицы. При этом в сказуемом нумеруются только графы, в которые вписываются цифры. Графы подлежащего либо совсем не нумеруются, либо обозначаются литерами («а», «б» и т.д.).

5.                 При заполнении таблицы пользуются следующими условными обозначениями: если данное явление совсем не имеет места, ставят тире; если сведения о данном явлении отсутствуют. Ставят многоточие или пишут «нет сведений»; если сведения имеются, но числовые значения меньше принятой в таблице точности, ставят 0,0.

6.                Округленные числа приводятся в таблице с одинаковой степенью точности (до 0,1, до 0,01 и т.д.). Когда показатели в процентах выражаются большими числами, например четырехзначными, целесообразно заменить их выражением (во столько-то раз больше или меньше». Например, вместо 2489% лучше написать «в 24,9 раза больше».

7.                Если приводятся не только отчетные данные, но и данные, полученные в результате расчетов, целесообразно об этом сделать оговорку в таблице или в примечании к ней.

8.                Таблица может сопровождаться примечаниями, в которых указываются источники данных, более подробнее содержание показателей и другие необходимые пояснения.

Нужно уметь пользоваться таблицами. Прежде чем приступить к анализу данных таблицы, следует ознакомиться с названием таблицы, заголовками граф и строк, установить, к какому признаку относятся данные, на какую дату они приводятся или за какой период, обратить внимание на единицы измерения, уяснить, какие процессы характеризуются относительными величинами.

Анализ данных статистической таблицы следует начинать с итогов. Ознакомление с итогами дает общее представление о данных таблицы. Затем необходимо перейти к анализу данных отдельных строк и граф, но их нужно читать не подряд, а выбирать сначала частные итоги и наиболее характерные данные, а затем анализировать все остальные.

 

 

 

 

 

         Список используемой литературы

 

1.     Н.Н. Ряузов «Общая теория статистики». Издание второе, переработанное и дополненное, М., статистика, 1980.

2.     Ефимова М.Р. «Общая теория статистики». Учебник. М., ИНФРА-М, 1996.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ