|
|||||||||
Макет этой таблицы следует использовать сначала для того, чтобы составить разработочную таблицу, в которой будут данные по каждой единице, в нашем примере – по каждому заводу, и итоговые данные по выделенным группам, а затем для составления итоговой – аналитической таблицы, в которой будут сведения только по группам и в целом. Составленная по данным 25 заводов разработочная таблица примет следующие вид: Таблица 8
Зависимость уровня производительности труда от стоимости произведенной продукции | |||||||||
Группа заводов по стоимости произведенной продукции (млн. руб.) |
Стоимость произведенной продукции за год (млн. руб.) |
Число работающих в среднем за год (человек) |
Средняя выработка продукции на 1 работающего (руб.) |
||||||
От 3,3 до 7,2 Завод №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 |
3,3 3,3 3,7 4,0 4,1 4,2 5,1 6,0 6,5 6,5 6,8 |
562 445 515 622 485 655 400 820 750 815 840 |
5694 7416 7184 6431 8453 6412 12750 7317 8667 7239 8095 |
||||||
ИТОГО по группе
От 7,3 до 11,2 Завод № 12 №13 №14 №15 №16 №17 |
53,5
7,3 7,3 9,2 10,2 10,5 11,2 |
6909
925 955 795 932 810 1050 |
7729
7892 7644 11572 10944 12963 10667 |
||||||
ИТОГО по группе
От 11,3 до 15,2 Завод №18 №19 №20 №21 |
55,7
11,5 11,9 14,1 14,2 |
5467
1200 1140 1290 1225 |
10188
9583 10439 10930 11592 |
||||||
ИТОГО по группе
От 15,3 до 19,2 Завод №22 №23 №24 №25 |
51,7
17,6 17,7 18,5 19,2 |
4855
1521 1440 1460 1600 |
10647
11561 12292 12671 12000 |
||||||
ИТОГО по группе |
73 |
6021 |
12124 |
||||||
ВСЕГО по заводам |
233,9 |
23252 |
10055 |
Составим итоговую аналитическую таблицу, используя для этого итоговые строчки по группам, которые имеются в разработочной таблице:
Таблица 9
Зависимость уровня производительности труда
от стоимости произведенной на заводах продукции
Группа заводов по стоимости произведенной продукции (млн. руб.)
Число заводов
Стоимость произведенной продукции за год (млн. руб.)
Число работающих в среднем за год (человек)
Средняя выработка продукции на 1 работающего (руб.)
3,3-7,2
7,3-11,2
11,3-15,2
15,3-19,2
11
6
4
4
53,5
55,7
51,7
73,0
6909
5467
4855
6021
7743
10188
10647
12124
ИТОГО
25
233,9
23252
10059
Как видим из таблицы, выявилась довольно четкая прямая зависимость производительности труда от стоимости продукции.
Оформлять таблицу нужно правильно и красиво. Линии должны быть прямыми, четкими.
В таблице делаются итоговые строки и графы в тех случаях, если в подлежащем или сказуемом имеются группировки по какому-либо признаку.
Приведем еще один пример составления таблицы. Предположим, что в таблице нужно выразить следующий текст: в высших учебных заведениях страны насчитывалось на начало 1965/66 учебного года 3861 тыс. студентов, на начало 1966/67г. – 4123 тыс. студентов, на начало 1967/68г. – 4311 тыс. Из них на дневных отделениях обучалось в 1965/66 учебном году 1584 тыс., в 1966/67г. – 1740 тыс., и в 1967/68г. – 1890 тыс., на вечерних отделениях в 1965/66 учебном году – 569 тыс., в 1966/67г. – 618 тыс. и в 1967/68г. – 652 тыс., на заочных отделениях в 1965/66 учебном году – 1708 тыс., в 1966/67г. – 1765 тыс., в 1967/68г. – 1769 тыс. студентов.
В таблице надо показать изменение удельного веса различных видов обучения в вузах страны.
Приведенные данные содержат группировку студентов по видам обучения. Этим определяется подлежащее таблицы. В сказуемом можно дать абсолютные и относительные показатели по годам.
Таблица 10
Распределение студентов по видам обучения
Виды обучения
Тыс. человек
В процентах к итогу
1965/66г.
1966/67г.
1967/68г.
1965/66г.
1966/67г.
1967/68г.
На дневных отделениях
На вечерних отделениях
На заочных отделениях
1584
569
1708
1740
618
1765
1890
652
1769
41
15
44
42
15
43
44
15
41
ВСЕГО
3861
4123
4311
100
100
100
Из таблицы виден рост удельного веса обучающихся на дневных отделениях.
А вот пример неправильного построения этой таблицы:
Таблица 11
Число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях
Виды обучения и годы
Число студентов (тыс.)
Удельный вес в общем итоге
На дневных отделениях
1965/66
1966/67
1967/68
На вечерних отделениях
1965/66
1966/67
1967/68
На заочных отделениях
1965/66
1966/67
1967/68
Всего студентов
1965/66
1966/67
1967/68
1584
1740
1890
569
618
652
1708
1765
1769
3861
4123
4311
41
42
44
15
15
15
44
43
41
100
100
100
Таблица получилась громоздкая по форме и неудобная для чтения и анализа. Неверно дано и заглавие таблицы. Оно не выражает познавательного значения таблицы, которое заключается не в том, чтобы показать число учащихся, а в том, чтобы показать изменение удельного веса различных видов обучения.
Практикой выработаны следующие основные правила составления и оформления статистических таблиц:
1. Таблица должна быть по возможности небольшой по размерам, так как краткую таблицу легче проанализировать. Иногда целесообразнее построить две-три небольшие таблицы, чем одну большую.
2. Название таблицы, заглавия строк подлежащего и граф сказуемого должны быть сформулированы точно, кратко и ясно и, если требуется, должны иметь единицы измерения. В названии таблицы следует указать территорию и период, к которым относятся приводимые данные. Не следует название показателей в таблице сопровождать инструкционными пояснениями, раскрывающими их содержание. Лучше эти пояснения вынести в примечание.
3. Строки подлежащего и графы сказуемого обычно размещаются по принципу от частного к общему, т.е. сначала показывают слагаемые, а в конце подлежащего или сказуемого подводят итоги. Если приводятся не все слагаемые, а выделяются наиболее важные из них, то сначала показывают общие итоги, а затем выделяют наиболее важные их составные части, для этого после итоговой строки дают пояснения «в том числе».
4. Строки в подлежащем и графы в сказуемом часто нумеруют для того, чтобы удобнее было ссылаться на цифры таблицы. При этом в сказуемом нумеруются только графы, в которые вписываются цифры. Графы подлежащего либо совсем не нумеруются, либо обозначаются литерами («а», «б» и т.д.).
5. При заполнении таблицы пользуются следующими условными обозначениями: если данное явление совсем не имеет места, ставят тире; если сведения о данном явлении отсутствуют. Ставят многоточие или пишут «нет сведений»; если сведения имеются, но числовые значения меньше принятой в таблице точности, ставят 0,0.
6. Округленные числа приводятся в таблице с одинаковой степенью точности (до 0,1, до 0,01 и т.д.). Когда показатели в процентах выражаются большими числами, например четырехзначными, целесообразно заменить их выражением (во столько-то раз больше или меньше». Например, вместо 2489% лучше написать «в 24,9 раза больше».
7. Если приводятся не только отчетные данные, но и данные, полученные в результате расчетов, целесообразно об этом сделать оговорку в таблице или в примечании к ней.
8. Таблица может сопровождаться примечаниями, в которых указываются источники данных, более подробнее содержание показателей и другие необходимые пояснения.
Нужно уметь пользоваться таблицами. Прежде чем приступить к анализу данных таблицы, следует ознакомиться с названием таблицы, заголовками граф и строк, установить, к какому признаку относятся данные, на какую дату они приводятся или за какой период, обратить внимание на единицы измерения, уяснить, какие процессы характеризуются относительными величинами.
Анализ данных статистической таблицы следует начинать с итогов. Ознакомление с итогами дает общее представление о данных таблицы. Затем необходимо перейти к анализу данных отдельных строк и граф, но их нужно читать не подряд, а выбирать сначала частные итоги и наиболее характерные данные, а затем анализировать все остальные.
Список используемой литературы
1. Н.Н. Ряузов «Общая теория статистики». Издание второе, переработанное и дополненное, М., статистика, 1980.
2. Ефимова М.Р. «Общая теория статистики». Учебник. М., ИНФРА-М, 1996.