Глобальные экономические проблемы цивилизации
Таким образом, состояние
природной среды во многом обусловливает необходимость перехода от экстенсивных
к интенсивным методам ведения хозяйства, основанным на ресурсообеспечении с
применением средозащитных технологий.
Переход экономики на
интенсивный путь развития должен охватывать все взаимосвязанные природные
компоненты, так как под влиянием отдельных направлений НТР происходит
углубление негативных изменений. Например, химизация земледелия ведет к росту
урожая, но вызывает загрязнение водных ресурсов; только 10% пестицидов дают
эффект, а остальные разрушают природную среду и губят здоровье человека;
гальваническое производство обеспечивает защиту от коррозии, но ежегодно в
стоки только попадает свыше 1,5 тыс. т тяжелых металлов, поражающих
генетический аппарат человека. Поэтому общество вынуждено затрачивать все
больше средств на поддержание самовосстановительного потенциала природы.[7,392]
Экономический потенциал можно
увеличивать без отрыва природоохранной деятельности членов общества от
хозяйственной.
_____________________________________________________________________________
*
Материал предоставлен официальным сайтом РФ «Министерством Финансов РФ» www.minfin.ru
Экология и экономика – слова
одного корня и умение вести хозяйство непосредственно связано с бережным
отношением ко всему, что окружает человека в жизни. Экономическая наука и
экология – это союзники, а не конкуренты или противники. Новый подход
предполагает взаимопроникновение биологического и социального, их
взаимодополняемость и сопряженность, сращивание экономики и экологии в единую
систему на локальном, региональном и глобальном уровнях. В рамках такой системы
каждая ее подсистема – экономическая и природная – равнозначны и ориентированы
как на достижение высоких экономических результатов, так и на поддержание
равновесия в кругообороте: окружающая природная среда – ресурсы – производство
– окружающая среда. Важнейшим направлением формирования эколого-экономической
системы на всех уровнях является ресурсосбережение. Например, получение 1 т.
стали из лома обходится в 20 раз дешевле, чем из железной руды, и снижает загрязнение
воздуха на 80% и воды – на 75%. Эффект ресурсосбережения несводим
только к опережающему росту конечного продукта по сравнению с промежуточным
(сырье, полуфабрикаты, топливо). Он должен включать в себя снижение потерь в
народном хозяйстве, связанных с ущербом, наносимым окружающей среде
производственной деятельностью определенного вида. Для этой цели может
использоваться показатель «ущербоемкость ресурса (продукции, работ)»,
разработанный учеными экономистами. Ресурсосбережение непосредственно
связано с разработкой и внедрением принципиально новых технологий – мало- и
безотходных, но протекает это медленно, так как капитальные вложения,
выделяемые государством на охрану окружающей среды, осваиваются только на
20-25%, не утилизируются в достаточной мере вторичные ресурсы и отходы. Это
относится и к выпуску средств автоматизированного контроля за процессами
природопользования, который весьма низок из-за дефицита госбюджета.[8,25-27]
Наше отставание особо
проявляется по сравнению со странами Запада, где уже образовался емкий рынок
экотехники и возникли целые отрасли, специализирующиеся на выпуске
противозагрязняющего оборудования, оказывающего положительное влияние на
экономический рост.
Не менее актуальна проблема
энергообеспечения. Даже при рациональном использовании энергии 70% ее теряется,
из-за чего происходит дополнительный обогрев окружающей среды. Использование
имеющихся энергоисточников приводит к выбросу в атмосферу 200 млн.т оксидов
серы и азота ежегодно. Это также усиливает парниковый эффект и изменяет климат.
Не решена проблема захоронения радиоактивных отходов и их транспортировки.
Среди путей решения проблемы
энергообеспечения можно назвать следующие:
развитие самой системы
энергообеспечения, снижение энергоемкости производства (это наблюдается в ряде
развитых стран, особенно в США); интернационализация мировой энергетики; переход
на возобновляемые источники энергии – солнечной, ветра, океанической,
гидроэнергии (в отличии от возобновляемых источников, которые будут исчерпаны
в обозримом будущем (40-60 лет), они безвредны и беспредельны).
Разработана государственная
программа охраны окружающей среды, включающая широкое введение и увеличение
платы за загрязнение окружающей среды, обеспечение возможностей рациональной
эксплуатации природных ресурсов, регулирование цен на природоемкую продукцию. Для
установления должного уровня платы за природные ресурсы необходимо, чтобы она
включала в себя не только затраты на сохранение экологического равновесия, но и
дифференциальную ренту. По мере истощения лучших природных ресурсов она будет
расти, вызывая изменения в динамике оптовых цен на сырье. В решение этой
проблемы должны включиться рыночные силы: спрос, предложение, изменения конъюнктуры.[5,207]
Экономические
платежи позволяют решить следующие задачи:
· обеспечить учет природного
фактора в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах
предприятий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы;
· согласовать интересы
предприятий сферы природопользования и потребителей естественных ресурсов между
собой, а также с интересами народного хозяйства в целом;
обеспечить изъятие дифференциальных
доходов рентного происхождения и нивелирование воздействия случайного фактора
на результаты производственной деятельности предприятия;
· отразить специфику процесса
природопользования при организации взаимоотношений предприятий с управляющими
звеньями, кредитно-финансовой системой, государственным и местным бюджетами;
· компенсировать ущерб
владельцу природных ресурсов при изъятии последних их сферы традиционного
использования или ухудшении их качества; хотя бы частично возместить ущерб
реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.[12,96]
С учетом
инфляционных процессов ставки экологического и земельного налогов неоднократно
пересматривались.
Законом «Об
охране окружающей среды» (1992 г.) регламентировано создание внебюджетных
фондов охраны природы, одним из основных источников формирования которых стали
платежи за загрязнение окружающей среды. С этого времени платежи за выбросы
(сбросы) загрязняющих веществ, а также за размещение твердых отходов стали
поступать не в местные бюджеты, поскольку расходовались они чаще всего
безадресно, а во внебюджетные фонды охраны природы (10% - в республиканский,
30% - в областные, 60% - в районные и городские фонды), средства которых идут
только на цели оздоровления окружающей среды, строительство очистных
сооружений, внедрение экологически чистых технологий, научные исследования в
области экологии, развитие экологического воспитания и образования и прочие
нужды, связанные с охраной окружающей среды.
За
превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в
10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх
установленных лимитов в 15-кратном. Поскольку в этом случае налог изымается из
прибыли предприятий, такое ужесточение должно послужить стимулом к соблюдению
природоохранных норм, снижению природоемкости производства.[13,159]
В
экономической науке ведется поиск путей эффективной интеграции экологического
аспекта с устоявшимися подходами микро- и макроэкономики.
Главным инструментом построения
природоохранной деятельности выступают нормативы предельно допустимой
концентрации (ПДК) загрязнителей в природных сферах и платежи за
природопользование. Эти показатели не дают полной картины экономического ущерба
от перегрузки природных систем и носят во многом условный характер. [2,246-247]
Согласно новому подходу,
задача состоит в том, чтобы обеспечить экономически и социально обоснованное
сведение к минимуму отрицательного воздействия объектов на экосистему, включая
человека. Поэтому сегодня необходимы исследования, направленные на определение
величины прямого экономического ущерба от загрязнения природных систем в рамках
обозримого экономического горизонта (15-20 лет).
Подход, оперирующий понятием
«допустимый риск», определяет научные и технические разработки, опережающие
экономические возможности даже наиболее богатых стран. Эколого-экономическая
программа включает в первую очередь определение экологической емкости
территории и реальных возможностей (технических и экономических) и границ допустимых
суммарных нагрузок применительно к локальным зонам. В рамках допустимой
суммарной нагрузки устанавливаются квоты – доля каждого предприятия в
использовании соответствующего ресурса. К квотам «привязываются» платежи.
Последовательно ужесточая лимиты, государство реализует курс на снижение
нагрузки на природные системы. Кроме того, программа должна ориентироваться на
установление стандартов качества технологий и последовательного запрещения
устарелых технологий. Она включает разработку экологических паспортов и
аттестацию технологий и установления стандарта качества технологий и платежей
за использование технологий. С их помощью общество может обеспечить
последовательное снижение затрат ресурса на конечную продукцию.[10,183]
Мировая практика позволяет
сделать вывод о росте затрат на сохранение природных систем. По подсчетам
немецких экономистов, каждая одна у.е., вложенная в охрану окружающей среды,
предотвращает прямой экологический ущерб в размере 3-х у.е., а вложенная в
охрану воздуха, - 15 у.е..
Финансовые ресурсы
экологического назначения должны формироваться из централизованных источников и
за счет средств предприятий - природопользователей.
Расходование на решение
экологических проблем до 2% ВНП явно недостаточно, поэтому целесообразно
выделять средства из всех составляющих ВНП, что должно предшествовать
распределению ресурсов для накопления и потребления.[9,25-27]
В теории экономического
регулирования рыночных процессов известна система экономических налогов на
загрязнение. Плата за нормативно допустимое загрязнение должна учитываться в
составе себестоимости продукции и поступать в экологические фонды. Если же
предприятие превышает нормативно допустимое загрязнение, то в этом случае
штрафные платежи должны выплачиваться в местный фонд охраны природы из прибыли
предприятия.
Для рационального
использования экономических льгот и санкций в системе управления
природопользованием необходимо создание системы экологического страхования. Она
обеспечивает усиление экологической ответственности и за счет формирования
внебюджетных страховых фондов. Без этих фондов быстрая и полная компенсация
экономических ущербов виновниками невозможна. Если же ущерб компенсируется
только государством, то это приводит к снижению жизненного уровня всего
населения. Основным источником формирования внебюджетных страховых
экологических фондов являются страховые взносы предприятий, которые должны
учитываться в себестоимости продукции.[10,619]
Сочетание указанных мер
будет способствовать сохранению экологической безопасности.
Потери
существуют - как прямые, так и косвенные - могут быть очень большими.
Например, уменьшение мангровых лесов может привести к необходимости
финансирования дополнительных работ по защите побережья. Потепление стало бы
причиной потери многих видов животных и растений как по физиологическим
причинам, так и вследствие изменений во взаимоотношениях различных видов,
например в системах жертва - хищник и др. Для сохранения видов потребуется до
нескольких десятков долл. на одну особь в год (например, 15 долл. для
сохранения одного бурого медведя в Норвегии). По некоторым оценкам,
все это потребует порядка 30 млрд. долл. в год.
В
таблице № 2 приведены некоторые оценки экономического ущерба для США при потеплении
климата от вышеперечисленных и некоторых других факторов. Представленные в ней
величины хорошо отражают неопределенность различных оценок ущерба. Тем не
менее разброс оценок полного ущерба относительно невелик. Следует также отметить,
что повышение среднеглобальной температуры с 2.5 до 4°С увеличивает ожидаемый
экономический ущерб почти в два раза.
Таблица
№ 2. Экономический ущерб (в млрд. долл./год) для США при потеплении климата в
случае удвоения СО2 (базовый год 1990)
|