бесплатные рефераты

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции

Обратная связь – это связь между исполнителями (органами государственной власти) и носителями хозяйственных интересов. Она проявляется в результатах государственного регулирования ( например, повышения уровня социально-экономического развития страны) и в поддержке (или нет) государственной экономической политики носителями и выразителями экономических интересов. [1,с.14-15]

 

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

-  экономический цикл;

-  секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

-  условия накопления капитала;

-  занятость;

-  денежное обращение;

-  платежный баланс;

-  цены

-НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

-  условия конкуренции;

-  социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

-  подготовка и переподготовка кадров;

-  окружающая среда;

-  внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опоследованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

 

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические средства - это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке цен-ных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изме-нить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере отно-сительного снижения роли рынков свободных капиталов в финан-сировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением ро-ли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наи-более развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно об-суждается  и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в пре-дыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей го-сударственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-эконо-мического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойст-венную рыночному характеру.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюд-жетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не мо-жет быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых парт-неров, как правило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также адмистративно-управленческие расходы воз-действуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат рас-ходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закуп-ку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масш-табы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрес-сий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению пос-тавок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относи-тельных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой еди-ницы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов – регулирующая. Государственное регулирование при помощи нало-гов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финанси-рования государственных расходов, материальная основа бюджет-ной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. За-дача государственных бюджетных органов - не просто обложить на-логами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка упла-ты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значи-тельной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяй-ственных объектов, целиком или частично принадлежащих цент-ральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капита-лизма, включая почту, частично транспортную службу, изготов-ление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование ко-торых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

Значительная  часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сек-тора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, поч-тово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие германского концерна “Volkswagen”, частично находившегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения вало-вого внутреннего продукта (валовый внутренний продукт - это сово-купная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности пред-приятий, расположенных на территории данной страны).

Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рента-бельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно уси-лилась.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую нап-равленность, существует арсенал средств внешнеэкономического ре-гулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непос-редственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической поли-тики могут употребляться в различных целях, в различных сочета-ниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период.

 

В мире функционирует несколько моделй рыночной эконо-мики в зависимости от регулирующей роли государства и его эко-номических задач: американская, японская, французская,шведская. Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран. Все эти модели можно обобщить  двумя основными – американской и японской. [8, с.43]

Для США характерно прогнозирование и стратегическое пла-нирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих ре-шений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социаль-ные, политические, рыночные, международные, конкурентные.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных ис-следований: прогнозирование в системе государственного регули-рования; внутрифирменное планирование; коммерческое прогнози-рование.

На уровне государственного регулирования выделяют два  основных вида государственных подразделений – федеральные, а также штаты, и местные органы власти.

Система государственного регулирования состоит их многих звеньев: 1) регулирующий механизм федерального правительства; 2) механизм штатов и местных органов власти; 3) государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной полити-ки); 4) аппарат административно правового регулирования деятель-ности различных отраслей экономики. [1, с.51]

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста.

Система государственных финансов США отражает трехсту-пенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расхо-дов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на совре-менном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей слож-ности 50 млн. долларов в год. [8, 44]

Налоговая система в США включает прямые и косвенные на-логи (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взи-маются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, на-логи на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Шта-ты и местные органы управления взимают налоги с розничной про-дажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Приме-няется льготное налогообложение.

В США развита кредитная система. Ее основным государст-венным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осу-ществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», по-тому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные до-роги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше ока-зывалось направленным в пользу производителей, а не потреби-телей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

 

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов прави-тельственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического не явля-ются законом, а представляют собой совокупность государственных

программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, по-казывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосно-вывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориенти-ровку, рекомендации для руководства экономическим и социаль-ным развитием различных отраслей народного хозяйства и регио-нов страны.

Стратегию развития экономики определяют  управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

Детальные планы для всех отраслей промышленности разраба-тывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспосо-бность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифициро-ванных специалистов.

Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-эко-номических целей является технологическое развитие, ориенти-рованное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. [1, с.48-47]

В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифи-цированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.

Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.

Правительство стимулирует исследования и разработки по-средством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, Управ-ление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитова-нии и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускаю-щим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.

Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не нано-сящие вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации ко-леблются в пределах от 10 до 50%, однако наиболее распространен-ная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления – льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г.

В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.

Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП. [8, с.45-46]

Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений—это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

 

Ни одна из действующих моделей рыночной экономики не может быть полностью использована в нашей стране, хотя в большей мере нам импонирует японская модель экономики.

Особенностью белорусской экономики является высокий удельный вес государственной собственности, монополизация и концентрация производства, управления и других сфер деятельности в руках государства.

Республике Беларусь необходима своя модель рыночного хозяйства в переходный к рынку период. При этом экономика страны должна носить смешанный характер с преобладание государственного сектора  и его дальнейшим укреплением посредством акционирования государственных предприятий. [8, с.48]

В переходный период, характерный для экономики Беларуси необходимость государственного вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества -–обеспечением крупных структурных сдвигов, финансовой поддержкой приоритетных направлений развития, расширением объектов социальной и производственной инфраструктуры, решением проблем безработицы, инфляции и экономического роста , справедливым распределением доходов, социальной защитой бедных, т.е. с теми направлениями экономики, которые определяют экономическую стратегию развития государства, регулирование макроэкономических пропорций  и пути достижения целей общенациональной политики.

Экономические реформы и преобразования  только тогда имеют смысл, будут эффективны, получат социальную поддержку, если позволят повысить уровень жизни большинства населения, сократить число бедных, уменьшить социальные неравенства. Рыночный механизм не может обеспечить реализацию программ общегосударственного масштаба – так же как и не в состоянии осуществить в короткие сроки крупные структурные сдвиги. Государство вмешивается в экономику там, где рыночный механизм оказывается бессильным.

 

В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов. Так Е. Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна «пожирать» другую. Такое теоретическое представление составляет базу экономической политики в периоды реформ, направленных на «полное истребление» каких-либо экономических явлений и процессов и создание новых.

Другие экономисты считают, что сосуществование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, что ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, Н. Бухарин считал: самый глубокий смысл нэпа заключается в том, что впервые открыта возможность взаимного оплодотворения разных хозяйственных сил, на основе чего и обеспечивается рост. Современная теория конвергенции строится на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе собственного развития и совершенствования в конечном счете сольются и создадут новую хозяйственную систему.

Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется  разгосударствлением; всеобщее планирование – отказом от него; централизация – децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудности в развитии экономики страны.  [6, с.39-40]

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-нибудь народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, т.е. уяснить его как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.   

  

 

Объективная необходимость государственного регулирования состоит в том, что рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности. Но существуют такие потребности производство которых  не может фиксироваться индивидами через посредников рынка. Такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желаемом размере не индивидуальной основе. Рыночная система не способна учитывать такие общественные и коллективные потребности. Здесь необходимо вмешательство правительства.

Недостатком рынка является и то, что ряд товаров, называемых общественными благами, не обладает свойствами конкуренции. К ним относятся оборона, которая не обладает свойством соперничества и не может быть предоставлена одному лицу; поддержание национальной безопасности; уход за городскими улицами и т.д.

Не поддаются рыночному регулированию такие макроэкономические феномены как инфляция и циклическая безработица. Эти явления создают неблагоприятную экономическую среду и также требуют правительственного вмешательства. Не могут быть объектом рыночных отношений проблемы окружающей среды, поскольку люди не могут быть участниками данной сделки и воздух не может быть товаром.

К сожалению современная действительность свидетельствует о наличии мнений, идеализирующих рынок. Нередко рекламируется упрощенный подход к экономическим проблемам. Иногда государство добровольно освобождает себя от выполнения функций, которые в современной экономической системе способно выполнить только оно и не способен выполнить рынок. С другой стороны, границы рынка сужены, и государство порой выполняет несвойственные ему функции.

Правительства некоторых развитых государств озабочены контролем над так называемыми командными высотами экономики. Ведь как было замечено, что некоторые национализированные отрасли стали работать  менее эффективно, чем прежде. И был сделан парадоксальный вывод, что лучше перевести их под частный контроль, чем оставить государственными.

Среди ученых стран бывшего Союза также не однозначного мнения о роли и взаимодействии рынка и государства. Современный рынок рассматривается  и как рынок, регулируемый с помощью правовых  актов, закрепляющих рыночные отношения, широкого использования договорных отношений, банковской, финансовой, налоговой систем, ценообразования. Вопрос о степени участия государства в регулировании экономики является одной из нерешенных проблем современной экономической теории.

Исторический опыт Запада показал опасность разгула стихийных рыночных сил. По этим причинам экономика развитых стран  и стала смешанной.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в наилучшем случае экономика страны должна быть смешанной, в которой взаимодействие государства и рыночных сил способствует выполнению сложных экономических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Использованная литература:

 

1.  Государственное регулирование экономики. Курс лекций

      под редакцией Н.Б. Антоновой. Минск 1998г.

2.     Н.Е. Титова. История экономических учений. Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997г.

3.     Планирование и прогнозирование экономики. Под редакцией В.И. Борисевича, Н.Н. Кандауровой. Минск, 2000г.

4.     Ховард К., Журавлева Г., Эриашвили Н. Экономическая теория. Москва, «Юнити» 1997г.

5.     Основы экономической теории. Под общей редакцией Э.И. Лобковича, М.И. Плотницкого. Минск, ООО «Мисанта», 1998г.

6.     Экономическая теория (Политэкономия). Под общей редакцией В.И. Видякина, Г.П. Журавлевой. Москва, Инфра-М, 1997г.

7.     Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Р.Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 томах. /Пер. с англ./ Москва 1992г. том 1.

8.     Н.Е. Заяц. Проблемы взаимоотношений государственного и рыночного регулирования в современной экономике. / Белорусский экономический журнал № 1, 1997г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Содержание:

                                                                                         страницы

Введение                                                                                    3

1. Краткая историческая справка                                            4

2. Понятие государственной экономической политики        5

3. Типы экономических систем                                                6

4. Понятие, содержание и характеристики государствен-

    ного регулирования экономики                                          10

5. Формы и методы государственного регулирования

    экономики                                                                             12

6. Субъекты государственного регулирования экономики  13

7. Объекты государственного регулирования экономики    14

8. Средства государственного регулирования экономики    17

9. Модели рыночной экономики                                              24

    а) Американская модель                                                       

    б) Японская модель                                                               

10.  Проблема построения рыночной модели Беларуси         28

11. Взгляды на тенденции развития экономических

     систем                                                                                     29

Выводы

Литература

 

 

  


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ