|
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Министерство
образования и науки Украины
Харьковская
государственная академия городского хозяйства
Кафедра экономической теории
Реферат на тему:
Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности
|
Студента 4 курса
факультета Э и П
группы Эпгх-1
Печенежского С. Ю.
|
Харьков -
2004
Содержание
Введение
1.
Внешняя торговая политика
1.1 Протекционизм и фритредерство
1.2 Экспорт и импорт
2. Инструменты торговой политики
2.1 Государственная политика и ГАТТ/ВТО
2.2 Тарифные методы регулирования
2.2.1 Таможенный тариф на импорт
2.2.2 Таможенный тариф на экспорт
2.2.3 Таможенный союз
2.3 Нетарифные методы регулирования
2.3.1 Квотирование
2.3.2
Добровольные экспортные
ограничения
2.3.3
Экспортные субсидии
2.3.4
Демпинг
2.3.5
Международные картели
2.3.6
Экономические санкции
3. Международное движение капиталов.
3.1 Формы вывоза капиталов
3.2 Прямые зарубежные инвестиции
3.3 Оценка последствий использования иностранного капитала
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Международные экономические отношения являются одной
из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические
связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий
они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения
населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно
или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли
внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных
экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы
затрагивают интересы всех государств мира.
К числу важнейших форм мировых экономических отношений
относятся:
— международная торговля товарами и услугами;
— движение капиталов и зарубежных
инвестиций;
— миграция рабочей силы;
— межстрановая кооперация производства; ,
— обмен в области науки и техники;
— валютно-кредитные отношения.
Хотя различные формы международных экономических связей развиваются во
взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет
говорить о них как о составных частях структуры мирового хозяйства. В
структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов,
рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая
система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный
туризм и др.
Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей
силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование
всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой
(морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее значение
для развития мировой экономики приобретает мировая сеть информационных
коммуникаций.
Международный обмен все больше смещается от
материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным,
т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и
управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке
ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Заметно растет их объем и в
международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный»
информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное
знание и т.п. Развитие информационной инфраструктуры зависит от уровня развития
промышленности. Но и конкурентоспособность самой промышленности во все большей
мере определяется информационной составляющей. Информационная ситуация в
стране, подключенность к каналам мировых сетей информационных коммуникаций
стала во многом определять роль и место страны в международном разделении труда
и во всемирном хозяйстве.
1.Внешняя торговая политика
1.1. Протекционизм и фритредерство.
Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и
соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике –
протекционизм и фритредерство (концепция свободной торговли). Сторонники
протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности
своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают,
что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и
импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает
внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.
Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли
характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного
экспортного потенциала. И напротив в периоды экономического спада, ослабления
экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников
протекционизма.
1.2. Экспорт и импорт
Синонимом процветания экономики является высокий экспортный потенциал
страны, производство конкурентоспособной продукции. Но вполне разумное стремление
государства увеличивать экспорт, а не импорт товаров можно рассматривать и как
парадокс — нация сознательно стремится отдавать товары, а не получать их. Не
приводит ли такое стремление к сокращению внутреннего потребления? Влияют ли и
каким образом внешнеэкономические связи на макроэкономическое равновесие национальных
экономик?
В условиях открытой экономики внешние факторы —
экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень
доходов и занятость внутри страны, и следовательно, с помощью внешних факторов
можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортируемые товары
действительно потребляют иностранные граждане, но экспорт дает импульс росту
национального производства, дохода и занятости. Анализируя закрытую экономику,
мы исходим из того, что весь произведенный национальный доход (Y)
расходуется внутри страны на потребление (С), инвестиции (I) и государственные
расходы (G):
Y=С+I+G. (1)
Экспорт действует как составляющая совокупных расходов,
наряду с потреблением (С), инвестициями (I), государственными расходами (G),
т.е. он увеличивает совокупный спрос. Большему объему совокупных расходов
соответствует более высокий уровень равновесного объема производства.
Следовательно, рост экспорта может увеличивать национальный доход. К тому же
эффекту приводят и иностранные инвестиции. Импорт в этой модели рассматривается
как функция национального дохода. Иначе говоря, на товары, которые
импортируются, приходится тратить часть произведенного в стране национального
дохода, стимулируя тем самым производственную активность в другой стране.
Таким образом, импорт, увеличивая количество товаров, приводит к сокращению
расходов на производство внутри страны. Введем экспорт (X) и импорт (М) в
формулу (1):
Y=C+I+G+X-M
(2)
На первый взгляд выводы из этих уравнений для
государственной политики однозначны. В условиях спада производства необходимо
сдерживать импорт и поощрять экспорт. Вывод в целом верный. Однако при этом не
стоит забывать, что экспорт одной страны — это импорт другой. Следовательно,
ориентация всех стран на экспортную экспансию, т.е. в известной степени на
стимулирование собственного производства за счет других стран, вряд ли
осуществимо.
Если импорт страны, согласно теории Кейнса, можно рассматривать
как функцию ее собственного национального дохода, то экспорт предстает как
функция национального дохода других стран. Следовательно, сокращение или
увеличение экспорта обусловлено не только нашим желанием увеличивать его или
уменьшать, но и сокращением или увеличением национального дохода других стран.
Кроме того, желание продавать должно быть подкреплено наличием
конкурентоспособной продукции, необходимо учитывать покупательную способность
партнеров, их желание приобретать вашу продукцию.
С другой стороны, потребность наращивания экспорта
населением ощущается косвенно через нужду в импорте. Государственный контроль
над импортом может лишить внутренний рынок многих потребительских товаров,
снизить уровень потребления в стране. В условиях экспортной экспансии, когда
позиции на внешних рынках только завоевываются и конкурентоспособную продукцию
стараются экспортировать, приходится подчас мириться с преобладанием на внутреннем
рынке товаров неконкурентоспособных национальных производств.
И наконец, как уже отмечалось, путь всемерного
поощрения экспорта может способствовать подъему экономики и повышению
благосостояния населения при условии, что средства, получаемые от экспорта,
идут не на поддержание отсталых производств, а на структурную перестройку
экономики с учетом долгосрочных структурных сдвигов в мировом хозяйстве с тем,
чтобы страна могла занять более достойное место в системе международного
разделения труда и использовать его преимущества с большей выгодой для себя.
При оценке экономического состояния общества возникает
необходимость в выявлении соотношения между импортом и экспортом страны. Это
соотношение определяется при составлении платежного баланса страны, составной
частью которого является торговый баланс. Здесь отметим, что обобщающим
показателем платежного баланса является его сальдо — разница между импортными
и экспортными его статьями. Превышение импорта из других стран над собственным
экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и может привести к
неприятным экономическим последствиям, например, внешнеторговому дефициту. Для
оплаты последнего страна вынуждена делать долги. Для погашения долгов чаще
всего приходится уменьшать внутренне потребление.
2. Инструменты торговой политики
Внешнеэкономическая политика — это деятельность,
регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей
принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего
фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических
отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.
Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного
хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой
из центра экономикой.
Развитие
инструментов регулирования внешнеэкономических связей шло как на национальном,
так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере
предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договоренностей,
определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться
договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы,
содержащие общепринятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать
влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при
реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно
актуально для России, в которой происходит болезненный процесс приспособления к
универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.
2.1. Государственная торговая политика и ГАТТ/ВТО
В сфере торгового обмена международные режимы
вырабатываются прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и
торговле (ГАТТ) — международной организации, дейст вующей на базе
многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли.
ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа,
проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся
протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне,
способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и
через регламентацию действий правительств по регулированию внешнеэкономической
сферы.
С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная
торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является соблюдение
всех договоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947—1993 гг.
Все множество инструментов, которое есть в
распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности,
можно условно разделить на три большие группы:
— таможенные тарифы;
— нетарифные ограничения;
— формы стимулирования экспорта.
Уже из названия явствует, что все они имеют изначально
протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту
направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств,
господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и
действующих международных правил. Это касается и такой важнейшей составной
части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное
регулирование.
2.2. Тарифные методы регулирования.
2.2.1. Таможенный тариф на импорт.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли
является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный
денежный сбор с ввозимых товаров , пропускаемых черех границу страны под
контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного
товара поднимается выше мировой цены.
Существуют два основных вида таможенных пошлин:
специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде
фиксированной суммы с еденицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.)
Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной строимости
товара.
Таможенный тариф в уэком смысле представляет собой
перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной
к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной
наменклатурой внешнеэкономической деятельности.
На величину
импортной пошлины возрастают издержки производителя, а следовательно, и цена,
по которой импортер будет продавать свой товар.
Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается
в первую очередь на потребителях
Местные производители при введении импортных пошлин
могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж.
Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и
вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного.
Данная ситуация приводит к менее эффективному использованию
ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене
позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е. происходит
перетягивание ресурсов в менее эффективные отрасли.
Однако интерес производителей в защитных пошлинах организационно
значительно легче отстоять, чем интерес потребителей. Кроме того, в качестве
выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение
расходов потребителя увеличивает доходы государства.
Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены
на импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными
производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост
издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и
сокращение производства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения
налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.
Использование таможенных пошлин, как и всех торговых
инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую
ситуацию.
Итак, с точки зрения целевой направленности можно говорить
о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер
тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину,
поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его
конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.
Цель фискальных пошлин — преимущественно обеспечение
государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно
выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как
правило, они бывают не очень высокими.
Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида
пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно
используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые
— в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении
режима наибольшего благоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин
(преференциальные) — обычно используются при импорте товаров из развивающихся
стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует общая система преференций, куда входят
преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран.
В послевоенный период внешнеторговые отношения стран
регулировались главным образом путем взаимного уменьшения таможенных пошлин.
Это направление представлялось главным в регулировании международной торговли.
Так, уровень таможенного обложения являлся главным предметом обсуждения на
всех семи турах многосторонних переговоров, проведенных в рамках ГАТТ. В
результате за прошедший период удалось снизить уровень таможенного обложения
более чем на 3/4. В настоящее время средний уровень ставок тарифов развитых
стран около 6%, развивающихся — 30—40%, при этом на отдельные товары пошлины
могут колебаться в значительно более широких пределах.
2.2.2. Тариф на экспорт.
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть
целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под
административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового,
путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае
ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для
поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения
избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть
заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения
доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся
страны и страны с переходно экономикой. Промышленные развитые страны используют
их редко, а в США налогооблажения экспорта запрещено конституцией.
2.2.3. Таможенный союз.
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней
торговли является координатция таможенной политики между странами путем
создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны
свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в
торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по
отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлиную
торговлю между странами – участницами союза, но и установлление единого
внешнего таможенного тарифа.
В настоящее время в мире насчитывается более 30
различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство
которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее
развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых
этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.
2.3. Нетарифные методы
регулирования
По сравнению с тарифными методами, наиболее
расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности
являются нетарифные ограничения.Они представляют не меньшую угрозу
либерализации торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают
свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные
методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
2.3.1.
Квотирование
Наиболее распространенной формой
нетарифного ограничения является квота, или контенгент. Квотирование
(контенгирование) представляет собой ограничение в количественном или
стоимостном выражении обьема продукции, разрешенной к ввозу в страну
(импортная квота) или вывозу из страны ( экспортная квота ) за определенный
период.
Как правило, квотируется импорт товаров и квота
выполняет роль, подобную протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению
конкуренции на внутреннем рынке.
К нетарифным барьерам можно отнести также государственную
монополию как исключительное право государства на осуществление определенных
видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы,
национальные стандарты и т.п.
Государственное воздействие распространяется и на
регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно
обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации
иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например,
через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных
предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие
национальных кадров в управлении, доступность информации и т.й.
Как правило, квотирование внешней
торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает
лицензии на импорт или экспорт ограниченного обьема продукции и одновременно
запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и
самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда,
например государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары
без ограничения или только из указанных стран ( так называемая генеральная
лицензия).
Существует также практика автоматического лицензирования, когда для
ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что
позволяет государству осуществить наблюдение за торговлей этими товарами и в
случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. В настоящее время
положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить полные ограничения импорта в случае резкого
неравновесного баланса.
2.3.2. Добровольные экспортные ограничения
Широкое распространение получила особая форма
количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения,
когда страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут
на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле
такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными : они
вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием
угроз приминить более жесткие протекционисткие меры ( например, возбудить
антидемпинговое расследование ). В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена
задача отмена добровольных экспортных ограничений к 2000-му году.
2.3.3.
Экспортные субсидии
В особую группу мер, которые использует государство,
регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый
активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.
Для защиты национальных производителей государство может не только
ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования
отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы
финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения
вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают
возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на
внутреннем.
Экспортные субсидии могут быть прямыми ( выплата
дотации производителю при его выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем
льготного налогооблажения, кредитования, страхования и т.п.).
Среди них можно отметить: льготное государственное
кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита),
государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование
экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также
различные формы информационного и организационного содействия экспорту
продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической
информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры,
организации ярмарок и выставок и т.п.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение
экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим
странам разрешено принимать ответные меры путем взимания компенсационных
импортных пошлин.
2.3.4.
Демпинг
Распространенной формой конкурентной борьбы на
мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на
зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене
ниже цены аналогичного товара на внутреннем рыне страны-экспортера. Демпинг
может являться , во-первых, следствием государственной внешней политики, когда
экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично
монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер,
которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном
спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном
рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем
снижения цены и расширения обьема продаж. Такого рода дискриминация в ценах
возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен
внутреннего и внешнего рынка путем перепродажы товара из-за высоких транспортных
расходов или установленных государством ограничений торговли.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты
от демпинга государство-импортер может вводит антидемпинговые пошлины, чему
должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого
факта демпинга и ущерба от него.
2.3.5.
Международные картели
Еще одной
формой внешне торговой политики, связанной с монополизацией рынка, является
международные картели – монополистические обьединения экспортеров, которые
путем обеспечения контроля за обьемами производства ограничивают конкуренцию
между продавцами с целью установления выгодных цен. Такого рода картели
создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельско хозяйственных товаров,
характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным числом
продавцов.
2.3.6. Экономические санкции
Крайней
формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические
санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в
какую-либо страну или вывоза из какой –либо страны товаров. Страна вводит
эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам.
Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить
коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.
Рассмотренныее
методы и формы государственного регулирования лишь некоторых основных
инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше.
В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые
технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при
котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при
помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных
ограничений и др.
3. Международное движение капиталов
С появлением машинного производства специфика международного
разделения труда начинает испытывать на себе все возрастающее влияние
международного движения капиталов, которое, в самом общем виде, можно
определить как движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в
страну. Вывоз капитала осуществляется как в предпринимательской форме
(портфельные и прямые инвестиции в предприятия различных отраслей), так и в
ссудной (в виде займов). В условиях, когда международная конкурентоспособность
во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических
изменений, усиливается значение вывоза капитала. Заемщики получают средства для
инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или
акции, которые гарантируют им получение процентов или дивидендов в будущем.
3.1. Формы вывоза капиталов.
Многообразные формы вывоза капитала — прямые частные
инвестиции, государственные займы, кредиты международных финансовых организаций
— стали важнейшей движущей силой, развивающей и углубляющей мирохозяйственные
связи. При этом подходы к оценке этого явления весьма неоднозначны — от конкуренции
между странами за получение иностранного капитала и технологий до прямого
ограничения иностранных инвестиций из опасений подрыва контроля над
национальной экономикой. Подобная неоднозначность оценок характерна как для
стран, принимающих капитал, так и для вывозящих. В экономической теории при
оценке выгод международного кредитования отмечается, что движение капитала в
поисках высокой нормы дохода, прибыльных сфер инвестиций приводит к более
производительному использованию капитала и обеспечивает более высокий уровень
дохода не только для индивидуальных держателей капитала, но и для мира в
целом, ведет в конечном счете к увеличению мирового прдукта.
3.2. Прямые зарубежные инвестиции.
Среди форм международного движения капитала наиболее
эффективным признается его движение в предпринимательской форме, в частности,
прямые зарубежные инвестиции. Их осуществляют как фирмы, имеющие национальную
принадлежность, так и многонациональные фирмы.
Прямые и портфельные инвестиции — это приобретение
акций или кредитование зарубежных предприятий. При портфельных инвестициях
предприятие не принадлежит инвестору и неподконтрольно ему. Прямые зарубежные
инвестиции имеют место, когда предприятия находятся в значительной степени в
собственности инвестора или инвестор имеет возможность контролировать
деятельность зарубежного предприятия. Такой контроль предполагает использование
управленческого опыта, торговой марки, технологий, знание рынка, что дает
значительные экономические преимущества фирмам, созданным на основе прямых
инвестиций.
Если для первой половины XX в. традиционными направлениями
потоков капитала были развивающиеся страны, то последние десятилетия
характеризуются усилением взаимного переплетения капиталов развитых стран.
Среднегодовые темпы роста прямых зарубежных инвестиций в развитых странах
превышают темпы роста ВНП и товарного экспорта. В настоящее время во Франции и
Англии за счет иностранных инвестиций производится одна пятая всей продукции
обрабатывающей промышленности, в Италии — четверть, в ФРГ — около одной трети.
Англия и США, которые традиционно были крупнейшими экспортерами капитала,
теперь выступают как главные его импортеры.
Среди сравнительно новых тенденций, проявившихся в сфере
международного движения капитала, наряду с ростом притока инвестиций в развитые
страны и относительным сокращением в развивающиеся можно отметить превращение
ряда развитых стран из ведущих экспортеров капитала в его импортеров,
превращение в инвесторов капитала ряда развивающихся стран, рост активности
зарубежных компаний в странах Европейского сообщества в преддверии
возникновения в нем интегрированного внутреннего рынка, рост иностранных
инвестиций в страны Восточной Европы и в нашу страну.
Устойчивая тенденция роста вывоза капитала, углубляя
международное разделение труда, отражает объективные потребности развития
производительных сил в условиях НТР. Рамки внутренних рынков становятся узкими
для эффективного ведения производства. Особенно это касается технологически
сложной наукоемкой продукции передовых отраслей, ведение которых зачастую
невозможно без международной кооперации. Так, стремительный прогресс в сфере
производства компьютеров привел к тому, что изделия устаревают в течение
двух-трех лет. Эффективным является массовое производство, с учетом
индивидуальных потребностей, отсюда стратегия фирм, работающих в
высококонцентрированных отраслях (например в автомобильной промышленности) и в
отраслях высокой технологии, ориентирована не на национальные или региональные
масштабы, а на мировое экономическое пространство.
Экспорт капитала способствует появлению таких новых
форм международных экономических связей как долгосрочная аренда оборудования
(лизинг), субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ
(инжиниринг), технологических, финансовых и других услуг. Новые формы в
известной мере отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов
на территории тех или иных государств от владения полного или частичного к
контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, бытовых,
информационных услуг. Отражают они и разницу в стратегических намерениях
партнеров: для одних — это достижение мирового лидерства, для других — преодоление
отставания.
3.3. Оценка последствий использования
иностранного капитала.
Однако следует отметить, что в подходе к оценке
последствий прямых зарубежных инвестиций и в странах базирования (из которых
идет отток капитала), и в странах принимающих (куда направляется капитал)
существует большой разброс мнений.
В публичных дискуссиях в странах, принимающих
капитал, преобладает тема национальной экономической безопасности. Причем ее
обыгрывают и сторонники и противники прямых зарубежных инвестиций. Так, если
первые расценят открытие зарубежной фирмы как появление новых рабочих мест, то
вторые заявят о выкачивании средств из страны и эксплуатации местного
населения иностранным капиталом.
На более конкретный уровень
оценка выгод и потерь в отношении страны в целом к иностранному капиталу
переходит тогда, когда речь идет о налогообложении. Направление потоков
капитала, кроме всего прочего, связано с поиском мест, обеспечивающих
наименьшие издержки производства и низкий уровень налогообложения.
Правительства стран, желающих привлечь иностранный капитал, предоставляют для
него специальные налоговые льготы. Страны базирования могут вводить дополнительные
налоги для регулирования оттока инвестиций или для получения выигрыша от дохода
на инвестиции своих граждан.
Как уже отмечалось, прямые
зарубежные инвестиции могут давать так называемые положительные побочные
технологические и кадровые преимущества принимающим странам. Вывоз
предпринимательского капитала — это организация компанией экспортером
производства на территории данной страны, использование современного
оборудования и технологий. Это подготовка и обучение рабочей силы, усиление
конкурентного давления на местных производителей. И неудивительно, что государства,
особенно экономически отсталые, проводя «политику открытых дверей» для
иностранного капитала, рассматривают ее как шанс на собственный экономический
прорыв.
.
Заключение
Важность
разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной
порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения
государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в
частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в
надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам
и трудностям в трансформационном процессе.
На деле,
роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике
возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство во
внешнеэкономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения
сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в
переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой
будущей системы.
Список использованных источников
1. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения.
Учеб. пособие –М.: Финансы и статистика, 1996.
2.
Глобальные процессы и
перспективы взаимодействия России и третьего мира.-М.: ИМЭМО РАН, 1994.
3.
Грабошников В. Направления
нвестиционныхпотоков.Проекты, решения, проблемы. // Инвестиции в Россию, 1998 ,
№ 3.
4.
Давыдов О. Присоединение
России к ГАТТ/ВТО – новый этап в освоении мировых рынков.//Внешняя торговля,
1996, №1-2.
5.
Документы. Регулирование внешнеторговой деятельности.
Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности». // Внешняя торговля, 1996, №1-3.
6.
Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория :
Учебник. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 640 с.
7.
Комаров В. Мировой
инвестиционный прогресс. Региональные тенденции.//Инвестиции в Россию,1998,№1.
8.
Лившиц А.Я. Введение в
рыночную экономику.-М.: ТПК «Квадрат», 1991.
9.
Макконелл К., Брю С. Экономикс: Принципы , проблемы
и политика. В 2-х т.- М.: Республика, 1992.
10. Основы внешнеэкономических знаний: Учеб. / Под ред. И.П. Фламинского. –
М.: Международные отношения, 1992.
11.
Основы экономической
теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. –М.: Изд-во МГТУ им. Баумана,
1996.
12.
Присоединие к ВТО и
интересы России.// Внешняя торговля, 1998, № 1-3.
13.
Руцкой А.В. Курская
инвстиционная реальность. // Инвестиции в Россию, 1998 , № 3.
14. Справочник. Внешнеэкономический бизнес в России : справ. / Под ред.
И.П. Фламинского. – М.: Республика, 1997.
15.
Холопов А. Внешнеторговая
политика: тарифные методы регулирования международной торговли.// Мировая
экономика и международные отношения, 1997, №11.
16. Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования
международной торговли.// Мировая экономика и международные отношения, 1997,
№12.
17.
Экономика. Учебник / Под
ред. А.С. Булатова.-М.: Изд-во БЕК, 1994.
|