|
|||||||||||||||||||||
При этом, однако, большинство этих вкладов принадлежало не частным лицам и частнокапиталистическим учреждениям, а 75% вкладов, до 94 млн. ф. ст., составляли казенные суммы различных государственных учреждений и государственного казначейства. Это свидетельствовало о подавляющем значении государственных кредитно-финансовых операций. Государственный банк России получал от этих операций значительную коммерческую прибыль, достигавшую в 1908-1912 годах до 28-42 млн. руб. в год. Но еще более важным для государственной кредитной и финансовой политики явилось то обстоятельство, что в связи с таким развитием государственных кредитных операций Государственного банка России, как центральный кредитный и эмиссионный орган и вся складывавшаяся вокруг него кредитная система, находившаяся в зависимости от Государственного банка, имели решающее влияние на всю финансовую жизнь страны и крупной промышленности. Из указанной общей суммы учетно-ссудных операций в 1 072 млн. руб., то есть около половины, было ссужено другим кредитным учреждениям.[3] ГЛАВА 2КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКАСоответствующие коммерческому профилю Государственного банка России операции развертывались медленно. Это было связанно с тем, что на Государственный банк была возложена обязанность погашения долгов старых (казенных) кредитных учреждений, на что уходила большая часть банковских ресурсов. Выплата долгов была закончена только к 1890-и годам. Значительная часть ресурсов в 1860-1870-е годы поглощала также поддержка предприятий финансово маломощных, с трудом вписывающихся в становление рыночной экономики – металлургических заводов Урала, принадлежавших старой феодальной знати, потерпевших неудачу железнодорожных обществ и особенно главной социальной опоры самодержавия – помещиков. Всем этим привилегированным заемщикам систематически выплачивались т.н. неуставные ссуды, не предусмотренные правилами Государственного банка России и предоставлявшиеся просто по личным запискам императора. Только с 1890-х годов начался поворот в деятельности Государственного банка. В 1892 году была создана специальная комиссия для пересмотра устава и вообще всей деятельности банка. По настоянию председателя комиссии, только что занявшего пост министра финансов С. Ю. Витте, эта деятельность должна была быть повернута к нуждам капиталистического хозяйства. Решение комиссии, соответствующее общей направленности народнохозяйственного развития, сыграло свою роль. В последнем десятилетии XIX века главное место в деятельности Государственного банка России занимают вексельные и подтоварные кредиты, кредит под ценные бумаги, промышленный кредит, поддержка экспортных операций, прежде всего хлебного вывоза. Государственный банк России стал функционировать как крупнейший коммерческий банк России. Это не исключило, однако, прежней практики вне уставных ссуд и систематического финансирования дворянского землевладения. УЧРЕЖДЕНИЯ ПОЗЕМЕЛЬНОГО (ДОЛГОСРОЧНОГО) КРЕДИТАКрестьянский земельный банк был учрежден в 1882 году с целью облегчить крестьянам увеличение наделов покупкою земель. Операции проводимые банком: - ссуды под покупаемые крестьянами земли - ссуды под земли купленные крестьянами без содействия банка, для погашения долгов Ссуды выдавались: сельским обществам, товариществам крестьян и отдельным крестьянам. Развитие капитализма вело к переходу земельной собственности от дворянства к деревенской буржуазии; Крестьянский банк, выдавая ссуды крестьянам на покупку земли, помогал дворянству на выгодных условиях продать свою землю. В целях поддержания помещичьего хозяйства царской России «для выдачи ссуд потомственным дворянам под залог земельной собственности» в 1885 году был создан Дворянский земельный банк. Банк пользовался особым покровительством правительства: так, оно приняло на государство убытки этого банка, снизило в 1897 году размер процента по ссудам Дворянского банка, разрешило причислить к капитальному долгу недоимки дворян по полученным ссудам.Дворянский и Крестьянский банки, особенно в связи с реформой Столыпина, являлись мощным аппаратом мобилизации землевладельческих капиталов и привлечения их на финансирование промышленности и на развитие торгово-промышленного оборота. Как видно в таблице, количество земли, купленной через Крестьянский банк значительно увеличилось, за исключением пятилетия (1891-1895 годы), на которое приходится год сильного неурожая, отразившегося очень жестоко на сельском хозяйстве.
ПОКУПКА КРЕСТЬЯНАМИ ЗЕМЛИ ЧЕРЕЗ КРЕСТЬЯНСКИЙ БАНК ЗА 1883-1900 ГОДА[4]
| |||||||||||||||||||||
ГОДЫ |
ЧИСЛО ССУД |
КОЛИЧЕСТВО ДЕСЯТИН ЗЕМЛИ |
|||||||||||||||||||
1883-1885 |
1 941 |
546 286 |
|||||||||||||||||||
1886-1890 |
5 426 |
1 033 116 |
|||||||||||||||||||
1891-1895 |
7 558 |
832 463 |
|||||||||||||||||||
1896-1900 |
19 878 |
2 689 953 |
В результате столыпинской реформы только за 1906-1907 года помещиками было продано через Крестьянский банк земли на сумму 283 млн. руб., а за десятилетие 1906-1915 года – на сумму 465 млн. руб. Кроме того, задолженность дворянского землевладения через Дворянский банк увеличилась за время 1909-1015 года с 636 млн. руб. до 869 млн. руб., то есть на 233 млн. руб. Всего через два государственных земельных банка было мобилизовано путем продажи и залога земли за 2-3 года свыше 500 млн. руб. Конечно, далеко не все эти суммы пошли на производительные цели и на промышленные инвестиции, но все же значительная часть их была в той или иной форме вложена в промышленность, явившись одним из побудительных толчков к оживлению промышленности и к повышательной коньюктуре 1909-1913 годов.
В то же время на основе нового, столыпинского законодательства и с помощью того же Крестьянского банка до 1,2 млн. крестьянских дворов за время 1908-1915 годов продали свою надельную землю в количестве 3,9 млн. десятин на сумму 445 млн. руб. и тогда же свыше 2 млн. домохозяев окончательно вышли из общины. Таким образом, Крестьянский и Дворянский банки явились в период 1908-1915 годов мощным орудием классовой политики в деле капиталистической мобилизации земли. Все это сильнейшим образом способствовало укреплению капиталистических элементов крестьянского хозяйства, усилению его товарности, увеличению его товарности, увеличению спроса на продукты промышленности и также явилось одним из моментов промышленного оживления 1909-1913 годов.
ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА РОССИИ
Нормальное денежное обращение – весьма важная предпосылка успешного развития хозяйства. Реформой Канкрина 1839-1843 годов были изъяты из обращения ассигнации и выпущены т.н. кредитные билеты. Формально реформа установила серебряный монометаллизм, поскольку серебряный рубль был объявлен основой денежной системы России.
В дальнейшем наряду со свободной чеканкой серебра происходила свободная чеканка и золота; кредитные же билеты разменивались на золото и на серебро. Поэтому в действительности этого монометаллизма не существовало. В конце 40-х годов начались значительные колебания денежного курса, а начавшаяся Крымская война привела по существу к краху денежной системы, установленной реформой 1839-1843 годов, поскольку размен кредитных билетов на золото и серебро был прекращен; цены возросли, и в 1854 году был запрещен вывоз золота за границу. Кредитные билеты, несмотря на попытки восстановления их размена, в силу своего обесценения вытесняли из обращения металлическую монету. Таким образом, накануне и в период крестьянской реформы Россия имела расстроенное денежное обращение.
Развивавшемуся капитализму требовалось устойчивое денежное обращение, без которого трудно было получать займы за границей, без которых не мог быть организован капиталистический кредит. Отсутствие твердой валюты затрудняло прилив иностранного капитала в Россию. В 1862 году правительство разрешило размен кредитных билетов на золото и серебро, однако, он был отменен уже в конце следующего года.
Полученный Россией перед введением размена иностранный заем в 85 млн. руб. был лишь наполовину употреблен на увеличение разменного фонда, около же половины ушло на покрытие дефицита бюджета. В 1863 году ухудшился и торговый баланс, что также увеличивало предъявление кредитных билетов к размену. Политическое состояние страны также не благоприятствовало успешному проведению реформы: многочисленные крестьянские восстания, польское восстание и т.д.
Таким образом, хотя количество кредитных билетов в обращении в результате реформы несколько уменьшилось, но она закончилась провалом и своим результатом имела уменьшение разменного фонда и увеличение внешней задолженности. Курс кредитного рубля упал. Правительство, вводя размен кредитных билетов на золото и серебро, не провело минимальных предварительных условий, обеспечивающих успешное его осуществление, за исключением получения внешнего займа, большая часть которого пошла не на увеличение разменного фонда, а на покрытие дефицитов бюджета.
Что касается оздоровления денежной системы, то в 1860-1870-е годы Государственный банк не способствовал решению этой задачи, ибо его функции сводились лишь к обмену ветхих и поврежденных кредитных билетов и к постоянным выпускам их новых партий опять-таки для покрытия бюджетного дефицита.
Металлическое покрытие кредитного рубля составляло в 1862 году 11,2%, в 1863 году – 11,6%, а уже в 1864 году – 8,7%. Движение денежной бумажной массы не испытывало особенных изменений в дальнейшем вплоть до начала русско-турецкой войны 1877-1878 годов: в 1865 году находилось в обращении кредитных билетов на сумму 679 млн. руб., а в 1876 году- 797 млн. руб., то есть за 11 лет увеличилось на 118 млн. руб., или почти на 17%. Начавшаяся война против Турции потребовала больших расходов и стоила России больше 1 млрд. руб. Царское правительство было вынуждено выпустить кредитных билетов в течение двух лет на колоссальную сумму по тому времени – на 398 млн. руб. Чрезмерный выпуск бумажных денег понижал стоимость, представляемую бумажными деньгами, а уменьшение последней усиливало потребность в выпуске новых денежных знаков, поскольку обесцененные денежные знаки не могли нормально обслужить процесс обращения товаров. Общее количество кредитных билетов равнялось в начале 1879 году 1 188,1 млн. руб.; металлическое покрытие составляло только 12,4% против 28,8% в 1876 году (см. таблицу). Курс кредитного рубля составлял в золотых копейках на 1 января 1878 года 69,1 коп.
ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ВЫПУЩЕННЫХ КРЕДИТНЫХ БИЛЕТОВ И РАЗМЕННОГО ФОНДА С 1862 ПО 1897 ГОД[5]
Годы
Весь разменный фонд (руб.)
кол-во выпущенных кредитных билетов (руб.)
процентное отношение металлической части разменного фонда к кол-ву кредитных билетов
1862
97 338 186
713 596 178
11,2
1867
81 077 017
709 044 046
8,1
1872
158 127 645
772 914 040
20,2
1877
180 535 803
790 022 025
18,9
1882
171 472 495
1 133 515 125
15,1
1887
171 472 496
1 046 433 349
16,4
1892
286 505 032
1 121 295 384
25,6
1897
500 000 000
1 121 281 634
44,6
Как видно из таблицы, разменный фонд, начиная с 1876 года, уменьшался под влиянием различных манипуляций правительства, направленных на поддержание курса рубля.
Повышение курса было весьма незначительное и непродолжительное, а, в конечном счете, Государственный банк России прекратил выплату по иностранным векселям золота и серебра. Помещики как должники государства и банков выигрывали от падения курса рубля. При падающей валюте помещики-экспортеры получали за вырученное золото за границей большее количество бумажных денег в России. Казначейство иногда принимало специальные меры к снижению курса рубля, чтобы дать экспортерам сельскохозяйственных товаров премию. Против реформы и упорядочения денежного обращения возражала также часть всевозможных спекулянтов, поскольку они теряли весьма выгодный объект спекуляции – кредитный рубль, дававший огромные прибыли. Однако капиталистическое развитие требовало создания соответствующей денежной системы.
Делаются попытки изъять из обращения кредитные билеты: в 1883 году – 30 млн. руб., в 1884 году - 30 млн. и в 1885 году - 27 млн. руб., а всего было изъято 87 млн. руб. Ставилась задача: уменьшая количество кредитных рублей, довести бумажный рубль до паритета. После этого в течение 6 лет денежная масса остается без изменений; увеличение числа кредитных билетов произошло лишь в голодные 90-е годы. Реформа денежного обращения, то есть установление денежного обращения, основанного на золоте, становилась все более необходимой, тем более что в таких странах, как Англия, Франция и Германия, она была уже проведена. Но для проведения денежной реформы, для размена кредитных билетов – бумажных денег – на золото необходимо было иметь громадный золотой запас; к созданию этого золотого запаса и было вынуждено приступить правительство. Как мы видели выше, с 1882 по 1899 года торговый баланс России был активен; всячески усиливался экспорт и в первую очередь экспорт хлеба, в организации которого активную роль играл и Государственный банк; вместе с тем сдерживался, и в первую очередь высокими пошлинами, импорт товаров. В итоге не только активен был торговый баланс, но за 1881-1897 года был активен и платежный баланс. Были приняты меры к ликвидации дефицитов бюджета, в частности путем усиления налогового обложения трудящегося населения. На увеличение золотого запаса в стране оказало известное влияние форсирование добычи золота и особенно внешние займы: внешний долг России возрос за время с 1893 по 1898 год на 1 млрд. руб. с лишним. Наконец, в системе мероприятий по подготовке реформы имела значение и девизная политика правительства.
Все это позволило накопить Государственному банку к 1897 году 1 095 млн. руб., то есть сумму, почти равную количеству кредитных билетов, находившихся в обращении. После некоторых предварительных мероприятий (разрешение сделок на золото, разрешение Государственному банку России продавать и покупать золотую монету) была проведена в годы промышленного подъема денежная реформа, установившая систему золотого монометаллизма. Фактически была проведена девальвация рубля. Кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 коп. золотом, то есть по фактически установившемуся в то время курсу. Золотой рубль содержал 17,434 доли чистого золота. Реформа, таким образом, содействовала уменьшению на одну треть внутреннего государственного долга, но, с другой стороны, ее проведение было сопряжено с получением из-за границы в форме займов огромной массы золота, увеличившей, естественно задолженность правительства.
На основе денежной реформы Государственному банку было предоставлено право эмиссии банкнот. Закон о выпуске кредитных билетов и о золотом покрытии предоставлял Государственному банку России право выпускать кредитные билеты в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения под обеспечение золотом; сумма золота, обеспечивающего билеты, должна была быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышала 600 млн. руб. Кредитные билеты, находившиеся в обращении и составлявшие свыше 600 млн. руб., должны были быть обеспечены золотом рубль на рубль. Следовательно, Государственному банку было предоставлено право выпускать кредитные билеты, не покрытые золотом, в пределах 300 млн. руб. Выпущенные Государственным банком кредитные билеты должны были обмениваться им на золото. В итоге реформы денежное обращение России складывалось из золотых монет, кредитных билетов, из серебряной и мелкой медной монеты.
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ РОССИИ В 1897-1899 ГОДАХ[6]
(в млн. руб.)
1897 ГОД
1899 ГОД
ЗОЛОТО
137
436
642
ВЫСОКОПРБНОЕ СЕРЕБРО
75
122
144
КРЕДИТНЫЕ БИЛЕТЫ
928
691
518
ВСЕГО
1 140
1 249
1 304
Удельный вес золотых монет в структуре денежного обращения в первые годы после реформы значительно повысился, в то время как удельный вес банкнот снизился.
Введение твердой валюты и золотого монометаллизма способствовало дальнейшему развитию капитализма в нашей стране, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, развитию кредитной системы, приливу иностранных капиталов в Россию.
ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА НА 1 АПРЕЛЯ 1899 ГОДА
Актив.
№
Сумма счетов в
С-Петербурге, в конторах и отделениях и в казначействах
1
Касса
275,927,206
2
Беспроцентный долг Гос. Казнач. за кредитные билеты
100,000,000
3
Золото (слитки, монеты)
796,137,176
4
Золото (заграницей)
22,352,118
5
Принадл. банку тратты и переводы
106,601
6
Учетные векселя и др. Срочные бумаги
158,169,548
7
Спец. текущие счета, обеспеченные векселями
2,232,617
8
Спец. текущие счета, обеспеченные % бумагами
16,034,571
9
Ссуды под залог % бумаг
24,682,380
10
Ссуды под залог товаров
19,044,000
11
Ссуды под документы на товары
1,443,000
12
Ссуды сельским хозяевам
9,328,280
13
Ссуды пром. Предприятиям
8,762,606
14
Долг СПб и Моск. Ссудн. Казны
15
% бумаги, принадлежащие банку
30,775,061
16
Суммы по расчетам с Двор. и Кр. Банками и другими правит. учреждениями
6,037,565
17
Расходы банка и разные счеты
9,667,535
18
Счет банка с конторами и отделениями
177,262,225
19
Счет казначейств с конторами и отделениями
37,701,000
1,704,704,588
Пассив.
№
Сумма счетов в
С-Петербурге, в конторах и отделениях и в казначействах
1
660,000,000
2
Депозитные металлические квитанции, выпущенные в обращение
12,845
3
Выданные банком тратты на заграничные места
9,644,377
4
Основной капитал Государственного банка
50,000,000
5
Резервный капитал Государственного банка
3,000,000
6
Капитал на постройку домов для отделений
129,652
7
Вклады срочные
27,518,995
8
Вклады бессрочные
62,675,773
9
Текущие счета:
а) Департамента Гос. Казначейства
326,398,018
б) специальных средств и депозитов
136,521,000
в) правительственных и общественных учреждений
73,902,672
г) частных лиц, кред. Учреждений и торг. – пром. тов.
79,893,458
10
Счет отдела расчетов между железными дорогами
18,989,146
11
Невыплаченные переводы
8,113,717
12
Проценты по операциям
7,843,888
13
Проценты, причитающиеся по вкладам
14,075,974
14
Счет контор и отделений с банком
187,285,000
15
Счет контор и отделений с казначействами
38,800,068
ИТОГО
1,704,704,588
На первое апреля 1899 года обращение кредитных билетов составляло около 600 миллионов рублей (было выпущено 600 милл., из них 64 находилось в кассе Банка). Это мы можем увидеть, обратясь к пассиву.
Ничто не могло явиться более наглядным показателем успехов достигнутых Россией в области денежного обращения, чем уменьшение суммы обращающихся кредитных билетов, которая в декабре 1896 года составляла еще 1,121 милл. руб. Так как денежное обращение не сократилось, то, следовательно, за это время поступило в обращение по меньшей мере 500 милл. новых золотых рублей.
Обращающимся кредитным билетам соответствовал запас наличности в 980 милл. руб. зол. (статьи 1, 3 и 4 актива). Правда, для точности из ст. 4 актива («золото заграницей») следовало вычесть ст. 3 пассива, к которой относились находящиеся в обращении тратты Государственного банка на его заграничных корреспондентов. Но все же кредитные билеты были покрыты с избытком.
Действительный избыток покрытия был еще больше, так как помимо золота, принадлежащего Государственному банку России и Государственному Казначейству, правительство располагало значительными суммами золота, хранящимися заграницей. Из источников того времени, Государственный банк и Государственное Казначейство в конце 1898 года располагали 1,146 милл. руб. золота.
Существовавшее избыточное покрытие допускало известное приспособление обращения к требованиям торговли, так как Государственный банк мог в случае нужды пустить в обращение вполне покрытые кредитные билеты или же золотые монеты.
Конечно, этим не достигалась эластичность, какая была свойственна банкнотному обращению. Но пока настоящих банкнот не было, чрезвычайное накопление наличности было необходимо для названной цели, хотя и дорого обходилось, так как наличное золото не приносило процентов.
Оборотные средства Государственного банка давали вклады, среди которых преобладали вклады приносящие проценты. Банк платил своим вкладчикам в марте 1898 года 2% по вкладам на текущем счету, 1-3% по вечным вкладам и 1% по онкольным.
Важнейшим вкладчиком являлась казна, кредитор банка по статьям 9 а, б, в пассива (текущие счета). Эти помещения казны давно уже составляли несколько сот миллионов, в балансе они превышают 500 милл. руб.; их минимум, непрерывно приносящий проценты, значительно превышал 100 милл. Поэтому непокрытый беспроцентный 100-миллионный долг казны Банку (ст. 2 пассива) не мог возбуждать опасений. Хотя эта статья служила нерадостным напоминанием о тех временах, когда печатание ассигнаций считалось источником доходов, но эволюция ее в последние годы доказала сильный прогресс в русских финансах. Еще в ноябре 1895 года долг казны Банку, как видно из соответствующего баланса, составлял 671 милл. руб. Кроме того, этому долгу казны Банку надо было противопоставить основной и запасной капитал, вместе составляющие 53 милл., - фонд, который казна давала Банку и, следовательно, вправе была потребовать с него.
Но чем меньшее значение мы придаем долгу казны Банку, тем энергичнее настаиваем на том, что создание оборотных средств насчет приносящих проценты вкладов казны и частных лиц совершенно противоречит сущности кредитного банка. Если Россия хотела иметь настоящий кредитный банк, то такое положение нуждалось в радикальном изменении.
Депозиты в Государственном банке России – наследие прошлого. Сущность прежних государственных кредитных учреждений заключалась в том, чтобы принимать сбережения публики, по возможности удерживать их предложением высоких процентов и употреблять на правительственные нужды. По словам Судейкина, на эти деньги строились крепости, покупались военные припасы.
Такие вклады в банке с целью получения процентов характеризовали собой отсталые народно-хозяйственные уклады, лишенные духа предприимчивости; в 60-х годах в Государственном банке России вклады на 5-10 лет еще были обычным явлением. Позднее стали помещать сбережения в ценные бумаги, да и после краха старых кредитных учреждений их кредиторы были большей частью удовлетворены билетами приносящих проценты государственных займов.
Взглянем теперь на актив баланса. Наряду с векселями и заложенными ценностями в балансе еще и тогда встречались статьи, напоминающие о тех временах, когда Государственный банк был «ипотечным банком и учреждением движимого кредита вместе». Впрочем, эти кредиты землевладельцам, промышленникам, ремесленникам, благотворительным учреждениям и т.д. портили лишь красоту баланса; их сумма была не значительна. При желании финансового ведомства эти статьи со временем могли быть упразднены. Важнее всего в этом, по мнению Герхарда фон Шульце-Геверниц, было то, чтобы и в общественном мнении привился взгляд о несовместимости подобного рода долгосрочных кредитов с задачами Банка. Нельзя также забывать, что кредиты хотя и были неуместны, но все же служили экономически полезным целям.
То же самое относилось и к держанию банком ценных бумаг (ст. 15 актива, сильно уменьшившаяся сравнительно с прежними временами). При слабом развитии частных банков в провинции, Государственный банк России, и особенно его отделения, должен был держать довольно значительный запас ценных бумаг для распространения государственных фондов в обществе (уже по закону 1860 года Государственному банку России разрешалась покупка и продажа ценных бумаг только на сумму, не превышавшую его собственного капитала). Да и по иным основаниям теория вовсе не против умеренного держания центральным банком ценных бумаг.
Статьи 13 и 14 пассива показывали выплачиваемые проценты, ст. 17 актива – расходы на делопроизводстве; статьи 14, 15 пассива подобно 18, 19 актива, имели чисто бухгалтерское значение.
В кратких чертах картина положения русского Государственного банка показывает огромный прогресс, если сравнить его с состоянием всех государственных кредитных учреждений к 1 января 1859 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как было показано выше, деятельность Государственного банка России можно разделить на два этапа: с момента учреждения до начала перерастания в России домонополистического капитализма в империализм (до 90-х годов XIX века) и с начала 90-х годов до 1917 года.
На первом своем этапе Государственный банк не был эмиссионным. Выпускавшиеся им по поручению министерства финансов кредитные билеты являлись не банкнотами, а бумажными деньгами. Главным источником ресурсов банка были привлеченные во вклады и на текущие счета денежные капиталы. Большая часть собственных и привлеченных средств использовалась для нужд казначейства, поддержания государственного кредита и Государственного дворянского земельного банка (в 80-х годах). Через сеть филиалов (89 в 1889-м году) банк стягивал значительную часть денежных капиталов из провинции в Петербург. Учетно-ссудные операции банка и его вложения в ценные бумаги возросли с 76 милл. руб. в срок за 1861-75 до 315 милл. руб. в 80-х годах и почти сравнялся с активами всех акционерных коммерческих банков России.
Деятельность банка в начале второго этапа характеризовалась расширением кредитования хозяйства. По новому уставу 1894-го года Государственному банку было предоставлено право наряду с коммерческими векселями учитывать финансовые векселя, выдавать суммы промышленным предприятиям сроком до 3 лет, кредитовать хлебную торговлю и осуществлять другие операции, несвойственные центральным банкам. С завершением денежной реформы 1895-97 Государственный банк России стал эмиссионным, получив право выпуска кредитных билетов; при этом банк прекратил конкуренцию с частными коммерческими банками за привлечение средств во вклады и на текущие счета. Его средства перестали использоваться на нужды казначейства, наоборот, денежные ресурсы казначейства в виде свободных средств стали оседать на его счетах в Государственном банке. В конце второго этапа отчетливо выявилась тенденция превращения Государственного банка России в «банк банков», эта тенденция, однако, не получила завершения. Значение вкладов и текущих счетов банка снизилось, так как основная их масса стала поступать в коммерческие банки; за 1893-1913 года в Государственный банк они увеличились с 227 милл. руб. до 263 милл. руб. то есть всего на 16%, при этом преобладали текущие счета, а в их составе – счета банков.
В отличие от центральных эмиссионных банков других капиталистических стран Государственный банк России, превратившись в эмиссионный банк, продолжал оставаться и крупнейшим коммерческим банком, осуществлявшим в широких масштабах непосредственное кредитование хозяйства. Еще одно отличие Государственного банка России от других центральных эмиссионных банков состояло в том, что он находился в непосредственном подчинении министерства финансов; он использовался царским правительством для проведения его денежно-кредитной и общеэкономической политики. Особенностью этой экономической политики являлось государственное вмешательство в экономику, проявлявшееся, в частности, в финансировании хозяйства, как из средств казначейства, так и из средств Государственного банка России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобович Б. М. “Экономическая история России 1861-1914”, 1964
2. Боголепов М. И. «Государственный банк и коммерческий кредит», 1914
3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. “Энциклопедический словарь Россия”, 1991
4. Герхард фон Шульце-Геверниц “Очерки общественного хозяйства и экономической политики России”, 1899
5. Гиндин И. Ф. “Банки и экономическая политика в России (XIX-начало XX в.)”, 1994
6. Лященко П. И. “История народного хозяйства СССР”, 1954
7. Судейкин В. «Государственный банк», 1891
8. Хромов П. А. “Экономическое развитие России в XIX-XX веках”, 1973
9. Центральный банк России “Сборник статистики”, 1915
[1] «Россия» энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
[2] The Statist, 1914, May 24, “Deposits of the World’s Great Banks 1880-1913”
[3] Отчет Государственного банка России за 1913 год.
[4] «Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств», 1917
[5] «Денежное обращение в России», 1898
[6] «Отчет Государственного банка за 1916 год», 1917