бесплатные рефераты

Государственный долг и его проблемы

 

Внутренняя политика

Большая доля вины за разразившийся кризис должна быть возложена на внутреннюю экономическую политику. В начале 70-х годов, когда получение кредитов было легким делом, ни банкиры, ни заемщики не уделяли должного внимания тому, как страны-должники использовали предоставленные им кредитные ресурсы. Инвестировались ли они в проекты, сулящие доходы, достаточные для выплаты долга? Или они просто "предались"? Может быть, заемные средства "уплывали" из государства? Выбор направления использования заемных средств во многом определялся внутренней экономической политикой.

 

 

 

Фискальная политика

Доступность внешних кредитов позволила многим правительствам во много раз увеличить расходы, не вводя новых налогов и не прибегая к инфляционному финансированию. Конечно, большие размеры внешнего долга могли поддерживаться только в течение ограниченного периода. Когда в начале 80-х годов приток капитала из-за рубежа внезапно сократился, правительства стран-должников не смогли сократить расходы и увеличить налоговые поступления на величину, достаточную для компенсации этого сокращения. Таким образом, дефицит стал финансироваться не за счет средств других государств, а за счет внутренних источников.

В странах с наибольшей внешней задолженностью (Аргентина, Бразилия, Мексика) долговой кризис был связан главным образом с дефицитов государственного бюджета.

Политика латиноамериканских стран может быть охарактеризована как популистская. Это означает, что правительства пытались заручится поддержкой населения, реализуя крупные государственные программы, даже если у правительства не хватало на это средств.

По-видимому, одной из причин, породившей такую популистскую политику, являлось существенное неравенство доходов в странах Латинской Америки. На одном полюсе находились очень богатые люди, на долю которых приходилась бóльшая часть национального дохода, и, пользуясь своим экономическим могуществом, они оказывали политическое давление на правительство, чтобы избежать больших размеров налогообложения. На другом полюсе находились низшие классы, которые распоряжались лишь незначительной частью национального дохода, но чья огромная доля в общем количестве населения требовала существенных расходов на общественные нужды. Такое соотношение порождает необходимость роста расходов при низкой способности правительства к увеличению налоговых поступлений.

 

 

 

Торговая политика

 Другим существенным отличием стран, попавших в кризис, от стран, его избежавших, являлось их отношение к международной торговле. Страны, которые избежали кризиса, имели более свободные условия для мировой торговли, реалистичные обменные курсы, обеспечивающие прибыльность экспортера, и в целом они следовали политике, стимулировавшей конкурентоспособность экспортного сектора в международном масштабе. 

 

Утечка капитала

Побочным эффектом крупных бюджетных дефицитов и завышенных обменных курсов в странах Латинской Америки явилась широкомасштабная утечка капитала. Это происходит тогда, когда отечественные резиденты конвертируют собственные накопления в иностранную валюту, чтобы хранить их за пределами страны. В экономике с фиксированным обменным курсом и открытым рынком капитала это может быть сделано легально, путем простой конвертации национальной валюты в иностранную. В стране с регулируемым капиталом приходится прибегать к нелегальным средствам (таким, как занижение выручки от экспорта).

Связь между утечкой капитала и бюджетным дефицитом часто бывает непосредственной (существуют и другие причины утечки капитала: например, политическая нестабильность может заставить владельцев богатств переправлять средства за рубеж; кроме того, причиной утечки капитала является стремление уклониться от выплаты налогов). Мы знаем, что при фиксированном обменном курсе попытка правительства финансировать бюджетный дефицит приводит к избытку предложения национальной валюты, находящейся у домашних хозяйств. В свою очередь, домашние хозяйства конвертируют эти средства в иностранную валюту по официальному курсу. Резервы иностранной валюты центрального банка сокращаются, в то время как объемы средств в иностранной валюте у населения растут (если при этом средства перемещаются за границу, то растет и утечка капитала). Утечка капитала возрастет и при ожиданиях будущей девальвации национальной валюты.

 

Проблема иностранного долга и бюджетный кризис

Поскольку основная доля взятых развивающимися странами иностранных кредитов приходилась на государство, долговой кризис имел серьезные последствия для государственного бюджета: правительства оказались между двух огней: с одной стороны, резко и неожиданного возросли затраты на обслуживание внешнего долга, с другой стороны, государства лишились возможности получать иностранные кредиты, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Нужно было или уменьшит бюджетный дефицит, или использовать внутренние средства для  его финансирования.

Бюджетная проблема начала 80-х годов была порождена и другими причинами. Во многих странах торговый баланс значительно ухудшился, что снизило экспортную выручку государственных предприятий, производивших продукцию на экспорт, и сократило налоговые поступления от экспорта. Многие частные фирмы в этот период также  переживали финансовые затруднения, в некоторых странах правительства частично или полностью взяли на себя их долги, что в конечном итоге провело к росту задолженности государственного сектора. Кроме того, как только разразился долговой кризис, реальные обменные курсы резко упали (т.е. цены экспортируемой продукции в терминах неэкспортируемой выросли). Поскольку обслуживание долга осуществлялось в долларах, а налоговые поступления правительства в основном зависели от производства неэкспортируемой продукции, реальное снижение обменного курса значительно усилило бремя обслуживания долга за счет части внутренних налоговых поступлений.

Возможные действия, которые могли бы предпринять правительства, столкнувшись с серьезным бюджетным кризисом, с политической, экономической и социальной точек зрения были малопривлекательными. Расходы государственного сектора были значительно сокращены во всех развивающихся странах. В частности, реальная заработная плата и инвестиции в государственном секторе резко сокращались, создавая большую политическую и социальную напряженность. Были значительно урезаны даже расходы на социальные нужды, что отрицательно сказалось на здоровье и питании людей, особенно беднейших слоев населения; также были снижены расходы на образование.

При росте бюджетного дефицита правительства вынуждены были искать альтернативные источники финансирования. Поскольку внутренние финансовые рынки не могли удовлетворить растущих потребностей государства в кредитах, правительства вынуждены были обратиться к печатанью денег.

Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег подстегивает инфляцию. Таким образом, одним из результатов долгового кризиса явилось распространение инфляции по всему миру.

 

На пути к разрешению долгового кризиса

 Государства-кредиторы в основном были обеспокоены состоянием коммерческих банков. Поэтому они оказывали давление на страны-должники, с тем, чтобы те каждый год выплачивали крупные суммы по обслуживанию долга, даже если это вызывало очень серьезный внутренний экономический кризис в этих странах. Столь простая стратегия привела к существенному положительному сальдо торгового баланса стран-должников - достаточному для осуществления крупных платежей коммерческим банкам, но за ужасную цену. Экономика многих стран-должников полностью развалилась из-за резкого перехода от заимствования к оплате, экономический рост прекратился, во многих странах возникла гиперинфляция за счет тяжелейшего бремени долгов, отяготившего внутренние бюджеты.

В конце 1985 года правительства-кредиторы предложили менее жесткую политику, известную под названием плана Бейкера: страны-должники должны были получить дополнительную финансовую поддержку Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка. В обмен на увеличение финансирования правительства стран-должников обязались проводить долгосрочные реформы под надзором МВФ и Мирового банка.

 

План Брэди

Как только стало ясно, что план Бейкера не решает всей проблемы долгов (простой отсрочки оплаты долгов было недостаточно, требовалось реальное их сокращение), ряд аналитиков начали предлагать альтернативные программы: во-первых, странам должникам необходимо постоянно снижать долговое бремя; во-вторых, масштаб сокращения долгового бремени должен определяться для каждого конкретного случая в отдельности; в-третьих, условия выплаты долга должны быть смягчены только для тех стран, которые готовы следовать радикальным реформам под международным контролем; в-четвертых, коммерческим банкам должна быть предоставлена защита в отношении будущих убытков, если банки согласятся на пересмотр кредитных соглашений в сторону уменьшения долга. Такая защита могла бы быть предоставлена в форме правительственных гарантий по части долга, остающейся после его сокращения.

Почему банки могли пойти на переговоры относительно снижения долга той или иной стране? Основной аргумент заключался в следующем: у банка не оставалось другого выхода, кроме признания того факта, что долги, имеющие колоссальную величину, никогда не смогут быть оплачены в полном объеме. Пытаясь полностью возместить долги, банки могли так дестабилизировать обстановку в стране-должнике, что, в конце концов, сумма полученных выплат оказалась бы меньше той суммы, которую можно было бы получить путем снижения долга в ходе переговоров.

Реализация плана Брэди сдерживалась из-за так называемой проблемы "зайцев". Даже если банки в целом соглашались на сокращение долга, каждый банк в отдельности был заинтересован в минимизации своих потерь. Таким образом, каждый банк надеялся, что другой банк простит бóльшую долю долга, так что самому ему этого делать не придется. Другими словами, каждый банк пытался "проехать бесплатно" за счет других банков. Пока существует проблема "зайцев", объем сокращения долгов по плану Брэди будет слишком малым и запоздавшим для того, чтобы разрешить долговой кризис во многих странах мира.

Однако снижение долгового бремени еще недостаточно для возобновления экономического роста страны-должника. Наряду с этим необходимы большие усилия по перестройке экономике. Такие меры объединяют в две большие группы: реформы государственного сектора и либерализация рынков. Реформа госсектора нацелена на уменьшение степени вмешательства государства в экономику, обычно она включает программу широкой приватизации государственных предприятий. Либерализация означает в основном достижение открытости экономики в торговле с остальным миром, что позволяет улучшить состояние платежного баланса.

4

 
 


Экономическая безопасность

 

 

Врезка 6

Справка

За годы рыночных преобразований экономика России вступила в глубочайший и затяжной экономический кризис, резко ухудшивший уровень благосостояния граждан и ослабивший ее позиции в мировой экономике и политике:

1 - анализ экономических показателей за 1985-95 гг. (период радикального и либерального реформирования экономики России) выявил значительное ухудшение позиций России по индексам роста ВВП, по динамике удельного веса страны в мировом ВВП по паритетам покупательной способности валют.

2 -  темпы роста ВВП зависят от инвестиций. Если для стран Юго-Восточной Азии и Китая был характерен высокий индекс роста инвестиций в ценах 1993 года, то из "весомых" стран сокращение инвестиций (более чем на 50%) наблюдается лишь в бывшем СССР и России.

3 - в 1998 году по размеру внешнего долга Россия заняла третье место в мире после Мексики и Бразилии, а по величине ВВП на душу населения впереди России оказались Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Мексика.

4 - к 1998 году значительно увеличилось количество каналов, втягивающих Россию в функционирование глобальной финансовой системы, что сделало Российскую банковскую систему незащищенной от глобальных финансовых спекулянтов, главной силой которых является американский капитал. Обвал на фондовом рынке в октябре 1997 года вызвал значительное падение цен на высоколиквидные акции ведущих российских компаний.

 

          Также не помешало бы вспомнить, как США представляют будущее России (со слов Бжезинского)

"Потеря территорий не является главной проблемой для России. В этой ситуации российской политической верхушке следует понять, что для России задачей первостепенной важности является модернизация собственного общества, а не тщетные попытки вернуть былой статус мировой державы. Ввиду колоссальных размеров и неоднородности страны, децентрализованная политическая система на основе рыночной экономики скорее всего высвободила бы творческий потенциал народа России и ее богатые природные ресурсы. В свою очередь, такая, в большей степени децентрализованная, Россия была бы не столь восприимчива к призывам объединиться в империю. России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы Европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком, что тем самым ускорило бы развитие самой России."

5

 

 

4

 
В настоящее время слова "экономическая безопасность" стали часто употребляться как для обоснования правильности своей позиции, так и для обозначения надвигающейся катастрофы в экономике, прямо угрожающей безопасности государства. Государство представляет собой политическую организацию людей, живущих на определенной территории. В практической деятельности государство реализует политику, которая выражает интересы господствующей социальной группы или является компромиссом между интересами групп, если таких групп несколько. Исходя из политической стратегии, государство выполняет роль нравственного закона и поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан, создает условия для развития личной инициативы, охраняет законную свободу и собственность каждого.

Введение понятия экономической безопасности государства означает признание примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимость самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития.

Эффективная национальная стратегия - это такая стратегия, которая обеспечивает устойчивое увеличение темпов роста конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.

Специфика климата, природной среды и размещения ресурсов, а также экономической политики государства, ограничивающей мобильность факторов производства за рубеж, определяет существование разницы между международным обменом и обменом внутри одной страны, внутриединого рынка.

Любое государство стремится извлечь максимальную выгоду от международного обмена. Исторический опыт свидетельствует, что при неравномерности экономического развития различных государств, более развитая в экономическом отношении страна стремится воспрепятствовать развитию передовых отраслей производства у более слабых партнеров, сохраняя таким образом источник снабжения дешевым сырьем и рынок сбыта для своих готовых продуктов. Для закрепления существующего международного разделения труда экономически развитая страна поощряет отстающие страны следовать принципу свободы международной торговли, не забывая при этом о защите своего рынка от сильных конкурентов. Наоборот, отстающая страна, пытаясь поддержать неконкурентоспособные производства, обеспечивающие реализацию эффективной национальной стратегии, провозглашает протекционизм, одновременно реализуя принципы  свободной торговли для тех товаров, где ей выгодно.

 

 

Таким образом, мы рассмотрели тему "государственный долг и его последствия"; выяснили, что представляет собой бюджетный дефицит; сколько существует концепций бюджета; выяснили причины роста госдолга; отличие внешнего госдолга от внутреннего; показали, как большой государственный долг может вызвать кризис в экономике и также затронули тему экономической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.       Макроэкономика - глобальный подход (М., издательство "Дело", 1999 г.)

Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б.

 

2.       Экономикс, 13 издание (М., "Инфра-М", 2000 г.)

К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю

 

3.       Основы экономической теории (С-Пб, "Питер", 2000 г.)

У. Базелер, З. Сабов, Й. Хайнрих, В. Кох

 

4.       Государственные экономические стратегии (М., издательство "Деловая книга", 1998 г.)

Е.Н. Ведута

 

5.       Великая шахматная доска (М., 1998 г.)

З. Бжезинский (перевод О.Ю. Уральской, 1998 г.)

 

6.       Экономический журнал "ВШЭ" (М., том 4, № 2, 2000 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*********************

 

 

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 

 

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Тема 13

Государственный долг и его последствия

 

 

 

Руководитель                          *****************************

 

 

Исполнитель                           *****************

Студенческий билет               ***************

Группа                                    *****************

Курс                                        II

 

 

 

 

 

г. Москва                                                                       12 мая 2001 г.

 

 

 

стр. 7 - Вопрос № 1 - Почему и в каких странах находит поддержку позиция                                     ежегодно сбалансированного бюджета

Ответ: Ряд экономистов выступают за принятие ежегодно сбалансированного бюджета. Основание: бюджетный дефицит, с их точки зрения, служит ярким подтверждением политической безответственности. Благодаря дефициту политические деятеля дают возможность обществу пользоваться всеми выгодами правительственных программ, избегая при этом сопутствующих таким программам текущих издержек в виде растущих налогов. Упомянутые экономисты считают, что государственный сектор имеет тенденцию расти больше, чем следовало бы, т.к. противодействие этому росту значительно слабее, когда он финансируется за счет увеличения бюджетного дефицита, а не повышения налогов. Консервативные экономисты и политики хотят добиться такой поправки к законодательству, которая провозгласила бы обязательное принятие сбалансированного бюджета, чтобы замедлить рост госсектора.

 

Источник:  Экономикс, 13-е издание, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю

                   Глава 18, стр. 392

 

 

 

 

стр. 8 - Вопрос № 2 - О каком долге идет речь

Ответ: внутренний долг

 

Источник:  Экономикс, 13-е издание, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю

                   Глава 18, стр. 394

 

 

 

 

стр. 10 - Вопрос № 3 - Какая самая высокая ставка ГКО

Ответ: 150 %

 

Источник:  Макроэкономика, 3-е издание, М.К. Бункина, В.А. Семенов

                    Глава 12, стр. 305

 

 

 

стр. 13 - Вопрос № 4 - Раскрыть механизм, в соответствии с которым                                    "дефицитное финансирование приводит к росту %-ных                                  ставок и сокращению частных инвестиционных расходов"

Ответ: предположим, что экономика находится в состоянии спада, и правительство прибегает к увеличению государственных расходов (строительство шоссейных дорог, создание систем спутниковой связи и т. д.) Для этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену на заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены.

Хотя некоторые экономисты считают, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных расходов, могут улучшить ожидание будущих прибылей у предпринимателей - а значить, инвестиционные расходы не обязательно сократятся - они могут даже увеличиться, хотя ставка %-та возрастет. 

 

Источник:  Экономикс, 13-е издание, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю

                   Глава 18

 

 

стр. 22 - Вопрос № 6 - Каким образом увеличение частных сбережений                                      полностью компенсирует увеличение государственных займов

Ответ: некоторые экономисты выдвигают такую теорию: расходы дефицитного бюджета покрываются равновеликим увеличением частных сбережений. Люди якобы знают, что сегодняшние дефицитные расходы в конечном счете обернутся повышением налогов для них самих или их наследников. Поэтому они увеличивают свои сбережения в преддверии этих более высоких налогов. Бюджетный дефицит - государственное расходование сбережений - вызовет увеличение частных сбережений.

 

Источник:  Экономикс, 13-е издание, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю

                   Глава 18

 

 

 

стр. 11-24 - Вопрос № 8 - Разобрать взаимосвязь: государственный долг -                                 экономический рост

Ответ: Если сравнить государственный долг с гриппом, а государство с больным, то можно предположить следующее: больной (государство) может перенести болезнь в легкой (госдолг не вызовет тяжелых последствий) или тяжелой форме (неплатежеспособность государства)

 

 

Источник:  Экономикс, 13-е издание, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю

                   Глава 18

 

 

 

 

 

стр. 18 - Раскрыть проблему государственного долга Российской Федерации

Ответ:         Внутренний долг представлен государственными ценными бумагами. Операции с ГКО составляли в 1996 г. 87 % от стоимости всех государственных ценных бумаг. На казначейские обязательства и облигации внутреннего валютного займа приходилось около 13 %. В целом продажи ГЦБ составляли в 1996 г. 97,2 % от оборота фондовых бирж.

Внешний долг России можно условно разделить на следующие составляющие: займы международных организаций и реструктурированный долг бывшего СССР; кредиты и займы российских банков; кредиты и займы российских компаний; валютные облигации внутреннего займа

Займы международных организаций

Россия присоединилась к Всемирному банку, Международному валютному фонду и Европейскому банку реконструкции и развития (вместо СССР) в 1992 г. С этого момента и начинается история заимствований нашей страны у этих международных организаций.

Российский портфель займов Всемирного банка можно разбить на 12 разделов: бюджетнозаменяющие реабилитационные займы (14,7 %); секторные займы структурной перестройки (23,3 %); промышленность (большей частью нефтяная), энергетика и строительство (19,6 %); транспорт и связь (12,0 %); жилищно-коммунальное хозяйство (9,0 %); развитие рыночной инфраструктуры (5,0 %); здравоохранение (5,0 %); образования (3,8 %); сельское хозяйство (3,6 %); государственное управление (2,0 %); охрана окружающей среды (1,3 %); социальная политика (0,7 %). Все займы, за исключением реабилитационных и секторных (составляющих почти половину портфеля), являются связанными, т.е. предназначенными для финансирования конкретных проектов, и их средства могут быть использованы только по целевому назначению. Всего же Всемирным банком России было предоставлено 38 займов на общую сумму более 9 млрд. дол. (по состоянию на 01 июля 1998 г.)

 

 

Россия и международные клубы кредиторов

          Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб, коммерческими банками, или Лондонским клубом, и, наконец, коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб. Совокупный долг по этим трем группам составляет почти 70 млрд. долларов.

          Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского клуба, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время.

          После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу  (к тому времени - 108 млрд. долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать свои обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.

          Переговоры с Лондонским клубов были начаты еще в 1991 г. Через два года полномочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были переданы Внешэкономбанку, а еще через два гола он был определен официальным должником перед Лондонским клубом. В 1995 г. во Франкфурте-на-Майне Правительство РФ и члены Банковского консультационного комитета клуба подписали меморандум о согласованных принципах реструктуризации долга бывшего СССР на сумму  32,3 млрд. дол. (основной долг - 24, проценты - 8,3) сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. Решено было реструктурировать  весь долг вне зависимости от даты погашения, и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 91-92, за 93-95, за 96 и 97 гг. В конце 1997 г. Россия подписала с Лондонским клубом и само соглашение о реструктурировании задолженности.

          В соответствии с достигнутыми договоренностями основной долг переоформлен в долгосрочный кредит (25 лет), агентом по которому выступает Bank of America. В частичную оплату процентов по основному долгу банкам-кредиторам выплачено более 3 млрд. дол. Для урегулирования оставшейся процентной задолженности осуществлен выпуск процентных ценных бумаг на сумму свыше 6 млрд. дол.. Эмитентом выступает Внешэкономбанк.

          Интересно, что Россия в списке должников клуба занимает 4 место - после Бразилии, Мексики и Аргентины. Вообще, основные методы решения долговых проблем у клуба следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. В последние годы Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, Бразилии и др. Польше и Болгарии, например, клуб просто списал значительную часть долгов, т.к. соотношение задолженности к экспорту в этих странах превышало  уровень в 600 % (критическая точка - 275 %). Россия реструктурировала свой долг одной из последних. После долгих колебаний было решено, что для нее более перспективно все же не списание задолженности (это возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а ее реструктуризация. На количество реструктуризаций никаких ограничений нет.

          Задолженность России по Парижскому клубу

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран "под перестройку", продолжали действовать, продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялось только за счет средство РФ. В рамках базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18 странами-челнами клуба. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002 г. по 2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей.

Внеклубная задолженность России

Россия взяла на себя обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки задолженности предполагается гасить товарными поставками (Словакия - 1,8 млрд. дол., Венгрия - 480 млн. дол., Республика Корея - 170 млн. дол., Болгария - 100 млн. дол., Польша - 20 млн. дол.)

Наиболее сложной с точки зрения урегулирования до последнего времени оставалась группа долгов - коммерческая задолженность перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира. Российское правительство признала эту группу задолженности позже всех - в октябре 1994 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно погашения им задолженности. Поскольку требования западной системы бухгалтерского учета не допускали "провисания" в течение такого длительного периода на балансе фирм просроченных обязательство, это вынуждало фирмы продавать задолженность про бросовым фенам (15-20 % номинала) или искать пути решения своих проблем в российском Правительстве.

Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба

Большая часть межгосударственных кредитов в этой группе была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах "третьего мира", т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной задолженности (Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия - пять крупнейших должников).

"Умеренно обремененная внешним долгом страна"

Россию принято относить (во всяком случае, так делает МБРР) к "умеренно обреме­ненным внешним долгом странам со средним уровнем валового национального продукта (ВНП) на душу населения".

Очевидно, объясняется это избранными критериями: критическими лимитами, отра­жающими степень тяжести долгового бреме­ни, считаются 80 % для коэффициента "ОВД (обслуживание внешнего долга) / ВНП" или 200 % для коэффициента  "ОВД / экспорт това­ров и услуг (ЭТУ)". Применяются, как извест­но, и другие коэффициенты; "внешний долг / ЭТУ" и "внешний долг / ВЦП"

"Нормой" для коэффициента ОВД/ЭТУ принято считать 20-25% (оценки колеблются).

"Всеобъемлющие" реструктуризации 1995-1997 гг. (соглашения с Лондонским и Париж­ским клубами) должны были в принципе не­сколько улучшить показатели России по ко­эффициенту ОВД/ЭТУ, хотя реструктуризация не уменьшает размер, а лишь отодвигает по времени расчет по внешнему долгу. Кроме того, международная практика учитывает сте­пень экономического развития страны, исходя из того, что один и тот же уровень коэффици­ентов может иметь разную тяжесть для раз­личных стран в зависимости от их экономиче­ского развития

Что касается России, то в ее случае в со­временной обстановке невозможно сопостав­ление внешнего долга и его обслуживания с ВНП ввиду трудностей достоверного исчисле­ния последнего в мировых ценах.

С точки зрения экономической безопасности

Тематика государственного долга и внеш­них заимствований России с точки зрения эко­номической безопасности рассматривалась в 1999 г., в том числе,  Советом Безопасности Российской Федерации. Было, в частности, отмечено, что упомянутые в работе показате­ли долговой зависимости страны — нормы обслуживания долга — превысили пороговое для большинства стран значение в 60 % от ВВП Критическими можно считать и показа­тели внешнего долга к ВВП (110 %) и внешнего долга к экспорту (164 %).

Применение коэффициентов "внешний долг и обслуживание внешнего долга/ЭТУ" показывает, что Россия обременена внешним долгом больше, чем в среднем развивающие­ся страны по первому, но пока находится в лучшем положении, чем они, — по второму показателю

Для определения "безопасного уровня" внешнего долга весьма важны цели, по от­ношению к которым отмеченные коэффициен­ты признаются "критическими". В междуна­родной практике главной целью разработки коэффициентов является нахождение такого их уровня, при котором, выполняя свои пла­тежные обязательства, страна не лишалась бы возможности осуществления импорта, не­обходимого для обеспечения нормального хода ее развития, и не вынуждалась бы при­бегать к снижению ввоза

Импорт России в настоящее время в ре­зультате действия ряда факторов находится на низком уровне, что отражалось до послед­него времени в значительном номинальном размере активного сальдо торгового баланса Восстановление положения в промышленно­сти и начало роста экономики могут привести к резкому росту потребностей в импорте и тем самым еще больше повысить уровень опас­ности ускорения наращивания и без того вы­соких обязательств России как по государст­венному, так и по коммерческому внешнему долгу

Начиная с 1996 г правительством в каче­стве безусловного приоритета была выдвину­та задача наполнения бюджета всеми доступ­ными способами, включая путь увеличения объема внешних и внутренних заимствований, без учета реальных возможностей экономики и наличия налаженных способов регулирова­ния переливов капиталов между секторами рынка. В условиях отсутствия необходимых механизмов для всеобъемлющего анализа текущей финансово-экономической ситуации и прогноза перспектив ее развития, что под­разумевает и наличие отлаженной системы управления государственным внешним и внутренним долгом, такой путь неминуемо приводит к возникновению серьезных диспро­порций и ломке финансовой структуры и, в конечном счете, к кризису системы.

 

 

Источники:         ЭКО № 8, 2000 г.; Финансовый бизнес № 1, 2000 г.;  Деньги и кредит 2/99;           Справочник - социально-экономические проблемы России, 1999 г., "Норма"

 

 

 

 

стр. 11-24 - Каким образом чистый экспорт оказывает                                            сдерживающее воздействие на экономику

Ответ: по мере сокращения экспорта в таких экспортно-ориентированных  американских отраслях, как сельское хозяйство, самолетостроение и производство компьютеров, возрастет уровень безработицы. Пострадают и конкурирующие с импортом отрасли, в частности, автомобилестроение и черная металлургия. В результате повышения стоимости доллара становится дешевле импортировать эти продукты из Японии и Германии, и в американских автомобильной и сталелитейной отраслях образуются избыточные производственные мощности  и лишние рабочие руки.

 

 

Источник:  Экономикс, 13-е издание, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю

                   Глава 18

 

 

 

стр. 3 - Источник информации

Ответ:         Макроэкономика - глобальный подход, глава 7, стр. 222

                   Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б., 1999 г., Москва, "Дело"

 

 

 

стр. 4 - Источник информации

Ответ: Основы экономической теории - глава 15, стр. 408

У. Базелер, З. Сабов, Й. Хайнрих, В. Кох

 

 

 

стр. 5 - Государственный долг РФ за 98, 99 гг., данные

Ответ:  Данные за 2000 г. - 150 млрд. дол.

 

Источник:  Макроэкономика, 3-е издание, М.К. Бункина, В.А. Семенов

                   Глава 12

 

 

 

стр. 13 - Объяснить пункт "перекладывание бремени"

Ответ: Погашение государственных долговых обязательств, принадлежащим держателям внутри страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности из экономики в целом.

 

Источник:  Экономикс, 13-е издание, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю

                   Глава 18, стр. 398-400

 

 

 

Литература

 

1.       Макроэкономика - глобальный подход (М., издательство "Дело", 1999 г.)

Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б.

 

2.       Экономикс, 13 издание (М., "Инфра-М", 2000 г.)

К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю

 

3.       Основы экономической теории (С-Пб, "Питер", 2000 г.)

У. Базелер, З. Сабов, Й. Хайнрих, В. Кох

 

4.       Государственные экономические стратегии (М., издательство "Деловая книга", 1998 г.)

Е.Н. Ведута

 

5.       Великая шахматная доска (М., 1998 г.)

З. Бжезинский (перевод О.Ю. Уральской, 1998 г.)

 

6.       Экономический журнал "ВШЭ" (М., том 4, № 2, 2000 г.)

 

 

Доп. литература

 

1.       ЭКО № 8, 2000 г.

2.       Финансовый бизнес № 1, 2000 г.

3.       Деньги и кредит 2/99

4.       Справочник - социально-экономические проблемы России, 1999 г., "Норма"

 

 

 

**************************

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ