бесплатные рефераты

Идеологи кооперации

Что же способствовало оживлению идей кооперативного со­циализма в Европе в начале XX в.?

Во-первых, заметные успехи рабочей потребительской коо­перации. Так, с 1902 по 1922 г. в Англии число членов потреби­тельских кооперативов рабочего класса возросло с 1,8 до 4,5 млн. человек, во Франции - с 500 тыс. до 2,5 млн., Германии - с 480 тыс. до 3,1 млн., Бельгии - с 100 тыс. до 250 тыс., Италии  с 200 тыс. до 1,5 млн. и в России с 160 тыс. до 1,2 млн. человек. Таким образом, в среднем членская база кооперативного движения за два­дцать лет увеличилась почти в 5 раз.

     Во-вторых, широкое сотрудничество кооперативных органи­заций с государственными органами в Англии, Франции и России в деле распределения среди населения нормированных товаров во время первой мировой войны. Это партнерство усилило влияние кооператоров в каждой стране.

B-третьих, оживление идей кооперативного социализма в 20-30-е годы связано с антикооперативной, политикой тоталитарных режимов в Советском Союзе, Германии и Италии. Защищаясь от напора коммунистической, и фашистской идеологии демократи­ческие правительства Запада вынуждены были, усилить пропаганду демократических принципов и ценностей и в том числе коопера­тивных.

В 50-60-х годах в связи с новой волной ускоренного развития
кооперативного движения и улучшением экономического положе­ния трудящихся в странах с развитой рыночной экономикой вновь
активизировалась деятельность идеологов кооперативного социа­лизма.

      В это время вышло в свет большое число произведений 0 соци­альной роли кооперации в капиталистическом обществе. Наиболее значительные из них: «Британское кооперативное движение в социалистическом обществе» Дж. Коула (Англия, 1951 г.); «Коопера­тивный социализм» Б. Лаверня (Франция, 1955 г.); «Кооперативная демократия» Дж. Уорбасса (США, 1956 г.); «Кооперативная док­трина» П. Ламбера (Бельгия, 1959 г.); «Кооперативный путь к изо­билию» Е.. Боуэна (США, 1960 г.); «Кооперация» Дж. Лассера (Бельгия, 1962 г.); «Кооперативная экономика» С. Вьеннея (Фран­ция, 1966 г.); «К кооперативному миру - экономическому, соци­альному и политическому» Дж. Давидовича (Канада, 1967 г.).

      В этих и других работах авторы продолжали доказывать эко­номические и этические преимущества коопераций по сравнению с капиталистическим производством и управлением.

Главным в концепциях кооперативного социализма был тезис о самостоятельной природе кооперативной собственности и при­были. Причем английские кооператоры (руководители Коопера­тивного союза и Кооперативной партии) утверждали в 1954 году, что «их форма общественной собственности - непревзойденная и лучшая из многих других, поскольку основана, на добровольных нача­лах и уважении свободы личности, открыта для всех, регулируется и контролируется демократическим путем, самими членами, позво­ляет оплачивать труд по оптимальным расценкам профсоюзов, да­ет возможность производить и распределять товары высокого качества по конкурентоспособным ценам и возвращать излишки или прибыль членам, в соответствии с величиной их закупок».

Кооперативная собственность создается и функционирует не для обогащения, а для улучшения обслуживания, главным образомц «удящихся. Многие кооперативные организации имеют недели­мый фонд.

Поскольку, утверждали кооперативные социалисты, члены
кооператива распоряжаются и пользуются на демократических на­
чалах групповой кооперативной собственностью и распределяют
прибыль между собой, социальная природа кооперативной собственности носит общественный социалистический характер и, сле­довательно, количественный рост кооперации при капитализме то­ждественен росту социализма.  :

Однако в этой идеальной модели отношений по поводу коопе­ративной собственности не учитывалось главное - в каких усло­виях функционирует эта собственность.

В условиях господства частной собственности (в акционерной, государственной и индивидуальной формах) кооперативная собст­венность не может функционировать иначе как групповая, коллек­тивная форма частной собственности.

Это означает, что кооперативные предприятия, как и частные делятся на сильные, средние и слабые, причем последние закрыва­ются или поглощаются другими, кооперативными или частными предприятиями. Таким образом, у кооперативной собственности, кооперативной организационно-правовой формы предприятия нет каких-либо особых финансовых преимуществ в конкурентной борьбе с частными или государственными предприятиями и орга­низациями. Поэтому кооперативный сектор экономики не может только расширяться, он может сужаться, а иногда и просто разва­ливаться, что показала практика кооперативной хозяйственной дея­тельности за последние более чем 150 лет. Экономическая нища кооперации имеет определенные границы.

Абсолютизация кооперативными социалистами кооперации как универсального средства преобразования капитализма привела их к разногласиям с другими социал - реформистами по ряду вопросов.

Социал-демократы выступали, например, за парламентский путь к социализму; кооперативные социалисты - за путь хозяйст­венного строительства, увеличения доли кооперативного сектора в капиталистической экономике; социалисты и социал-демократы - за национализацию; кооперативные социалисты - за коопериро­вание, т.е. передачу частных предприятий во владение производственным кооперативам, которые должны создаваться на базе этих предприятий.

Социалисты и социал-демократы в целом поддерживали госу­дарство, считая его надклассовым институтом. Кооперативные со­циалисты настроены более критически к государству, полагая, что кооперативный аппарат может с большей эффективностью управ­лять общественной и хозяйственной жизнью- общества.

В 70-х годах представители кооперативного социализма П. Деррик («Социализм в 70-е годы»?, Лондон, 1970 г.), Б. Лаверн («Социализм с человеческим лицом или кооперативный порядок», Париж, 1971 г.), А. Пураник («Социализм и кооперация», Пуни. Индия, 1973 г.) и другие вновь предложили государству различные; рецепты постепенного преобразования капиталистической эконо­мики в кооперативно-социалистическую путем, например, распро­странения на многонациональные корпорации кооперативного принципа распределения ограниченного процента на капитал или создания совместно с профсоюзами и государством самоуправ­ляющихся производственных кооперативов в промышленности.

Реализация этих мер означала бы передел собственности и прямое      столкновение с могущественными финансово промышленными группами в каждой стране. Трудно представит; себе, что какое-либо правительство взялось бы выполнить такую программу.

Таким образом, в 70-80-е годы в странах Европы, Японии стала распростра­няться практика захвата рабочими предприятий, брошенных обанкротившимися владельцами, и создание на их базе производ­ственных кооперативов. Это явление рассматривалось кооператив­ными социалистами как дополнительный аргумент в пользу строи­тельства кооперативного социализма через развитие производст­венной кооперации. Причем, правительство в Англии, например, охотно помогало кредитами таким кооперативам, поскольку эти займы были меньше, чем пособия по безработице.

В основе очередного в 80-х годах варианта «кооперативного социализма» лежала идея Ф. Бюше, Л. Блана и Ф. Лассаля о произ­водственной кооперации как главном средстве преобразования ка­питалистического общества. Этой концепции были посвящены ра­боты Д. Уоткинса «Индустриальная общественная собственность»: (1978   г.);   Дж.   Брея   «К   экономике,   управляемой   рабочими»

( 1978 г.); М. Гойдера «Социализм завтра: современное мышление лейбористской партии» (1980 г.); Р. Соутелла «Как преобразовать общество на кооперативной основе» (1980 г.); Дж. Радиса «Об­щинный социализм» (1980 г.) и др.

На этот раз оживление в разработке и рекламировании идей кооперативного социализма было связано с ускоренным развитием, почти бумом, производственной кооперации в 80-х годах в таких странах как Англия, Франция, Испания, Италия и др. Дело в том, что мелкие и средние предприятия, оснащенные высокопроизводи­тельным, малогабаритным оборудованием, стали успешно конку­рировать с крупными, что облегчало создание производственных кооперативов. В эти годы усилилась общемировая тенденция раз­укрупнения предприятий-гигантов, создания вокруг главного пред­приятия сотен мелких и мельчайших индивидуальных и коопера­тивных производственных единиц,

Получили широкую известность в мире успешно действовав­шие в 80-е годы многоотраслевой производственный кооператив Мондрагон в Испании и «Лонго Мэй», объединявший в 1980 г. 16 кооперативных обществ Австрии, Франции и Швейцарии.

Однако сравнение темпов роста и объемов хозяйственной дея­тельности кооперативного и частного сектора в промышленности не дает основания утверждать, что производственная кооперация в ближайшем историческом будущем сможет доминировать в про­мышленности.

 

 

 

 

 

 

 

4. Цель и основные положения теории <<кооперативизма>>.

     Кооперативам представляет особую разновидность коопера­тивных теорий. Его суть сводится к следующему тезису: «Ни капи­тализм, ни социализм, а кооперация». Представители этого направ­ления кооперативного реформизма рассматривали кооперацию как новую самостоятельную экономическую формацию. Целью они счи­тали создание тотальной кооперативной экономики, а путь к ней - «третьим путем» общественного развития. Высшим этапом полити­ческой организации общества объявлялась кооперативная респуб­лика, законодательные и исполнительные органы которой форми­руются из выборных представителей кооперативов и их союзов.

 Идеологи кооперации  Идеологи кооперации В наиболее законченном виде идеи кооперативизма были сформулированы известным французским экономистом и коопера­тивным деятелем Шарлем Жидом. Ш. Жид возглавлял Ннмскую школу кооператоров - кружок ученых, популяризаторов и органи­заторов потребительских кооперативов, образованный в 80-х годах  XIX в. в г. Ниме на юге Франции.

 В капиталистическом обществе все бедствия трудящихся ел
бесконтрольного хозяйничания и разгула эгоизма крупных собст­венников-капиталистов    и    множества    посредников,    которых
Щ. Жид называл «легионом паразитов». Чтобы наладить рациональное производство и распределение в интересах потребителей,";
нужно объединить представителей всех классов и социальны?
групп населения в потребительские организации, способные кон­тролировать производство и устранить посредников в сфере обра­щения;

-единственным общим интересом для представителей всех
классов является потребительский интерес. И рабочий, и ремеслен­ник, и мелкий, и даже средний, и крупный капиталист, уверял
Щ. Жид, одинаково заинтересованы в потреблении качественных
продуктов по низким ценам, хорошем жилье и т. д. Следовательно,
если все или почти все члены общества, например жители Фран­ции, объединятся как потребители в потребительские кооперативы,
они смогут диктовать условия производству, уменьшить прибыль
до «справедливой нормы» и улучшить положение всех трудящихся;

- но чтобы достичь окончательного господства, потребители вслед за преобладанием в розничной и оптовой торговле должны постепенно приобрести, скупить, построить сначала промышлен­ность, производящую основные потребительские товары, затем  сельскохозяйственное производство и, наконец, обрабатывающую и добывающую промышленность. Так, мирным путем будет захва­чена вся экономика и создана кооперативная республика;

- никаких посягательств на частную собственность. Она со­храняется. Правда, постепенно она будет преобразовываться в кооперативную. В кооперативной республике господствующей собственностью станет кооперативная собственность или, по определе­нию Ш. Жида, тоже частная, но в виде общего владения;

-    крупное производство из рук немногих крупных собствен­ников перейдет в руки массы мелких собственников и мелких ка­питалистов, членов кооперативов;

-     единый общий потребительский интерес обусловливает
II неклассовую позицию потребителя и, следовательно, воздержание
от всякой политической борьбы, всяких насильственных методов,
всякой экспроприации.

Наиболее известны произведения родоначальника кооперати­визма Ш. Жида: «Кооперация» (Париж, 1922 г.), выдержавшая не­сколько изданий; «Коммунистические колонии и кооперативы» (Париж, 1927-1928 гг.); «Кооперация за рубежом: в Англии и Рос­сии» (Париж, 1925-1926 гг.) и др.

В них автор, используя широкий исторический и фактический материал, пытался всесторонне обосновать идею замены капитали­стического строя кооперативной республикой.

Шарль Жид - одна из ярких и в то же время противоречивых фигур французского и международного кооперативного движения. Будучи искренним противником капитализма, он как теоретик вы­ступал по существу как его защитник. Объявляя себя беспартий­ным и даже одно время противником социалистической партии Франции, он с большим успехом выступал на ее конгрессах по во­просам организации потребительской кооперации. Оставаясь всю жизнь идейным противником марксизма, III. Жид в отличие от многих кооперативных социалистов выступил за признание совет­ской потребительской кооперации после Октябрьского переворота 1917 г. В 1923 г. он посетил Советский Союз, и объективно и доб­рожелательно оценил участие советской кооперации в восстанов­лении разрушенного народного хозяйства.

В конце 20-х годов для многих сторонников кооперативизма в Европе стала очевидной его несостоятельность. Однако в 30-50-е годы кооперативизм получил заметное распространение в США. Наиболее крупным представителем американского кооперативизма был П. Уорбасс - основатель Кооперативной лиги США и ее пре­зидент с 1916 по 1941 г. В своих работах «Кооперативная демокра­тия» (Нью-Йорк, 1927 г.), «Проблемы, кооперации» (Нью-Йорк, 1942 г.), «Кооперативный мир» (Висконсин, 1950 г.) он развивал идеи преобразования капиталистического общества на кооператив­ных началах, выступал против крупного капитала, милитаризма и войны.

В 70-х годах в развитых капиталистических странах возникло новое направление кооперативизма. Суть его сводилась к тому, что «новый общественный кооперативный строй» можно создать путем развития производственных кооперативов. Ведущие идеологи это­го направления - Я. Ванек, профессор Корнельского университе­та, Д. Джонс, профессор Гамильтонского колледжа в Нью-Йорке, К. Бломквист, профессор Шведского кооперативного института и др. Они истолковывали факт ускоренного роста производственных кооперативов в Англии, Франции, Испании, Италии и других стра­нах, как проявление того, что на предприятиях, находящихся в соб­ственности кооператоров и управляемых ими, создается наиболь­шая материальная и моральная заинтересованность всех работни­ков в конечных результатах производства и, следовательно, наи­большая производительность труда. Поэтому-де кооперативы в промышленности и в сфере услуг должны вытеснить все сущест­вующие ныне формы организации производства.

«Пробил час самоуправления и кооперативов труда», - тор­жественно провозгласил. Ванек на Всемирной конференции по развитию производственных кооперативов в Риме в 1978 г.

Эти идеи были поддержаны также кооперативными социали­стами П. Дерриком, В. Лундбергом и др. с одним лишь формаль­ным различием в конечных целях.

Таким образом, отдельные производственные кооперативы в
Европе работали рентабельнее, чем частные предприятия, а в Венг­рии, например, производственная кооперация в целом действовала
эффективнее, чем государственная легкая и пищевая промышлен­ность. Так, в 1976-1980 гг. среднегодовой выпуск продукции коо­перативной промышленности увеличивался на 6,5%, а государст­венной - на 4,6%.

Однако эти факты были временным явлением и не представля­ли общую закономерность. Успешная деятельность предприятий как известно зависит не только от его организационно-правовой формы, но и от менеджмента, квалификации работников, конъюнк­туры рынка, местоположения, рекламы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основоположники теории <<кооперативного капитализма >>.

 

     Основоположниками кооперативного капитализма немецкий общественные деятели, основатели германского коопера­тивного движения Г. Шульце-Делич (1808 —1883 гг.) и Ф. Райффайзен (1818—1888 гг.). Они считали кооперацию основным сред­ством защиты мелкой буржуазии и мелкого производства (ремес­ленников, кустарей, торговцев, крестьян) от эксплуатации крупным капиталом. Они исходили из того, что создание кооперации среди их слоев населения может предотвратить развитие и обострение социальных противоречий капиталистического общества, и таким образом укрепить капиталистическую систему хозяйства.

Организатор немецкой городской кредитной кооперации Шульце - Делич не был социалистом. Он не стремился к уничтоже­нию частной собственности, не осуждал конкуренцию, считая ее необходимой для экономического развития, не хотел уничтожения наёмного труда. Но его пугала стремительная пролетаризация мел­ких собственников, ремесленников, торговцев, свободных кресть­ян. Он считал, что превращение подавляющей части средних клас­сов в «злополучных» пролетариев и пауперов приведет к неустой­чивости немецкого общества.

Кооперация, по мнению Шульце - Делича, должна подправить капитализм, сделать его более прочным. Исходя из нужд мелких собственников, Шульце-Делич наметил схему последовательного создания кооперативов различных видов: вначале ссудо-сберегательные, которые должны были обеспечить ремесленников и торговцев кредитом и освободить их от ростовщиков, затем снабженческо-сбытовые и, наконец, производственные ассоциации (кооперативы), которые должны действовать наряду с частнокапи­талистическими и акционерными компаниями.

Однако такая схема спасения мелких собственников была осу­ществлена лишь частично в Германии. Как показало развитие не­мецкого кооперативного движения, широкое распространение сре­ди мелких собственников получили в основном кредитные коопе­ративы, которые впоследствии так и не преобразовались, за  редким  исключением,  в производственные.

Шульце-Делич  был категорически против  государственной помощи кооперации, поскольку исходил из необходимости естественного отбора лучших, наиболее сильных в хозяйственном отно­шении кооперативов. Поэтому в ссудо-сберегательных кооперати­вах (народных банках), организованных по инициативе Шульцс-Дслича, как и в акционерных обществах, основная часть прибыли распределялась в виде процента на внесенные членами паи, и лишь управление строилось на принципах кооперативной демократии.

Если Шульце-Делич понимал неизбежность развития капитализма и пытался при помощи кооперации создать наиболее благо­приятные условия для функционирования мелкого производства и торговли, то Ф. Райффайзен хотел остановить проникновение ка­питализма   в   деревню   по   религиозно-нравственным   мотивам. Ф. Райффазен видел, что капитализм разрушает старые патриархальные  отношения,   вызывает расслоение  деревень,  нищету, ожесточение, жажду наживы, зависть и преступление. Ф. Райффай­зен надеялся, что кредитный кооператив, оказывая помощь деше­выми кредитами беднякам, сможет поднять их до среднего уровня; и предотвратить расслоение крестьянства. Вместе с тем он рассчитывал, что тот же кооператив, взяв на себя заботу о сбыте кресть­янских товаров и закупке необходимых материалов и средств, производства, отгородит крестьянство от непосредственного сопри­косновения с рынком, который, по его мнению, гибельно влияет на человеческие нравы.

По инициативе и под влиянием Ф. Райффайзена в Германии возникли «сельские кредитные банки» или «сельские народны банки», которые распространились в других странах Европы по названием «кооперативов райффайзенского типа».

Райффайзенские кредитные кооперативы существенно отлича­лись от кооперативов ремесленников и торговцев, созданных в инициативе Шульце - Делича. Они обслуживали, прежде всего, кре­стьян, и в том числе бедных. В этих кооперативах отсутствовали (или были очень низкими) паевые и вступительные взносы, что делало их доступными для всех слоев сельского населения; дивиденд на паевые взносы (если таковые существовали) не выплачивался, а ссуды выдавались под личное, так называемое «моральное обеспе­чение (гарантию)» члена-пайщика. Устанавливалась неограничен­ная ответственность членов всем их имуществом перед кредитора­ми кооператива.

Как правило, сельский кредитный кооператив при его организации получал некоторый капитал для начала своей дея­тельности на благотворительных основах (от местных муни­ципальных органов, церкви и т.д.), а затем основными источни­ками его кредитных операций становились вклады членов-пайщиков и займы как у частных лиц, так и у отдельных орга­низаций и учреждений, в том числе у кооперативных союзов.

Интересно, что Ф. Райффайзен полностью отрицал потреби­тельскую кооперацию для крестьян на том основании, что каждый
крестьянин все предметы личного потребления должен произво­дить в своем хозяйстве и чем меньше он будет покупать и прода­вать, тем лучше.

Вскоре практика кооперативного движения внесла существен­ные поправки в организационные принципы сельскохозяйственной кооперации Ф.Райффайзена. Появились кооперативы сбытовые, снабженческие, по переработке и сбыту отдельных видов сельско­хозяйственной продукции. Последователь Ф. Райффайзена Гааз ввел паевой взнос, отказался от принципа бесплатности органов управления. Сельскохозяйственные кооперативы стали распреде­лять прибыли.

Вслед за Германией кредитные кооперативы начали возникать и развиваться в других странах. С 50 - 60-х годов XIX в. кредит­ные кооперативы появились в Италии, Австрии, Венгрии, Бельгии и России; с 80-х годов - во Франции; с 90~х годов - в США, Канаде, на территории нынешней Югославии (Сербии и Хорватии), Болгарии, Румынии; с начала XX в .- в Индии, Бирме, на Кипре, в Испании и Японии.

Так теория Ф. Райффайзена, очищенная жизнью от всего уто­пического, явилась обоснованием кооперативного капитализма в сельском хозяйстве. Объединяясь в различные формы кооперации, крестьянские хозяйства получили возможность выхода на капита­листический путь развития.

Таким образом, основатели либерально-буржуазного направ­ления кооперативных теорий Шульце-Делич и Райффайзен твердо стояли на позициях сохранения и упрочения частной собст­венности. Они лишь хотели внести коррективы в отношения круп­ных и мелких собственников с тем, чтобы улучшить капиталисти­ческий строй.

     В 50 - 60-х годах XX в, американские буржуазные экономисты Р. Миллер, X. Хэмфри и другие пытались развивать тезисы Шульце - Делича и Райффайзена в применении к современному состоя­нию капитализма. Одни предлагали улучшить государственно-монополистический капитализм путем распространения на круп­ные монополии кооперативного принципа демократического управления и контроля. Другие считали, что капитализм освобо­дится от своих недугов, если экономика капиталистических стран будет состоять из равных по силе трёх секторов: частного, государственного и кооперативного. Третьи уверяли, что капитализм бу­дет исправлен, если развить кооперацию до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения.

Легко заметить, что эти варианты кооперативного капитализма очень похожи на концепции «смешанной экономики», «уравнове­шивающей силы» и другие, которые появились в 40 - 70-е года нашего века в США, Англии и других странах.

Характерно, что все три основных направления кооперативно­го реформизма (кооперативный социализм, кооперативизм или кооперативная республика, кооперативный капитализм) не отрицали частной собственности, выступая лишь за ограничение злоупот­реблений крупных монополистических объединений и корпораций.

     Таким образом, кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась в 20-30 годы 19 века в Англии,  Франции, Германии, России, и

 других европейских странах.

Она включала в себя морально-этические нормы христианства идеи утопического социализма и экономического либерал), Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она пред­лагала вполне реальный механизм улучшения материального по­ложения трудящихся — создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное? средство решения всех социально-экономических проблем.

Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема коопера­тивного движения в Европе и других странах.

С наступлением постиндустриальной эры влияние коопе­ративной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты.

Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппа­раты) оказали большое влияние не только на социально ориентиро­ванную хозяйственную деятельность и демократическое управле­ние кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую ци­вилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Уникальная особенность кооперативной идеологии и коопе­ративной хозяйственной деятельности - их мирный созидатель­ный характер в отличие от революционной теории и практики раз­личных левых и правых экстремистских организаций, а также за­бастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разру­шение и насилие.

Вторая особенность кооперативной идеологии - поощрение многообразия различных форм и методов управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, за­щита прав и свобод личности, получивших частично реализацию и кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов. Третья особенность - разработка практических рекоменда­ций для кооперативных организаций в области коммерческой рабо­ты и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, уче­ные, практические работники занимаются конкретными проблема­ми повышения рентабельности и конкурентоспособности коопера­тивных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демо­кратии и усиления социальной активности широких масс коопера­торов.


Заключение.

 

Таким образом, в 20-30-е годы XIX в. благодаря пропагандистской и орга­низаторской деятельности Р.Оуэна, У.Кинга и других оуэнистов понятия "кооперативный", "кооперация", "кооператор", "кооператив" вошли в сознание многих рабочих, ремесленников, батраков и представителей наименее обеспеченных прослоек сред­них городских слоев Англии как символы различных обществ вза­имной помощи, сотрудничества, объединения, союза (отсюда "союзные лавки" У. Кинга) на долевых, паевых началах средств и труда группы трудящихся для защиты своих интересов.

Призывы У.Кинга нашли отклик у разорявшихся ремесленни­ков и частично рабочих. В 1827-1834 гг. они организовали около 500 кооперативов. Большинство их было создано в г. Брайтоне, где жил и работал У. Кинг. Эта массовая организация потребительских и производственных кооперативов ("союзных лавок") известна в истории Англии под названием "брайтонбвской волны". Однако английские ремесленники и рабочие, находящиеся в крайней нуж­де, не могли длительное время отрывать от себя последние средст­ва для созданий "фонда общин". Недостаточный учет принципа материальной заинтересованности вскоре привел к развалу и этих кооперативов.

Английские промышленные рабочие в 30-40-х годах основные усилия направили на создание профсоюзов и участие в первом мас­совом сознательном политическом движении рабочего класса, ко­торое получило название "чартистское" от слова хартия. Основное требование чартистов - всеобщее избирательское право, с помо­щью которого они надеялись захватить политическую власть и улучшить свое положение. В 1842 г. всеобщая стачка чартистов, местами перераставшая в восстание, потерпела поражение.

Рабочие вновь обратились к экономическим формам борьбы, укреплению профсоюзов и созданию кооперативов. Но теперь, наученные неудачами предшествующего периода, рабочие Рочдей-ля, Лидса и других промышленных городов и поселков Англии, создали кооперативы, которые учитывали принцип материальной заинтересованности и оказывали, хотя небольшую, но очень, нуж­ную рабочим материальную помощь.

     Зарождение   и   развитие   кооперативного    движения неотделимо от пропагандистской и организаторской деятельности основоположников   потребительской,   производст­венной и кредитной кооперации.

Сами понятия - кооператив, кооперация, кооперативное дви­жение, возникли в ходе экспериментов по созданию различных объединений взаимопомощи трудящихся, «поселков единения и кооперации» Роберта Оуэна или свободных «ассоциаций», «фалан­стеров» (промышленно-землевладельческих общин) Шарля Фурье.

Уильям Кинг, Филипп Бюше, Луи Блан Герман Шульце-Делич и Фердинанд Райффайзен и другие идеологи, занимаясь коопера­тивным движением всю свою сознательную жизнь, разработали уставы, различные нормы и правила управления хозяйственной и финансовой работы, счетоводства (бухгалтерского учета и анали­за), которые помогли кооперативам стать конкурентоспособными общественно-хозяйственными организациями.

Огромную позитивную роль кооперативные идеологи сыграли в законодательном признании кооперации государством в середине XIX века, в защите интересов кооператоров в национальных и ме­стных органах власти, в создании первых национальных коопера­тивных союзов.

Кооперативные идеологи были также первыми историками, журналистами, учеными и популяризаторами кооперативной фор­мы хозяйствования. Они оставили огромное литературное наследство о формировании и развитии кооперативного движения и коо­перативного сектора экономики в странах Европы.

В 70-80-е годы в странах Европы, Японии стала распростра­няться практика захвата рабочими предприятий, брошенных обанкротившимися владельцами, и создание на их базе производ­ственных кооперативов. Это явление рассматривалось кооператив­ными социалистами как дополнительный аргумент в пользу строи­тельства кооперативного социализма через развитие производст­венной кооперации. Причем, правительство в Англии, например, охотно помогало кредитами таким кооперативам, поскольку эти займы были меньше, чем пособия по безработице.

В основе очередного в 80-х годах варианта «кооперативного социализма» лежала идея Ф. Бюше, Л. Блана и Ф. Лассаля о произ­водственной кооперации как главном средстве преобразования ка­питалистического общества. Этой концепции были посвящены ра­боты Д. Уоткинса «Индустриальная общественная собственность»: (1978   г.);   Дж.   Брея   «К   экономике,   управляемой   рабочими»

( 1978 г.); М. Гойдера «Социализм завтра: современное мышление лейбористской партии» (1980 г.); Р. Соутелла «Как преобразовать общество на кооперативной основе» (1980 г.); Дж. Радиса «Об­щинный социализм» (1980 г.) и др.

На этот раз оживление в разработке и рекламировании идей кооперативного социализма было связано с ускоренным развитием, почти бумом, производственной кооперации в 80-х годах в таких странах как Англия, Франция, Испания, Италия и др. Дело в том, что мелкие и средние предприятия, оснащенные высокопроизводи­тельным, малогабаритным оборудованием, стали успешно конку­рировать с крупными, что облегчало создание производственных кооперативов. В эти годы усилилась общемировая тенденция раз­укрупнения предприятий-гигантов, создания вокруг главного пред­приятия сотен мелких и мельчайших индивидуальных и коопера­тивных производственных единиц,

Получили широкую известность в мире успешно действовав­шие в 80-е годы многоотраслевой производственный кооператив Мондрагон в Испании и «Лонго Мэй», объединявший в 1980 г. 16 кооперативных обществ Австрии, Франции и Швейцарии.

Однако сравнение темпов роста и объемов хозяйственной дея­тельности кооперативного и частного сектора в промышленности не дает основания утверждать, что производственная кооперация в ближайшем историческом будущем сможет доминировать в про­мышленности.

Отдельные производственные кооперативы в
Европе работали рентабельнее, чем частные предприятия, а в Венг­рии, например, производственная кооперация в целом действовала
эффективнее, чем государственная легкая и пищевая промышлен­ность. Так, в 1976-1980 гг. среднегодовой выпуск продукции коо­перативной промышленности увеличивался на 6,5%, а государст­венной - на 4,6%.

Однако эти факты были временным явлением и не представля­ли общую закономерность. Успешная деятельность предприятий как известно зависит не только от его организационно-правовой формы, но и от менеджмента, квалификации работников, конъюнк­туры рынка, местоположения, рекламы и т.д.

     Кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась в 20-30 годы 19 века в Англии,  Франции, Германии, России, и

 других европейских странах.

Она включала в себя морально-этические нормы христианства идеи утопического социализма и экономического либерал), Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она пред­лагала вполне реальный механизм улучшения материального по­ложения трудящихся — создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное? средство решения всех социально-экономических проблем.

Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема коопера­тивного движения в Европе и других странах.

С наступлением постиндустриальной эры влияние коопе­ративной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты.

Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппа­раты) оказали большое влияние не только на социально ориентиро­ванную хозяйственную деятельность и демократическое управле­ние кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую ци­вилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Уникальная особенность кооперативной идеологии и коопе­ративной хозяйственной деятельности - их мирный созидатель­ный характер в отличие от революционной теории и практики раз­личных левых и правых экстремистских организаций, а также за­бастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разру­шение и насилие.

Вторая особенность кооперативной идеологии - поощрение многообразия различных форм и методов управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, за­щита прав и свобод личности, получивших частично реализацию и кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов. Третья особенность - разработка практических рекоменда­ций для кооперативных организаций в области коммерческой рабо­ты и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, уче­ные, практические работники занимаются конкретными проблема­ми повышения рентабельности и конкурентоспособности коопера­тивных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демо­кратии и усиления социальной активности широких масс коопера­торов.


     Список использованных источников.

 

1.                        Теория кооперации.   Учебник для кооперативных вузов, М.
1982.

2.           Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М., 1925 (Репринтное воспроизведение этого издания в 1989 г.).

3.           Творцы кооперации. Сборник. Изд-во Московский рабочий, М., 1991.

4.           Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1, Москва,
 1995.

5.                        Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации.
М. 1997.

6.                        Закон о кооперации. М. 1998 г.

7.                        Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». М. 1997.

8.           Федеральный  закон о производственных кооперативах.  М.
1996.

 


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ