бесплатные рефераты

Индивидуальное и рыночное предложение, эластичность предложения

ТС =  wL + гК

Для каждого значения валовых издержек это уравнение графически выражается отдельной изокостой. На­пример, изокоста С0 на рис. 8 описывает все возмож­ные сочетания факторов производства, приобретение ко­торых обходится в С0.

Если мы перепишем уравнение валовых издержек как уравнение для прямой линии, мы получим:

К = ТС/r  (w/r) L.

            Из этого следует, что изокоста имеет угловой коэффици­ент, равный 5К/5L = -(w/r), что является отношением ставки заработной платы к арендной плате за пользование капиталом. Угловой коэффициент изокосты показывает, что, если фирма отказывается от единицы трудозатрат (и эко­номит w долларов), чтобы приобрести w/r единиц капитала по цене r долл. за единицу, валовые издержки произ­водства остаются теми же.

 Индивидуальное и рыночное предложение, эластичность предложения

Рис. 8. Зависимость объема выпуска продукции от минимальных издержек производства

6.8     Выбор факторов производства

            Предположим, мы  хотим достичь объема выпуска про­дукции Q1. Как мы можем сделать это с минимальными издержками? Проблема заключается в том, чтобы выбрать точку на данной кривой, которая минимизирует валовые издержки.

Рис. 8  показывает решение данной проблемы. Пред­положим, фирма хотела бы потратить С0 на приобретение факторов производства. К сожалению, ни одно сочетание факторов, которое позволило бы фирме достичь объем вы­пуска Q1, не может быть приобретено за сумму С0. Выпуск продукции Q1 может быть достигнут при затратах C2 с использованием K2 единиц капитала и L2 единиц труда либо К3 единиц капитала и L3 единиц труда. Но С2 больше минимальных  издержек. Тот же выпуск продукции Q1 может быть достигнут более дешевым способом при издержках С1 за счет использования K1 единиц капитала и L1 еди­ниц труда. Фактически изокоста С1 является самой нижней, которая допускает выпуск продукции Q1. Точка ка­сания изокванты Q1 и изокосты С1 определяет набор факторов производства L1 и K1, минимизирующий издержки. В этой точке углы наклона изокванты и изокосты одина­ковы.

Когда затраты по всем факторам производства растут, угол наклона изокосты не меняется (так как цены на факторы производства не изменились), но отрезок изокосты между осями  координат увеличивается. Предположим теперь, что цена одного из факторов производства (ска­жем, труда) возрастает. Тогда угол наклона изокосты  — (w/r) увеличивается, а сама кривая становится круче. В нашем анализе технологии производства мы показали, что предельная норма технического замещения (MRTS) труда капиталом равняется угловому коэффициенту изо­кванты, взятому с обратным знаком, и равна соотноше­нию предельных продуктов труда и капитала:

 MRTS = - 5Ê/5L = МРL/МРK.

Выше   мы  отмечали,  что изокоста  имеет  наклон 5Ê/5L  = - w/r. Из этого следует, что когда фирма ми­нимизирует издержки производства при некотором объеме выпуска, выполняется следующее условие:

МРL/МРK = w/r.

Перепишем  его в другой форме:

ÌÐL/w = МРK/r.

Это уравнение показывает, что при минимальных издержках каждый дополнительный доллар затрат на про­изводственные факторы добавляет одинаковое количество выпускаемой  продукции. Фирма может минимизировать свои издержки только тогда, когда затра­ты на производство дополнительной единицы  продукции  одни и те же независимо от того, какой дополнительный  фактор производства используется.

6.9     Форма кривых затрат на долговременном этапе

            На долговременном этапе возможность изменения раз­меров  капитала позволяет фирме сократить издержки. Чтобы увидеть, как меняются издержки по мере движения вдоль траектории расширения экономической деятель­ности на долговременном этапе, мы можем посмотреть на графики средних и предельных долговременных из­держек. Наиболее важным определяющим  фактором фор­мы этих графиков является то, каким будет эффект масштаба — возрастающим, постоянным или падающим. Предположим, например, что для производственного про­цесса фирмы характерен постоянный эффект масштаба для  всех объемов производства. Тогда удвоение исполь­зуемых факторов ведет к увеличению объема производства в 2 раза. Так как стоимость факторов производства останет­ся неизменной при увеличении объема выпуска продукции, средние издержки производства должны  быть теми же для всех объемов производства.

Теперь предположим, что эффект масштаба возрастаю­щий.  Удвоение используемых факторов производства ведет к  увеличению объема  выпуска  продукции более чем в 2 раза. Тогда средние издержки производства сни­жаются, так как удвоение издержек связано с более чем двукратным ростом выпуска продукции. По той же логике при  падающем эффекте масштаба  средние издержки производства должны расти вместе с объемом производ­ства.

На долговре­менном этапе для большинства  производственных тех­нологий фирм эффект масштаба сначала возрастающий, затем постоянный и, наконец, падающий. Рис. 9 показывает типичную кривую средних долговременных издер­жек  LAC, соответствующую данному описанию произ­водственного процесса. Кривая средних долговременных издержек имеет U-îáðàçíóþ форму, так же как и кривая средних краткосрочных издержек, но причина U-îáðàçíîé формы в первом случае заключается скорее в возрастающем и падающем эффекте  масштаба, а не в действии закона убывающей отдачи по отношению к факторам производства.

Puc.9. График долговременных средних и предельных издержек

6.10     Взаимосвязь между краткосрочными и долговременными издержками

            Предположим, фирма не уверена в будущем спросе на свою продукцию и рассматривает три альтернативных вариан­та размеров предприятия. Линии краткосрочных средних издержек по трем вариантам даны  как SAC1, SAC2  и SAC3  на  рис. 10. Решение имеет огромное значение, поскольку после того, как предприятие построено, его раз­меры невозможно изменить в течение некоторого  вре­мени.

Puc.10. График долговременных и краткосрочных издержек производства при постоянном эффекте масштаба

 Индивидуальное и рыночное предложение, эластичность предложения

Рис. 11. График долговременных и краткосрочных издержек производства при увеличивающемся и сокращающемся эффекте масштаба

Что показывает линия долговременных издержек фирмы? На долговременном этапе фирма может изменить размеры своего завода таким образом, что, если первоначальный объем производства составлял Q1 и появилось желание увеличить выпуск продукции до Q2 или Q3, это может быть сделано без увеличения издержек производства. Кривая долговременных средних издержек представляет собой отмеченные перекрестными штрихами участки линии краткосрочных средних издержек, так как она показывает минимальные издержки производства для любого объема выпуска продукции. Кривая долговременных средних издержек является, таким образом, огибающей кривых краткосрочных средних издержек — она огибает краткосрочные кривые.

Теперь предположим, что существует множественный выбор размеров завода, для каждого из которых имеется кривая краткосрочных средних издержек с минимумом на  уровне 10 долл. Вновь кривые долговременных средних из­держек будут огибать краткосрочные кривые. На рис. 10 это прямая линия LAC. Сколько бы ни решила производить фирма, она может выбрать размер производства, который позволяет ей осуществлять выпуск продукции с минималь­ными средними издержками в 10 долл. (так как эффект масштаба постоянный). При возрастающем или падающем эффекте масштаба анализ в основном такой же, но линия долговременных средних издержек не является больше  горизонтальной.  Рис.11 показывает типичный случай, при котором минимальные средние издержки являются самыми низкими для  производства средних размеров. График долговременных средних издержек вначале отражает возрастающий эффект масштаба, но при увеличении объема производства этот эффект становится падающим. Опять-таки участки с поперечной штриховкой образуют огибающую, связанную с тремя вариантами производства

Отметим, что кривая LAC никогда не поднимается выше   любой кривой краткосрочных средних издержек. Заме­тим также, что точки минимальных средних издержек самого маленького и  крупнейшего из предприятий не находятся на кривой долговременных средних издержек вследствие возрастающего и падающего эффекта масшта­ба на долговременном этапе.

7.     Выбор объема производства на краткосрочный период

            Как следует выбирать руководителю фирмы, максимизирующей прибыль, объем выпуска продукции на краткосрочный период при фиксированном размере капитала? Здесь мы  покажем, как фирма может  использовать ин­формацию  о доходах и издержках, чтобы принять реше­ние  по объему  выпуска продукции, максимизирующее прибыль.

7.1     Максимизация прибыли

            На краткосрочном отрезке времени фирма оперирует постоянным размером капитала и должна выбирать такой объем переменных факторов производства (труда и материалов), который  максимизировал бы прибыль. Ввиду важности этого вопроса мы будем выводить объем вы­пуска продукции, максимизирующий прибыль, тремя раз­личными способами: численным, графическим  и алгеб­раическим.

Таблица 4  содержит информацию о доходах и издерж­ках фирмы. Фирма продает свою продукцию на конку­рентном рынке по рыночной цене 40 долл. за единицу независимо от количества реализуемой продукции. Заме­тим, что доход фирмы растет пропорционально объему выпуска продукции, так как средний доход (т. е. цена) яв­ляется постоянной величиной. Постоянные издержки про­изводства составляют 50 долл., а полные издержки растут вместе с объемом выпуска, как свидетельствуют данные табл. 4. Прибыль фирмы  является разницей между до­ходом и полными издержками:

p(q) = R(q) - TC(q).

            Для малых объемов выпуска продукции прибыль фир­мы имеет отрицательную величину — доход недостаточен, чтобы  возместить постоянные и переменные издержки. По мере увеличения объема производства прибыль стано­вится положительной величиной и растет, пока объем выпуска продукции не достигнет 8 единиц. Выше 8 единиц прибыль падает, отражая опережающий рост полных из­держек  производства. Заметим, что прибыль максимизирована при q* = 8, где MR близко к МС.

Таблица 4. Краткосрочные доходы и издержки фирмы

 

Объем выпуска продукции, шт.

Цена за единицу, долл.

Совокупный доход, долл.

Полные издержки, долл.

Прибыль, долл.

Предельные издержки, долл.

Предельный доход, долл.

0

40

0

50

—50

-

-

1

40

40

100

—60

50

40

2

40

80

128

—48

28

40

3

40

120

148

—28

20

40

4

40

160

162

—2

14

40

5

40

200

180

20

18

40

6

40

240

200

40

20

40

7

40

280

222

58

22

40

8

40

320

260

60

38

40

9

40

360

305

55

45

40

10

40

400

360

40

55

40

11

40

440

425

15

65

40

Рис.12. График максимизации прибыли в краткосрочном периоде

            Рис. 12 показывает это графически. На рис. 12 изо­бражен  доход фирмы R(q) в виде прямой, проходящей через начало координат. Ее угловой коэффициент пред­ставляет собой отношение изменения дохода к изменению объема выпуска продукции, т. е. равен предельному дохо­ду. Аналогичным образом угловой коэффициент линии полных издержек (ТС) представляет собой отношение из­менения издержек производства к изменению  объема выпуска продукции, т. е. предельные издержки.

На  рис. 12 показана прибыль фирмы p, которая вначале имела отрицательную величину, затем достигла максимума при объеме выпуска продукции q* = 8 и стала вновь снижаться. Отметим, что, когда прибыль максимизирована, расстояние между кривыми R и ТС (отрезок между точками А и В) самое большое. В этой точке угловой коэффициент кривой дохода (предельный доход)  равен угловому коэффициенту кривой полных издержек  (предельным издержкам). Таким образом, прибыль максимальна, когда предельный доход фирмы равен предельным издержкам производства. Это условие обязательно для  всех фирм, будь они идеально конкурентны или нет.

Таким образом, мы делаем вывод, что прибыль достигает максимума, когда

MR(q)  =  MC(q).

7.2     Максимизация прибыли конкурентной фирмой

            Вспомним, что кривая спроса для фирмы на конкурент­ном рынке представляет собой горизонтальную линию, и, таким образом, предельный доход и цена равны: MR = P. Следовательно, правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы заключается в выборе такого объема выпуска  продукции, чтобы цена равняясь  предельным издержкам.

Правило для конкурентной фирмы:

Р = MC(q).

            Кривые предельного дохода и  предельных издержек  на рис. 13 также иллюстрируют данное правило максимизации прибыли. Кривые средних и предельных доходов проведены как горизонтальные линии  при цене, равной  40 долл. На этом рисунке мы провели кривую средних издержек АС, кривую средних переменных издержек AVC и  кривую предельных издержек МС  для того, чтобы лучше  показать прибыль фирмы.

 Индивидуальное и рыночное предложение, эластичность предложения

Рис. 13. График максимизации прибыли конкурентной фирмой

Прибыль достигает максимума в точке А, связанной с объемом выпуска продукции q* = 8 и ценой в 40 долл., так как в данной точке предельный доход равен предельным издержкам. При  более низком объеме производства (скажем, q1=7) предельный доход больше предельных издержек, и поэтому прибыль может быть дополнительно увеличена за счет увеличения выпуска продукции. Заштри­хованная площадь между q1 = 7 и q* показывает потерянную прибыль, связанную с производством при q1. При  более высоком объеме выпуска продукции (скажем, q2)  предельные издержки выше предельного дохода. В этом случае сокращение объема выпуска продукции дает экономию издержек, превышающих предельный доход. Заштри­хованная площадь между q* и q2 = 9 показывает поте­рянную прибыль, связанную с производством на уровне q2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ