Инфляция и антиинфляционная политика
Мы видим, что снижение уровня безработицы
сопровождается ростом цен и заработной платы. Чем круче кривая Филипса, тем
больше коэффициент взаимообратимости.
Практика показала, что кривая Филипса наиболее применима
для коротких периодов времени. В долгосрочном плане (5 - 10 лет) она становится
вертикальной, ибо в длительный период времени, даже низкий уровень занятости не
спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют такие монополисты,
как профсоюзы и фирмы, через неуклонное повышение заработной платы и товарных
цен.
Более того, наличие множества
неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения
вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филипса из пологой в
ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая
Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее
дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня
безработицы.
Естественным называют такой уровень безработицы, при
котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной
платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность цен и
заработной платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию:
занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики.
Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной ее
частей при отсутствии циклической безработицы.
Естественным такой уровень можно назвать еще и потому,
что он достигается через естественный для рынка механизм смены фаз подъема и
кризиса в ходе экономического цикла при минимизации государственного
вмешательства. Остановимся на механизме достижения естественного уровня.
При падении безработицы ниже естественного
уровня в период экономического бума, как правило, увеличиваются издержки, в
результате растет темп инфляции. Повышенный таким образом уровень инфляции
увеличивается людьми в их будущей экономической деятельности, отражается в
контрактах (вспомните теорию рациональных ожиданий). Соответственно усиливается
темп инерционной инфляции.
Затем, после бума, акселераторы, как элементы
государственной политики, замедляют быстрый темп экономического роста. Данное
торможение повышает уровень безработицы до естественного, но инфляция сразу не
снижается, ибо определенное время остается инерционной.
В случае экономического спада безработица
падает ниже естественного уровня, и события развиваются в обратной
последовательности. В результате инфляция уменьшается. Таким образом, в
долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен после
достижения естественного уровня безработицы. Последний определяется
эмпирически. К сожалению, не ясно, сколько лет необходимо экономике для
адаптации к различного рода экономическим потрясениям, т. е. для достижения
естественного уровня. При этом нельзя забывать и о пределах терпимости
населения к экономическим неурядицам. Многое зависит и от неожиданности самого
потрясения. Все это не может не поставить под сомнение теорию естественного
уровня, так же, как ранее была оспорена кривая Филипса.
Зададимся вопросом: какую цену платит общество
за снижение уровня инфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, ибо
удается существенно сократить темп инфляции за счет более скромного снижения
занятости. Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1 %
безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня.
По закону Оукена, это означает снижение реального валового национального
продукта на 4 % от потенциального.
Проблема необходимости платить безработицей за
снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов
утверждают, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о
морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В
любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее,
чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта.
IV.
Антиинфляционная политика.
Правительство
каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную
политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
1.
Косвенные
методы.
ü
Регулирование общей массы денег через управление
ими центральным банком;
ü
Регулирование ссудного и учетного процесса
коммерческих банков через управление ими центральным банком;
ü
Обязательные резервы коммерческих банков, операции
центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
2.
Прямые
методы.
Прямые методы
регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с
инфляцией, включают в себя:
ü
Прямое и непосредственное регулирование
государством кредитов и тем самым - денежной массы;
ü
Государственное регулирование цен;
ü
Государственное (по соглашению с профсоюзами)
регулирование заработной платы;
ü
Государственное регулирование внешней торговли,
ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
3.
Первоочередные
антиинфляционные методы.
Сбивать темпы
инфляции - значит, сокращать разницу между денежной и товарной массой в
хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к
равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
1.
Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это
первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания
продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь
сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую
реформу колхозов и совхозов.
a.
установление порядка
выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их
за счет будущего урожая;
b.
установление государственных
закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве
ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и
создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на
сельскохозяйственную продукцию.
2.
Воссоздание разрушенного инвестиционного поля
народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится
невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах
предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и
обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3.
Налаживание снабженческо-сбытовых связей между
предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее
эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти
структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и
межгосударственном масштабе.
4.
Взамен налога на добавленную стоимость,
стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и
крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным
платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от
роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать
производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5.
На время кризиса необходимо централизовать
банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и
инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и
льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных
сроков документооборота.
6.
Для стабилизации потребительского рынка
целесообразно:
a.
создать систему
стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести
государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый
кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а
также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет
деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
b.
создать условия для
повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли
потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту
жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров
членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным
розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих
индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику.
Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного
сектора.
7.
В течение кризисного периода следует также
проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и
строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции
должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые
государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.
4.
Антиинфляционные
действия, предпринимаемые в России.
Опыт борьбы с
инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в
основном на “книжных” примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен
только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие
денежной массы - тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к
диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных
денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с
инфляции заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать
именно те, обусловленные местом и временем явления.
Как известно,
четко выделить какой из видов инфляции имеет место невозможно, так как они
сильно переплетены между собою. В случае инфляции издержек цены растут по
причине желания производителей продать свою продукцию по более высоким ценам, а
при инфляции спроса покупатель продукции стремится потратить деньги как можно
скорее. Очевидно, что оба эти случая имеют место в нашей действительности.
Большинство экономистов считают, что, используя лишь один рычаг - регулятор
денежной массы от инфляции избавиться невозможно.
Для борьбы с инфляцией правительство избрало либерализацию цен и
сокращение денежной массы. Предположение о том, что при ликвидации
фиксированных цен "невидимая рука" установит равновесные цены,
которые не будут затем расти, оправдалось с точностью до наоборот. После того,
как ценообразование освободилось от "якоря" фиксируемых цен, инфляция
из контролируемой превратилась в неконтролируемую.
Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила
процесс ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота.
Остановимся на этом феномене подробнее. Путем многократной оборачиваемости
денежных средств банки и другие финансовые учреждения в период высокой инфляции
получают инфляционную сверхприбыль, намного превышающую среднюю в сфере
материального производства. В результате происходит инфляционное
перераспределение прибыли и денежных ресурсов из реального сектора в
финансово-банковский (одновременно доходы перераспределяются в теневую
экономику). Рост процентных ставок сопровождается снижением относительной цены
ссудного денежного капитала. Если темпы роста товарных цен существенно обгоняют
темпы роста процентной ставки, инвестиционные денежные ресурсы обесцениваются.
Чем выше инфляция, тем больше обесценение долгосрочных кредитов. Кризис на
рынке долгосрочных кредитов (а при развитом фондовом рынке и на рынке
долгосрочных ценных бумаг) провоцирует расширение спекуляций на рынке
краткосрочных обязательств. Переход от "длинных" к
"коротким" деньгам ведет к сокращению денежной массы. Но сжатие
денежной массы за счет сокращения инвестиций в основной и оборотный капитал
реального сектора не рекомендуется даже монетаристами, поскольку оно ведет к
абсолютному снижению объемов производства и потребления.
Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран включает в
себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой
номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции
становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание
кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из
регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на
регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая
необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие
денежной массы. Знаменитое "денежное правило" М. Фридмена гласит:
денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и
циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост
денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.
В России уменьшение темпов инфляции в 1995-1996 гг. привело
к снижению процентных ставок. Одновременно наблюдался ограниченный рост
денежной массы.
В
программных документах правительства задача снижения процентных ставок и
доходности по ГКО поставлена, но реализация ее тормозится. Что касается объема
денежной массы, то правительство не считает целесообразным существенное
расширение инвестиционных кредитов, которое не приведет к усилению инфляции.
Как видно из табл. 1, в 1990 г. коэффициент монетизации в
России был 62%, т.е. на уровне промышленно развитых стран. В результате
перехода от "длинных" к "коротким" деньгам коэффициент
монетизации в 1995 г. снизился до 9,6%, или в 6,5 раз по сравнению с 1990 г. В
1996 г. коэффициент монетизации впервые за последние шесть лет возрос, но это
увеличение незначительно по сравнению с сохраняющимся относительным сокращением
денежной массы в 5,2 раза (к 1990 г.).
Таблица 1
Денежные индикаторы и темпы
инфляции в России
|