|
|||
В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен. Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму. Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования или либерализации цен. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Чтобы лучше понять специфику российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России. Реформа цен в России являлся одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа без достаточного учета перспективных шагов и грядущих изменений, вызванных ею, часть мероприятий была не достаточно обдуманна, и, в связи с этим, данный процесс в значительной степени вышел из под контроля. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. Розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991 г. Еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. Было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальные рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу. (табл.1).
Табл.1. | |||
Страна, год |
Рост цен, % |
Страна, год |
Рост цен, % |
Россия (1992) |
2501 |
Венгрия (1991) |
33 |
Болгария (1991) |
457 |
Польша (1990) |
249 |
Чехословакия (1991) |
54 |
Румыния (1991) |
252 |
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т.к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.
В то время как цены возросли объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.
3.2 Основные подходы антиинфляционной политики
Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков. Непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Анализируя темпы и причины возникновения инфляции можно выявить основные методы борьбы с этим явлением. Основными методами борьбы с инфляцией должны стать активная бюджетная политика, программы государственных капитальных вложений с одной стороны, денежно-кредитное регулирование с другой и «политика цен и доходов» с третьей. Эти важнейшие макрорегуляторы инфляции государство применяет в условиях современной рыночной экономики.
Политика доходов регулируется на государственном уровне путем сдерживания величины инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы. Оно использует косвенные методы виде «социального партнерства» - поиска компромиссных соглашений работодателей с профсоюзами.
Государство ограничивает монополистическую деятельность в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое «вздутие» цен.
Регулирование ценовой динамики становится эффективным благодаря соответствующей денежной политике Центрального банка. При этом применяются такие способы регулирования предложения денег как операции на открытом рынке. Чтобы увеличить предложение денег, Центральный банк покупает у остальных банков государственные ценные бумаги (облигации и векселя казначейства). Для уменьшения предложения денег Центральный банк продает такие бумаги, изымая тем самым деньги из экономики.
Используется также способ изменения ставки банковского процента. Если такая ставка уменьшается (кредит дешевеет), то предложение денег возрастает. Когда ставка процента возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается.
Способ изменения нормы обязательных резервов заключается в том, что все банки обязаны держать определенную долю депозитов ( от 3 до 18%) в качестве резерва в Центральном банке. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование нормы обязательных резервов является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из анализа всех рассмотренных факторов можно сделать выводы о том, что многие субъекты макроэкономики экономически заинтересованы в нарушении сбалансированности денежного обращения. В современной рыночной экономике инфляционный рост цен полностью неистребим, поскольку невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как значительная монополизация экономики, структурные кризисы, вызываемые НТР и другими причинами; военно-промышленный комплекс; долгосрочные инвестиции; локальные войны; государственный бюджетный дефицит и т.д.
Целью антиинфляционной политики государства должно быть наибольшее ограничение действия факторов, вызывающих нестабильность денежного обращения на стороне и денежного предложения и спроса. Активно использовать важнейшие макрорегуляторы инфляции – проводить в жизнь политику доходов, ограничивать монополистическую деятельность, эффктивно регулировать ценовую динамику посредством денежной политики Центробанка. Сдерживать проявления в обществе т.н. «инфляционных ожиданий».
Сочетание этих методов с учетом конкретных условий позволит сделать инфляцию управляемой, а уровень ее умеренным,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Проспект, 2007
2. Куликов Л.М. Экономическая теория. М.: Проспект, 2005
3. Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 1999
4. Макроэкономика ( Часть II ) Учебно-методическое пособие ГАСБУ Москва 2004г
5. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 1996. Гл. 14
6. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 2001. Гл. 7, 8.
7. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи. 2005
8. Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления //Экономист: 1996г, №4
9. Правительство Российской Федерации. Постановление от 18 января 1993 г. №23 “О дальнейших мерах по государственному регулированию инфляционных процессов и частичном изменении постановления Правительства РФ от 31.01.92 №1041 “О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров” (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.95 №600).
10.Государственный комитет по статистике. Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении “Положения о порядке наблюдения за изменение цен и тарифов на товары и услуги, определение индекса потребительских цен”.
11.Современная инфляция: истоки, причины, противоречия. М.: Мысль, 1980.
12.Газета "Коммерсант-daily", 2006: 1 октября, С 2.
13.Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и кредит:1996, N 7, С.50.
14.Президент Российской Федерации. Указ от 3 июня 1993г. “О некоторых мерах по сдерживанию инфляции”.
15.Инфляция: причины и закономерности Вопр. экономики. 1992. № 2.
16.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год." //Деньги и кредит: 1996, N 12, С.3.
17.Журнал "Деньги", 1998: 14 сентября, С.16.
18.Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1, 2.
19. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления.//Экономист: 1995, №8.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Потребительские индексы в России и странах СНГ 1990-1995 гг,
Таблица 1
Страны
1990 г.
1991 г.
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
янв.-ноябрь
янв.1991 - ноябрь 1995 г.г.
Индексы потребительских цен к предыдущему году, раз
Латвия
Эстония
Литва
Киргизстан
Узбекистан
Молдавия
Россия
Таджикистан
Азербайджан
Казахстан
Украина
Белоруссия
Армения
Туркменистан
Грузия
1,105
1,231
1,084
1,030
1,031
1,042
1,048
1,044
1,078
1,042
1,056
1,045
1,103
1,046
1.048
3,62
3,36
5,83
2,11
2,13
2,10
2,68
1,93
3,30
1,94
1,87
1,96
1,94
2,01
2,23
10,6
10,4
12,6
17,5
4,7
23,0
26,1
12,9
16,7
30,6
22,2
16,5
19,5
11,6
15,6
1,35
1,36
2,89
14,7
16,1
28,1
9,4
74,3
13,9
22,7
66,6
21,0
110,2
109,3
75,9
1,26
1,42
1,45
1,87
10,36
2,05
3,15
1,01
18,87
12,57
5,01
20,57
18,63
14,28
65,95
1,19(1)
1,26
1,32
1,28
1,94(2)
1,20
2,24
12,04(1)
1,76
1,55
2,69
3,31
1.23
3,81(3)
1,46(1)
77,4
84,9
335,8
1288,5
3200,3
3329,1
4658,4
22531,7
25583,0
26296,1
37338,9
46294,3
95325,3
137881,0
254085,6
Среднемесячные темпы прироста потребительских цен в России и странах СНГ 1990-1995 гг.
Продолжение таблицы 1
Страны
1990 г.
1991 г.
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
янв.-ноябрь
янв.1991 - ноябрь 1995 г.г.
Среднемесячные темпы прироста потребительских цен, %
Молдавия
Латвия
Армения
Эстония
Киргизстан
Литва
Грузия
Казахстан
Азербайджан
Узбекистан
Россия
Украина
Белоруссия
Таджикистан
Туркменистан
1,3
0,8
0,8
1,7
0,2
0,7
0,4
0,3
0,6
0,3
0,4
0,5
0,4
0,4
0,4
6,4
11,3
5,7
10,6
6,4
14,0
6,9
5,7
10,5
6,5
8,6
5,4
5,8
5,7
6,0
29,9
21,7
28,1
21,6
26,9
23,5
25,8
33,0
26,5
13,7
31,2
29,5
26,3
23,7
22,6
32,0
2,5
48,0
2,6
25,1
9,2
43,4
29,7
24,6
26,1
20,6
41,9
28,9
43,2
47,9
6,1
2,0
27,6
2,9
5,4
3,1
41,8
23,5
27,7
21,5
10,0
14,4
28,7
0,1
24,8
1,7(1)
1,7
1,9
2,1
2,2
2,6
3,8(1)
4.1
5,3
6,8(2)
7,6
9,4
11,5
28,2(1)
30,6(3)
14,7
7,8
21,4
7,8
12,9
10,4
23,9
18,8
18,8
15,2
15,4
19,5
20,0
18,9
25,0
[L1]Понятие инфляции
Страницы: 1, 2