бесплатные рефераты

Инфляция: типы, механизм формирования, последствия, способы устранения

Именно такая ситуация сложилась с странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции. Ситуация кардинально изменилась при переходе страны на рыночные рельсы и произошедшими в этой связи процессами.

 

 

2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ

 

2.1. Механизм формирования инфляции

 

Каждый тип инфляции имеет свои определяющие особенности формирования, кратко рассмотренные в предыдущей главе. Подробно рассматривается фактор, играющий большую роль в развитии инфляции, такой как скорость обращения денег.

История показывает, что количество денег - М растет по мере роста чистого продукта - NNP. Если в сравнении с довоенным уровнем М выросло в пять раз, то и NNP увеличился даже еще больше за то же время. И это не только история. Данные тенденции сохранились и в последующие четверть века, даже если мы не знаем, что является причиной, а что следствием, являются ли изменения М причиной изменений NNP или же наоборот.

Есть ли здесь связь? М - это величина, которую можно измерить в любой момент времени, так же как и любую другую статью баланса. NNP - движение денег (долларов) в течение года - можно измерить основываясь на отчетах о доходах, которые будут относиться к периоду между двумя датами.

Чтобы иметь возможность охарактеризовать отношения столь разнящихся между собой величин, введем некое понятие "Скорости обращения денег" в год, обозначенного буквой V.

Определение скорости обращения денег. Скоростью обращения денег, или вернее сказать, скоростью обращения дохода, называется число оборотов денежной массы в год, а каждый оборот обслуживает расходование доходов. Когда сумма денег оборачивается медленно до такой степени, что темп расходования денежного дохода низок, V будет мала. Когда в каждый момент оказывается, что люди держат у себя денег меньше по отношению к потоку NNP то и V будет высокой.

Величина V изменяется во времени и зависит от изменений финансовой системы, привычек, мнений и видов на будущие распределения М между различными видами организаций и классов людей с различными доходами. Однако эти изменения не всегда бывают слишком неожиданными, произвольными или совершенно непредвиденными. Для своевременного экономиста не будет большой проблемой установить путем тщательного анализа кривых инвестиций и сбережений (С + I+ G) зависимость между количеством денег и другими "Балансовыми" переменными, а с другой стороны - с различными величинами занятости: производства и дохода.

Для всех случаев действительна следующая формула, определяющая скорость обращения денег:

 

V   º   NNP / M   º   p1g1+p2g2 / M  º   Spg / M   º   PG / M

 

При этом подразумевается, что существует какая-то возможность выбора совокупного измерения дохода (NNP, GNP, NI и т.д.), скорость обращения которого мы и определяем. Р в данном случае обозначает средний уровень цен и изменяется вместе с индексом цен. Q- реальный национальный продукт, исчисляется не в текущих ден. единицах (текущих долларах), определяется статистическим путем при помощи пересчета NNP по индексу цен.

Уже имея понятие скорости обращения денег, можно преобразовать его в формулу, чтобы получить еще одну равнозначную формулу. Она называется "количественным уравнением обмена".

MV   º   PG

 

Из определения V следует, что левая часть уравнения тождественна NNP, то есть соответствует годовому уровню национального дохода или продукта. Исходя из данного определения P и Q, правая часть формулы представляет NNP.

Полезность данной формулы заключается в том, что на ее основе можно провести анализ, описывающий реальную экономическую жизнь, предугадать изменения скорости обращения денег.

 

 

2.3. Специфика и распространение инфляции в переходной экономике

 

Специфику распространения различных типов инфляции в переходной экономике удобно рассмотреть на примере анализа экономических условий и факторов инфляции развивающихся стран. По этим признакам их можно разделить на пять основных групп.

К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, где отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.

Ко второй группе относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в фи политике отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах" (среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.

Страны третьей группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.

Страны четвертой группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн - имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в "ползучих формах" (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

К пятой группе относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов гиперинфляции в этих странах, как и в странах первой группы, выдвигаются, во-первых, проблема финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство денежных и неденежных факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы (например, важной причиной гиперинфляции в Бразилии и Аргентине был чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи); в-третьих, диспропорциональность между более ускоренным ростом цен на промышленную по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

 

 

3. ПОСЛЕДСТВИЯ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ

 

3.1 Современные темпы протекания инфляции в мировой экономике и ее последствия

 

В качестве основных последствий инфляции можно выделить два. Первое – значительное перераспределение доходов в обществе в пользу ряда хозяйственных звеньев и лиц, например предприятий-монополистов (нефтегазовых, энергетических, железнодорожных), финансовых структур (кредитные организации), звеньев теневой экономики, которые в эти периоды еще больше не доплачивают налоги в госбюджет. Второе значительное последствие заключается в том, что разрушаются нормальные социально-экономические отношения. Нарастает «бегство от денег», национальные денежные знаки теряют силу, перестают выполнять свои функции, вытесняются твердой иностранной валютой. Товарообменные процессы дезорганизуются, развивается бартер, нарушаются хозяйственные связи, вызывая спад производства, банкротства, депрессию; усиливаются финансовые спекуляции, мошенничество, общественно-политические беспорядки.

Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Итак, проявлением инфляции является повышение цен, но рост цен связанный с вышеупомянутым дисбалансом между спросом и предложением - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен  могут и конкретные экономические обстоятельства.

Как  показывает  опыт  нашей, а также других стран, переход на рыночные  отношения   сопровождается   быстрым   ростом   цен,   усилением  действия  инфляционных  факторов.  Очень  важно  правильно  оценить, является ли сам  переход  на  рыночные  отношения причиной углубления инфляции или при этих  отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное  выражение.

     Очевидно,  что в условиях рыночных отношений возможности искусственного  сдерживания  инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность  в  принятии  решений  по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов  усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Современная инфляция носит не  локальный характер, как раньше, а повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

Темпы возникновения и протекания инфляции и инфляционных процессов в России при переходе к рыночной экономике является показательным в этом вопросе, но имеет свои особенности.

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономический условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.

В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение "цена - заработная плата", перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.

Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.

Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов  продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией плановой цены является планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производится последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.

Цены в России в течение последних десятилетия повышались. Общий из уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1997 году, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8% В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике можно графически проанализировать на рис. 1.

Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL.

 

 

Рис.1.

 Инфляция: типы, механизм формирования, последствия, способы устранения

В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является  основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования или либерализации цен. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.

Чтобы лучше понять специфику российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России.

Реформа цен в России являлся одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа без достаточного учета перспективных шагов и грядущих изменений, вызванных ею, часть мероприятий была не достаточно обдуманна, и, в связи с этим, данный процесс в значительной степени вышел из под контроля. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен  под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. Розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991 г. Еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. Было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные  материальные ресурсы. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальные рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу. (табл.1).

 

Табл.1.

Страна, год

Рост цен, %

Страна, год

Рост цен, %

Россия (1992)

2501

Венгрия (1991)

33

Болгария (1991)

457

Польша (1990)

249

Чехословакия (1991)

54

Румыния (1991)

252

 

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т.к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.

В то время как цены возросли объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.

 

 

3.2 Основные подходы антиинфляционной политики

 

Опыт многих   стран   показал,   что   длительное   функционирование  централизованного   планирования,   как   правило,  приводит  к  нарушению  сбалансированности материальных и денежных потоков. Непоследовательность  в  принятии  решений  по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов  усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Анализируя темпы и причины возникновения инфляции можно выявить основные методы борьбы с этим явлением. Основными методами борьбы с инфляцией должны стать активная бюджетная политика, программы государственных капитальных вложений с одной стороны, денежно-кредитное регулирование с другой и «политика цен и доходов» с третьей. Эти важнейшие макрорегуляторы инфляции государство применяет в условиях современной рыночной экономики.

Политика доходов регулируется на государственном уровне путем сдерживания величины инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы. Оно использует косвенные методы виде «социального партнерства»  - поиска компромиссных соглашений работодателей с профсоюзами.

Государство ограничивает монополистическую деятельность в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое  «вздутие» цен.

Регулирование ценовой динамики становится эффективным благодаря соответствующей денежной политике Центрального банка. При этом применяются такие способы регулирования предложения денег как операции на открытом рынке. Чтобы увеличить предложение денег, Центральный банк покупает у остальных банков государственные ценные бумаги (облигации и векселя казначейства). Для уменьшения предложения денег Центральный банк продает такие бумаги, изымая тем самым деньги из экономики.

Используется также способ изменения ставки банковского процента. Если такая ставка уменьшается (кредит дешевеет), то предложение денег возрастает. Когда ставка процента возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается.

Способ изменения нормы обязательных резервов заключается в том, что все банки обязаны держать определенную долю депозитов ( от 3 до 18%) в качестве резерва в Центральном банке. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование нормы обязательных резервов является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Из анализа всех рассмотренных факторов можно сделать выводы о том, что многие субъекты макроэкономики экономически заинтересованы в нарушении сбалансированности денежного обращения. В современной рыночной экономике инфляционный рост цен полностью неистребим, поскольку невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как значительная монополизация экономики, структурные кризисы, вызываемые НТР и другими причинами; военно-промышленный комплекс; долгосрочные инвестиции; локальные войны; государственный бюджетный дефицит и т.д.

         Целью антиинфляционной политики государства должно быть наибольшее ограничение действия факторов, вызывающих нестабильность денежного обращения на стороне и денежного предложения и спроса. Активно использовать важнейшие макрорегуляторы инфляции – проводить в жизнь политику доходов, ограничивать монополистическую деятельность, эффктивно регулировать ценовую динамику посредством денежной политики Центробанка. Сдерживать проявления в обществе т.н. «инфляционных ожиданий».

Сочетание этих методов с учетом конкретных условий позволит сделать инфляцию управляемой, а уровень ее умеренным,

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Проспект, 2007

2.   Куликов Л.М. Экономическая теория. М.: Проспект, 2005

3.   Красавина Л.Н.  Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 1999

4.   Макроэкономика ( Часть II )  Учебно-методическое пособие  ГАСБУ  Москва 2004г

5.   Булатов А.С.  Экономика.  М.: Бек. 1996. Гл. 14

6.   Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 2001. Гл. 7, 8.

7.   Жуков Е.Ф.  Общая теория денег и кредита.  М.: Банки и биржи. 2005

8.   Белоусовы. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления //Экономист: 1996г, №4

9.   Правительство Российской Федерации. Постановление от 18 января 1993 г. №23 “О дальнейших мерах по государственному регулированию инфляционных процессов и частичном изменении постановления Правительства РФ от 31.01.92 №1041 “О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров” (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.95 №600).

10.Государственный комитет по статистике. Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении “Положения о порядке наблюдения за изменение цен и тарифов на товары и услуги, определение индекса потребительских цен”.

11.Современная инфляция: истоки, причины, противоречия. М.: Мысль, 1980.

12.Газета "Коммерсант-daily", 2006: 1 октября, С 2.

13.Медведев А.В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и  кредит:1996, N 7, С.50.

14.Президент Российской Федерации. Указ от 3 июня 1993г. “О некоторых мерах по сдерживанию инфляции”.

15.Инфляция: причины и закономерности  Вопр. экономики. 1992. № 2.

16.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год." //Деньги и кредит: 1996, N 12, С.3.

17.Журнал "Деньги", 1998: 14 сентября, С.16.

18.Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1, 2.

19. Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления.//Экономист: 1995, №8.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Потребительские индексы в России и странах СНГ 1990-1995 гг,

Таблица 1

Страны

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

янв.-ноябрь

янв.1991 - ноябрь 1995 г.г.

Индексы потребительских цен к предыдущему году, раз

 

Латвия

Эстония

Литва

Киргизстан

Узбекистан

Молдавия

Россия

Таджикистан

Азербайджан

Казахстан

Украина

Белоруссия

Армения

Туркменистан

Грузия

 

 

 

 

1,105

1,231

1,084

1,030

1,031

1,042

1,048

1,044

1,078

1,042

1,056

1,045

1,103

1,046

1.048

 

 

 

 

3,62

3,36

5,83

2,11

2,13

2,10

2,68

1,93

3,30

1,94

1,87

1,96

1,94

2,01

2,23

 

 

 

 

10,6

10,4

12,6

17,5

4,7

23,0

26,1

12,9

16,7

30,6

22,2

16,5

19,5

11,6

15,6

 

 

 

 

1,35

1,36

2,89

14,7

16,1

28,1

9,4

74,3

13,9

22,7

66,6

21,0

110,2

109,3

75,9

 

 

 

 

1,26

1,42

1,45

1,87

10,36

2,05

3,15

1,01

18,87

12,57

5,01

20,57

18,63

14,28

65,95

 

 

 

 

1,19(1)

1,26

1,32

1,28

1,94(2)

1,20

2,24

12,04(1)

1,76

1,55

2,69

3,31

1.23

3,81(3)

1,46(1)

 

 

 

 

77,4

84,9

335,8

1288,5

3200,3

3329,1

4658,4

22531,7

25583,0

26296,1

37338,9

46294,3

95325,3

137881,0

254085,6

 

 

 

Среднемесячные темпы  прироста потребительских цен в России и странах СНГ 1990-1995 гг.

Продолжение таблицы 1

 

Страны

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

янв.-ноябрь

янв.1991 - ноябрь 1995 г.г.

Среднемесячные темпы  прироста потребительских цен, %

 

Молдавия

Латвия

Армения

Эстония

Киргизстан

Литва

Грузия

Казахстан

Азербайджан

Узбекистан

Россия

Украина

Белоруссия

Таджикистан

Туркменистан

 

 

 

 

 

1,3

0,8

0,8

1,7

0,2

0,7

0,4

0,3

0,6

0,3

0,4

0,5

0,4

0,4

0,4

 

 

 

 

6,4

11,3

5,7

10,6

6,4

14,0

6,9

5,7

10,5

6,5

8,6

5,4

5,8

5,7

6,0

 

 

 

 

29,9

21,7

28,1

21,6

26,9

23,5

25,8

33,0

26,5

13,7

31,2

29,5

26,3

23,7

22,6

 

 

 

 

32,0

2,5

48,0

2,6

25,1

9,2

43,4

29,7

24,6

26,1

20,6

41,9

28,9

43,2

47,9

 

 

 

 

6,1

2,0

27,6

2,9

5,4

3,1

41,8

23,5

27,7

21,5

10,0

14,4

28,7

0,1

24,8

 

 

 

 

1,7(1)

1,7

1,9

2,1

2,2

2,6

3,8(1)

4.1

5,3

6,8(2)

7,6

9,4

11,5

28,2(1)

30,6(3)

 

 

 

 

14,7

7,8

21,4

7,8

12,9

10,4

23,9

18,8

18,8

15,2

15,4

19,5

20,0

18,9

25,0

 

 [L1]Понятие инфляции


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ