бесплатные рефераты

Инфляция в России

На следующей стадии обесценение затрагивает заработные пла­ты, которые растут медленнее, чем цены. В результате сокращает­ся мотивация к труду. Рабочая сила, пытаясь сохранить прежний уровень жизни, перемещается в более доходные сектора экономи­ки, а происходящее в результате сокращение реального производст­ва стимулирует дальнейший рост цен.

На этой же стадии инфляции практически одновременно с на­емными работниками критической точки достигают мелкие и сред­ние фирмы, уступающие крупным фирмам в качестве оборудова­ния, в применяемых технологиях, организации труда и т. д. Для того чтобы снизить потери от инфляции, эти фирмы вынуждены наращивать запасы сырья и материалов «впрок», а растущие цены постепенно «съедают» оборотные средства предприятий. Происхо­дит материализация денежных средств, то есть капитал перетекает из денежной формы в товарную.

На следующей стадии развития инфляции критической точки достигает и государство. Если перед этим растущие в абсолютном размере налоговые поступления обеспечивали расходную часть бюджета, то теперь, чтобы финансировать увеличивающиеся расхо­ды, государство вынуждено прибегнуть к эмиссии денег. Дополнительная денежная эмиссия позволяет государству осуществлять обходимые платежи, но возрастающая денежная масса увеличив темпы инфляции. Государство вынуждено осуществлять дальней­шую эмиссию, раскручивая инфляционную спираль.

Влияние инфляции на накопление. Инфляция сокращает на­копления. Обесценение идет одновременно по двум направлениям: уменьшение реального денежного капитала и снижение его доход­ности. Обесценение вкладов на ранних стадиях инфляции незначи­тельно, однако чем выше инфляция, тем меньше товаров и услуг можно приобрести на деньги, находящиеся на вкладе.

Доходность сбережений сохраняется до тех пор, пока ставка процента по вкладам выше темпа роста цен. Сбережения приносят доход, который постепенно становится все меньше. Если ставка процента становится отрицательной, то есть меньше темпа роста цен, сбережения утрачивают смысл. Чем выше уровень инфляции, тем сильнее «бегство от денег», которое, в свою очередь, усилива­ет рост цен.

При развитии инфляции вкладчики вынуждены искать средства защиты своих сбережений в виде покупки высокодоходных ценных бумаг, иностранной валюты или материальных ценностей—потреби­тельских товаров длительного пользования, драгоценностей, антиква­риата, предметов искусства, недвижимости и так далее. Очевидно, что далеко не все могут приобретать драгоценности и антиквариат. Большая часть населения вынуждена уменьшить сбережения, обеспе­чив ими финансирование текущего потребления. Оставшиеся средст­ва направляются на покупку валюты. В результате инфляции накоп­ления перераспределяются в пользу социальных групп, которые имеют высокий доход, растущий вместе с ростом цен. Сами накоп­ления принимают товарно-материальную форму.

Вместе с изменением структуры накоплений происходит и из­менение структуры кредита. Инфляция делает предоставление средств в кредит невыгодным для кредитора и выгодным для должника. Рост цен сокращает долю долгосрочных, а затем и среднесрочных кредитов. Сокращение сбережений сопровождается сокращением инвестиций. Осуществлять долгосрочные вложения становится рискованным. Меняется структура инвестиций: посте­пенно они перемещаются из сферы производства в сферу торговли, а также на финансовые рынки. Снижение уровня инвестиций в свою очередь приводит к старению оборудования и росту издержек, «подогревая» таким образом инфляцию.

Влияние инфляции на экономический рост. Как уже говорилось, высокая инфляция разрушительно действует на экономику. А как влияет на экономический рост небольшой рост цен? По этому поводу существует несколько точек зрения.

Кейнсианская теория и ее последователи считают, что слабая инфляция стимулирует экономическое развитие. Предположим, что равновесный объем производства при уровне цен Р1 находится в точке Q1 (см. рис. 1). Экономика использует имеющиеся трудо­вые и материальные ресурсы не полностью. Если уровень цен по­высится до Р2, то это вызовет рост доходов и совокупный спрос АD1 переместится в положение АD2. Рост цен обусловит перерас­пределение денежного дохода в пользу социальных групп, обла­дающих большей предельной склонностью к сбережению, что бу­дет стимулировать увеличение инвестиций. Медленное постоянное повышение цен обеспечивает фирмам получение дополнительной прибыли, и они будут заинтересованы в осуществлении инвести­ций и расширении производства.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока в экономи­ке будут существовать неиспользованные ресурсы, а рост цен бу­дет относительно небольшим.

 

 

 

 

 Инфляция в России

 

Рис. 1. Нарушение равновесия из-за смещения кривой совокупного предложения

 

В отличие от последователей Кейнса, представители различных направлений неоклассической теории считают, что даже слабая ин­фляция негативно влияет на экономическое развитие. Во-первых, рост цен приведет к тому, что сначала вкладчики замедлят темпы роста вкладов, а затем станут уменьшать их, перемещая средства в сферу потребления. Во-вторых, рост цен тормозит инвестицион­ный процесс. Перспектива сбыта продукции в условиях роста цен становится неопределенной, и расширение производства в такой ситуации становится рискованным и даже бессмысленным.

Следует отметить, что истинность той или другой точки зре­ния эмпирически не подтверждена. Можно признать, что при уровне инфляции до 5% в год происходит экономический рост. Инфляция выше этого уровня влияет на экономику негативно.

Влияние инфляции на платежный баланс. Еще    одним нега­тивным последствием инфляции является ухудшение        платежного баланса страны или чистого экспорта Хn, который     представляет собой разницу между импортом и экспортом.

Предположим, что существует ряд стран, торгующих друг с другом и у которых объем экспорта равняется объему импорта (Хn = 0) . Если в какой-то из этих стран начнется постепенный по­стоянный рост цен, то экспорт из этой страны станет сокращать­ся, а импорт—расти. Платежный баланс становится отрицатель­ным. Если такая ситуация будет развиваться дальше, то эта страна для покрытия дефицита должна либо использовать свои золотова­лютные резервы, либо девальвировать национальную валюту. Ис­пользование золотовалютных резервов не может продолжаться дос­таточно долго из-за их ограниченной величины. Девальвация на­циональной валюты на первом этапе позволит сохранить экспортно-импортные пропорции платежного баланса и даже несколько усилит конкурентоспособность отечественных товаров за рубежом. Однако снижение курса национальной валюты приведет через не­которое время к диспропорциям в экономике, так как преимущест­во получат отрасли, ориентированные на производство экспортной продукции, а отрасли, потребляющие импортные товары, окажутся в упадке. Кроме того, девальвация национальной валюты создаст проблему погашения иностранных кредитов, так как для возврата единицы иностранной валюты будет требоваться большее количест­во единиц национальной валюты.


III. Инфляционные процессы в экономике России.

 

1. Инфляция в России и методы её регулирование.

 

Экономика современной России пережила гиперинфляцию в самом начале экономической трансформации от централизованной экономики к рыночной.

Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: «Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить её подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Всё многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – это чисто монетарное явление»[2].

Первоначальная ориентация преимущественно на монетаристкие методы экономической трансформации, резкая либерализация цен в России, отсутствие антиинфляционной программы привели к галопирующей инфляции, по уровню которой Россия в начале 90-х годов занимало одно из ведущих мест в мире.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в сред­нем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годо­вом исчислении на 884%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).

Гиперинфляция потре­бовала денежные знаки бо­лее высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены но­вые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продол­жался стремительный рост потребительских цен, кото­рый в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Благодаря введению валютного, коридора и других мер прави­тельства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. — до 15%.

До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.

Мрачный прогноз гиперинфляции в России в условиях августовского кризиса 1998 г. не сбылся. После взлета по­требительских цен на 84,5% в 1998 г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Однако инфляция не побеждена.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали пост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%.

Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную про­дукцию (91,4%). Сохраняется значительный инфляци­онный потенциал, который при малейшем толчке может вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, при­менив дефляционную политику в условиях продолжав­шегося в течение 10 лет экономического спада причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и посо­бий. За рубежом дефляция применяется в условиях "пе­регрева" экономики и ее крайней мерой является бло­кирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается. В России, несмотря на частичное пога­шение задолженности по заработной плате и пенси­ям, эта проблема сохраняет свою остроту.

 

Таб. 2[3]

Динамика среднегодового уровня инфляции в России

 

Годы

 

Инфляция (%)

1990

5,3

1991

92,6

1992

2508,8

1993

844,2

1994

215,0

1995

131,3

1996

21.9

1997

11.0

1998

84,4

1999

36,5

2000

20,0*

2001

12,0*

2002

8,50*

* Прогноз.

Источники: World Development Report 1997, From Plan to Market. Published for the  World bank by  Oxford  University Press.  Госкомстат России за соответствующие годы.

 

Одной из причин ориентации антиинфляционной политики на сжатие денежного спроса стало возведе­ние в ранг официальной догмы монетаристской кон­цепции инфляции, которая концентрирует внимание на изменениях денежной массы в обращении как оп­ределяющей функции цен, доходов и занятости. В ито­ге антиинфляционная политика России определялась в основном характеристиками денежной массы без учета немонетарных факторов инфляции.

Как свидетельствует мировой опыт, лекарство от инфляции не может ограничиваться мерами воздей­ствия лишь на ее монетарные факторы путем ограни­чения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учи­тывают ее многофакторность и подрывают основы национальной экономики России в условиях трудного перехода к рыночной модели хозяйствования. Для сдерживания инфляции требуется комплексная антиинфляционная политика.

Целью антиинфляционной политики в России дол­жно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема на­ционального производства и обеспечения экономичес­кой безопасности страны и народа. Небольшая инфля­ция увеличивает платежеспособный спрос и тем са­мым стимулирует экономический рост. Страны с ци­вилизованной экономикой научились регулировать инфляционный рост цен. Характерно, что к числу же­стких критериев вступления стран Евросоюза в зону евро относится, в частности, согласованный низкий уровень инфляции и предоставление центральному банку статуса независимости от правительства, по­скольку он несет ответственность прежде всего за со­стояние национальной валюты.

Независимо от того, в какой сфере зарождается инфляция, возникает цепная реакция и обратная связь, так как производство, распределение, обмен, потреб­ление взаимосвязаны. Будучи следствием экономичес­кого спада и расбалансированности экономики, инф­ляция, в свою очередь, усугубляет диспропорции вос­производства и дезорганизует хозяйственные связи. Неравномерный рост цен по товарным группам по­рождает неравенство норм прибылей, ставок заработ­ной платы, стимулирует отток средств и кадров из од­ного сектора экономики в другой (в России из про­мышленности и сельского хозяйства и торговлю и фи­нансово-банковский сектор). Инфляция обесценивает денежные накопления предприятий, населения и ос­лабляет заинтересованность в результате хозяйствен­ной деятельности. Стимулирует развитие "теневой" экономики и антисоциальных явлении.

Регулирование инфляции в стратегии подъема на­циональной экономики включает помимо общеэконо­мических мер и завершения начатых реформ н целях формирования рыночных отношений целевую ориен­тацию экономической политики на стабилизацию, а затем подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

Первоочередной антиинфляционной мерой явля­ется оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах.

Снижение инвестиций в основной капитал в 1997-98 гг., незначительный рост — в 1999 г. свидетельству­ют о неудовлетворенном инвестиционном спросе, недоступности финансовых и кредитных ресурсов для производственного сектора, низкой платежеспособно­сти предприятий. В рамках бюджета развития по состо­янию на начало 2000 г. профинансированы полностью 65, частично — 21, т.е. 86 инвестиционных проектов из 226 победителей конкурсного отбора в 1995-97 гг., или 38%. До сих пор не решена проблема государственных гарантий по 60% заемных средств. Из 100 проектов, по­ступивших на конкурс, только один признан победите­лем. Из 350 объектов, сооружаемых по инвестиционным проектам-победителям конкурсов 1995-97 гг., полностью введены в действие лишь 52, в том числе 11 — в 1999 г.

Что касается иностранных инвестиций, то Россия не может пока рассчитывать на их крупный приток. Следовательно, необходимо опираться прежде всего на собственные силы в стратегии экономического раз­вития, учитывая экономический потенциал России.

Ключевое место в антиинфляционной политике за­нимает оздоровление и реформа бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Финансо­во-экономический кризис 1998 г. высветил необходимость ускорения реформы бюджетной сферы. Решение бюджет­ных проблем за счет наращивания государственного внут­реннего и внешнего долга усилило зависимость россий­ской экономики от внешних факторов — конъюнктуры мировых рынков, состояния переговоров с междуна­родными финансовыми институтами.

Для сдерживания инфляции важно закрепить наметив­шиеся в 1999 г. позитивные сдвиги в бюджетной сфере — увеличение бюджетных доходов, повышения собираемо­сти налогов, ориентация расходов на возрождение рос­сийской экономики. Не использован такой резерв как со­кращение непроизводительных расходов на управление.

Положительным фактором стало уменьшение бюд­жетного дефицита. Он доведен до уровня (3,6% ВВП — в 1997 г.. 5,5% - в 1998 г., 1,4% - в 1999 г.) приемле­мого для Международного валютного фонда в каче­стве условия для предоставления России очередного транша кредита. Это достигнуто, в основном, за счет секвестировать расходов и увеличения доходов по линии МНС и ГТК. Бюджетный дефицит существует в большинстве стран, но там применяются методы его покрытия, не имеющие инфляционных последствий, Россия использовала все известные мировой практике источники финансирования бюджетною дефицит — налоги, займы, инфляцию.

Во-первых, налоговая политика ориентируется, в основном на фискальные цели в ущерб функции на­логов как регулятора развития экономики. Налоговая политика не должна парализовать бизнес и толкать сто в "теневую" экономику. Стратегия налоговой рефор­мы направлена на снижение налогового бремени. По­вышение собираемости налогов по многом зависит от эффективности введенного механизма ответственнос­ти налогоплательщиков.

Во-вторых, жизнь взаймы поставила Россию на грань банкротства: внутренний государственный долг достиг "50 млрд. руб. на 17 августа 1998 г., внешний, включая государственный и частный, — 212 млрд. дол. В резуль­тате новации ГКО-ОФЗ объем внутреннего государ­ственного долга России уменьшился почти на 30% до 550 млрд. руб. к 1 мая 1999 г.

Чрезмерное использование государственных заим­ствований для финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным фактором при от­сутствии реальных источников погашения долгов. Поэтому необходимо не только устанавливать лимит го­сударственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием за­имствований.

Специфическим для России направлением антиин­фляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. Стоит задача нормализации денежных расчетов путем ликвидации взаимной задол­женности предприятий друг другу и бюджету.

Учитывая значение монетарных факторов инфля­ции, антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обраще­ния. Не менее важно совершенствование структуры денежной массы. В результате ограничения денежной эмиссии по рецептам монетаристов коэффициент монетизации в России составил 16,6% в 1998 г., 14,44% — в ноябре 1999 г. против 80-120% на Западе.

Низкая насыщенность ВВП рублевой массой сти­мулировала появление множества неофициальных эмис­сионных центров, выпускающих денежные суррогаты, которые обслуживают 70-80% хозяйственного оборота. В этом проявляется стихийная реакция хозяйственного оборота на сжатие денежной массы вопреки требовани­ям экономического закона денежного обращения.

В антиинфляционной политике важное место при­надлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополни­тельной эмиссии денег при прочих равных условиях.

Важным направлением антиинфляционной поли­тики как составной части стратегии подъема нацио­нальной экономики является санация и реструктури­зация банковской системы. Кризис выявил также уз­кие места, как деятельность банков-трейдеров, кото­рые бесконтрольно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции в основном за счет средств вкладчиков; недостаточно эффективный над­зор Центрального банка за коммерческими банками; изъяны банковского законодательства в отношении процедуры банкротств, работы временной админист­рации и антикризисных управляющих; "заморажива­ние" 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО/ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность крупных банков, привело к кризису неплатежей в банковской сфере. Для восстановления платежеспособности бан­ков Центральный банк принял меры. В их числе; про­ведение многостороннего клиринга за счет средств фон­да обязательного резервирования; небольшие стаби­лизационные кредиты, которые оказались менее эф­фективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.

Благодаря этим мерам и положительным сдвигам в экономике к 2000 г. завершился первый этап реструктуризации банковской системы. За 1999 г. вдвое увели­чились активы банков, особенно рублевые, и число прибыльных банков (до 1153, или 85% их общего ко­личества). Доля проблемных банков снизилась с 35% до 20% за одиннадцать месяцев 1999 г.

Перспективы банковской системы во многом зави­сят от её рекапитализации. Этот процесс идет медлен­но. В 1999 г. совокупный капитал банков (без Сбербан­ка) превысил докризисныи уровень лишь на 9% (при темпе инфляции 36,5%). в том числе на 15% за счет отзыва лицензии банков. Наметился рост депозитов физических лиц в банковской системе в рублях на 33.6% и в инвалюте на 16,6% за первые одиннадцать месяцев 1999 г. Однако это положительное изменение касается в большей степени Сбербанка (рост депозитов на 35,7% и 34,1% соответственно), чем других коммерческих бан­ков (18,6% и 3%). К тому же доля депозитов физических лиц в пассивах банковской системы снизилась с 19,1 до 17% (январь-декабрь) в связи со снижением жизненно­го уровня и медленным привлечением денежных сбе­режений населения. Для его ускорения необходима реальная гарантия банковских вкладов.

Для противодействия инфляции необходимо актив­нее использовать потенциал расширения кредитования национальной экономики в целях ее возрождения и увеличения товарного обеспечения рубля.

Уроки глобального, в том числе банковского, кризи­са в России выдвинули на первый план проблему совер­шенствования банковского надзора и контроля. Для это­го, прежде всего, необходимы квалифицированные кад­ры и полная компьютеризация банковской отчетности.

Не менее важно формировать новый тип банка, более устойчивого к кризисным потрясениям и созда­вать (с учетом мирового опыта) банковские холдин­ги, банковские группы, транснациональные банки с участием банковского капитала России, других стран СНГ, иностранных банков. Не менее важно поддер­жать российские банки за рубежом (бывшие совзагран-банки), а не закрывать их по конъюнктурным сообра­жениям, как предлагают некоторые. Вновь внедриться будет трудно. Это — самое трудное направление анти­инфляционной политики. В условиях несовершенной конкуренции в России, значительной доли импортных товаров на потребительском рынке и однозначной за­висимости динамики потребительских цен от снижения курса рубля к доллару рыночное регулирование цен не­эффективно. Даже при повышении курса рубля к доллару цены не снижаются. Усиливается дисперсия цен на одни и те же товары. Наглядный пример — лекарственный ры­нок. В мировой практике принято при необходимости до­полнять рыночное регулирование цен государственным на предметы первой необходимости. Характерно, что во время кризиса 1998 г. и некоторых регионах были попытки ограничить рост цен в пределах 10-20% (при совокупном росте цен на 43,5% в августе-сентябре).

Состояние фондового рынка влияет на инфляци­онный процесс. Российский рынок ценных бумаг бур­но развивался и по количественным показателям при­ближался к статусу развитого рынка. В середине 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Индекс Россий­ской торговой системы (РТС) повысился с 200 до 400 пунктов за первое полугодие 1997 г., объем капитализа­ции достиг 30 млрд. дол., а торги — 100 млн. дол. в отдель­ные дни (без сделок, заключенных вне РТС).

Подобный бум на фондовом рынке в условиях эко­номического спада, продолжающегося десятилетие, таил опасность кризиса. Особую угрозу представляла финансовая пирамида ГКО/ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы. Безусловно, рынок госу­дарственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия бюджетного дефицита, но в мировой практике принято его регулировать. Выплата высоких доходов по ним съедала 1/3 бюджетных расходов в кон­це 1998 г. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг па фондовом рынке усилил инфляцию, подрывая инвестиции и истощая кредитный рынок.

Выход российских правительственных облигаций (евробондов) на мировой финансовый рынок позволил привлечь иностранную валюту по более низким ставкам, чем в России. Но неэффективное использова­ние этих валютных заимствований для латания бюд­жетного дефицита и отсутствие реальных источников их погашения усугубили кризис фондового рынка.

В целях решения наиболее острых проблем, выз­ванных августовским финансовым кризисом 1998 г., проведена новация по государственным ценным бума­гам. В декабре 1999 г. объем реструктурированных ГКО/ОФЗ превысил 11 млрд. руб. по номиналу. Погашены два выпуска ГКО. Приостановлена эмиссия облигаций Бан­ка России с середины февраля 1999 г. В результате из­менилась структура долга: увеличилась доля долгосроч­ных ценных бумаг с фиксированными невысокими став­ками по купонам. Это привело к уменьшению издер­жек по обслуживанию государственного долга.

Емкость рынка правительственных ценных бумаг сократилась и ликвидность его в 1999 г. была низкая. Рынок корпоративных акций восстанавливается мед­ленно. Лишь в конце 1999 г. курс акций стал повышать­ся под влиянием благоприятных оценок российского рынка на фоне роста мировых цен на нефть.

В комплексе мер по возрождению рынка ценных бумаг важное место занимает процесс слияния инвес­тиционных и банковских структур, перераспределение капиталов в реальный сектор экономики с целью ее стабилизации и подъема.

Либерализация внешнеэкономической деятельно­сти, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции. Снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отрицатель­но влияли на инвалютные поступления России.

Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры для российской экспортной продукции, в первую оче­редь нефтепродуктов с апреля 1999 г. способствовало (на­ряду с девальвацией рубля) увеличению валютной вы­ручки, предложению инвалюты на валютном рынке. Под влиянием роста цен на импортируемые товары в России повышаются цепы па все товары, включая отечествен­ные, не имеющие импортного компонента.

Но главное — происходит импорт инфляции, преж­де всего из США. С предоставлением валютных прав фи­зическим лицам и предприятиям с 1992 г. усилился спрос на иностранную валюту, особенно доллары, для стра­хования риска, в частности инфляционного. На покупку валюты используется от 12,4% (1998 г.) до 8,5% (1999 г.) денежных сбережений населения. Долларовые накоп­ления у населения (50-80 млрд. дол.) практически озна­чают, что Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для российских банков.

"Долларизация" экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда национальная валюта пло­хо выполняет свои функции. Поэтому раздающиеся призывы запретить хождение доллара утопичны и чре­ваты появлением "черного" валютного рынка. Задача заключается в привлечении долларовых сбережений населения на нужды подъема российской экономики. Но для этого необходимы реальная гарантия по ва­лютным вкладам в банках и надзор Центрального бан­ка РФ за их использованием.

Составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и относи­тельная стабилизация курса рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимает форму спекуля­тивной игры на повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные кризисы. Несмотря на девальвацию рубля, курс его постоянно снижается.

Центральный банк России с лета 1995 г. до авгус­товского кризиса 1998 г. устанавливал пределы колеба­ний валютного курса с учетом мирового опыта, в час­тности Евросоюза. Переход от горизонтального к на­клонному "валютному коридору", совершенствование метода котировки официального курса рубля служили антиинфляционным якорем.

В условиях кризиса 1998 г. курс доллара к рублю (5,94 руб. в декабре 1997 г., 15,93 в октябре 1998 г.) вышел за рамки валютного коридора, который уступил место другим методам регулирования плавающего валютно­го курса. В их числе управление рублевой ликвидностью коммерческих банков, операции ЦБР на валютном рынке и своевременные заявления его об ориентирах динамики курса рубля к доллару. Иногда появляются необоснованные предложения ввести режим фиксиро­ванного курса рубля. Это противоречит современной мировой практике. С 1973 г. в мировом сообществе пре­обладает регулируемое плавание валютного курса.

Несмотря на значительную девальвацию рубля (на ""), курс доллара продолжает повышаться с 20,65 руб. до 27 руб., т.е. на 31% за 1999 г., евро - с 24,09 до 27,20 руб., или на 13%. Этому способствует ряд факторов: ин­фляционные ожидания, неурегулированность проблем внешнего государственного долга, хотя достигнуто час­тичное их решение, и дальнейшего сотрудничества с МВФ; увеличение ликвидных рублевых средств в резуль­тате погашения ГКО и купонов ОФЗ после их новации.

Инфляционным фактором является не только внут­реннее бегство от рубля к доллару, но и внешнее "бег­ство" российского капитала за рубеж (оценки колеблются от 60 до 300 млрд. дол.), что характерно для стран, пере­живающих экономические и политические трудности. Из-за "бегства" капитала Россия лишается одного из источ­ников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Назрела необходимость разработки государственной программы сдерживания "бегства" капиталов и их частичной репатриации.

Она должна включать меры против: отмывания "грязных" денег, связанных с противоправными дей­ствиями юридических лиц и внедрения их в легальные финансовые потоки; нелегального "бегства" капитала (оставление за рубежом части экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты таможенных сборов и налогов в инвалюте и т.д.); "бегства" капитала по легальным кана­лам, что не всегда принимается во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских банков; завышении корреспондентских счетов "Ностро" в иностранных банках-корреспондентах; приоб­ретении недвижимости за рубежом.

Первый шаг в этом направлении — создание на базе МВД межведомственного центра по противодействию от­мывания доходов с участием СБ, Минфина, ФСНП, ГТК, Минэкономики, ФПС, ФКЦБ. Введение лицензирования внешнеэкономической деятельности также было бы по­лезно для сдерживания утечки капитала за рубеж.

Для сдерживания внешних факторов инфляции не­обходимо более эффективное регулирование внешне­экономической деятельности, совершенствование эк­спортного и валютного контроля.

По данным МВД, невозврат экспортной валютной выручки составил в 1998 г. 4,4 млрд. дол., а необеспе­ченные товарными поставками авансовые платежи по импорту — 4,3 млрд. дол. Соответственно недобор та­моженных сборов достиг 2,4-3,2 млрд. дол.

В антиинфляционной стратегии особое место зани­мает проблема урегулирования сложной ситуации вок­руг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими органи­зациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

Регулирование внешних факторов инфляции тре­бует разработки валютной стратегии и стратегии вне­шних заимствований. В России пока преобладают по­жарные меры текущей политики. Концепция валютной стратегии должна включать отношение России к струк­турным принципам мировой валютной системы, ев­ропейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значе­ние в аспекте использования евро во внешнеэкономи­ческих контрактах, а также для диверсификации валют­ных резервов. Целесообразно установить обоснованный минимум золото-валютных резервов, чтобы противосто­ять периодическим кризисам, присущим рыночной эко­номике тем более в условиях «догоняющего развития». В современной России золото-валютные резервы (12,5 млрд. дол. в конце 1999 г.) ниже международного стандарта их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта товаров. К тому же для России к этому крите­рию следовало бы добавить предстоящие платежи по внеш­нему долгу. Для пополнения золотых резервов необхо­дима государственная поддержка золотодобывающей отрасли, скупка золота у российских производителей.

Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка — одна из причин как дестабилизации экономи­ки, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности ры­ночной экономики в них. Для нормализации предприни­мательской деятельности необходим также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить поли­тическую стабильность в стране. Не менее важно по­высить профессионализм управленческих структур.

Инфляция может быть контролируемым и регули­руемым процессом. Для этого важно использовать го­сударственное регулирование экономики в дополне­ние к рыночным регуляторам. Монетаризм, утвержда­ющий будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско на Западе и в чистом виде ни в одной стране (кроме Рос­сии) не возведен в ранг официальной доктрины.

Односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы способствовала десятилетнему эконо­мическому спаду в экономике, оставшейся без госу­дарственного надзора и регулирования. Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулиро­ванию экономики (экономическими, а не админист­ративными методами) в сочетании с рыночными ре­гулирующими механизмами вселяет надежду, что ин­фляция в России будет поставлена под контроль в це­лях стимулирования подъема национальной экономики.


IV. Заключение.

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопро­фильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Последние событие на финансовом рынке России, результатом которых стал рост кур­са доллара, замораживание долга по государственным краткосрочным обязательствам, деваль­вация рубля, и как следствие рост цен и обесценивание сбережений, а это значит новый виток инфляции, показывают, что долгие попытки российского Правительства по сдерживанию ин­фляции на низком уровне, сдерживанию курса рубля не увенчались должным успехом. Причи­ны случившегося кризиса были заложены намного раньше, и он предопределился процессом развития ориентации экономики России, последние ставки в которой были сделаны на экспорт сырьевых ресурсов, так же особенностями в развитии и действии банковской системы, и об­щим спадом промышленности. Пытаясь защитить стоимость рубля, делая ставку на это, как на показатель стабильности и управляемости экономики, не принимая при этом действенных мер по поддержке и развитию промышленности страны, Российское правительство тратило в итоге больше, чем оно могло себе позволить. Учитывая мировой финансовый кризис, падение цен на нефть (экспорт которой приносил достаточные суммы валюты, которые направлялись на под­держание рубля) привели к тому, что у Центрального банка России иссякли ресурсы на под­держание валютного коридора, коммерческие банки содрогнулись под тяжестью беспреце­дентных убытков в торговле валютными долгами России, а инвесторы устроили окончатель­ную обструкцию рублевым обязательствам России, и с российского рынка ушли все нерезиден­ты, изъяв свои денежные вложения. В итоге правительству пришлось сдать свои финансовые рубежи.

И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвра­щению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилиза­ции ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе про­граммы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по пре­одолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитием по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономи­ки. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.


V. Список используемой литературы.

 

1.     Экономика. Учебник/ Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 1998 г.

2.     Адрианов В. «Инфляция и методы её регулирования», «Маркетинг» – 2000 №5, С.3.

3.     Амосов А. «Особенности инфляции и возможность противодействия ей», «Экономист» – 1998 №1, С. 67-75.

4.     Кравченко П.П. «Причины инфляции в России», «Менеджмент в России и за рубежом» - 2000 №5, С. 141-144.

5.     Красавина Л.Н. «Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности», «Финансы» – 2000 №4, С. 36-39.

6.     Пашковский В. «Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России», «Общество и экономика» 2000 №1.

7.     Журнал «Деньги», 1998: 14 сентября, С. 16.

8.     Журнал «Деньги», 1998: 30 сентября, С. 31.


[1] «Маркетинг» – 2000 №5, С. 3

[2] Журнал «ЭКО». – 1995. – С.2.

[3] «Маркетинг» №5 (54), 2000 г., С.5.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ