бесплатные рефераты

Инновации в музейном обслуживании

Интересно отметить отношение посетителей к параметрам качества жизни. Лишь немногие в "Книге отзывов" намекали о попытке возвести нищету в эстетическую категорию. Большинство же благодарили за воспоминания, доставившие радость. Показательны такие записи: «В период тотальной разобщенности память возвращает нас в то время, когда люди жили без комфорта, но были "настоящие"». "Люди жили скромно и достойно, не своим бытом, а одним общим большим делом". Очень характерна запись молодой девушки: "Приятно посмотреть на быт без мещанства и излишеств. Многим близки ценности того времени, а не стремление к наживе и отсутствие веры в завтрашний день".

Коммерциализация социальной активности населения. Со второй составляющей культурного пространства, потребляющейся в виде культурных благ, товаров и услуг, связана экономическая теория, популярная в 80-90-е гг. XX в. на Западе. Она определяла экономическую ипостась культуры следующим образом. Культура воздействует на экономику тем, что становится элементом воспроизводства способности человека как рабочей силы, а следовательно, влияет на характер, результативность и масштабы экономической деятельности. Социально-экономическая эффективность ее в этом контексте связывается с влиянием на важнейшие параметры социального и экономического развития общества:

ü        рост производительности труда;

ü        прирост национального дохода;

ü        рациональное использование свободного времени;

ü        повышение культурного уровня населения.

Рыночный характер отношений посеял иллюзию возможности рыночного регулирования приносимой культурой пользы в сфере повышения производительности труда как фактора роста социально-общественного богатства страны. Сформулированная на этой основе теория "социальных товаров" выдвинула идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объектам действия рыночных механизмов, исходя из социальной значимости отдельных видов культурных услуг и объема платежеспособности населения.

Данный аспект и был взят на вооружение российскими реформаторами. В контексте этой теории культура рассматривается ими как функционально свя­занная со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и "интеллектуальным оснащением" работника, необходимым для осуществления профессионального труда, а также как средство развлечения и отдыха. Человек в данном случае рассматривается в качестве отлаженного механизма, на который благотворно влияет потребление культурных благ и услуг.

С этих позиций были разработаны показатели социальной эффективности культурных услуг:

индекс социальности Вайсброда;

ü        коэффициент социальной рентабельности (денежная оценка социального эффекта относительно затрат на производство данного социального эффекта);

ü        показатель чистой - приведенной социальной стоимости;

ü        индекс социальной доходности и т. д.

По признанию исследователей, эти формализованные показатели не все­гда поддаются исчислению и не учитывают временной оценки. Данные параметры могут быть взяты на вооружение, но они не учитывают многогранность социокультурной роли учреждений культуры. По признанию многих специалистов это одна из главных проблем бюджетной реформы, ориентированной на результат.

Интересные исследования по этому поводу провели сотрудники Алтай­ского краевого центра народного творчества и досуга. По их мнению, социально-экономическая активность действительно является основой (главным фактором) человеческого существования и развития, однако это не единственное условие человеческой жизнедеятельности и развития социума.

Данные статистики говорят о том, что социально-экономическая активность населения сопровождается социально-культурной пассивностью, и наоборот, социально-культурная активность - социально-экономической пассивностью.

Отсутствие инвестиций в большинстве регионов РФ отрицательно сказы­вается на количестве рабочих мест. Безработица служит стимулом (появляется больше свободного времени) для проявления социально-культурной активности, которая, в свою очередь, становится способом адаптации к неблагоприятным жизненным обстоятельствам. В ходе исследования выявилось любопытное противоречие:

ü        культурно-развлекательная активность способствует адаптации к безра­ботице;

ü        культурно-познавательная активность - поиску способов ее преодоле-

В экономически депрессивных регионах для учреждений культуры открывается огромное поле деятельности: формируя ценности труда, познания, они могут "вытащить" регион из депрессивной "ямы", пробудить население от "спячки".

Таким образом, социально-культурные факторы (доминирование в социуме культурно-познавательных установок и ценностей над культурно-развлекательными) усиливают социально-экономическую активность населения.

Анализ имиджформирующих качеств интернет-ресурса музея.

Имидж - это специально созданный, а не возникший спонтанно образ. Создание репутации - дело многих лет, тогда как для ее разрушения достаточно одной минуты. Поэтому, даже если имидж уже не требуется создавать, всегда существует необходимость его поддержания, укрепления, корректировки.

Глобальная сеть интернет тоже начала играть имиджформирующую роль, но преимущественно на уровне имиджа отдельных организаций и их ресурсов: дизайн сайтов выдерживается в фирменном стиле, контент увязывается с корпоративной РК-политикой. Но подобного узкокорпоративного понимания имиджа явно недостаточно, особенно если влияние учреждения культуры вполне можно распространить по всему региону.

В последние годы культурный туризм объявлен одним из приоритетов регионального развития. Поэтому РР-деятельность в области культуры насущно требует целенаправленной работы со "всемирной паутиной": интернет как мощнейший инструмент продвижения способен сформировать туристские предпочтения пользователя на уровне не только конкретного турпродукта или оператора, но и региона, страны.

Туризм - всеобъемлющая сфера, в которой деятельность субъектов не может быть сепаратной: к примеру, учреждение культуры ("производитель" тур-продукта) и туроператор ("упаковщик") работают в итоге друг на друга.

В любом случае, используется ли интернет для создания имиджа или его изменения, возникает множество вопросов:

ü        насколько возможно управление имиджем региона в web-пространстве?

ü        какие для этого существуют пути?

ü        насколько интернет-ресурс отдельной организации, в частности организации культуры, может повлиять на имидж региона?

ü        какие факторы определяют имиджформирующие качества интернет-ресурса?

Рассмотрим некоторые варианты ответов на примере региональных пред­ставительств, в частности Ярославского региона.

Существует легкий способ выяснить, каким регион видится пользователю глобальной сети " потенциальному туристу. Достаточно задать поисковым системам ряд вопросов, которые приходят на ум любому человеку, собравшемуся в туристическую поездку. Пользователь может столкнуться с двумя серьезными проблемами: либо ресурсов оказывается недостаточно, либо их содержание не отвечает его запросам.

Многие серьезные городские веб-ресурсы оказываются слабо интегриро­ванными в глобальную сеть и плохо просматриваются извне региона. Казалось бы, подобная проблема имеет чисто технический или маркетинговый характер и зависит исключительно от вложенных средств. Но это не совсем так.

Видимость сайта во всемирной паутине во многом зависит от формулировки метатегов - своеобразных слов-меток, по которым поисковик отыскивает сайт при выполнении того или иного запроса, формулировка таких меток -задача не столько программиста, сколько контент-менеджера, который должен адекватно оценить целевую аудиторию сайта и ее возможные запросы.

Итак, первая двадцатка сайтов, отобранных по релевантности поисковой системой Яндекс на запрос "Ярославль", в целом может предоставить потенциальному культурному туристу всю необходимую ему основную информацию о городе. Другое дело, что эти ресурсы не всегда выполняют декларированные ими функции. Так, практически все городские информационные системы грешат необъяснимым отсутствием активных ссылок в каталогах организаций. К примеру, в рубрике "Культура, искусство" нет ни одной работающей ссылки на сайты музеев, театров, хотя эти ресурсы, безусловно, имеются. В результате подобные порталы утрачивают свое навигационное значение, представляя ярославский интернет более плоским и бедным, чем он есть на самом деле.

Для того чтобы выяснить, какие ресурсы и в какой степени могут повлиять на туристический имидж региона, следует определиться с критериями.

В основе системы критериев лежит набор потребностей и запросов современного культурного туриста:

ü        визуальность представления информации, дизайн сайтов, разнообразие и привлекательность используемых изображений;

ü        полнота информации с точки зрения потребностей туриста (в культурно-познавательном плане):

ü        - общая информация о городе и регионе, маршрутах, достопримечательностях и возможностях для отдыха;

ü        гостиницы;

ü        проезд, транспорт, расписания, карты, схемы, маршруты;

ü        туристический продукт (виды отдыха и развлечений, организации сферы досуга, основные культурные события в течение года, маршруты, достопримечательности, памятники, культурные события, сувениры, экскурсии);

ü        бытовые услуги (питание, медобслуживание, связь, прокат);

ü        коммуникативность ресурса: наличие обратной связи, интерактивных сценариев, дистанционных услуг (форумы и гостевые книги, интерактивные карты, путеводители, возможность заказа билетов, бронирования номеров, покупки сувениров через интернет);

ü        наличие перевода на иностранные языки;

ü        оригинальность интерпретации информации, наличие "изюминки";

ü        обновляемое сайта, свежесть информации.

Визуальный облик сайтов, разумеется, сильно разнится и зависит от мно­гих факторов. Тем не менее, подавляющее большинство сайтов, попавших в первые десятки, - это хорошо продвигаемые, профессионально выполненные ресурсы. Но фотографий города мало даже на городском сервере "Туристический Ярославль", и зачастую вообще визуально отсутствует какая-либо ярославская специфика, какие-либо намеки на "региональный стиль".

Что касается коммуникативных и интерактивных качеств ресурсов, то, помимо системы бронирования гостиниц, есть возможность узнать расписание поездов (к сожалению, без возможности забронировать билеты), посмотреть карту города и схему движения городского транспорта. Но такого интерактива все же недостаточно. Не хватает более широких возможностей - задать инте­ресующие вопросы специалистам в сфере туризма, заказать экскурсии, зарезервировать билеты (как транспортные, так и на культурные мероприятия), купить сувениры, сконструировать индивидуальный туристический маршрут.

Важность перевода сайта на иностранные языки комментировать не приходится: например, именно благодаря его наличию в системе видны сайты администрации Ярославской области и ярославского вуза. К сожалению, наличие иноязычной версии сайта еще не стало хорошим тоном в городском интернете. Исключением являются ресурсы административных органов и турфирм, а также некоторые сайты организаций культуры (например, на коллективном музейном портале "Вместе" перевод имеется, а сайт Ярославского художественного музея полностью англоязычный).

Важным для имиджформирующей роли сайта является оригинальность интерпретации информации. Однообразие трактовки ярославских достопримечательностей делает образ города стереотипным.

Так, во всех интернет-ресурсах города присутствуют фотографии храмов (преимущественно церквей Ильи Пророка и Богоявления), сделанные с одного ракурса, в итоге создается впечатление, что, кроме этих двух памятников, в городе нечего посмотреть. Интернет - это та среда, в которой можно эффективно и эффектно ломать подобные стереотипы посредством включения в туристический образ города новых объектов, событий, продуктов.

И наконец, обновляемость ресурса является свидетельством его жизнеспособности и востребованности - истина старая, но требующая непрестанного повторения.

Чрезвычайно полезно применить все вышеперечисленные критерии для оценки сайтов учреждений культуры, в частности музеев.

Сайты музеев довольно часто могут выступать своеобразными интернет представительствами региона, особенно в том случае, если регион известен именно своим туристическим потенциалом.

Так случилось, например, во Владимире, когда на запрос о городе все поисковые системы выдавали в первой десятке сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Подобное происходит со многими небольшими городами и поселками, в которых музей является "градообразующим предприятием" и, за­частую, лидером местного интернет-пространства. Ярчайшим примером служит Соловецкий музей-заповедник.

Определенные технические сложности возникают с наполнением сайтов интерактивными компонентами (впрочем, гостевые книги уже считаются нормой, хотя с интернет-услугами пока сложнее), а также с переводом контента на иностранные языки.Критерий, который выше был обозначен нами как "полнота туристической информации", для музейного интернет-ресурса является наиболее важным. Он неразрывно связан как с содержанием, так и со структурой сайта. Например, традиционные разделы любого музейного сайта -"Коллекции", "Экспозиции", "Выставки", "История музея" - явно придуманы музейными специалистами для музейных специалистов. Если исходить из мысли, что музейный сайт рассчитан на гораздо более широкую аудиторию, в т. ч. иногороднюю, то его содержание и структура должны быть ориентированы и на "приземленные" интересы рядовых посетителей. Поэтому информация: а о времени работы музея;

ü        его местоположении (не только адрес, но и карта, транспортная схема, пути подъезда);

ü        наличии инфраструктуры (точки питания, магазины, автостоянки);

ü        предоставляемых услугах (бронирование билетов, заказ экскурсий) -должна стать первоочередной.

В то же время на подавляющем большинстве музейных сайтов главная страница чаще всего содержит новости или раздел неопределенного содержания с невразумительным, ничего не говорящим названием "Наш музей".

Практика показывает, что полнота информации, демонстрируя подлинную заботу о приезжих, нисколько не помешает местным жителям -им подобные сведения требуются не меньше.

Существует мнение, что музейный ресурс не должен делать ссылки на сайты турфирм или гостиниц - на том основании, что музей "не обязан бесплатно размещать рекламу своих конкурентов". Подобная демонстрация "независимости" музеев есть результат непонимания следующего факта.

Каждый из субъектов туристического рынка производит услуги и продукты, комплементарные для услуг и продуктов, поставляемых другими субъектами. Здесь каждый играет свою собственную роль, но в итоге работает на других.

На сегодняшний день Ярославль воспринимается преимущественно как часть раскрученного туристического маршрута "Золотого кольца". Несомненно, именно этот фактор способствует популярности города среди туристов. И он же приводит к неблагоприятным последствиям: маршруты однотипны и не оригинальны, что не устраивает многих современных туристов с неординарными запросами.

Ярославль следует рассматривать как туристический бренд, торговую марку, репутация и привлекательность которой напрямую зависят от методов ее продвижения.

Имидж является ресурсом развития региона, служащим для привлечения не только туристов, но и партнеров, инвесторов. Интернет, пожалуй, наиболее дешевый и эффективный способ формирования имиджа региона, но и наименее управляемый.

На сегодняшний день не существует каких-либо точных рецептов управления развитием веб-пространства. Это самая анархическая сетевая система современного мира, здесь невозможны цензура или административные методы. Иерархии сайтов не существует (если не считать позиций в списках поисковиков или закладках пользователя), но есть иерархия организаций, которым эти сайты принадлежат.

Например, в случае с имиджем региона наиболее очевидна заинтересованность региональных (городских и областных) властей, в подчинении которых находится ряд организаций, имеющих интернет-представительства. И здесь возможны такие простейшие методы решения проблемы, как формулировка обязательных требований к интернет-ресурсам и контроль их качества. Но, разумеется, это крайне ограниченный путь.

Другая возможность развития интернет-ресурса - это конкуренция. Так, упомянутый Владимиро-Суздальский музей-заповедник, став лидером регионального интернета по спискам поисковиков, вызвал ответную реакцию со стороны владимирских турфирм: их деятельность в глобальной сети заметно активизировалась, а уровень представления туристической информации на сайтах заметно вырос.

Спонтанное конкурирование может быть искусственно стимулировано. К примеру, с помощью объявления регионального интернет-конкурса, а также поддержки сайтов, наиболее полно отвечающих запросам имиджевой политики учреждения.

Таким образом, речь идет о формировании региональных стандартов интернет-ресурсов. Кроме того, помимо чисто технических стандартов, касающихся необходимого набора определенных качеств, возможна выработка приоритетов в отношении содержания сайтов.

Расширение событийного ряда: размещение календаря туристических событий (бег русских троек "Золотая грива", фестиваль "Преображение", фестиваль "Джаз над Волгой", День города, День пива и др.).

Введение в "туристический оборот" не задействованных в нем объектов инфраструктуры: турагентства уже пытаются своими методами заинтересовать иностранцев, уставших от храмов на волжском маршруте, и водят группы, например, к зданию ТЮЗа; в городе можно найти и другие, не менее интересные объекты " не обязательно по эстетическим характеристикам: ледовый дворец "Арена-2000 Локомотив", Петропавловская церковь (аналог Петропавловского собора в Петербурге), необычное здание областного архива. Таких объектов можно найти множество, и их презентация в интернете может сместить туристические маршруты с исхоженных троп.

Продвижение темы. Тема 1000-летия Ярославля оказалась чрезвычайно важной для развития туризма в городе, поскольку к 2010 г. планируется создать значительное количество объектов туристической инфраструктуры, провести реставрационные и реконструкционные работы в историческом центре.

Юбилей - особый повод для притока в регион больших капиталов и хороший информационный повод, привлекающий дополнительное внимание к городу.

Использование бренда ЮНЕСКО. Включение исторического центра Яро­славля в июле 2005 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО открывало широкие возможности для позитивного пиара по всему миру.

Важным условием продвижения образа территории могут стать:

ü        интерпретация и промоушн культурных ресурсов;

ü        формирование региональных интернет-стандартов;

ü        выработка форм отношений субъектов виртуального пространства "в реальном мире". В целом, приведение музейного сайта в соответствие с обозначенными

критериями - всего лишь вопрос критического взгляда на вещи. В большинстве случаев подобная работа не требует значительных финансовых затрат и профессиональных кадров, но имеет огромную отдачу. Сайт, способный удовлетворить потребности в информации потенциального туриста, не только служит инструментом маркетинга, не только продвигает услуги учреждения культуры, но и содействует реализации его РК-стратегии.

Вопрос влияния на процесс формирования и развития, имиджформирующих характеристик местных ресурсов рассмотрен здесь лишь в первом приближении, и хотелось бы надеяться, что в дальнейшем эта тема получит развитие с точек зрения менеджмента интернет-ресурсов и регионального имиджмейкинга.

3. Опыт Саратовского государственного художественного музея им. АЛ. Радищева по формированию положительного имиджа

Для своего постоянного развития учреждениям культуры приходится искать новые формы взаимодействия с обществом. Проводником подобных отношений стали средства массовой информации, напрямую сообщающие о культурных событиях и формирующие общественное мнение. Поэтому важнейшими задачами каждого учреждения культуры являются:

ü        постоянное взаимодействие с масс-медиа;

ü        выстраивание цивилизованных партнерских отношений;

ü        использование новых технологий и методов работы. Концепция работы с прессой

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева остро почувствовал необходимость выстраивания взаимоотношений со СМИ более трех лет назад. Отсутствие налаженных контактов проявлялось и в нехватке информации о музее, и в непрофессионализме подачи и описания тех или иных культурных событий, и, как следствие, в отсутствии должного внимания и интереса к музею со стороны его потенциальных посетителей.

Для решения проблемы в Радищевском музее были разработаны собственная модель прямого взаимодействия с общественностью, а также концепция работы с прессой.

Основными задачами взаимодействия с общественностью были:

ü        создание положительного имиджа музея;

ü        широкое распространение сведений о коллекции и информирование местного сообщества о культурных событиях в музее;

ü        стремление к удовлетворению интереса общественности к художественной жизни и искусству;

ü        помощь в становлении культурной журналистики в регионе.

Концепция работы с прессой предполагала проведение работ в трех направлениях:

ü        взаимодействие и установление партнерских отношений с различными СМИ;

ü        подготовка и осуществление совместных проектов;

ü        использование новых технологий и методов в работе музея с общественностью.

Для реализации этих задач была проведена необходимая подготовительная работа. Первоначально сотрудники музея структурировали все виды информации, используемой различными изданиями, на основе чего определили необходимые музейные информационные ресурсы.

Затем была создана база данных всех наиболее значимых газет, журналов и телевизионных каналов, которые в той или иной мере освещают культурные события в Саратове и Саратовской области. В нее вошли местные, региональные и центральные СМИ. База данных включала следующую информацию:

ü        название и тип издания;

ü        почтовые и электронные адреса, телефоны и фамилии редакторов и журналистов, курирующих и освещающих культурные события региона;

ü        к основные публикации по данной тематике.

Всего в базу вошло более 150 газет, журналов, радио- и телеканалов.

Структурированная информация позволила провести мониторинг СМИ и их публикаций, выявить предпочтения в тематике и подаче различных событий.

Эти сведения заложили основу для установления тесных контактов. В целом материал стал хорошим фундаментом для формирования музейного информационного портфеля, а в дальнейшем и информационных пакетов для редак­ций газет, журналов, теле- и радиоканалов, электронных изданий и т. п.

В процессе изучения выявились и различные формы взаимодействия с прессой:

ü        проведение пресс-конференций и круглых столов;

ü        организация интервью и т. п.

Таким образом, у музея сформировались партнерские отношения с различными изданиями, которые стали получать из первых рук исчерпывающие сведения. Это в несколько раз увеличило количество информации о музее. Если в 2006 г. в саратовской прессе ему было посвящено около 70 публикаций и передач, то в 2007 г. их количество достигло 250, а в 2008 г. превысило 400.

В настоящее время практически любое событие, проходящее в Радищевском музее или его филиалах, обязательно освещается несколькими телеканалами и большим количеством пишущих журналистов области.

Регулярно стали появляться публикации о музее и в центральной печати, причем как в специализированных, так и в популярных изданиях, что еще больше способствовало привлечению к нему внимания.

В совместных со СМИ проектах музей и его сотрудники выступают не только поставщиками эксклюзивной информации, но и самостоятельными авторами, высказывающими свое мнение и напрямую доводящими информацию до широкого круга общественности.

Наиболее удачными проектами стали:

ü        циклы телепередач "История одного шедевра" на телеканале ГТРК-Саратов;

ü        акция "Счастливый билет" на радио "Эхо Москвы в Саратове";

ü        "Радищевский музей" - долговременный проект (2002-2004 гг.), реализованный в виде постоянной еженедельной рубрики в саратовских региональных выпусках газет "Известия", "Труд" и "Парламентская газета".

Совместный проект Радищевского музея и названных газет вошел в число номинантов по разделу "Музей и пресса" на фестивале "Интерму-зей-2003", а журналист, курирующий проект со стороны изданий, получил почетный диплом фестиваля. Всего за два года сотрудниками музея было опубликовано более 100 различных материалов и статей музейной тематики.

Не менее интересной формой сотрудничества стала и совместная организация двумя музеями (Радищевским и Государственным Русским музеем) конкурса среди журналистов, освещавших выставку "Три-века русского искусства", получившую широкий общественный резонанс в Саратове и области. Конкурс выявил новые формы и возможности взаимодействия музеев и прессы и позволил укрепить доверие и уважение партнеров друг к другу.

В связи с широким распространением Интернета перед сотрудниками Радищевского музея была поставлена задача его освоения и использования для поддержания положительного имиджа учреждения и привлечения внимания к нему как в России, так и за рубежом.

Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент web-ресурсы. Электронный каталог и представительский web-сайт музея, к сожалению, не соответствовали поставленной цели. Поэтому был выбран путь поэтапного создания и дальнейшего объединения web -ресурсов, которые смогли бы представить виртуальным посетителям все события, происходящие в музее.

Со временем сложилась общая схема взаимодействия учреждения с пользователями через Интернет, в которой одно из центральных мест занял сайт "Новости Радищевского музея".

Именно через сайт происходит оперативное информирование прессы, специалистов, управленцев и широкого круга общественности о новостях культурной жизни.

Сайт и сам во многом стал средством массовой информации, так как получил постоянных читателей (до 400 посетителей в день), а его новости регулярно транслируют десятки крупнейших новостных интернет-агентств и информационных порталов России:

ü        портал Музеи России;

ü        сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ;

ü        Яндекс;

ü        Рамблер;

ü        информационные агентства Ореанда, Росбалт, Регион.Ру, СарБК и т. д.

ü        Музейные информационные web - ресурсы;

ü        Информационный бюллетень музея;

ü        Архив информационного бюллетеня;

ü        Новостной сайт музея;

ü        Тематические;

ü        web - сайты музея;

ü        Информационный портал музея (проект);

ü        Пользователи музейной информации;

Информационные электронные бюллетени музея дважды в неделю рассылаются по более тысячи адресам России, а дайджест новостей на английском языке еженедельно читают специалисты и деятели культуры из тридцати шести стран.

Подтверждением того, что сайт "Новости Радищевского музея" выполняет функции СМИ, стало освещение им Всероссийского фестиваля "Ин-термузей-2007". Во время фестиваля на сайте в он-лайновом режиме, публиковались фоторепортажи о событиях, происходящих в Москве. То есть пользователи Интернета могли в любой момент получить оперативную информацию о мероприятии.

В целом, за два года работы музей опубликовал на страницах своего новостного сайта более 500 новостей, репортажей, пресс-релизов, тематических сообщений и других материалов.

Термин "информационный туризм", появившийся среди пользователей и разработчиков Интернета, заставляет музеи и другие организации искать новые формы работы с интернет-ресурсами по культуре, с тем чтобы помочь виртуальным посетителям ориентироваться в информационном пространстве. Одной из таких форм может стать специализированная навигационная система. Подобная система, объединившая информацию о художественных музеях мира, создана на сайте "Новости Радищевского музея".

Среди собранных в системе web - ресурсов - более 1000 сайтов музеев и галерей мира, специализированных сайтов по культуре и искусству, а также сайтов, посвященных известным художникам.

Информация распределена в специальном меню по следующим рубрикам:

ü        музейные порталы и каталоги;

ü        галереи мира; а художники;

ü        стили искусства.

Кроме того, основные ресурсы распределены по странам. На отдельных страничках представлены характеристика и описание наиболее известных учреждений той или иной страны и есть возможность быстрого перехода на сайты других музеев государства.

В настоящее время можно совершить виртуальное путешествие по сайтам наиболее известных музеев и художественных галерей 24 стран.

Навигационная система может легко наращиваться. Сейчас ведется разработка двух дополнительных модулей. Один из них предоставит возможность быстрого выхода на виртуальные туры по музейным залам, а второй будет вести поиск по детским развивающим играм, размещенным на сайтах художественных музеев мира.

Навигационная система помогает пользователю не только выбрать виртуальный маршрут, но и получить эксклюзивную информацию о культур­ных и исторических достопримечательностях различных стран.

Инновационность системы заключается в том, что она находит при­менение и внутри музея - в информационной зоне для реальных посетителей. Например, в интернет-арт-кафе Радищевского музея "Виртуальный ху­дожественный мир" посетители используют ее для виртуальных путешествий по музеям мира.

В ближайшей перспективе - открытие интернет-пресс-клуба, где для журналистов и специалистов будет организована виртуальная площадка об­щения. Там они смогут высказывать свою точку зрения и публиковать мате­риалы по культурной тематике.

Подобный подход к организации работы дает пользователям возможность получать полную картину культурной жизни и оказывает значительное влияние на формирование положительного имиджа музея.

Таким образом, у Радищевского музея сформировались партнерские отношения с различными изданиями, которые стали получать из первых рук исчерпывающие сведения. Это в несколько раз увеличило количество информации о музее.

В совместных со СМИ проектах музей и его сотрудники выступают не только поставщиками эксклюзивной информации, но и самостоятельными авторами, высказывающими свое мнение и напрямую доводящими информацию до широкого круга общественности. В связи с широким распространением Интернета перед сотрудниками Радищевского музея была поставлена задача его освоения и использования для поддержания положительного имиджа учреждения и привлечения внимания к нему как в России, так и за рубежом. Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент web-ресурсы. Электронный каталог и представительский web-сайт музея, к сожалению, не соответствовали поставленной цели. Поэтому был выбран путь поэтапного создания и дальнейшего объединения web-ресурсов, которые смогли бы представить виртуальным посетителям все события, происходящие в музее.


Заключение

Музейные и культурные достопримечательности на первый взгляд столь же привлекательны для туристов, как и парки развлечений, но даже простые измерения показывают, что реально развлекательные объекты пользуются большей популярностью. Так, результаты деятельности французского Диснейленда ошеломительны: за год его посещает больше людей, чем Лувр, Ватиканские музеи, Прадо и Дрезденскую галерею, вместе взятые, при этом очевиден и финансово-экономический результат такого сопоставления. В этих условиях необходимо разработать маркетинговую стратегию продвижения достопримечательностей, позволяющую сформировать современную модель функционирования объектов показа, сочетая в ней историческую преемственность культурных традиций и экономическую важность.

Развитие идеи маркетинга достопримечательностей как неотъемлемой части маркетинга имиджа и маркетинга территорий заставляет по-новому взглянуть на территориальное развитие, и, прежде всего, осознать необходимость регионам опираться на собственные силы. Концепция территориального туристского маркетинга дает регионам реальную возможность найти долгосрочные источники самофинансирования, что, в свою очередь, поможет решить главную проблему регионального управления — достичь устойчивого социо-эколого-экономического развития территорий.

Состояние финансирования российской культуры заставляет их искать все новые и новые источники средств, в т. ч. внешние.

В современном информационном обществе основой для эффективного функционирования музеев становится создание единой системы хранения информации и обмена ею. Информационные ресурсы играют важную роль в привлечении инвестиций в сферу культуры. Для этого необходимо внедрение новых информационных и организационных технологий, способствующих развитию.

У Радищевского музея сформировались партнерские отношения с различными изданиями, которые стали получать из первых рук исчерпывающие сведения. Это в несколько раз увеличило количество информации о музее.

В совместных со СМИ проектах музей и его сотрудники выступают не только поставщиками эксклюзивной информации, но и самостоятельными авторами, высказывающими свое мнение и напрямую доводящими информацию до широкого круга общественности.

В связи с широким распространением Интернета перед сотрудниками Радищевского музея была поставлена задача его освоения и использования для поддержания положительного имиджа учреждения и привлечения внимания к нему как в России, так и за рубежом.

Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент web-ресурсы. Электронный каталог и представительский web-сайт музея, к сожалению, не соответствовали поставленной цели. Поэтому был выбран путь поэтапного создания и дальнейшего объединения web -ресурсов, которые смогли бы представить виртуальным посетителям все события, происходящие в музее.

Список использованных источников

1.     Анчишкин А.И. Наука, техника, экономика. 2-е издание. М.: Экономика, 2006.

2.     Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 2007.

3.     Глазьев СЮ. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М: ВлаДар, 2007.

4.     Журавлев А.Е. К вопросу о роли государственного регулирования экономического развития. В кн. Материалы Международной научно-практической конференции. Васильевские чтения. «Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре». 31 окт. .2006 г. Часть 2. М.: Изд-во РГТЭУ, 2008.

5.     Журавлев А.Е. О совершенствовании государственного регулирования развития инноваций: политико-экономический аспект. // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. Научный журнал. М.: Изд- во РГТЭУ, 2007, № 1(17),

6.     Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993;

7.     Львов Д.С. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 2008.

8.     Наука и технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Под ред. Макарова В. и А.Варшавского. М: 2008.

9.     Новиков В.С. Инновационная деятельность и перспективы развития туризма. // Инновации и инвестиции. № 8, 2008.

10. Новиков В.С. А.Е. Развитие инноваций в России: совершенствование государственного регулирования. // Инновации и инвестиции. № 1 (9), 2007, Журавлев А.Е. Развитие инноваций в системе рыночных отношений. В кн. Материалы научно-практической конференции «Экономика и управление». М.: Изд-во МГУПИ, 2006.

11. Новиков В.С. Инновации в туризме. М., 2007.

12. Новиков В.С. Основные направления государственного регулирования развития инноваций в России в условиях глобализации: политико-экономический аспект. М.: Издательство «Палеотип». 2007.

13. Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2007 год и на период до 2009 года. // Российская газета. 2007. №12

14. Свинаренко А. Развитие сферы услуг в условиях активизации инновационной деятельности // Наука и промышленность России, 2007. № 8 (52)

15. Шумпетер И. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982;

  1. Яковец Ю.В. и др. Стратегия научно-технологического прорыва. М.: «Международный фонд Н.Кондратьева», 2005.

[1]           Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 2007.С. 277.

[2]           Новиков В.С. Инновационная деятельность и перспективы развития туризма. // Инновации и инвестиции. № 8, 2008. С. 17.

[3]           Наука и технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Под ред. Макарова В. и А.Варшавского. М: 2008.С. 311.

[4]           Цит по: Журавлев А.Е. Развитие инноваций в системе рыночных отношений. В кн. Материалы научно-практической конференции «Экономика и управление». М: Изд-во МГУПИ, 2008.С. 244

[5]           Там же. С. 253.

[6]           Новиков В.С. Инновации в туризме. М., 2007. С. 77.

[7]           Там же. С. 79.

[8]           Новиков В.С. Основные направления государственного регулирования развития инноваций в России в условиях глобализации: политико-экономический аспект. М: Издательство «Палеотип». 2007. с. 157.

[9]           Там же. С. 172.

[10]          Цит по: Свинаренко А. Развитие сферы услуг в условиях активизации инновационной деятельности // Наука и промышленность России, 2007. № 8 (52) С. 22


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ