Инновационная политика России
Инновационная политика России
Министерство образования Российской Федерации
Московский
авиационный институт
(государственный
технический университет)
Гуманитарный
факультет
Кафедра психологии, социологии и социального менеджмента
Реферат
по дисциплине
Инновационный менеджмент
на тему Инновационная политика России
Выполнила:
Проверила:
Аксименко
Н. К.
Москва-2005
Содержание.
Введение. 3
Глава 1. Национальная инновационная
система России. 4
1.1.
Инновационная
политика в научной среде. 4
1.2.
Инновационная
политика в предпринимательской среде. 6
Глава 2. Технологические инновации и
инновационная политика. 8
2.1. Инновационная политика
государства. 8
2.2. Механизмы передачи знаний. 10
Заключение. 12
Список литературы. 14
Введение.
Одним из главных
показателей развития научной и технологической сфер является технологическая
конкурентоспособность. Достаточно высокий научный и технологический потенциал
обеспечивают формирование современной инновационной системы. Но в России пока
этот потенциал не обеспечивает формировании инновационной системы.
Поэтому возникает
важный вопрос о формировании инновационной политики в России.
Цель работы
рассмотреть инновационную политику России.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть инновационную
политику в научной среде.
2. Рассмотреть инновационную
политику в предпринимательской среде.
3. Охарактеризовать
технологические инновации.
4. Описать механизмы передачи
знаний.
Реферат состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.
Национальная инновационная система России.
1.1.
Инновационная
политика в научной среде.
Структура
российской науки, показатели которой выглядят достаточно благополучно,
продолжает соответствовать мировым стандартам. Сумма долей в общей численности
исследований государственного сектора и сектора высшего образования в России в
2002 году составляла 33.8%. соответствующий показатель по ОЭСР в 2000 году был
равен 33%. Существенная доля научных статей в изданиях мирового значения в
России (63,5%) приходится на такие науки, как физика и химия. В США указанные
науки давали в сумме 18%. Высокая доля публикаций по физике и химии в России во
многом является результатом низкой доли публикаций в области медицины и
биологии.
В то же время
доля затрат российского федерального бюджета на НИР в сфере производства самая
высокая среди стран «восьмерки» и в три раза превышает аналогичный показатель в
США.
Однако несмотря
на это в России довольно низкий инновационный потенциал. Коэффициент
изобретательской активности – количество поданных резидентами заявок на
изобретения на 1 миллион человек – в нашей стране примерно в 3-4 раза ниже, чем
в Германии и США, и в 18-19 раз ниже по сравнению с Японией.
В России
изобретательская активность падает по мере приближения к концу
научно-технологической «цепочки». В структуре затрат опытно-конструкторские
работы занимают 67% - больше, чем во многих развитых странах. Но количество
действующих патентов на изобретения в 2002 году более чем в 7,5 раза
превосходило число свидетельств на полезные модели.
Наша страна
существенно отстает от развитых стран по доле затрат на исследования и
разработки в ВВП. Доля затрат на науку в ВВП в 2002 году составила 1,16%, что
примерно вдвое меньше среднего показателя по ОЭСР. Но здесь важно отметить то,
что в промышленно развитых странах львиную долю расходов на НИР берет на себя
промышленность, а у нас предпринимательский сектор обеспечивает только 19,6%
общих расходов на науку.
В промышленно
развитых странах для достижения государственных целей при взаимодействии
государства, науки и промышленности используются три основных инструмента.
Первый –
государственный контракт, который применяется, если приобретение государством результатов
НИР приносит ему непосредственную выгоду или пользу.
Второй, наиболее
распространенный инструмент, - грант. Он лицензирует иную форму отношений между
государством и научно- исследовательским сектором, а именно – поддержку или
стимулирование государством научных исследований и разработок – финансами,
собственностью, услугами.
Именно эту форму
используют наши научные фонды – Российский фонд фундаментальных исследований
(РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Третий, очень важный
институциональный инструмент – кооперативное соглашение. В нем государству
принадлежит право контроля за проведением работ, четко распределяются права и
вклад участников соглашения.
В нашей стране
доминирует доктрина прямой поддержки прикладных исследований и разработок. На
масштабы проведения исследований и разработок в предпринимательской среде
существенное влияние оказывает применение методов косвенного стимулирования
инвестиций в научно-исследовательскую деятельность. Эти методы, получившие
широкое распространение в мире, включают: налоговые послабления; займы по
сниженным процентным ставкам; финансовую поддержку процессов лицензирования
государственных научно-исследовательских организаций и высших учебных
заведений.
Для ориентации
научно-технического сектора на решение задач инновационного развития страны
требуется проведение ряда мер. Выделим среди них наиболее важные:
·
Необходимо
разработать правовую и институциональную базу использования государственных
контрактов, грантов и кооперативных соглашений; определить границы
использования разных институциональных инструментов; разработать стандарты
независимой научной экспертизы и принять их в качестве юридической формы.
·
Необходимо
реформирование программирования в зонах традиционной ответственности государства.
·
Приведение
системы финансирования государственных научных организаций в соответствие с
осуществляемой ими деятельностью.
·
Оценка
качества научно-исследовательской деятельности организации должна производиться
исходя из двух критериев – качества проводимых НИР и их соответствия проблемной
ориентации организации.
2.2.
Инновационная политика в предпринимательской среде.
В России вес
организаций, занимающихся инновационной деятельностью, составляет 8,5% (в
промышленности – 7,1%). Только 4% продукции является инновационной. Это
следствие низкого уровня предпринимательской активности в области инноваций. В
странах ОЭСР доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25
до 80%.
Основные ресурсы
инновационной деятельности сосредоточены в организациях частной либо смешанной
форм собственности.
В области
технологических инноваций прослеживается тенденция снижения уровня инновации с
ростом размера предприятия. В «усредненных» организациях-гигантах (более 1000
занятых), доля инновационной продукции в три с половиной раза меньше, чем в
малых (до 49 занятых) организациях. Инновационная активность малых организаций
с численностью работников до 49 и с 50 до 99 человек составляла соответственно
7,04 и 7% в 2002 году при средней доле инновационно активных предприятий по
России 8,5%.
Поэтому
государственная политика по созданию условий для увеличения масштабов
инновационной деятельности российских предприятий должна быть дополнена рядом
направлений. А именно:
·
Необходимо
улучшить условия хозяйствования для формирования оборотных средств, снижения
общего уровня налогообложения, укрепления правовой базы и правоприменительной
практики.
·
Проводить
санацию производственных мощностей, ориентирующих предприятия на отказ от
неиспользуемых производственных площадей и оборудования.
·
Проводить
технологический аудит предприятий для оценки их возможности развивать
собственную технологическую способность.
·
Необходимо
уделять внимание развитию информационной инфраструктуры и профессионального
инновационного менеджмента.
Все перечисленные
меры в научной среде и предпринимательской среде помогут развитию инновационной
деятельности в этих областях.
Глава 2.
Технологические инновации и инновационная политика.
2.1. Инновационная
политика государства.
Технологическая
политика государства создает рыночные стимулы для формирования национальными
частными компаниями инновационно ориентированной стратегии.
Создание
государством условий для свободного доступа национальным компаниям к
результатам фундаментальных исследований является огромным по значению и
стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности.
Важна также
поддержка со стороны государства системы образования и подготовки (а также в
некоторых случаях переподготовки) специалистов.
В инновационно
ориентированной экономике интеллектуальный капитал играет решающую роль в
реализации новых технологий и достаточно глубокой технологической реструктуризации
производства.
Четкое разделение
функций различных секторов при вкладе в общее стратегическое развитие положено
в основу структуры расходов на исследования и разработки (ИР). Наибольшее
количество новых технологических разработок финансируется частными компаниями,
наименьшее – вузами и правительственными учреждениями. Преобладающим источником
финансирования ИР практически во всех странах являются промышленные компании
(72,4% - в Японии и Южной Корее, 70,2% - в Финляндии, 68,2% - в США), они в
основном и осуществляют исследования и разработки (75,3% - в США, 75,1% - в
Швеции, 74% - в Южной Корее, 71% - в Японии). В менее развитых странах
правительство финансирует наибольший объем ИР (в Мексике – 65,3%, в Турции
47,7%), а основные исследования осуществляются в университетех (38,6% и 55,3%
соответственно).
Кроме
непосредственного участия в финансировании наиболее затратной части
инновационного процесса, государство стремится стимулировать и сами компании к
инвестированию средств в инновационную деятельность.
В России в 2000
году расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех видов
источников (частные компании, правительство, высшие учебные учреждения,
негосударственные организации), были в 25 раз меньше, чем в США, в 9,2 раза
меньше, чем в Японии, в 5 раз меньше, чем в Германии и почти в 4,8 раза, чем в
Китае. Разработка и внедрение новых технологических решений в России пока еще
не являются источником экономического роста и повышения конкурентоспособности
на мировом рынке.
Таблица
1
Структура
расходов на исследования и разработки в России (в %)
|
1994г.
|
1995г.
|
1996г.
|
1997г.
|
1998г.
|
1999г.
|
2000г.
|
Фундаментальные
исследования
|
9,3
|
15,7
|
15,8
|
17,7
|
16,1
|
14,2
|
13,4
|
Прикладные
исследования
|
33,4
|
18,1
|
16,2
|
16,8
|
16,1
|
17,4
|
16,4
|
Разработки
|
57,3
|
66,2
|
68,0
|
65,5
|
67,0
|
68,3
|
70,2
|
В 2000 году в
структуре ИР преобладали расходы на разработки – 70,2% общего объема
финансирования на ИР, на прикладные исследования – 16,4%, на фундаментальные –
13,4%. В структуре расходов на ИР доля фундаментальных исследований повысилась,
а прикладных – снизилась по сравнению с 1994 годом.
Российские
промышленные компании в 2000 году финансировали 32,9% расходов на ИР,
правительство – 52,8%.
К недостаткам
российской инновационной политики надо отнести и то, что в самих регионах
практически отсутствует финансирование инновационной деятельности. В 1999 году
из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на технологические инновации
было выделено всего 0,3% (в 1995 году – 2%).
Для формирования
инновационной экономики необходимо изменить структуру национального
производства, повысить степень участия страны в международном разделении труда,
осваивать новые рынки. При этом конкретные действия менеджеров будут играть
определяющую роль. Подготовка высококвалифицированных менеджеров, создание сети
профессиональных региональных команд, оценка специфики национальной экономики в
России с точки зрения ее инновационных особенностей и перспектив являются, на
наш взгляд, наиболее важными задачами инновационной политики на современном этапе.
2.2. Механизмы
передачи знаний.
В России в
результате действия государства появились новые институциональные структуры с
целью развития инновационной системы. Создана система государственных научных
центров (ГНЦ). Сегодня в нее входят: 58 организаций, трудятся более 81 тысячи
человек, в том числе около 1800 докторов и 8500 кандидатов наук; 63
инновационно-технологических центра (ИТЦ). На базе наиболее мощных ИТЦ
создаются инновационно-промышленные комплексы (ИПК). Существуют технопарки,
действуют наукограды. Наибольшую склонность к кооперации проявляют поставщики
оборудования, материалов, компонентов, программных средств (примерно 8 проектов
на одного участника), потребители продукции (6,5 проекта),
научно-исследовательские организации ( 4,3 проекта), партнеры в составе группы,
то есть внутри образованных союзов и объединений (3,6 проекта). Высшие учебные
заведения занимают предпоследнее место по стремлению к кооперации (2,4
проекта).
В России
практически отсутствует рынок интеллектуальной собственности, с процессами
передачи которой во многом связано развитие инноваций, хотя имеется
значительный задел готовых результатов научно-исследовательской деятельности в
виде патентов, лицензий. Общее количество зарегистрированных договоров на
использование изобретений (лицензионных и об уступке на изобретение) в 2002 году
составило 2022, то есть 12,8%. В первую тройку лидеров торговли промышленной
собственностью с 1997 по 2002 года устойчиво входили медицина, химия и
нефтехимия. Попеременно в тройку лидеров торговли включались – машиностроение,
станкостроение, производство инструментов, легкая и пищевая промышленность.
Для
совершенствования процессов передачи интеллектуальной собственности и повышения
коммерческого эффекта исследований и разработок, финансируемых из бюджета,
целесообразно провести ряд мер. В первую очередь необходимо унифицировать и
упростить патентные процедуры, правила передачи и управления интеллектуальной
собственностью, созданной в результате проведения НИР на бюджетные средства.
Требуется четкая регламентация процессов трансфера технологий, создаваемых на
средства государства, в отрасли промышленности.
Таким образом,
осуществление этих мер будет способствовать формированию в России современной
национальной инновационной системы.
Заключение.
Решение
рассмотренных проблем будет, на наш взгляд, способствовать формированию в
России современной инновационной системы, представляющей собой совокупность
государственных, частных и общественных организаций и механизмов их
взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию,
хранению и распространению новых знаний и технологий. Возможные этапы решения
этих проблем можно представить следующим образом.
·
Создание
предварительных условий для форсированного перехода на инновационный путь
развития: активизация инновационного потенциала предпринимательской среды; подготовка
концептуальной, институциональной и законодательных основ для ведения
современной системы взаимодействий в научно-технической и инновационных сферах
между государством, научно- техническим сектором и промышленностью; организация
постоянного мониторинга и экспертизы действующей законодательной базы,
регулирующей деловую активность, инновационную и научно-техническую
деятельность и практику применения законодательных норм на предмет ее
соответствия сложившимся международным стандартам.
·
Формирование
сетевых взаимодействий: организация постоянного процесса выявления и
мониторингов факторов и барьеров, препятствующих инновационной деятельности;
введение в практику разработанных институциональных инструментов; проведение
реформы государственного программирования; поэтапное введение там, где это
необходимо, разработанных схем государственного содействия процессам трансфера
технологий; выявление существующих сетей и кластеров в России.
·
Кластеризация
инновационной системы – переход при проведении государственной
научно-технической и инновационной политики от поддержания отдельных фирм и
организаций, ведущих НИР, к поддержке развития кластеров связанных между собой
фирм и организаций, проводящих исследования и разработки.
Реализация
перечисленных мер поможет формированию и развитию в России национальной
инновационной системы.
Список
литературы.
1. Бекетов Н. Перспективы
развития национальной инновационной системы России // Вопросы экономики. 2004.
№7.
2. Бойко И. Технологические
инновации и инновационная политика // Вопросы экономики. 2003. №2.
3. Миндели Л., Хромов Г.
Научно-технический потенциал России. Часть 2. М.: ЦИСН, 2003.
|