бесплатные рефераты

Инновационно-инвестиционный процесс в переходной экономике России

Технопарк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, вузы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства.

Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технополис (научный парк, технологический парк). Он представляет собой конгломерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих организаций и других, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации. Технополис – это структура, подобная технопарку, но включающая в себя небольшие города (населенные пункты), так называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы. Объединение мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную для крупных инноваций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно является крупный университет – генератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе инноваций.

В США, например, насчитывается около 300 таких парков, а в Германии – около 300 инновационных центров. Япония приступила к созданию 19 технополисов с мощным потенциалом для разработки совершенных технологий в наиболее приоритетных областях. В России – около 60 технопарков и несколько технополисов: Обнинск, Дубна, Пущино, Арзамас-16, Томск.

Рыночная ориентация инновационной  инфраструктуры определяет ее способность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной рыночной экономики и возможности быстрой адаптации к постоянным динамическим изменениям. Конечной целью формирования инфраструктуры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно-технической и инновационной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, усиление ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического потенциала.

 

2.4. Венчурный бизнес и его формы

Становление инновационного предприни­мательства тесно сопряжено с развитием прак­тики венчурного (рискового) финансирования. В широком смысле под ним подразумеваются все вложения в рискованные с точки зрения финансовых результатов проек­ты, прежде всего в области высоких технологий. В узком смысле оно означает долго- или средне­срочные инвестиции в виде кредитов или вло­жений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания малых быстрорас­тущих компаний. Чаще всего малые рисковые (или венчурные) предприятия связаны со сферой НИОКР, поэтому для их обозначения использу­ется фигурировавший выше термин «малые инновационные предприятия».

Название «венчурный» происхо­дит от английского <venture> — «рис­кованное предприятие или начина­ние». Сам термин «риско­вый» подразумевает, что во взаимо­отношениях капиталиста-инвестора и предпринимателя, претендующего на получение от него денег, присут­ствует элемент авантюризма.

Венчурные предприятия могут быть двух видов:

Ø     собственно рисковый бизнес;

Ø     внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес представлен двумя основными видами хозяйствующих субъектов:

Ø     независимые малые инновационные предприятия (МИП);

Ø     предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Малые инновационные предприятия основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких предприятий могут служить личные сбережения основателя, но их обычно недостаточно для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х годов, например, в США существовало более 500.

Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока договора.

Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты, или внутренние венчуры. Они представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данного предприятия изделия.

Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США. Но как правило, венчурные фирмы неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим предприятиям – эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, называются эксплерентами. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.

Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских». Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.

Перед фирмой-эксплерентом возникает проблема объема производства, когда привлекательная новинка для рынка уже создана. Для этого эксплерент заключает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии.

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису.

В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты – предприятия с «силовой» стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты. Они действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.


Глава 3. Механизм инвестирования в условиях инноваций

3.1. Соотношение источников инновационного финансирования

Главной проблемой поддержки и развития научно-технического потенциала остается проблема инвестирования средств в НИОКР.  Система финансирования научно-технического развития представляет собой весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. До 1991 г. он в основном базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрализованных источниках целевого назначения, которые образовывались в структурах управления по соответствующим жестким нормативам. В 1990-1991 гг. в нашей стране начались реорганизационные мероприятия, связанные с финансированием НТП. Было отменено регламентированное распределение прибыли по фондам экономического стимулирования, ликвидировано большинство отраслевых централизованных фондов, заметно упрощена система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Естественно, что все эти перемены имели весьма важное значение. В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности выступают:

Ø   бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

Ø   средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются ИП, региональными органами управления;

Ø   собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);

Ø   финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т.п.);

Ø   кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

Ø   конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;

Ø   иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

Ø   средства национальных и зарубежных научных фондов;

Ø   частные накопления физических лиц.

В последние годы наметилась тенденция уменьшения доли бюджетных ассигнований в структуре источников инновационного финансирования  при одновременном увеличении нагрузки на собственные средства предприятий, что показывает Диаграмма 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                       

Диаграмма 1.

Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования*

 Инновационно-инвестиционный процесс в переходной экономике России
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*Составлено по данным Российского статистического ежегодника.2000 г., с.487.

 


Как видно из графиков, положительным направлением является также увеличение доли внешних источников инновационного инвестирования в российскую инновационную сферу. Таким образом прямое бюджетное финансирование научно-технического потенциала теряет свое первостепенное значение в связи с организацией в стране достаточного числа крупных внебюджетных фондов и привлечением новых источников инвестиций. Чтобы осмыслить значение этого важного процесса, рассмотрим подробнее некоторые формы финансирования.

 

3.2. Бюджетные ассигнования

Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение крупномасштабных научно-технических проблем, являются средства государственного бюджета. За счет бюджетных средств выполняются целевые комплексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Первый из указанных фондов предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей главной задачей содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Для этого фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов научных исследований, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, осуществляет финансирование отобранных проектов и контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Средства фонда формируются в рублях и в иностранной валюте за счет государственных ассигнований, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных юридических и физических лиц), иных источников денежных средств.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере призван оказывать финансовую поддержку и способствовать созданию малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров и других аналогичных ИП. Средства фонда могут расходоваться и на поощрение конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми ИП. Основными источниками формирования средств этого фонда являются бюджетные ассигнования, добровольные взносы организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельности фонда.

В августе 1995 г. приступила к своей деятельности еще одна государственная структура – Федеральный фонд производственных инноваций. Этот фонд был создан постановлением Правительства РФ в целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям НТП, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Основными задачами данного фонда являются:

Ø     содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям НТП;

Ø     отбор и реализация инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России;

Ø     поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;

Ø     содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли.

 

3.3. Собственные средства инновационных предприятий

Опора на государственные источники имеет некоторые преимущества: воз­можность экономии затрат на НИОКР, особенно на начальных этапах, уменьше­ние степени риска и сокращение времени на освоение производства новых про­дуктов и технологических процессов и т.д. Но, несмотря на большое значение для инновационных процессов внешних источников, решающую роль и на уровне предприятий, и на национальном уровне играют собственные ресурсы.

При формировании ресурсов внебюджетного финансирования инноваций ис­пользуются следующие первичные источники:

Ø   средства износа нематериальных активов, включаемых в себестоимость продукции, которые отражают перенос стоимости НИОКР и научно-технических новшеств на стоимость продукции;

Ø   средства амортизационных отчислении на реновацию в той их части, в ко­торой в стоимости основных производственных фондов в неявном виде учтены предпроизводственные затраты, включая затраты на НИОКР и инновации;

Ø   доходы от продажи (передачи) научно-технической продукции, имущест­венных прав на объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также доходы от продажи объектов материально-технической инфраструктуры науки и прав пользования ими;

Ø   доходы по прямым и портфельным инвестициям в НИОКР и технологиче­ское развитие, получаемые в виде дивидендов и отчислений от прибыли (роялти);

Ø   средства выкупа объектов приватизации научно-технической сферы и эмис­сионного дохода, поступающие в результате институциональных преобразований в порядке возврата государству инвестированного им капитала в НИОКР и техно­логическое развитие;

Ø    компенсации за несанкционированное (безлицензионное) использование на­учно-технических новшеств как объектов интеллектуальной и промышленной собственности.

Эти средства могут использоваться на обновление и расширение производства, осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов и программ освоения новых видов конкурентоспособной продукции, увеличение собственных оборотных средств, а также на другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы предприятия.

Для практического использования перечисленных источников представляется необходимым установить обязательный для всех организаций и предприятий по­рядок выделения и обособления в бухгалтерском учете средств по вышеупомяну­тым источникам инвестиционных средств и их перечисление на отдельный бан­ковский субсчет «Фонды финансирования НИОКР и инноваций». Предусмотреть расходование этих фондов по строго целевому назначению.

Если собственных средств ИП недостаточно, а в потенциале ИП имеется солидный научно-технический задел, можно прибегнуть к дополнительной эмиссии ценных бумаг (вторичному выпуску акций). Естественно, что этот путь доступен лишь предприятиям, которые организованы в форме закрытых или открытых акционерных обществ.

 

3.4. Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике.

Коммерческому кредиту отводится сегодня весьма важное место в финансовом обеспечении работы ИП. Этот вид экономических отношений постоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. Речь в данном случае идет о порядке выдачи кредита, способах его погашения, организации банковского контроля за соблюдением договорных условий.

Организация долгосрочного кредитования, как правило, базируется на трех основополагающих принципах: обеспеченности, срочности, платности. Сегодня предприятию-клиенту предоставлено право открывать ссудные счета не в одном, а в нескольких банках. Важным признаком современной системы кредитования деятельности ИП является ее договорная основа. Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно между банком и предприятием-заемщиком (субъектом кредитования). При решении вопроса о выдаче долгосрочного инновационного кредита банк анализирует перспективы экономического роста кредитуемого ИП, возможности реализации продукции и ожидаемый рост доходов. Эта информация содержится в бизнес-планах, которые подготавливаются по каждому инновационному проекту. Как правило, коммерческий банк кредитует только такие мероприятия, которые имеют реальные сроки окупаемости и наличие источников возврата кредита, обеспечивают окупаемость финансируемых вложений в более короткие сроки, чем среднеотраслевые сроки окупаемости. Практика показывает, что банковский кредит в отличие от бюджетного финансирования позволяет повысить эффективность инвестиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более приемлемым и удобным методом мобилизации денежных средств на длительные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигационных займов.

 

3.5. Иностранный венчурный капитал

В отдельном пункте правильнее было бы рассматривать не иностранный венчурный капитал как одну из форм внешнего инновационного финансирования, а гораздо более широкую категорию, объединяющую как прямые, так и портфельные иностранные инвестиции в инновационную сферу. Выше было замечено, что доля внешних источников в структуре затрат на НТП неизменно растет. Этот рост объясняется в основном усилением роли крупных иностранных венчурных фондов и значительным увеличением с их стороны объемов капиталовложений, чем и объясняется мое предпочтение.

Сегодня трудно встретить предприя­тие, которое не пыталось бы найти источник внешнего финансирования. Вариантов решения этой проблемы, мягко говоря, не много. Отечествен­ная банковская система еще не скоро восстановится после финансового кризиса. Зарубежные банки очень ос­торожны и, как правило, не рискуют давать взаймы российским предприя­тиям. Если это и случается, то только при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которые весьма и весьма проблематично.

Международные финансовые органи­зации, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Междуна­родная финансовая корпорация и другие если и принимают к рассмот­рению тот или иной крупный инвести­ционный проект, то в большинстве случаев речь идет о частичном его финансировании, которое редко пре­вышает 30% общей суммы. В между­народные финансовые организации стоит обращаться только тогда, когда уже есть стратегический инвестор или партнер.

Многие страны, в том числе развитые западноевропей­ские, в период промышлен­ной стагнации сталкивались с анало­гичными проблемами. Одним из эф­фективных средств преодоления дефицита или дороговизны инвести­ционных ресурсов является развитие сети венчурных фондов. Своим по­явлением они обязаны США, где венчурные фонды создавались в ос­новном для финансирования пер­спективных идей и начинаний.

В США существует несколько со­тен венчурных фондов разной вели­чины, в совокупности они управля­ют финансовыми ресурсами, оцени­ваемыми в 10 млрд. долл. Раз в месяц венчурные капиталисты собираются в Силиконовой долине, где им пред­ставляют несколько новых перспек­тивных фирм. Те фирмы, которым удалось попасть в Силиконовую до­лину, могут быть спокойны за свое финансовое благополучие.

Интерес венчурных капиталистов США к новым компаниям основан на их вечной мечте напасть на золо­тую жилу. Наглядный пример — удачные венчурные инвестиции в молодую фирму Apple Computer, ко­тировки акций которой всего за три года выросли более чем в 100 раз.

 Зарубежный венчур­ный капитал достаточно активен в России. В на­стоящее время деклари­руют свое присутствие в России более 40 венчур­ных фондов с суммарны­ми активами не менее 4,3 млрд. долл. На терри­тории России размещены представительства около 30 управляющих компа­ний венчурных фондов.

Все действующие в России зарубежные фон­ды можно условно разде­лить на три группы:

Ø   фонды, капитал кото­рых полностью или частич­но сформирован Европей­ским банком реконструк­ции и развития с участием других международных фи­нансовых  организаций (фонды ЕБРР);

Ø   активно действующие в России фонды, в созда­нии и деятельности кото­рых наряду с корпоратив­ными и частными инвес­торами в той или иной форме участвует государ­ство («активные» фонды);

Ø   фонды, заявившие о своей заинтересованности в присутствии на россий­ском рынке, однако еще не проявившие значительной деловой активности («пас­сивные» фонды).

Деление фондов на «активные» и «пассивные» весьма условно и основа­но на имеющихся сведе­ниях о количестве и объе­мах инвестиций, осуще­ствленных в России.

ФОНДЫ ЕБРР. В настоящее время в России действуют 10 реги­ональных венчурных фон­дов, капитал которых об­разован за счет средств ЕБРР, вложившего 308 млн. долл. Расходы на со­держание и обеспечение деятельности фондов по­крываются из средств тех­нической поддержки (по­рядка 200 млн. долл.), без­возмездно выделяемых правительствами стран «Большой семерки». Фон­ды были сформированы в 1993—1994 гг. сроком на 10 лет в рамках програм­мы поддержки частных и приватизированных пред­приятий преимуществен­но среднего бизнеса (до 5 тыс. работающих) в регио­нах России.

Отраслевые предпо­чтения в явном виде не выражены. Проинвестированные компании спе­циализируются в 32 ви­дах деятельности.

Средний размер вложе­ний — около 2 млн. долл., интервал значений — от 0,5 млн. долл. до 4,5 млн. долл. Существует практика совместного финансиро­вания несколькими фон­дами одной компании (пе­тербургские компании по переработке мяса и тор­говле медицинскими пре­паратами, нижегородская компания по производст­ву медицинских препара­тов и др.). При этом сум­марные инвестиции в од­ну компанию превышают 8 млн. долл.

У всех региональных фондов единственным акционером является ЕБРР, поэтому на деятель­ность управляющих ком­паний этих фондов, несо­мненно, оказывает влия­ние определенная полити­ческая сверхзадача: со­действие становлению ры­ночной экономики в Рос­сии. Поэтому не столь ва­жен количественный ре­зультат деятельности в ви­де высокой прибыли, важнее избежать отрица­тельного эффекта при не­удачах в реализации про­ектов. Отсюда единствен­но возможной стратегией является минимизация ри­сков, которая достигается внимательным и нетороп­ливым выбором пусть низ­кодоходных, но достаточно надежных проектов.

Срок существования фондов — 10 лет, что обес­печивает временной лаг для беспроигрышного вы­бора и реализации проек­тов. Кроме того, для сни­жения риска средства вкладываются только сов­местно со стратегическим зарубежным партнером либо российскими феде­ральными или региональ­ными структурами. Также примечательны и предпо­чтения по стадиям инвес­тирования: «расширение» и более поздние стадии. Это предполагает инвести­ции в стабильно действующие предприятия со сло­жившейся командой и до­статочной историей, что в значительной степени снижает риск неудачи.

ЕБРР принимал доле­вое участие в формирова­нии еще ряда фондов, обычно совместно с МФК. В тех фондах, где ЕБРР и МФК не являются акци­онерами, имеющими кон­трольный пакет, влияние политических факторов не становится определя­ющим при выборе страте­гии деятельности управля­ющих компаний. Страте­гия определяется менед­жерами компаний и от­ражает их профессио­нальные предпочтения и оценку ими состояния рынка и бизнеса в России.

Суммарный капитал этих фондов составляет порядка 530 млн. долл. При этом надо отметить, что только 2 фонда из этой подгруппы ограничивают свою деятельность Росси­ей, все остальные действу­ют либо в СНГ, либо в стра­нах Восточной Европы, включая Россию. По име­ющимся данным, 4 фонда этой подгруппы осущест­вили инвестиции в 82 ком­пании на общую сумму по­рядка 270 млн. долл., при этом в России — не ме­нее 200 млн. долл. в 69 компаний.

Судя даже по этим не­полным данным, можно сделать вывод о высокой активности профессио­нальных управляющих компаний, обусловленной в первую очередь хороши­ми перспективами для венчурных капиталистов на развивающемся рынке России. Например, создан­ный в 1994 г. First NIS Regional Fund с капиталом 160 млн. долл. уже в апре­ле 1998 г. выплатил акцио­нерам в виде дивидендов 100 млн. долл., а в 1999 г., несмотря на августовский кризис 1998 г., — 33,6 млн. долл. Причем в качестве меры противодействия по­вышению уровня риска, вызванного кризисом, ру­ководством фонда избра­но значительное увели­чение объема прямых ин­вестиций в действующие предприятия реального сектора экономики.

Общей для фондов этой подгруппы является ори­ентация на предприя­тия среднего бизнеса, что подтверждается мини­мальным размером инве­стиций от 1 млн. долл.

«АКТИВНЫЕ» ФОНДЫ. К этой группе можно отнести 6 фондов с сум­марным капиталом по­рядка 1,26 млрд. долл., осуществивших до настоя­щего времени прямые ин­вестиции общим объемом не менее 430 млн. долл. в несколько десятков рос­сийских компаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ