бесплатные рефераты

Иностранные инвестиции в РФ: структура, направления и эффективность использования

- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

 

Основные виды инвестиций

Для развитых стран мира и стран, развивающихся или переживающих кризис в экономике, инвестиционная политика, стимулирующая принятие инвестиционных решений и исполнение инвестиционных проектов, обеспечивающих поддержание технико-технологического состояния народного хозяйства на мировом уровне или достижение его, экономические усилия в этом направлении, является одним из важнейших средств успешного осуществления независимой внутренней и внешней политики. В этом состоит общеэкономическое значение инвестиций и принятие инвестиционных решений.

Международные финансовые рынки не ограничиваются рамками одной страны: деятельность таких рынков предполагает участие в них представителей разных стран; предметы торговли (например, долговые обязательства) должны быть нормированы в валюте, отличающейся от валюты страны, в которой они продаются. Речь идет, как правило, о свободно конвертируемой валюте.

Финансовые рынки обычно подразделяются на денежный рынок (money market), на котором реализуются краткосрочные финансовые инструменты со сроком обращения не более года: коммерческие и казначейские векселя, банковские акцепты, купонные и дисконтные облигации и т.д., и рынок капитала (capital market), на котором обращаются долгосрочные обязательства, акции и др. ценные бумаги. Последний часто рассматривают как важнейший вид финансового рынка.

Рынок капитала, в свою очередь, подразделяется  на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг, который составляет существенную часть этого рынка и включает в себя организованный и неорганизованный («уличный») рынки.

Вместе с тем переход к рыночной системе хозяйственных связей способствует существенному расширению круга инвесторов, активизации инвестиционной деятельности. Особое положение среди них занимают различные негосударственные (частные) инвесторы, которые вкладывают собственный или заемный капитал в развитие тех или иных отраслей и сфер народного хозяйства, а также совершают те или иные операции на различных финансовых рынках.

По характеру инвестиций и форме собственного капитала различают индивидуальных (физические лица), корпоративных (предприятия и организации) и институциональных (коллективных) инвесторов.

Особенность индивидуальных инвесторов состоит в том, что они не объединяют свои капиталы, производят инвестирование от своего имени и из собственных средств независимо друг от друга.

Корпоративные инвесторы действуют от имени соответствующего предприятия, фирмы акционерного общества с привлечением его собственного капитала и заемных средств. Значительная часть корпоративных инвесторов занимается в основном материальным инвестированием, вложения в ценные бумаги представляют для них дополнительный вид инвестирования.

Институциональные инвесторы формируют свой капитал из средств клиентов или вкладчиков и размещают его в основном в ценные бумаги. Для некоторых из них дополнительным является материальное инвестирование.

При оценке инвестиционных решений под инвестициями понимается деятельность инвестора, направленная на достижение своих, как правило, долгосрочных, целей, не связанных с текущим потреблением, которая основывается на вложении (расходах) собственного и заемного капитала.

В качестве инвестора, действующего в соответствии со своими целями и полностью отвечающего за их достижение, выступают либо собственниками капитала, либо лица, уполномоченные принимать инвестиционные и финансовые решения от имени юридического лица. В последнем случае инвестирование осуществляется путем использования собственного и заемного капитала соответствующей фирмы или акционерного общества.

Важную роль при анализе макроэкономических особенностей инвестиций играет исследование инвестиционного спроса предпринимателей. В соответствии с факторами такого спроса инвестиции делятся на индуцированные – порождаемые устойчивым ростом спроса на различные блага, и автономные – возникающие при постоянном, или фиксированном, спросе на них.

Основные принципы и методы обоснования наиболее выгодного, или предпочтительного, использования собственного и заемного капитала для достижения долгосрочных целей инвестора составляют содержание теории инвестирования. Под оптимальной инвестицией понимается такая, которая больше всего соответствует этим целям. Методы обоснования инвестиционных решений должны обеспечивать инвестору возможность выбора оптимальной инвестиции с учетом конкретной цели, выраженной количественно.

 

 

В качестве примера основных стран-инвесторов в российскую экономику приведем следующую таблицу:

Табл.2  Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику РФ, по станам.

 

1995

1996

1997

1998

1999

Млн. долл.

США

В % к итогу

Млн. долл.

США

В % к итогу

Млн. долл.

США

В % к итогу

Млн. долл.

США

В % к итогу

Млн. долл.

США

В % к итогу

Всего инвестиций

в том числе из стран:

    США

    Германия

    Кипр

    Великобритания

    Нидерланды

    Швейцария

    Франция

    Швеция

    Австрия

    Япония

    другие страны

2983

 

832

308

41

183

85

436

108

63

81

75

771

100

 

27,9

10,3

1,4

6,1

2,6

14,6

3,6

2,1

2,7

2,5

25,9

6970

 

1767

332

825

507

981

1348

43

157

200

22

788

100

 

25,4

4,8

11,8

7,3

14

19,3

,6

2,3

2,9

0,3

11,3

12295

 

2966

1647

992

2411

540

1756

209

72

378

139

1185

100

 

24,1

13,4

8,1

19,6

4,4

14,3

1,7

0,6

3,1

1,1

9,6

11773

 

2238

2848

917

1591

877

411

1546

146

83

60

1056

100

 

19,0

24,2

7,8

13,5

7,4

3,5

13,1

1,2

0,7

0,5

9,0

9560

 

2921

1695

923

733

541

405

312

70

43

42

1875

100

 

30,6

17,7

9,7

7,7

5,7

4,2

3,3

0,7

0,4

0,4

19,6

 


Глава 3.         Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в РФ.

 

Состояние инвестиционной сферы в значительной мере определяется развитием правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Особую же роль применительно к рассматриваемой проблеме призван сыграть вступивший в силу в июне 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Этот закон, направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также конституирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права. Акт содержит ряд принципиально новых положений в сравнении с ранее действовавшим Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Прежде всего расширено понятие «иностранный инвестор»: под него теперь подпадает и не являющаяся юридическим лицом «иностранная организация», гражданская правоспособность которой определяется законодательством государства, где она учреждена, и которая в соответствии с ним вправе инвестировать на территории РФ.

На стабилизацию условий деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, в которой прописано, что в случае принятия новых законодательных актов или внесения в действующие акты изменений, ухудшающих условия реализации и технико-экономические показатели инвестиционных проектов, иностранным инвесторам предоставляется право не применять эти акты в течение срока окупаемости данных проектов. Но не более семи лет со дня начала их финансирования; по особо крупным инвестиционным проектам — более 50 млн. долл. — предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия «дедушкиной оговорки». Предоставление такого стабилизационного преимущества оговорено рядом обстоятельств, связанных с участием иностранного инвестора в реализации приоритетного инвестиционного проекта, наличием более чем двадцатипятипроцентной его доли в уставном (складочном) капитале. Кроме того, предусмотрено право Правительства РФ определять критерии оценки неблагоприятных условий режима запретов и ограничений, установления порядка регистрации приоритетных проектов.

Важный фактор формирования инвестиционного климата — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором вдет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий предпринимательской деятельности на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).

К сожалению, последнее типовое соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений было одобрено в 1992 г. За это время в сфере международного инвестиционного сотрудничества произошли изменения, предопределяющие необходимость новых подходов к заключению подобных соглашений. Речь идет о подходах, создающих дополнительные возможности по укреплению стабильности инвестиционного процесса и усилению гарантий инвесторам, подкрепляемые авторитетом международных нормативно-правовых актов. Одна из проблем здесь связана с двойным налогообложением инвестиций, во избежание которого новейшим российским законодательством предусмотрен порядок заключения международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогов и сборов, и устанавливающих особые правила и нормы. Согласно статье 7 первой части Налогового кодекса РФ, международные договоры такого рода имеют приоритет перед внутренним налоговым законодательством России (это соответствует также положениям статьи 15 Конституции РФ). К числу стран «дальнего» и «ближнего» зарубежья, с которыми Россия заключила соглашения, исключающие двойное налогообложение доходов и имущества, относятся Австрия, Армения, Бельгия, Белоруссия, Болгария, Великобритания, Дания, Индия, Ирландия, Канада, Китай, Норвегия, США, Кипр, и др.

В общем, в последнее время на федеральном и региональном уровнях проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиций не регулируется законодательными актами, в связи с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовке и принятию соответствующих актов (касающихся прежде всего концессий и свободных экономических зон).

К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся - шаги по развитию соответствующей правовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения. Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Определено, далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, — имеют.

И все же инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным: объем иностранных инвестиций, как уже отмечалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?

Прежде всего, это значительный внешний долг, составляющий около 145 млрд. долл. Он дает огромную нагрузку на бюджет, в котором после погашения годовых платежей по существу не остается средств на инвестиции. Отсюда и очевидное отсутствие результативной государственной инвестиционной политики, мизерность государственных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики.

Другой негативный фактор — поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Коль скоро государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора. Решение этой задачи помогло бы последним обрести дополнительные источники накопления.

            Понятие «инвестиции», «иностранные инвестиции» можно определить по-разному. Само слово «инвестиция» английского происхождения (investments) и означает оно «капиталовложения». Следовательно, термины «инвестиция» и «капиталовложения» –  это синонимы.

Говоря об иностранных инвестициях, необходимо прежде всего проводить различия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции – это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права.

Под частными понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.

Важно определить понятие «иностранные инвестиции» в правовом смысле, поскольку только на них распространяется законодательство об иностранных инвестициях. Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

В типовом проекте Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренном Правительством Российской Федерации, термин «капиталовложения» охватывает все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одной договаривающейся стороны (т.е. одного государства) вкладывают на территории другой договаривающейся стороны (т.е. другого государства) в соответствии с ее законодательством.

По закону России иностранными инвестициями признаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты предпринимательской и другой деятельности в целях получения прибыли (дохода).

По мнению А.Г. Богатырева, «иностранные инвестиции являются иностранным капиталом – собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело) на территории другого государства».

От обычных внутренних инвестиций иностранные инвестиции отличаются источником их происхождения и тем, кто является собственником (инвестором). По своему происхождению они являются иностранным капиталом. Иностранные инвестиции ввозятся в страну из другого государства, они вкладываются в экономику принимающей страны инвесторами из другого государства.

С точки зрения экономической частные иностранные инвестиции могут подразделяться на инвестиции в виде займов и кредитов (ссудный капитал) и на инвестиции в виде прямых и портфельных инвестиций (предпринимательский капитал).

Формы иностранных инвестиций.

Законодательство предусматривает, что иностранное инвестирование может осуществляться не только путем долевого участия при создании СП, приобретения долей участия в существующих предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путем создания предприятий, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц, приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, приобретения иных имущественных прав и осуществление иной, не запрещенной действующим законодательством инвестиционной деятельности.

Для практики важно и то, что инвестиционное законодательство прямо предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в осуществлении разгосударствления и приватизации.

Законодательство предоставляет следующие возможности иностранному инвестору:

долевое участие в СП путем создания новых совместных предприятий, а также приобретения доли участия (паев, акций) в существующих предприятиях;

участие в приватизации;

создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;

создание банков с иностранным участием;

приобретение предприятий;

создание дочерних предприятий, филиалов, представительств;

приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

приобретение государственных ценных бумаг;

приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;

приобретение иных имущественных прав;

заключение концессионных договоров;

заключение договоров с юридическими и гражданами принимающей страны;

осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах.

 

 

 

 

 

Перечень законодательных актов, регулирующих взаимоотношения в области иностранных инвестиций

1.      Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г. (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)

2.      Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» принятый в июне 1999г.

3.      Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями"

4.      Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. N 73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации"

5.      Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 февраля 1995 г.)

6.      Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1199 "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов"

7.      Указ Президента РФ от 24 ноября 1994 г. N 2108 "О дополнительных мерах по стимулированию развития производства, в том числе с привлечением иностранных кредитов"

8.      Постановление Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 173 "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.)

9.      Постановление СМ РФ от 16 октября 1993 г. N 1060 "Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г.)

10. Указ Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 "О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков"

11. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.

12. Указ Президента РФ от 26 октября 1992 г. N 1302 "О Российско-Американском инвестиционном банке"

13. Условия открытия банков с участием иностранных инвестиций на территории Российской Федерации (утв. ЦБР 8 апреля 1993 г. N 14).

14. Письмо ГТК РФ от 20 мая 1993 N 01-13/4730 "О государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями"

15. Постановление Президиума ВС РФ от 2 марта 1992 г. N 2426-1 "О Международном банке экономического сотрудничества и Международном инвестиционном банке"

16. ФЗ «О Соглашениях о разделе продукции"

17. ФЗ «О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из ФЗ «О Соглашениях о разделе продукции»


Глава 4. Специальные формы иностранных инвестиций

I.     Общие понятия лизинга.

Под лизингом понимают имущественные отношения, при которых одна организация (пользователь-лизингополучатель) обращается к другой (лизинговой компании) с просьбой приобрести необходимое оборудование и передать его ей в пользование.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ