бесплатные рефераты

Инвестиции как фактор экономического роста

 

 

 

 

 

  совладельцев

 

 

 

 

 

 

  организаций

 

 

 

 

 

 

  прочие прямые

224

631

592

989

2432

418

  инвестиции

 

 

 

 

 

 

портфельные инвестиции

39

145

451

472

401

333

     из них:

 

 

 

 

 

 

  акции и паи

11

72

329

283

369

302

  долговые ценные

28

72

104

129

32

31

  бумаги

 

 

 

 

 

 

прочие инвестиции

924

6384

9827

15306

22517

30756

     из них:

 

 

 

 

 

 

  торговые кредиты

187

1544

1835

2243

2973

3848

  прочие кредиты

493

4735

7904

12928

19220

26416

  прочее

244

105

88

135

324

492

Объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в январе-сентябре 2005 года, составил 26,83 млрд долларов, что на 7,9% ниже соответствующего периода 2004 года. Негативная динамика - результат значительного роста в 2004 году, уверяют статистики. В январе-сентябре 2004 года был существенный рост иностранных инвестиций в РФ - на 39,4% по сравнению с 9 месяцами 2003 года, напоминает Росстат. По итогам всего 2004 года был зафиксирован рост иностранных инвестиций на 36,4%, до 40,5 млрд долларов.

Прямые зарубежные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 6,6 млрд долларов (рост на 18,1%).

Портфельные иностранные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 365 млн долларов, что на 60,5% выше уровня 9 месяцев 2004 года.

Прочие инвестиции в Россию составили 19,8 млрд долларов - это на 14,8% меньше соответствующего показателя 2004 года. В целом накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу сентября 2005 года составил 96,5 млрд долларов, он увеличился на 31,4% по сравнению с концом сентября прошлого года.

Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:

·             сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;

·             улучшение финансового положения предприятий;

·             рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;

·             увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;

·             снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;

·             формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.

15 декабря 2005г. агентство Standard&Poor's повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня. Теперь российский инвестиционный рейтинг подтвержден всей тройкой мировых рейтинговых агентств. Ранее инвестиционный уровень суверенного рейтинга России был установлен агентствами Moody's и Fitch.

Standard&Poor's считается самым консервативным агентством из этой тройки. Оно действительно долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету страна признается инвестиционно привлекательной с того момента, как это подтверждают все три мировых агентства, так что у российского правительства есть все формальные основания считать свою политику успешной[5].

Дальнейшее повышение рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими и институциональными рисками, которые будут расти по мере приближения президентских выборов в 2008 году. Однако S&P не считает, что эти риски угрожают способности России обслуживать свой внешний долг[6].

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:

·               высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов  и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

·               избыточные административные барьеры для предпринимателей;

·               недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

·               достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

·               отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

·               недостаточный уровень развития фондового рынка.

Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам”.[7]Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

Проблема конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.

Таблица 3.

Региональная структура иностранных инвестиций[8], %

 

1995 г.

2000 г.

2003 г.

2004 г.

Российская Федерация

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе

 

 

 

 

Северный район

2,7

1,6

2,2

3,7

Северо-Западный

6,8

13,8

4,0

4,0

Центральный

57,9

41,9

52,7

44,6

Волго-Вятский

2,2

0,8

0,5

0,4

Центрально-Черноземный

0,2

0,7

0,2

3,0

Поволжский

9,6

4,8

1,2

4,6

Северо-Кавказкий

1,8

10,1

2,1

1,4

Уральский

2,1

8,7

8,5

3,5

Западно-Сибирский

8,8

10,7

17,0

17,5

Восточно-Сибирский

0,8

1,4

1,7

4,7

Дальневосточный

6,6

5,3

9,6

12,5

Калининградская область

0,5

0,2

0,2

0,1

В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми операциями компании “Сибнефть”, а отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием в ее экономику.

Решению региональных проблем во многом  способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживать динамику

Одной из магистральных линий политики федерального центра и самих регионов в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.

Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При высоком уровне износа основного капитала прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий.

По расчетам Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого  роста отечественной промышленности на уровне 7-8% в год необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млрд. долларов.  Именно такие вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования. Между тем в 2003 г. Российские предприятия инвестировали в производство около 70 млрд. долларов[9]. Для недостающих 30 млрд. долларов придется искать дополнительные источники: инвестиции иностранных компаний и возврат вывезенных российских капиталов.

Однако все взоры сейчас обращены к власти, которая выдвигает предложение о создании фонда государственных инвестиций. К этому году в государственном бюджете планируется создание инвестиционного фонда, с помощью которого правительство собирается финансировать проекты в области инфрастуктуры, наукоемкого производства и промышленности, подтолкнув таким образом экономический рост. Но у отдельных экономистов есть большие сомнения в эффективности такого фонда.

 

 

 

 

                               5. Заключение

 

Россия остро нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурных проектов, что подтверждает удручающее состояние автодорог, промзон и даже целых районов в больших городах. Эти тенденции показывают, насколько важно освоить путь инвестиционного развития нации для укрепления позиций отечественных предприятий, которые таким образом могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов.

Эксперты предсказывают, что в ближайшие 7­–10 лет ожидается значительный рост ПИИ, причем к 2010 году ежегодные притоки превысят 1 трлн. долларов.

К 2050 году российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз - до 55 630 долларов на душу населения, а по размеру экономики Россия поднимется с 9 на 7 место в мире. Такой прогноз сделал инвестиционный банк Goldman Sachs, рекомендовав инвесторам в 2006 году вкладываться в растущие валютные и фондовые рынки России и других стран так называемой BRIС - Бразилии, Индии и Китая[10]. Термин BRIC - аббревиатуру по первым буквам английских названий Бразилии, России, Индии и Китая - ввел в 2003 году инвестиционный банк Goldman Sachs (GS), который тогда назвал перечисленные страны наиболее перспективными "развивающимися рынками". Считается, что эти рынки к середине века выйдут на первые позиции в мировой экономике: в частности, в 2032 году по размеру экономики Индия обгонит Японию, а в 2041 году Китай обойдет США.

Экономисты GS уверены, что акции российских, бразильских и индийских компаний будут расти, а валюты всех четырех стран BRIC - укрепляться. Теперь, говорят они, BRIC уже не просто "развивающиеся рынки", а второй после США "двигатель мировой экономики".

Итак, экономические перспективы России становятся все яснее: того и гляди к нам придут "большие деньги" крупнейших западных инвестиционных и пенсионных фондов. На деле, однако (несмотря на благозвучные рейтинги), до этого далеко: Россия пока не вынырнула из-под волны оттока капиталов. А это значит, что одних рейтингов недостаточно, тем более что, как выясняется, они хорошо измеряют возможность расплатиться с долгами, а вот с оценкой реального инвестиционного климата получается несколько хуже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          6. Литература

Официальные документы

1.       Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 02.01.2000 г.)

Учебники, монографии, сборники научных трудов

 

2.   Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Г.П.Подшиваленко и М.В.Киселевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

3.   Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

4.   Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2004.

5.   Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

6.   Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003

 

Статьи из журналов и газет

 

7.   Вариавский В. Риски частных инвестиций в производственную инфраструктуру России.// МЭиМО. 2004. № 5

8.   Инвестиционная модель России //МЭиМО. 2003. №11.

9.   Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.// Экономист. 2005. № 9.

10.  Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике //Вопросы экономики. 2004. №6.

11.  Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.// МЭиМО.2005. № 9.

12.  Фишер П. Россия и мировые притоки прямых иностранных инвестиций: проблемы и перспективы.// Вопросы статистики. 2005. № 9.

Интернет

13. Сайт газеты «Ведомости». http://www.vedomosti.ru./ Великолепная четверка/.

14. Сайт http://www.gzt.ru./ Трижды инвестиционная/.

15. Сайт газеты «Время новостей». http://www.vremya.ru./ В России будет хорошо/.

16. Сайт РосБизнесКонсалтинг./ http://www.rbc.ru.

17. Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа” 

      России по адресу http://www.gks.ru.

 


[1] Основные показатели системы национальных счетов Copyright © Федеральная служба государственной статистики

 

[2] Статистические данные Евростата и Всемирного банка из доклада «Доклада о мировом развитии 2005». С. 258-259

 

[3] Прямые иностранные инвестиции

 

[4] http://www.gks.ru/free_doc/2005/b05_13/21-16.htm

[5] http://www.gzt.ru/business/2005/12/15/214310.html

[6] http://www.vremya.ru/2005/235/8/141465.html

[7] Е. Яковлева. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.//МЭиМО.2005.№9.С.16.

[8] Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.//МЭиМО.2005.№9.С.17.

[9] См.: Агентство «Интерфакс», новости от 05.08.2004

[10] http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/12/16/100858


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ