|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промышленность. Произведено промышленной продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС и акциза), по оценке, на сумму 55,0 млрд. рублей, что составляет 125,8% к уровню 2003 года. По объему промышленного производства превысили уровень 2003 года предприятия машиностроения и металлообработки – на 65,4%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – на 11,4%, пищевой промышленности – на 11,1%, топливной – на 9,3%, промышленности строительных материалов – на 8,9%. Строительство. Введено в действие 486 зданий, общий строительный объем которых составил 1672,5 тыс. куб. м (на 14,9% больше уровня 2003 года), общая площадь – 386,9 тыс. кв. м (на 10,1% больше). Введено в действие 61 здание нежилого назначения с общим строительным объемом 547,6 тыс. куб. м. и общей площадью 92,7 тыс. кв. м. Организациями всех форм собственности введено в эксплуатацию 425 жилых домов, или 2569 новых благоустроенных квартир, общей площадью 244,5 тыс. кв. м (на 5,2% больше уровня 2003 года), в том числе в сельской местности – 34,4 тыс. кв. м (на 52,3% больше уровня 2003 года). По договорам строительного подряда выполненный объем работ составил 9,8 млрд. рублей, или 103,6 % к уровню 2003 года. Транспорт. Перевезено (отправлено) 3,4 млн. тонн грузов, что на 5,6% больше, чем за предыдущий год. Грузооборот предприятий транспорта составил 4,2 млрд. т-км, или 105,8% к уровню 2003 года. Перевозки пассажиров по области составили 197,0 млн. человек и уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,8%. Связь. Общий объем услуг связи, оказанных организациями, оценивается (без НДС) в 2,8 млрд. рублей, в том числе населению – 1,7 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года их общий объем в сопоставимых ценах увеличился на 9,8%, объем услуг населению увеличился на 2,2%. Сельское хозяйство. Валовая продукция сельского хозяйства области в 2004 году, по расчетам, составила 7,2 млрд. рублей, или 104,0% к уровню 2003 года, в том числе продукция растениеводства – 4,0 млрд. рублей, или 107,4%, продукция животноводства – 3,2 млрд. рублей, или 100,2%. Потребительский рынок. Оборот розничной торговли составил 28,8 млрд. рублей, что в товарной массе на 16,7% больше уровня 2003 года. На долю неорганизованной торговли (продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках) приходилось 8,2% общего объема оборота розничной торговли. Соответственно 91,8% объема розничных продаж товаров населению формируется в торгующих предприятиях и организациях. Цены. Инфляционные процессы протекали во всех секторах экономики области. В декабре 2004 года по сравнению с декабрем 2003 года потребительские цены (тарифы) выросли на 11,7%, в том числе на продовольственные товары – на 14,7%, непродовольственные товары – на 5,2%, платные услуги населению – на 15,0%. Стоимость минимального набора продуктов питания по области в декабре 2004 года составила 1315,96 рубля в расчете на месяц и по сравнению с декабрем предыдущего года повысилась на 19,4%. Изменение цен в других секторах экономики характеризуется следующими данными: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Декабрь 2004 в % к декабрю 2003 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс цен производителей промышленной продукции |
108,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс цен производителей в строительстве |
117,0 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
117,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию |
119,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц |
111,9 |
Государственные финансы. По оперативным данным Главного управления по бюджету и финансам администрации области, в январе-ноябре 2004 года доходы консолидированного бюджета области составили 9952,4 млн. рублей, расходы – 9814,9 млн. рублей. Профицит бюджета сложился в сумме 137,5 млн. рублей.
Поступления основных налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему за январь–ноябрь 2004 года, по оперативным данным управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области, достигли 11558,6 млн. рублей. В консолидированный бюджет области за этот период поступило 7141,0 млн. рублей.
Задолженность перед бюджетами по налоговым платежам на 1 декабря 2004 года составила 1826,4 млн. рублей, 53% которой приходилось на недоимку.
Финансовая деятельность предприятий и организаций. За январь-ноябрь 2004 года положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (кроме субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных предприятий, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных учреждений) составил 5,1 млрд. рублей (за аналогичный период 2003 года 4,5 млрд. рублей).
Состояние платежей и расчетов на предприятиях и в организациях. На 1 декабря 2004 года кредиторская задолженность составила 30,8 млрд. рублей, из неё на просроченную приходилось 3,9 млрд. рублей, или 12,5% от общего объёма кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность составила 18,1 млрд. рублей, из неё просроченная – 2,1 млрд. рублей, или 11,6 % от общего объема дебиторской задолженности.
Уровень жизни и доходы населения. В январе-ноябре 2004 года денежные доходы населения сложились в сумме 46,1 млрд. рублей и увеличились по сравнению с январем-ноябрем 2003 года на 20,9%, денежные расходы населения составили 48,8 млрд. рублей и возросли на 22,9%. Превышение текущих расходов населения над его доходами связано как с уменьшением остатка наличных денег на руках у населения, так и за счет расходования на территории области денежных доходов, полученных в других регионах. Реальные денежные доходы населения к уровню января-ноября 2003 года составили 108,2%.
В январе-ноябре 2004 года среднемесячная заработная плата на предприятиях, в организациях и учреждениях области сложилась в сумме 6046,4 рубля. По сравнению с соответствующим периодом 2003 года она выросла на 28,9%. Реальная заработная плата одного работника, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, за этот период увеличилась на 15,4%.
По состоянию на 1 января 2005 года задолженность по заработной плате в сумме 5,5 млн. рублей имели 19 предприятий ведущих отраслей экономики области. По сравнению с 1 января 2004 года суммарная задолженность уменьшилась на 67,8%.
Занятость и безработица. На конец 2004 года экономически активное население области оценивалось в размере 446 тыс. человек, или 47,0% от общей численности населения. При этом 418,2 тыс. человек были заняты в экономике, 27,8 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали. Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, составила 9,1 тыс. человек (на конец 2003 года – 8,6 тыс. человек).
Уровень общей безработицы на конец 2004 года достиг 6,2% от численности экономически активного населения, зарегистрированной – 2,0% (на конец 2003 года – соответственно 9,1% и 1,9%).
Бюджетная политика региона
Благодаря определенным успехам экономического развития, условия формирования консолидированного бюджета области за 2000-2004 гг. улучшились. Доходы и расходы значительно возросли, и темпы их роста превышали темпы инфляции. Доходы и расходы были практически сбалансированы.
Вместе с тем, ситуацию нельзя признать благополучной из-за того, что размеры средств, которыми располагает область, не позволяют проводить активную социальную политику, содействовать в полной мере развитию отраслей экономики, остающихся в сложном положении (сельское хозяйство). Одной из причин этого является слабость налогооблагаемой базы, вызванной последствиями спада производства в предшествовавший период.
По мере выхода экономики из кризиса, размеры получаемых областью доходов возрастают. Другим важным фактором являются складывающиеся не в пользу области отношения с федеральным бюджетом. Область перечисляет в федеральный бюджет налогов и сборов больше, чем получает оттуда финансовой помощи.
Экономика Калининградской области имеет четко выраженную специфику, игнорирование которой ведет к резким и непрогнозируемым последствиям. В результате усилий областных органов власти, при поддержке Центра, удалось улучшить ситуацию, но состояние федерального законодательства на сегодняшний день не обеспечивает надежные гарантии стабильности условий экономической деятельности на территории области. Поэтому по итогам 2003 г. совокупный бюджетный план по доходам не выполнен в основном из-за недовыполнения по налогу на прибыль.
В 2003 году обострились проблемы государственного долга Калининградской области. Более отчетливо и остро встала проблема покрытия дефицита областного бюджета. В первом полугодии 2001 года вследствие неурегулированности просроченных долговых обязательств не удалось задействовать основной предусмотренный Законом о бюджете источник покрытия дефицита - облигационный заем Калининградской области.
Следует отметить улучшение состояния бюджетов ряда муниципальных образований, несмотря на отмену налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы. Такая ситуация стала следствием перераспределения налога на доходы физических лиц между уровнями бюджетов и расширения круга его плательщиков, а также значительным ростом поступлений по ряду других налоговых источников. Вместе с тем, эту тенденцию нельзя признать устойчивой в условиях дальнейшего реформирования налоговой системы.
Налоговая реформа, проводимая в стране, существенно меняет основные доходные источники регионального бюджета. В этих условиях одной из важнейших задач является существенное наращивание доходной базы областного бюджета. Один из путей повышения эффективности региональной налоговой системы - значительное сокращение льгот по налоговым платежам в областной бюджет. Анализ показывает, что большинство из них необоснованны и неэффективны. Некоторые налоговые льготы нарушают одну из основ налоговой системы - всеобщность и равенство налогообложения. В первую очередь предполагается пересмотреть механизм поддержки предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты. Стимулировать инвестиции должна налоговая система в целом, а не механизм, основанный на умении взаимодействовать с органами государственной власти. Государственная поддержка отдельных инвестиционных проектов в рамках программ социально-экономического развития области будет осуществляться только в форме налогового кредита, одним из условий предоставления которого должно быть адекватное участие государства в уставном капитале или приобретение облигаций предприятия.
Предусматривается продолжить тесное взаимодействие с налоговыми органами в рамках работы по погашению задолженности предприятий по налоговым платежам. До 1 декабря 2003 года усилия были направлены на процедуры реструктуризации налоговой задолженности и списании безнадежной недоимки по платежам в областной бюджет. В отношении предприятий, имеющих значительную неурегулированную задолженность перед областным бюджетом, и не воспользовавшихся правом реструктуризации этой задолженности, предполагается более решительно применять процедуру банкротства.
В ближайшее время будет кардинально пересмотрена политика в отношении унитарных государственных предприятий Калининградской области. Они должны иметь обоснованные и контролируемые планы деятельности и формировать определенную часть доходов областного бюджета. Более существенным источником доходов должна стать и государственная собственность, переданная в оперативное управление областным бюджетным учреждениям. В областном бюджете стали учитываться доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности и иной деятельности, приносящей доход. Одновременно с формированием областного бюджета на 2005 год проводится инвентаризация расходов областного бюджета и определение мероприятий по оптимизации сети бюджетных учреждений, структуры органов государственной власти Калининградской области. Готовятся предложения по внесению изменений в ряд областных законодательных и нормативных актов, либо о приостановке их действия с учетом среднесрочных задач социально-экономического развития области.
Необходимо сокращение количества программ, предложенных к финансированию из областного бюджета. Перечень приоритетных программ с указанием их параметров следует сформировать в кратчайшие сроки. Исходя из оценки реализации программ, финансируемых из областного бюджета, следует определить их приоритетность. Критериями при этом должны стать неотложность решения конкретной социальной проблемы, эффективность программы и её место в концепции развития области. Предполагается усилить ответственность государственных заказчиков областных программ за реалистичность предусмотренных в них мероприятий, а также за результаты их осуществления. При формировании областного бюджета отдается приоритет финансированию под государственные контракты и гранты, размещаемые на конкурсной основе. Необходимо добиваться прозрачности государственных закупок и заказов.
Краткосрочная политика в сфере финансов формируется с учетом среднесрочных и долгосрочных приоритетов для формирования расходов областного бюджета. При разработке и рассмотрении проектов бюджета следует уделять серьезное внимание основным бюджетным параметрам и расходам по основным разделам бюджетной классификации на перспективу. Важной задачей является эффективное управление государственным долгом Калининградской области. Государственные долговые обязательства области прошлых лет должны безусловно выполняться. Состояние государственного долга области требует серьезного пересмотра политики в отношении заимствований и принятия неотложных мер по урегулированию обязательств, взятых областью в прошлые годы. Политика в области управление государственным долгом Калининградской области должна быть предельно прозрачной и публичной. Учитывая объем и характер задолженностей, подход к их урегулированию должен быть предельно взвешенный и выверенный с точки зрения права и возможностей областного бюджета. Одновременно необходимо активизировать работу по возврату заемных средств от предприятий. Анализ имевших в прошлом недостатков требует совершенствования управления государственными финансами. Областной бюджет на 2004 год был подготовлен в строгом соответствии нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации. Готовятся предложения по дальнейшему совершенствованию регионального законодательства, регулирующего бюджетный процесс, которое требует соответствующих корректировок. Одной из самых значимых задач реформирования бюджетной системы области, к решению которой приступила областная администрация и которая была решена в 2002 году, является внедрение казначейской системы исполнения бюджета. В связи с этим новые требования предъявляются к закону об областном бюджете. Расходная часть бюджета формируется с более детальной расшифровкой, исходя из принципов казначейской системы исполнения бюджета.
Значительное место в развитии региональной бюджетной системы отводится работе по организации предоставления государственных гарантий в Калининградской области. Государственная гарантия области предоставляется органам местного самоуправления и иным юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. Право предоставления государственной гарантии в регионе принадлежит исключительно Главному управления по финансам и бюджету администрации области. Гарантия предоставляется в соответствии с Программой государственных заимствований области и Перечнем государственных гарантий области на сумму, превышающую 0,01 процента расходов областного бюджета, утвержденных Законом Калининградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Правовые и экономические льготы, формальности и преимущества предпринимательской деятельности в особой экономической зоне
Таможенные льготы и формальности
(ст. 7 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
В Особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны со следующими особенностями:
1. товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
2. товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
3. товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
4. товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза ( исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне, и считающиеся произведенными в Особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
5. с товаров, ввозимых из других стран в Особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.
Транзит товаров через территорию Особой экономической зоны
(ст. 8 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
Транзит товаров через территорию Особой экономической зоны регулируется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Налог на добавленную стоимость с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению при перевозке и перевалке товаров из Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и с остальной части таможенной территории Российской Федерации в Особую экономическую зону не взимается.
(ст. 15 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
Право собственности и иные права физических и юридических лиц на валютные ценности осуществляются в Особой экономической зоне в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
На поступления в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на территории Особой экономической зоны, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Регулирование валютных операций осуществляется Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Перевод дивидендов и репатриация капитала
(ст. 16 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории Особой экономической зоны осуществляются беспрепятственно в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Инвестиции
Функционирование Особой экономической зоны в Калининградской области, совершенствование местной законодательной базы способствуют созданию позитивного инвестиционного климата.
На 01.01.2004 в области зарегистрировано 2189 предприятий с иностранным капиталом, филиалов и представительств иностранных фирм. Общая сумма вкладов иностранных инвесторов в уставные капиталы составила 2,1 млрд. руб. В создании предприятий приняли участие инвесторы более чем из 70 стран. Наибольшее количество предприятий создано с участием партнеров из Литвы - 603, Польши - 568, Германии - 358. Значительно представлены также предпринимательские структуры Латвии (136), Белоруссии (79), Китая (35).
Доля предприятий с участием иностранного капитала в общем объеме производства составляет порядка 10%. Созданы предприятия по производству целлюлозы, сжижения газов, мебели, автозапчастей, продуктов питания и других товаров.
За 2000-2003 года на совместных предприятиях организовано 9,3 тыс. рабочих мест. В 2003 году объем капитальных вложений в экономику области составил 12,1 млрд. рублей.
Если темпы роста инвестиций в экономику области в 2002 году составили 102,8%, то в 2003 году инвестиции возросли на 86,2%. При этом объем инвестиций на душу населения в области в 2003 году превысил среднероссийский уровень на 3,3%.
Приток иностранных инвестиций в экономику Калининградской области имеет также положительную тенденцию. Если в 2002 году поступления иностранных инвестиций составили 47,7 млн. долларов США, то в 2003 году они достигли 56,2 млн. долларов США, что на 17,8% больше 2002 года.
Характерно, что в 2003 году 53 % сумм иностранных инвесторов направлены в отрасли материально-технического снабжения и сбыта. В промышленность вложено 18,4 млн. долларов США.
Важным фактором повышения инвестиционной деятельности выступает усиление влияния федерального Центра в регионе, а также готовность центральных органов государственной власти вкладывать финансовые ресурсы в экономику области.
Так, Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2010 г., которая является одним из важнейших механизмов реализации федеральной политики государства в отношении региона, намечено реализовать 149 инвестиционных проектов и некоммерческих мероприятий. Финансирование Программы предусматривается в объеме более 93 млрд. руб.
В последние годы отмечается повышение интереса к региону со стороны российских деловых кругов. Появление крупного российского бизнеса оценивается как положительный фактор развития региональной экономики.
В регион пришли такие крупные стратегические инвесторы как РАО "ЕЭС", ОАО "Газпром", ОАО "ЛУКОЙЛ", которые ориентированы на развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения региона. Они активно участвуют в инвестировании таких крупных объектов как строительство ТЭЦ-2, систем развития газовых магистралей области, освоение месторождения нефти на шельфе Балтийского моря.
Режим Особой экономической зоны предоставляет инвесторам реальные возможности для развития новых производств, ориентированных на обширные, емкие рынки России и стран СНГ. В 2004 году вступил в эксплуатацию новый завод по производству холодильников по технологиями из комплектующих литовской фирмы "Снайге". Этот проект является одним из самых крупных на территории постсоветского пространства. Объем инвестиций - 14 млн. долларов.
В настоящее время Правительство РФ совместно с администрацией области в целях совершенствования механизма функционирования ОЭЗ готовит внесение поправок в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". В новой редакции закона предполагается повысить возможности для создания и работы экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств на территории области.
В новой редакции закона предполагается введение статуса Участников Зоны, для которых предусмотрен особый порядок уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций. Новый законопроект позволит обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции. Для уже действующих в Калининградской области предприятий сохраняется 10-летний переходный период, в течение которого при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезённых в режиме свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки.
За четыре года (2001-2004 гг.) объем инвестиций в основной капитал экономики Калининградской области увеличился более чем вдвое. Доля инвестиций в ВРП региона в 2003 году составила 26% (по РФ -18,4%), что привело к качественному сдвигу в экономике: регион получил инвестиционный тип развития (по мировой практике, оптимальный уровень накоплений в ВВП.
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики за последние 4 года, увеличился в 3,2 раза, и составил в 2004 году 61,9 млн. долл. США. При этом, количество совместных предприятий возросло в 1,6 раза.
Из 12 крупных инвестиционных проектов, представленных администрацией области, 6 получило государственную поддержку в виде преференций по уплате налогов в областной бюджет. В большинстве представленных бизнес-планов сумма привлекаемых инвестиций составляет 50 и более миллионов рублей.
Стратегическими инвесторами в регионе были и остаются такие крупнейшие российские компании, как «ЛУКОЙЛ» (обустройство нефтяного месторождения Д-6 на шельфе Балтийского моря), РАО «ЕЭС России» (строительство ТЭЦ-2). В реконструкцию Неманского ЦБК 400 млн. рублей вложила Северо-Западная лесопромышленная компания. Сейчас готовится новый проект по полному переоснащению комбината со строительством очистных сооружений стоимостью уже 350 млн. евро.
Внешнеторговый оборот увеличился в 2004 году по сравнению с 2000 годом в 3,2 раза. Основными видами экспортной продукции являются целлюлоза, нефть, морские суда и другая машиностроительная продукция. Значительную часть импорта составляет машиностроительная продукция, в основном это: оборудование и технологические линии, комплектующие изделия для калининградских предприятий, использующих механизм Особой экономической зоны в Калининградской области. Весомую часть региональной экономики занимает импортозамещение.